ВНИМАНИЕ! ВСЕ АВТОРСКИЕ ПРАВА НА ПЬЕСУ ЗАЩИЩЕНЫ ЗАКОНАМИ РОССИИ, МЕЖДУНАРОДНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ, И ПРИНАДЛЕЖАТ АВТОРУ. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЕЁ ИЗДАНИЕ И ПЕРЕИЗДАНИЕ, РАЗМНОЖЕНИЕ, ПУБЛИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ, ПЕРЕВОД НА ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ, ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ТЕКСТ ПЬЕСЫ ПРИ ПОСТАНОВКЕ БЕЗ ПИСЬМЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ АВТОРА. ПОСТАНОВКА ПЬЕСЫ ВОЗМОЖНА ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПРЯМОГО ДОГОВОРА МЕЖДУ АВТОРОМ И ТЕАТРОМ.
Николай Лакутин
Пьеса: Невменько.
Монопьеса. Одна женская роль
Одноактная пьеса.
(18+)
Пояснительная записка для режиссёра прилагается в конце пьесы.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Лера.
Сцена 1. Знакомство.
Тишина. Темнота. С лязгом и грохотом разбивается посуда.
Мужской голос (возмущённый крик). Лера, успокойся! С чего ты взяла, что у меня кто-то есть?
Лера (громко, яростно). С чего я взяла?
Снова бой посуды.
Мужской голос (возмущённый крик). Дура! Сейчас всё переколотишь, из чего есть и пить будешь потом?
Лера (громко, яростно). Нашёл о чём заботиться!
Снова бой посуды.
Мужской голос (возмущённый крик попытки увернуться). Ать!
Снова бой посуды.
Мужской голос (возмущённый крик). А если бы не увернулся? Ты вообще думаешь, что творишь? Придумываешь в своей голове всякую ерунду, потом в неё сама же веришь и на других срываешься. Вот поэтому от тебя все мужики и бегут. Ты же вообще чокнутая! Конкретно невменько!
Лера (громко, яростно). Ах, так!
Снова бой посуды, слышны звонкие удары пощёчин. Звучные плевки.
Лера (громко, яростно). Вот тебе, паразит, вот тебе! Больше чтобы я тебя здесь не видела! (Сама себя перебивает.) Не надо мне объяснять, что это за девушка, в два часа ночи смс за смс-кой шлёт, за дуру меня держишь? Ради Бога! Вещи я твои уже собрала, ПШЁЛ ВОН!
Топот, звуки борьбы, падения полок, вешалок. Громкий хлопок дверью.
Плавно включается свет.
Входит изрядно потрепанная Лера с именной кружкой в руке (рука трясётся – нервы), потягивает чаёк.
Лера (сама себе удивляясь). Хех…, есть ещё порох в пороховницах… Витёк-то не робкого десятка увалень, а выставить за дверь всё же смогла. (Гордо обращается к зрителю). Слыхали, какие хорошенькие пощёчины были отвешены! (Опускает глаза в пол, шмыгает носом). Мне.
Потирает щёки рукой, тянет губы, раскрывает рот, тянет челюсть.
Лера (спокойно). Но ничего, бьёт, значит любит. (Подмигивает зрителю, слегка заигрывает с кем-то из зала, строит глазки). А как меня не любить? (Зрителю, демонстрируя себя). Вот, посмотрите. Вот, вот, вот… Всё при мне, всё на месте, всё как надо. Так? Нет? Ну как не любить, скажите? По-любому любит. Только вот, какого чёрта ему там барышни по ночам написывают, вот это интересно. Вы уж простите, что шумим по ночам. Многоквартирный дом – дело такое, сами понимаете. Никакой личной жизни. Всё на слуху и на глазах у соседей. Вы уж натерпелись, да?
Сочувственно поглядывает в зал.
Лера (оправдываясь, зрителю). А я, думаете, не намучилась? Ну как, скажите мне, жить с нынешним мужиком? Это же не жизнь, это же сплошное мученье! То он, значит, придёт не вовремя, то, что ещё хуже – вовремя, хоть и обещал задержаться. Пудрит мне мозги, как хочет! Я только настроюсь на одно – он мне другое подсовывает. Дарит то незабудки, то лилии эти вонючие. Вчера вот розы притащил! А я вчера может розы не хотела, я как раз вчера хотела вонючих лилий! Ну не знаешь ты, так спроси! В чём проблема? Кто из нас мужик? Кто кого должен баловать и ублажать?
Суёт мне романтику, когда я хочу страсти и наоборот прёт напролом, когда мне хочется прелюдий. Как на вулкане, девки, ей богу, не жизнь, а сплошные препятствия, колдобины, выбоины и нестыковки. Отсюда нервы, морщины, выпадающие волосы (трогает волосы), болеющие ногти (смотрит не слишком довольно на свои ногти) и отвратное настроение.
Допивает, смотрит с неприязнью на пустую кружку.
Лера (нервно, на взводе). Ещё и, сволочь, кружку мне именную подарил! Знает же, что я терпеть не могу своего имени!
Бросает в сторону кружку со всего маха, кружка улетает, слышен звон битого стекла.
Лера (задумчиво). Хм…, кстати, это была последняя. Теперь реально пить не из чего. Надо будет что-то прикупить.
Лера (мило, скромно, застенчиво, приветливо, зрителю). Будем знакомы, Лера!
Лера под музыкальное сопровождение делает красивый демонстративный оборот вокруг себя, деликатно кланяется, приветствуя всех.
Лера (приветственно, тепло, зрителю). Ну что? Начнём знакомиться? Как меня зовут – Вы уже теперь знаете. И да, как бывает у многих, своё имя я не люблю. Есть ещё в зале кто-нибудь, кто не любит своё имя? Поднимите руки, интересно. Ну не стесняйтесь, все свои.
Смотрит, считает (если будут подсадные зрители, здесь можно поучаствовать).
Лера (тепло, зрителю). Откровенно говоря, не любить своё имя – это вроде как не очень хорошо. Себя надо любить, обязательно. Любить целиком и полностью, всецело и во всех местах. Ибо, если сама себя любить не будешь, то глупо ожидать любви к себе от окружения. Это практически аксиома, которая достаточно убедительно подкрепила себя жизненным опытом предыдущих поколений… Так-то оно так.
Но!
Вся закавыка вот в чём! Никого не смущает то, что мы едва только родились, уже должны любить себя. И вот опять же. Почему должны? Кому должны? Да и вообще – ещё и любить-то особо не за что! Ничего не добились, ничего не достигли. Ровным счётом ничего не сделали, кроме, может быть, пары – тройки обделанных пелёнок – распашонок. И что? И за что любить? Просто так? Вот она я родилась – нате любите!
Это я считаю неправильно. Вот тот, кто так рассуждает, в итоге часто становится нарциссом. Я согласна с тем, что себя надо любить, но не считаю, что любить себя нужно просто так без всяких на то оснований. Сделай что-то, за что ты будешь себя уважать, ценить, чем будешь гордиться, за что будешь себя любить. Что-то, что по-настоящему достойно уважения. Вот потом люби себе себя на здоровье. А так, знаете, если проваляться всю жизнь на диване, отрастить естественным образом новомодную филейную часть, вбить себе в голову мысль о том, какая я красивая, неотразимая и самая лучшая, и собой такой день ото дня восхищаться… Так себе вариантец. Нет, это лучше, чем иметь заниженную самооценку и даже при всех своих жизненных победах чувствовать себя никем. Но хорошего тоже мало.
Кстати! Я тут недавно прочитала о тренинге по повышению самооценки. Не знаю, рассказывать – нет? Кому-нибудь это вообще интересно?
Смотрит на реакцию зрителя.
Лера (тепло, зрителю). Давайте расскажу, а Вы там уже на себя примерите. Кому пригодится – воспользуетесь, кому не пригодится – поделитесь с теми, кому понадобится, сделаете доброе дело. Итак, есть несколько способов.
Берём большой листок бумаги и пишем все свои достижения. Прямо с детских лет. Можно с самого детского сада. Сыграла главную роль в детском спектакле, лучше всех рассказала стихотворение, победила на олимпиаде, лучше всех пробежала стометровку, нарисовала лучший рисунок или лучше всех спела, собрала больше всех валентинок в классе или на курсе… И т.д. Всё записываем.
На втором листке бумаги пишем всех людей, которые когда-либо были благодарны Вам за что-то. Даже прохожая бабушка, которой подсказали нужный адрес, или подруга, которой заняли денег…, всех, кого удалось вспомнить – всех в этот список. Кому советом помогла, кому с переездом, кому контрольную решила, и так далее.
На третьем листе бумаги пишем все те качества, за которые Вас любят и ценят окружающие. Каждый человек прекрасно знает свои сильные стороны. Порядочность, у кого она есть, пунктуальность. Может очаровательный утончённый манящий голос или большие сииииииии....(поднимает руки в область груди) ние глаза. Всё, за что Вас любят и ценят, пишем сюда.
Достаём все имеющиеся грамоты, благодарности, дипломы, медали, если есть. Любовные письма с признаниями тоже сюда подойдут. Всё достаём и вешаем на стенку, чтобы было видно всё, чего удалось достичь до сегодняшнего дня.
И вот теперь, увидев и оценив всё то, кем ты являешься не на словах, не в урывках памяти, а по факту в истории и на деле, уже можно объективно составить картину своего Я.
Своего настоящего Я. Истинного Я. Увидев всё то обилие благодарностей, результатов, достижений, пробежавшись мысленно по своему пути до сегодняшнего дня, до настоящего момента нужно смело подойти к зеркалу и улыбнуться себе. Вот и весь секрет.
Играя бровью, подводит итог сказанному и разводит руками под музыкальное сопровождение.
Лера (тепло, увлечённо зрителю). Но вернёмся ко мне. Вы уже, наверное, в общих чертах поняли особенности моего характера. Я вспыльчивая, взбалмошная, недальновидная, местами эгоистичная и да, переменчивая в настроениях. Словом – не ангел. Но ангелом я быть и не стремлюсь. Объяснить почему? А кстати, есть здесь среди нас ангелы? Если есть – скажите, как Вам живётся в мире людей? Я думаю, что это просто невыносимо. Тут человеку-то среди людей иной раз удавиться хочется, а ангелу так и подавно, ничего хорошего ждать не придётся. Вот поэтому и я в ангелы не рвусь. В дьяволицы (игриво) – это да, иногда бывает, но без фанатизма.
А так все мы люди, все мы человеки. Чего строить-то из себя святош?
И, да, пару слов, непосредственно про имя. Лера. Валерия, значится. Означает: сильная, крепкая, здоровая. Это вроде бы всё хорошо. Но происходит-то имя Валерия от мужского имени Валерий! И на кой чёрт мне мужская база в имени, скажите на милость? Что? Других женских имен, что ли, не нашлось?
Вся соль в том, что не мы выбираем наши имена, нам их дают родители. И почему-то родители даже не задумываются о том, что имя, которое они дали своему ребёнку, оно вовсе не обязано этому самому ребёнку нравится. Прими как факт и живи с этим сынок, или дочка.
Да, не спорю, сейчас имя можно поменять. Идёшь в паспортный стол, пишешь заявление, и вуаля! Но это только после того, как паспорт получишь, то есть с 14-ти лет. Да и то, с согласия родителей. Мне мама согласия тогда не дала. А позже, уже, когда в 18-ть могла без всяких там согласий… То одно, то другое… Как-то так и не собралась. До сих пор мучаюсь, ношу в себе этот груз. До сих пор не смирилась, но и не изменила ничего. Наверное, Витёк прав. Дура и есть.
А знаете, как я хотела себя назвать? Какое имя вписать хотела в паспорт, сказать? (Смотрит вопросительно в зал). Не скажу! (Показывает язык.) Пойду-ка я лучше куплю новую посуду, да заодно и нового мужика себе поищу!
Уходит под музыкальное сопровождение.
ЗТМ.
Сцена 2. Ищу мужика.
Под музыкальное сопровождение при плавном включении света в зал выходит Лера. Она переодета. Наряд яркий, броский, вызывающий. В руке пакет с позвякивающей посудой. Идёт грациозно, присматривает среди зрителей цель.
Музыкальное сопровождение стихает и заканчивается, свет становится более ярким.
Лера (громко, проникновенно, зрителю). Товарищи! Мужика ищу! Очень надо!
Подсадной зритель, девушка (спокойно, как бы не слышно для всех, возможно соседу или соседке, не оборачиваясь на актрису). Мне тоже надо!
Лера (подсадной девице, будто случайно услышав). Вам тоже надо? В очередь, пожалуйста, я тут первая стояла! И мне по-любому нужней!
Лера переводит взгляд вновь на всех зрителей, безадресно.
Лера (проникновенно, трепетно, зрителю). Товарищи, не проявляйте безучастность и равнодушие. Наверняка среди Ваших знакомых есть какой-никакой мужичонка. Может, у кого завалялся?
Обращается к кому-то из зала, к девушкам и женщинам.
Лера (жалостливо, зрителю). У Вас не завалялся? Нет? А вот этот сидит рядом не Ваш? (Всем) Товарищи, чей мужик? А, Ваш всё-таки. Поняла. Так, ладно…
Проходит дальше.
Лера (жалостливо, зрителю). Христом – Богом прошу, подсобите, кто чем может! Очень надо! Не для себя прошу, ни корысти ради, а мамки для! Достала меня, старая. Говорит – помру, так внуков и не поняньчу. Найди хоть кого-нибудь! Хоть кривого, хоть косого, хоть низкорослого, чёрт с ним, можно и с дефектом каким незначительным. Лишь бы работало там всё у него… Чтобы толк был! (Показывает сжатый кулак).
Проходит, присматривает, спрашивает негромко, ищет, не находит.
Лера (огорчённо, зрителю). Да что ж такое-то? День такой. Всё ж нормально начиналось и вот те раз. Мужика свободного днём с огнём не сыщешь. Товарищи! Братцы! А? Как быть? Как перед матерью оправдываться?
Тяжко вздыхает, ещё раз с печальной безысходностью обсматривает зал, поднимается на сцену.
Лера (немного печально). Ладно, хоть посуду купила, всё не зря сходила.
Звучит музыкальная вставочка. Лера хозяйничает, выкладывает посуду, приносит чайник, что-то к чаю. Наливает в новую кружку, заваривает пакетик чая, откусывает печенюшку, или что-то ещё, прохаживается по сцене, ищет взглядом понимания в зрительном зале.