Хорошо забытое бесплатное чтение
© Ф. Чечик, текст, 2022
© Формаслов, 2022
I
«Журавли» не Гамзатова…»
- «Журавли» не Гамзатова
- в переводе Н. Гребнева,
- из того невозвратного,
- незабытого времени —
- в исполнении пьяного
- папы тридцатилетнего
- сплю и слушаю заново,
- забывая, что нет его.
«Как Рембо – завязать навсегда…»
- Как Рембо – завязать навсегда
- со стихами: забыть и забыться,
- чтобы только корабль, и вода,
- и матросов похмельные лица.
- Озарение? Боже ты мой!
- Озарение – грудь эфиопки:
- нечто среднее между хурмой
- и «Клико», вышибающей пробки.
- Небожитель и негоциант,
- путешественник на карусели,
- умирать возвратившийся Дант
- в госпитальном кромешном Марселе.
- Как Рембо, говоришь? Говори.
- Поливай и окучивай грядки,
- тиражируя скуки свои
- на шестом и бесславном десятке.
«проснуться затемно пока…»
- проснуться затемно пока
- еще и птицы не проснулись
- не видеть слышать рыбака
- среди офонаревших улиц
- несущего рыбацкий скарб
- вздыхая и кряхтя под грузом
- к реке где зазеркальный карп
- ощупывает бездну усом
- и засыпая слушать птиц
- и сон увидеть на рассвете
- непродолжительный как блиц
- и удивительный как дети
«Гаэтано Доницетти…»
- Гаэтано Доницетти —
- это музыка без нот,
- это пойманная в сети
- птица плачет и поет.
- Предпочел бергамским вязам
- паутинную тюрьму,
- или реквием заказан
- не кому-то, а ему?
- Обреченная попытка —
- жить в раю, забыть про ад
- и любовного напитка
- выдыхающийся яд.
«Не пей с Валерой…»
- – Не пей с Валерой, – говорил
- мой друг Володя.
- А сам не зная меры пил
- в плену мелодий.
- – Не пей с Володей, – говорил
- мой друг Валера.
- А сам в плену мелодий пил,
- не зная меры.
- И я не спорил с ними, но
- пил с тем и этим,
- и как закончилось вино,
- сам не заметил.
- И как ушел один, и как
- второй в завязке…
- А я остался в дураках
- из доброй сказки:
- полцарства пропил, и в живых
- не числясь даже,
- соображаю на троих
- в ночном трельяже.
«Забивали на труд, выпивали…»
- Забивали на труд, выпивали на «Правде»,
- огурец малосольный по-братски деля,
- и не праздника ради, а веселия для.
- Посылали гонца в тридевятое царство
- и смотрели вослед с золотого крыльца.
- А гонец испарялся: ни винца, ни гонца.
- «Ничего, – говорили себе, – возвратится».
- «Не беда, – говорили себе, – подождем».
- А весенняя птица похмелялась дождем.
- Ждали час, ждали день, ждали век – утешенье
- в тишине разговоров ночных находя,
- под земное вращенье и песню дождя.
- И смотрели на Пину, уехав из Пинска,
- где сирень отцвела и белел краснотал.
- А гонец возвратился, да нас не застал.
«воробьи и трясогузки…»
- воробьи и трясогузки
- пели песни не по-русски
- у могилы на краю
- в мандариновом раю
- у покойницы старухи
- на груди лежали руки
- выражение лица
- в песню вслушивается
«Учиться влом, в любви облом…»
- Учиться влом, в любви облом,
- курить по кругу за углом
- и на линейке быть распятым.
- И чувствовать себя битлом —
- незримым пятым.
- Слесарить, и качать права,
- и водку запивать чернилом.
- И аты-баты, и ать-два
- в ЗабВО, метельном и унылом.
- Но не подсесть на озверин
- от жизни бренной или бранной,
- и петь про yellow submarine
- бурятке Йоке полупьяной,
- и снова ощутить: незрим
- в своей стране, как в иностранной.
- Молчи, скрывайся и терпи,
- живи бездарно и безбожно,
- пускай подлодкой на цепи,
- но только желтой, если можно, —
- чтоб в полночь получить с небес
- от Джона SMS.
«Смотрел на стрекоз, любовался на пчел…»
- Смотрел на стрекоз, любовался на пчел,
- завидовал жалу осы
- и стал насекомым, но не перевел
- на зимнее время часы.
- Летал легкокрыло, как будто в раю
- и даже сумел рассмотреть
- фасеточным сердцем – не чью-то – свою
- в мельчайших подробностях смерть.
«прямиком из коляски…»
- прямиком из коляски
- не послушавши мать
- за красивые глазки
- я пошел воевать
- и на первой минуте
- пал в неравном бою
- передайте анюте
- бескозырку мою
«Во двор зайду, в котором время…»
- Во двор зайду, в котором время
- остановилось навсегда:
- сараи, лавочки, деревья
- и полуночная звезда.
- Зайду последний раз впервые
- загладить старую вину,
- и молча медсестре Марии,
- несуществующий, кивну.
70-е
- Хватит о воде и вате,
- жизнь одна и смерть одна,
- слониками на серванте
- пустота посрамлена.
- Выстроились по ранжиру:
- раз, два, три, четыре, пять…
- Граду посланы и миру.
- Улетать? Не улетать?
- Улетели друг за другом
- гуси-лебеди мои —
- к африканским летним вьюгам,
- к зимним пастбищам любви.
«Не усложняй! И так все сложно…»
- Не усложняй! И так все сложно,
- учись у декабря – смотри,
- как просто, проще невозможно,
- сидят на ветках снегири.
- Укутанные в пух и перья,
- изнемогая от жары,
- они украсили деревья,
- что новогодние шары.
- И обмороженная ветка
- предоставляет им ночлег,
- и долгой ночью, редко-редко,
- очнувшись, стряхивают снег.
- Не усложняй! А на рассвете
- проснись ни свет и ни заря
- от репетиции на флейте
- державинского снегиря.
«играю на расческе…»
- играю на расческе
- рифмую на песке
- а думаю о тоске
- любви тире тоске
- по той простой причине
- что совмещаю я
- трагедию пуччини
- и легкость бытия
«Говорят, что я на папу…»
- Говорят, что я на папу
- стал со временем похож.
- В первый раз надену шляпу
- и надену брюки-клеш.
- Днем погожим, звонким, летним,
- у прохожих на виду,
- папой двадцатидвухлетним
- с мамой по небу иду.
II
Пинск. 1979
А.А.
- Обратите внимание на
- человека, что слева на фото:
- он крепленого выпил вина,
- и работать ему неохота.
- Как же я понимаю его,
- как завидую завистью белой!
- А вокруг – ничего, никого,
- кроме неба и речки дебелой.
- Те, кто рядом, – мираж и вранье.
- Дверь исчезла. Сломалась отмычка.
- Черно-белое счастье мое.
- Навсегда упорхнувшая птичка.
«Поставят на уши весь двор…»
- Поставят на уши весь двор
- два рислинга и три кагора.
- Кто Кьеркегор? Я – Кьеркегор?
- За Кьеркегора!
- Не на чужие – на свои,
- не вымокли, но отсырели.
- За метафизику любви
- и физику в кустах сирени!
- Потом на танцы. А потом
- лежать в траве девятым валом,
- и звездный лицезреть понтон,
- и муравьям светить фингалом.
- А утром снова на завод,
- и, этим фактом опечален,
- в автобусе сблюет вот-вот
- метафизический датчанин.
«столкнулся с бабочкой лоб в лоб…»
- столкнулся с бабочкой лоб в лоб
- и как ни странно выжил выжил
- лежу в сугробе и сугроб
- от крови стал багрово-рыжим
- лежу в сугробе как во сне
- практически уже без тела
- а дело близилось к весне
- и в небе бабочка летела
«Что угодно? Дыни, сливы?…»
На рынке:
– Что хотите, мужчина?
Ст. Ливинский
- – Что угодно? Дыни, сливы?
- Шум, волненья благодать! —
- Чтобы мама с папой живы
- были снова и опять.
- Мне угодно, если можно,
- мелким оптом и вразвес,
- чтобы облако творожно
- плыло в синеве небес.
- Не жалей, родная, с верхом
- насыпай и наливай,
- чтобы ехал – век за веком —
- краснопресненский трамвай.
- Чтобы он застрял в метели,
- не гремя и не звеня,
- чтобы ангелы глядели,
- улыбаясь, на меня.
«как медленно медленно время течет…»
- как медленно медленно время течет
- и как вытекает мгновенно
- рискнешь перекрыть этот краник чем черт
- не шутит и лопнула вена
- и хлещет и хлещет и нету конца
- как нету предела у детства
- покуда смертельная бледность лица
- не выдаст тебя наконец-то
«Не орел – я поставил на решку…»
- Не орел – я поставил на решку, —
- и живу с той поры кочево.
- Монпансье с табаком вперемешку —
- я вкуснее не ел ничего.
- – Ешь, сынок, – говорит дядя Хона,
- на ладони конфеты держа…
- И, рыдая, леса похоронно
- сердце резали без ножа.
- Косогоры, овраги, пригорки,
- зеленеет речная вода.
- Горечь сахара, сладость махорки —
- не забуду уже никогда.
- – Угощайся. – Спасибо, – еще бы!
- Угощаюсь, слезами давясь.
- А под Старою Руссой сугробы,
- согревая, укутали вас.
- Небо – спереди. Прошлое – сзади.
- Посредине – любовь и страда
- в сорок третьем погибшего дяди,
- не курившего никогда.
«летним утром на море…»
- летним утром на море
- грею старые кости
- забывая о горе
- о разлуке и злости
- не нарадуюсь гею
- и еврею и гою
- где хочу там и вею
- где хочу там и вою
«Друг, на время февральской стужи…»
- Друг, на время февральской стужи
- и отсутствующей земли
- затяни ремешок потуже,
- дырку гвоздиком проколи.
- Затяни, не вернись из рейса,
- навсегда оставаясь «там»,
- заодно у плиты согрейся,
- повторяя «пропан-бутан».
- Плоскогубцами – ну же! ну же! —
- над конфоркою гвоздь зажав.
- Затяни ремешок потуже
- на развалинах трех держав.
- Не унять предотлетной дрожи
- и невыделанной души…
- Жженным запахом млечной кожи,
- затянув ремешок, дыши.
«В прекрасном прошлом было всяко…»
- В прекрасном прошлом было всяко:
- и обожаемая мной,
- убитая ментом, собака,
- что стала «болью головной».
- И первая, в двенадцать с чем-то,
- неразделенная любовь,
- что рвется, будто кинолента,
- надеждой склеенная вновь.
- И утренний туман над Пиной,
- и в небе аистов следы,
- и тихий свет радиоактивной,
- зашкаливающей руды.
- Прекрасны тающие стаи
- и перистые облака,
- где, слава Богу, мы не стали
- прекрасным будущим пока.
Элегия
- Селедками в бочке трамвая
- мы ехали – шепот и крик!
- А время, снежинками тая,
- нам капало за воротник.
- Дыша табаком, перегаром,
- в замерзшее глядя окно,
- мы знали, что это недаром,
- с неведением заодно.
- Мы ехали на 23-м;
- а, может быть, едем еще
- всю ночь и никак не приедем —
- нам холодно и горячо.
- Я мертвый, и ты не живая,
- и звездный пожар над Москвой.
- И только водитель трамвая
- все время вертел головой.
«Страшнее подвала я в жизни не знал ничего…»
- Страшнее подвала я в жизни не знал ничего:
- «Сходи за картошкой, сынок». Не признаешься ведь.
- Убожество личное и темноты божество,
- где бомбоубежища дверь зарычит, как медведь.
- Разбитой – вовек не забудется! – лампочки хруст,
- и холод подвальный лица моего супротив,
- и, чтоб не лишиться остатка отсутствия чувств,
- насвистывал из «Мушкетеров» игривый мотив.
- Дорога туда и обратно – каких-нибудь пять
- минут, даже меньше, а страха – на целую жизнь.
- «Сходи за картошкой, сынок…» Я в подвале опять.
- Не дрейфь, поседевший старик! Из последних держись!
«На поминках пьется, как нигде…»
- На поминках пьется, как нигде,
- как ни с кем уже и никогда.
- Борода склонилась к бороде:
- жатва скорби, памяти страда.
- Ну, давай, не чокаясь. Давай.
- Царствие Небесное. Ага.
- За окном прогромыхал трамвай,
- и запела за окном пурга.
- Запоем и мы про ямщика,
- с болью не своей накоротке,
- и прижмется мокрая щека
- к мокрой нафталиновой щеке.
- А потом – прогулки по воде,
- а потом – над головой вода.
- На поминках пьется, как нигде,
- как ни с кем уже и никогда.
- давай по новой
- тире по прежней
- за гроб вишневый
- и саван снежный
«На балконе, куря после третьей…»
- На балконе, куря после третьей,
- мы сидели и слушали ветер,
- и закладывали виражи
- то ли ангелы, то ли стрижи.
- Говорить ни о чем не хотелось:
- логос умер, безумствовал мелос,
- и уже никуда не спеша,
- говорила с душою душа…
- Лист кленовый, еще не помятый,
- ветром сорванный, падает в грязь.
- По четвертой и сразу по пятой
- накатили, за стол возвратясь.
- И уже о любви, не о боли,
- черно-белое смотрим кино.
- То ли дождик за окнами, то ли
- мокрый ангел стучится в окно.
«Она ему читает Чехова…»
- Она ему читает Чехова
- в постели лежа перед сном,
- на пятом этаже в Орехово —
- Борисово, где за окном
- во тьме осенней лесопарковой
- растерянная тишина,
- лишь молния блеснула сваркою
- да светит изредка луна.
- На фоне мглы и неба хмурого —
- молчанье птиц наперебой,
- напоминающее Гурова
- и разговор с самим собой.
- Свет выключили. Дождь за окнами.
- Дом обволакивает тьмой.
- Счастливые – неодинокими
- уснули… Анна! Боже мой!
«Долго взглядом провожали…»
- Долго взглядом провожали,
- как смотрели небу в рот
- на затеянный стрижами
- косметический ремонт.
- Что ж, пока светло, покамест
- не стемнело, – расскажи,
- как заштопывали август
- предзакатные стрижи.
III
«Заслушаешься Каравайчуком…»
- Заслушаешься Каравайчуком —
- как будто бы кузнечиком, сверчком
- однажды летней ночью – ночью летней,
- когда мы дочь зачали и когда
- светила нам гурзуфская звезда,
- где первый миг любви как миг последний.
- Заслушаешься… Будто бы в глаза
- глядишь – там зеленеет бирюза,
- летят века тире песка мгновенья.
- Лишь музыка безмолвья посреди —
- пока стучит, стучит, стучит в груди
- полночный метроном сердцебиенья.
Из цикла «СПб – МСК»
1.
- А на Марсовом поле сирень.
- В Летнем тоже, но только пожиже.
- Я от собственных слез отсырел,
- как Георгий Иванов в Париже.
- Пятипалой сиренью дыша,
- и не строя ни замков, ни планов,
- по Гороховой бродит душа,
- и ее окликает Иванов.