Введение. Что такое практическая магия
Мы сделали следующее определение: практическая магия представляет собой искусство воздействовать динамизированной человеческой волей на эволюцию живых сил природы в смысле ее ускорения, и вся наша книга является разъяснением и развитием этого определения.
Мы надеемся, что нам удалось изложить теорию человеческой психики, созданную в свое время Платоном и разработанную в наше время Фабром д’Оливе согласно данным современной физиологии. Эта часть работы является необходимым основанием.
Между тем, многие главы этого сочинения были посвящены изучению живых сил природы, их астральному происхождению и их соответствиям в подлунном мире.
Эти важные вопросы весьма часто оставлялись без внимания начинающими изучать магию, не имеющими знания о неизменных основных принципах, изложенных в преданиях.
Настоящее сочинение заключает в себе как общую теорию магических операций, так и примеры молитв и заклинаний. Само собой разумеется, когда вы хорошо усвоите теоретическую магию, тогда вы прекрасно обойдетесь и без этих готовых текстов: ваш бессмертный дух, проявляясь в голосе вашей совести, подскажет вам выражения, строго подходящие к каждой отдельной операции. Но уж это ваше личное дело, я же считал своим долгом показать вам дорогу и бесповоротно удалить с нее неспособных лиц.
Молитва! Заклинание! Таинственные формулы!
Разве это не смешно, когда в XIX веке автор, претендующий на серьезность, преподносит все это «сынам прогресса», «знаменитым детям века железных дорог и телефонов», да еще вдобавок советует читателям остерегаться как клерикализма, так и материализма?
Разве этого недостаточно, чтобы заставить современного скептика, тщеславного, пустого и нетерпеливого, бросить эту книгу в огонь?
В наши дни, когда подобные вещи входят в моду, когда «маги», «великие посвященные», «профессора оккультизма и колдовства» растут как грибы и осаждают издателей книг и журналов своими неудобопонятными трактатами, в такое время луч света необходим. Нужно дать возможность каждому добросовестному исследователю оценить этих «великих людей» по достоинству. Если предлагаемое сочинение хоть сколько-нибудь поможет в этом деле, мы будем вполне вознаграждены за наши труды.
Что же касается людей, искренне убежденных в величии современной факультетской науки и считающих магические изыскания пустым бредом или игрой расстроенного воображения, мы спросим у них: разве не должен закон эволюции прилагаться к физическим силам так же, как он прилагается ко всей остальной природе, и осмелимся ли мы назначить какие бы то ни было границы превращения энергии в любой ее форме?
Разве история не показывает нам, что сегодняшняя мудрость вчера считалась безумием, и разве мы не можем заключить по аналогии, что кажущееся нам нелогичным есть лишь логическое проявление неведомых еще нам причин?
Логичным считается действие электрической машины, изолированной на своих стеклянных ножках, превращающей в электрическую энергию ту механическую работу, которая затрачена на вращение ее стеклянного диска, и сосредоточивающей эту электрическую энергию на металлических шариках кондуктора. Но считают нелепым и сумасбродным a priori действие мага, изолированного внутри своего угольного круга, превращающего в астральную энергию ту физическую и психическую работу, которую он совершил над своим организмом во время подготовки, и сосредоточивающего эту энергию на металлическом шарике, находящемся на конце его деревянного, покрытого изолирующим лаком жезла.
Находят логичным и рациональным действие громоотвода, притягивающего и гасящего электрическую энергию облака, или металлического острия, рассеивающего электрическую энергию в машине Рамсдена.
Но если маг, вооруженный металлическим острием, называемым магической шпагой, поглощает энергию, сосредоточенную в системе астральных сил, сейчас же все претендующие на звание людей науки кричат: «Сумасшествие, галлюцинация или обман!»
Повторяю еще раз: силы, которыми пользуется маг, того же порядка, как и все прочие силы природы, и подчиняются тем же законам. Особенность их лишь в том, что они происходят из преобразования психических сил в живой среде и сохраняют следы своего психического происхождения в виде некоторых признаков разумности.
Невежда и фанатик усматривает в этих силах чёрта, современный ученый, которому они мешают спокойно изучать микробов, видит в них лишь бред тех, кто осмеливается заниматься задачами, не входящими ни в одну университетскую программу.
Независимый искатель истины должен иметь представление обо всех мельчайших деталях исследуемого вопроса и не должен бояться суждений, откуда бы они ни исходили.
Глава 1. Определение магии
Вы, конечно, знаете анекдот о курином яйце, которое Христофор Колумб поставил на столе? Я не буду его вам повторять[1].
Этот анекдот доказывает, что, вообще говоря, из всех решений данного вопроса труднее всего найти самое простое. Так и магия кажется столь темной и неудобопонятной тем, кто ее изучает всерьез, лишь потому, что изучающий с самого начала слишком вдавался в многосложные подробности, в которых и запутался.
Читатели считают меня автором, любящим сравнения и даже подчас злоупотребляющим ими; будь эта привычка недостатком или достоинством, но она так глубоко укоренилась во мне, что я не оставлю ее и в этой работе, как не оставлял ранее. Поэтому я нахожу прекрасным началом для объяснения магии такой, на первый взгляд странный, вопрос: видели ли вы экипаж, едущий по улице?
«К чему этот вопрос?» – спросите вы. «К тому, – отвечу я, – чтобы доказать вам, что тот, кто внимательно наблюдал за экипажем, в состоянии легко постичь механику, философию, физиологию и, в частности, магию».
Если мой вопрос и в особенности мой ответ вам покажутся глупыми, это покажет мне, что вы не умеете наблюдать, вы смотрите, но не видите; вы ощущаете, но не чувствуете; у вас нет привычки размышлять об увиденном, искать связи между предметами, по-видимому, самыми простыми.
Сократ, проходя однажды по улице Афин, увидел человека, несущего дрова, и заметил, что дрова сложены с изяществом; он подошел к этому человеку, разговорился с ним и сделал своим учеником, в дальнейшем тот стал знаменитым Ксенофонтом. Следовательно, Сократ видел умственным взором яснее, чем глазами.
Итак, если вы хотите изучать магию, прежде всего, проникнитесь идеей, что…
Все воздействующие на ваши чувства предметы внешнего мира суть лишь видимые отражения невидимых идей и законов, которые могут быть выведены мыслящим разумом из этих чувственных восприятий.
Если вы человек серьезный, что должно вас интересовать в личности другого? Не его одежда, а его характер и образ его действий. Одежда и особенно манера ее носить указывают в чем-то на воспитание человека; но это только слабое отражение его внутренних свойств.
Следовательно, все физические феномены, воздействующие на наши чувства, – только отражения, одежда высших сущностей, идей. Бронзовая статуя, стоящая передо мной, есть форма, в которую артист облек свою мысль. Этот стул есть вещественная передача мысли ремесленника – и так во всей природе: дерево, насекомое, цветок суть материальные изображения отвлеченностей в полном смысле этого слова. Этих отвлеченностей не видит ученый, занимающийся только внешностью вещей, которому достаточно и этого. Поэты и женщины лучше понимают этот таинственный язык природы, потому что они интуитивно чувствуют, что такое всемирная любовь. Мы же сейчас увидим, почему магия – это наука любви, а теперь вернемся к нашему экипажу.
Экипаж, лошадь, кучер – вот вся философия, вот вся магия, разумеется, при условии считать этот грубый пример лишь аналогом и при умении наблюдать.
Заметьте, что если бы мыслящее существо, кучер, захотел, сидя в экипаже, привести его в движение без посредства лошади, то это бы ему не удалось. Не смейтесь и не называйте меня чудаком, потому что очень многие считают магию искусством передвигать кареты без лошадей или, выражаясь научным языком, воздействовать волей на материю без всякого посредствующего агента.
Итак, запомним. Во-первых, кучер, находясь в экипаже, не может привести его в движение без лошади. Но заметили ли вы, что лошадь сильнее кучера, и, несмотря на это, кучер властвует над этой грубой силой при помощи вожжей и руководит ею. Если вы это заметили, вы – уже наполовину маг, и мы можем смело рассматривать наше учение, изложив этот пример научным языком.
Кучер соответствует разуму, а главным образом – воле, направляющей движение, вот почему его можно назвать управляющим началом.
Экипаж соответствует инертной материи, поддерживающей разумное существо, являющееся началом движимым.
Лошадь представляет силу. Повинуясь кучеру и влияя на экипаж, лошадь приводит в движение всю систему; это движущее начало, представляющее в то же время и начало промежуточное между кучером и экипажем, это связь того, что поддерживает, с тем, кто управляет, то есть материи с волей.
Если вы это хорошо поняли, то уже научились наблюдать за экипажем и теперь можете понять, что такое магия.
Вы понимаете, что весьма важно уметь управлять лошадью, уметь противодействовать ее капризам, уметь заставить ее напрячь все силы в нужный момент или, напротив, беречь их для длинного пути.
Итак, практически кучер соответствует человеческой воле, лошадь – жизни во всех ее проявлениях и одинаковой у всех одушевленных и неодушевленных предметов. Таким образом, жизнь является посредником, связью, без которой воля не может влиять на материю, как и кучер на незапряженный экипаж.
Если ваш мозг не будет иметь достаточно крови для совершения своих функций, то воля, при всем желании, не в состоянии будет привести в движение тело, вы оцепенеете и постепенно даже лишитесь сознания; следовательно, анемия есть недостаток динамизма в крови, а динамизм – это сила, вносимая кровью во все органы, в том числе и в мозг. Называйте ее кислородом, теплотой, оксигемоглобином, вы опишете этим лишь ее внешние свойства, ее оболочку; назовите ее жизненной силой – и определите ее настоящий характер.
Теперь вы видите, как полезно смотреть на проезжающие по улице экипажи. Лошадь превратилась в отображение крови или, лучше говоря, жизненной силы, действующей в нашем организме, и тогда, конечно, вы найдете, что экипаж является отображением нашего тела, а кучер – воли.
Когда мы так раздражаемся, что теряем голову, кровь приливает к мозгу, то есть лошадь закусывает удила, и тогда берегись, кучер, если у тебя не хватает силы сладить с лошадью. В этом случае кучер не должен выпускать вожжей – нужно крепко их натянуть, и лошадь, укрощенная энергией кучера, мало-помалу успокаивается.
То же самое применимо и к человеческому существу: его кучер – воля – должен энергетически воздействовать на гнев, туго натягивая вожжи, соединяющие жизненную силу с волей, и человек быстро успокоится.
Кучеру для обуздания лошади, которая во много раз его сильнее, необходимы вожжи и удила; в человеке это нервная сила, представляющая собой средство воздействия воли на организм. Умение направлять и концентрировать ее – первая степень магического развития.
Знать человеческое тело, его строение и волю для производства магических операций еще недостаточно. Недостаточно также изучить по какому-либо трактату технику магических операций – надо самому попробовать заниматься этим; подобно тому, как, часто управляя лошадьми, делаешься, наконец, кучером.
Разница между магией и общим оккультизмом в том, что магия – наука практическая, тогда как общий оккультизм излагает теорию. Но проводить магические опыты, не зная оккультизма, это то же самое, что управлять локомотивом, не будучи знакомым с механикой.
Подобно тому как несбыточна мечта ребенка, которому дали деревянную саблю, сделаться генералом, так же неосуществима и мечта профана, знакомого с магией понаслышке, остановить течение воды или движение солнца при помощи заученного наизусть заклинания для хвальбы перед своими друзьями или чтобы соблазнить помещицу из соседней деревни. Каково же бывает его недоумение, когда такой опыт не удается.
Между тем, что бы сказали солдаты, если бы ребенок с деревянной саблей начал ими командовать? Прежде чем распоряжаться силой, заключенной в зерне, надо научиться управлять самим собой.
Помните всегда, что, прежде чем получить профессорскую кафедру, надо закончить гимназию и высшее учебное заведение. Тот же, для кого это трудно, может сделаться конюхом, для чего достаточно нескольких месяцев обучения.
Практическая магия требует знания соответствующих теорий, как и всех прикладных наук. Механику можно изучать в высшем учебном заведении и стать инженером, или в слесарной мастерской – и сделаться техником. То же и с магией.
В деревне есть люди, вызывающие интересные явления и излечивающие некоторые болезни, искусство это они переняли от других: их обыкновенно называют колдунами и совершенно напрасно их боятся. Наряду с этими «слесарями» магии есть люди, изучившие теорию производимых ими магических явлений, – это инженеры магии, и для них главным образом предназначен предлагаемый нами труд.
Практическая магия, как мы сказали, наука прикладная, она нас учит управлять волей – этим направляющим началом, кучером системы. К чему же прилагается воля? Во всяком случае, не к материи, так как это было бы равносильно желанию кучера сдвинуть незапряженный экипаж, сидя на козлах. Кучер руководит лошадью, а не экипажем.
Одной из важнейших заслуг оккультизма является выведенное им положение, что дух не может непосредственно действовать на материю, он влияет только на посредствующее начало, в свою очередь действующее уже на нее.
Следовательно, маг должен прилагать свою волю не к материи непосредственно, а к тому, что постоянно видоизменяет материю, к тому, что в оккультизме называют планом образования материального мира, или астральным планом.
В древности магию определяли как применение воли к силам природы, так что современные физические науки входили в рамки магии, и посвящаемый учился обращаться с теплотой, светом и электричеством, как это показывает нам история раввина Эдекиэля, жившего при Людовике Святом. Но в наше время это определение не слишком широко распространено и не соответствует понятию оккультиста относительно практической магии.
Маг или его ученик, несомненно, производят воздействие своей волей на какие-то силы природы; надлежит только установить, на какие именно, хотя очевидно, что не на физические, так как обращение с ними является специальностью инженера, а не мага.
Но мы знаем, что, кроме сил физических, существуют еще силы гиперфизические, отличающиеся от первых своим происхождением от живых существ, а не от машин.
В нашу программу не входит рассмотрение сил, выделяемых живыми существами, каковыми являются теплота, свет и электричество, потому что, повторяю еще раз, это силы чисто физические.
Рейхенбах своими опытами, произведенными в 1854 году, доказал, что живые существа и некоторые магнетические тела выделяют в темноте флюиды, видимые сенситивами. Эти флюиды, по мнению Рейхенбаха, суть проявления неизвестной силы, которую он назвал одам. После него доктор Люис и полковник де Роша наблюдали различные проявления того же рода. В настоящее время существование этой силы уже установлено наукой, и мы можем положить ее в основание наших дальнейших исследований.
В Индии существует класс людей, развивших в себе при помощи долголетних упражнений способность владеть гиперфизическими силами, люди эти называются факирами.
Один из обычных их опытов состоит в следующем: на расстоянии двух аршин от факира, сидящего на полу, ставят горшок с землей, куда сажают зерно какого-либо растения. Он устремляет на него свой взгляд, мало-помалу бледнеет и застывает в позе с руками, простертыми к зерну, погруженный, по-видимому, в каталептическое состояние, причем тело его слегка охлаждается.
По прошествии некоторого времени из зерна вырастает побег и быстро увеличивается в размере. Если продолжить опыт, то растение за три-четыре часа покрывается цветами, и, наконец, на нем появляются зрелые плоды, годные в пищу.
Что в данном случае произошло?
Воля факира направила нервную силу его организма, чем привела в действие скрытую в зерне жизненную силу, заставив растение пройти в несколько минут состояние, которого оно достигло бы лишь через много месяцев обычного роста. Эта сила известна всем – это жизнь.
Является ли жизнь следствием или причиной органического движения, мы здесь не будем исследовать, суть в том, что воля факира воздействовала на дремлющую в зерне растительную силу и не только заставила ее проявиться, но и дала ей возможность действовать гораздо энергичнее, чем это бывает обыкновенно.
Можно ли назвать это сверхъестественным явлением? Нисколько.
Таким образом, факир ускорил нормальный ход явлений природы: он применил опыт магии, но не сделал ничего сверхъестественного. Воздействуя на жизнь растения, факир влияет на его материю. Чем же он повлиял на спящую жизнь растения?
Указания оккультной науки позволяют нам дать решительный ответ: своей собственной жизненной силой, которая на языке современной медицины называется силой, производящей явления растительной или органической жизни человеческого существа.
Главное, что смущает наблюдателя, привыкшего иметь дело с физическими силами, это то, что жизнь выходит из человека и действует на расстоянии; но даже поверхностное изучение исцелений, производимых современными магнетизерами за последние 50 лет, направит исследователя на верный путь.
Разъясним опыт факира на примере экипажа.
Факира можно сравнить с упряжкой, кучер которой представляет собой волю, жизненная сила – лошадь, а тело – экипаж.
Зерно – это другая упряжка с очень тяжелым и неуклюжим экипажем, везомым заморенной клячей (жизнь растения), кучер которого, неопытный мальчишка, в данную минуту спит.
Наш первый экипаж перегоняет второй.
Из жалости, чтобы помочь кляче, факир припрягает свою лошадь к тяжелому экипажу, берет обеих лошадей под уздцы и быстро втаскивает экипаж на гору.
За короткое время подъем (развитие растения), для взятия которого при обыкновенных условиях нужно было бы много времени (год), оказывается пройденным.
Сделав это, кучер (факир) перепрягает свою лошадь (жизнь) в свой экипаж (тело), который в течение этого времени стоял без лошади (в каталепсии) на дороге. Поняли ли вы воздействие факира на растение? Если да, то вы имеете понятие о роли жизненной силы при магических опытах.
Из этого примера ясно, что сила, на которую действует воля, есть жизнь, и посредством этой жизненной силы, которой располагает воля человека, он может действовать на другое существо видимого или невидимого мира.
Таким образом, магия есть сознательное действие воли на жизненную силу, хотя определение это недостаточно точно.
Воля есть сила, имеющаяся у всех людей, но очень мало людей умеют ею разумно пользоваться. Следовательно, надо не только обладать волей, но и уметь ее прилагать к делу, и только посредством воспитания и тренировки воли можно этого достигнуть.
К слову «воля» мы прибавим прилагательное «развитая» или, вернее, «динамизированная», а динамизировать ее можно лишь путем упражнений.
С другой стороны, понятие «жизнь» или «мировая жизнь» допускает массу толкований и не выражает в обычном своем смысле никакой определенной группы сил; ввиду этого рассмотрим подробнее значение, которым будем пользоваться применимо к этому понятию.
Мы бы сказали «жизненная сила», но это сочетание принято относительно человека. Чтобы отличить силы, которыми занимается магия, от сил физических, мы будем их называть силы живые.
«Это имя нелепо», – скажут наши противники; что же из этого, оно ясно и, по нашему мнению, строго соответствует реальной сущности; мы постараемся доказать это в дальнейшем изложении.
Сопоставляя теперь все сказанное, мы получаем следующее определение магии.
Магия есть применение динамизированной человеческой воли к быстрому развитию сил природы.
Из этого определения мы видим, прежде всего, что производителем основных сил, то есть воли и ее носителя жизни, является человек, и нам придется изучать человека главным образом с психической его стороны, а узнав, как развивать различные способности человека, мы в состоянии будем разработать все детали этих упражнений. А затем, когда такое развитие будет достигнуто, ему должно быть отведено подходящее поле действия.
Таким образом, мы будем толковать о такой природе, какой ее понимали маги, и о помощи и препятствиях, которые человеческая сила, управляемая волей, может в ней встретить. При этом мы постараемся оправдать наше странное название «живые силы», указав, каким образом жизненная сила человека может действовать в некоторых случаях как сила физическая и следовать тем же самым законам. А затем рассмотрим, как общеизвестные физические силы могут возвышаться под действием жизненного динамизма до проявления явных признаков разумности.
Этим двойным влиянием жизни на физические силы и физических сил на жизнь обусловливается как воздействие мага на растения, животных и прочие предметы видимой природы, так равно и подобные же действия светил, рассматриваемых в магии как источники живых сил в полном смысле этого слова.
Мы нисколько не обманываемся насчет воздействия, которое произведет это учение на умы людей, составивших себе прочное мировоззрение на основании положений эмпирических наук и считающих эти положения последним словом истины. Опытная наука оказала достаточно большие услуги человечеству благодаря своим аналитическим открытиям, чтобы иметь право быть строгой. Роковой закон требует, чтобы все, выходящее из тесных рамок рутины, заранее было обречено служить посмешищем здравомыслящему обществу.
Со своим воззванием я обращаюсь к молодежи и лицам, не погрязшим в рутине, которых не смущают никакие догматы и никакая смелость; к тем, которые чувствуют, что существует нечто вне круга явлений, охватываемого опытной наукой. Им-то я и говорю:
Изучайте старательно даваемые магией объяснения, обдумывайте их и принимайте лишь при условии строжайшего экспериментального контроля!
Вам придется изучать силы, одаренные разумностью, что настолько удалит вас от трудов ваших современных учителей, насколько изучение превращения энергии удалило их от старинной физики начала XIX столетия.
Научитесь хладнокровно смотреть в глаза неизвестному, в каком бы виде оно ни являлось вам, хотя бы в виде классического привидения. Победив клерикальное ханжество, не дайте одолеть вас ханжеству научному, такому же опасному, несмотря на кажущуюся свою либеральность; гордые своей свободой, пользуйтесь ею и учитесь быть самостоятельными во всем, даже в определении своих научных взглядов.
Теперь же, если изложенный план вас не слишком устрашил, перевернем листок и будем продолжать.
Глава 2. Человек. Обзор его строения анатомического, физиологического и психологического
Настоящая основа практической магии есть, как мы уже сказали, человеческое существо. Действительно, человек есть производитель воли, без которой невозможно сознательно влиять на что бы то ни было.
Нам нужно сделать по возможности ясный и краткий обзор сущности человека. Цель этого обзора – подготовить нас к дальнейшему изучению магии, и при этом нам придется иногда делать экскурсы в область психологии и физиологии.
Первая трудность, встречающаяся на нашем пути, заключается не в том, чтобы точно определить, что такое человек, а как раз наоборот: в определении того, что прикрывается именем человека, не будучи им на самом деле.
Так, по поводу сна мы можем сделать очень важное замечание. Во время сна от человека остается как бы часть его. Сердце его бьется, легкие дышат, кровь циркулирует, между тем как он сам в этом состоянии не способен ни любить, ни ненавидеть, ни сердиться, ни желать, так как то, что является носителем этих чувств и страстей, существо разумное, отдыхает, спит, как бы не существует.
Одна часть организма продолжает функционировать, а другая бездействует. В которой из этих частей заключается собственно человек – в спящей или в бодрствующей? Здравый смысл говорит нам, что в данном случае спит настоящий человек, следовательно, не он исполнитель этих органических функций.
То, что называется человеком, обладает способностью чувствовать, думать и желать, а эта часть человека как раз и не функционирует в нашем примере. Бодрствует же нечто другое, что независимо от сознания поддерживает органические функции тела. Медики называют это нечто растительной или органической жизнью, а философы – бессознательным. Это автоматическая, почти механическая часть человеческого существа. Назовем его «человек-машина», но это не настоящий человек, одаренный сознанием и свободной волей. Впоследствии мы вернемся к этому предмету, теперь же заметим только коренное различие между той частью человеческого существа, которая способна спать и бодрствовать, и другой, всегда деятельной до самой смерти. Эти части тесно между собой связаны в течение жизни, и от этого союза происходят те явления, которые необходимо отметить.
По пробуждении человек представляет нам целый ряд новых явлений. Оставим пока в стороне чисто органическую, автоматическую часть его существа и займемся так называемым разумным человеком.
Пытались ли вы когда-нибудь ответить на вопрос: почему дитя человека в период развития колотит кулаками стол, о который он только что ушибся?
Заметили ли вы, с другой стороны, что первое побуждение человека, которого ударили, возвратить удар?
Вот, например, немецкий солдат. Подходит офицер и дает ему пощечину, первым движением солдата будет возвратить удар, рука его получит сильный импульс, стремящийся привести ее в движение. Это движение почти невольно, и оно произошло бы роковым образом, если бы рассудок его не сдержал.
Действительно, в тот момент, когда рука подчиняется инстинктивному импульсу, в сознании солдата вихрем проносятся идеи о дисциплине, о военном суде и смерти, и новый импульс, на этот раз сознательный, разом останавливает первое необдуманное движение.
Итак, действие можно совершить необдуманно или обдуманно, подчиняясь инстинктивному импульсу, или сознательно.
Из всего этого следует, что, кроме сознательного, разумного существа человека, обдумывающего свои решения, в нас есть еще нечто другое, проявляющее свою деятельность резкими и грубыми порывами.
Это приводит к заключению, что рядом с сознанием и волей существует еще какое-то активное проявление.
Теперь остается лишь ответить на вопрос, соответствует ли это проявление какой-либо реальной сущности.
Ясно, что не один и тот же принцип побуждает отплатить за удар пощечиной и, наоборот, обдумать последствия поступка раньше, чем его совершить.
Мужик, существо чисто импульсивное, при малейшем недоразумении лезет в драку раньше, чем что-либо сообразит, между тем как человек воспитанный подаст свою визитную карточку и пригласит секундантов.
В настоящее время мы не будем входить в дальнейшие подробности, а заметим для начала, что спящего человека можно подразделить на две части:
• часть механическую, действующую в данный момент,
и
• часть разумную, в настоящем случае спящую.
Если мы начнем рассматривать человека бодрствующего, то вынуждены будем внести еще одно новое подразделение, сообразно роду производимых им действий, и определить два новых вида человеческого существа:
а) импульсивный человек, подчиняющийся первому побуждению,
б) разумный человек, размышляющий, прежде чем действовать, и все действия которого представляются проявлениями не чувств и страстей, а мыслей и суждений.
Таким образом, мы можем подразделить человеческое существо на три начала:
• человек-машина;
• импульсивный человек;
• разумный человек.
Все усилия магии сводятся к изысканию способов, позволяющих разумному человеку везде замещать импульсивного.
Однако все вышесказанное дало нам лишь весьма общее, чисто метафизическое понятие о человеке, теперь мы рассмотрим подробнее каждое из трех вышеупомянутых начал в отдельности.
Человек-машина
Видя машину, прежде всего стараешься определить цель, для которой она служит, а затем уже начинаешь рассматривать детали ее действия и устройства. В таком же порядке приведем мы описание и человека-машины.
Истинный человек, носитель воли, воздействует, с одной стороны, на свой организм, а с другой – на видимый мир при посредстве вырабатываемых этим организмом сил.
Человек-машина отличается от всех машин, созданных человеком, тем, что не только вырабатывает необходимые организму силы, но и восстанавливает постоянно изнашивающиеся части.
Чтобы составить себе понятие об организме человека, представьте себе три фабрики, расположенные одна над другой и соединенные множеством труб и электрических проводов.
Нижняя фабрика называется животом, средняя – грудью и верхняя – головой.
Материалы, необходимые для этих фабрик, вводятся с фасада верхней фабрики, называемого лицом, где помещается вход в живот, называемый ртом.
Выше находится дверь груди – нос, куда входит воздух, перерабатываемый затем легкими. Над ним расположены глаза, передающие изображения внешних предметов, изменяющиеся таинственным образом во впечатлении.
Продолжая эту аналогию, можно назвать живот турбинной станцией с весьма грубыми машинами, грудь – насосной станцией с более нежными машинами и массой труб, и, наконец, голова соответствует электрической станции с ее динамо-машинами, аккумуляторами, трансформаторами, коммутаторами и громадным количеством проволок. В подвалах помещаются приспособления, предназначенные для удаления фабричных отбросов. В совокупности эти три фабрики и образуют человека-машину. Рассмотрим теперь подробнее каждую из фабрик.
Нижняя фабрика – живот – производит материю, из которой строится организм. Она получает извне пищу, перерабатывает ее в млечный сок хилус и фабрикует части для машины двух других фабрик.
Во многих местах организма размещены склады материала – лимфатические железы, соединенные лимфатическими сосудами как с животом, так и с местами потребления материалов.
Средняя фабрика – грудь – получает из нижней фабрики материалы и динамизирует их при посредстве вдыхаемого воздуха. Кроме того, она вырабатывает жизненную силу, разносимую потом кровью по всему организму.
Верхняя фабрика – голова – перерабатывает переносимую кровью жизненную силу посредством специального органа – мозжечка – и производит новую силу – нервную, распределяемую затем по всему организму.
Узлы большого симпатического нерва, управляющего всеми движениями организма, служат аккумуляторами для сохранения запаса этой силы.
Рассмотрим теперь взаимодействие трех наших фабрик. Живот перерабатывает пищу, но он был бы бессилен что-либо сделать, не имея получаемой из груди крови, необходимой ему для приведения в движение его аппаратов, и нервной силы, доставляемой ему головой и необходимой для регулирования этих движений.
Таким образом, грудь и голова играют важную роль в отправлениях живота, и кроме того, как мы сказали, в животе же помещаются органы для удаления отбросов всех трех фабрик, между тем на лице размещен вход для нужных им материалов.
Главная задача груди – динамизировать органические элементы, для чего живот доставляет ей хилус, а голова – нервный ток, приводящий в движение ее аппараты. Наконец, голова (точнее нижняя, задняя часть мозга) управляет движениями организма благодаря тому, что грудь доставляет ей кровь – материал для выработки нервной силы.
Состав крови в значительной степени зависит от качества хилуса, а нервной силы – от качества крови, вот почему соответствующее питание изменяет качество нервной силы, а с ней и отношение человека к внешнему миру. Этим обстоятельством широко пользуются в практической магии.
Импульсивный человек
В примере с немецким солдатом мы выяснили различие между импульсивным и разумным человеком, которое весьма важно как для магических целей, так и для понимания психических явлений, наблюдаемых в гипнозе, при алкоголизме и умопомешательстве.
Основной характер всякого импульсивного действия заключается в том, что оно непосредственно следует за вызвавшим его впечатлением.
Это то, что современные физиологи называют рефлексом. Чтобы понять, что называется рефлексом, надо рассмотреть строение нервной системы человека.
Как мы сказали, человек-машина состоит из трех фабрик, движением аппаратов которых управляет специальная (симпатическая) нервная система. Она состоит из мозжечка и ряда аккумуляторов – нервных узлов, расположенных частью по одному, а иногда большими скоплениями. Такие массы нервных узлов (ганглий) называются нервными сплетениями (плексусами). Все они служат резервуарами силы, собирающими и регулирующими ее течение.
Рядом с симпатической нервной системой существует еще и другая.
Позвоночный столб человеческого тела служит исходным пунктом всех телеграфных проволок фабрик и центрального бюро, находящегося в голове. Эти проволоки – нервные нити (нервы), исходя из того, несут ли они импульсы с периферии тела в центральное бюро или наоборот, называются чувствительными или двигательными нервами.
Заметим мимоходом, что чувствительные нервы выходят из задней части позвоночного столба, а двигательные – из передней. Все эти нервы белого цвета и симметрично расположены. Если мы разрежем спинной мозг, заключенный внутри позвоночного столба, то увидим, что внешняя часть его состоит из такого же белого вещества, как и нервы, внутри же мы найдем другое вещество, серого цвета, окружающее узенький канал, проходящий в середине мозга. Роль этого серого вещества по отношению к белому такая же, как и роль центра по отношению к проводнику – вокзал и рельсы, телеграфная станция и проволока.
Теперь мы можем нарисовать полную картину устройства спинного мозга. Он весь окружен телеграфными проволоками. С передней стороны расположены те, по которым направляются депеши из центрального бюро (двигательные нервы), с задней стороны те, по которым приходят депеши в бюро (чувствительные нервы). Посередине расположен длинный ряд второстепенных станций. Каждая станция разделяется на две комнаты: в задней комнате получают депеши, а из передней комнаты их отправляют, эти две комнаты соединены проводниками как между собой, так и с другими станциями.
Цель всех этих многочисленных станций – замещать, когда возможно, центральное бюро – голову.
Чтобы уяснить себе взаимодействия такого множества станций, вспомним наше изображение человеческого организма. Эти фабрики, снабженные всем необходимым для действия, сообщаются непосредственно лишь с симпатической нервной системой. Вот почему голова не может управлять работой сердца или печени. Каждая фабрика снабжена парой особых органов: живот – ногами, грудь – руками, а голова – челюстями.
Парные органы приводятся в движение иными нервами, нежели аппараты, действующие внутри фабрик. Правда, симпатическая система заведует внутренним движением крови в этих органах и дыханием кожи, но она не имеет никакого влияния на движение этих органов: ими заведует спинной мозг – если они автоматичны, головной – если сознательны.
В пределах каждой из трех фабрик замечаются в спинном мозгу характерные утолщения, к коим примыкают все нервы, идущие из соответствующих им членов. Точно таким же образом примыкают к спинному мозгу нервы, идущие от всех чувствительных точек внешней поверхности тела.
Таким образом, в каждой фабрике четко выделяются две части.
Во-первых – центральная машинная часть, состоящая в исключительном ведении симпатического нерва, и во-вторых – периферическая часть: кожа и члены, которыми заведуют другие нервы.
Но возвратимся к нервной системе, именуемой сознательной, в отличие от симпатической. Областью ее действия является периферическая часть организма, но это действие может быть двух родов: рефлективное и сознательное.
Прилагаемая схема на с. 36 поможет нам понять это. Она изображает среднюю фабрику – грудь.
Посредине рисунка намечены сердце и легкие, приводимые в действие сердечным сплетением (плексус кардиальный РО) большого симпатического нерва ПСН, он сообщается с передней частью спинного мозга.
Внешний контур рисунка составляют два пучка различных нервов, идущих в руку, некоторые из этих пучков (ДГ) идут из головного мозга, другие же (ДС) – из спинного мозга, эти нервы передают импульсы из центра на периферию – это двигательные нервы; как это указывают стрелки, пучки же ЧГ и ЧС передают импульсы с периферии к центру – это чувствительные нервы. ПГМ – двигающий головной мозг (передний), ЗГМ – чувствующий головной мозг (задний), ПСМ – двигающий спинной мозг (передний), ЗСМ – чувствующий (задний) спинной мозг. Двигательные и чувствительные нервы, дойдя до руки Р, сплетаются в один пучок.
Схема нервной системы руки
А – передняя сторона спинного мозга (ПСМ).
РР – задняя сторона спинного мозга (3СМ).
NM – двигательные нервы, идущие из спинного мозга в руку (ДНСМ).
NS – чувствующие нервы, идущие из руки в спинной мозг (ЧНСМ).
G – нервные узлы (ганглии) спинного мозга (Г).
СА – передняя часть головного мозга (ПГМ).
СР – задняя часть головного мозга (3ГМ).
CM – двигательные нервы головного мозга (ДНГМ).
CS – чувствительные нервы – от руки к мозгу (ЧНГМ).
РО – нервное сплетение большого симпатического нерва (ПСН).
В – рука (Р)
Рассмотрим теперь путь ощущения и движения.
Я уколол себе палец. Полученное в нем ощущение направляется по пучкам ЧГ и ЧС. Займемся сначала последним.
По ЧС ощущение, прежде всего, проходит узел Г, потом поступает в заднюю часть спинного мозга (серый центр), то есть на одну из второстепенных телеграфных станций. Телеграфист (нервная клеточка) сейчас же передает депешу своему товарищу (передней части спинного мозга). Этот последний действует, посредством проводника ДС, на мускулы руки таким образом, что она быстро отдергивается назад.
Таков механизм первого движения рефлективного действия. Но обычно дело этим не ограничивается.
Ощущение, полученное в пальце, направляется не только по пути ЧС в спинной мозг, но и по пути ЧГ в головной мозг, где оно воспринимается в виде боли, то есть ощущение переходит в идею, а не в нервный импульс, как это имело место в спинном мозгу.
Под влиянием этой идеи приходит в действие воля, и из ПГМ отправляется импульс в руку по проводнику ДГ, в силу чего рука поднимается высоко в воздух, таким образом сознательное действие воли значительно усиливает эффект первого движения.
В этом случае воля действует в том же направлении, что и спинной мозг.
Рассмотрим еще раз наш пример пощечины, чтобы еще лучше разобраться в данном явлении.
Немецкий офицер ударяет по точке А. Тотчас же происходят оба только что описанных нами явления. Ощущение приходит в серый центр ЗС спинного мозга, где и возбуждает рефлективный импульс.