© Суслов А.П., 2023
© Оформление. Издательство «У Никитских ворот», 2023
Сердечная музыка
Этот достаточно объемный поэтический сборник призван излечить человеческие души. Анатолий Суслов открывается перед читателем, рассказывает о самом сокровенном, делится самыми важными наблюдениями. Он воспринимает поэзию как искренний разговор и через него выстраивает свою высокую миссию. Он слышит поэзию как музыку и выстраивает стихотворения в этой книге как части музыкального произведения.
Первая часть сборника называется «Полет светотени». Красиво. Сразу настраивает на импрессионистический лад. В текстах этой части есть одно важное культурологическое обстоятельство. Часто мы видим, как поэты используют природные оттенки в стихах как повод для грусти и рефлексии. Иногда это превращается в псевдоромантическое нытье. Суслов воспевает природу, это гимн всему живому и сущему, он находит в природе вечный смысл жить, чтобы восхищаться ею. Он пантеист, но без языческой компоненты. Светотень – это константа движения природы, ее тонкости и очарования. Он подмечает каждую деталь в каждом времени года:
Для Суслова природа первична, она способна преодолеть в человеке дурные новости, скрепить его. Известно, что самая скорбная музыка дает свет и исцеление от горя. И природа в этом случае – равнозначна самой культуре для поэта. Крайне интересный и оригинальный подтекст. Он заставляет переосмыслить весь образный ряд:
В этой части есть множество катренов, имеющих роль своеобразного кода. Ведь лучше всего объясняться с читателями символами, а не разжевыванием очевидного. Суслов мыслит картинками, но это не визуальная история, а смысловая. Это снова сближает с музыкой – каждое четверостишье сродни музыкальной фразе:
Первая часть значительна по объему. Это и понятно. Она призвана настроить читателя на определенный лад, погрузить его в мировоззренческую стихию, чтобы дальше вести его по чудодейственным тропам, подготовленным поэтом. Вторая часть – «Обретение пения» – уже отсылает нас к музыке самым прямым образом. Сами названия стихов копируют названия музыкальных произведений, а несколько стихотворений объединены в цикл «Коды классики». Те, кто ожидает здесь текстов о музыке, разочаруются. Тут все тоньше.
Конкретные музыкальные произведения автор не пересказывает, а передает. Передает во всей глубине ощущений, передает индивидуально, но при этом каждый понимает, о чем идет речь. Вот как он пишет о знаменитой сороковой симфонии Моцарта:
Правда ведь, точно и образно. А вот как Суслов чувствует Малера, композитора сложного, интеллектуального, переменчивого:
Здесь в самой звукописи, в сочетании гласных и согласных слышится мощное вибрато из симфоний великого Густава.
Далее Суслов проводит нас по своему музыкальному царству. Я как выпускник Гнесинки могу засвидетельствовать, что музыкальный вкус и музыкальное чутье у Суслова в полном порядке. Он выбирает разные стили, от Вивальди до джаза, чтобы читатель не замыкался на каком-то одном музыкальном течении, а получил полную картину музыкального мира. Для Суслова цельность принципиальна, он абсолютно гармоничный человек, для него гармония – это правильно подобранные детали, он доказывает, что принцип «золотого сечения» актуален не только в музыке, но и в литературе.
Этот принцип он использует в финальном произведении этой замечательной книги. Тут Суслов уже предстает своеобразным литературным композитором. Литературная оратория «Страстные часы» является одновременно примером поразительного новаторства, отсылает нас к синтезу, который так любил Скрябин, но при этом утверждает торжество для высокого, вечного. Тут есть внутренняя отсылка к Баху, бесспорно.
В этой вещи таится особое очарование, сюжетное изложение традиционно библейского сюжета происходит с использованием всех средств современного языка. А ритмическая волнообразность заставляет поневоле размышлять, где хор, где солист, где оркестр. После прочтения не только осмысливаешь эту вещь, но и пытаешься ее расслышать:
С этого зачина начинается череда пленительных сцен, развивающихся по всем законам крупной формы. Из первых двух катренов Суслов вытягивает вещь огромного смысла и духовного величия и, не делая нарочитых моральных выводов, способствует тому, что читатель меняется: думает о себе, о своем предназначении, о сделанных делах, о добре и зле. Разве это не цель большой литературы?
Максим Замшев,
Главный редактор «Литературной газеты»,
Председатель Правления МГО Союза писателей России,
Президент «Академии поэзии», член Совета по развитию гражданского общества и защите прав человека при Президенте РФ
Полет светотени
1. Запевы весны
«Весна приходит, душу оживляя….»
Весна приходит, душу оживляя.
Вода вскипает, и земля поет.
И воздух свеж – пьянит, кальянит,
И радость птиц – закончен перелет.
И в голове толпой идеи бродят,
И в сердце звонкая поет струна,
И в очищенье мир – округу благородит,
И птичьим пеньем святится тишина.
И новизна – воскресла в ней надежда,
Волшебны вдохновенье и дела,
И даже тот, душой тупой невежда,
Вдруг взором оживился – мысль светла.
Мы чтим души и мира обновленье,
Когда оно и светит, и святит.
Смывая грязь и зависти, и лени,
Весна кругом колдует, всех пьянит.
Февраль. Зарождение весны
11.03.2022
По талому снегу
«Весенней нежности полна…»
Морозный март
«Тот изнемог слепой певец…»
«Замело все дороги в апреле…»
«Чарует век твоих смеженье…»
«Лунный свет. Осевшие сугробы…»
14–15.03.2022
Дерзновение
16.04.2022
«Сныть, крапива и фиалки…»
Майский снег
Зимний майский закат
16.05.2022
«Я обоняю до глубин души…»
«В аду одиночества…»
«Заката длинные лучи…»
«Есть ты и я, и нечто третье…»
«Разволокнились нити ДНК…»
«Когда распускались бутоны радости…»
2. Настроение света
«Ранний июнь. Алый закат…»
«Горит костер в кострище…»
«Капли рос с остролистий ириса…»
«Сиянье солнца осенью целебно…»
«Над бездонной синью неба…»
«Шуршанье ли стьев под ногами…»
«Роса, роса, кругом роса…»
«Голоса звучат, голоса…»
«Сыплет, сыплет мокрый снег…»
«Я – живое существо…»
«Пахнет липой и жасмином…»
«Заметают метели печали…»
«Локон твой от тока…»
«Меня шокирует небо…»
«Я навру с три короба…»
«В дрожании ресниц твоих…»
3–4.02.2022
Воля к счастью
Ароматы детства
Мечта о святой любви
«Лес. И кручи грозовые…»
Счастье Бога не гневит
«Дитя так счастливо визжит…»
«Дрожа в ресницах, билась птица…»
Мой кораблик
Поэт и свет
«Бьет мне в сердце сваебойка…»
«Деревья пускают корни…»
«Крякают утки. Дальний полет…»
«Завшивели мысли в болотном застое?..»