© Скляров А. Ю., 2016
© ООО «Издательство «Вече», 2016
От автора
В Сирии мне довелось побывать в январе 2009 года в ходе экспедиции, организованной Лабораторией альтернативной истории, которая занимается поиском следов древней, очень высокоразвитой в техническом отношении цивилизации, представителей которых наши далекие предки называли «богами».
Эта экспедиция охватывала сразу две страны – Сирию и соседний с ней Ливан. И в соответствии с основными целями Лаборатории альтернативной истории «первичным» был Ливан, поскольку именно на его территории располагался главный объект поездки – знаменитый комплекс Баальбека. Сирия же в экспедиционных планах фигурировала в качестве своеобразного «дополнения», хотя и по времени, и по покрытому расстоянию, и по количеству объектов, осмотренных в ходе поездки, она намного превосходила Ливан. Такая «вторичность» Сирии в планах была обусловлена прежде всего тем, что «альтернативщики» никогда не баловали вниманием эту страну, и информации о каких-либо странных или аномальных древних объектах на ее территории не было практически никакой. Впрочем, и то, что можно было найти по истории Сирии в изданиях, придерживающихся академического взгляда на древнее прошлое этого региона, также не давало каких-то особых надежд на обнаружение в этой стране следов цивилизации «богов».
Рис. 1. Экспедиция ЛАИ 2009 года (Зураб Гвилава, Алексей Павлов, Мария Дудакова, Вячеслав Красаков, Андрей Жуков, Дмитрий Егоров, Глеб Бурчак, Максим Ляменков, Александр Дымников, Андрей Скляров)
Несмотря на то что, вопреки довольно пессимистичным прогнозам, кое-что все-таки нам удалось найти и в Сирии (об этом будет рассказано далее), Баальбек так и остался главным объектом по результатам экспедиции. Но в этом и нет ничего удивительного – комплекс Баальбека настолько масштабен и настолько показателен, что редкое древнее сооружение можно поставить с ним в один ряд. Так что в вышедшем по результатам экспедиции фильме «Восточная коллекция: от наследия до поделок» сирийским объектам было уделено существенно меньше внимания, нежели Ливану с его Баальбеком. И никакой отдельной книги по Сирии даже не планировалось.
Однако в дальнейшем, по мере накопления информации в ходе экспедиций в различные другие страны – в том числе в Израиль и Турцию, расположенные непосредственно по соседству с Сирией, – становилось все более очевидным, что осмотренные нами в январе 2009 года сирийские объекты далеко не исчерпывают список тех мест, где могут быть высокотехнологичные следы цивилизации «богов».
Как показывает практика, объекты с такими следами весьма часто даже вообще не попадают в список достопримечательностей, приводимый в общедоступных источниках. Происходит это по самым разным причинам и даже чаще не из-за какого-то умышленного умалчивания (хотя и это имеет место не так уж и редко), а просто вследствие того, что историки и археологи со своим гуманитарным образованием зачастую даже вообще не видят (иногда не видят в прямом смысле этого слова, то есть физически!) признаков высокоразвитых технологий, которые легко замечают «технари». И искать такие объекты приходится порой по второстепенным и косвенным признакам – как еще в поездку 2009 года мы нашли следы машинных технологий в Айн-Даре, завернув туда всего лишь ухватившись за слова нашего гида о том, что «там есть большие блоки из черного базальта».
Но, увы, к тому времени, когда список потенциально перспективных для наших поисков мест стал приближаться к достаточному для формирования маршрута новой экспедиции в Сирию, ситуация в стране резко изменилась – начались массовые антиправительственные волнения и беспорядки, которые летом 2011 года переросли в вооруженное противостояние. В стране разразилась самая настоящая гражданская война. И если всего за два с половиной года до этого мы без какого-либо дополнительного сопровождения могли даже ночью спокойно гулять по улицам Дамаска, Алеппо или Пальмиры и нашей безопасности абсолютно ничего не угрожало, то теперь проведение исследовательской поездки стало просто невозможным.
Поначалу все выглядело лишь «досадной отсрочкой» исследований этого региона, который, увы, в этом далеко не одинок – фактически закрыты ныне и такие потенциально перспективные для поиска следов «богов» страны, как Эритрея, Судан, Ливия, Афганистан. Казалось, что нужно лишь подождать год-другой, ну или даже пусть десяток лет, но все рано или поздно образуется. Хотя, конечно, даже с фактическим прекращением военных действий страна не становится сразу доступной для исторических (хоть академических, хоть альтернативных) исследований – требуются еще годы на то, чтобы разминировать целые области и регионы и открыть туда доступ.
Однако в 2014 году в сирийское противостояние активно включилась террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), которая ныне уже широко известна не только своими зверствами по отношению ко всем и вся, но и варварским отношением к историческому наследию. Захваченные боевиками этой организации археологические и исторические музеи фактически прекратили свое существование. Их экспонаты ушли на черный рынок торговли древностями, а часть из этих экспонатов и вовсе уничтожена – как в идеологических целях (под лозунгом «борьбы с язычеством и неверными»), так и банально ради увеличения стоимости на этом черном рынке оставшихся экспонатов.
То же, что невозможно вывезти и продать, просто уничтожается. Так, боевиками взорвано множество памятников древнего Алеппо. Многие из этих взрывов запечатлены самими варварами на фото и видео, где видно, как уникальные древние здания в течение нескольких секунд становились грудами камней и пыли лишь потому, что в них или рядом с ними находился блокпост сирийской армии либо же отрядов самообороны, а то и потому, что боевикам просто так захотелось. Разрушены десятки древних мечетей, караван-сараев, древних бань. В результате взрыва в прорытом тоннеле произошло обрушение северо-восточной оборонительной стены Алеппской цитадели, построенной в XIII веке. Очень серьезно пострадала даже местная мечеть Омейядов. Памятники, созданные хеттами, ассирийцами, арабами, мамлюками и османами, уничтожаются практически каждый день. И по сути, древняя историческая часть города Алеппо перестала существовать.
Рис. 2. Цитадель Алеппо
Угроза полного уничтожения повисла и над знаменитой Пальмирой, древние памятники которой включены в список Всемирного исторического наследия ЮНЕСКО. Боевики столь же «показательно» взорвали храм Баал-Шамина, храм Бэла, древнюю гробницу и даже Триумфальную арку, которая была «визитной карточкой» Пальмиры. Другие древние сооружения и конструкции пока еще стоят, но уже заминированы, и все готово к полному разрушению этого города.
И проблема уже совсем не в том, что какие-либо исследования закрыты на неопределенный срок, а в том, что многое из того, что можно было бы исследовать, на данный момент просто перестало существовать. Количество уничтоженных древних объектов только в Алеппо и его окрестностях уже исчисляется сотнями. И нет никаких оснований надеяться, что это – окончательный список.
Так что, когда издательство «Вече» предложило написать мне эту книгу, я не смог найти (да и не хотел искать) аргументов против этого предложения. Ведь то, что видели мы, многие не смогут уже увидеть никогда. Так пусть сохранится хотя бы описание объектов древнего наследия, которые нам удалось застать в этой стране буквально в последние годы ее мирного существования…
Вековая история
Когда речь заходит об истории Сирии, то неизбежно встает вопрос: а история чего, собственно, рассматривается?..
Дело в том, что история современного Сирийского государства ограничивается лишь последней сотней лет. И с большой натяжкой ее начало можно отнести во времена начала XX века, когда территория современной Сирии еще входила в состав Османской империи. Именно тогда здесь начали укрепляться идеи национализма, вершиной которых стал проект создания Великой Сирии – арабского национального государства, которое (в рамках данного проекта) должно было состоять из территории современных стран Сирии, Ливана, Израиля, Иордании и палестинских территорий (Сектор Газа и Западный берег реки Иордан). В ее запланированные границы попадали даже части современного Египта (Синайский полуостров), Турции, Ирана и Саудовской Аравии. Столицей Великой Сирии должен был стать Дамаск, которому некогда (еще во времена династии Омейядов в VII–VIII веках нашей эры) уже довелось побывать в статусе столицы Дамасского халифата.
Рис. 3. Проект Великой Сирии
Во время Первой мировой войны арабы (носители идеи Великой Сирии) участвовали вместе с англичанами в войне против Османской империи. И когда арабская армия во главе с Фейсалом ибн Хусейном (Фейсал I) в октябре 1918-го вступила в Дамаск, она была встречена как освободительница. Город был объявлен резиденцией независимого правительства всей Сирии, что воспринималось как возрождение Дамасского халифата.
В 1919 году Фейсал I принял участие в конференции в Париже, где он пытался добиться признания прав на власть над Арабским Востоком династии Хашимитов – потомков Хашима ибн Абд Манафа, прадеда пророка Мухаммеда (Мухаммед сам входил в эту династию). Идея не была воспринята, и после тщетных попыток ее продвижения на мировом уровне, по возвращении Фейсал объявил себя королем Сирии, после чего дважды созывал в Дамаске панарабские конгрессы и в конце концов в 1920 году выработал проект конституции.
Однако к этому времени за его спиной Великобритания уже договорилась отдать Сирию Франции в обмен на отказ от богатой нефтью области Мосул (на севере Ирака). В апреле 1920 года на конференции в Сан-Ремо союзники поделили контроль над бывшими территориями Османской империи – Великобритания взяла под свой контроль Палестину, Трансиорданию и Ирак, а Франция 1 декабря 1920 года объявила своей подмандатной территорией Сирию и начала наступление своей 60-тысячной армией от побережья Средиземного моря на восток. Вскоре французы вступили в Дамаск и изгнали Фейсала. Арабское королевство Сирия было ликвидировано, и французы разделили страну на несколько «самоуправляемых» территорий, которые находились под их фактическим контролем – Дамаск, Алеппо, Большой Ливан, государство алавитов и Джебель-Друз.
Рис. 4. Сирия и Ливан во времена Французского мандата
В 1925 году в Сирии вспыхнуло восстание против французского управления. Повстанческая армия даже заняла Дамаск, где было создано революционное правительство. И хотя французам, которые спешно перебросили в Сирию свои войска из Марокко и Сенегала, удалось в конце концов подавить это восстание, им пришлось пойти на серьезные уступки в вопросах местного управления, и в 1932 году Сирия была объявлена республикой (хоть и с сохранением Французского мандата).
Следующие перемены были связаны уже со Второй мировой войной. После капитуляции Франции перед фашистской Германией в 1940 году в Сирии начался очередной период волнений, разброда и шатаний. Войска Великобритании и «Свободной Франции», занявшие страну осенью 1941 года, с большим трудом подавляли волнами нараставшее сопротивление и в конце концов вынуждены были уйти.
Номинально Сирия стала независимым государством в 1945 году, когда было объявлено о создании национальной армии. Страна вступила в Организацию Объединенных Наций, а также приняла участие в создании Лиги арабских государств – первой региональной организации арабских стран. Однако полная независимость была обретена ею лишь после окончательного вывода французских и английских войск, завершившегося 17 апреля 1946 года. Эта дата стала национальным праздником Сирии – Днем эвакуации…
Рис. 5. Арабский халифат в 661 году
Но все это – события лишь XX века. До этого фактически было так, что понятие «Сирия» существовало, а отдельного государства под таким названием не было.
Исламский период
Предыдущие тысячу с лишним лет этого региона можно (условно) отнести к исламскому периоду – времени, когда жизнь на территории Сирии проходила преимущественно под влиянием ислама, а сама Сирия была частью то одного, то другого государства.
Этот период начался в тридцатые года VII века и совпал со временем мощного расширения сферы исламской религии еще на начальном ее этапе. В результате целого ряда военных столкновений территория Сирии была отвоевана арабами у Византии и вошла в состав Арабского халифата.
В 661 году халиф Муавия ибн Абу Суфьян (Муавия I) – основатель династии Омейядов – перенес столицу Арабского халифата в Дамаск (ныне столица Сирии). Дамаск оставался столицей вплоть до 750 года, и все это время здесь располагалась резиденция правителей династии Омейядов. Именно поэтому для этого периода иногда употребляют название Дамасский халифат.
Так как арабы-завоеватели были совсем не подготовлены к сложным формам государственной администрации, то в новообразованном огромном халифате долгое время сохранялся старый государственный механизм, хорошо отлаженный в период византийского правления. Некоторое время даже канцелярия велась не по-арабски. Поэтому иноверцам не был отрезан доступ ко многим управленческим должностям, и государство Омейядов управлялось сирийцами, причем как мусульманами, так и христианами.
Уплачивая поземельный налог (харадж) и поголовный налог (джизья) в обмен на предоставление им защиты и неприкосновенности со стороны мусульманского государства, иноверцы имели право исповедовать свою религию. Даже имелось специальное постановление, в котором принципиально признавалось, что закон Мухаммеда вооружается только против «язычников-многобожников», а так называемые «люди Писания» – христиане, иудеи и зороастрийцы – могут, внося плату, оставаться в своей религии. Такой порядок в то время был даже более либерален, нежели в соседней Византии, где преследовалась любая христианская «ересь».
Обратим здесь внимание на то, что, несмотря на весь «либерализм» данного общественного устройства, с «язычеством» все-таки велась весьма беспощадная борьба. И все «языческие» храмы, которые чудом пережили византийское господство, уничтожались и перестраивались. А у самих «язычников» был лишь единственный шанс остаться в живых – отказаться от своей веры и принять ислам.
Впрочем, система весьма недешевого финансового откупа побуждала и «людей Писания» переходить в ислам. Тем более что ни для христиан, ни даже для зороастрийцев ислам не представлялся каким-нибудь кардинальным новшеством – он во многом был близок к этим двум религиям. Так, скажем, Европа вообще долгое время воспринимала мусульманство, высоко почитающее в том числе Христа (пусть и в качестве пророка) и Пресвятую Деву, всего лишь как одну из христианских «ересей»…
В VIII веке региональные, религиозные и династические противоречия привели к тому, что Дамаск, а вместе с ним и вся Сирия потеряли свое прежнее значение. Омейядов вытеснила династия Аббасидов, которая перенесла столицу на территорию современного Ирака – сначала в Анбар, а затем в Багдад. Культурный и политический центр общественной жизни Арабского халифата постепенно сместился на восток – в сторону Персии. Население Сирии сократилось, а ее города утратили свой блеск и благополучие.
В течение следующих трех столетий в условиях относительного оскудения и политической нестабильности в регионе многие сирийцы обратились к исламу. В обиход вошел арабский язык, хотя в некоторых отдаленных селениях продолжали говорить на арамейском. Христиане, опасаясь за свою безопасность, целыми общинами переселялись в горы. Но это еще были «цветочки», а «ягодки» созрели к X веку, когда начался весьма продолжительный период, в течение которого территорию Сирии терзали с разных сторон различные завоеватели.
Рис. 6. Ближний Восток в 1100 году
В конце Х века происходит формирование султаната тюрков-сельджуков, которые пришли на смену правившей до того в Арабском халифате династии Сасанидов. Расширение этого султаната затронуло и Сирию. Вторгшиеся в Сирию племена входили в состав огромной персидской державы Сельджукидов, но вскоре порвали свои вассальные отношения с ней и создали два самостоятельных государства со столицами в Дамаске и Халебе (Алеппо). А в конце XI века началось вторжение крестоносцев из Западной Европы, в результате которого произошло дальнейшее раздробление и ослабление Сирии.
Первые европейские крестоносцы высадились в Антиохии, а затем и в других пунктах на побережье Средиземного моря. На первом этапе крестоносцам сопутствовала удача – местные правители и князьки, раздираемые распрями, не смогли оказать им организованного сопротивления. И к началу XII века возникло четыре государства крестоносцев, которые занимали и часть сирийской территории – Антиохийское княжество, графство Триполи, Иерусалимское королевство и Эдесское графство. Правда, походы крестоносцев затронули только западную часть Сирии, восток которой оставался под тюрками-сельджуками. Впрочем, и тут постоянно прокатывались войска различных полководцев, боровшихся за власть между собой.
Но и этими событиями дело не ограничилось. В 1260 году пришедшее в упадок государство Айюбидов подверглось нашествию монголов под предводительством Хулагу-хана, который овладел Халебом и Дамаском. Его дальнейшее продвижение было остановлено мамлюками во главе с султаном Кутузом в сражении при Айн-Джалуте на севере Палестины. Мамлюки уже набирали силу и вскоре установили свою власть не только над Египтом и Сирией, но и вытеснили крестоносцев с побережья Средиземного моря. Сирия получила небольшую передышку от войны и даже пережила определенный период расцвета в середине XIV века.
В 1401 году знаменитый тюрко-монгольский полководец Тимур (Тамерлан) захватил Халеб и Дамаск. Сирия вновь вступила в полосу целой серии распрей и войн, которая продлилась вплоть до 1516 года, когда султан Османской империи разбил мамлюкскую армию при Мардж-Дабике и без особого труда покорил Сирию. Наступил Османский период, который продлился в Сирии четыре сотни лет, и лишь затем наступили события, описанные в предыдущей главе…
Назад во времени
Следует отметить, что и само понятие «Сирия» ранее было весьма расплывчато. Границы территории, известной как Сирия, сильно изменялись с течением времени. В общем историческом смысле, чаще всего это название относили к области, которая включает в себя современную Сирию, Израиль, Иорданию, Ливан, палестинские территории, части Ирака, Ирана и южной Турции, в том числе и древний город Антиохия – доисламскую столицу Сирии.
Эти же земли известны под названием Левант – от древнего французского «Soleil levant», что означает «восход солнца». По сути, этим словом обозначался регион, со стороны которого для Европы восходит солнце. Определение слова «Левант» также менялось не только во времени, но и в зависимости от источника, а сам термин первоначально употреблялся в более широком, расплывчатом значении. Левант описывали как «перекресток между Передней Азией, восточным Средиземноморьем и северо-восточной Африкой».
Как и Левант, Сирия в древние времена имела неопределенные границы на востоке. Так Геродот использует слово «Сирия» применительно к Каппадокии (современная Турция). Греки употребляли слова «Сирия» и «Ассирия» почти как синонимы. Однако во времена Римской империи понятия «Сирия» и «Ассирия» стали различать. Слово «Сирия» римляне использовали для обозначения «части империи, расположенной между Малой Азией и Египтом», то есть для западного Леванта, в то время как «Ассирия» была частью бывшей Персидской империи, только временно перешедшей под контроль Римской империи.
И как бы ни напрашивалось по звучанию названий, отождествлять (вслед за греками) Сирию с Ассирией и соответствующим государством, Ассирийской империей, было бы все-таки неправильно. При всем влиянии, которое оказала древняя Ассирийская империя на данную территорию, эти понятия все-таки далеко не тождественны. Так, скажем, первое исторически надежно установленное целостное государство на территории современной Сирии относится к началу I тысячелетия до нашей эры и Ассирией вовсе не является – хотя бы потому, что они были соперниками…
Согласно библейским текстам, во времена царя Соломона Израильское государство достигло наивысшего расцвета и включало в себя значительную часть современной Сирии – даже в Пальмире, расположенной в глубине сирийской территории, в это время располагался форпост, который защищал Израиль от набегов с востока, из района Междуречья. Далеко не все согласны с тем, что это имело место в действительности, а некоторые историки до сих пор склонны вообще считать Соломона выдуманной личностью. Но как бы то ни было, библейские тексты относят время его правления к рубежу II–I тысячелетий до нашей эры и говорят о том, что со смертью Соломона быстро пришло в упадок и Израильское царство, территория которого также значительно уменьшилась, будучи захваченной соседними государствами. Одним из них вполне мог быть Арам – государство, в исторической достоверности историки уже не сомневаются…
Еще во времена израильского царя Давида, отца Соломона, арамейский царь Хадад-Эзер пытался создать свое крупное государство в древней Сирии. Об этом писал известный древнегреческий историк Николай Дамасский – уроженец Дамаска, опиравшийся на местные предания. Хадад-Эзер создал мощную державу, распространившуюся даже за Евфрат. И уже позднее Ризон I, служивший в юности у Хадад-Эзера, смог собрать отряд, с которым он и захватил Дамаск, сделав его столицей своего царства. Большинство населения этого царства составляли арамеи, поэтому оно и известно в истории под названием Арам.
Это царство после завоевательных походов Ризона I и Таб-Риммона стало гегемоном всей Сирии. Это главенствующее положение сохранялось и при их потомках. В начале IX века до нашей эры сын Таб-Риммона, Бен-Хадад I, воевал с царством Израиль и отторг у израильтян часть северной Галилеи. Однако уже спустя несколько десятилетий гегемонии Дамаска стали угрожать стремительно усиливавшиеся ассирийцы, которые еще в 859 году до нашей эры заставили правителей Сирии платить им дань.
Чтобы успешней противостоять врагу, местные владетели решили создать мощный анти-ассирийский союз, в который вместе с правителем Дамаска вошли цари хаматский, израильский, арвадский, аманский и некоторые другие. В 854 году до нашей эры под стенами города Каркара, на берегу реки Оронт, произошла ожесточенная битва войск этого союза с ассирийцами. Она была очень кровопролитной, но закончилась безрезультатно. Некоторое время спустя ассирийский царь Салманасар III опять вторгся в Сирию, осадил Дамаск, но взять его не смог.
Рис. 7. Ассирийская боевая колесница
Опасная для ассирийцев коалиция сирийских и палестинских правителей сохранялась недолго. И вскоре после ее распада, в 834 году до нашей эры 120-тысячное ассирийское войско во второй раз подступило к Дамаску. Ассирийцы сумели разбить сирийское войско, окружили город и вырубили рощи в его окрестностях, но на этом все и закончилось. Салманасар III смог захватить большую добычу, но взять город не смог и на этот раз.
Сирийский царь Азаил смог сохранить престол после ухода ассирийцев и некоторое время спустя начал войну с израильтянами. Сирийцы оказались удачливей и фактически сумели превратить израильского царя Иоахаза в своего вассала. Но в 802 году до нашей эры неугомонные ассирийцы опять напали на Сирию. Возглавлявшему поход Ададмерари III удалось, наконец, разбить сирийцев и захватить их столицу Дамаск. Ассирийцы полностью разграбили город и вернулись с огромной добычей. Азаилу пришлось признать себя вассалом Ассирии, а в его царстве начались внутренние распри.
Следующий ассирийский царь Тиглатпаласар III решил не ограничиваться простыми грабежами и набегами, а задумал расширить пределы своего государства и с этой целью начал новые завоевания. В 738 году до нашей эры ассирийские отряды захватили двадцать сирийских городов. В этих условиях сирийские владетели забыли о своих распрях и сплотились вокруг нового дамасского царя Ризона II. Но силы сирийцев явно уступали ассирийской армии. В 734 году до нашей эры Тиглатпаласар III завоевал Израиль, а в следующем году ассирийцы взяли Дамаск. Царь Ризон II был схвачен и казнен, а царство его стало ассирийской провинцией. После этого большая часть арамейского населения была насильно переселена во внутренние районы Ассирии…
С этих пор Сирия если когда и поднималась, то лишь тогда, когда ослабевала власть ее внешнего господина, после чего, как правило, ее завоевывало новое более мощное государство, приходящее на смену старому. Территория Сирии в это время выступает в роли своеобразного «переходящего приза». Так, в 605 году до нашей эры Сирию завоевывает Вавилон, сменивший Новоассирийскую империю. А в 539 году Сирию завоевывают уже персы, объединенные державой Ахеменидов, покоривших к тому времени в том числе и Вавилонское царство. Персидская империя хоть и обладала мощной внутренней организацией, тоже оказалась не вечной и в конце концов была вынуждена покориться своему же почитателю – Александру Македонскому, под властью которого Сирия оказалась в 333 году.
После распада завоеванной Александром империи власть над Сирией переходит к династии Селевкидов, которой в ходе этого распада досталась огромная территория, простирающаяся вплоть до областей на севере Индии. Во II веке до нашей эры держава Селевкидов, в свою очередь начала распадаться, и на территории Сирии возникли небольшие государства. В I веке до нашей эры Сирия подвергалась нападениям парфян и армян.
Рис. 8. Тиглатпаласар III – покоритель первого сирийского царства
Царь Тигран Великий (Тигран II) в 84 году до нашей эры завладел всей Верхней Сирией. Завоевания Тиграна привели к созданию армянской империи, границы которой простирались от Черного моря и реки Куры на севере до Набатеи на юге, и от Мидии на востоке до римской Киликии и Каппадокии на западе. В завоеванной им Сирии он построил один из четырех Тигранакертов, который стал центром его сирийских владений. Тигран заселил его большим количеством плененных евреев, а также насильно переселил в Тигранакерт обитателей разоренных городов Каппадокии, Ассирии и других покоренных им областей.
Однако армянская гегемония в этом регионе была скоротечной. Уже в 60-х годах до нашей эры в результате многолетней войны Сирия перешла под власть Рима.
Во времена Плиния, автора «Естественной истории», в I веке нашей эры, Большая Сирия была разделена на ряд провинций Римской империи, политически независимых друг от друга – Иудея, позже переименованная в Палестину в 135 году (территория, соответствующая современным Палестине, Израилю и Иордании) на юго-западе; Финикия (соответствующая Ливану); Внутренняя Финикия (Дамаск); Пустая Сирия (южнее реки Нахр аль-Кабир аль-Джануби) и Месопотамия.
В III веке, по мере усиления политической раздробленности Римской империи, за обладание Сирией боролись различные царства и племена. Некоторые из этих (зачастую весьма «скоротечных») государственных образований, например Пальмира, Эдесса и Хатра, были арабскими и имели тесные политические и экономические связи с бедуинами Северной Аравии и Трансиордании. После распада Римской империи в 395 году Сирия оказалась в составе Византии.
В середине VI века персы предприняли наступление, в результате которого была опустошена северная часть Сирии. В южных районах Сирии война продолжалась 50 лет и завершилась захватом персами Иерусалима в 614 году. Сасанидские полководцы правили Сирией приблизительно до 630 года, когда Византия вернула себе крупнейшие города региона, но ненадолго – до наступления Исламского периода оставалось совсем немного…
Ближе к истокам
Сведения о еще более отдаленных во времени событиях на территории Сирии носят весьма обрывочный, «лоскутный» характер. Так, скажем, о древнейшем, досемитском населении Сирии известно очень мало. Считается, что первое переселение семитских племен (амореев) произошло в начале III тысячелетия до нашей эры. В этот период люди на этой территории уже занимались земледелием и скотоводством, а политическая власть, как полагают историки, находилась в руках племенных вождей. Хотя в это время фиксируется наличие здесь и городов-государств, некоторые из которых возникли задолго до этого, – например, Эбла (близ современного Алеппо), Мари (на Евфрате) и Угарит (на побережье Средиземного моря).
После 2300 года до нашей эры в Сирию несколькими волнами вторгаются ханаанские племена. В стране формируются многочисленные мелкие государства.
В последующие века территория Сирии стала объектом завоеваний со стороны соседних государств. Около 1760 года до нашей эры Сирию завоевал знаменитый вавилонский царь Хаммурапи, уничтоживший государство Мари.
Рис. 9. Хаммурапи на троне (изображение на стеле с его законами)
В XVIII–XVII веках до нашей эры Сирия находилась под властью гиксосов. Свое название они получили от египетского слова, обозначавшего «правитель (чужеземных) стран», известного более по событиям в Египте, который находился под их властью довольно длительное время (XV и XVI династии фараонов). Историки полагают, что основу гиксосов составляли амореи, к которым также присоединились хурриты и хетты. Считается также, что объединение гиксосов произошло как раз на территории Сирии (хотя о сколь-нибудь крупном государственном образовании здесь в это время не известно).
XVII–XVI века до нашей эры связаны с возрастающей мощью Древнехеттского царства, под властью которого оказались северные районы Сирии. Правда, основные устремления хеттов были направлены в сторону Междуречья (они даже совершали походы на Вавилон), поэтому помимо северных районов Сирии они затрагивали лишь частично и ее восточные окраины. С ослаблением хеттов северная Сирия переходит в 1520 году до нашей эры под господство царства Митанни. А с начала XIV века внешнее воздействие ощутили на себе и внутренние районы Сирии – сюда стали вторгаться и переселяться семитские племена арамеев. Южные и юго-западные же регионы Сирии длительное время находились под сильным влиянием Египта. Даже Дамаск, бывший уже в середине II тысячелетия крупным торговым центром, находился под властью египетских фараонов.
Начало XIV века знаменуется усилением Новохеттского царства. При царе Суппилулиуме I (1380–1335 годы до нашей эры) хеттам удалось победить царство Митанни и Египет, завоевав все Восточное Средиземноморье вплоть до Палестины. На завоеванных территориях на севере Сирии и Месопотамии хеттами были созданы вассальные княжества, правителями которых Суппилулиума I назначил своих младших сыновей.
Рис. 10. Статуя Суппилулиумы (музей г. Антакья, Турция)
Однако уже в следующем столетии возобновилась борьба за Сирию и Палестину между хеттским войском царя Хаттусилиса III и войском египетского фараона Рамзеса II. Это была битва титанов, поскольку египетское Новое Царство и Хеттская империя были самыми мощными государствами Древнего мира в то время (третьей сопоставимой по мощности силой являлась Ассирия). Противостояние завершилось грандиозной, но безрезультатной битвой при Кадеше (город на реке Оронт в северной Сирии, в окрестностях современного города Хомс). В итоге большая часть Сирии и Финикии перешла под полный контроль египтян, и в 1280 году до нашей эры с ними был заключен мирный договор, а дочь Хаттусилиса стала женой фараона.
Любопытно, что описание сражения при Кадеше сохранились и у египтян, и у хеттов. И эти описания совершенно не соответствуют друг другу. Согласно египетской версии – «Поэме Пентаура», названной так по имени писца, записавшего ее на папирусе (описание битвы также высечено на стенах храмов в Карнаке, Луксоре, Рамессеуме и Абу-Симбеле) – фараон Рамзес II внес огромный личный вклад в победу при Кадеше, воспользовавшись неким божественным оружием, поражавшим хеттов огнем и пламенем. Вид множества пораженных хеттов почему-то настолько удовлетворил Рамзеса II, что фараон счел войну на этом законченной и вернулся в Египет.
Хеттская версия этого же сражения не содержит совершенно никаких упоминаний о каком-либо чудо-оружии у египетского фараона. Более того – она провозглашает победу хеттов в битве при Кадеше. Текст же мирного соглашения, заключенного с египтянами, выбит клинописью на бронзовой табличке, хранящейся ныне в Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре (Турция).
Рис. 11. Рамзес II на колеснице во время битвы при Кадеше (Абу-Симбел, Египет)
Историки до сих пор спорят о деталях и нюансах данного сражения. А то, что представлено в доступных источниках в качестве объективного описания битвы при Кадеше, является неким «усредненным вариантом». Как бы то ни было, результатом сражения было то, что ни Египет, ни Хеттская империя не стали продолжать свои военные завоевания и соперничество друг с другом и зафиксировали статус-кво хотя бы на ближайшее обозримое будущее.
Заметим еще лишь то, что данные бурные события касались только западных окраин Сирии…
После распада державы хеттов около 1200 года до нашей эры (причины чего некоторые исследователи связывают с нашествием так называемых «народов моря», уничтоживших не одно древнее государство) Сирия вновь распалась на ряд мелких государств, возглавлявшихся местными династиями. На побережье Средиземного моря они известны как сиро-хеттские царства.
Рис. 12. Бронзовая табличка с текстом мирного договора между хеттами и египтянами
В конце XI века до нашей эры, согласно библейским текстам, Дамаск и другие районы южной Сирии были покорены царем Израильско-Иудейского государства Давидом…
Перекресток миров
Думаю, что даже при столь кратком изложении истории Сирии у неискушенного читателя в голове уже образовалась «каша». Сам через эту «кашу» проходил. Впрочем, она была не только на стадии подготовки к поездке, а сохранялась в ходе экспедиции 2009 года и даже оставалась длительное время после нее. И дело даже не в том, что подобная масса исторических событий нередко вызывает подобное ощущение, а в том, что возникновение «каши» в голове обусловлено в некоторой степени и объективными причинами.
Границы современной Сирии являются достаточно искусственными. В результате этой искусственной «нарезки» границ стран Ближнего Востока в XX веке в составе Сирии оказались очень разные регионы – не только по географическим и климатическим условиям, но и по культурно-историческим традициям.