В водовороте лет. Поэмы бесплатное чтение
© Эйзлер А.К., 2023
© ООО «Издательство Родина», 2023
В авторской редакции
Художник Е.В. Максименкова
* * *
Стояла осень у дверей
- Стояла осень у дверей
- И падала листва,
- И дождь хлестал о мой балкон
- не час, да и не два.
- Спать не хотелось, сон не шёл,
- хоть тьма была вокруг.
- И я схватился за перо,
- но испугался вдруг.
- Я не писал уж так давно
- и многое забыл,
- А что запомнил, для себя
- на память отложил.
- И то, что в памяти лежит,
- что просится в строку,
- Не так легко найти, отдать —
- не знаю, ли смогу.
- Усталый взгляд скользнул к стене,
- к листкам календаря.
- Уж сколько времени прошло —
- и может быть не зря.
- Перо забыв, прошёл к окну
- случайно, просто так,
- Я произвольно повернул
- транзистора рычаг.
- И десять лет – то не в зачёт,
- забытые слова,
- Динамик голос подаёт, стоп:
- «Говорит Москва…»
- И в горле ком, дыханья нет,
- стук сердца, как набат,
- И время повернуло вспять
- на десять лет назад.
- Знакомый голос рассказал
- годам наперекор,
- Что виноградники дают
- целительный кагор,
- Коровы строятся в ряды
- на племенной парад,
- На Спасской башне бьют часы
- который год подряд.
- И цифры в голове стучат,
- и слов водоворот:
- В передовицах из газет —
- убой свиных пород,
- Стремится диктор досказать
- отрывки из статьи,
- Как космонавт сказал жене
- последнее «прости».
- Рекорд по вырубке угля —
- рубеж успешно взят,
- Растут удои молока
- и выводки цыплят.
- Я слышу, сколько кирпичей
- отправлено в село,
- Мы выше и сильнее всех
- любым врагам назло.
- Меридианы голос рвал
- и параллели сёк,
- Витиеватых слов каскад
- я всё ж понять не смог.
- Наивность с возрастом прошла,
- трезвее стал расчёт,
- Но жизнь для каждого из нас
- вела особый счёт.
- И счёт был этот на года, на сроки,
- на зачёт,
- И получали мы сполна —
- кто муки, кто почёт.
- Одни на должности свои
- смотрели свысока,
- Другим же караульный пост
- проламывал бока.
- Одни колоннами лились
- на праздничный парад,
- Людской поток других колонн
- спешил в сибирский ад.
- Один инструкции давал,
- как танцевать «Жизель»,
- Другой был выслан из страны
- за тридевять земель.
- Один имел права на ложь,
- что правдой называл,
- Другой другую правду знал
- и из-за лжи страдал.
- Итак, две правды – две судьбы.
- Какую выбирать?
- Но голос диктора вещал,
- Что то – не мне решать.
- А лесорубы валят лес
- в тайге неездовой,
- Освоен метод на полях
- квадратно-гнездовой…
- Но десять лет тому назад
- решенье принял я,
- И вместе с правдой и судьбой
- я поменял края.
- И уж не десять лет прошло,
- а полных двадцать два,
- И осень вновь стоит в дверях,
- и падает листва.
- И новый голос в тишине
- даёт в эфир заряд:
- Страна в агонии лежит
- который год подряд.
- И те, кто гнал нас из страны
- и закрывал нам рот,
- Кто нас учил, как нужно жить
- на много лет вперёд,
- Призвав всех к классовой борьбе,
- не отступать назад,
- Лежать на нужной стороне
- разбитых баррикад,
- Разграбив, растащив, урвав
- российское добро,
- Они открыли нам своё
- матёрое нутро.
- Отбросив сказку-коммунизм,
- трезвон благих идей,
- Они иллюзию надежд
- отняли у людей.
- В азарте страсти игроки,
- узрев последний шанс,
- Они с проворством шулеров
- разложат свой пасьянс.
- Запрятав козырную масть
- под стол и для родни,
- Они рассчитывать могли
- на солнечные дни.
- И ваучер, в руке зажав,
- и кепку отложив,
- К народу Ленин зашагал,
- по-прежнему плешив.
- История пошла назад,
- на старые круги,
- Теперь уж каждый понимал,
- и даже старики,
- Что снова поделили всё
- одни между собой,
- Других осталось лишь поднять —
- на новый смертный бой.
- Теперь никто уж не поёт,
- что «всё вокруг моё»,
- В слезах осталось поминать
- ушедшее житьё.
- А голос диктора ко мне
- уж проникал едва…
- Стояла осень у дверей,
- и падала листва.
1998 г.Сельские трагедии
По материалам местных и центральных газет.
«После всяких «неприятий» мир бесповоротно принят во всей совокупности красот и безобразий»
С. Городецкий
Глава 1
- Небо прощалось с присутствием дня.
- Всадник, покинув лихого коня,
- На перепутье у дальних дорог
- Вечером поздним в засаде залёг.
- Ночь так тревожно стучится в окно,
- По телевизору гонят кино,
- Каша в подушках и борщ на плите,
- Кто-то скрывается там в темноте.
- С речки прорвался на миг холодок,
- Пуля бандитская вскрыла висок.
- Всадник в пыли там остался лежать,
- Помощь ему не пришлось вызывать.
- Утром, едва лишь забрезжил рассвет,
- Гроб принимает дощатый паркет,
- В нём лейтенантик, причёсан и чист,
- Отвоевался кавалерист.
- У изголовья – вся в чёрном жена.
- Спрятать страданье не в силах она.
- Слёзы застыли в округлых глазах,
- То ли от муки, а может, в грехах.
- Как алкоголики, выпив духи,
- С храпом, в надрыве поют петухи.
- И «а’капелла» старухи ведут —
- Повод хороший и стопку нальют.
- Поп бородою залёг меж грудей
- У многолетней супруги своей.
- Слухи о смерти пришли к попадье,
- Челюсти поп перепутал в беде.
- В рясе, с кадилом, спросонья мыча,
- Принял с устатку стакан первача.
- Пряча у гроба невинность в штаны,
- Поп вспоминал аномальность жены.
- В доме молитвы, стенанья и плач,
- Ходит по кругу проклятый первач.
- Мыслей остатки тлеют в мозгах,
- Мало кто твёрдо стоит на ногах.
- Местный затейник взглянул на часы,
- И над толпой пронеслось: «Выноси!»
- Гроб с перекосом на плечи упал,
- Ловко покойника кто-то поймал.
- Гроб продвигался на вынос вперёд,
- Шумно молился пришедший народ.
- Вот позади и родимый порог,
- И впереди не осталось дорог.
- Все проскакали, промчались, прошли,
- Многие в этой степи полегли.
- Ну, а живые в последний поход
- Мёртвых выносят ногами вперёд.
- Больше не будут по полю скакать
- И в рукопашной бандитов встречать.
- В мире покой. Нет часов и минут.
- Вечность душе предлагает приют.
Глава 2
- А вслед за гробом, как на редут,
- Однополчане с трубою идут.
- Тащится знамя, как алая кровь,
- Криком кричит молодая свекровь.
- Грига трубач верхней нотой достал,
- Кто-то от страха в могилу упал.
- Скинулись «хересом» и огурцом,
- Чтобы бедняга не двинул умом.
- Пахнет сиренью, махоркой, вином,
- Потом крестьянским и конским «добром»…
- Но горный ветер приносит озон,
- Нейтрализуя издержки времён.
- Рядом с могилой холм свежей земли,
- Грустных берёз молодые стволы
- Ветви взметнули, как руки, прося:
- «В землю не надо. Взлети в небеса».
- Но решено всё в таинственной мгле:
- Дублеру Христа не бывать на земле.
- А потому знак традиций таков —
- Спрятать покойника в толщу веков.
- В речи прощальной отметил комбат
- Невосполнимую горечь утрат
- (В светлое завтра шагает страна) —
- И в заключенье вручил ордена.
- Гроб забивали уже веселей,
- Не попадая по шляпкам гвоздей.
- Каждый за ручку вдову подержал,
- Землю в могилу три раза бросал.
- И на поминках, почтенье храня,
- К концу собрались уходящего дня.
- Быстро до мерзости вновь набрались,
- И позабыли, зачем собрались.
Глава 3
- Из незапамятных дальних времён
- Знает история много имён:
- От страстного Демона и Сатаны
- До злого Мефисто из Гёте-страны.
- И для забавы, для пробы страстей,
- В муки повергнувши судьбы людей,
- Жизни сценарий писать без пера —
- Они режиссёры и мастера.
- Жизнь иногда возражала судьбе,
- Как в этой старой крестьянской избе.
- В разгаре поминки, водка рекой —
- Будни картины на выставке злой.
- Сцены мелькают, как пьянства фурор.
- Здесь ещё медлит фантаст – режиссёр.
- Вдова ещё в чёрном, очень строга,
- Держит зубами кусок сапога.
- О сапоге и не вспомнит комбат.
- Мысли шальные сквозь череп летят.
- Сразу желаний почувствовав зов,
- Гнётся под ним молодая свекровь.
- Старый трубач, захмелевший меж блюд,
- С туфлей вдовы исполняет этюд.
- Руки мужские лежат до утра
- В брюках затейника выше бедра.
- Боговы слуги не вечно живут,
- Мира привычки с достоинством чтут,
- И, выполняя семейный обет,
- Поп с попадьёю грешат по чём свет.
- А во дворе у заборов и стен
- Бьются участники массовых сцен:
- Пряжки взлетают солдатских ремней
- Над головами крестьянских парней.
- И в драматизмом наполненный зал
- Зритель случайный цветов не бросал,
- Быстро усвоив порядок игры —
- Буйство страстей отдалённой дыры.
- И это, конечно, не пьяный кураж —
- Рука режиссёра, дерзкий мираж.
- Актёры в экстазе вдруг падают в транс,
- Словно спешат отработать аванс.
- Он уже в зале – злой гений, бастард,
- Играет страстями, как в биллиард,
- Вгоняя их в лузы, словно шары,
- Хитро своей добиваясь игры.
- Вдруг прозвучало: «На сцену его!» —
- И режиссёра ведут самого.
- Он, жмурясь от взглядов, кланяясь в тьму,
- Будку суфлёра увидел в дыму.
- В будке под сценой, словно в гробу,
- Лицо человека с повязкой на лбу.
- Глаза в лихорадке, словно больны,
- Скулы худые и щёки бледны.
- Он хочет всё время что-то сказать,
- Но губы дрожат – трудно что разобрать.
- То, может быть, слов неудачный подбор?
- И на лице удивлённый укор.
- Этот укор, как поленья костра,
- Тепло сохраняя всю ночь до утра,
- Внутри обгорев, словно пепла обвал,
- Усталым огнём режиссёра обдал.
Глава 4
- А за околицей и за мостом
- На кладбище старом, как бы тайком,
- Берёзы склонились тихой листвой,
- Покой охраняя могилы сырой.
- Там, в одиночестве тёмном, как ночь,
- Земные заботы отброшены прочь.
- Желанья угасли, время стоит,
- Память упрямо о прошлом молчит.
- Минуты застыли, встали часы.
- Груз поколений не давит весы.
- Здесь бесконечность не знает начал.
- В бездну с концами летит интеграл.
- Исчезли законы, клетки границ,
- Приклад карабина, скрип половиц,
- Шелест травы, дальний крик журавлей,
- Лики страданий чужих матерей.
- Небо связало себя с пустотой
- Только крестами работы простой.
- В этих крестах меж фамилий и дат
- Средь прочих покоится лейтенант.
- Он в той холодной, сырой пустоте,
- Будто привыкнуть не смог к темноте.
- И, вдруг почувствовав страшное зло,
- Тело с душой распроститься смогло.
Глава 5
- И полетела душа на простор,
- Взмыла над кладбищем, за косогор,
- И увидала внизу с высоты:
- Словно парадом проходят кресты,
- Держат равненье и интервал.
- Вместо знамён – эпитафий вокзал,
- Кажется, кто-то сквозь топот сапог
- Вместо приказа твердит некролог.
- Хаты родимой деревни видны.
- Что там за гвалт, что за звуки слышны?
- Чтоб любопытство своё утолить,
- Стала душа над гуляньем парить.
- Рано для танцев, и клуб взаперти.
- Белой не видно невесты фаты.
- Ну, а гармонь, что лабает фокстрот?
- Да и труба за желудок берёт.
- «Что там случилось? – гадала душа. —
- Труппа артистов случайно зашла?» —
- И, сманеврировав в летней жаре,
- Вмиг оказалась в суфлёрской дыре.
- Случай досадную шутку сыграл —
- Дух лейтенанта в суфлёры загнал,
- А режиссёр, он назначен судьбой,
- В громе оваций стоял пред толпой.
- Он зала не видел, лишь в темноте
- Кровь лейтенанта на белом бинте
- С ясностью грезилась в бликах лучей,
- Баха играет ансамбль скрипачей.
- Грации скрипок на тонких плечах
- Тихо дрожат, словно тени в свечах,
- И, испуская мелодии звук,
- В сердцах оставляют страданья разлук.
- В этих страданьях и скорбь, и печаль
- Юности, быстро умчавшейся вдаль,
- Грёз не пришедших, неведомых чувств…
- Дружбы предательство, подлость кощунств.
- Баха сменяет француз Берлиоз.
- В скорбной мелодии – колкий мороз.
- Сердцем владеет холодная жуть.
- Можно ль вторично навечно уснуть?
- Мысли последней отчаянный всплеск
- Дух лейтенанта счёл за гротеск.
- Но режиссёра задуманный план
- Жизнь превращала в жестокий роман.
- В этом романе страниц не найти,
- Жизнь и судьба здесь скрестили пути,
- И без единой чернильной строки
- Всё режиссёром кромсалось в куски.
- Но этот взгляд лейтенантовых глаз
- Скорбью своей режиссёра потряс.
- Вот почему стали скрипки звучать —
- Чтоб, как в Освенциме, легче страдать.
- Пьянство, разврат, безрассудство и вой —
- Сцены проходят одна за другой.
- Здесь не до скрипок, страданий, мольбы.
- Мир обнажён для жестокой борьбы.
- Зверских инстинктов кровавый оскал
- В блуде дремучем любовь попирал.
- Без сожалений, без боли, без слёз,
- Жизнь прожигалась, как брёвна в мороз.
- Всем наплевать в этой жизни на всё.
- Только б оглоблю не взяло босьё,
- Только б не вздумал кто-то опять
- Своё и чужое в кучу мешать!
- Под вечер дерутся, пьют натощак,
- Знамя продал комсомольский вожак.
- В Ленинской комнате, в красном углу
- Девочки мальчикам ставят иглу.
- Всё помешалось в разгуле страстей —
- Жизнь бестолковая с прахом идей.
- Знак режиссёра – судьбы фатализм,
- Дух лейтенанта – наивный марксизм.
- Вновь захотелось от жизни сбежать,
- На кладбище старом звёзды считать,
- В саван укрыться, крестом заслонясь,
- И на прошедшее больше не злясь.
- В гробе не тесно – покой и приют,
- Тапочки белые ноги не жмут,
- И на коленях не надо стоять,
- Богу и Марксу молитвы читать.
- Но эгоизма навязчивый червь
- К сердцу бросался, как волны на верфь:
- Слишком недолго на свете он жил,
- Мало дружил он и мало любил.
- Губы и руки его никогда
- Верной жены не коснутся, найдя
- Тепло и желанье отдаться в ответ,
- С единственной просьбой – выключить свет.
- Детей незачатых сокрыты глаза,
- Мир не тревожит ребячья слеза.
- Жизнь растащили по кирпичам:
- «Всё надоело! В могилу, к чертям!»
- «Спектакль окончен!» – вскричала душа,
- С будкой суфлёрской простилась, спеша
- К себе на кладбище, на холмик с крестом —
- Под небом безоблачным вырытый дом.
- И без оркестра, венков и речей
- В царство проникнув беззвёздных ночей,
- Душа лейтенанта вздохнула с трудом
- И снова забылась неведомым сном.
Эпилог
- Время прошло той далёкой поры.
- В воздухе душном снуют комары.
- Скошена травка, прополот сорняк.
- На кладбище сельском лежит молодняк.
- Они все погибли от пуль и ножей,
- Лопат, коромысел и конских вожжей,
- От буйства, от водки и страстной любви,
- Дешёвой махорки и дерзкой братвы.
- А в отделении, в вечной тоске,
- На мраморном камне – шрам на виске
- Отчётливо виден на фото цветном:
- Взгляд с укоризной и вечным огнём.
- Во взгляде читает судьба-режиссёр
- Жене и свекрови извечный позор.
- По пьянке комбат захлебнулся в бадье.
- Попу анафема … и попадье.
1998 г.От грохота трамваев…
- От грохота трамваев
- и завыванья шин,
- Домов многоэтажных
- и выхлопов машин
- Я убежал из города
- за горы и леса
- На озеро прозрачное,
- где тонут небеса.
- Овал огромный озера
- мне виден из окна,
- К подножью гор заснеженных
- ласкается волна.
- Она в порыве страстном
- на берег набежит
- И, ошалев от счастья,
- быстрей назад спешит.
- Песчаный берег в золоте,
- зелёный лес вдали,
- А если выйти на балкон,
- то виден край земли,
- Где белый парус облаков
- уходит в небеса,
- Отрогов горного хребта
- сияет полоса.
- Крутая лестница ведёт
- с балкона в тихий сад,
- И погружаешься в цветов
- волшебный аромат.
- И пенье птиц, и шелест трав —
- какой же рай вокруг!
- Мне здесь хотелось быть с тобой,
- мой старый добрый друг.
- На одиночество роптать
- и не ценить покой,
- Друзей далёких вспоминать
- и пить за упокой.
- Больное сердце рвать в куски,
- крутить судьбу назад,
- И кадры жизни тасовать,
- минуя боль утрат.
- По-новому войти в судьбу,
- заполнить жизни зал
- И прокрутить своё кино,
- никто чтоб не мешал.
- Сперва попробовать с судьбой
- поговорить на «ты»,
- И режиссуру отобрать,
- пообещав цветы.
- Актёров выбрать, текст раздать,
- расставить реквизит,
- Затем с оркестром пробежать
- весь жизненный транзит.
- Потом воспоминаний шквал
- кромсается в куски.
- Сам Станиславский проклял всё б
- до гробовой доски.
- Мелькнёт в сознаньи эпизод —
- заведомая ложь,
- Сигнал команду подаёт,
- и всё решает нож.
- Бескровный нож кроит сюжет
- и сцены бытия,
- И ты становишься себе
- защитник и судья.
- Пророков нет, герой, как Бог,
- и абсолютно прав,
- Событий чёток пересчёт,
- как воинский устав.
- Никто не омрачит судьбу,
- толпой не наорёт,
- Никто с цингой на Колыму
- этапом не идёт.
- Никто с трибуны не клеймит
- запуганных людей,
- Забыты муки и позор
- враждующих идей.
- Кругом гармония добра
- и разума прилив,
- Года печали, время слёз
- упрятаны в архив.
- Такой всемирный оптимизм,
- такая бодрость чувств,
- И постепенно сознаёшь,
- что то – шедевр искусств.
- Рукою твёрдой, не спеша,
- подпишешь гонорар.
- Тушите свет! Идёт кино!
- Здесь тянут на «Оска́р».
- И снова лестницей крутой
- выходишь на балкон,
- Экраном света и теней
- беспечно увлечён.
- Всё так же плещется волна
- о берег золотой,
- И белый парус облаков
- блуждает за скалой.
- Калейдоскоп реальных лиц,
- событий и времён
- На пленку ляжет без купюр
- и праздничных знамён.
- Мне слышен звон колоколов
- и шум волны в окно,
- Спешите видеть, господа,
- здесь крутит жизнь кино.
1999 г.Ещё в постели и, зевая…
- Ещё в постели и, зевая,
- таранишь силой всплески чувств.
- Их амплитуду поднимая,
- взлететь экстазом в мир искусств
- так хочется! Но ночи страсти
- не выпускают из-под власти,
- с тревожными смешавшись дня
- вестями вечера дурного,
- очередного выходного,
- слетев листком календаря.
- Остатки сна зарыв в подушку,
- ладонь воды холодной в рот
- плеснув, и рифмы в раскладушку
- укладываешь. Мысль бредёт,
- как будто в лес тропою дальней,
- в тень, к ручейку, где попрохладней,
- где вечный ключ – Ессентуки,
- как строфы, воду наверх гонит,
- конечно, наклониться стоит,
- прислушаться – звучат стихи.
- Теперь не надо отвлекаться,
- чтоб время зря нам не терять,
- и по-анкетному ужаться,
- чтобы все строчки срифмовать
- и всё, что в голову приходит:
- вот по карнизу Карлсон бродит,
- вот баба, правда, не Яга,
- с ногой, не костяной, под мышкой,
- вот Петя или Пётр с книжкой
- про волка. О́бразов – стога!
- В один из них проник Евгений,
- В другой – Татьяна, как вдова.
- На фоне всей колхозной лени
- Она – источник мастерства.
- С Онегиным домами дружит,
- о старом Гремине не тужит,
- скучает, правда, по Трике…
- Намедни он прислал ей розы.
- Где их сумел достать в морозы?
- Наверно, в старом сундуке.
- Пиши, перо благоговейно!
- Чернилам сохнуть не давай!
- И капли доброго портвейна
- с водой из крана не мешай.
- Застряв на слоге на ударном,
- себе ты кажешься бездарным,
- да и другим. С каких-то пор,
- среди стогов по полю шляясь,
- за строфы нудных рифм цепляясь,
- ни с кем уже не ищешь ссор.
- И в дообеденной дремоте
- зачем фундаменты шатать?
- Уж лучше при дурной погоде
- Игрою в рифмы развлекать
- себя с женой у самовара.
- И Куйбышев – опять Самара.
- И Чичиков в мечтах о том —
- заевши рябчик ананасом,
- с Маниловым напившись квасом, —
- как выгодней продать «Газпром».
- Сирени веточка в бутылке,
- в ней капли утренней росы.
- Скатился вовремя Грушницкий
- с площадки. Прострелить трусы
- ему успел ещё Печорин
- и, как известно, был доволен,
- уехав в Ближние Челны.
- Он в губернаторы подался,
- с Дубровским на дуэли дрался
- за честь своей второй жены.
- И в эту утреннюю пору
- сюжетов острых, лиц и драм
- перед глазами, словно в гору,
- стучит телега по камням
- колёсами воспоминаний,
- легенд, злых домыслов, гаданий,
- забытых былей, небылиц,
- инфантерийных генералов —
- из книжных памятных завалов
- и мемуаров светских львиц.
- С опухшей головой в постели,
- как хочется опять уснуть,
- послав всё к чёрту – на неделю
- опять блаженно утонуть
- в удобных, мягких волнах лени.
- И быть способным на колени
- упасть, прощения молить
- у снов, у судеб и у Бога,
- и сорок капель на дорогу
- валериановки налить.
Март 1999 г., ВенаКруговорот
«В Московском планетарии проводятся лекции на тему: «Было ли начало и будет ли конец света». Лекции сопровождаются демонстрацией звёздного неба и красочными диапозитивами».
(Из рекламы по московскому радио 70-летней давности.)
- Метелями и вьюгами ещё земля полна,
- Но людям, да и вербам, мерещится весна.
- Земля ещё охвачена морозом по утрам,
- Набухли почки у берёз, и в парках птичий гам.
- Еще сокрыта подо льдом от солнца гладь реки.
- Поэт сражается с пером за первых две строки.
- Смятенье чувств – зима кругом и лето на бегу.
- И сколько слов, и сколько грёз растаяло в снегу!
- За окнами упала ртуть, приличия храня,
- И минус небольшой стоит до середины дня.
- Потом – прыжок температур, ртуть скачет вверх слегка,
- Но это вряд ли удивит какого простака.
- Жизнь крутит так всё много раз в водовороте лет.
- И нет нужды нам собирать заметки из газет
- И заносить к себе в альбом средь прочих небылиц
- Законы, даты, имена и цифры из таблиц.
- Но, между прочим, был один упрямец и мудрец.
- В событиях он различал начало и конец.
- В тетради старой размещал всё, как в календаре.
- То был не Пимен, не монах, что жил в монастыре.
- Гимназий он не посещал, а также школ земских,
- И семинарий не кончал духовных и других,
- В Казанский университет экстерном не сдавал,
- И только жизни трудный путь тетради поверял.
- Но годы шли, мудрец старел, и всё тетрадь росла,
- И неожиданно в одном упрямцу помогла.
- И как бы ни вращался мир и что бы не творил,
- Мудрец наш истину одну в тетради находил.
- Была та истина проста и вовсе не нова,
- Но открывала дверь порой к загадкам бытия,
- Природой так заведено, а кто не знает – плут,
- Что сон всегда спешит сменить тяжёлый долгий труд.
- Стремится организм живой и даже не живой
- С активной жизни перейти на сладостный покой.
- И этот сладостный покой – не пенсия за стаж,
- А просто накопленье сил в очередной вираж.
- Вираж боёв, вираж любви, вираж весны и грёз,
- Чтобы творить, гореть, любить, исплакаться до слёз