© Виталий Балан, 2023
ISBN 978-5-0059-9708-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Я вижу приспущенный флаг —
Кто-то умер… Но это не я.
Я слышу придушенный шаг —
Кто-то свыкся… Но это не я.
Я – слепок с печати седьмой
(Если счет не утратил огня!)…
Кто-то станет когда-нибудь мной.
Кто-то станет: но это… не я.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Виталию Балану – Евгения Босина
«Отдельному»
«Как жил он? А так: среди книг и картин,
Любил, когда в сумерках светится снег,
И был он не то чтоб совсем уж один —
Чуть-чуть в стороне и отдельно от всех.
И всюду: в Опочке, Калуге, Москве,
Париже, Нью-Йорке и даже Гель-Гью,
Носил за собой, на себе целый век
Проклятую эту отдельность свою —
Отметину, тяжесть, а, может, печать,
Невидимый след, несмываемый знак,
И знал он, что это такая печаль…
О, лучше бы вовсе об этом не знать!
Не помнить, как птицы летели в закат,
Слова прорастали сквозь пепел и лёд,
Не видеть плывущий над городом сад,
Не слышать, как голос звучит и зовёт —
Тот самый, из жаркого детского сна,
Из бездны, из неопалимых купин,
И знал он, что это такая вина —
И жизни не хватит её искупить!
Меж тем… холодает и дело к зиме,
И в сумерках снова засветится снег,
И яркая точка зажжётся во тьме —
Чуть-чуть в стороне и отдельно от всех.»
ТЕАТР ОДНОГО…
(Книга «Витальный исход», глава Первая)
АВТОПОРТРЕТ
«Философы – это люди, которые к ключам подбирают замки».
Станислав Лем
КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ
(Площадной театр масок)
«В кино ты ходишь по канату, который лежит на полу, а в театре этот канат натянут над бездной!»
Юрий Буйда, «Синяя кровь»
СОЛОМОНУ МИХОЭЛСУ…
ТЕАТР ОДНОГО
(поэма)
«Мы сдвоились меж собой,
Мы точь-в-точь двойной орешек
Под единой скорлупой».
А. С. Пушкин, «Подражание арабскому».
УМЕЙ!
«Умей творить из самых малых крох,
Иначе для чего же ты кудесник?»
Конст. Бальмонт
CON BRIO
(муз.– «с огнем»)
Виктору Христосову
«Все обменивается на огонь, и огонь – на всё».
Гераклит
«Огонь испытает дело каждого».
Апостол Павел
НЕИЗВЕСТНОМУ ХУДОЖНИКУ
«Нужно быть действительно великим человеком, чтобы суметь устоять даже против здравого смысла».
Федор Михайлович Достоевский
«Если я не нахожу смысла в своих картинах, это не значит, что там его нет!»
Сальвадор Дали
Привитая к ушам лоза
Достигнет шепота собаки…
Пастельно ахнет бирюза,
И заорут победно маки!..
Как после «Ё» приидет «К (а)»,
Так после боли – осознанье…
И двинется к холсту рука:
Для разнополого касанья.
Распятый на подрамках лен,
Послушный палочке Ван Гога,
Возьмет кобальтовое «ДО»:
И «Ирисы» услышат Бога.
Сойти с ума – как с корабля:
Ступив на облаков карнизы,
Узнать моцартовское «ЛЯ»
В улыбке донной «Моны Лизы».
Для музыкантов вместо нот
Цветут палитры на пюпитрах:
И плачет красками фагот
В объятьях Босховой партиты.
Грядет синхронный перевод (!):
Полетами виолончели
Расскажет о Венере тот,
Кого прозвали Боттичелли.
Да, в рукоделье красоты
Стежками нот расшита мука.
Бетховен цвета – это ты!..
И ты же – Леонардо звука!..
СЕНТ-ВИНСЕНТ
или
НАВЕТРЕННЫЙ ОСТРОВ
«Эта теория недостаточно безумна, чтобы быть верной».
Нильс Бор, датский физик, создатель первой квантовой теории атома.
ИЗДЕРЖКИ ПРОФЕССИИ…
«У каждого свой „нахес“…»
Виктория Серебро
ДЕГУСТАТОР ВИН:
«Пью, но без всякого удовольствия!..»
БОКСЕР:
«Бью, но без всякого удовольствия!..»
ПОЖАРНИК:
«Тушу, но без всякого удовольствия!..»
ХИРУРГ:
«Режу, но без всякого удовольствия!..»
МОГИЛЬЩИК:
«Хороню, но без всякого удовольствия!..»
АКТЕР:
«Умираю… но без всякого удовольствия!..»
НЕ В КАДРЕ!
«Видимое – временно, а невидимое – вечно».
Св. апостол Павел (2 Кор.; 4:18)
*БАРРАЖИРОВАНИЕ – военно-воздушное патрулирование наземных объектов с целью обороны.
ИСТОРИЯ ЖИВОПИСИ
«Когда Господь уготовлял небеса, тогда Премудрость при Нем была художницею».
Соломон-царь, Притчи (8:27,30).
«Живопись – не проза, она поэзия, она пишется стихами с пластическими рифмами»…
Пабло Пикассо.
АКТЕРСКАЯ МОЛИТВА
«Всякое творчество есть по сути своей – молитва».
Иосиф Бродский
КОРОЛЬ ЛЕИР
(Драматический этюд)
«Ты – тень теней, тебя не назову…»
Андрей Белый
Действие происходит в Вестминстерском аббатстве в склепе – усыпальнице английских королей.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ЛЕИР – тень короля Леира.
ШУТ – тень придворного шута.
КОРДЕЛИЯ – тень дочери короля Леира Корделии.
ШЕКСПИР – автор пьесы «Король Лир».
Явление первое
На сцене в порядке появления – Шекспир, Король Леир и Шут.
Пожимает плечами и с легким сожалением, как бы повинуясь приказу, закрывает книгу и уходит.
Явление второе
Входит Корделия, за ней – Шекспир.
Немая сцена: все смотрят вопросительно на стоящего в стороне Шекспира.
ЗАНАВЕС
ВОЗЬМИТЕ ШУТА НА РАБОТУ!
Анкета безработного актера
ПУНКТ 1:
ПУНКТ 2:
ПУНКТ 3:
ПУНКТ 4:
ПУНКТ 5:
КВАДРАТЫ
«Сюжет всегда убивает краску. А краска есть то, чем живёт живописец.»
Казимир Малевич
Чёрный квадрат – лишь проекция куба:
В котором ослепшая, прячется ночь —
Та, что стучится до коликов грубо
В трёхмерную надобность боль истолочь…
В Красном квадрате – коррида, арена!..
Игла бандерильи!.. Игла – как игра!..
Юбкой из алых мулет Мельпомена
Плещет – маня в минотавровый рай.
Жёлтый квадрат: занавесная чёлка,
Розарий речей из бутонов свечей…
Лунную память мимозам из шёлка
Поют желторотые окна ночей.
Дева Зелёных квадратов ласкает
Младенца – царя в голубином глазу…
Клин, как ни кинь: неприкаянный каин
Вчерашним числом доедает звезду.
В Синий квадрат – над безводным колодцем —
Смеётся лазурь, моё темя сверля!..
Пасынкам слепорождённого Солнца
Не даст воземлиться небесная «ЛЯ»!..
Белый квадрат – контрамарка «На выход»:
Из мира театра, ведь рай не раёк.
Стонет во сне лицедейское лихо:
«Коня за полцарства!», и – «…на посошок!»
ПАНТОКРАТИЯ МИМА – ПАНТОМИМА!..
(Кантата с хорами, речитативами и ариями)
Памяти Веры Горт – поэта и друга.
ХОР.
У каждого Мима
Своя схима!..
АРИЯ
Не проходите мимо Мима:
Его душа, как дым, гонима
Ветрами крыльев Серафима!
Над пеплом ран Ерусалима,
Над оправданиями Рима,
Над ТрЕблинкой неизлечимой,
Над контурами Хиросимы —
Летит!..
Звездой Бездомности хранима,
Не Хама ради – ради Сима…
Летит, негдешняя, в полымя:
Чтобы восстать …неопалимой
В садах благого Анонима!..
РЕЧИТАТИВ («Рождение Мима»).
Где наго, там и босо.
Где босо, там и – «Ой!»…
Нога наткнулась в дорожной пыли на кусок плоти.
Малый кусок.
Пилигрим,
сотворив молитву, поднял находку:
на крепкой ладони лежал язык человеческий!..
Не отрезан, но – вырван.
И сроков не отгадать: когда,
в какую длительность бытия отторгнут был?..
Весь в гроздьях сухой грязи, с налипшей
со всех сторон всяческой дрянью —
соломинками
листьями,
шерстинками,
камешками,
пушинками,
осколком зуба
и даже длинным женским волосом —
шматок плоти выглядел давним и лежалым!..
Но, вот ведь что!.. Не проквасился он и не засмердел!…
А, коль не протух, то почему никакая тварь не соблазнилась прикушать мясцо? – ни зверь, ни птица, ни какая-нибудь жужелица?..
Вопросные укусы зудели в мозгу не долго: язык возьми да и шевельнись!..
Рука францисканца («язык предержащая»! ) отозвалась на шевеление лёгким продрогом – странствующего монаха испугать не просто.
Нетленная плоть – плеть знаменья.
Но меж знаменьем и знанием – река.
– Кому языки рвут? – спросил себя скиталец.
И тут же ответил:
– Языки рвут еретикам и пророкам…
– На какой мы дороге, брат?
– Аппиева. На Аппиевой. Она к Риму ведёт, – ответил попутчик.
– Дороги не ведут в Рим, они – бегут от него.
Всякая дорога – как беглая рабыня: – Эё, Дорога, куда ты бежишь? —
Не ведаю, куда, но знаю, откуда… Из Рима я, из Рима…
– Ах-ты! – странная находка в руке монаха вдругорядь шевельнулась!..
И показалось пилигриму, что тяжесть всего мира
как-то истончилась,
дымком воскурилась,
и развесила самоё себя в небе,
словно стираное бельё,
прозрачными, белёсыми хлопьями —
ожидая ветерка благодатной молитвы.
Свинцовость теней исчезла.
Или – затаилась на время.
Но, куда она ушла?
И возвернётся ли, чтобы окружничать подле души?..
Брат взглянул на брата…
С пустой рукой (ибо находка исчезла!), осиянный новизной чувств, оглоушенный праздником небывальщины, пилигрим жевал воздух непослушными юркими губами: будто обсуждал с Карусельщиком Бытия условия всеохватного счастья.
И всё бы хорошо, да не всё издали…
Пригляделся к францисканцу получше, придвинулся поближе и ахнул попутчик:
Изо рта в бороду – кровь!.. тёком течёт, струёй бежит…
С чего бы ей течь?..
И ещё: монах мычит, так мычит, что мычаньем пугает!..
Ну, словно телёнок-отъёмыш мамку зовёт!..
Что за притча в горле бедолаги недоглотком булькает, и нижет мык за мыком сквозь окровавленный сцеп межгубия?..
Но вот глаза!..
Глаза у пилигрима – несообразно веселые, искрятся потешками.
«Уж, не сошёл ли он с ума?»…
Верное сердце собрата кровью к смуте подплывает.
Холодит, беспокоит, опрокидывает душу картинка «Веселье на крови» —
нездешняя какая-то радость, шальная, всезначная!..
– Что с тобой, брат?!
– Мммм…. Ммм… ммм!..
ХОР.
Жестом – в жесть, по клину – клином:
Миму – мир. Отцовству – сына!..