Флористика, природа и красота. Путь мастера бесплатное чтение

Скачать книгу

Мое понимание флористики. Современный русский цветочный стиль

«Моя флористика – это искренняя благодарность природе за прекрасные цветы, за щедрость, за заботу, за любовь и за терпение».

Рис.74 Флористика, природа и красота. Путь мастера

Что же такое флористика?

Чаще всего, любой справочник скажет, что это вид прикладного искусства по составлению букетов и композиций из цветов. Я все же постараюсь уточнить и расширить глубину этого определения и наполнить истинным содержанием. Флора – богиня цветов и весны. Флористика – особенный творческий вид деятельности человека, состоящий в работе с растениями и природным материалом, имеющий несколько различных направлений: от сферы продаж до высокого искусства. Цветы – это особенный товар, который несет в себе не только коммерческое содержание, но и развивающую творческую составляющую, способную влиять на флориста и всех людей, взаимодействующих с ним, с цветами, букетами и композициями.

Флорист – это деятельность, профессия, ремесло, творчество, искусство. Цветы могут стать смыслом и делом всей жизни. Флористика в некоторых направлениях является частью культуры, способной давать познание истинной гармонии, прекрасного и стремления к добру.

Мир многогранен: для каждого, кто имеет дело с флористикой, она представляется совершенно разной. Флористику часто делят на высокую и коммерческую. Мой подход к цветам отличается от остальных: это не просто продажи, где навыки и мастерство, в принципе, не так важны, не высокая и не оформительская флористика. Мой стиль – это творчество и художественное искусство продаж, он отражает естественную красоту цветов и букетов, но с глубоким философским подходом и филигранной техникой. Отсутствие стереотипов дали мне возможность самой постепенно выявить и сформировать правила флористики, естественно имеющие твердую концепцию, основанную на природоустройстве, поведении цветов, красоте и гармонии, прийти к определенному пониманию этого вида деятельности, разработать новые и усовершенствовать старые способы и методики, необходимые для качественной работы в повседневном коммерческом направлении, которые я раскрываю и передаю в своих работах, книге и обучении.

«Не иди туда, куда ведет тропа. Иди туда, где нет тропы, и прокладывай свою».

Мой опыт и знания станут полезными для тех, кто стремится стать настоящим мастером своего дела и превратить цветочную деятельность в искусство.

Порой мне кажется, что я не сама пришла к пониманию флористики, а была ведома. Я собрала десятки тысяч букетов, и не просто так, а глубоко анализируя, что и как делаю, что хорошо, что плохо; экспериментировала, наблюдала за поведением цветов, всматривалась, как растут и появляются они в природе. Постепенно отобрала основные закономерности и правила работы в этой области, идеи гармонии, естественности и красоты как истины в образе. Взяв за основу русскую культуру и природу, свои знания о мире, чувство прекрасного и бережное отношение к цветам, соединив воедино самобытность национального искусства, традиций и современность, я смогла открыть и доказать существование современного русского цветочного стиля, словно он был послан мне свыше, как награда за любовь и огромный труд, за преданное служение и бескорыстную самоотдачу цветам.

Русская флористика – это флористика с русской душой, чуткая, глубокая, философская, естественная, смело идущая своим собственным неповторимым путем, обладающая уникальным внутренним содержанием, выраженным во внешней природной красоте. В ней отражается лиричность русского пейзажа, она вдохновлена великими произведениями классиков и полотнами художников, наполнена особенным духом. Через нее чувствуется и понятен внутренний мир русского человека.

«Когда вы что-то делаете без любви и непрофессионально – это халтура. Когда вы что-то делаете без любви, но профессионально – это ремесло. Когда вы что-то делаете непрофессионально, но с любовью – это хобби. Когда вы что-то делаете профессионально и с любовью – это искусство».

Рис.5 Флористика, природа и красота. Путь мастера

Современный русский цветочный стиль отражает естественную красоту природы, скромность, изящество и легкость в букетах и композициях, это единство русской культуры с современным течением жизни, в нем заложено бережное отношение к цветам, забота о планете и экологичная работа, неповторимость каждого времени года, сочетание мастерства и художественной свободы.

Русское художественное искусство всегда было узнаваемо и отличительно в мире, и русская флористика может стать частью высокой духовной культуры, обладающей тонкой проницательностью, не похожей на всю остальную культуру, передающей и открывающей перед всеми русскую душу. Я берегу и уважаю традиции и самобытность, но ни в коем случае не останавливаю течение времени, учитываю его, без погони за деньгами или престижем, также, как и всегда развивалась культура России, своим отдельным и особенным путем.

«Не важно, что именно ты делаешь; важно, чтобы все, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нем оставалась частица тебя самого. В этом разница между человеком, просто стригущим траву на лужайке, и настоящим садовником». Р.Бредбери

Флористика, как и любое занятие, – это жизненный путь. Я испытываю разные чувства и эмоции, связанные с этим делом: любовь, радость, вдохновение, переживания, усталость, ко мне часто приходят новые идеи или мысли. Без цветов мне плохо, но и с цветами не легко. Не могу сказать, что мой цветочный путь – это красная дорожка, усеянная лепестками роз, или солнечная полянка, над которой я порхаю как птичка, но дороги бывают разные. Я люблю цветы, вот это чувство. Цветы дались и даются мне так не просто, и вопрос, где же все-таки ставить запятую «уйти нельзя оставаться» возникает снова и снова на моем пути.

Рис.20 Флористика, природа и красота. Путь мастера

Подлинная красота, культура и флористика, как ее часть, способны изменить мир, наполнив его красотой, мудростью и знаниями.

Одно слово, один поступок, один решительный шаг может изменить или спасти целую жизнь, и мы никогда не знаем, где он, этот шаг. В современной флористической культуре попытка преподнести естественную природную красоту и то, что цветы не нуждаются в искусственных упаковках, украшениях и красках, что мир растений уже совершенен, и остается просто взять эти краски и нарисовать свои картины, – может показаться чем-то первобытным и совершенно не нужным. Мода, тренды, высокое искусство флористики диктуют другое. Идти ли в разрез, спасая то, что так нужно спасти, спасти ради самой жизни? То, о чем без конца кричит современная «культура» – лишь иллюзия успеха. Истинный успех заключен в добре, заботе и любви к нашему миру, к нашей природе, отдача своего вдохновения, труда, сил, времени для ее процветания и, тем самым, своего и своих детей.

Задача любой флористики, как части культуры, состоит в осмыслении природной красоты и передачи ее через свои работы, воспитание в людях любви к природе, нравственности, морали и чувства прекрасного, всего, что делает нас лучше, возвышая через искусство и красоту человеческий дух. Подлинная флористика несет гармонию и красоту, основываясь на понимании законов природы, красоты и экологии. В ней заложено природолюбие по своему смыслу изначально.

«Мир спасет красота, – это утверждают философы на протяжении всей истории. Но для начала необходимо понять и спасти истинную красоту… А она находится здесь: в мире природы, растений и цветов…

Рис.37 Флористика, природа и красота. Путь мастера

Немного о цветах. Инструменты, упаковочные и расходные материалы

Цветы – заменяют все, поэтому прежде, чем взять в руки цветы, необходимо решить, что важнее: все или цветы.

Что я могу сказать о цветах?

«Цветы словно птицы, держать которые нужно аккуратно, чтобы не причинить боль и в то же время не выпустить из рук».

Цветы прекрасны, и каждый по-своему. То, как вы преподнесете через свои работы цветок, зависит от ваших умений и мастерства, видения и понимания прекрасного, вашего художественного и профессионального взгляда.

Цветы живые, но время их жизни ограничено, у каждого свой срок, и он в ваших руках, зависящий от их природы; знаний и умений флориста по уходу, хранению и применению их наилучшим образом.

Цветы – это труд, прежде чем стать «цветочной феей», придется изрядно потрудиться, пока не наступит время, где вам будут помогать в этом деле.

Рис.52 Флористика, природа и красота. Путь мастера

Цветы любят руки, заботу, внимание, бережный уход, цветы – это ответственность, как в работе врача.

У каждого свой характер, и его придется узнавать: есть единые правила и есть особенности работы с каждым видом растений. К тому же они могут быть аллергенными или сильно пахнуть, это нужно учитывать при работе и продаже.

Лучше всего срезанные цветы хранятся в холоде, так их процесс увядания замедляется, они любят чистую холодную воду, чистую посуду, натуральные материалы, острые инструменты, болеют от сквозняков, грязной воды, отсутствия кислорода, жары и прямого солнца.

Отношения цветов друг с другом тоже бывают разные, для работы эти знания важны, чтобы верно составлять композиции и букеты.

Цветы влюбляют в себя, от них потом сложно уйти, многие пытаются, но снова возвращаются, и я в том числе.

Инструменты, упаковочные и расходные материалы

В моем вооружении минимальное количество инструментов, вспомогательных средств и расходных материалов. Это удобно, естественно, просто, экономично, практично. Не считаю, что для того, чтобы сделать красивой букет необходимо много атрибутов, как и первоклассному художнику для написания красивой картины не требуется сотни кистей и палитра из тысячи оттенков. Цветы уже прекрасны.

– Флористические ножницы – основной инструмент флориста для подрезания стеблей растений и ножки у букета.

Рис.67 Флористика, природа и красота. Путь мастера

Обратите внимание! При работе с секатором и флористическими ножницами не подносите пальцы к месту подрезания, не держите пальцами левой руки кончики стеблей (если вы правша), придерживайте букет и цветы как можно глубже. Передавайте острые предметы через стол! Работайте внимательно, технично и аккуратно, не спешите.

– Секатор. Используются для подрезания грубых стеблей и веток.

– Острые канцелярские ножницы. Только наточенными ножницами можно быстро и ловко отрезать упаковочные материалы или перерезать ленту без «заусенок» и «бахромы».

– Степлер, двусторонний скотч, клеевой пистолет. Для скрепления цветочных упаковок, работы с открытками.

– Пластиковая лента для связки цветов.

– Анкор. У меня для амариллисов и калл при параллельной сборке (пластик в этом случае держит плохо, особенно тяжелые амариллисы), и для обклеивания нижней части стебля у цветов, склонных подворачивать концы, образуя «кудри» (скручивание полого стебля).

– Восковая тейп-лента и шпажки для крепления декоративного материала, сухоцветов, ягод, для укрепления стеблей (например, наложение шины на стебель у поникшего лотоса).

Обратите внимание! Обклеивайте шпажку тейпом от основания до кончика, крепко прижимая ленту пальцами, проходя ей по всей длине, проворачивая при этом шпажку. Голые шпажки – удел новичка, но никак не мастера. Их просто необходимо до конца тейпировать лентой, а острый кончик подрезать секатором, чтобы они выглядели эстетично, словно стебель.

Рис.0 Флористика, природа и красота. Путь мастера

– Шиподер (страйпер), острый нож и перчатки для обработки роз и других цветов. Мне удобен в работе тонкий кухонный нож, не обязательно он должен быть флористический!

– Крафт (бумага), тишью, картон, джут, атласные ленты, кружево, натуральная и искусственная рафия для упаковки букета и ее фиксации.

– Плотный крафт для зимней транспортировки букета.

– Флористическая пена (губка), нож, фиксаторы («лягушки»), натуральный целлофан – для работы с губкой и ее фиксации.

– Удлинители. Их я использую редко, только для орхидей. Другие цветы не советую ставить на «колбы» из-за отсутствия вазостойкости.

Обратите внимание! В колбе очень мало воды, цветок выпивает ее быстро, вероятность, что кто-то в домашних условиях сможет определить наличие удлинителя и добавить в него воду, открыв крышку, практически исключена.

– Распылитель для опрыскивания зелени.

– Друт (0,5-0,6 мм или проволока того же диаметра) и кусачки для накручивания цветов или фиксации элементов композиции.

– Корзины, ящики, кашпо и керамическая покуда для составления композиций.

– Вазы, банки, ведра, баки для хранения цветов.

– Хозяйственное мыло, сода, средство, губки, хлопковые полотенца для мытья флористических емкостей и посуды. При работе с чистящими средствами используйте резиновые перчатки, берегите руки!

На заметку! Я держу на столе по паре инструментов каждого вида, чтобы при невозможности его обнаружить вовремя, был запасной!

Почему я выбрала простую пластиковую ленту цвета «хаки» для перевязки букетов?

– Надежная. Она крепко фиксирует букет.

– Бережет цветы: под ней они меньше всего подвергаются гниению.

– С ней букет подвижен, легко разобрать и исправить. Любой цветок при необходимости можно убрать или поправить.

– Доступна каждому. Есть везде, недорогая в использовании.

– Цвет «хаки» не заметен на стеблях.

– Легко делима. Я использую ее, рассекая двухсантиметровую ленту на две-три части.

Почему не анкор? В анкоре есть значительные минусы: невозможность смещения или изъятия цветка при необходимости, гниение букета в месте связки анкором, сложность разбора и пересмотра букета.

– Упаковочные и декоративные материалы. Из декоративных лент я использую лишь джут различных цветов, натуральную и искусственную рафию, совсем немного применяю атласные ленты и кружево, из упаковки – крафт (бумагу) и тишью.

– Фартук. При работе с цветами одежда быстро портится, фартук поможет защитить ее.

Я практически не использую в работе искусственные материалы, исключаю краски, лаки, упаковочную пленку и «украшения» из экологических и эстетических соображений.

Рис.18 Флористика, природа и красота. Путь мастера

Техника естественного букета

«Каждое орудие труда приносит наивысшую пользу в руках того, кто его как можно глубже изучил, кто им владеет как мастер». Лев Успенский

Наша жизнь наполняется смыслом, когда мы занимаемся любимым делом. Совершенствоваться на выбранном пути – суть жизни каждого человека, он заключен в развитии, в постоянном росте и осмыслении своей деятельности.

Рис.33 Флористика, природа и красота. Путь мастера

Мастерство сбора букета во флористике

«У искусства есть два самых опасных врага: ремесленник, не озаренный талантом, и талант, не владеющий ремеслом». Анатоль де Франс.

Каждый художник и профессионал заинтересован в росте своего мастерства. Чтобы писать картины, нужны не только кисти, краски и холст, необходимо учиться рисовать и все время совершенствовать технику, чтобы полотна наполнялись утонченностью, гармонией и красотой большими, чем раньше.

Для того, чтобы расти в искусстве флористики, мы постигаем ремесло, технику, изучаем красоту, гармонию, естественность, воспитываем в себе важные личностные качества: ответственность, трудолюбие, чистоплотность, бережливость, аккуратность и многое другое.

Профессиональный букет и композиция – это не просто сложенные цветы, склеенные или связанные и упакованные, или воткнутые в губку, это умение управлять букетом и композицией, создавая задуманные формы. Сила каждого мастера – техника, именно она дает возможность расти и искать новые грани ремесла и искусства флористики! Конечно, для большинства людей нет разницы, в какой форме будет сложен данный набор цветов, даже флористы зачастую не найдут отличий, не смогут заглянуть внутрь букета и увидеть разницу, но эта разница и будет отличать настоящего профессионала…

Почему я люблю букеты на своей ножке? Это естественно, красиво, удобно, быстро, это возможность делать букет «из-под ножа повара» (когда вы собираете букет при клиенте), такой букет легко пересобрать и разобрать. Цветы недолговечны, поэтому тратить огромное количество времени на сбор букета, по-моему, не совсем целесообразно.

Основа мастерства флориста при сборе букета включает два основных направления:

– Техника владения сбором букета.

– Предварительная подготовка и уход за срезанным цветком.

В чем смысл владения хорошей техникой сбора букета? Все просто: чем лучше ваша техника, тем большего успеха в выбранном направлении вы достигните.

В любом деле существует много задач, и основная – справится с любой сложностью. Чем выше ваше мастерство, тем меньше остается вопросов, которые вам не под силу.

Рис.47 Флористика, природа и красота. Путь мастера

Что дает хорошая техника:

– качественный красивый букет: в нем цветы ложатся легко и естественно, внутренний порядок выражается во внешней красоте;

– легко управляете цветком: все задачи вам по плечу;

– с повышением скорости и при появлении усталости не лишается своего качества;

– при больших объемах работы вы растете, отточив и закрепив мастерство;

– становитесь уверенным и успешным флористом.

«Ученье и труд все перетрут». Закон перехода количества в качество никто не отменял. Природа человека такова, что для запоминания ему необходимо повторение, и в этом наша сила. Когда мы совершаем какое-либо действие многократно, то постепенно доводим его до автоматизма. Если делали его правильно, в соответствии с законами природы и жизни, то получаем положительный результат, если против – отрицательный. Чтобы чему-то научиться, приходится трудиться, разница для каждого из нас только в количестве примененных усилий. Один схватит с первого раза, другой с сотого, но на самом деле, трудолюбие – это тоже особый дар, он компенсирует все.

Праздник в работе флориста – это всегда экстремальные условия и усталость. Здесь важно обладать сильной техникой и знаниями, чтобы продемонстрировать себя с лучшей стороны и с меньшими потерями справится со всеми заданиями, выйдя победителем. В спорте это легко прослеживается: спортсмен с сильной техникой в любой новой и сложной ситуации, или наличии усталости, одолеет менее подкованного игрока, – слабая техника даст сбой. То же касается новичка: у него техника действий имеет неустойчивый характер, он даже может на начальном этапе вести у мастера, но по мере накопления усталости начинать ошибаться и, в итоге, проиграть.

Преимущество сильной техники – способность выйти победителем в любой ситуации.

Основные техники сборки букетов

Существуют два основных вида техники сборки букета на своей естественной ножке: параллельная и спиральная. Некоторые флористы не придерживаются ни одной из них, распределяя и складывая цветы, как нравится, и скрепляя анкором. Для продаж возможен и такой ход действий, но для учебы, роста и профессионализма – недостаточно.

Параллельная техника

Параллельная техника основана на складывании стеблей параллельно друг другу. Ее применяют для цветов с толстым стеблем, таких как амариллисы, каллы; в некоторых случаях гиацинтов, фрезий и других; для транспортировки, особенно когда на цветах еще много своей листвы; и некоторые мастера пользуются ею для сборки свадебных или вертикальных букетов. Я редко собираю букеты в этой технике, только в особых случаях. Основным нюансом является сохранить соцветие и открыть его для зрителя, если оно больше ножки в диаметре, располагая цветы выше и ниже друг друга. Если соцветия небольшие или на стеблях еще много зелени, то они могут располагаться и на одном уровне. Для скрепления букета в этом случае можно выбрать не только черновую ленту, но и анкор. Этим способом легко овладеть самостоятельно.

Рис.63 Флористика, природа и красота. Путь мастера

Спиральная техника

Спиральная техника – это основа работы с цветами и букетами в коммерческой флористике. При такой технике, цветы в букете удаляются от центра по спирали.

Спираль помогает справится с самой главной проблемой в сборе букета – головка цветка превышает размер стебля; к тому же она же управляет цветком – ставит его в нужное место; и это ваша возможность задавать композицию букета и место цветка в ней.

Спиральная техника – это первая ступень и начало любого флористического пути, овладев ей, можно смело идти вперед, познавая цветочное искусство все глубже, постепенно совершенствуя «спираль» и углубляясь в особенности работы с разным объем цветов и их индивидуальными характеристиками, накладывая на технику свой индивидуальный почерк.

Рис.82 Флористика, природа и красота. Путь мастера

Рекомендации для освоения спиральной техники

На заметку! Если вы работаете правой рукой, а держите букет в левой, то каждый цветок в нем имеет наклон сверху вниз слева направо.

– На первом этапе учитесь собирать спираль на столе (с опорой).

– Постоянно проворачивайте букет, придерживая второй рукой.

– В классической спирали цветы идут по диагонали сверху вниз слева направо. Первый, центральный, цветок стоит или лежит вертикально. Второй цветок кладем на первый под наклоном, третий – на второй (между вторым и первым цветком), четвертый – на третий (между третьим и первым) и так далее.

– После уверенной «спирали с опорой» пробуйте «спираль на весу» – букет не касается поверхности рабочего стола.

– Следите за ровностью цветов в шапке букета, периодически поправляйте.

– Перевязывайте букет, когда теряете контроль, постепенно вы будете уменьшать количество перевязок. Изначально можно фиксировать основу будущего букета.

– Выбирайте небольшой «угол спирали» – угол, который создает наклон цветка относительно вертикали, это даст вам много возможностей в дальнейшем.

Обратите внимание! Сначала «угол вашей спирали» не будет иметь весомого значения, но в дальнейшем это ограничит ваша возможности. При сильном угле наклона цветка букет большим собрать не получится, цветы в скором времени пойдут «на излом».

– Начинайте учиться с монобукета, постепенно увеличивайте число компонентов, добавляйте зелень.

– Крепко связывайте букет только после выравнивания, по завершению.

На заметку! Для удобства и лучшего качества работы используйте пластиковую ленту для перевязки, и острые флористические ножницы, чтобы подрезать букет.

Скорость освоения любой техники зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. Кто-то схватит с первого раза, а кому-то потребуется больше времени. Но самое главное, что желание, стремление, труд, терпение и любовь к делу исправляют любые неудачи и компенсируют нехватку любого таланта!

«Смысл жизни заключен в развитии, в постоянном росте, осмыслении своей деятельности. Только прирожденный художник способен трудиться так, чтобы им стать». Герцогиня Диана

Рис.42 Флористика, природа и красота. Путь мастера

Стаффажная техника и ее преимущества

Работа с зеленью – это моя отличительная и сильная сторона, которая создала мою флористику, открыла большие возможности и преимущества, тем самым, помогла принести в мир цветов свой уникальный стиль.

Основная идея техники в работе с естественным букетом на своей ножке – работа с цветком через зелень и добавочные растения, которые создают внутри букета стаффажный каркас с воздухом, защищающий цветы от травм и гниения, что значительно повышает возможности управлять цветами, варьировать формой букета и улучшает его качество.

Цветы как хрустальные вазы, которые так нуждаются в бережном обращении.

Каждый раз, когда у меня возникает сложная ситуация при сборе букета, например, нежные и плотные стебли соприкасаются друг с другом, я думаю: «Ну как собрать его без стаффажа?.. Это ведь так опасно для цветов! Они как хрустальные вазы». Стаффажная зелень бережет цветы.

Стаффажная зелень – это рабочие зеленые листья и растения, имеющие ряд полезных функций, помогающие в сборе букета за счет смягчения постановки цветка.

Стаффажная зелень – это то, что дает возможность управлять цветком. В процессе сборки возникает много сложных ситуаций, которые корректируются зеленью. Решение этих задач позволит собрать букет таким, каким вы его задумали, а это большое преимущество даже без учета качества сборки, транспортабельности, вазостойкости, возможности разбора букета и других полезных функций зеленых растений.

Рис.59 Флористика, природа и красота. Путь мастера

Какие же функции в букете выполняет зелень?

– бережет цветы, сохраняет их целостность;

– придает красоту букету;

– дает возможность управлять формой букета;

– увеличивает размер букета;

– помогает поставить цветок в задуманное место (он не вращается и не меняет положение);

– дает преимущество в регулировании высоты цветка: он легко двигается вверх – вниз;

– возможность легко разбирать и переделывать букет;

– уменьшает гниение цветка в букете, продлевая ему жизнь, благодаря созданию кислородного пространства между цветами;

– завершает и красиво оформляет низ букета, защищая при этом цветы;

– фиксирует крайние цветы, чтобы они не выпадали из букета и не вращались;

– меняет стиль композиции;

– увеличивает вазостойкость букета за счет создания «кислородной подушки»;

– сохраняет форму букета при транспортировке и многие другие.

Обратите внимание! Стаффаж может не касаться воды, эта зелень устойчива к отсутствию влаги. Дальше она засохнет, не испортив вид букета, если стоит ниже уровня цветов. В идеале, когда стаффаж внутри, а декоративная зелень видна. У меня случалось, что цветы были устойчивее стаффажа, но это не сильно испортило букет, об этом переживать не стоит. Не путайте ее с декоративными зелеными растениями, которые пьют воду.

Из зелени к категории стаффажа я отнесла: салал, рускус, фисташку, самшит, лавровишню и папоротник, но у него самые неустойчивые кончики, он сохнет первым из этого списка.

Мои советы к сбору букета на основе стаффажа

– Стаффажная зелень идет по спирали вместе с цветами и не должна попадать листвой в перевязку, ниже связки стебли чистые как у цветов, так и у зелени.

– Выше связки с цветов необходимо убирать только плохие листья, если они гниют или вянут в букетах и мешают сборке (эустома, ромашка, гипсофила, грин белл и другие).

– Всегда перевязывайте букет, когда теряете контроль. Постепенно вы сможете делать это все реже.

– Не ставьте при начальном обучении твердые и мягкие стебли рядом. Тренируйтесь и учитесь на монобукетах, постепенно увеличивая число компонентов.

– Выравнивайте букет. Начинайте обучение с умения собрать букет с ровной шапкой, для этого постоянно проворачивайте букет, собирая его по спирали, ставя цветок один за другим, выравнивая верхнюю шапку букета.

– Выберите форму букета. При закругленной форме – постепенно снижайте уровень цветка относительно центральной точки, тогда он будет иметь мягкую округлость. Можно постепенно выводить цветок наверх, делая букет более плоским, но большим по диаметру. Такой способ подходит для большого количества цветов, для увеличения размера, для раскидистого букета или для букета в упаковке.

– Стаффажная зелень имеет направление из центра к внешнему контуру букета (вы видите ее тыльную сторону).

На заметку! В плотном букете цветы стоят лучше, чем в раскидистом. Увядание всегда начинается с края, в центре цветы дольше остаются свежими.

Рис.75 Флористика, природа и красота. Путь мастера

Скрытая работа. Зачем зелень, если она не видна в букете?

Иногда стаффажная, или рабочая, зелень не видна в букете, но она выполняет все те же важные функции.

– Бережет нежный и хрупкий стебель цветка от травмы.

– Естественным образом увеличивает размер букета.

– Увеличивает вазостойкость букета, благодаря созданию воздушной прослойки: стебли не соприкасаются друг с другом и от этого не гниют.

– Защищает крайние цветы.

– Не позволяет букету «схлопываться» при перевязке. Создает объем и увеличивает размер букета.

На заметку! Если вы искусственно за счет слабой фиксации в месте сборки увеличиваете размер букета, то цветы сместятся при связке или транспортировке, и букет потеряет форму.

– Сохраняет форму букета. Если вы перевязываете, а не склеиваете, то стаффаж отлично фиксирует цветок в нужном положении. Склеивание несет ряд слабых сторон: в букете нельзя варьировать формой, под склеивающей лентой цветок гниет.

И это далеко не полный список важной и такой незаметной функции зелени в букете.

Рис.6 Флористика, природа и красота. Путь мастера

Виды зеленых растений для букетов и композиций

Зеленых растений, которые флорист использует при сборе и в качестве украшения букета, бесчисленное множество. В процессе работы, я выделила для себя определенные виды зелени по красоте, качеству и удобству.

Я разделила ее на декоративную, основной функцией которой является украшение букета, и стаффажную, или рабочую, с основной функцией – помощь в сборе букета. Это деление относительно, ведь обе они одновременно носят и тот и другой характер, но чаще всего хранятся и используется по–разному.

По хранению ее можно разделить на два вида: стебли которой должны находится в воде, пьют воду и без нее увядают, и зелень, которая хранится во влажной среде, в герметично закрытом контейнере или пластиковом пакете.

По стилю зеленые растения могут быть полевыми, садовыми или, например, универсальными – подходят к любому типу букетов и другими.

По цвету зелень представлена травяным, темно-зеленым, салатовым, серым, коричневым, пепельным, голубым и другими тонами.

Совместимость с цветами. Необходимо учиться подбирать зелень по взаимодействию со стеблями, соцветиями, стилю и внешнему виду цветка. К танацетуму, например, подход папоротник, из-за мягкости, а фрезию он простит и создает слишком большое пространство между цветами.

По жесткости. У каждого вида зелени своя жесткость, функции и способы работы с ней от этого сильно меняются. Папоротник, например, мягкий, а салал и лавровишня жесткие.

На заметку! Учитывайте сочетание зелени с цветами по сезону. Внутренняя гармония букета заключена в возможности его существования в природе одномоментно: он будет иметь сезонность и зональность, учитывать время и место, где растут представленные в нем цветы. Именно такой букет несет естественный характер и истинное глубокое содержание.

Хранение и прием зелени

Один вид зелени после сбора или приема нужно отпоить, а другой – опрыскать и убрать герметично в холод. Последний можно хранить без постановки в воду, так следует поступить с салалом, папоротником, рускусом, фисташкой, самшитом, лавровишней, бересклетом и другими. Определить ее можно по листу, если он плотный и жесткий, то скорее всего такое хранение подойдет. Вы всегда можете поэкспериментировать с доступной зеленью самостоятельно, и уже применять ее по назначению. Я постоянно ищу и открываю для себя новые виды и возможности разных зеленых растений.

Эвкалипт, грин белл, зонтичные растения, фейхоа, вибурнум (листья и ягоды), олива, хедера, котинус, буплерум, альхемилла, питтоспорум, ежевика, листья сливы, русская маслина и многие другие – это уже декоративные виды зелени, другой направленности, с ними я обращаюсь, как с цветами: отпаиваю, обрабатываю низ и ставлю в холод на воду в открытую вазу, соответствующую ей по высоте, или заворачиваю в бумагу.

Если круглый год нет возможности работать с зеленью, то наслаждайтесь ей летом: собирайте самостоятельно, экспериментируйте и радуйтесь! Как красиво она преображает букет, и сколько пользы дает композиции. Теплая пора – это самое подходящее время, чтобы узнать и разобраться во всевозможных видах зелени: как ее собирать, отпаивать, хранить, обрабатывать и применять в работе.

Рис.21 Флористика, природа и красота. Путь мастера

Типы букетов на своей ножке

Цветов и зелени в срезке существует огромное множество, от их вида, структуры и количества будет зависеть букет, в который их можно собрать, и, конечно, от вашего мастерства.

Букеты на своей естественные ножке обладают большим разнообразием видов, отличающихся формой, содержанием, размером и методами сборки. Я выделила несколько основных типов букетов, которые помогут вам расширить границы своего мастерства и творческого взгляда.

Высокий букет. Цветы сложены во всю длину стеблей. Зелень используется только равной длины, чаще декоративная. Букет получается большой, применяется к монобукетам или букетам из нескольких составляющих.

Рис.38 Флористика, природа и красота. Путь мастера

Классический круглый «евробукет». Цветы стоят на умеренном расстоянии друг от друга. Подходит практически для любых цветов и любого вида зелени, собирается с постоянным вращением букета «по или против» часовой стрелки.

Рис.53 Флористика, природа и красота. Путь мастера
Рис.68 Флористика, природа и красота. Путь мастера

Плотный букет. Цветы не образуют между собой промежутков. Собирается с минимальным количеством зелени, применяется преимущественно к свадебным букетам. Получается небольшим по размеру, это важно учитывать.

Рис.1 Флористика, природа и красота. Путь мастера
Рис.19 Флористика, природа и красота. Путь мастера

Суперплотный букет. Расстояние между цветами исключается, они могут даже находить друг на друга, применим к свадебным букетам, или, например, ягодам и мелким добавкам.

Рис.34 Флористика, природа и красота. Путь мастера
Рис.48 Флористика, природа и красота. Путь мастера

Раскидистый букет. Цветы стоят на значительном расстоянии друг от друга, подходит практически к любым цветам, кроме коротких (мускари, душистый горошек, гиацинты и другие) и любым видам зелени.

Рис.64 Флористика, природа и красота. Путь мастера

Букет свободной формы. Творческий «евробукет» с большим количеством разнообразных цветов и зелени, занимающих естественное положение, с элементами плотного, раскидистого и полевого букета, чаще всего овальной или вытянутой формы. Сюда же я отнесла садовый букет – букет из садовых цветов, трав и зелени, имеющий растрепанный характер, естественный вид, собираемый в любительском стиле без особых правил.

Рис.83 Флористика, природа и красота. Путь мастера

Вертикальный и каскадный букет. Высокий букет, вытянутый вверх, собирается из цветов с длинным стеблем, цветы располагаются или на одном, или на разных уровнях, в каскаде высота цветов постепенно снижается, чтобы полностью открыть их зрителю. Часто его собирают односторонним, прикрывая спинку зеленью или упаковкой.

Рис.12 Флористика, природа и красота. Путь мастера
Рис.27 Флористика, природа и красота. Путь мастера

Букет с градиентом. Композиционный букет с переходом цвета или усилением оттенка. Может быть применим практически к любому типу букета и композиции.

Скачать книгу