Энциклопедия Российской империи
Дени Дидро – французский философ, запрещенный на родине и почитавшийся при дворе русской императрицы. Прослыл вольнодумцем и мечтателем. Именно так о нем отзывалась Екатерина II.
В 1773 году императрица пригласила философа в Россию для консультаций по вопросам управления государством и народом. Выкупила его энциклопедическую библиотеку и назначила ему жалование. Почти полгода Дидро и Екатерина II регулярно обсуждали дела в российской политике, судьбы государства и русского народа.
Хочется верить, что беседы между философом и императрицей не прошли даром – ни для Дидро, ни для России. Хотя Екатерина и сомневалась в применимости его взглядов и некоторые из них считала достаточно утопическими.
Что вынес из этой дружбы лично философ, а какие из его идей повлияли на будущее России? Насколько похоже современное российское государство на проект переустройства и реформирования страны, который предложил почти 250 лет назад Дени Дидро?
Ответы – в его письмах, заметках, эссе и рассказах. Все они сегодня составляют своеобразную энциклопедию нашей страны времен самой прогрессивной императрицы в истории Российской империи. Это важный взгляд со стороны, которого порой так не хватает современным чиновникам и правителям.
Наши взгляды
Человеку свойственна способность идти на риск, вопреки страху и угрозе лишения жизни, считал Дидро. А наказание смертью любой поступок делает героическим. Особенно если такой поступок является политическим актом и совершается вопреки воле государя или религиозной цензуре.
Именно нетерпимость государя или церкви даже к самым мелким деяниям граждан придает им важность. Каковы еще последствия такой нетерпимости?
▶ Возрастает число доносов, обвинений и ненависти среди подданных.
▶ Государственные должности получают лояльные, а не талантливые люди.
▶ Ограничивается доступ к знаниям и множатся предрассудки.
▶ Распространяется ложь и случаи кровопролития.
▶ Гибнут или изгоняются из государства талантливые люди.
Таланты расцветают на пути к свободе и терпимости. В образованном обществе чиновник не смеет делать глупости, которые приходят ему на ум. Поэтому министры борются с просвещением и пытаются овладеть умами граждан.
Запрещаются книги, а когда люди перестают читать – они перестают мыслить. Наступает огрубление нации и вырождение языка. Дидро был уверен, что именно язык – показатель состояния умов граждан.
«Если бы я воскрес через сто лет, то для того чтобы узнать, что сталось с нацией, я попросил бы дать мне последнее вышедшее из печати произведение литературы», – писал Дени Дидро.
Одаренный человек ищет богатства или славы. Если гонится за богатством – примыкает к угнетающей стороне. Для гражданского общества он потерян. Если хочет славы – становится на сторону преследуемых.
Дидро с уважением относился к «прекрасной химере» – так он называл религию. Но больше внимания уделял ее опасностям.
Люди представляют Бога как субъекта, способного гневаться и умиротворять. Такому Богу нужен культ, который требует жрецов и обязанностей по отношению к некоему невидимому существу. Это существо берет от людей столько голов, сколько они способны ему дать, и никогда себя не являет. Существует ли оно на самом деле?
Не Бог создал людей, считал Дидро, а люди ежедневно создают его по своему образу и подобию. Каждый народ основывает веру на собственных представлениях о божестве. А священные книги делают такие представления еще более туманными – даже самый светлый ум легко может в них заблудиться.
Смысл и цель религиозных книг – показать ничтожность человека. Они – бессвязный набор честных и бесчестных принципов, мудрости и глупости, нагромождение противоречий и текстов, возвышающих и оправдывающих акты насилия.
О морали людей и королей
«Существует лишь одна-единственная добродетель – справедливость, лишь одна обязанность – стремиться к счастью, лишь одно правило – уметь порою презирать жизнь», – считал Дени Дидро.
Дидро проводил различия между моралью королей и обычных граждан. Мораль гражданина зависит от него самого. Мораль государя – нередко от другого… государя.
Гражданин не должен вмешиваться в дела соседа, если тот не нарушает его границ, и судить чужие споры – на это есть суды. Государь не может игнорировать дела соседа, ибо рискует однажды лишиться своей власти и государства.
В основе морали – закон. У нас есть два закона и два прокурора – сама природа и общество. Природа судит тех, кто ускользает от людских законов. Наказывает болезнями и несчастьями.
Людские законы нужны, чтобы сдерживать животную натуру человека. Дидро сравнивал людей, не имеющих законов и суда, с тиграми и волками в их естественном животном состоянии.
У человека есть одна обязанность – быть счастливым. Закон должен основываться на стремлении к счастью. Тот закон, который предписывает человеку что-либо противоположное счастью, есть ложный закон.
Добродетель для законодателя – соответствие поступков гражданина общественному благу. Для подданных – соответствие поступков закону независимо от того, хорош он или плох. Но нет свода законов, мудрость которых была бы вечной. Любой закон следует пересматривать, когда он становится вредным.
«Достаточно одного злого короля, чтобы заставить обратиться к насилию и всех добрых», – указывал Дидро.
Каким бы тираном ни был король, задача философа – просвещать людей относительно их прав и усмирять религиозный фанатизм. Философ должен сказать народу: если вас ведут на убой, то только потому, что вы сами это позволяете своим правителям.
О роскоши
Роскошь как таковая, считал Дидро, ни хороша, ни плоха. Однако между гражданами одной страны есть немыслимое имущественное неравенство. В центре государства изобилие, вокруг – глубокая нищета. В этом случае влияние роскоши негативно.
Золото становится кумиром нации, богатство – добродетелью, а бедность – пороком. Богатые выставляют богатство напоказ. Бедные скрывают бедность. Роскошь ведет к соперничеству людей во всех социальных классах.
В каждом сословии портятся нравы. Богатых губит богатство. Высшие сословия – испорченность. Низшие – проституция и нечестность. И всем свойственна неразборчивость в средствах и желание иметь то, чего у них нет.
Дидро считал, что гонка за роскошью ведет к вырождению искусства, культуры и науки. Ученые более озабочены не исследованиями, а тем, как выгоднее продать свои труды. Художники торгуют копиями и нелепыми композициями. Купцы больше внимания уделяют своим поварам и кучерам с лошадьми, чем воспитанию собственных детей.