4
© Хаванов Е.И., 2023
© Оформление. Издательство «У Никитских ворот», 2023
К читателю
Поэзия и проза – извечный предмет дискуссий между учёными мужами и препирательств между не очень учёными, но дюже начитанными компаниями эстетов, ищущих и находящих противоположности во всём видимом и сущем. Антитезы? Такие, как добро и зло, море и суша, земля и небо? Нет, это, пожалуй, уж слишком для поэзии и прозы.
Когда-то в этой проблеме пытался разобраться Гегель, предложивший свою триаду как схему диалектического развития. Первое в ней – это тезис (исходный момент). Второе – антитезис – переход в противоположность, отрицание. Зато ещё одна, третья ступенька – синтез, соединение противоположностей как метод исследования.
Не так ли и в нашем философски-эстетическом дискурсе? Денно и нощно воспринимая и тезис, и антитезис, мы синтезируем их в своих головах, продвигаясь в мыслительном, интеллектуальном, эстетическом движении всё дальше и глубже. Дискурс продолжается. Споры идут нешуточные. Порой даже угадывается вопрос о приоритетах. Точность и краткость, как полагал сам Александр Сергеевич, – это первые, неоспоримые достоинства прозы. Государственный документ, научный трактат, газетная статья, телевизионная передача – признанный критерий у всего этого – уровень языка.
Есть, разумеется, и сфера быта, где далеко не всё так. Хотя на месте ничего не стоит. Художественная литература, наша классика, как всегда, будем надеяться, здесь задают тон. Хотя, как утвердилось, Пушкин – это «наше всё», не все идут от него, от наших учителей-классиков. К примеру, такой российский авторитет в XXI столетии, как Сергей Аксаков, обожавший Лермонтова, считал, что проза у его кумира выше, чем поэзия. Эпизодический, но тем не менее состоявшийся раунд. Зато почти тогда же поэзию активно защищал чистый прозаик Владимир Короленко. Убеждённый, что это сжатый, картинный и даже музыкальный язык. А популярный среди молодёжи XX века Михаил Светлов откровенно признавал: «Поэзия – моя держава, я вечный поданный её».
Но в общем, наверное, нельзя не вернуться к гегелевской триаде, к закону синтеза в искусстве. Близкий к Маяковскому, даже его друг Николай Асеев предлагал своё определение поэзии: «ЧЕГО НЕ УЛОВИШЬ ПРОЗОЙ. Это и есть водораздел прозы и поэзии». И, наконец, ещё один участник литературного процесса, не успевший уйти из XX столетия – Иосиф Бродский (1940 г., Санкт-Петербург, Советский Союз – 1996 г., Нью-Йорк, США), лауреат Нобелевской премии по литературе. Вот его кредо: проза есть продолжение поэзии иными средствами. Выглядит почти научно, хотя и не бесспорно – по-гегелевски синхронично и, стало быть, диалектично. Согласны? Идём вперёд.
Тема «Поэзия и проза» сегодня и у нас, в нашей книге. Но она не наша, скорее – не вся наша. Сегодня – только поэзия, и опять-таки не вся. Поэзия как вид искусства в любом её жанре – это всегда синхронизированный проект самых разных начал, разных жанров и видов и, конечно, множество нюансов и штрихов. Мы выбрали только один – рифмы. Нюанс, который придаёт избранному поэтом органическому и эстетическому целому внутреннее единство и соответствующий эмоциональный заряд. Тоже не очень удобно. Это как по одному отдельно взятому волосу судить о состоянии головы, мозга? Не слишком ли авантюрно? Но почему бы и нет? Тем более когда опыт доступен каждому.
Автор собранных в этой книге слов, цитат и просто выражений из разных сфер жизни не был каким-то целенаправленным прагматиком. Жил тем, чем жил, что слышал. Это помогало ему, часто открывало глаза и просто подсказывало. И он записывал. И вот теперь пытается как-то вписать в контекст современного бытия.
Кому интересен этот опыт? Им оказались и любитель, и профессионал в социологии и философии, истории и политологии, литературоведении и поэзии. И если они в чём-то гармонируют или противостоят друг другу, можно ли их рассматривать вместе даже в такой узкой и специфической проблеме как стихотворчество? И ещё более узкое – роль рифмы. А почему бы и нет?
Но здесь нам даже такого помощника, как Гегель, пожалуй, не хватит. Не пойти ли ещё дальше и глубже – к Аристотелю? Историк и поэт, рассуждает корифей, отличаются друг от друга не речью – рифмованной или нерифмованной. Их отличает то, что один говорит о случившемся, другой же о том, что могло бы случиться. Поэтому в поэзии больше философски-серьёзного, чем в истории: ибо она показывает общее, тогда как история – только единичное.
Спасибо, Аристотель! А нам, кажется, пора переходить к делу – к нашим рифмам.
Благословение от Пушкина
Откровение от нас
Самое-самое у нас
Россия – Родина
Россия историческая – тысяча лет
Самая-самая
Выборы 2017, 2000, 2018, 2024
Кто в небе?
А кто ещё?
Нет Ленина?
Государственная мораль
Заседать и созидать
Homo postsoveticus
Иваныч – сын Ивана
А отец?
Июль – месяц звёздный
Молодёжь растёт
Осторожно: змеи
У Крымского моста
Куда девался памятник?
Олигархи не жалуются
Приглашение Грому: кого поражать?
Русофоб
А как по части музыки?
Кто после?
Испытание в зоне
Особое мнение?
Волонтеры
С кем идти?
Но что бы ни было…
Будем едины!
12 июня – День (независимости?) России
Небылицы не приемлем
Будем бдительны!
Москва – столица
(всё, всё)
Центр Земли
Москва в истории: 1812–1941, далее – везде
Мы как средний класс
Места дорогие и близкие
БТ – это наше всё
А МХАТ?
А ещё…
Соблюдай чистоту
Москва – интеллект
Что выше?
Москва – с колеса обозрения
Думай!
После пожара
Всё – по правилам
Капитал – это всё
Поклонник нала
Самые большие
И самые маленькие
Откуда проблемы?
Стиль жизни – каков он?
Ясность мышления
Логика дефицита
Оказались у руля
Глава и голова
Капитан?
У каждого свой Рубикон
Награда как оберег
Кандидат в мэры
Найти руку
Способен не каждый
Неудачливый стрелок
Неудачники
Правильный начальник
В поисках ниши
Поклонение начальнику
Должность
Чиновник – это кто?
А начальник?
Режим самоизоляции
Вырос!
Кадры решают – что?
Сомнение в своём шефе
Принуждение к взятке
В книге и в жизни
Пиар?
Дефицит кадров
Заседания по-чёрному
Непредсказуемый шеф
Без стимула – ни-ни
Карьерный ребус
Карьера-1
Карьера-2
Кадровые технологии
Свой стиль
Игра с мускулами
Слово и дело
Думай!
К кому же?
Чиновники? Да, это они
Стиль
Очки – кому?
Каждому – по…
А нужна ли скромность?
Пожалуй, не нужна (карьера-3)
Завис на низшей должности
Неожиданный поворот
Трагедия бухгалтера
Растёт?
Сохрани достоинство
О кадрах
Бездарь?
Себе на уме
Халтурщик
Где совесть?
Взяточник
Кого кто…
Подхалим
Мечта начинающего
В поисках хода (к начальству)
Но не всегда срабатывает…
Чувствительный начальник
Везде – Я
За креатив под присмотром
Не виновен
(схема развалившегося Дела)
Построил? А на что?
Охрана
Простишь? Нет!
Предощущение
Разочарование
Мыльный пузырь
Вперёд, к финишу
Особь в изменяющемся мире
О Земля!
Гражданин
Олигарх
Патриот, защитник Родины
Волонтёр
Интернационалист
Эксперт
За спиной народа
Адвокат?
Журналист
Либерал
…и этот
Стукач
Потребитель
Зять
Внук
Юность
Творчество
Диагноз
Карьера
Рост
Становление
Праздность
Курьер
Вотум недоверия
Госконтроль
Мечта о волшебной козе