Краткое содержание «Работай вглубь: правила сфокусированного успеха в рассеянном мире» бесплатное чтение

Скачать книгу

На русском языке книга не издавалась

Методы глубокой концентрации для профессионального успеха

Развитие искусственного интеллекта фундаментально меняет рынок труда. Это не означает, что компьютеры оставят нас без работы (по крайней мере, в обозримом будущем), но функционал нашей работы точно изменится. Станет меньше поверхностных, рутинных операций, которые легче всего алгоритмизировать. Рабочие задачи потребуют большей концентрации когнитивных усилий и более развитых творческих способностей. Кроме того, в течение жизни нам придется осваивать много новых навыков, постоянно учиться и переучиваться. Все это потребует, в том числе, более глубокой концентрации внимания, а это серьезный вызов в мире, полном информационных искушений. Соцсети, мессенджеры и интернет-серфинг мешают нам надолго сосредоточиться и обещают приятные эмоции за то, что мы лишний раз отвлечемся. Поэтому конкурентное преимущество получат люди, освоившие навык глубокого погружения в работу. Профессор Кэл Ньюпорт делится секретами достижения высокой концентрации.

Справка об авторе

Кэл Ньюпорт – профессор Джорджтаунского университета, специалист по информатике и автор нескольких бестселлеров о продуктивности. Интересуется тем, как развитие компьютерных технологий влияет на общество.

Дело не только в силе воли

В 2012 году психологи Вильгельм Хофманн и Рой Баумейстер провели исследование. Они снабдили 205 взрослых участников сигнальными устройствами, которые начинали гудеть в случайно выбранное время. Когда раздавался звук, испытуемого просили остановиться на секунду и отрефлексировать свои текущие желания или желания, которые он испытывал в течение последних 30 минут. Затем нужно было ответить на серию вопросов об этих желаниях. За неделю эксперимента исследователи собрали более 7500 образцов подобной рефлексии. Если вкратце описывать результаты, выяснилось, что постоянно чего-то хотеть – это норма, а не какое-то исключительное состояние.

Другими словами, когда вы сидите на работе и вам хочется то есть, то спать, то покурить, то прогуляться или залезть в Фейсбук, не стоит себя корить – ваши коллеги испытывают нечто похожее. Это не значит, что надо идти на поводу всех желаний – тогда у вас просто не будет шанса довести до конца хоть одну рабочую задачу. Что же делать? Есть мнение, что все упирается в силу воли и самодисциплину – если вы не лентяй, а сознательный и трудолюбивый человек, вы сдержите свои порывы. А если вы не сдержались, это все от нехватки внутреннего стержня.

На самом деле, не все так однозначно. Результаты других исследований Роя Баумейстера свидетельствуют о том, что наш запас силы воли ограничен и истощается по мере использования. Если вы стараетесь не есть мясо, вам может стать труднее соблюдать распорядок дня. Если вы ударно работаете перед дедлайном, вы не сможете заставить себя дойти до бассейна. Если вы сдерживаетесь, чтобы не наорать на нерадивого подчиненного, от этого может пострадать ваша концентрация на рабочих задачах. И так далее. Все это означает, что для выработки привычки к «глубокой работе» недостаточно благих намерений и волевых усилий – надо выработать ритуалы, которые помогут вам сосредоточиться на делах с наименьшими усилиями. Возможно, даже придется пересмотреть свой образ жизни.

Стили глубокой работы

Вариант 1 – монастический. Вы просто отказываетесь или сводите к минимуму поверхностные обязательства. Это идеальный подход для людей, у которых есть четкая и значимая профессиональная цель, и их успех напрямую зависит от достижения этой главной цели. Например, монастический стиль подойдет инженеру, который работает над изобретением или скрипачу, который стремится к высотам мастерства.

Ясность цели позволяет отбросить все лишнее, но далеко не каждый из нас может жить в таком режиме: даже привычная работа для многих представляет набор разнородных задач, не говоря уже о хобби и развлечениях.

Вариант 2 – бимодальный. Подразумевает, что вы делите время на два блока – четко очерченные периоды глубоких погружений и время для всего остального. Такой подход, например, использовал Карл Юнг: часть времени он проводил в своем лесном домике, глубоко размышляя над вопросами психологии, а оставшиеся дни занимался разнообразными делами в Цюрихе. У Юнга была насыщенная клиническая практика, он активно участвовал в культурной жизни города и читал лекции. Но поскольку у него было специально выделенное время для раздумий, он смог сосредоточиться на создании новой теории психоанализа.

Скачать книгу