1. ОТКУДА ПРИШЛИ КОЩУНЫ…
Для начала следует пояснить этимологию самого слова «кощун». Что это такое? Откуда пришло к нам это слово? И почему представленные Вам сакральные символы именуются кощунами, а не как-либо иначе. Дело в том, что в русских средневековых источниках слова «баснь» и «коштюна», «кощуна», практически соответствовали греческому «мифос» (миф). Точнее, слово «кощуна» соответствовало устному исполнению мифа: «В кощун место преславных делес повести сказывати» (Срезневский И.И. Материалы словаря древнерусского языка» – М., 1958г., т. 1) Сказителями давних славянских мифов, хранителями древних кощунов были жрецы-кудесники, волхвы, дожившие до позднего Средневековья. Уже в 1218 году в хрониках сообщается о четырех волхвах из Новгорода. Как писал исследователь русского фольклора В.Я. Пропп: «Старые хранители этих тайных знаний сидят в селении, немы как сфинксы, и решают, в какой мере они могут… доверить знания предков молодому поколению». Наши кощуны могут поведать Вам историю, не прибегая к словесным формам. Это закодированные мифы-мистерии. Они открывают тайны бессознательного, надсознания и подсознания через изображения великих славянских богов.
КОЩУНЫ в нашей интерпретации – это особый род изображений, иллюстрированный и систематизированный вид сакральной мудрости донесенной до нас в образах славянской мифологии.
Систематизация кощунов была произведена автором по аналогии с традиционной колодой ТАРО, таким образом, всего 78 символов. И само деление на круги соответствует Старшим и Малым Арканам в системе Таро, берущей свое начало в Древнем Египте (Сакральные Знания Бога Тота) и в наши дни получившей широкое распространие по всему миру. Благодаря подобной адаптации кощуны могут «говорить» со всеми (независимо от возраста, национальности, образа жизни), кто хочет получить ответ на свой вопрос. Для тех, кого интересует сакральное, глубинное восприятие, следует ознакомиться с тремя – КОЛО (КОЛО ПРАВИ, КОЛО ЯВИ, КОЛО НАВИ) – традиционно славянской системой, существующей внутри Великого и Малого кругов.
Таким образом, кощуны Великого и Малого круга представляют три мира (круга) древнейшей славянской мифологии – КОЛО ПРАВИ, КОЛО ЯВИ и КОЛО НАВИ. В практике взаимодействия образы кощунов глубинно раскрывают природу трех этих миров, традиционных для славянской мифологии – мира ПРАВИ – мира богов, мира ЯВИ – мира людей и НАВИ – потустороннего мира. Соединяет эти миры единая ось – мировое древо. В этой системе кругов наиболее развернуто представлены два мира: ПРАВИ И ЯВИ – 71 образ. Тайным мостом в мир НАВИ выступают 7 образов (КОЩЕЯ, МАРЕНЫ, ЖЕРТВЫ, МАГУРЫ, ВОЛХОВА, БАННИКА, СИРИНА и ФИНИСТА. Данный подход специфичен. Каждое изображение кощунов представляет собой дверь в бессмертный мир славянского символизма и хранит в себе ключ (своего рода доступ) к глубинным знаниям славянского мира.
Общение с кощунами – это род фольклоротерапии. Что в широком смысле означает прикосновение к народной мудрости, исцеление и гармонизацию души богатством народной мудрости. Кощуны, сложенные в коробку, молчат, но стоит взять их в руки, прикоснуться к ним, вверить им свое душевное состояние, и чудо свершается. Начинается живое, непосредственное общение с глубинным пластом психики. Оживают архетипы и символы, и человек вступает в диалог со своими внутренними персонажами. Кощуны – живые проводники, приводящие Вас к вашему идеальному состоянию.
Совершая волхование (гадание), общаясь с кощунами, Вы проводите мистический обряд, в котором наряду с Вами принимают участие все Ваши пращуры – родители, деды, бабушки, прапрадеды и самые дальние предки. В славянской духовной традиции предки обожествлялись – а о богах говорили: боги наши суть предки наши. Ведь именно с помощью древних знаний, мифов наши предки имели возможность общаться со своими предками. Общение с кощунами создает чувство непрерывности и общности со всем славянским миром.
Система образов Великого и Малого кругов дает легкий и естественный доступ к визуализации подсознательного, надсознания и бессознательного, который и создаст необходимый мост между настоящим и прошлым. Однако, прикасаясь к кощунам, Вы не просто сможете узнать будущее или определиться с прошлым и настоящим, спектр действия этих символов шире: гармонизация пространства, исцеление, устранение психологических препятствий и возвращение энергии родового эгрегора. Кощуны возвращают здоровье и яркие краски мира.
Кощуны Великого круга хранят знания пантеона Великих славянских богов, таких как, Род (СВАРОГ), Даждьбог, Макошь, Велес, Перун, Лада. С их помощью можно определить важнейшие моменты судьбы человека и его личность. Созерцание Кощунов Великого круга и концентрация на них дает человеку возможность корректировать ситуацию в нужном ключе. Общение с картами, или волхование, помогает вернуться к проведению обряда. Наши предки обращались к обряду на всех этапах своей жизнедеятельности. Начиная с момента рождения, человек уже был приобщен к обряду (наречение именем); обрядами встречали весну, провожали зиму, хоронили, играли свадьбы и пр. Обрядов было великое множество и, помимо метафизической сакральной функции, обряд оказывал поистине чудотворное воздействие на психику и способствовал гармонизации и оздоровлению как личности, так и народа. Обряд снимал накопленное напряжение, позволял его выплеснуть (разряжал), объединял индивида и коллектив (единение, общность и поддержка) и заряжал мощным позитивным настроем (вера). Ведь в самом общем смысле, формула обряда: старая жизнь – смерть – новая жизнь (осень – зима – весна). (Зыкова М.Н «Фольклоротерапия» стр. 52) То есть Возрождение! Весь этот сложнейший цикл благодаря общению с кощунами (волхованию) проходит самым мягким и безболезненным образом. При проведении обряда волхования осуществляется переход в качественно новое состояние. Вы оставляете в прошлом все нежелательное и устаревшее (негативные состояния, пустые надежды, ненужные связи). Обряд как наиболее древний пласт фольклора представляет интерес в том смысле, что любой обряд построен содержательно и композиционно на освобождении от «условно мешающего зла» и «обретении добра, желаемого». (Зыкова М.Н стр.53) Разумеется, как освобождение, так и обретение происходит на символическом уровне. Обряд волхования как бы пробуждает в субъекте «человека мифологического». То есть, оставаясь самим собой, человек получает возможность символически вернуться в прошлое человечества, максимально актуализировать содержание коллективного бессознательного. Как и в любом обряде, посредством общения с картами (то есть волхования) на символическом плане, а также и на реальном происходит ЖЕЛАЕМОЕ ИЗМЕНЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ.
2. СКАЗКОТЕРАПИЯ (ЛЕЧЕНИЕ СКАЗКОЙ) с помощью КОЩУНОВ, или
КАК ГАДАТЬ САМОМУ СЕБЕ
Многие образы, которые Вы встретите изображенными на кощунах, знакомы нам по русским народным сказкам, столь любимым с детства. Так, например, не все наши современники знают, кто такая древнеславянская богиня Марена, или Мара, но все без исключения знают Бабу Ягу, ее второе лицо, изображенное на кощуне МАРЕНА. Уж Баба Яга в представлении точно не нуждается! Ну, а теперь давайте попробуем представить свои эмоции, связанные с этой мистической особой. Какой изображают Бабу Ягу сказки? Мудрой, хитрой, коварной, знающей язык зверей и птиц, живущей в лесу, то есть вдалеке от людей, дамой мягко скажем, преклонных лет. А теперь попробуем догадаться, если нам выпадает этот кощун на характеристику нового человека. Вот Вам и небольшой психологический портрет. Совсем необязательно, чтобы тот, на кого гадают, жил в лесу, вовсе нет! Но, ведь необязательно жить на отшибе, чтобы быть одному?! Ассоциативный ряд выстраивается элементарно. И знаете, почему это так просто? Потому что Бабу Ягу мы знаем с детства, и не только мы, но и наши мамы и папы, бабушки и дедушки, а также прапрапредки, которых славяне именовали пращурами и которым поклонялись, как Роду. Другой образ – Снегурочка. Эта милая девушка, дочь весны и Мороза, помните одноименную сказку? Что было основным препятствием для Снегурочки, и чего она боялась? Огня, любви. Ее естественным состоянием была холодность. То есть девушка эта несколько «заледенела». Конечно, если Вы проводите волхование на личность или на ситуацию, вряд ли стоит трактовать этот кощун как то, что Вам или этой особе предстоит замерзнуть. Под холодом подразумевается либо психологическое состояние отчужденности и недоверия, либо «замороженность» ситуации. Если же Вы спрашиваете о времени года, то, скорее всего, это просто зима. Если Вам попался кощун Малого круга Банник, то возможно несколько вариантов: во-первых, Вы можете просто отправиться попариться, во-вторых, Банник обитал в Бане и славяне его сторонились, как бы побаивались. Считалось, что от него можно ожидать всяких мелких пакостей. Так что Вы уже сами догадались, что может преподнести Банник. А наш старый друг Домовой! Ведь он же воплощение самого дома – его тепла и уюта. Ну, допустим, дома есть не у всех, но квартиры у большинства. Помните сказку про домовенка Кузю, который поселился в многоэтажке у девочки Наташи? Если перед Вами кощун Есень, то согласно ассоциативному ряду понятно, что Осень пришла со своими дарами – тут и румяные яблочки, и куры с утками, и корова-кормилица, запасы душистого сена и добротный домик на заднем плане.
Конечно, чтобы получить четкий ответ на заданный вопрос, необходимо подробно ознакомиться с комментариями к кощунам.
Почему мы любим сказки? Сказки пробуждают во взрослом того самого ребенка, который под гнетом дел и проблем обыденной жизни всего лишь уснул. Но только этот ребенок может помочь нам безошибочно угадать дорогу к собственному счастью. Психологи говорят, что именно сказка дает шанс ребенку (взрослому!) выразить чувства и испытать катарсис (очищение чувств), снижая внутреннее напряжение, душевную боль. Ведь, слушая сказку, ребенок может испытать радость, если наказывают злую колдунью, не ощущая при этом вины. Он может, наконец, испытать облегчение, высвобождая злость, накопившуюся по отношению к воспитывающим его (родители, воспитатели, учителя, сверстники). («Сказки для души…» стр.48) Ведь Вы замечали, что когда мы смотрим фильм или читаем сказку, то непременно отождествляем себя с теми или иными героями. Как правило, все выбирают положительные персонажи. То, что мы переживали в детстве, никогда не забывается, даже если сознательная память пытается тщательно это стереть. Сказкотерапия посредством гадания (волхования) легко и естественно проведет ту работу, на которую психологу потребуется немало времени. Более того, намного легче доверить свою проблему себе, чем постороннему человеку. Волхование берет на себя функции и собеседника, и психолога. В волховании участвуете Вы, Ваше подсознание, а также многовековой опыт пращуров.
Девушка, приобретшая колоду кощунов Великого и Малого круга в городе Краснодаре в марте 2005 года, очень хотела устроить свою личную жизнь, а именно, выйти замуж. Познакомившись с кощунами, она выбрала из них Образ Богини матери Великого круга и у себя на кухне повесила в рамочке кощун ЛАДЫ. Ее концентрация на образ продолжалась в течение трех месяцев. Ее внимание останавливалось на образе всякий раз, когда она готовила пищу, ела, мыла посуду, поливала комнатные цветы, наводила порядок. Летом того же года она познакомилась с молодым человеком, который спустя еще три месяца предложил ей руку и сердце. В данном случае девушка выбрала для притяжения своего желания аспект Великой матери, подсознательно «подключив» к своему желанию всех Матерей своего Рода и весь эгрегор славянского мира. Таким образом, ее желание перестало быть узко персональным. Она сама стала частью великого целого, и ее действия в отношении богини Лады были ничем иным как обрядовыми действиями, мистерией. Говоря более примитивным языком, девушка стала ребенком богини Лады и сотворила сказку своей жизни благодаря чудесной, волшебной поддержке своей Великой матери. Вам это не напоминает «Золушку»?
С помощью кощунов можно создать много других удивительных сказок. Вы можете их сложить в свою собственную уникальную историю. Например, если Вы нуждаетесь в поддержке родственников, то лучшим из помощников в этой ситуации будет кощун Рода.
Мы рассмотрели воздействие кощунов через единый образ. Это был пример концентрации.
Теперь можно научиться делать сказку путем действия. Например, перед Вами проблема, Вы в затруднительной ситуации, поскольку кто-то или что-то не дает Вам получить необходимый результат. Как бы Вы изобразили это препятствие? Наверное, это будет Баба Яга или Кощей. На абсолютно гладкую и чистую поверхность выкладываем один из этих кощунов. Необходима четкая визуализация проблемы! Далее на одном уровне с первым кощуном Вы должны выложить необходимый результат, то, что Вы хотите получить в итоге. Допустим, это получение диплома, публикация статьи, получение денег и т.п., Находим соответственный кощун (Алконост, Цветок папоротника, Ящер и т.п.). Между тем, что мешает и тем, что необходимо, Вы должны предложить свой метод устранения проблемы. Это называется проложить ДОРОГУ. Итак, на кощун КОЩЕЯ кладем кощун ДАЖДЬБОГА, хранителя Прави, покровителя русичей и устранителя препятствий. Таким образом, мы передаем проблему в руки Стража Закона всего славянского мира.
Другая ситуация. Допустим, что перед нами финансовая проблема, то есть нам не хватает денег, или денежные запасы катастрофически уменьшаются (кощун ГРИФОНЫ). Мы можем изменить ситуацию, перекрыв ее кощуном КРИНЫ (благословение Богини плодородия), что приведет нас к ЯЩЕРУ, который олицетворяет финансовое благополучие, либо кощуну ИРИЙСКОЕ ДРЕВО, который воплощает плодородие, урожай, достаток и стабильность. В качестве ускорения ситуации, мы добавляем, кощун ВСАДНИК ЛУНЫ, который символизирует скорость, быстроту происходящего. ВОЛХОВАНИЕ может быть развернутым, Вы можете модулировать ситуацию подробно, детально описывая ее кощунами. Чем отчетливее Вы представляете Ваше желание, тем сильнее активизируется бессознательное и тем больше у Вас шансов на воплощение желания. Очень важно определить свой индивидуальный ассоциативный ряд. Для этого Вам нужно выложить все кощуны и познакомиться с ними лично. Рассмотрите их, представьте, как бы они выглядели, появись они в нашей повседневной реальности. Можете попытаться написать историю каждого кощуна, можете нарисовать свою вариацию на тему или сочинить стихотворение или музыку. На комментарии Вы можете опираться как на таблицу умножения, но только вы сами можете заняться вычислениями, установив личную связь с миром кощунов Великого и Малого кругов. Потому что в сказке, которую они помогут Вам создать, главный герой только один – это Вы сами.
3. ПРЕДАНИЯ СЛАВЯН
СКАЗЫ КОЩУНОВ или 22 тайны Жар-птицы
2008 год
Жил на свете мальчик Ванечка. Никого из родителей и родственников у него не было. Жил он один-одинешенек в своей избушке на краю села. Как-то ночью Ваня проснулся оттого, что в его окошко кто-то постучал. Он решил, что это во сне и перевернулся на другой бок. Но стук стал настойчивей. Потирая глаза, Ваня встал с печки и вышел во двор. А там, на большой яблоне, что росла прямо напротив его окна, сидело самое прекрасное существо на свете – чудесная, лучезарная птица, с огромным хвостом и драгоценным оперением. Она светилась в темноте и ворковала, как воркуют обычные голуби, ласково заглядывая ему в глаза. И так ему стало хорошо от этой птицы, таким счастливым он себя почувствовал, как никогда. Казалось, еще секунда и от счастья сердце выпрыгнет у него из груди. Ему хотелось петь и плясать, радоваться жизни. Ваня играл с волшебной птицей всю ночь, а на рассвете она взмахнула золотыми крыльями и скрылась в вышине. Оставив ему только маленькую деревянную дощечку со своим изображением. С тех пор Ваня ни о чем больше не мог думать кроме как об этом чуде. Не мог ни спать, ни есть. Не стало ему больше жизни без чудесной птицы. Часами сидел он, глядя на деревянную картинку. Рассказал Ваня о ней селянам, показал картинку, но никто о такой не слыхивал. И только древняя бабушка–знахарка, что жила неподалеку рассказала, что где-то за горизонтом, за Репейскими горами, за темными лесами, за семью морями живет в прекрасном Ирийском саду чудесная Жар-Птица, и тот, кто ее увидит, узнает, что такое счастье. И если встретить ее, то более ничего в жизни и не надо. И решил Ваня, что во что бы то ни стало найдет Жар-Птицу. Задумал он отправиться в дальнюю дорогу: а перед тем зашел к бабушке-знахарке. Бабушка ему и говорит: я тебе Ванечка в дорогу колобок испеку, не простой, а заговоренный, он тебя к твоей Жар-Птице и приведет. Пока будет вести тебя – иди за ним, а как остановится – значит, время пришло призадуматься. Сядь, на пенек, съешь пирожок, да сам реши, куда дальше хочешь идти. Куда попасть, он тебе и покажет, и подскажет, да, и в дороге веселей будет. А чтобы колобок катился, ты скажи ему заветные слова: «беги Солнышко по небу, а колобок по земле». Он тебя Ванюша и приведет в Ирийский Сад к твоей жар-Птице. А по дороге колобок тебе много тайн откроет, много чудесного и нового покажет. Взяла бабушка маслица топленого, молока у коровки, муки у пшенички, водицы ключевой и испекла в печи румяный колобок, а он из печи на сыру – землю сразу прыг, да скок. А колобок ему подмигивает и протягивает в румяной ладошке вторую деревянную дощечку. Возьми, мол, Ванюша – это мой портрет. Видит Ваня, что и впрямь не простой колобок, а заговоренный. Поблагодарил бабушку и в путь отправился, который ему колобок указывал.
Катится румяный волшебный колобок, а за ним идет Иванушка. Добрались они до красивых хором расписных. Что за диво? – удивляется Ваня. Что это за красота и кто в ней живет? А колобок ему поет в ответ. Эти терема расписные чудесные владения Даждьбога. Велик и славен Даждьбог, направляющий на земли славян животворные солнечные лучи, податель света, Прародитель славян. Он – Могучий свет Прави, творящий закон и порядок. Узорчатые ТЕРЕМА ЕГО, издалека приметные. Ванечка мечтал побывать в хоромах Даждьбога. Вот, колобок и привел юношу к ним. Над хоромами его всегда светило Солнышко красное. И всегда была хорошая погода. Остановился колобок перед воротами расписными. Вышли из терема белокаменного люди нарядные и князья, и бояре, и купцы, и челядинцы. И все Дажьдьбога славят, все почитают его,
песни поют хвалебные, Солнышком Красным называют, Светом белым величают. Вышел гусляр и спел, про то, как Дажьдьбог батюшка, земли русской радетель милость свою посылает. Как лучи его всякую тьму и зло на земле разгоняют. Наконец и сам Дажьбог выехал в своей золотой колеснице, и Ванечка увидел, как эта самая колесница резко поднялась ввысь, будто на крыльях, озаряя все вокруг солнечным светом. И тут прямо из колесницы на землю упала деревянная дощечка на которой был нарисован Дажьдьбог. А сам Даждьбог превратился в красное солнышко и засиял на небе. «Беги Солнышко по небу, а колобок по земле, – проговорил Ванюша и они с колобком отправились дальше.
Покатился колобок дальше, а за ним и Ванечка пошел. Весело им вместе идти по дорогам весям, узнавать дороги Яви, жизнь изучать. Шли – они – шли, долго ли коротко ли, только остановился колобок перед полем широким, перепаханным. Огляделся Ванечка по сторонам – видит, ни души! Только лес рядом. А день был солнечный, ясный. С неба ласково глядело солнышко. Делать нечего, сел мальчик на пенек и стал, есть пирожок. Не прошло и получаса, как из леса вышли люди в рубахах и лаптях. То были сеятели. Вот посеяли они семена, и ушли. И только ушли они, как те семена тут же стали прорастать. Сначала зазеленели первые ростки. И в одно мгновение перед его взором предстала колосящаяся нива. Колосья налились и позолотели. Урожай созрел. И снова из лесу вышли люди, на этот раз с серпами, собрали урожай с песнями, расчистили поле и ушли. Как прежде раскинулось перед Ванечкой широкое вспаханное поле. И только оставалось ему диву даваться, как же такое возможно в такой короткий срок: посадить, вырастить и собрать урожай. Но это были еще не все чудеса! Посреди того волшебного поля снова появились люди и стали строить терем. А другие стали сажать деревья, третьи рыть колодцы и прокладывать дороги и все поле то превратилось в большой город. От удивления Ваня присел на пень и потер лоб. И тут все диво исчезло, как будто и не бывало. Поле стало как прежде. До него доносился густой запах свежевспаханной земли. Внезапно запах усилился, и прямо из середины поля появилась женщина. Женщина шла прямо к Ване. На ней было длинное платье вышитое разными узорами, голову украшал зеленый кокошник с утицами. За женщиной шла козочка с козленком. Ванечка хотел, было испугаться и убежать, да глаза у незнакомки были лучистые, карие и очень добрые, как у матушки. Она подошла к нему близко-близко, так что ему стало заметно, что земля под ее босыми ногами будто расступается. А козочка позади ее переливается всеми цветами радуги. Женщина поздоровалась с ним и сказала:
– Ты не бойся меня, Ванечка. Я к тебе с добром. Вот накормить и напоить тебя хочу. В тот же миг в руках у женщины появился горшочек с ароматной кашей и крынка с парным молоком. Ты ешь, Ванечка, а я тебе свою Правду расскажу.
– Меня Ванечка по-разному называют, и хоть имен у меня много, но для всех я главная кормилица, Мать сыра Земля. Я – Макошь. И всякому кто родится, я поддержка и опора. И человеку, и зверю, и птице, и рыбе. Потому как здесь, на земле все со мной связаны неразрывными узами. Всяко семечко Ваня надобно в землю положить, чтобы оно проросло. Всяка изба на земле строится, всяко дерево в земле растет, всяк человек по земле ходит. Потому без меня Ванечка ничему не быть здесь, на земле и всему я опора.
Голос у Макоши был очень приятный, и ласкал слух, будто убаюкивал. Ваня заметил, что такой вкусной каши и такого вкусного молока ни разу за свою жизнь не пробовал. Он сказал об этом Матери Земле и она, улыбаясь, подарила ему корзинку с плодами и пирожками, которые никогда не заканчивались. Ты мой сын, Ванечка, помни об этом, покуда ходишь, сказала Макошь и на прощание дала ему лубяную дощечку со своим изображением. Посмотри на эту картинку, и я всегда приду на помощь если понадоблюсь тебе. Ваня увидел, как тяжелые темные волосы Земли струились за ней, сливаясь цветом со свежевспаханной землей. Дойдя до центра поля, Макошь исчезла.
Ночевать Ване и колобку пришлось в лесу на дереве. Покрытый ночною мглой лес казался таинственным и немного жутким: где-то ухал филин, кто-то копошился в траве, временами светились в темноте чьи-то глаза. Чтобы отогнать страхи Ваня решил не смотреть вниз. Да и зачем было всматриваться в темноту, все равно ничего не видно. А в небе тем временем ярко светил месяц. Его золотой рожок окружали частые звездочки, и Ваня подумал, что месяц и звезды один в один похожи на пастушка и его стадо. Пастырь небесный, пасущий коров, – подумал он. А Млечный Путь это дорога из пролитого молока небесных коров. С такими мыслями Ваня заснул, обняв крепкий ствол древесный, и всю ночь ему снились удивительные сны. Привиделось ему во сне, будто месяц улыбнулся ему с неба. А потом взял да и спрыгнул на землю, обратившись в широкоплечего бородатого мужчину. Вслед за ним с небес спрыгнули и звездочки, и каждая вдруг превратилась в прекрасную корову. Все они расположились на полянке в лесу, перед деревом, на котором спал Ваня. Посмотрел на стадо Ваня, а у коров то шерсть золотая с серебром, а вместо глаз звезды так и сияют. И тут заговорил месяц голосом человеческим.
– Здравствуй, Ваня. Не пугайся нас. В вашем роду меня Велесом величают. От моей силы, Ваня плодится всякий скот домашний и зверье лесное. Вот, посмотри-ка: глянул Ваня, а на поляну сбежалось зверья лесного видимо-невидимо. Взмахнул Велес рукой и все, как ни бывало. Смотрит Ваня, а вместо мужа бородатого в расшитой рубахе, перед ним медведь громадный. От страха он хотел убежать, а медведь ему человеческим голосом говорит:
– Что ж ты, Ваня опять меня не признал. Это же я Велес, не пугайся. Много ликов у меня, а суть одна. Вот, погляди, каким я могу быть. И превратился он в тот же миг в быка с лоснящейся золотой шерстью. Коровки окружили быка, и от их блеска их золотистой шерсти поляна наполнилась чудным сиянием. Ване показалось, что волшебное стадо водит хоровод, и будто подтверждая его мысли, на поляне зазвучал рожок и гусли. Невидимые музыканты играли специально для Велеса, сияющий хоровод звездных коров стал кружиться все быстрее и быстрее и, наконец, таким же чудесным образом, как и ранее, отправился на небо.
Вот так чудеса, пронеслось в голове у Вани. А небо между тем окрасилось в розовый цвет. Мягко наступило утро. И тут Ваня заметил, что давно уже не спит. Ведь глаза-то у него были открыты. А можно ли спать с открытыми глазами?! Значит, и все, то, что случилось с ним ночью, ему не привиделось. А в руке он держал новенькую лубяную картинку.
Вывел Ванечку колобок из темного леса к речке. Через речку мост перекинут. А на берегу той реки терем белокаменный стоит. Остановился колобок у ворот дубовых. Тут тяжелые ворота сами собой и открылись. Смотрит, а у ворот два волка сидят, скалятся. Испугался Ваня, не ожидал, что таких стражей встретит и шепчет про себя: Ой, ты Мать сыра земля родная, Ой, ты Велес батюшка, помогите мне лютых волков успокоить. Только договорил, на ступеньках белокаменных появился огромный белый волк. Ну, подумал Ваня, ежели дни мои сочтены, то так тому и быть. И заговорил он с волком на русском языке.
– Ты, волк батюшка, не серчай. Я не со злым умыслом в вашу сторону пожаловал. Я странник иду с Правдой, и путь мой оказался через ваш чертог. Примите, коли, можете, а нет, так отпустите с миром.
Белый волк кинулся оземь и превратился в красивого юношу черноглазого. И вдруг заметил Ваня, как вокруг похолодало и потемнело. В воздухе стали кружиться белые снежинки. Хозяин терема стоял на ступеньках статный и величественный в белой шубе с длинной плетью в руках. Взгляд его был холоден и строг.
– Здравствуй, Ван. Знаю, зачем ты пришел в наши края, знаю, что худого на уме не держишь. Мудрости ты ищешь и Боги Прави в том тебе помогают. Только ни мешать, ни помогать тебе я не стану. Мне мудрость тяжело доставалась, так я ею и не раскидываюсь. Зовусь я Волховом Всеславичем. Князь я и владыка земли этой, что доходит до речки Смородины и до моста Калинова. Владею землями и теремами, златом и серебром, садами и нивами, одеждами и оружием, много народу служит мне, но самое главное мое богатство во мне самом, то Мудрость особенная и знания волшебства. Я не бог, не навий, но и не человек. Вот погляди – ка! Зима на дворе, долго ли от зимы до лета? Целую весну ждать. Но не мне. Прошептал князь тайный заговор и снег растаял, снова потеплело. Соловьи запели, листья зазеленели. Вот он уже в белом шелковом кафтане и сапогах, по плечам рассыпаны черные как смоль волосы, а руки украшены золочеными перстнями. Из-под черных бровей на скуластом бледном лице горят огнем смоляные глаза князя.
Чувствует Ваня, что сила у князя неземная. И такая дивная, что все перед глазами расплывается. Не человек перед ним, а чародей могущественный.
Засмеялся князь. Что ж ты Ваня, ослаб что ли? А ли никогда таких как я не встречал? И тут прямо из-под сапог князя посыпались разноцветные искры и закружили его вихрем. Чувствует Ваня, как силы его покидают, то в жар, то в холод бросает. Стоит сам не свой. А князь, знай себе, хохочет. И, наконец, взмыл ввысь змеем огненным. И кричит ему с неба громким голосом, ну, что Ваня, полетаем? Что молчишь? Никак язык проглотил? Сила и мудрость – они не для всех, а для достойных. Язык птиц, поймет только летавший. Мои знания Ваня дороги, очень. Ты или учеником моим должен стать, или победить меня в сражении на мосту Калиновом, при речке Смородине.
Подумал Ваня: денег у него нет, злата серебра тоже, да и биться он не умеет, остается только учеником.
– Князь, возьмешь ли в ученики?
– Трудиться придется много и упорно, и служить мне верой и правдой.
– Если князь, такова моя судьба, то и не быть мне иначе.
– Что ж, оставайся. Будешь хорошо трудиться, так и знания получишь. Только у меня условие есть, пока ты будешь моим учеником, тебе нельзя будет покидать моих владений. Запомни, назад дороги не будет, лютые волки зорко стерегут мои владения.
И остался Ваня во владениях Волхова Всеславича на целых десять зим и лет. Стал он учеником великого чародея. Выполнял Ваня всякую работу и черную и почетную, служил верой и правдой. За что чародей научил его многим своим премудростям, которые годятся на земле, в воде, в небе и с огнем. Так Ваня окреп, возмужал и научился тайными заклинаниями разжигать огонь, добывать воду из земли, там, где ее не было, призывать дождь, исцелять болезни людей и животных и многому другому. А за то подарил ему Волхов новую лубяную дощечку со своим изображением и котомку для того, чтобы хранить ее. Коли ты Ваня захочешь вспомнить мою науку, – сказал чародей, – посмотри на эту картинку. Называются эти дощечки кощунами и несут в себе особую энергию нашего мира. И отпустил юношу Волхов Всеславич из своего чертога. Как и прежде катился перед Ваней колобок, указывая ему путь, а в котомке у него лежало пять заветных Кощунов тайную мудрость которых Волхов Всеславич ему передал.
Вот и наступил день, когда Ваня, как и 10 лет назад оказался у ворот дубовых, перед речкою Смородиной, перед мостом Калиновым. Оглянулся по сторонам, никого нет, присел он у моста, ноги в воду опустил, на солнце красное глядит. Видит, а колобок то не двигается. Сидит себе такой же румяный, как и прежде, у воды.
– Ты что же это мил друг, искупаться решил? – весело спросил его Ваня. И тут воды Смородины забурлили, завертелись и из водоворота выскочили две рыбки. А на берегу в это время оказались две девушки, прекрасные видом. С ясными голубыми очами, с пшеничными волосами до пояса в ярких платьях. Щеки у них с румянцем, губы алые, зубы – чистый жемчуг, обе смотрят на Ваню, смеются, заливаются, познакомиться хотят. Одна села по левую руку от него, другая – по правую.
– Ну, что ж молодой человек, будем знакомиться или нет? – спрашивают.
– Меня – Волгою зовут.
– А меня Даною величают. Вот никак пару себе не сыщем. Может, поможешь определиться. Чувствует Ваня, как кровь молодецкая к щекам приливает. Видит, как томно вздыхают невесть откуда взявшиеся красавицы и прижимаются к нему все ближе. Вот уже и готов и приголубить и одну и другую, и не может решиться кто ему больше люб. Дана, сидевшая справа от него говорит:
– Я Ваня, прекрасней всех при свете Солнца. Выбери меня, и все тебе поклонятся, когда ты пойдешь под руку со мной. Я дочь царя, и приданого за мною много дадут море – жемчугов, каменьев самоцветных, злата, шелков златотканых.