© Андрей Присич, 2023
ISBN 978-5-0060-6098-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Старотомниково
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
Сергей Есенин«Мелколесье. Степь и дали…»
В детстве, каждое лето, мама привозила меня в Старотомниково. И, конечно, с этими местами связано очень много воспоминаний. Здесь похоронены мои близкие, и конечно, Старотомниково – это моя вторая, малая, родина.
Моя мама родом отсюда, и все предки по линии мамы – местные. Это жители или Старотомниково – Трофимовы, или Альдии – Селиверстовы. Также в роду у нас есть Ступины и Гмыровы.
Я давно знал, что Старотомниково – село старое. Но, однажды, мне стало интересно, а насколько оно старое и как люди здесь жили раньше. К сожалению, я не мог посещать архивы, поэтому, я собирал информацию, в основном, из общедоступных источников – интернет, некоторые книги. В интернете можно найти, при желании, достаточно много информации, но, к сожалению, далеко не все. Например, о событиях до революции 1917 года и ранее информации довольно много, а вот после 1917 – мало. То есть она есть, но в основном в архивах, в свободном доступе почти ничего нет. Также на ограниченное количество информации о Старотомниково повлияло то, что село находится на правом берегу реки Цны, да еще и, с некоторого времени, вдали от реки, в лесу. Поэтому основные события истории мало затронули его, все, в основном, происходило на другой стороне реки. Но кое-что узнать все-таки получилось.
В интернете пишут, что первое упоминание о Старотомниково (ранее Томниково) было в 1598 году, а иногда и позже. Но внимательно изучая документы я обнаружил, что впервые село упоминается ранее – 20 января 7105 (1597) года. Это первое официальное упоминание в документах. Причем, там на наше село ссылаются, для обозначения местоположения деревни Княжево. То есть – село наше тогда уже существовало, и было достаточно известно.
В этой книге собрана информация преимущественно о событиях старых, о начале села. И немного информации о делах века двадцатого. Хотя объем этой книги небольшой, но пересмотреть пришлось достаточно много материалов, пытаясь по крупицам найти сведения именно о Старотомниково. Например, в одном источнике, я нашел сведения, что в нашем селе в 19 веке, был трактир, но нигде больше упоминаний об этом я не встретил. А встретилось это упоминание в статистических материалах по Тамбовской губернии. То есть информацию приходится искать в самых разных источниках – о почвах и водных ресурсах Тамбовской области, о постройке Шацка (ранее наше село относилось к Шацкому уезду) и Тамбова, о торговых путях и Ногайской дороге и т. д.
Чтобы лучше ориентироваться в старинных терминах в начале книги собран небольшой словарь.
Все материалы используются в соответствии со статьей 1274 ГК РФ. «Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.»
Словарь
Беляк – владение татарского или мордовского князя.
Борть – улей простейшего устройства, дупло или выдолбленный чурбан.
Выселок – селение, первоначальные жители которого выселились из какого-либо села или деревни на довольно значительное расстояние.
Гектар – единица измерения площади, равная площади квадрата со стороной 100 м: 1 га = 10 000 м² = 100 а = 100 соток = 0,01 км².
Дель (деле) – углубление в бортном дереве для пчел.
Деревня – селение, в котором живут крестьяне без помещика.
Десятина – 1,09 гектара.
Жеребей – часть, доля поместья при поместной системе землевладения на Руси.
Западина (степные блюдца, падины, пади) – плоские впадины чаще округлой формы в степной и лесостепной зонах. Поперечник до десятков и сотен метров, глубина до нескольких метров. Обычно возникают вследствие оседания грунта от вымывания нижележащих пород.
Земец – местный житель.
Знамена бортные – служили для обозначения принадлежности бортных деревьев определенным владельцам. Знамена представляли собой вырубленные или вырезанные на дереве пометы.
Копна (мера площади сенных покосов) – была равной 1/10 части десятины, реже 1/20.
Погост – селение с церковью и домами священно- и церковнослужителей.
Поселок – селение, образовавшееся тем же путем, как и выселок, только не в дальнем расстоянии от своего села или деревни.
Приказ Большого дворца – орган управления царства Русского (приказ), который ведал царскими дворами (кормовым, хлебным и другими), городами и селениями в собственных землях великого князя московского (закупал товары, продовольствие, управлял доходами и расходами царского двора) и гражданскими делами духовенства.
Причт – в Русской православной церкви название группы лиц, служащей при каком-либо одном храме (приходе).
Ревизские сказки – документы, отражающие результаты проведения подушных переписей (ревизий) податного населения Российской империи (перепись населения).
Сажень – простая, или прямая сажень ≈ 152,8 см. В 1835 году сажень была официально приравнена к 7 английским футам (2,1336 метра).
Село – селение с церковью.
Сельцо – селение, в котором живет помещик с крестьянами. Сельцом называется также прежде бывшее село.
Слобода – поселение, находящееся за городскою чертою.
Судерев —
1. В совместном пользовании с кем-либо (о бортном угодьи).
2. Рядом, бок о бок (о совместном использовании бортного угодья).
Судеревщики – совладельцы бортных деревьев.
Хутор – помещичий двор с хозяйственными постройками.
Ухожей – бортным ухожеем назывался участок леса промыслового значения, с определенным количеством бортных (бортевых) деревьев.
Четверть, четь – 0,5 десятины (примерно 0,5 га). «Четверть в поле, а дву потому ж» означало: чтобы узнать площадь всех трёх полей, надо умножить на 3, т.к. в древней Руси существовала трёхполосная система земледелия.
Ясак – вид дани, затем подать, собиравшаяся с населения. Взимался ежегодно в натуральной форме – пушниной (шкурками соболей, белок, лисиц, бобров, куниц и пр.), кожами (оленей, лосей), скотом, медом и т. п.
10 000 – 4 000 лет до нашей эры
Каменный век.
Моршанский историко-художественный музей Автор: А. Присич
История заселения земель Поценья началась еще в древние времена. На берегах Цны встречается множество костных останков крупных стадных животных того времени (мамонтов, шерстистых носорогов, северных оленей и др.), привлекавших первобытных охотников. В окрестностях Моршанска, в лощинах или после внешней воды находили зубы, бивни и череп мамонта, кости носорога. В Тамбовском областном краеведческом музее, в Моршанском историко-художественном музее хранятся расколотые древним человеком кости мамонтов, а также кости со следами воздействия огня, свидетельствующие о существовании здесь человека уже в верхнем палеолите (40000 – 10000 лет до н.э.).
Неолитические (10 000 – 4 000 лет до н.э.) стоянки известны на пойменных дюнах по берегам рек: Цны, Вороны, Воронежа. В обработке камня в это время на Тамбовщине появляются новые технологии: пиление, сверление, шлифование, возникает новый тип орудия – каменный топор.
Неолит характерен началом производства глиняной посуды. Керамика отличается своей формой. В основном в тамбовских памятниках – круглодонные и остродонные сосуды, покрытые по всей поверхности разнообразным орнаментом.
Судя по множеству кремневых наконечников стрел и дротиков, костяных гарпунов и крючков, находимых на стоянках, тамбовские неолитические племена в основном занимались охотой и рыболовством.
Среди поселений разных этнических групп лесной и лесостепной полосы можно отметить общие признаки в расположении: люди селились у больших или малых рек (побережья Цны, Оки, Вороны, Битюга, Челновой, среднее и нижнее Поволжье и других)
9 – 11 век
Древняя мордва.
С VI—VII вв. н.э. основное население Поценья составляли племена мордвы.
Они заселяли правобережье Волги и Оки, включая бассейн р. Мокши и впадающей в нее Цны. Ту часть мокшанских племен, которые жили на территории Тамбовщины, называют среднецнинской мордвой.
Мордва (среднецнинская мордва) – народность финно-угорских народов Поволжья. Основные группы мордвы – эрзя и мокша, сохранившие племенные и этнические самоназвания и говорящие на разных, но близких языках. Формирование мордвы происходило в междуречьях Оки, Волги, Цны, Суры, Алатыря.
В расположении древне-мордовских неукрепленных поселений выявлена определенная топографическая закономерность. Все они располагаются на берегах рек, ручьев, в редких случаях на берегах болот, которые в древности были озерами. Еще одним важным условием существования поселений был лес. Поэтому все древне-мордовские сельские памятники находятся в лесу или на опушках леса.
В общей сложности на территории области вскрыто около тысячи древне-мордовских погребений.
Вот некоторые из них, расположенные поблизости от Старотомниково.
1. Село Старотомниково. Моршанский район. Городище (Воронцовское) IX – XI веков. Находится на правом берегу р. Цны, в 4 км к востоку от северной окраины села. С юго-запада и севера ограничено оврагами, название одного из которых – «городище». По информации из ИТУАК (Известия Тамбовской ученой архивной комиссии), городище имело три ряда рвов валов. Размеры памятника не установлены. Площадь городища округлой формы. Впервые упоминается в ИТУАК за 1890 год. Найдена культура древних эрзян и мокшан.
2. Село Старотомниково. Моршанский район. Поселение 1, IX – XI веков. Находится на правом берегу р. Цны, к юго-востоку от села. Размеры памятника не установлены. Памятник открыт и обследован А. Н. Паниным в 1976 году. Найдена керамика древних эрзян и мокшан.
3. Село Старотомниково. Моршанский район. Поселение 2 (Бугрино), VIII – X веков. Находится на правом берегу р. Цны, в 4 км к северо-западу от села. Размеры памятника не установлены. Памятник открыт и обследован А. Н. Паниным в 1976 году. Найдена керамика древних эрзян и мокшан.
4. Село Старотомниково. Моршанский район. Поселение IX – XI веков. Находится на правом берегу р. Цны, в 4,5 км к северо-западу от села, на мысе. Размеры памятника не установлены. Памятник открыт и обследован А. Н. Паниным в 1978 году. Заложен шурф 2x4 м. Обнаружены железные предметы, керамика, керамическое пряслице и кремнёвое орудие. Автор интерпретирует памятник как древне-мордовский.
5. Село Альдия. Моршанский район. Поселение IX – XI веков. Находится на правом берегу реки Цны, в километре к северу от села. Размеры памятника не установлены. Памятник открыт и обследован А. Н. Паниным в 1967 году. Найдена керамика древне-мордовской культуры.
6. Село Зелёный Бор. Моршанский район. Поселение IX – X веков. Находится на правом берегу р. Цны, на южной окраине села, на дюне. Размеры памятника не установлены. Памятник открыт и обследован A. Н. Паниным в 1976 году. Найдена керамика древних эрзян и мокшан.
Уже в 9 и 11 веках мордовские племена имели относительно высокую материальную культуру – применяли земледельческий и охотничий инвентарь, оружие, железные кирки, мотыги, топоры, ножи, имели медные, бронзовые и серебряные украшения, деревянную посуду и т. д.
Одежду шили из войлока, полотна и звериных шкур. Мужчины носили на шее массивные серебряные и бронзовые обручи, опоясывались кожаными ремнями с серебряными, бронзовыми и железными бляхами, а руки украшали браслетами. Оружие состояло из боевых топоров, ножей и мечей в серебряных и бронзовых ножнах, копий и луков со стрелами. Женщины носили на голове венчики и повязки с серебряными и бронзовыми подвесками, на груди – причудливые сюльгамы (заколки) с привешенными к ним металлическими изображениями гусиных и утиных лапок, на шее – гривны (обручи) и бусы, на руках браслеты, перстни, кольца; рубахи опоясывали кожаными поясами с бляхами.
П.Н.ЧерменскийПрошлое Тамбовского края.Тамбовское книжное издательство. 1961 г.
Цнинская мордва поддерживала постоянные связи со своими соседями, в том числе и славянами, а затем с русскими. В мордовских погребениях нередки предметы древнерусского происхождения. Славянские поселения по берегам рек Ворона, Матыра, Битюг известны с VIII – X вв. В этих поселениях проживали земледельцы, от которых мордва получала посуду, украшения, оружие, расплачиваясь мехами, мёдом, воском, скотом. Однако прочно и надолго закрепиться в этих местах славянам не удалось, их вытеснили пришедшие сюда татаро-монголы.
Процесс вхождения территории современного Тамбовского края в состав русских земель был прерван татаро-монгольским нашествием. Мордва платила дань Орде и находилась на территории Золотой Орды. Немногочисленные русские поселения обезлюдили. Плотность населения снизилась, и земли стали называть Диким Полем.
Карта Русской земли. 1240 г. Автор: Etomesto.com.
Граница Золотой Орды и Рязанского княжества в среднем Поценье, там, где как раз находилось Томниково, проходила примерно по реке Цне. Левый берег – Рязанская вотчина, правый – Золотая орда.
14 – 17 век
«В конце XIV в. цнинская мордва, как видно из русских договорных грамот, считалась уже вассалом рязанских князей и регулярно платила им дань. О русских людях в бассейне Цны в этот период источники умалчивают. Однако грамота строителям Шацкого Чернеева монастыря от 1583 г. сообщает о старинной русской церкви, стоящей здесь без «пения» сто лет. Также при строительных работах в центре Тамбова было обнаружено русское поселение XV в.
«О мордовских вотчинах и селах на Цне впервые упоминается в окончании 1496 года в переписке великого князя рязанского Ивана Васильевича с братом, князем Федром Васильевичем: « А что моя мордва деленая с водчинами во Цне… и мордва деленая со всеми доходы моя и есть, по старине. … А что наши села в Мордве на Цне и на Украине, и те села ведати нам по записям». Из текста документа мы видим, что в конце XV века цнинский регион воспринимался рязанскими князьями как территория «Мордвы»
Деленая мордва – значит занимающуюся промыслом по добыче меда (дель или деле – углубление в бортном дереве для пчел).
П.К.Напольникова «Владельцы Поценья эпохи Средневековья».
Село Томниково располагалось на озере Ивановском, деревня Носины – на озере Носине (Осине), деревня Чернитово – на озере Чернитове. На старых и современных картах озер с названиями Ивановское и Чернитово не обнаружено, возможно, эти природные объекты не сохранились, либо утратили прежние названия.
Между деревнями Носины и Чернитово существовали еще две деревни – Поляна Томниковская и Поляна Ушакова. Информация о них встречается в выписках конца XVII века с писцовых книг Ф. Чеботова и с писцовых книг Б. Карпова 1640 года. Известно, что Поляна Ушакова находилась на речке Турчевелья – правом притоке Цны, устье которой располагалось примерно на 2 километра ниже по течению от Томникова.
От Чернеева вверх по реке шли поселения Верхоценской волости. О первых четырех – деревнях Сюпа, Носины, Чернитово и селе Томниково известно, что крестьяне и мордва, их населяющие, распахивали землю и заготавливали сено на левом берегу в поле, а сами село Томниково и деревня Сюпа находились на правом берегу.
«Наличие тюркизмов в названиях ряда сел в нижнем Поценье, позволяют локализовать бывшие татарско-мордовские владения, отошедшие к Рязани. Так, название Ялтуново – от «алтун» – древне- и среднетюркской формы «алтын», что означает «золото», «золотой», «золотая монета». Скорее всего, это место было связано со сбором дани, либо с нахождением монетного двора. Название Конобеево вероятно образовано от двух слов – тюркского «ко: н», имеющего соответствие в монгольских языках (монг. qono- <пратюрк. qonã) с трактовкой «стоянка», «ночлег», «гость», и «байа» – со значениями «прежде», «раньше», «исстари», «давно», таким образом переводимое как «старое место», или «давняя стоянка».
Особо хотелось бы отметить село Томниково, располагающееся немного выше (60 километров) от указанного анклава по течению Цны. Несомненна его связь с золотоордынским понятием «тумен». По мнению М. Г. Сафаргалиева, города Тюмень на Туре, Темников на Мокше, Тюмень на Тереке возникли в середине XIII века на месте резиденции золотоордынских темников – военачальников, посаженных для поддержания центральной власти в завоеванных областях. К этой же группе можно отнести и Томниково, однако однозначно говорить о времени появления и его характере нельзя. Значение термина «тумен» в Золотой орде эволюционировало со временем и от понятий военной единицы, количества податного населения, составлявшего феодальное держание, переходило с XIV века к понятию административной единицы, округа. Тумены применялись в регионах проживания оседлого населения так же, как и в кочевых областях. Поэтому нельзя исключать и более позднее появление этих названий, связанных с административными центрами ордынских феодальных владений.
Напольникова Полина КонстантиновнаЦнинская мордва. вхождение в состав Московского государства в XVI первой четверти XVII века.
Название Томниково, позволяют предположить о существовании на Цне золотоордынского тумена.
Однако, существует и другая версия происхождения топонима «Томниково».
«История происхождения этого села и построения в нем храма по местной церковной летописи представляется в следующем виде. Название свое село получило от слова «темный», по-народному «томный», так как оно было окружено непроходимыми темными лесами, часть каковых сохранилась до сих пор; «старое» прибавлено после, когда часть села была перенесена в другое место и стало называться «Ново-Томниково».
«Стоустная молва, а также местные старожилы утверждают, что первоначальные жители и других окружающих Старое Томниково сел были выселенцы из Старо-Томниково, например, Чернитово, Княжево, Носины и др. Принимая во внимание многочисленность населения помянутых сел, их давность, а также и предания, нужно полагать, что Старое Томниково существует очень давно и своею древностью едва ли уступит Шацку».
Обозрение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Кириллом, Епископом Тамбовским и Шацким, монастырей, церквей и школ епархии в 1911 году.Тамбовские Епархиальные Ведомости №19-й. 12-го Мая 1912 года.
Народонаселение в Тамбовской губернии развилось не вдруг, но постепенно – по мере постройки городов. По постройке Шацка и Ряжска, Мещера скрывавшаяся в непроходимых зацнинских лесах со времени нашествия Батыя с Монголами, а вместе с нею Мордва и часть Татар перешли из-за правого берега реки Цны на левую сторону оной и селились преимущественно за Шацком, а от него двинулись по течению реки к Ряжску. За Шацк, вверх по реке Цне, к Моршанскому уезду, оно отодвинулось не далеко. Самая дальняя деревня, принадлежавшая к земскому управлению Верхо-Ценской волости, Томниково, отстояла от Шацка в 30 верстах.
Тамбовские епархиальные ведомости. 1861. №9
Добавим, что Шацк был основан в 1553 году.
А Томниково?
20 января 7105 (1597) года
первое упоминание села Томниково в официальных документах.
«От царя и великого князя, Федора Ивановича, всеа Руси в Шацской уезд в Подлеской стан в деревню, что на реке на Цне, пониже села Томникова, вверх по Цне реке с левую сторону на бортных ухожеях на судеревной вотчине Новосельскаго беляка, что преж того, по сыску, были два двора Васки Куляпина да Сяпы новокрещена, всем крестьянам, которые в деревне живут. Били нам челом Шатцкаго уезда новые пустыни Рождества Пречистые Богородицы и Чудотворца Николы старцы Матвей с братьею, а сказали: В нынешнем де во 105 году дано им наше жалованье в Шатцком уезде в Подлеском стану деревня на реке на Цне пониже села Томникова, и нам бы их пожаловати, велети им на тое деревню дати нашу грамоту, почему им тою деревнею вперед владети. А в Шатских в отдельных книгах отделу Шацкого городоваго приказщика Ивана Филипьева нынешнего 105 году написано: по нашей грамоте и по приказу воеводы князя Ивана Звенигордскаго, Шацкой городовой приказщик Иван Филипьев отделил, сыскав, в Шацком уезде в Подлесков стану новые Пустыни Рождества Пречистые Богородицы и Чудотворца Николы старцем Матвею с братьею к прежней их даче к 25-ти четьям на реке на Цне пониже села Томникова с версту вверх по Цне реке, едучи с левую сторону на бортных ухожеях на судеревной вотчине Новосельскаго беляка деревню татарскую, что по сыску преж того были два двора: двор Васки Куляпина, двор Сяпы новокрещена, на усадище дворов крестьянских: во дворе Васка Омсосок, что по сыску преж того были тот двор Васки Куляпина; во дворе Митька Иванов, что преж того был Сяпы новокрещена; во дворе Меншичко Григорьев; во дворе Ондронко Андреев; во дворе Ненашко Васильев; во дворе Богданко Заварака; во дворе Кирдяшко новокрещен; во дворе Олешка Иванов сын Черной; во дворе бобыль Черник Ортемьев; во дворе бобыль Петрушка Холмитин; пашни паханые и перелогу за Цною рекою на поле, меж Зайцева врага до речки Пилявки, средние земли 40 чети в поле, а в дву потому ж, да в другом месте пашни паханые меж Носильского рубежа и Томниковских земцов средние земли 4 чети в поле, а в дву по тому ж; и всего пашни меж Зайцева врага и речки Пилявки и меж Носильскаго и Томниковской пашни средние земли 44 чети в поле, а в дву потому ж, сена на диком поле меж Зайцева врага ж и речки Пилявки по конец пашни по Мещерской липяге 200 копен; а пашня и сенокос на приходе на татарском; да рыбная ловля на Цне реке от ивова куста от Носильскаго рубежа от речки от Торчевеньи вверх по Цне реке по речке по Пилявке и по Калитку. И мы тою деревнею со всеми угодьи пожаловали новые пустыни Рождества Пречистые Богородицы и Чудотворца Николы старца Матвея с братьею. И вы б все крестьяне, которые в той деревне живут, Рождественскаго монастыря старца Матвея с братьею слушали, пашню на них пахали и доход им монастырской платили, доколе за ними тое деревню писцы наши и большие мерщики опишут и измерят и учинят за ними пашню по нашему указу. Писан на Москве лета 7105 генваря в 20 день. К концу подлинной грамоты приложена печать. На обороте написано: Царь и великий князь Федор Иванович всеа Руссии; по склейкам пишет: диак Офонасей Власьев.»
Известия Тамбовской ученой архивной комиссии. Выпуск XIII. 1887 года.
20 января 1597 года может по праву считаться как
День Рождения села Старотомниково
_
Еще одно из упоминаний о селе Томниково:
«От царя и великаго князя Федора Ивановича всеа Руссии в Шацкой Ондрею Протасьеву да городовому приказщику Ивану Филипову. Бил нам челом из Шатцкова Рождества Пречистого Богородицы и великого чудотворца Николы новые пустыни старец Матвей с братьею, а сказали. В прошлом деи во 104 (1596) году били они нам челом пониже села Томникова о татарской деревне, а владели деи тою деревнею татаровя Цненские князь Исень Ушаков да Тохтар мурза Васильев сын Енаев, да Узраз мурза Елгадеев не по нашей даче и не по грамоте, и та деи деревня по нашей грамоте дана им к монастырю; и ныне деи те тотаровя мимо нашие грамоты тое деревни татарские угодьем владеют сильно и его, старца Матвея с братью лают всякою неподобною лаею и служебников монастырских и крестьян бьют и похваляются всякими злыми делы и слугу монастырскаго Конанка Павлова хотят убить до смерти, и нам бы их пожаловати, велети их от татар беречи. И так, как нам Рождества Пречистые Богородицы старец Матвей с братьею бил челом, и как к вам ся наша грамота придет, и вы б Рождества Пречистые Богородицы новые Пустыни монастыря и старца от Цненских татар, от князя Исеня Ушакова с товарищи берегли, чтоб те тотаровя, князь Исень Ушаков, да Тохтар Енаев, да Узраз Елгадеев, в их монастырскую пашню, что им дана по нашей грамоте, и в угодьи ни в какие не вступались, мимо нашие грамоты и насильства никотораго не чинили. А прочет сю нашу грамоту и списав с нее противень слово в слово, отдали ее назад старцу Матвею с братьею, и они ее держат у себя вперед для иных наших приказных людей. Писан в Москве лета 7106 сентября в 19 день. У подлинной на обороте по склейкам написано тако: Царь и великий Князь Федор Иванович всеа Русии. Подписал: Диак Афонасей Власьев».
Известия Тамбовской ученой архивной комиссии. Выпуск XIII. 1887 года.
В этой грамоте от 19 сентября 7106 (1598) года упоминается село Томниково 1597 года. Из текста можно сделать вывод о том, что, во-первых, село уже было достаточно известно, так как на него ссылаются для указания мест, во-вторых, что в Томниково уже в 1597 г. стояла церковь, так как обозначение поселения как «село» означает наличие церкви. А следовательно, в Томниково был священнослужитель, и, вероятно, многие жители были крещены.
Есть все основания полагать, что Томниково было крупным (по тем временам) населенным пунктом. Село обозначает административный, хозяйственный и религиозный центр для окрестных деревень.
В то время село – это княжеская усадьба, обязательно церковь, с несколькими кельями старцев и нищих, питающихся от церкви, дома причта, от 4 до 15 крестьянских дворов, и разбросанные там и сям деревни, починки и пустоши, которые тянулись к этому селу как к своему церковному и хозяйственно-административному центру. В одном дворе могло проживать от 5—6 человек до 20. Таким образом, в селе, как правило, проживало от 50 до 250 человек.
В 1622 году в Томниково числилось 45 бортников. Если прибавить сюда жен, детей, стариков, церковный причт, двор князя то всего жителей наберется около 200 – 250 человек.
Также в грамоте говорится о том, что пахотные угодья села Томниково располагались на противоположном берегу реки Цны, примерно там, где сейчас село Княжево. На правом берегу Цны, там, где располагалось село Томниково был густой Цнинский лес. В случае нападения жители с семьями могли уйти вглубь леса, где были устроены временные укрепленные поселения – «тверди». Летописцы не называют эти укрепления городами (градами), так как мордва не умела строить городовых стен с башнями и окружала тверди рвами, валом, засеками.
П.Н.ЧерменскийПрошлое тамбовского края.Тамбовское книжное издательство 1961
Но места для пахоты и сенокоса почти не было. Поэтому жители Томниково обрабатывали земли на противоположном берегу. А это значит, что должна была быть и какая-то переправа. Возможно, это были лодки (тем более, что жители Томникова занимались и рыбной ловлей) или плоты (так как надо было перевозить грузы).
Возможно, в связи с этим, у жителей Томникова (а затем и Старого Томникова) было слабо развито животноводство, по сравнению с другими селами. На правом берегу места для сенокоса не было, а перевозить через Цну большие запасы сена было затруднительно.
В те времена село Томниково располагалось в 4-х км западнее современного села Старотомниково. Сейчас это место носит название Старина.
Карта Менде Тамбовской губернии 1862
Местоположение села определило и всю его дальнейшую судьбу. Большинство исторических событий мало затронули село, так как происходили, в основном, на другом берегу Цны.
Место удачное с точки зрения безопасности – высокий лесистый правый берег реки Цны, опушка леса. От бугра до реки пойма, заливаемая весенними половодьями. В пойме, параллельно реки – длинное, изогнутое, по-видимому, старичное озеро, естественное препятствие со стороны реки. Старица – это участок прежнего русла реки, который со временем превратился в отдельный водоём. Старица, обычно, как раз и имеет серповидную или петлеобразную форму.
Озеро это в различных источниках называется по-разному. В одних источниках это озеро «Ивановское», в других «Ситеркое». (Интересно, что слово «ситерка» во многих языках означает «нянька», «тот, кто присматривает»), сейчас оно называется «Теплое». Возможно, речь идет о разных озерах, или же одно и то же озеро со временем меняло свое название. Как, например, река Турчевенье (Турчевелья), затем поменявшая название на Турчина, Турченка, а затем на Турчанка.
Турчевенье
Турчевенье. Разлив. Автор Любовь Чеверикина.
«Турчина, небольшой причудливый ручеек, бежит по опушке громадного соснового бора и впадает в Цну с правой стороны. Русло Турчины – это бесконечный ряд рытвин, маленьких живописных озер, поросших осокой и густым почти непроходимым кустарником. Длина этой речки верст 10. Летом Тѵрчина во многих местах пересыхает. История ее обставлена многими легендами, а в особенности много легенд относительно Святого Озера, находящегося верстах в трех от села в лесу, в весьма живописной местности, из которого Турчина берет свое начало. Святое озеро представляет собою правильный круг, сажень в 200 в диаметре. Берега его поросли молодым березняком. Глубина озера поразительна.
С западной и южной сторон села тянется громадный сосновый бор – продолжение Саровских лесов, полный обитателей лесов средней полосы России. Прежде, тот бор был неприступным притоном разбойников. Теперь же владельцем этого леса графом Воронцовым – Дашковым поделаны везде просеки. Лес весь разделен на кварталы, строевые деревья высчитаны. Прорубки производятся систематично, на вырубленных местах лес засевается вновь. Но и в настоящее время около Томникова много мест непроходимых, благодаря неудобству разработки. С восточной стороны села тянется крестьянское поле. На север от Старого Томникова раскинулись луга реки Цны по правому ее берегу, на протяжении версты полторы в ширину. Цна здесь довольно глубока и полноводна».
Обозрение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Кириллом, Епископом Тамбовским и Шацким, монастырей, церквей и школ епархии в 1911 году.Тамбовские Епархиальные Ведомости №19-й. 12-го Мая 1912 года.
Точное происхождение названия «Турчевенье» (Турчевелья) неизвестно. В документах встречается как написание Турчевенье, так и Турчевелья. Правильным видится Турчевенье, так как встречаются такие названия рек как Пичавенье, Инжавенье, Липевенье, Ирвень, Вышевенье. То есть с окончанием -венье, -вене, -вень. «Вене» по-мордовски значит ночь, ночной. По отношению к рекам – это значит текущий в глуши леса, в тени, «в ночи». Старое название «черный» лес значит «глухой», темный, лиственный (сосновый же лес зовется «красным», так как он просвечивается солнцем, прозрачный, а также за цвет коры сосен). Отсюда Чернеевский монастырь, то есть основанный в «черном», – глухом лиственном лесу.
Речки Пичавенье и Липевенье, (пиче – сосна (мордов.), вене – ночка, вень – ночной) упоминаются в выписи с шацких писцовых книг Федора Чеботова 1622 года.
Слово же «веле» – по-мордовски – деревня (напр. сельцо «Сыровель», что значит «старое поселение», Сявель, Од Веле).
Можно предположить, хотя это и сомнительно, что название произошло от какой-нибудь деревни, расположенной на ее берегах.
Поселение Поляна Ушакова находилась на реке Турчевелья. Исень Ушаков, владелец Поляны Ушаковой, был из рода мордовского князя Темира Якшенина. В документах тех лет про него писали – татарин. Татары – собирательное название разных этносов, входивших в Золотую Орду, в том числе и тюрок. Возможно название звучало как «тюрке-» и «веле-», то есть тюркская деревня?
Сомнительно это потому, что обычно, поселения называют по названию рядом расположенной реки, и, практически, никогда наоборот.
А может быть это от названия – турча болотная (плавушник – многолетнее травянистое растение ярко зеленого цвета, цветущего красивыми белыми цветками в летнее время года). Турчевенье – река в глуши леса, где растет трава турча.
Можно выдвинуть и еще одну гипотезу. Возможно, изначально она называлась Турксвене. «Туркс» по-мордовски – через, «вене» – ночь, то есть, текущая через ночь, то есть там где мало солнца, в глуши леса. Ведь действительно, Турчанка течет через лес, почти не выходя на открытую местность. Тем более, что в те времена, лес был гораздо более густой и обширный.
Но все это, конечно, только предположения. Выбирайте ту версию, которая вам больше нравится.
Хотелось бы еще поправить Преосвященнейшего Кирилла, Епископа Тамбовского и Шацкого, утверждавшего в 1911 году, что Турчанка берет свое начало в Святом озере. Вероятнее, что свое начало она берет в полутора – двух километрах северо-западнее, в подземных источниках, а из Святого озера идет подпитка. В этих местах расположено довольно много уже заросших падин. А падины обычно возникают вследствие оседания грунта от выщелачивания и вымывания водой нижележащих пород. Если посмотреть на спутниковые снимки, то можно примерно увидеть, где берет свое начало Турчанка. А также можно предположить, что постройка здесь газопровода как раз и перерезала русло Турчанки, что, в свою очередь, привело к ее обмельчанию.
И теперь, к сожалению, Турчанка (Турчевенье) почти пересохла, и превратилась в маленький ручей. Но все же она еще жива. Течет она по лесу, подпитывает Святой источник у села, питает еще один родничок на опушке леса и, в конце концов, впадает в реку Цну.
Святое озеро
Святое озеро. Автор А.Фетискин.
В паре километров от села находится Святое озеро.
Святое озеро удивительно круглое и ровное. Его диаметр 130 метров. По происхождению – озеро или метеоритного происхождения, или из разряда западин.
По мнению Абрамовой Л. А. (кандидат географических наук, Тамбовский государственный университет им. Р. Г. Державина) западины на территории Тамбовской области начали образовываться после отступления ледника в четвертичный период (около 11 тыс. лет назад). Так что возможно, Святому озеру уже несколько тысяч лет, и по его берегам когда-то бродили мамонты, дикие лошади и шерстистые носороги.
Про Святое озеро в 70-х годах 20-го века я слышал такую легенду.
«В стародавние времена стояла здесь церковь. Однажды пришли сюда захватчики, войско неприятеля и не было сил дать ему отпор. Собрались тогда жители в церкви и стали молиться Богу о защите от супостата. И разверзлась тогда земля, и ушла церковь под воду вместе с жителями. Но не дались они захватчикам. И если, в солнечный день вглядеться в черную прозрачную воду Святого озера, то можно в глубине увидеть отсвет золотых куполов. Да слышен иногда из-под воды глухой звон колоколов. Потому то озеро и зовется Святым».
Примерно в 5 -ти километрах от Тамбова есть озеро Святовское, о котором сложена очень похожая легенда.
«Давным-давно на месте озера стояла церковь. При ней был священник, который исправно вёл службу и соблюдал посты. Однажды на церковь напали разбойники, и Бог, увидев это, решил вмешаться: церковь медленно ушла под воду. Озеро, образовавшееся в результате, стали называть Святовское. При ясной погоде в нём можно увидеть блеск куполов и кресты, а по большим праздникам услышать колокольный звон».
https://pritambovie.ru/news/society/2022-09-13
И само оно тоже очень похоже на Святое озеро. Тоже идеально круглое и глубокое. Его диаметр около 160 метров, а глубина около 45 метров.
Конечно, это только легенды, которые существует во многих местах. Самая знаменитая – это сказание о Китеж-граде.
«Завоевав некоторые русские княжества, хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его. Монголы скоро захватили Малый Китеж, вынудив Юрия отступить в леса к Большому Китежу. Один из пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала Юрия и вскоре достигла стен города. К удивлению монголов, у города совсем не было никаких укреплений. Его жители даже не собирались защищаться и только молились. Увидев это, монголы атаковали город, но тут им пришлось остановиться. Внезапно из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город и самих захватчиков. Нападавшим пришлось отступить, и они только могли видеть, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. И вскоре на месте города остались только волны».
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1004217
Очень похожие легенды.
Но все-таки была ведь какая-то причина назвать озеро Святым?
Цна
Цна. Автор: Самохин Сергей
Жизнь села неразрывно была связана с рекой Цной. Она была и кормилицей, и защитницей.
Происхождение названия реки неясно и вызывает много версий. В. А. Никонов приводит 8 рек с таким названием и дает два толкования А. И. Соболевского: из предполагаемой славянской основы, «тосонь-узкий», либо от древнерусского слова со значением «тихий».
Некоторые топонимисты связывают название реки с древнеславянским «досьна-тесна-цна», что означает – «правый». Но подобное не очень убедительно, так как Цна является левым притоком, а не правым. Причем, все реки, носящие подобное название, являются левыми (а не правыми!) притоками.
Существует также мнение, что название «Цна» происходит от угро-финской основы «тина» – «ил».
Желание выяснить происхождение этого гидронима породило разного рода легенды. Одну из них рассказала жительница Сампурского района В. П. Нестерова: «Во времена татаро-монгольского нашествия кто-то из кочевников, попробовав воды из реки, восхищенно произнес: «ца-а-а» – «очень вкусная вода». И этот возглас закрепился как название реки.
М.И Долженкова пишет, что «Цна» в переводе с мордовского значит «вкусная вода».
А. Головашин пишет: «Нет сомнений в том, что предприимчивые новгородцы бывали в нашем богатом пушниной, медом и воском крае задолго до похода в Золотую Орду. И имя река Цна, на мой взгляд, получила от новгородского слова «Церна» – «черная». Не случайно на Новгородчине течет ее тезка, впадающая в озеро Мстино, а из него – в славное Ильмень-озеро.