Введение.
Произведения А. И. Солженицына всегда вызывали резонанс в обществе, одни считали его достойным писателем, другие наоборот, старались осквернить, но тем не менее в историю он вошел как писатель с мировым именем, его произведения и поныне являются актуальными и могут использоваться для различных видов деятельности, как для философских размышлений, литературных вечеров, так и для познания языка и мысли писателя, почувствовав глубинную тайну слова личности патриота своей страны.
Для описания концепта применяется следующая методика:
1. определение референтной ситуации, к которой принадлежит исследуемый концепт (по отношению к художественному текстовому материалу)
2. обращение к энциклопедиям и лингвистическим словарям для определения места концепта в национальной картине мира
3. обращение к этимологическим данным
4.ориентация на контекст, например, поэтический, научный, публицистический, изучение пословиц и идиом
5. анализ ассоциативных связей ключевой лексики, сопоставление их с результатами, полученными на всех предыдущих этапах работы; 6. если концепт имеет определенную ценность, предусматривается обращение к экстралингвистическим элементам культуры, таким как живопись, скульптура, архитектура и т.д. В данном пособии будут использованы методики В.И. Карасика, В.А. Масловой, Л.Г. Бабенко, М.В. Пименовой. Концепт помогает осмыслить свое предназначение и миробытие в жизни, понять лучше устройство мира и себя в мире.
Через познание концепта человек познает мир родной культуры, погружаясь в тайну истории.
«Дыхание»
Ночью был дождик, и сейчас переходят по небу тучи, изредка брызнет слегка. Я стою под яблоней, отцветающей – и дышу. Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя – и нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. Я его втягиваю всеми лёгкими, ощущаю аромат всею грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми –не знаю, как лучше. Вот, пожалуй, та воля – та единственная, но самая дорогая воля, которой лишает нас тюрьма: дышать так, дышать здесь. Никакая еда на земле, никакое вино, ни даже поцелуй женщины не слаще мне этого воздуха, этого воздуха, напоённого цветением, сыростью, свежестью. Пусть это – только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов. Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей. Пока можно ещё дышать после дождя под яблоней – можно ещё и пожить!
Работа с текстом
1. Прочитайте текст. Выделите главные ключевые концепты. Проведите анализ по заданной схеме. Записать ассоциации к ключевым словам
2. уточнить, используя толковый словарь, значение слов, к какой тематической группе они относятся
3. обнаружить в тексте повторяющиеся слова, установить их роль в тексте, с какой целью писатель их использует, являются ли они главными в тексте почему?
4. определить связанную с текстом цепочку ключевых слов
5. определите контекстуальное значение этого слова и сравните его со значениями, отображаемыми в словаре.
6. выберите из списка слова, которые называют свойства, состояние и движение человека, уточнить значение выписанных слов по словарю
7. разобрать по составу ключевые слова, подобрать к ним однокоренные слова, синонимы, антонимы; выписать из текста языковые и контекстуальные антонимы
8. определить, какие слова и выражения в тексте содержат оценочную информацию и как передают точку зрения автора.
9. поведите итоги, перечитайте текст и сравните свое собственное понимание до и после анализа. Определите основную идею текста: вопрос, на который отвечает автор. Каков ответ?
10. как отражается история и культура народа в концепте, как концепт меняется (или не меняется) в общем сознании.
«Отраженье в воде»
В поверхности быстрого потока не различить отражений ни близких, ни далёких: даже если не мутен он, даже если свободен от пены – в постоянной струйчатой ряби, в неугомонной смене воды отраженья неверны, неотчётливы, непонятны. Лишь когда поток через реки и реки доходит до спокойного широкого устья, или в заводи остановившейся, или в озерке, где вода не продрогнет, – лишь там мы видим в зеркальной глади и каждый листик прибрежного дерева, и каждое пёрышко тонкого облака, и налитую голубую глубь неба. Так и ты, так и я. Если до сих пор всё никак не увидим, всё никак не отразим безсмертную чеканную истину, – не потому ли, значит, что ещё движемся куда-то? Ещё живём?..
Работа с текстом
1. выделить ключевые слова, составить философскую характеристику.
2. составить лексический портрет слова: выявить этимологию, значение, системные связи слов, словообразование, синтаксические (словосочетания), парадигматические (синонимы, антонимы), лексико-семантические группы, тематические поля.
3. рассмотреть концепты в народной мудрости: фразеологизмы, пословицы, афоризмы, загадки, приметы, фразеологизмы.
4. текстовые портреты слов (микротексты: афоризмы, пословицы, текстовые отрывки), а также поэтические и прозаические тексты или их обширные фрагменты;
5. авторские тексты по концептам: эссе, проекты, статьи, доклады, словарные статьи в коллективных словарях концептов
6. выпишите слова, которые входят в тематические группы «вода», «свобода», «воля», как они эксплицируются в тексте?
7. выявить невербальные источники, которые используются к ключевым концептам
8. подвести итоги, выявить динамику и активность концепта (как он изменялся в течении исторического времени, посмотреть в каких образах могут выступать ключевые концепты, выявить ценностную сторону концепта, важность для народа, нации в сегодняшнем дне данного концепта.
«Город на Неве»
Преклонённые ангелы со светильниками окружают византийский купол Исаакия. Три золотых гранёных шпиля перекликаются через Неву и Мойку. Львы, грифоны и сфинксы там и здесь – оберегают сокровища или дремлют. Скачет шестёрка Победы над лукавою аркою Росси. Сотни портиков, тысячи колонн, вздыбленные лошади, упирающиеся быки… Какое счастье, что здесь ничего уже нельзя построить! – ни кондитерского небоскрёба втиснуть в Невский, ни пятиэтажную коробку сляпать у канала Грибоедова. Ни один архитектор, самый чиновный и бездарный, употребив всё влияние, не получит участка под застройку ближе Чёрной Речки или Охты. Чуждое нам – и наше самое славное великолепие! Такое наслаждение бродить теперь по этим проспектам! Но стиснув зубы, проклиная, гния в пасмурных болотах, строили русские эту красоту. Косточки наших предков слежались, сплавились, окаменели в дворцы – желтоватые, бурые, шоколадные, зелёные. Страшно подумать: так и наши нескладные гиблые жизни, все взрывы нашего несогласия, стоны расстрелянных и слёзы жён – всё это тоже забудется начисто? всё это тоже даст такую законченную вечную красоту?
вопросы к тексту
:
1. выделить ключевые концепты
2. выявить тематические группы к словам «город», «церковь» найти общее.
3. обратиться в Национальный корпус русского язык, используя различные подкорпусы, анализировать как ключевые концепты проявляют себя
4. определить гештальт-образы ключевых концептов, выявить их символику
5. подвести итоги, выявить динамику и активность концепта (как он изменялся в течении исторического времени, посмотреть в каких образах могут выступать ключевые концепты, выявить ценностную сторону концепта, важность для народа, нации в сегодняшнем дне данного концепта.
«На родине Есенина»
Четыре деревни одна за другой однообразно вытянуты вдоль улицы. Пыль. Садов нет. Нет близко и леса. Хилые палисаднички. Кой-где грубо-яркие цветные наличники. Свинья, зачуханная посреди улицы, чешется о водопроводную колонку. Мерная вереница гусей разом обёртывается вслед промчавшейся велосипедной тени и шлёт ей дружный воинственный клич. Деятельные куры раскапывают улицу и зады, ища себе корму. На хилый курятник похожа и магазинная будка села Константинова. Селёдка. Всех сортов водка. Конфеты-подушечки слипшиеся, каких уже пятнадцать лет нигде не едят. Чёрных буханок булыги, увесистей вдвое, чем в городе, не ножу, а топору под стать. В избе Есениных – убогие перегородки не до потолка, чуланчики, клетушки, даже комнатой не назовёшь ни одну. В огороде – слепой сарайчик, да банька стояла прежде, сюда в темень забирался Сергей и складывал первые стихи. За пряслами – обыкновенное польце. Я иду по деревне этой, каких много и много, где и сейчас все живущие заняты хлебом, наживой и честолюбием перед соседями, – и волнуюсь: небесный огонь опалил однажды эту окрестность, и ещё сегодня он обжигает мне щёки здесь. Я выхожу на окский косогор, смотрю вдаль и дивлюсь: неужели об этой далёкой тёмной полоске хворостовского леса можно было так загадочно сказать: На бору со звонами плачут глухари…? И об этих луговых петлях спокойной Оки: Скирды солнца в водах лонных…? Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясённый, нашёл столькое для красоты – у печи, в хлеву, на гумне, за околицей, – красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?
вопросы к тексту
:
1. Выбор ключевого слова – репрезентанта концепта. У одного концепта может быть несколько слов-репрезентантов.
2. Сбор фактического материала: в него входят компоненты словообразовательного гнезда, свободные и устойчивые сочетания с ключевым словом-репрезентантом концепта (в том числе паремии в широком смысле этого термина), тексты (иногда без узкого ограничения их жанровой специфики, если цель-максимально полно выявить структуру концепта). Определяются временные границы относительно изучаемых текстов (ХХ век, XIX – XX вв. и пр.).
3. Исследование этимологии слова-репрезентанта концепта – выявление мотивирующих признаков (это происходит на основе анализа этимологических и историко-этимологических словарей, затем выявляются соответствующие примеры в языковом материале; на этом основании делаются выводы об актуальности/ неактуальности этих языковой картины мира того или иного периода).
4. Анализ фактического материала на предмет определения образных концептуальных признаков (определяются группы признаков живой и неживой природы; признаки неживой природы: вещества, стихий, артефактов, пищи; признаки живой природы: вегетативные, витальные (признаки всех живых существ), зооморфные (анималистические, орнитологические, энтомологические, ихтиологические), антропоморфные (индивидуальные: признаки характера, волеизъявления, эмотивные, ментальные, занятий; социальные: религиозные, интерперсональные, этические). Они свойственны всем концептам в той или иной мере. У заимствованных концептов и тех, что появились в концептуальной системе недавно, эти признаки развиты слабо. Особое внимание уделяется концептам внутреннего мира человека. Концепты внутреннего мира по своим типологическим признакам и сходным структурам формируют макроконцепты “внутренний человек”, “орган саморефлексии” и “пространство внутреннего мира”. Под макроконцептом понимается сложное ментальное образование, связанное с концептами, входящими в его структуру, родовидовыми отношениями.