«…вопрос современного воплощения атеизма, вопрос Вавилонской башни, строящейся именно без бога, не для достижения небес с земли, а для сведения небес на землю.»
Братья Карамазовы, Ф.М. Достоевский
Талантливый студент
В полутемной комнате, куда сквозь драпировку тяжелых штор едва проникал свет, сидели двое. Один, довольно грузный, с красным лицом и одышкой, вольяжно расположился в обитом бархатом кресле у стола, лениво стягивая с заскорузлых толстых пальцев увесистые перстни, отягченные, по всей видимости, рубинами и бриллиантами.
– Ну-с, Александр Васильевич, – протянул он, слегка причмокивая из рюмки чайного цвета коньяку. – Поведайте же и мне, какова судьба моя? Что ж? Горька ли она.
Речь его была обращена к юнцу, лет двадцати, поджарому, но весьма изысканно одетому. И, хотя разница в возрасте обоих мужчин была вполне велика, все же старший обращался к младшему по имени-отчеству и словно опасаясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное.
Юный Александр Васильевич, напротив, вид имел наглый и неконфузливый, держался дерзко. Его глубоко посаженные глаза перебегали с одного перстня Михайлы Юрьевича на другой, быстро и страстно, словно дикие звери из своих нор следили за добычей.
Встреться Александр Васильевич Михайле Юрьевичу на улице, купец назвал бы его хлыщом да плюнул бы в сердцах или схватил бы за холку да задал бы выволочку.
Но не тут-то было.
– Что ж, – азартно ответил Александр Васильевич. – Посмотрим, давайте ж вашу ладонь.
Некоторое время юнец почти без движения смотрел на руку, ему предоставленную. Немного хмурился. Сердце Михайлы Юрьевича в этот момент подпрыгнуло к самому горлу, хотя он и не подал виду. Но еще через несколько времени Александр Васильевич улыбнулся.
– Что ж там, Александр Васильевич? – не выдержал толстяк.
Впереди сына купеческого сословия ожидала хорошая чайная сделка, от исхода которой зависело его решение повторно жениться после смерти первой жены. Он не на шутку распереживался.
– Знаете ли вы что? – протянул Александр Васильевич. – Хиромания – очень древняя наука.
Юнец освободил руку своего гостя. И, словно нарочно, будто бы издеваясь, точно радуясь мучениями купеческого любопытства, замолчал вместо ответа.
Он встал. Походил по комнате.
– Что ж? Неужели плохо так все?
– Отчего же? – задумчиво протянул Александр Васильевич. – Впрочем, может быть, еще рюмочку? Пожалуй, стоит.
Юноша еще походил и печально добавил:
– Пожалуй, именно вам стоит еще рюмочку. Положительно стоит.
Михайло Юрьевич совсем растерялся. Уж он начал понимать, что дело его действительно худо, но раз предлагают еще выпить, значит, что дело еще хуже, чем он предполагал.
– Нет уж, Александр Васильевич, вы уж говорите прямо, как есть…
– Рукогадание, Михайло Юрьевич, наука древняя. Знаете ли, первое упоминание о ней встречается еще в Рамаяне!
Михайло Юрьевич испугался пуще прежнего.
– В какой яме? В долговой? В тюрьму посадят? Не говорите вы загадками, – стукнул он кулаком по столу.
– Да в Рамаяне же! Ну, что же вы, милейший Михайло Юрьевич?! В Рамаяне, поэт Вальмики, в главе Юддха Канда! Вальмики – величайший мудрец древности, современник Рамы и Ситы! – юнец наслаждался смятением своей жертвы.
«Ничего, чем больше напугать, тем больше выложит, когда узнает хорошие вести» – рассуждал он сам с собой.
В Боровичах Новгородской губернии Александр Васильевич появился совсем недавно. Но буквально за пару месяцев слухов о нем распространилось на целую сотню лет.
Шел 1910-й год. Европа и Россия с подачи Англии до истерии увлекались мистикой и мистификациями по этому поводу. В каждом доме создавались кружки и тайные общества. Некоторые изучали духов, другие призывали богов, третьи телепатически передавали сигналы на Альтаир, четвертые, впрочем, кружков и их действий было такое множество, что описать их не хватит ни одной книги.
Александр Васильевич, сын бывшего крепостного и дочери священника, подкованный в духовных знаниях, полный энтузиазма, охваченный авантюризмом эпохи обладал характером самого аферистского толка.
Ни работать, ни учиться ему не хотелось, а посему, бросив обучение в Юрьевском институте, он выехал в Боровичи, где с разрешения и при горячем содействии местной полиции открыл прием желающих получить консультацию по всевозможным вопросам будущего, прошлого, да чего угодно. К понятию хиромантия Александр Васильевич Варравченко подходил очень широко. Его умения не заканчивались одними только гаданиями, если нужно, он по руке и лечил. Иногда даже успешно.
Склонность и способности к мистицизму в Варравченко обнаружил его учитель, доверчивый профессор римского права Кривцов. Он-то и заразил юношу учениями об оккультном, тайном знании индийских йогов. Ни того, ни другого не смутило, что о тайном знании индусов миру вещал ловкий парижанин, Сент-Ив де Альвейдер, которым оба зачитывались до горячечных обмороков. Рассказы и описания европейца были так пленительны, что Александр Васильевич сразу определил свое направление в жизни: умело, очаровательно и нагло рассказывать достопочтенным и обеспеченным болванам про мистическое учение.
Его дорогой профессор рассказал, что имел личный опыт общения с настоящими индусами, и они открыли ему по секрету, что на далеком Тибете была самая великая культура, которая знала…. Впрочем, что именно знала великая культура Тибета, Александр Васильевич, кажется так и не узнал. Всё приходилось выдумывать самому.
Но это было немного позже, а пока что в снятых комнатах Новгородской губернии Александр Васильевич безбожно врал местным дворянам и купцам, упоительно и нежно надувал их, сочиняя басни всевозможного характера, считывая нереальные события по линиям и бугоркам ладоней зажравшихся господ.
Чего-чего, а мастерства соврать у Александр Васильевича было не отнять. Делал он это виртуозно. Хотя масштаб городишки сильно разочаровывал. Хотелось большего. С этой целью Александр Васильевич наврал уж совсем с три короба, а именно: сочинил и издал собственный мистический роман, «Доктор Черный».
А? Каково! Хорош сын бывшего крепостного, не лаптем шти хлебает!
Всё же провинция душила. Хотелось в Петроград. Там люди, там деньги, там возможности! Но не с пустыми же руками ехать. Это здесь, на задворках империи можно сочинять то, не знаю, что. Что-то он читал, но ведь в Тибете не бывал, с индусами не разговаривал ни разу. Имел обо всем этом отрывочные представления. А в Петрограде люди учёные, там на дурака не прокатит, там надо важно врать, а то за слово поймают и быстро разоблачат.
Единственное, что Александр Васильевич Варравченко знал крепко – это то, что все знают, что древнее учение в Тибете есть, но никто не знает, о чем оно. А значит, ври что душе угодно. А уж это Александр Васильевич умеет.
Сегодня Александр Васильевич не сильно заботился о приеме и консультациях, этот день он планировал провести в «ученых» трудах. Третьего дня он начал разрабатывать универсальное учение, якобы тех самых древних, самое что ни на есть индусско-тибетское, название которому придумал «синтетический метод на основе древней науки. Дюнхор».
Михайло Юрьевич очень мешал, вдохновение – дело капризное, надо сочинять пока оно рядом, а покинуть оно может в любой момент. Хотелось писать, выдумывать, а тут как на грех этот жирный купец. Александр Васильевич с наслаждением мстил непрошеному гостю за визит.
Помучав его рассказами и пообещав хороший куш в сделке, Александр Васильевич отпустил купца и велел девке-служанке Груше никого на сегодня не пускать.
– А вы что? – усмехнулся Михайло Юрьевич на пороге. – Неужто и в Индии бывали?
– Был-с, – коротко и сердито ответил молодой человек.
И уже после, оставшись наедине с собой, добавил:
– А что? И был! Был! Попробуй, докажи, что не был!
От теории – к практике
Оставшись в тишине, Александр Васильевич, быстро опрокинул оставшееся в рюмке и тут же приступил к плану покорения столицы.
Конечно, надлежало разработать собственное индусское учение. Но это дело было долгое и кропотливое.
Вперёд стоило, как решил молодой человек, составить себе имя. И, поскольку небольшой капиталец он уже себе составил, разоряя доверчих соседей рукогадательными сказками, то вполне мог себе позволить регулярные научно-популярные статейки в журналы столичные тискать.
А что ж, что не учён? И чтО, что не закончил университета?! А ведь когда у тебя и душа, и умом от рождения блещешь, природная, так сказать, мудрость прёт?
Университет не закончил, да. Но ведь там был! Был! А значит, можно и статейки. Не очень научные, научно-популярные, народные, так сказать. А когда деньги берут, так ведь не спрашивают о чинах. Плати и публикуйся.
Однако, страшновато было, вдруг дело не выгорит, себе самому-то Варравченко никак по руке ведь не мог предсказать, примет ли общество его писанину или отвергнет.
Решено было начать с псевдонимов.
Оказалось, дело стоящее. Одна за другой, как пирожки из печки, вылетали его свеженькие изумительные враки в прессе.
Читали все. Зачитывались. До того складно врал. Да и направление неизученное выбрал – телепатию, пойди докажи, что не специалист.
Что ж, Петербург! Встречай героя.
Имя его уже знали в столице, его ждали, принимали с широкими объятиями. Для него раскрывались гостиные, для него зажигались свечи, ему рукоплескали и платили. Публика швыряла в него монеты без счета.
Всё это развлекало, нежило и угождало ему. Он был на вершине удовольствия. Мистикой увлекались все, даже учёные, как, например, Менделеев. Мистику любили, обожали, её подавали к столу, с ней ложились спать и вставали поутру, заваривали в чай и… да чего только не делали с мистикой. Во всяком случае, тогда она казалась почти единственным способом познания человеческого естества.
Варравченко проявил себя в Петрограде не только как искусный рассказчик. Начитанный и талантливый, он поражал даже известных учёных эрудицией и выводами. Тимирязев приходил его послушать.
Но Александр Васильевич пошел еще дальше. От теории – к практике. Он показал жадной любопытной публике, что телепатия не миф, а реальность. Желающим молодой псевдо… хотя теперь, когда уже сам Бехтерев заинтересовался им, и его деятельность заинтересовала профессоров из института мозга, теперь его можно назвать настоящим ученым. Так вот, ученый демонстрировал телепатические опыты.
Паре испытуемых предлагалось на расстоянии передавать друг другу информацию. Их выбритые головы соединяли некие медные трубочки. А перед каждым участником эксперимента устанавливалось овальной формы табло, на котором поочередно демонстрировались то формы, то текст. Результат восхищал. Что касается мысленной передачи форм на табло, успех был почти стопроцентным. Хромала передача текстовой информации, особенно сильно портило картину наличие шипящих и свистящих звуков, типа «ш», «с», «ж». Частенько такие слова передавались с ошибками. Но ведь исключения только подтверждают правила.
Да что там телепатия! В сытом Петрограде Александр Васильевич смог даже развернуть сеансы телекинеза. Шутка ли, на дворе 1911-й год, а люди могут двигать предметы силой мысли! Докажи после этого, что не бывал в Индии и не знаешь науки древних. Варравченко изобрел собственное удивительное устройство: в стеклянный сосуд поместил шелковую нить, к концу которой привязал перышко. Самое сложное дело – откачать воздух из сосуда. В домашних условиях не всем под силу. Зато каков результат. Силой мысли человек, хорошенько сосредоточившись, конечно, мог двигать и поворачивать легчайшее перышко на конце нити в любую сторону. Ну и что, скажете вы? И даже это Александр Васильевич предусмотрел. Кому нужны научные открытия, даже если это телекинез, если за них не платят? Поэтому великолепный ум сделал устройство прикладным: за деньги перышко могло предсказывать судьбу, отвечая «да» или «нет», поворачиваясь в ту или иную сторону. Теперь любой желающий мог задать вопрос, сосредоточенно смотря в стекло, и узнать исход дела. То есть это было опять гадание, еще одно, дополнительно к рукогаданию. А как же, ведь за гадания платят, а за науку…
Революция
Постепенно, немножко растолстевший, Александр Васильевич и сам уже начал верить во все те трюки, которые изобретал. Он уже и сам себя убедил в правдивости перышек и линий на руках, и в существовании таинственного учения древних, сочинять которое он не переставал ни на минуту.
Настоящей мечтой Александра Васильевича, теперь сытого и обласканного судьбой, на пальцах которого тоже засверкали всякие изумительные перстни, стал Тибет.
Ламы и дацаны снились ему. Он грезил ими. Он мечтал добраться до самого верха, туда, где начинается горная болезнь, туда, где хранятся древнейшие манускрипты… Но судьба распорядилась иначе. Раздобревшему пройдохе-романтику пришлось вскоре вспомнить привычки молодости, заложить украшения… В Петроград вошла революция, выметая из города всех кредиторов и жертвователей, всех платежеспособных жертв его гаданий.
Дворяне, купцы, флигель-адъютанты и камеристки, всё это мгновенно исчезло. В город вошли красные, а в меблированные комнаты Александра Васильевича – голод.
Но судьба не покинула своего любимого выдумщика: со стороны победителей революции у Александра Васильевича тоже нашлись поклонники. Правда, самому ему пришлось теперь работать. Хотя через некоторое время он всё же сумел устроиться уютно.
Пришлось оставить столицу и выехать в Мурманск, знакомцы предложили ни много ни мало – должность председателя научного совета в отделе народного хозяйства. И тут он познакомился с дикой природой, а также нравами и обычаями лопарей, загадочного неизученного народа, наблюдение за которым вполне заменило ему поездку на Тибет.
Великолепная эрудиция, живой ум позволили и тут Александру Васильевичу блистать и заражать всех своими идеями. В эти годы он подвизался на ниве научно-популярных лекций, которые читал матросам. К слову сказать, читал он так хорошо, что до Петрограда вскоре дошли слухи, что моряки балтийского флота обратились в Петроградский совет и просят разрешения добраться до Тибета, пусть и с кровопролитными боями, лишь бы связаться с тамошними ламами и наконец-то найти желанную Шамбалу и обрести учение древних ради мира во всем мире.