Классический экзерсис как основа подготовки в детском танцевальном коллективе. Учебно-методическое пособие бесплатное чтение

Скачать книгу

© Л. Т. Галиева, 2023

© Д. М. Юланова, 2023

ISBN 978-5-0060-1757-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сегодня в современных общеобразовательных школах особо остро стоит вопрос организации воспитания, в том числе художественно-творческого развития детей. Однако на практике долгое время общеобразовательные школы делали упор на знаниевую основу, упуская из виду воспитательную систему и ее значение в формировании и развитии личности. Знаниевая основа стала основополагающей во всех современных школах, хотя общеизвестно значение художественных аспектов на формирование чувств, нравственных и эмоциональных качеств, творческой составляющей личности.

Хореография как средство эстетической культуры наиболее благотворно воздействует на личностное становление детей, а также способствует укреплению здоровья, формированию осанки, развитию мышечного тонуса, координационных возможностей, развитию психических процессов как память, мышление, восприятие, внимание и другое. Значение уроков хореографии для развития детей очевидно, несмотря на небольшое отведенное на них время в учебном плане общеобразовательной школы. Более того в школах сегодня нет единой выработанной системы обучения детей классическому танцу, в виду разных физических и хореографических возможностей детей, отсутствия системы отбора на занятия хореографией. Хотя, классический экзерсис способствует формированию у детей хорошей осанки, коррекции искривлений, профилактике сутулости и косолапого хождения. Посредством классического экзерсиса у детей формируется гибкость, выносливость, сила мышц, подтянутость, координация, музыкальность, внимательность.

Важно, что занятия классическим танцем в общеобразовательной школе могут стать действенным инструментом воспитания личности, так как способствует повышению эмоций и побуждают к творчеству. Детский хореографический коллектив может стать для детей воспитательной средой, в которой организуется система организации совместной деятельности, так как его участниками являются в основном воспитанники различных возрастов, с разными физическими и хореографическими данными и типами характера. Сплоченный детский хореографический коллектив является высшим уровнем развития любого объединения, который позволяет за счет внутреннего единства, организованности, подготовленности и психологической коммуникации стимулировать детей на занятия классическим танцем. Поэтому, несмотря на то, что в системе общего образования для занятий классическим танцем отводится небольшое количество времени, считаем, что для полноценного развития детей 9—10 лет должны быть организованы воспитательные мероприятия, направленные на сплочение детского хореографического коллектива в виде походов на концерты, балетные спектакли, дружественных встреч, ситуаций успеха, конкурсов на лучшие достижения в хореографической деятельности и другое.

В учебно-методическом пособии раскрывается методика организации занятий по классическому танцу в общеобразовательных школах и методика проведения мероприятий на сплочение детского хореографического коллектива как условия успешной хореографической подготовки детей 9—10 лет. Пособие адресовано для педагогов-хореографов и студентов отделений педагогических вузов и колледжей профиля «Педагогическое образование» профиля «Художественное образование (хореография)».

1. Классический экзерсис как основа классического танца

Развитие классического танца проходило в течение долгого периода времени, а методика работы над ним рассмотрена многими авторами как Н. П. Базаровой и В. П. Мей, Ю. А. Бахрушиным, Л. Д. Блоком, А. Я. Вагановой, М. Е. Валукиным, В. С. Костровицкой и А. А. Писаревым, М. В. Смирновой, Н. И. Тарасовым. Вопросы обучения классическому танцу детей начального этапа обучения раскрываются в пособиях таких авторов как Т. И. Васильевой, Т. К. Барышниковой, Н. А. Вихревой.

В хореографическом искусстве классический танец является основой разработки и зарождения других классических направлений. В его основе лежит развитие правильной осанки, гармоничное развитие всего тела танцовщиков, их пластичности, выворотности ног, большого шага в танце, вращения, гибкости, свободного исполнения танцевальных элементов, выносливости и силы. Поэтому для того чтобы иметь танцевальный успех в других направлениях, танцовщикам необходимо овладеть основами классического танца.

Классическая хореография была сформирована еще более 400 лет назад в Италии, а в дальнейшем нарабатывалась и дополнялась видными танцорами и хореографами. В России система классического танца подробно была изложена А. Я. Вагановой, которая и на сегодняшний день успешно используют хореографические школы при подготовке будущих артистов балета. В основе классического танца лежит экзерсис как система последовательных упражнений, направленных на тренировку тела. Следует отметить, что несмотря на появление различных новшеств и современных направлений в хореографическом искусстве, классический экзерсис остался основным тренажем для разогрева суставно-связочного аппарата, предупреждения растяжений и вывихов, развития сложных танцевальных движений.

Экзерсис (от французского exercice определяется как «упражнение», от лат. «exercitium») является техникой, комплексом разных упражнений для тренировки тела по стандартам классического танца – для развития силы мышц, эластичной работы связок, выворотного положения ног, устойчивого положения позвоночника, координационной способности у танцоров. Экзерсис выполняется у станка и на середине зала. Экзерсис подразумевает постепенный разогрев всего тела танцора при смене темпа – с медленного на быстрый и наоборот – с быстрого на медленный. Упражнения выполняются сначала одной ногой, затем другой. Начинающие дети выполняют экзерсис у палки, в положении лицом к палке. Опытные танцоры занимаются экзерсисом 20—25 минут для того чтобы разогреть тело, у детей он занимает по времени от 10 минут и выше, в зависимости от возраста.

Все упражнения и элементы экзерсиса были проверены временем и практикой. Посредством него у танцоров постоянно и последовательно отрабатываются костный и суставно-мышечный аппарат, а также танцоры, выполняя его, вырабатывают и развивают волевые качества, двигательную память, ритмичность, музыкальность. Как писал знаменитый советский педагог Н. И. Тарасов «…большую ошибку допускают те, кто рассматривает экзерсис как нечто второстепенное, предназначенное лишь для „разогревания ног“. Экзерсис необходим не только начинающему, но и квалифицированному танцовщику для постоянного укрепления и совершенствования основ его исполнительского мастерства».

То есть экзерсис является комплексом упражнений, позволяющий создать пластический фундамент, развить двигательный аппарат, подчинить пластически-художественные возможности организма к исполнению классического танца. Из элементов и упражнений экзерсиса, создается классический танец, состоящий из пластических форм танцевальной композиции, художественного образа. В процессе экзерсиса у танцоров формируются основные хореографические навыки.

Классический экзерсис позволяет танцовщикам выработать правильную осанку, устойчивое положение корпуса, подтянутую спину. По мнению профессора А. Я. Вагановой, «…правильно поставленный корпус – основа для всякого па». «…Правильно поставленная спина дает абсолютную свободу движения. Поэтому задача классического станка – добиться надлежащей постановки корпуса и спины». Более того, классический экзерсис направлен на укрепление суставно-мышечного аппарата тела, постановку правильного положения головы, рук и ног, выработку точной, свободной, эластичной двигательной активности, координационную способность в процессе выполнения движений. Классический экзерсис позволяет снять физические недостатки: сутулое положение тела, перекос плечевого пояса, опущенное состояние шейного позвонка, косолапой походки и другое. Классический экзерсис вырабатывает у танцоров силу, гибкость, подвижность, выносливость, активность, ловкость, быстроту, внимательность и другое.

Классический экзерсис направлен на всестороннее развитие тела танцовщиков посредством постоянно выполняемых тренировочных упражнений. А. Я. Ваганова считала, что «…ежедневный экзерсис с первого года учения… складывается из одних и тех же pas». Важно, чтобы танцовщики научились выполнять классический экзерсис при полной выворотности ног, то есть когда «…ступни находятся в разведенном положении носками в стороны, идут согласно линии плеч, либо параллельно им, при раскрытой внутренней поверхности (сторон) голеней и бедер». Это положении является основным каноном классического танца, основой техники классического экзерсиса. К. С. Станиславский утверждал, что «…выворачивания ног в бедрах с актерами, правильная постановка ног, корпуса, рук, головы способствуют развитию технического мастерства танцовщика». Выворотное положение ног позволяет достигать большой вертел, уходящий назад и не препятствующий поднятию ноги на 90 и более 100 градусов. Выворотность ног дает классическому танцу изящество и гармоничность исполнения танцевальных движений и элементов. Также при выполнении классического экзерсиса, чтобы работали все мышцы в полную силу и напряжение с целью достижения требуемой крепости тела танцовщика. Все упражнения в классическом экзерсисе должны выполняться с совершенной точностью и четкостью при полном напряжении всех мышц и суставов.

Повседневный опыт показывает, что «…классический экзерсис может полностью отвечать всем требованиям классического канона и в то же время оставаться механическим, формальным. Между тем в нем участвуют основные компоненты танцевальной выразительности – руки, корпус и голова. Поэтому в упражнениях классического станка следует добиваться эмоциональности, гармоничности и координации движений, их соответствия содержанию музыки, танцевальность всего исполнения».

«…Как и всякий другой урок классического танца, он начинался с экзерсиса у палки (станка). Первым движением было рlie (приседание), но уже и здесь, как и во всем вагановском экзерсисе, не было ничего механического. С самого начала урока и до конца его властвовал танец: и в движениях головы, гибкости и быстрых поворотах корпуса, и в пластике „поющих“ рук. Разумеется, выразительность классического экзерсиса не должна приводить к манерности и искусственной пластике». Главное, в классическом экзерсисе достичь свободы исполнительства. А для этого с первых уроков танцовщикам прививается выносливость посредством выработки силы воли, энергичность и уверенность. В тоже время нагрузка классического экзерсиса должна подбираться исходя из анатомо-физиологических особенностей танцовщиков и вводиться дозировано и планомерно.

Занятия хореографией формируют культуру движения, правильную постановку тела, развивают так называемое чувство позы. В физическом плане тело становится более устойчивым, гибким, ноги – сильными, а движения – предельно четкими и скоординированными. Занятия классическим танцем требуют терпения и усердия. Конечно, добиться полной выворотности, правильно поставить корпус, развить гибкость суставов у взрослых людей значительно труднее, чем у детей, однако многие задачи все же выполнимы. Регулярный, упорный труд способен сотворить многое. В награду достанется прекрасная осанка, красивая походка, подтянутое тело, сильные мышцы, грация, пластика, выразительные движения, хорошая координация.

Классический танец является основой или платформой для любого танцевального стиля. Это соединение воедино музыки, пластики и гармонии движения. Танец для детей может стать тем занятием, которое дает богатое эмоциональное развитие, вводит в мир классической, народной, современной музыки, пластических образов, психологически совершенствует каждого ребенка, совершенствует физически: тело становится послушным, укрепляются мышцы, воспитывается осанка, развивается координация. Это обогащает жизнь ребенка, приносит радость и одухотворенность.

В основе каждого элемента экзерсиса, создается конкретное пластическое положение тела для исполнения классического танца. Классический экзерсис у палки и на середине зала осуществляется в четкой последовательности и включает такие упражнения как «…plie, battements tendus, battements tendus jetés, ronds de jambe par terre, battements fondus et battements soutenus, battements frappés et double frappes, ronds de jambe en l’air, petit battements sur le cou-de pied, battements relève lents et battements développés, grands battements jetes, а также позы – port de bras, танцевальные шаги, повороты, пируэты, которые постепенно усложняют последовательное исполнение экзерсиса». Данный порядок был предложен А. Я. Вагановой. Несмотря на то, что А. Я. Вагановская система была новой, педагогами не сразу была принята она полностью, многие допускали в работе вариацию движений, меняя developpe на petit battement или battement frappe на rond de jambe en l’air, мотивируя тем, что в процессе выполнения developpe связки напрягаются и немного встряхиваются в упражнении grand battement jete, поэтому их необходимо выполнять перед battement frappe. И по ныне многие придерживаются измененного порядка выполнения движений. В первой части экзерсиса в большинстве случаев педагогами используются «…plie, battement tendu, battement tendu jeté, rond de jambe par terre, вattement fondu». Все они направлены на постепенный разогрев ног, поэтому в основе имеют принцип динамического нарастания, выстраиваясь от медленного и простого к более быстрым и сложным упражнениям. Далее начинается вариация движений в виду поставленных задач на уроке по классическому танцу – одни считают, что необходимо развивать мелкую технику, другие отдают предпочтение силе ног и развитию шага.

Plié – «приседание» – упражнение, где задействованы корпус, голова, руки, мышечный аппарат, связки ног. На первой ступени plié отрабатывается в I позиции, лицом к станку, в размере 3/4 или 4/4. При выполнении plié необходимо, чтобы танцоры равномерно распределяли свой вес на обе ноги, не заваливаясь на большие пальцы ног, колени при этом максимально раскрываются в стороны, а спина вытягивается, подбородок поднимается. Такое положении необходимо сохранять на протяжении всего экзерсиса. Данное упражнение направленно на планомерное сгибание и разгибание ног в медленном темпе при удержании пяток на полу и раскрытии колен в en dehors. В процессе упражнения plie развивается ахиллово сухожилие. Demi plie является как самостоятельным движением, так и сочетается с grand plie, releve и всеми видами port de bras.

Battement tendu чаще соединяется с battement tendu jetes. Данное упражнение направлено на постановку ног, выворотность при работе малых и больших мышц. В процессе выполнения движений танцоры должны стараться вытягивать ноги до конца, не расслабляя колени при возвращении в исходное положение. В упражнении должна быть обеспечена выворотность и правильное положение стоп. Battement tendu выполняется в медленном темпе, повернувшись лицом к станку в I позиции. Движение начинает усложняться путем закрытия ног в V позицию. Движение выполняется сначала в сторону, затем вперед и назад. Носок, скользя по полу, не должен отрываться от него как бы стремясь вдаль. Пятка работающей ноги идет напротив пятки опорной ноги вне зависимости от направления движения. В процессе tendu упражнение идет от пятки, затем она начинает отрываться от пола, дотягиваясь стопой. Колено должно быть максимально вытянутым. Корпус должен иметь 2 бедра и 2 плеча, образовывая квадрат. Работающее бедро должно удерживаться в прямом положении, а голова поворачиваться в центр класса – en face. Battement tendu может выполняться в сочетании с другими видами tendu – «…battement tendu c demi plie по всем позициям, battement tendu c pour le pied, battement tendu c passé par terre, double battement tendu, battement tendu pour batterie, в большие и маленькие позы battement tendu jete».

Battement tendu jete связано с battement tendus, которые выполняются подряд друг за другом. Темп исполнения в battement tendu jete значительно быстрее, чем в battement tendus. В упражнении акцент делается на бросок. При выполнении упражнения танцоры должны сохранять правильное положение ноги на воздухе, а не на полу. Battement tendu jete направлено на воспитание силы, ловкости, а также натянутости ног в воздухе, что является важным для pas танцовщика. Движение выполняется вперед, в сторону и назад. Battement tendu jete выполняется вперед при удержании тазобедренного сустава на месте, разворачивая en dehors, когда пятка работающей ноги направляется чуть вверх, а стопа находится в предельно натянутом положении. Пятка работающей ноги должна находиться четко напротив пятки опорной ноги. При этом корпус должен слегка откидываться назад под лопатки, а голова смотреть в центр класса. При исполнении battement tendu jete нога должна бросаться по прямой линии в сторону, параллельно плечу. Тазобедренный сустав должен быть развернут еn dehors, что позволяет пятке работающей ноги идти в направлении чуть вперед. Battement tendu jete может иметь вид – battement tendu jete pointe, battement tendu jete из I и V – С balancoire, больших и маленьких поз.

Rond de jambe par terre является третьим упражнением, в процессе которого отрабатываются вращательная подвижность тазобедренного сустава и работа над диапазоном выворотности ног. Rond de jambe par terre заключается в выполнении круговых движений тазобедренным суставом посредством носка работающей ноги, которая как бы рисует полусферу на полу опорной ногой при сохранении выворотности и подтянутости. Стопа выполняет скользящие, непрерывные движения, исполняя круг на полу в направлении вовнутрь, а затем наружу переходя через I позицию при не согнутом работающем колене. Полная свобода движений должна быть достигнута за счет максимальной выворотности в тазобедренном суставе. Для того, чтобы вывести ногу вперед, движение необходимо начать с носка, пятка при этом не должна отставать. Далее движение необходимо выполнять по кругу, достигая II позицию, а подъем должен быть предельно вытянутым, пятка должна быть в выворотном положении. Упражнение выполняется без остановки, движение продолжает выполняться до того момента, пока нога доходит до положения назад при положении пятки напротив пятки, опущенной вниз. Бедро необходимо удерживать на одном месте при образовании квадрата с плечами, а голова при этом находиться в положении en face. Движение rond de jambe par terre имеет такие виды как «…rond de jambe par, terre en dehors, en dedans – double rond de jambe par terre, rond de jambe par terre на 45 градусов, rond de jambe par terre с demi plie, rond de jambe par terre на 45 градусов на полупальцах, grand rond de jambe par terre».

Battement fondu является четвертым упражнением, где посредством опорной ноги осуществляется поднятие на полупальцы для дальнейшей выработки мягкости приседания и эластичности, необходимого в прыжках. Начальный этап допускает выполнение упражнения на полной стопе. К battements fondus присоединяются frappes и doubles frappes, но выполняется резко и энергично для приучения мышц и сухожилий к быстрому (контрастному) переключению с мягких, плавных движений на более резкие движения (стаккато). Данное упражнение является сложным для выполнения, так как задействуются в работе обе ноги. В процессе demi plie на опорной ноге работающая нога начинает выполнять sur le cou de pied спереди или сзади, выводясь по направлению на 45 градусов. Обе ноги в упражнении без пауз должны сгибаться и разгибаться. Выворотность ног во время plie должна достигаться точно, а оба колена располагаться в положении en dehors. Корпус должен иметь позицию квадрат 2 бедра и 2 плеча. После sur le cou de pied, когда выводится нога на 45 градусов, носок должен понижаться, а затем снова повышаться, при этом колено работающей ноги остается на одном уровне.

При выполнении упражнения fondu движение должно начинаться с носка при удержании бедра в выворотном положении, при сохранении уровня колена без понижения, при открытии ноги на 45 градусов и при вытягивании колена и стопы. Движения должны быть непрерывными, без совершения остановок, при повернутой головы в центр класса. При выполнении fondu в сторону придерживаются те же правила, что и вперед. Работающей ногой выполняется траектория движения вдоль плеча, придерживаясь прямой линии. Бедра сохраняют максимальную выворотность. Опорная нога при этом не должна оседать, а голова располагаться в en face. В упражнении fondu назад необходимо удержать колено в выворотном положении и на месте. Движения также начинаются с носка, пятка идет напротив другой пятки, при этом опорное плечо удерживается на месте, не уходя вперед. Видами battement fondu являются «…double battement fondu, battement fondu на 45 и 90 градусов, battement fondu на полупальцах, battement fondu в маленькие и большие позы, battement fondu с plie-releve и demi-rond на 45 градусов en face и из позы в позу».

Battement frappe схож по выполнению с battement fondu и выполняется при сгибании и разгибании ноги в определенном направлении при остановке на sur le cou-de- pied. Однако упражнения имеют разную цель. Battement frappe выполняется при быстром и энергичном темпе, fondu является тающим движением. Battement frappe изучается в медленном темпе, когда носок упирается в пол, затем с усложнением при работающей ноги начинает открываться на 25 градусов. Акцент движения начинается с опорной ноги, которая идет вперед в сторону, назад. Важно удерживать колено на одном месте на протяжении всего упражнения, находящемся на уровне щиколотки. Бедро должно не уходить назад, следуя за ногой, а удерживаться в неподвижном положении, при сохранении квадрата с плечами и развернутое положении при sur le cou-de-pied. Корпус должен находиться в неподвижном и подтянутом положении. В процессе движении вперед, колено не должно уходить вперед. А в положении sur le cou-de-pied колено должно быть отведено в выворотное положение. Голова при этом поворачивается в центр класса. При выполнении frappe назад колено должно удерживаться в выворотном положении и двигаться находясь только в нижней части ног от колена до стоп. Пятка направляется вниз, а голова располагается в центре класса. Видами battement frappe являются «…double battement frappe, battement frappe на полупальцах.

Rond de jambe en l’air является пятым упражнением, которое выполняется на высоте 45 градусов и направлено на разработку подвижности коленного сустава, силы связок и их эластичности. В последующем данное упражнение выполняется на высоте 90 градусов для выработки силы бедра и подготовки ног к длительной работе при выворотном положении бедра. Оно представляет собой сложную работу тазобедренного сустава и исполняется только в сторону, а также в виде en dehors и en dedans на 45 и на 90 градусов. В упражнении сохраняется развернутое неподвижное состояние верхней части ноги, начиная от бедра до колена, а в активной позиции находится подвижная нижняя часть ноги, начиная от колена до стопы. Рабочей ногой описывается овал, затем возвращается в сторону. При таком движении разрабатывается коленный сустав. Необходимо, чтобы стопа находилась в положении натянутости. При выполнении rond de jambe en lair исполняется en dehors, когда нога начинает рисовать овал от себя; при en dedans нога начинает рисовать овал к себе по направленности. Во всех случаях колено должно находиться в закрепленном положении. Виды rond de jambe en lair являются: «rond de jambe en l’air en dehors и en dedans, rond de jambe en l’air en dehors, en dedans на полупальцах и с окончанием в demi plie, double rond de jambe en lair en dehors и en dedans, rond de jambe en lair на 90 градусов».

Petit battement на cou-de-pied является шестым упражнением, направленное на выработку быстрого, свободного овладения нижней частью ноги, начиная от колена до носка, при этом сохраняется неподвижное и выворотное положение верхней части. Данное упражнение предназначено для развития мелкой, координационной техники. Его сменяют разные положения ноги – быстрые и четкие на sur le cou-de-pied. Как правило, данное упражнение выполняется при смене ритма с усложнением координационных задач. Важно, чтобы колено при выполнении движений находилось в неподвижном положении при свободной работе нижней части ноги и подъеме при вытянутости. Ногу необходимо слегка приоткрывать по направлению ко II позиции, а колено наоборот до конца не выпрямляется. Танцовщику важно продемонстрировать обхватное sur le cou-de-pied, а на следующий счет обхватное sur le cou-de-pied сзади. Выделяют следующие виды petit battement: «double petit battement, battement battu спереди и сзади; petit battement с остановкой носком в пол в маленькие позы в любом направлении; petit battement на целой ноге и на полупальцах».

Скачать книгу