О поэзии Анны Поповой
Поэзия каждой эпохи в существенных проявлениях всегда выражает какую-то онтологически значимую ноту, характеризующую своё время. Наш русский Золотой век, воспевающий радость жизни и духовную свободу; затем, на стыке веков – мучительный поиск гармонии и правды, балансирующий на грани между земным и небесным, «низменным» и «возвышенным»; далее – Серебряный век, культивирующий уход от реальности в религиозные системы координат или в сугубый формализм; в творчестве советских поэтов – более или менее регламентированная сбалансированность духа и материи… Все эти тенденции (сформулированные здесь сжато и субъективно) являлись выражением преобладающего в соответствующую эпоху мировоззрения, сформировавшегося на основе объективных предпосылок. Само собой, идеи, заключённые в этих формулировках, воплощались в многообразии дарований, взаимно пересекались или уклонялись в сторону, но общая закономерность всегда сохранялась. Коротко говоря, во все эпохи каждый сколько-нибудь значимый поэт в той или иной мере выражал своё время, его духовную суть и бытийный смысл.
Нынешняя эпоха характеризуется концептуальным изгнанием человеческого духа на задворки магистральных процессов бытия. Современное общество выработало алгоритмы, при которых духовные запросы и потребности личности (литература, религия, социальная активность и т. д.) стали управляемыми и сделались факторами актуальной политики, а нередко – прямого коммерческого интереса. Таков нынешний «дух времени», противостоять которому непросто.
При всей активности современной жизни одним из главных её признаков можно уверенно назвать непреодолимое одиночество отдельной личности. В бурном течении судьбоносных событий, в относительном материальном благополучии, при возможности практически неограниченного свободомыслия человек предоставлен сам себе – со всеми своими внутренними «демонами», противоречиями и смутными, не ясными порой даже ему самому побуждениями.
В поэзии Анны Поповой с большой художественной силой и исповедальной искренностью выражена тема экзистенциального одиночества, бесприютности человека в мире, отсутствия бесспорных истин, на которые можно было бы опереться, чтобы сохранить душевное равновесие. Безнадёжность сущего, его непреодолимая ограниченность в пространстве и времени рождает вопросы, не имеющие ответов, и часто наполняет душу пронзительным отчаянием безысходности. Лирическая героиня поэтессы не может примириться с предопределённой конечностью жизни, и эта мысль имеет столь неотвязный характер, что находит подтверждение во всём окружающем.
- Август напомнил, что лето не вечно.
- Вечер напомнил, что солнце не вечно.
- Красные мальвы – воскресные свечи —
- В сумерках сада покорно сгорели.
- Наша душа – не цветок и не камень,
- Как же ей быть долговечнее камня?..
В то же время трагичность мировосприятия не мешает лирической героине остро чувствовать красоту жизни, находить в ней если не смысл, то, во всяком случае, источник глубоких и обжигающих чувств, которые в какой-то степени оправдывают пустоту и глухоту повседневности. Можно было бы назвать это компромиссом, но, скорее, это как раз наоборот – бескомпромиссное построение себя, создание самодовлеющего внутреннего стержня, который не зависит от случайностей бытия.
В стихах Анны Поповой философские размышления органично переплетены с лирическими переживаниями, точнее – её мысли являются результатом противоречивых чувств, разбросанных по стихам, казалось бы, в стихийном беспорядке, но на самом деле выстроенных в строгом соответствии с художественной концепцией книги. Поэтому их восприятие происходит органично, последовательно и полноценно.
В книге много стихов глубоко личных по содержанию, но связь поэтессы с единой жизнью и с той загадочной субстанцией, которую философы именуют «мировой душой», всегда выводит её лирическую героиню на высокий уровень обобщения, на котором конкретная лирическая ситуация становится поводом для выражения глубоких психологических состояний. В то же время связанность с жизнью не даёт совершенно оторваться от «земли», перейти в отвлечённые сферы чувства и мысли.
- От неосознанных сомнений,
- От смутных мыслей,
- От страха старости и тленья
- Желтеют листья.
- Но смерти вечная загадка
- Манит невольно,
- И я любуюсь цветом сладким
- Их горькой боли…
Как каждого подлинного лирика, способного чувствовать дрожание невидимых струн бытия, Анну Попову глубоко волнует смысл человеческой жизни как таковой, в её земном, посюстороннем выражении. В размышлениях о вечной загадке жизни она, избегая риторики, находит яркие и убедительные поэтические образы, делающие мысль ясной и доступной, но от этого не менее поэтичной.
- – Сибилла, скажи, я построил свой дом на века?
- – Я вижу твой дом, сквозь него протекает река.
- – Так значит, напрасно потрачено столько труда?
- – А разве напрасно луну отражает вода
- И жёлтые змейки мелькают среди тростника?
- Я вижу твой дом, сквозь него протекает река…
Новая книга Анны Поповой имеет название «Дом на дне реки», отсылающее, в частности, к процитированному выше стихотворению, подчёркивая его концептуальный, смыслообразующий характер. В то же время эта книга – своего рода «избранное», она объединяет в себе стихи из предыдущих сборников и представляет творческий путь талантливой русской поэтессы на разных этапах её творческого становления.
Иван ГОЛУБНИЧИЙ
критик, литературовед,
кандидат филологических наук
Из книги
«Чёрные линии»
(2010)
«За рассветным окном…»
- За рассветным окном
- только линии чёрные —
- провода.
- Как же дальше мне жить,
- если небо зачёркнуто
- навсегда?
- Как ошибка, зачёркнуто
- утро неяркое
- и закат.
- Словно лист из тетради,
- испорчен помаркою
- каждый взгляд.
- На лице остаются
- холодные чёрточки
- от дождя.
- Я сама этим небом
- осенним зачёркнута
- навсегда.
«Птицы в ветвях – это мысли мои между строчками…»
- Птицы в ветвях – это мысли мои между строчками.
- Тайные, тёмные мысли мелькают в уме.
- Птицы взлетают и в небе стоят многоточием,
- Точно таким, как в твоём опоздавшем письме.
- Рощи прозрачны, как старые сети непрочные.
- Листья, как рыбки, срываясь, летят в водоём
- И застывают во льду золотым многоточием,
- Точно таким, как в послании нежном твоём.
- Осень заранее знала, чего мне захочется:
- Ветра с дождём или тёплого света в листве.
- Всё, что она не сказала, легло многоточием
- Белого снега на тёмной замёрзшей траве.
«…И только утром свет в окне погас…»
- …И только утром свет в окне погас,
- Где плакало всю ночь дитя больное.
- Касаясь лба горячего рукою,
- Сидела мать и не смыкала глаз.
- О Боже, я теперь грехом больна,
- Сгустился мрак, и листья облетели.
- Не отходи же от моей постели —
- Вокруг темно, и я лежу без сна.
«Жёсткий воздух. Чёрный острый лес…»
- Жёсткий воздух. Чёрный острый лес.
- Мёрзлый лист хрустит, как скорлупа.
- Даже манна, что летит с небес,
- Жёсткая, как манная крупа.
- И стучит в стекло, а мне всё лень
- Отойти от тусклого окна.
- Отчего опять без света день?
- Отчего же ночь моя без сна?
«Как страшно знать, кто я на самом деле…»
- Как страшно знать, кто я на самом деле,
- И на себя смотреть со стороны
- Так безразлично, как всю ночь глядели
- В моё окно две тусклые луны.
- И сон отрадный не прервёт раздумья
- О том, как глупо жизнь свою гублю.
- Зачем я не страдаю слабоумьем?
- Зачем я до беспамятства не пью?
«И вот я дома. Я дошла до ручки…»
- И вот я дома. Я дошла до ручки.
- Но ничего не видела в пути.
- Меня в маршрутке полутёмной мучил
- Какой-то неотвязчивый мотив.
- Неразличимы, улицы мелькали —
- Я помню только капли на стекле.
- Как ворох несущественных деталей
- Я вижу мир, когда навеселе.
- Есть листья в лужах – нет дороги к дому.
- Подъезда нет – лишь струйка с козырька.
- И кажется какой-то незнакомой
- Моя же, ключ зажавшая, рука.
- Стою и в дверь зайти я не решаюсь —
- Боюсь очнуться в комнате чужой.
- До ручки я дошла, не сознавая,
- Что в самом деле я пришла домой.
«Когда работала, я не жалела рук…»
- Когда работала, я не жалела рук,
- И пальцы очерствели, стали грубы.
- Вы руку мне целуете, а вдруг
- Не различу, нежны ли ваши губы
- Или насмешливы. И всё пойму не так,
- И всё придумаю, себя и вас измучив.
- Быть может, посчитаю за пустяк
- Единственный судьбою данный случай.
- Я ваших слов не слышу – сердца стук
- Мешает. Я руки отнять не смею.
- Зачем, работая, я не жалела рук?
- Зачем теперь я сердца не жалею?
«Мне было трудно вынести разлуку…»
- Мне было трудно вынести разлуку.
- И я бы к ней привыкла, но вчера
- Вдруг ощутила, что в груди – дыра,
- Такая, что просунуть можно руку.
- Я, заглушая боль, пила вино,
- Бессмысленно по комнате слоняясь,
- Дыра же всё сквозила, раскрываясь,
- Как будто в доме выбили окно.
- А за окном холодный ветер свищет,
- И темнота, и жёсткий снег летит.
- Дыра в груди всё тело леденит
- И выстудит, как бедное жилище.
«Просто нажму: «Сообщения…»
- Просто нажму: «Сообщения.
- Входящие. Удалить».
- Лети в пустоту, в забвение,
- Гори же, письмо любви!
- Зачем же рука не дрогнула,
- Все кнопочки надавив?
- Свеченье экрана ровное.
- Гори же, письмо любви!
- Ни дыма, ни пепла белого,
- И в памяти – ничего.
- А может, его и не было —
- Послания твоего?
«Я вам пишу – молчание в ответ…»
- Я вам пишу – молчание в ответ,
- Но в этом виноват лишь ветер резкий —
- Куда-то прочь уносит эсэмэски,
- И я письмо бросаю в интернет.
- Но дождь идёт, мешая вам читать,
- И размывает строчки на экране.
- Придётся попросить у старой няни
- С письмом к вам внука своего послать.
«Сначала я не придала значенья…»
- Сначала я не придала значенья
- Тем тоненьким иголочкам, что сердце
- Моё кололи сладостно и больно.
- Потом во всём я обвинила солнце
- Весеннее, его огонь холодный.
- Потом, кого винить уже не зная,
- Я поняла, что в странную любовь
- Вошла, невольно вздрогнув, будто вышла
- Морозной ночью в сад пустой и мёртвый.
- Вокруг темно и тихо, только холод
- Бесстрастные объятья открывает,
- И каждый вдох мне причиняет боль.
- И ничего не предвещает счастья.
«Лист осенний – золотой, медовый —…»
- Лист осенний – золотой, медовый —
- Бился и дрожал на сквозняке,
- Но держался. Не промолвив слова,
- К вашей я притронулась руке.
- И, тончайшим ветерком влекомый,
- Лист упал. Зачем о нём грустить?
- Ваши пальцы слишком незнакомы,
- Чтобы их так скоро отпустить.
«Бывают слишком лёгкие объятья…»
- Бывают слишком лёгкие объятья,
- Которые удерживать не станут,
- Как будто эти руки – только воздух.
- Бывают взгляды с лёгким безразличьем
- И с нежностью, почти неуловимой.
- Они прозрачны, как весенний воздух.
- Бывают имена – одно дыханье,
- Но кажется, мне легче сдвинуть камень,
- Чем снова имя повторить твоё.
«Потому, что осенняя ночь…»
Потому, что достаточных нет оснований…
Г.Л. Хикс
- Потому, что осенняя ночь
- рассыпа́ла горстями
- зёрна сорванных звёзд…
- Потому, что без ветра
- мой невидимый сад зашумел,
- не щадя своих гнёзд…
- Потому, что во тьме
- трепетала упавшая птица,
- испугавшись во сне…
- Моё сердце тревожно и сладко лгало,
- будто ты
- вспоминал обо мне.
«Жгла зажигалкой пальцы…»
- Жгла зажигалкой пальцы.
- В здравом уме – не в бреду —
- Вздумала примеряться,
- Больно ли будет в аду.
- И поняла – терпимо.
- Господи, охлади
- Только невыносимый
- Жар у меня в груди!
«Лукавство я искореняю…»
- Лукавство я искореняю
- немало лет,
- Но на вопросы отвечаю:
- «И да и нет».
- С кокетством справлюсь непременно —
- не те года,
- Чтоб говорить одновременно
- и «нет» и «да».
- Я стала проще и честнее,
- притворства – ни следа.
- Люблю ли вас? Солгать не смею —
- и нет, и… да.
«Бывает, что, неловкая в работе…»
- Бывает, что, неловкая в работе,
- Пораню руку кухонным ножом.
- И ранка не болит, но ощущаю
- Прохладную струю воды – холодной,
- Горячую – совсем невыносимой.
- Вкус соли, недоступный осязанью,
- Я начинаю чувствовать на ощупь.
- Так и душа: порань её немного
- Укором совести, любовью, безразличьем —
- Становится чувствительней и может
- Увидеть то, что недоступно зренью,
- Услышать звуки и слова такие,
- Что кажется: ещё совсем немного —
- И обнажатся тайны бытия.
- Но ранка постепенно заживает,
- Душа немеет и теряет зренье.
- Тогда себя должна я ранить снова
- И бередить зажившее, стараясь
- Прильнуть душой к любому острию.
«Ни огонька. Лишь поле перед нами…»
- Ни огонька. Лишь поле перед нами,
- И позади, и рядом, и насквозь,
- Как ветер между трав. Не видно звёзд
- За чёрными небесными полями.
- Так было в детстве – выключили свет,
- И даже щель не светится под дверью.
- Весь мир во тьме, и я готова верить,
- Что поля нет, и нас с тобою нет.
- Здесь и на ощупь не найти дорог,
- Прислушавшись, не различить ни звука.
- И я твою сжимаю крепче руку,
- Шепча молитву: «Да воскреснет Бог!»
«Цветут сады. Туман впитал их запах…»
- Цветут сады. Туман впитал их запах,
- Их лунный цвет и отдалённый звук,
- Как тихий вздох, возникнувший внезапно
- Из долгого молчания разлук,
- В которых дни сосчитаны. Их столько —
- Не меньше, чем летящих лепестков.
- О, вздох цветения – дыхание, и только,
- Неровное дыхание садов.
- И это – звук, не выразимый словом,
- Не оттого ли, что звучит лишь цвет
- Стволов иссиня-чёрных и лиловых,
- Соцветий, чуть зелёных на просвет.
«К июлю глыбы пыльных крон…»
- К июлю глыбы пыльных крон
- Горячий ветер обкатает.
- Так море камушки скругляет,
- Но ветер неотступней волн.
- Он станет к осени сильней,
- Истреплет листья, и, пустые,
- Мне рощи станут как чужие,
- Без птиц, без шелеста ветвей.
- Так дорогие имена
- Сквозь годы слышатся иначе.
- Был каждый звук для сердца значим —