Пробуждение внутреннего героя. 12 архетипов, которые помогут раскрыть свою личность и найти путь бесплатное чтение

Скачать книгу

Посвящается Дэвиду

Охота не окончена, пока не полны и живот, и сердце.

Солнечный Медведь (Винсент ЛаДьюк). Сохраняя равновесие

Введение

Мы говорим о некоторых людях, что у них «есть душа». Они любили, страдали, обрели глубокое понимание смысла жизни. И, пожалуй, самое главное: они знают себя.

А другие люди, кажется, утратили душу. Они могут быть вполне материально благополучны, иметь хороший дом, машину, отличную работу, красивую одежду. Возможно, их семейная жизнь стабильна и они чтут религиозные заповеди. И все же внутри зияет пустота. Даже когда они совершают правильные действия, это действия, лишенные смысла.

Эти люди могут любить, страдать и остро чувствовать жизнь, но так и не прийти к согласию с самими собой. Зачастую им сложно найти работу или отношения, которые приносили бы настоящее удовлетворение. Им всегда чего-то не хватает.

Печальна участь тех, кто так и не постиг, как найти себя или быть верным собственной душе. Их жизнь пуста и бесплодна. Впрочем, это не приговор. Практически каждый из нас способен найти смысл и цель как в собственном существовании, так и в окружающем мире.

Истории, преисполненные героизма, учат нас жить. Героический поиск заключается в том, чтобы сказать себе «да» и начать наполнять жизнь смыслом. Путешествие героя – это прежде всего поиск сокровищ своего истинного Я, а затем возвращение домой с дарами и наведение порядка в королевстве, то есть в собственной жизни. Путь полон опасностей и испытаний. Но, пройдя его, мы многое обретем: сможем по-настоящему состояться в мире и постичь тайны человеческой души, открыть и проявить свои уникальные способности и жить в ладу с собой и другими.

Перед вами книга, которая будет полезна на любом жизненном этапе: это призыв к поиску для тех, кто еще не решился или только делает первые шаги; подспорье для тех, кто путешествует уже давно; и наконец, инструмент для тех, кто уже достаточно продвинулся на своем пути и ищет возможности передать свой опыт и поделиться полученными знаниями. Каждое путешествие уникально, и каждый ищущий прокладывает дорогу сам. Но гораздо проще руководствоваться примерами тех, кто успел пройти до нас. Узнавая о странствиях героев, мы укрепляемся в мысли, что в жизни каждого есть место свершениям и все зависит только от нас.

Истории о героях вечны. Мы сверяем наши устремления, боль и страсть с чувствами и действиями людей, что шли до нас, и так развиваем понимание того, что значит быть человеком. Эти истории рассказывают о цикличности в природном и духовном мире. Мифы способны придать смысл тому, что с нами происходит. Они могут как посеять смуту в сердце, так и очистить нас от всего наносного, чтобы мы стали самими собой. Избегая того, что Т. С. Элиот назвал «первобытным ужасом»[1], таящимся в недрах жизни, мы лишаем себя животворной силы и встречи с таинствами бытия. Связь с мифическими историями дает нам ощущение смысла даже в самые тяжелые периоды, когда мы испытываем боль и отчаяние.

Никогда прежде никто не жил так, как мы живем сейчас. Поэтому нам приходится ежедневно воссоздавать собственный мир, хотя порой мы и не чувствуем корней, а наши действия кажутся бессодержательными. Именно поэтому нам важно искать укорененность и в прошлом, и в вечности.

Вот почему в нашем мире так важен миф о герое – базовый миф, связывающий со всеми народами и эпохами. Он повествует о бесстрашном прыжке за пределы привычного, об открытости неизведанному и вере в то, что, когда придет время, у нас будет все необходимое, чтобы встретиться с драконом, отыскать сокровища и по возвращении совершить необходимые преобразования в королевстве. Это история еще и о том, как научиться быть верными себе и жить в обществе.

В классическом мифе по здоровью короля или королевы можно судить о благополучии королевства. Когда правитель болен, его королевство превращается в «бесплодную пустошь»[2]. Чтобы поправить дела в королевстве, герою надо выполнить задание, найти священный предмет, вернуться, а затем исцелить или заместить правителя. Время, в которое мы живем, отмечено едва ли не всеми признаками упадка: голод, вредоносное воздействие на природу, экономическая неопределенность, вопиющая несправедливость, отчаяние и отчужденность людей, войны. Наши «королевства» отражают состояние не только правителей, но и коллективной души. Так что сегодня героизм необходим как никогда. Подобно героям древности, мы стараемся вдохнуть жизнь в королевство, его здоровье и процветание становятся результатами наших путешествий. Мир – это гигантский пазл, который складывается из фрагментов, приносимых нами из странствия.

Трансформация королевства зависит от каждого. Понимание этого помогает прекратить конкурентную борьбу и сосредоточиться на расширении прав и возможностей – собственных и чужих. Если кто-то оказывается «проигравшим», так и не сумев внести потенциальный вклад, проигрывают все. Если нам не хватает смелости отправиться в собственное путешествие, образуется вакуум там, где могла быть часть нашего пазла, и это негативно сказывается как на личности, так и на обществе.

Путешествие

Героизм заключается не только в поисках новой истины, но и в том, чтобы иметь смелость действовать согласно нашим представлениям. Вот почему в обычной жизни герою необходимы мужество и сострадательность – качества сильного Эго, а также проницательность ума и ясность души, которые обретаются в духовном странствии.

Большинство из нас знает, что герой убивает драконов, спасает дев (или других жертв), попавших в беду, а также находит и возвращает сокровища. Часто после этого он женится. Герой достигает счастливого конца своего странствия, и новообретенная истина возрождает к жизни как его самого, так и королевство, влияя на все, с чем он соприкасается.

Эта мифологическая схема применима к нашим личным странствиям, хотя ощущение счастливого конца мимолетно и зыбко. Стоит нам вернуться из одного путешествия и вступить в новую фазу жизни, как следующее путешествие уже не за горами. Эта схема не линейная и не круговая, а спиральная. Всякий раз, проторяя путь, мы делаем это на ином уровне, возвращаясь с другими сокровищами и способностями к трансформации. На самом деле странствие не прекращается никогда.

Что нужно для путешествия

Когда мы не придаем путешествию особого значения, не способны искать сокровища и противостоять драконам, мы ощущаем мучительную пустоту внутри. У современных психологов есть термин для довольно редкой проблемы – «мания величия»[3], но еще никто не нашел названия для гораздо более распространенного состояния – «мании ничтожности». Безусловно, ни один человек не может быть более ценен, чем другой. Но также верно, что каждый из нас наделен великим даром, и, если мы этого не признаем, путешествие не состоится.

Эта книга призвана помочь вам осознать свою значимость и потенциальный героизм. А еще, что важнее, вдохновить на отказ от ограничений и выбор наполненной жизни. Я имею в виду не успешность, не достижения и не материальные блага. Жизнь наполняется, только если мы готовы открыться чему-то большему, преодолеть иллюзорное бессилие и взять на себя ответственность за происходящее с нами.

В современном социуме глубоко укоренилось неуважение к людям. Для бизнеса мы – человеческий капитал. Реклама играет на наших страхах и неуверенности в себе, заставляя совершать ненужные покупки. Многие религиозные организации учат быть хорошими, а не приближают к пониманию того, кто мы такие. Подавляющее большинство психологов видят свою задачу в том, чтобы их клиенты адаптировались к существующим условиям, а не отправлялись на поиски неизведанного. А образовательные учреждения делают из нас винтики для экономической машины, вместо того чтобы объяснять, что значит по-настоящему быть человеком.

По сути, на нас смотрят как на продукты или товары, которые нужно продать по самой высокой цене или максимально усовершенствовать. На человеческую душу и сознание давно махнули рукой, поскольку единственным мерилом ценности стала покупательная способность. В результате люди перестали уважать себя. Многие из нас стремятся заполнить пустоту едой, алкоголем, наркотиками или навязчивой и бесцельной деятельностью. Печально стремительный темп современной жизни не является неизбежным – он лишь прикрывает ее пустоту. В движении мы продолжаем создавать иллюзию смысла.

Постоянное принуждение – искусное и не очень – «соответствовать» существующим стандартам уводит каждого из нас от поиска личного Грааля и обретения собственной уникальности. И если подменять поиск себя попытками «соответствовать», то маловероятно, что мы вообще когда-нибудь обнаружим наши уникальные дары и сможем поделиться ими. Вместо того чтобы понять, кто он на самом деле, человек тревожится, достаточно ли он красив, умен, презентабелен, нравственен, здоров, высокоэффективен или успешен.

Мы с нетерпением ждем от других оценки: дотягиваем ли мы до той или иной совершенной версии или нет? Сколько нас – мечтающих об идеальном лице и теле кинозвезды, уме нобелевского лауреата, о финансовом успехе миллиардера или о доброте и ясности сознания, которой наделены великие просветленные наставники. Это далеко не полный перечень целей современного человека. Неудивительно, что для многих жизнь превращается в бестолковую гонку, когда человек лезет из кожи вон, пытаясь соответствовать, и неизменно терпит фиаско.

И пока мы мечемся в этом замкнутом круге, нам не найти себя. Мы становимся послушными потребителями, готовыми заплатить всем, кто пообещает избавить от недостатков, болезней, греховности и бедности. Изначально мы можем стремиться к некоему лучшему образу себя. Однако впоследствии нам придется отказаться от сковывающих идеалов и просто разрешить себе отправиться в уникальное личное странствие. Путешествие героя – это не очередной проект по самосовершенствованию. Вам предстоит найти и сохранить то, что действительно заложено в вас.

Относиться к себе как к герою – значит понимать, что вы на верном пути. У вас правильный разум. У вас правильное тело. И правильные инстинкты. Суть не в том, чтобы стать кем-то другим, – важно выяснить, для чего вы здесь. А для этого надо задать себе несколько вопросов. Чего именно я хочу? Чему хочет научиться мой разум? Как хочет двигаться мое тело? Что любит мое сердце? Даже проблемы и патологии можно рассматривать как «зов богов» – ранее отвергаемый или избегаемый этап вашего странствия. Вы также можете спросить себя: «Чему эта проблема или болезнь способна научить меня, что поможет мне в будущем?»[4]

Любой, кто отправляется в путешествие, уже герой.

Самопознание воистину вознаграждается сторицей. Когда мы находим себя, кажется, все сразу встает на свои места. Мы способны разглядеть свою красоту, ум и доброту. Мы можем использовать их продуктивно, поэтому добиваемся успеха. Нам уже не нужно самоутверждаться, поэтому можно просто расслабиться, любить и быть любимыми. У нас есть все необходимое для празднования подлинной человечности и истинного героизма.

Архетипы – наши внутренние проводники

В дороге нам помогают внутренние проводники, каждый из которых отражает определенный способ существования в путешествии. В этой книге представлены двенадцать архетипов: Простодушный, Сирота, Воин, Опекун, Искатель, Бунтарь, Любовник, Творец, Правитель, Маг, Мудрец и Шут. Все они готовы преподать нам свои уроки, и каждый из них важен на том или ином этапе странствия.

Эти внутренние проводники рядом с нами с незапамятных времен. Мы встречаем их в искусстве, литературе, мифах и религии. Они питают своей энергией коллективное бессознательное, общее для всех людей. Архетипы существуют как в душе каждого человека, так и вне ее. Они живут в нас, и, что важнее, мы живем в них. Поэтому мы можем легко установить с ними связь, обратившись внутрь себя (к нашим мечтам, фантазиям, а часто и поступкам) или к внешним источникам (к мифам, легендам, искусству, литературе и религии или же небесным светилам, птицам и животным – как это было принято в язычестве).

У каждого из нас может быть собственное представление об архетипах. Мне известны по меньшей мере пять разных интерпретаций.

1. Духовные искатели могут воспринимать архетипы как богов и богинь, которые присутствуют в коллективном бессознательном и которыми мы пренебрегаем на свой страх и риск.

2. Рационально мыслящие люди обычно с подозрением относятся к любой мистике. Они могут воспринимать архетипы как парадигмы или метафоры, позволяющие интерпретировать ситуацию, или скрытые паттерны мышления, влияющие на наше мировосприятие.

3. Ученые могут рассматривать архетипы как голограммы, которые окружают нас повсюду. Изучая устройство голограммы, современная наука подтверждает духовный взгляд на наличие связи между макрокосмом и микрокосмом[5]. Например, в психологии индивидуальные психические процессы рассматриваются как часть групповых.

Физики узнают многое о свойствах мельчайших субатомных частиц по следам, которые те оставляют. Психологи и представители других наук изучают архетипы по их следам в искусстве, литературе, мифологии и сновидениях. Карл Юнг[6] отмечал, что архетипические образы, которые часто снились его пациентам, можно найти в древних мифах, легендах и изобразительном искусстве.

4. Люди, верующие в единого Бога, могут отделять духовную истину монотеизма от множественности психологических истин архетипов. Господь, которого мы имеем в виду, говоря о едином Боге, находится за пределами человеческой способности представить и охарактеризовать Его. Архетипы подобны разным граням этого Бога, что позволяет психике охватить божественную, нуминозную[7] реальность. Однако некоторые люди настолько преданы монотеистической идее, что их представление о Боге сужено до одного архетипа – например, Он видится им старцем с развевающейся белой бородой. Такие люди невольно закрываются от погружения в нуминозное таинство, более глубокое, чем способен передать любой образ.

Даже в христианстве – относительно новой монотеистической религии – божественная истина воплощена в концепции Троицы. Более того, многие современные теологи добавляют женскую ипостась к традиционному триединству Отца, Сына и Святого Духа. В буддизме божественное начало складывается из сорока, четырехсот и четырех тысяч воплощений божества, у каждого из которых есть имя и собственная история. Таким образом, архетипы помогают нам соединиться с вечным. Они делают великие тайны более доступными, предоставляя нашему разуму множество образов для осмысления.

5. Наконец, люди, стремящиеся расти и развиваться, могут относиться к архетипам как к проводникам в странствии. У каждого архетипа свой урок, своя задача и дар. Сообща они учат нас жизни. И самое главное, все они присутствуют в любом из нас. А это значит, что все мы обладаем полным человеческим потенциалом.

Проводники и путешествие героя

Хотя все мы герои независимо от этапа пути, на наше восприятие героизма и отношение к нему влияет то, какой из проводников наиболее активен в нашей жизни – как в культурном, так и в индивидуальном аспекте. Например, в нашей культуре герой ассоциируется с воином, убивающим дракона и спасающим деву. А поскольку воин связан с маскулинностью, скорее всего, мы будем представлять героя как мужчину – и чаще всего белого (по крайней мере, в западной культуре). В традиции Запада женщины и мужчины с другим цветом кожи будут второстепенными персонажами на пути: сообщники, злодеи, жертвы во имя спасения, слуги и так далее.

Архетип Воина важен для странствующего героя – любого, независимо от возраста или пола, – но он далеко не единственный и не главный. Чтобы путешествие состоялось и процесс индивидуации свершился, необходимы все двенадцать архетипов.

Наше видение мира определяется тем, какой архетип доминирует в наших мыслях и действиях. Если это Воин – мы решаем проблемы и устраняем преграды; Опекун – мы ищем людей, нуждающихся в нашей заботе; Мудрец – мы развенчиваем иллюзии и преодолеваем сложности в поиске истины; Шут – стремимся как можно более приятно провести время.

Таким образом, каждый из двенадцати архетипов знаменует собой как проводника, встреченного героем, так и определенный этап пути. Иными словами, это урок, который нужно усвоить, и сокровище, обогащающие жизнь. Краткое описание всех архетипов, с их целями, задачами, проблемами, страхами и дарами, вы найдете далее.

Если мы по-настоящему открыты архетипам, то можем прожить их за один день и даже за час. Например, что-то идет не так: вы заболели, что-то случилось на работе или отношения дали трещину. Первые несколько минут вы и думать не хотите об этой проблеме (тень Простодушного), но постепенно оптимизм возвращается к вам (Простодушный), и вы начинаете анализировать сложившуюся ситуацию. Следом вас охватывают боль и бессилие, но вскоре вы обращаетесь за поддержкой к другим (Сирота). Вы мобилизуете свои ресурсы и разрабатываете план решения (Воин). Дополнительно вы заботитесь об эмоциональной поддержке, необходимой вам и другим людям (Опекун).

В процессе вы собираете как можно больше информации (Искатель) и пытаетесь избавиться от иллюзий и ложных надежд (Бунтарь). Взяв на себя новые обязательства, вызванные изменениями (Любовник), вы приходите к некоему решению (Творец). То есть вы реагируете на кризис как на повод для трансформации и роста. Как только ситуация налаживается, вы сразу же начинаете анализировать причины проблемы (Правитель). Если дело в вас, вы стараетесь исцелить эту часть (Маг), чтобы подобных неприятностей больше не случалось. Или же, если вы не виноваты, можно исцелить ту часть себя, которая испытывает боль из-за случившегося. Все это позволяет сделать выводы и извлечь урок из ситуации (Мудрец). Благодаря грамотному анализу вы можете снова наслаждаться жизнью (Шут) и доверять себе и миру (Простодушный).

Когда в вашей жизни неактивны один или более архетипов, некоторые действия вам не доступны. Например, без Воина невозможно разработать план решения, без Мудреца – научиться чему-то новому, чтобы впредь не допускать ошибок. Зачастую случается так, что архетип показывает себя с теневой стороны: вместо того чтобы продумать порядок действий, мы начинаем искать виноватых, а вместо того, чтобы извлечь урок, осуждаем себя или других.

Двигаясь от архетипа к архетипу, мы получаем бесценные полезные навыки, которые можем развивать в повседневной жизни.

Этапы путешествия

Путешествие героя включает в себя три основных этапа: подготовка, собственно путешествие и возвращение[8]. На этапе подготовки перед нами стоит задача доказать наши компетентность, мужество, человечность и верность высшим идеалам. Отправляясь в путешествие, мы покидаем безопасный круг семьи или племени – и устремляемся вперед в поисках неизвестного, где нас ждут любовь, страдания, а возможно, и смерть. Но самое главное, что в этом странствии происходит трансформация. В мифах это превращение часто символизируется обретением сокровища или священного предмета.

По возвращении мы становимся правителями королевств, которые тотчас преображаются, потому что изменились мы сами. Но требуется постоянное обновление, иначе мы станем тиранами-людоедами, консервативно цепляющимися за старые догмы в ущерб новым задачам, которые встают перед королевством. Всякий раз, когда мы утрачиваем чувство целостности или нам кажется, что мы неспособны принять стоящий перед нами вызов, – это означает, что нам снова предстоит отправиться в путь.

Подготовка

Первые четыре архетипа помогают подготовиться к путешествию. Мы начинаем как Простодушные и учимся доверию и оптимизму. Когда мы переживаем «изгнание», мы становимся Сиротами, разочарованными, покинутыми, преданными жизнью, а в особенности – людьми, которые должны были нас оберегать. Этот опыт готовит нас к осознанию того, что мы должны сами заботится о себе и перестать полагаться на других. Однако сам Сирота беспомощен, его способ выживания – искать помощь у окружающих, рассчитывая на их поддержку.

Когда в нашу жизнь входит Воин, мы учимся ставить цели и разрабатывать стратегии их достижения. Эти стратегии почти всегда требуют дисциплины и мужества. При активном Опекуне мы учимся заботиться о других, а в конце концов и о самих себе.

Эти качества – оптимизм, способность к объединению с окружающими, мужество, чувство сострадания и забота о себе и других – и есть базовые навыки, необходимые для жизни в обществе. И тем не менее мы практически никогда не бываем полностью удовлетворены, даже если приложили все усилия к тому, чтобы быть высоконравственными и успешными в мире.

Путешествие

В своем стремлении к непознанному каждый становится Искателем, пытающимся обрести то невыразимое, что могло бы нас удовлетворить. Откликаясь на зов и отправляясь в путешествие, мы довольно скоро сталкиваемся с лишениями и страданиями, поскольку Бунтарь разрушает многое из того, что прежде казалось незыблемым. При этом инициация через страдания зачастую связана с осознанием, что мы не мыслим своей жизни без каких-то людей, ценностей, работы, привязанности к определенным местам (Любовник). Эта любовь настолько сильна, что требует от нас соблюдения обязательств. Достаточно быстро выясняется, что мы больше не свободны. Сокровище, которое нам предстоит отыскать, бесстрашно отправляясь навстречу любви и смерти, – это рождение истинного Я. Благодаря Творцу у нас появляется возможность выражать это Я в мире, и именно он готовит нас к возвращению обратно в королевство. Эти четыре способности – стремиться, отпускать, любить и творить – поддерживают нас во время умирания старого и рождения нового Я. Этот процесс готовит к возвращению в королевство и изменению всей нашей жизни.

Возвращение

В основе своей путешествие – это метаморфоза.

По возвращении каждый из нас осознаёт, что является истинным Правителем своего королевства. Поначалу состояние наших земель может разочаровать. Но по мере того как мы действуем, руководствуясь новообретенной мудростью и глубинным ощущением себя, пустошь постепенно расцветает. Маг проявляется в нашей жизни все отчетливее, и вот уже мы можем исцелять и трансформировать как себя, так и других, постоянно что-то обновляя в королевстве.

Однако мы не обретаем счастья и полного удовлетворения, пока не сталкиваемся, наконец, с собственной субъективностью. Тогда Мудрец помогает нам узнать, что есть истина на самом деле. Приняв свою субъективность и избавившись от иллюзий и мелочных желаний, мы достигаем состояния непривязанности и становимся по-настоящему свободными. Теперь мы готовы открыться Шуту, который ценит каждую секунду и радуется ей, не думая о завтрашнем дне.

Принятие полной ответственности за свою жизнь, трансформация и исцеление себя и других, избавление от привязанностей и приверженность истине, а также способность испытывать радость и спонтанность – это вознаграждение, которое мы получаем на последнем этапе странствия.

Путешествие по спирали

Конечно, важно проанализировать все этапы – подготовку, путешествие и возвращение героя, – а также последовательное участие всех двенадцати архетипов. Но в большинстве случаев развитие происходит нелинейно. Наши проводники сами выбирают нас.

Маршрут больше похож на спираль: на заключительном этапе путешествия, отмеченном архетипом Шута, мы возвращаемся к первому архетипу – Простодушному, но уже уровнем выше. Теперь Простодушный гораздо мудрее относится к жизни. В путешествии по спирали мы можем неоднократно сталкиваться с каждым из архетипов, обретая новые дары на более высоких уровнях развития. Следы, которые остаются в нашей психике после каждой встречи, сплетаются в подобие сети или паутины. Когда мы проживаем тот или иной опыт – и наша сеть достаточно прочна, чтобы его удержать, – мы осознаем смысл происходящего. Еще не прожитые нами архетипы похожи на прорехи в сети. Мы с трудом осознаем значение того, с чем ранее не встречались[9].

Двенадцать архетипов

ПРОСТОДУШНЫЙ

Цель: Сохранение безопасности

Страх: Быть покинутым

Реакция на дракона / проблему: Отрицание проблем или поиск спасения, избавления

Задача: Преданность, проницательность

Дар: Доверие, оптимизм, лояльность

СИРОТА

Цель: Восстановление безопасности

Страх: Эксплуатация, преследование

Реакция на дракона / проблему: Бессилие, желание спасения, циничное подчинение

Задача: До конца пережить боль и разочарование и стать открытым к получению помощи от других

Дар: Взаимозависимость, эмпатия, реализм

ВОИН

Цель: Победа, изменение мира к лучшему, достижение целей

Страх: Слабость, беспомощность, бессилие, несостоятельность

Реакция на дракона / проблему: Уничтожение, противостояние, изменение

Задача: Ассертивность[10]; сражение только за то, что действительно важно

Дар: Храбрость, дисциплина, мастерство

ОПЕКУН

Цель: Помощь другим, улучшение мира через любовь и принесение жертвы

Страх: Эгоизм, неблагодарность

Реакция на дракона / проблему: Обуздание дракона или забота о тех, кому он может причинить вред

Задача: Умение отдавать, не причиняя вред себе или другим

Дар: Сострадание, щедрость

ИСКАТЕЛЬ

Цель: Поиск лучшей жизни или лучших возможностей

Страх: Конформность, попадание в ловушку

Реакция на дракона / проблему: Желание оставить все как есть, эскапизм, самоустранение

Задача: Быть верным более глубокой истине

Дар: Автономность, амбиции

БУНТАРЬ

Цель: Рост, преобразования

Страх: Быть уничтоженным, умереть и не воскреснуть

Реакция на дракона / проблему: Уничтожить дракона или быть уничтоженным

Задача: Научиться отпускать, поступать по-другому, принятие собственной смертности

Дар: Смирение, принятие

ЛЮБОВНИК

Цель: Блаженство, опыт единения, слияние

Страх: Потерять любовь, разрыв

Реакция на дракона / проблему: Проявить любовь

Задача: Следовать за своим счастьем, быть преданным тому, что любишь

Дар: Преданность, страсть, экстаз

ТВОРЕЦ

Цель: Созидание жизни, формирование идентичности

Страх: Неаутентичность, фальшивость, отсутствие творческого воображения

Реакция на дракона / проблему: Принятие того, что проблема является частью Самости, желание творить иную реальность

Задача: Формирование Самости, принятие себя

Дар: Творческие способности, идентичность, призвание

ПРАВИТЕЛЬ

Цель: Гармоничное и процветающее королевство (жизнь)

Страх: Хаос, утрата контроля

Реакция на дракона / проблему: Поиск конструктивных решений

Задача: Взять на себя полную ответственность за свою жизнь, найти способы выражения своего Я в мире

Дар: Суверенитет, ответственность, компетентность

МАГ

Цель: Трансформация реальности к лучшему

Страх: Темная магия (трансформация в негативном направлении)

Реакция на дракона / проблему: Трансформация или исцеление

Задача: Контакт с Высшими силами

Дар: Личная сила

МУДРЕЦ

Цель: Истина, понимание

Страх: Обман, иллюзии

Реакция на дракона / проблему: Изучить, понять или выйти за пределы

Задача: Постижение знания, мудрости, просветления

Дар: Скептицизм, мудрость, непривязанность

ШУТ

Цель: Наслаждение, удовольствие от игры, витальность

Страх: Безжизненность

Реакция на дракона / проблему: Проявить юмор, не воспринимать слишком серьезно

Задача: Умение доверять процессу, наслаждение путешествием

Дар: Радость, свобода, независимость

Как работать с книгой

В книге пять частей. Часть I посвящена скитаниям героя как путешествию сознания. Здесь рассказывается о роли архетипов в конструировании психики и приведении ее в равновесие. Они участвуют в формировании Эго, соединении с Душой, развивают истинное Я и выражают его в мире. Первые пять глав дают базовое понимание процесса индивидуации и расширения сознания, необходимых для более полной реализации потенциала.

В частях II, III и IV подробно рассматриваются архетипические проводники, призванные поддержать нас на пути. В части II речь идет об архетипах, сопровождающих на этапе подготовки: Простодушном, Сироте, Воине и Опекуне. В части III рассматриваются архетипы, помогающие в самом странствии: Искатель, Бунтарь, Любовник и Творец. Часть IV посвящена архетипам, которые способствуют успешному возвращению в королевство и последующей трансформации: Правитель, Маг, Мудрец и Шут.

Вы узнаете о проявлениях архетипов в культуре и в личной жизни: навыки, которые мы развиваем благодаря им, их негативные стороны (тень), а также дары и уроки. В каждой главе мы также обсудим процесс развития архетипов от самых простых форм до наиболее сложных.

Часть V посвящена тому, как на путешествие влияют возраст, пол, культура и индивидуальные особенности.

Кому адресована книга

Я написала эту книгу для широкого круга читателей. Ее можно использовать в школах, колледжах и университетах, в программах профилактики наркомании и алкоголизма, в психологических и духовных практиках, в консультировании по вопросам семьи и брака, в работе с персоналом и т. д. Книга подойдет как для групповой, так и для индивидуальной работы – она для всех, кто хочет пробудить героя в себе и других. Изложенные в ней идеи могут применяться:

1) в практике трансперсональной психологии;

2) для описания двенадцати ключевых этапов человеческого развития;

3) для понимания и оценки человеческого разнообразия по доминирующему архетипу, полу, возрасту, психологическому типу и культурному бэкграунду;

4) в качестве диагностической и интервенционной модели, которую педагоги и терапевты могут использовать для определения зон развития своих подопечных;

5) как подспорье в развитии лидерства и гражданской позиции;

6) для исследования архетипических, вневременных духовных истин в религии, мифах, литературе и психологии – скорее как психологическое, а не теологическое руководство по духовному развитию;

7) как инструмент самопознания и личностного роста.

Возможно, кому-то книга поможет разобраться в теневых сторонах архетипов и их влиянии на жизнь, а также ближе познакомиться с проводниками своего внутреннего героя. И самое главное, вы поймете, на каком этапе личного путешествия сейчас находитесь и какие уроки можете извлечь из взаимодействия с каждым архетипом.

Если вы решили прочитать книгу от начала до конца – прекрасно. Однако изначально разные части были задуманы для разных читателей. Часть I будет особенно интересна профессиональным психологам. Она расскажет об устройстве человеческой психики и о том, как путешествие героя способствует ее развитию. В частях II, III и IV рассказывается обо всех архетипах и как они проявляются в жизни на каждом этапе странствия. Те, для кого важны личностный рост и развитие, наверняка захотят применить знания на практике. Упражнения помогут значительно продвинуться в самопознании и эффективно работать как индивидуально, так и в группе. Одни главы пригодятся вам здесь и сейчас, другие – через несколько недель, месяцев или лет. Вы можете работать с книгой так, как посчитаете нужным.

Индекс Мифа Героя

Советую перед чтением определить свой Индекс Мифа Героя (ИМГ). Он позволяет оценить присутствие двенадцати архетипов в жизни. Заполните круговую диаграмму ИМГ. По мере чтения вы сможете опираться и на результаты теста, и на собственные представления об активности архетипов в вашей жизни. Возможно, вы захотите сосредоточиться на тех частях книги, которые наиболее актуальны для вас сейчас.

График ИМГ

Перейдите к приложению «Индекс Мифа Героя. Форма Е» в конце книги и следуйте инструкциям. Запишите баллы по каждому из архетипов:

Простодушный __________

Сирота __________

Воин __________

Опекун __________

Искатель __________

Бунтарь __________

Любовник __________

Творец __________

Правитель __________

Маг __________

Мудрец __________

Шут __________

Круговая диаграмма ИМГ

На каждой оси отметьте, насколько проявлен тот или иной архетип в вашей жизни. Затем закрасьте сектора от ваших отметок до центра окружности.

Рис.0 Пробуждение внутреннего героя. 12 архетипов, которые помогут раскрыть свою личность и найти путь
Нравственно-этические принципы

Применяя теории и модели из этой книги, помните о главном правиле: никогда не используйте их для манипуляции, навешивания ярлыков, осуждения или принижения себя или других. Метафора поиска предполагает осознание подлинной значимости каждого из нас. Знание подразумевает ответственность. Ответственность, связанная с этой моделью, состоит в том, чтобы взять на себя обязательство заявить о собственной силе, при этом воздерживаясь от действий, которые могут привести к обесцениванию других. Постарайтесь должным образом отблагодарить себя и людей, окружающих вас.

Как распознать тень архетипа

Бывает так, что для человека его внутренняя жизнь – неизведанная планета. Он может испытывать страх перед встречей со своим внутренним миром. Отчасти это происходит потому, что людям свойственно бояться неизвестного. Кроме того, чем менее изведана территория души, тем с большей вероятностью подавляются те архетипы, которые пока никак не проявлены в реальности. В таком случае архетипы предстают прежде всего в своих негативных формах, и желание человека вытеснить их вполне объяснимо, ведь иначе он неизбежно столкнется с чудовищами.

Если это ваш случай, просто прочитайте книгу – не старайтесь тут же использовать ее на практике. Дайте вашему Эго время обучиться и интегрировать позитивные стороны архетипов. Также это позволит вам распознать архетипы, которые уже проявляются в вашей жизни, и понять, что они дают вам – возможно, вы до сих пор пожинаете их плоды. Как только вы будете готовы к новым урокам, сделать это не составит труда.

Героям предстоит вступить в схватку с самыми разными драконами. Для тех из нас, кто настороженно относится к архетипам коллективного бессознательного, этот внутренний, да и внешний миры кажутся сплошь населенными драконами – и, конечно же, это внушает ужас. Если вы побоялись впустить тот или иной архетип в свою жизнь в качестве проводника, скорее всего, он возникнет в ней как дракон.

Тени двенадцати архетипов – это головы дракона. Эти теневые формы могут быть смертоносными, пока мы не найдем сокровища, которые они скрывают от нас. Сталкиваясь с проблемами, зачастую мы застреваем на той стадии, где архетип выражает себя в своей наиболее негативной форме. Чтобы вновь обрести силу, нам нужно просто распознать тень архетипа, овладевшую нами, и освободиться от ее влияния. Обычно это возможно, только когда мы относимся к архетипу с почтением и даем ему проявиться.

Каждого из нас в тот или иной период жизни могут одолевать сонмища внутренних чудовищ. Они внушают нам, что мы недостаточно хороши (тень Мудреца), что жизнь немыслима без отношений с интересующим нас человеком (тень Любовника), что наши проблемы просто надуманны, а на самом деле все в порядке (тень Простодушного), и так далее. Нам будет казаться драконом любой триггер, будь то человек или ситуация, из-за которого запускается поток подобных мыслей.

В начале пути мы можем решить, что эти драконы – порождения внешнего мира, и попытаемся их истребить. Но в процессе странствия мы приходим к пониманию, что они находятся и внутри нас. Когда мы учимся интегрировать позитивный аспект архетипа, внутренние драконы (а иногда и внешние) порой превращаются в союзников.

Архетипы и их тени

Простодушный. – Проявляется в отрицании, не позволяющем понять, что происходит на самом деле. Возможно, вы причиняете боль себе и другим, но не признаете этого. Боль могут причинять вам, но вы все равно стараетесь не замечать этого. Или же верите тому, что говорят другие, даже когда их точка зрения прямо противоположна вашему глубинному знанию.

Сирота. – Позиция жертвы, которая обвиняет других в некомпетентности, безответственности или агрессивном поведении и ожидает особого отношения и поблажек. Когда тень Сироты контролирует нашу жизнь, мы будем нападать даже на тех людей, которые пытаются нам помочь, одновременно причиняя вред им и самим себе. Или же мы можем потерпеть фиаско и демонстрировать дисфункциональное поведение («Не стоит ничего ждать от меня. Ведь я такой уязвимый / несчастный / неопытный»).

Воин. – Злодей, который использует лучшие качества Воина для своей выгоды, не заботясь о морали, этике или благе других. Тень этого архетипа также возникает в жизни всякий раз, когда мы чувствуем, что вынуждены поступиться собственными принципами ради конкурентной борьбы, победы или достижения желаемого. (Сегодня мир бизнеса населен тенями Воина.) Темная сторона этого архетипа проявляется и в постоянной озлобленности, когда практически все происходящее воспринимается человеком как ущемление его прав, угроза или вызов, которым нужно противостоять.

Опекун. – Страдающий мученик, который контролирует других, заставляя их испытать чувство вины: «Посмотрите, чем я пожертвовал ради вас!» Проявляется в любых формах манипулятивного или заискивающего поведения, когда человек пытается контролировать других, маскируя это заботой. Также тень Опекуна можно разглядеть в созависимости и навязчивой потребности заботиться о других или спасать.

Искатель. – Перфекционист, который всегда стремится совершить невозможное или найти «самое правильное» решение. Тень Искателя выражается в постоянном стремлении к «лучшей версии себя» – например, когда человек то и дело посещает различные курсы саморазвития или переходит от одной оздоровительной системы к другой, но при этом не в состоянии довести свои начинания до конца.

Бунтарь. – Различные формы саморазрушительного поведения – зависимости, обсессивно-компульсивные расстройства или действия, подрывающие близость, карьерный рост или самооценку, – а также любое поведение, угрожающее другим: эмоциональное или физическое насилие, убийство, изнасилование.

Любовник. – Здесь мы видим «сирен» (заманивающих других в свои сети), соблазнителей (использующих любовь для завоевания), сексоголиков или зависимых от отношений людей. Также теневой Любовник присущ тем, кто не в состоянии сказать «нет», когда страсть угасла, отношения разрушаются или возлюбленный уходит.

Творец. – Своего рода обсессия, то есть одержимость, когда возможностей столько, что ни одна из них не может быть реализована в полной мере. Одна из форм подобной одержимости – трудоголизм, когда мы заваливаем себя работой и обязательствами.

Правитель. – Тиран, который слышит только себя, отвергает любые нововведения в королевстве и стремится сохранить контроль любой ценой. Такой король или королева страшны в гневе: «Голову с плеч!» Часто подобным образом ведут себя люди на руководящих постах или родители, причем они не всегда понимают, что им делать со своей властью. Тень Правителя проявляется и у тех, для кого потребность в контроле превыше всего.

Маг. – Теневой Маг стремится превращать лучшее в худшее. Всякий раз, когда мы принижаем себя и умаляем свои возможности, что приводит к снижению самооценки, мы неизбежно прибегаем к подобному «колдовству». То же самое происходит, когда мы стремимся возвыситься за счет окружающих. Это часть нас, которая способна причинить вред себе и другим посредством негативных мыслей или действий.

Мудрец. – Бесчувственный судья – холодный, расчетливый, бессердечный, догматичный, часто надменный. Он оценивает нас или других и утверждает, что мы (или они) недостаточно хороши или делаем что-то не так.

Шут. – Обжора, лентяй или развратник, обуреваемый страстями и похотью, не имеющий ни малейшего представления о достоинстве и не способный к самоконтролю.

Например, когда осуждающие нас люди пробуждают нашего теневого Мудреца, мы можем обратиться к позитивной стороне этого архетипа. Это придает нам сил, чтобы объяснить окружающим: мы следуем собственным, а не навязанным стандартам. Таким образом, в конце пути оказывается, что драконов уже нет. Мы чувствуем себя настоящими и свободными.

Хотя мы зачастую не замечаем теневых архетипов в нашей жизни, другие могут замечать их.

Обсессия не всегда связана с тенью. Человек бывает одержим и собственно архетипом, в его позитивном проявлении. Например, вы очень хороший Опекун: с радостью, без всякой корысти помогаете другим и действительно любите отдавать гораздо больше, чем получать. Об одержимости этим архетипом можно говорить, если вы всегда выступаете как Опекун. Вас не интересует борьба, собственная выгода или развлечения. До тех пор, пока вы не отыщете дорогу к истинному Я, архетипы, скорее всего, так и будут иметь власть над вами. В идеале мы позволяем архетипам выражаться в позитивной форме и при этом не сливаемся с ними полностью. Это возможно при подлинном ощущении собственного Я. Освобождение из-под власти тени позволяет жить более свободной жизнью.

Зависимости, влечения и одержимость тенью

Энн Уилсон Шеф[11] в книге «Когда общество становится зависимым» (When Society Becomes an Addict) утверждает, что паттерны поведения и мышления могут вызывать не менее вредоносное привыкание, чем психоактивные вещества. Всякий раз, когда архетип завладевает нами, может появляться склонность к аддиктивному (зависимому) или компульсивному (навязчивому) поведению – и неважно, есть ли при этом химическая зависимость.

Архетипы и зависимости
Рис.1 Пробуждение внутреннего героя. 12 архетипов, которые помогут раскрыть свою личность и найти путь

Тяготение к определенным поведенческим шаблонам зависит от доминирующего архетипа, и каждый из них может нас ограничивать. Выше перечислены аддиктивные модели поведения и установки, вызванные влиянием архетипов. Чем меньше позитивных проявлений архетипов в жизни, тем выше риск возникновения аддикции.

Важно, чтобы люди с химической зависимостью обращались к специальным программам помощи. Исследование архетипической природы патологии может быть эффективно в профилактике аддикций и исцелении на второй стадии, когда осознание желания, скрывающегося за негативной зависимостью, приносит наибольшее освобождение. Именно осознание архетипических корней, лежащих в основе этих проблем, позволяет вырваться из плена патологии и отправиться в путешествие, поскольку нас всегда призывает к себе некое «божество» (или архетип). Если мы распознаем это божество, мы откроемся ему навстречу, чтобы принять его дары.

Пробуждение внутреннего героя

Принимая собственную тень, мы вызываем к жизни свой героический потенциал. Внутри каждого есть герой, но мы не всегда осознаем его присутствие. По сути, он спит, и наша задача – разбудить его. Наиболее естественный способ пробуждения – это проснуться утром, когда вся комната залита светом. Наиболее естественный способ активизировать внутренний потенциал – начать осознавать его. Когда мы замечаем героя в себе, он начинает действовать.

То же самое и с архетипами. Как только мы проливаем на них свет, принимаем факт их существования и признаем их присутствие внутри, они пробуждаются, чтобы обогатить нашу жизнь. Если они уже проявлены, но в теневой форме, то в процессе осознания способны превратиться из чудовищ в царственных принцев или принцесс.

Бешеный ритм жизни выматывает нас настолько, что порой трудно проснуться, даже когда вся комната залита солнцем. Мы слишком истощены или просто утратили связь с естественными циклами, а потому нам нужен будильник. В психике тоже есть своего рода будильники – обычно мы называем их симптомами, – которые сигнализируют об определенных проблемах. Если целенаправленно отслеживать эти симптомы, мы сможем перейти от сомнамбулизма к бодрствованию.

Исторически архетипы воплощались в образах языческих богов и богинь. Люди общались с ними в ритуалах, молитвах и медитациях и посвящали им храмы. Интересно, что мы и сегодня возводим сооружения, в которые призываем те или иные архетипы. Например, с Воином связаны спортивные состязания, политические дебаты и, собственно, военное дело. А значит, его энергией наполняются стадионы, дворцы спорта или, например, здания Министерства обороны и органов государственной власти. Здание церкви, где исповедуют сострадание и служение, – это обитель Опекуна. Школы и университеты посвящены Мудрецу. Чтобы контактировать с разными архетипами, важно посещать их современные храмы.

Вы можете в прямом смысле обратиться к архетипу и попросить его войти в вашу жизнь, следуя обрядам и ритуалам. Например, чтобы призвать Воина – вступите в конфронтацию, соревнование или борьбу. Чтобы пробудить Опекуна – будьте щедры к другим, не думая об отдаче. Чтобы активизировать Мудреца – учитесь, оттачивайте мыслительные навыки и преодолевайте свои предубеждения. Возможно, сначала вам покажется, что все эти действия лишены смысла. Но в один прекрасный день внутренний Воин, Опекун или Мудрец вдруг окажутся рядом, и то, что представлялось требующим усилий или несвойственным для вас, теперь будет ощущаться как ваше естественное проявление.

Независимо от того, активен ли архетип, или он только пробуждается, распознайте уникальную форму его проявления в вашей жизни. Не все Воины одинаковы. Одни примитивны и безжалостны, ими движет только желание завоеваний. Другие – скорее игроки, которых привлекает соревновательный процесс. Третьи выступают в поход ради блага всего человечества и так далее. Одна из наших главных целей – осознать архетип, то есть увидеть, какую конкретную форму он принимает в вашей жизни.

Наконец, хотя пробуждение всех двенадцати архетипов способствует целостной и наполненной жизни, нереалистично ожидать, что все они будут проявлены одинаково. Наши предки обычно почитали всех богов и богинь, но устанавливали особые отношения с одним или двумя. Так и мы можем призвать полный пантеон архетипов, но только два или три из них, наиболее проявленные, сделают ваше путешествие поистине уникальным.

Возможно, кто-то из читателей захочет выполнить упражнения из этой книги, а кому-то это будет совершенно не нужно. В любом случае знакомство с архетипом способствует его пробуждению, потому что переносит его в ваше сознание. Возможно, вам стоит просто обратить внимание на архетипы, выраженные в вашей жизни уже сейчас. Откройтесь им. Покажите, что готовы принять их дары, и пока не беспокойте другие. Если вы действуете осознанно – поддерживаете и укрепляете архетип, а не пытаетесь его подавить, – это только обогащает вашу жизнь.

Часть I. Танец Эго, Души и Самости

1. Этапы путешествия

Мы постоянно получаем противоречивые и сбивающие с толку сообщения о роли Эго, Самости и Души в нашей жизни. В литературе по менеджменту в основном делается акцент на здоровом Эго, но ничего не говорится о Самости или Душе. В социуме, как правило, обсуждаются такие проблемы Эго, как равный доступ к работе и образованию, справедливая оплата труда и социальный статус. В психологии в основном делается упор на здоровом развитии Эго.

Трансперсональная психология, а также большинство религиозных течений (восточных и западных) сосредоточены на развитии Души и Духа, но зачастую в ущерб Эго. Порой это принимает форму сознательного и явного стремления избавиться от Эго, чтобы человек мог полностью подчиниться воле Бога. Только архетипическая психология учитывает все три понятия, но порой даже в ней практическим интересам Эго не уделяется должного внимания.

Современный мир призывает уважать Эго, Самость и Душу, понимая при этом перевоспитание (а не отказ от) Эго, когда развиваются трансцендентные функции высшего порядка. Ведь именно благодаря союзу Эго и Души становится возможным рождение Самости. Изучая современную психологию, теологию, политику, менеджмент, а также литературу по самопомощи, я все больше убеждаюсь, что каждый из нас может быть счастливым, успешным, самоактуализированным и духовным. Мы способны следовать зову сердца и при этом оставаться ответственными гражданами, родителями и друзьями в обществе таких же ответственных людей. Секрет в том, чтобы не бояться путешествия, в котором мы можем найти себя.

Двенадцать архетипов, которые рассматриваются в этой книге, помогают нашей психике развиваться. Три этапа пути героя – подготовка, путешествие и возвращение – в точности соответствуют стадиям психологического развития человека: формирование Эго, встреча с Душой и, наконец, рождение уникальной Самости. Путешествие архетипов Эго учит достижению безопасности и успеха в мире. Путешествие архетипов Души помогает стать настоящими и соприкоснуться с мистериями жизни. И наконец, путешествие архетипов Самости позволяет найти и выразить свою аутентичность, силу и свободу.

Эго – это своеобразный «контейнер» жизни. Оно создает границу между нами и всем остальным, опосредуя наши отношения с миром. Эго также помогает соответствовать этому миру, порой меняя его, чтобы он лучше удовлетворял наши потребности.

Душа, которую юнгианцы приравнивают к бессознательному или самой психике, соединяет с трансперсональным. Она же является хранилищем всего человеческого потенциала, который есть в каждом из нас. Подобно семенам, он готов прорасти при благоприятных внешних условиях (все то же самое, что и в живой природе: нужны лишь солнце, вода и плодородная почва). Для людей, которые верят в загробную жизнь, Душа – та часть нас, которая продолжает жить после смерти тела. Но совсем не обязательно верить в загробную жизнь, чтобы ощутить связь с Душой или применять концепции, изложенные в этой книге.

Самость означает достижение состояния подлинной идентичности. Обретая ее, мы узнаём, кто мы такие; разрозненные части психики собираются воедино, наполняя нас ощущением целостности. Тогда перед нами встают следующие задачи: найти адекватные способы самовыражения в мире, возродить «бесплодную землю» и научиться испытывать радость от пребывания здесь.

Первые четыре архетипа – Простодушный, Сирота, Воин и Опекун – помогают подготовиться к путешествию. Эти проводники учат нас выживать, развивать силу Эго, действовать продуктивно и руководствоваться моралью.

Вторые четыре архетипа – Искатель, Бунтарь, Любовник и Творец – поддерживают непосредственно в странствии, когда мы встречаемся со своей Душой и становимся подлинными.

Последние четыре архетипа – Правитель, Маг, Мудрец и Шут – способствуют возвращению в королевство. В то время как они постепенно трансформируют нашу жизнь, мы учимся выражать свое истинное Я. Эти проводники ведут за пределы героизма – к свободе и радости.

Мандалы Эго, Души и Самости

На иллюстрациях – четыре архетипа, заключенных в мандалу. Согласно К. Юнгу, число 4 и форма мандалы ассоциируются как с целостностью, так и с открытием Самости.

1. Запишите свои баллы по каждому из архетипов.

2. Сложите баллы архетипов Простодушный, Сирота, Воин и Опекун, чтобы получить общий балл Эго. Укажите это число в квадрате «Эго».

3. Сложите баллы архетипов Искатель, Бунтарь, Любовник и Творец, чтобы получить общий балл Души. Укажите это число в квадрате «Душа».

4. Сложите баллы архетипов Правитель, Маг, Мудрец и Шут, чтобы получить общий балл Самости. Укажите это число в квадрате «Самость».

5. Посмотрите, где вы набрали максимальное количество баллов. Если это Эго, значит, сейчас вы наиболее активны во внешнем мире или готовитесь к путешествию (или его следующему этапу). Если это Душа, вполне вероятен серьезный переход: вы переживаете трансформацию на пути к более глубокому, аутентичному и реальному Я. Если это Самость, возможно, настало время подлинного самовыражения, осознания своей силы и обретения целостности.

Рис.2 Пробуждение внутреннего героя. 12 архетипов, которые помогут раскрыть свою личность и найти путь

2. Эго: защита Внутреннего ребенка

Часто говорят, что герой – это архетип Эго, но это верно лишь отчасти. Героический путь индивидуации объединяет в себе Эго, Душу и Самость. При этом здоровое Эго является важной предпосылкой безопасного путешествия.

Эго – опора сознания, которая подтверждает существование Я, отдельного от матери и остального мира и способного влиять на мир. Зрелое, взрослое Эго призвано удовлетворять все наши потребности – не только основные (выживание, безопасность, любовь и принадлежность), но и высшие (самоуважение, самоактуализация и даже трансцендентность). Кроме того, Эго отвечает за баланс между нашими индивидуальными потребностями и нуждами других людей. Это способствует выживанию и развитию личности, семьи, общества, нации и человеческого вида.

Однако в начале жизни Эго еще не сформировано. Мы приходим в этот мир маленькими, хрупкими и беспомощными. Мы практически не контролируем свое окружение, только способны плакать от боли или внушать любовь тем, кто заботится о нас, своей миловидностью, уязвимостью и невинностью. Мы полностью зависим от родителей или других взрослых, которые, как бы они ни старались, не всегда догадываются о том, что именно нам нужно. Научившись постепенно контролировать собственные движения, звуки и действия, мы начинаем понимать, что наши поступки способны влиять на происходящее с нами. Благодаря этому осознанию и рождается Эго.

Какими бы опытными, мудрыми и зрелыми мы ни были, в каждом из нас есть тот самый уязвимый маленький ребенок со своими шрамами, маленькими или большими, полученными в первые годы жизни. И первая задача Эго – защитить его. Еще в детском возрасте Эго начинает брать на себя часть защитных родительских функций, и по мере взросления эта задача полностью переходит к нему.

Следующая задача Эго и его основная функция – посредничество в наших отношениях с внешним миром. Прежде всего для Эго важно наше выживание, а уже потом достижение успеха. В здоровой ситуации родители или другие значимые взрослые заботятся о безопасности детей, и между поколениями складываются доверительные отношения. В таких условиях дети могут сосредоточиться на познании мира и учатся эффективно взаимодействовать с ним. Однако в дисфункциональных семьях развитие Эго ребенка часто бывает затруднено, так как детям слишком рано приходится брать на себя ответственность за выживание и собственную безопасность. Тем не менее столкновение с определенными преградами на своем пути имеет решающее значение для развития силы Эго. Независимо от тяжести внешних обстоятельств, период подготовки к путешествию часто кажется довольно сложным – хотя бы потому, что у нас еще нет навыков, которые бы облегчили жизнь.

Эго и путешествие героя

На протяжении последних ста лет человечество интересовало главным образом только развитие Эго. Поэтому сюжеты, которые мы часто отождествляем с героем, – это истории о развитии Эго. Рыцарь на белом коне, который убивает дракона и спасает деву, или тот, кто приходит на помощь деве и вызволяет ее из беды, – вот классика жанра.

Будь герой рыцарем, ковбоем, исследователем, святым или политическим активистом – история, по сути, одна и та же. Герою и королевству угрожает враждебная внешняя сила, и они находятся в опасности. Жертва, которую нужно спасти, может находиться как внутри вас (фигура Внутреннего ребенка или внутренней девы, невинности и свободе которых что-то угрожает), так и во внешнем мире. Главное – мужество и готовность защитить свою территорию. Герой оберегает и защищает границы королевства, чтобы оно расцветало день ото дня.

Часто Герой (мужчина или женщина) – это еще и завоеватель, который стремится к чему-то новому – земле, славе, богатству, любви, свободе, – и добивается своего. Но способности, позволяющие получать желаемое и оборонять свои границы, не делают нас героями. Такие качества есть и у отъявленных негодяев. Благородство духа – вот что отличает подлинного героя, и проявляется оно в заботе о других и сострадании к ним. Только ведомый благородством герой спасает жертву.

В современном мире этот сюжет то и дело разворачивается перед нами, хотя мы и не сражаемся с настоящими драконами или злодеями. Да и оружие в наших руках скорее метафорическое: чаще всего это деньги, статус, имидж, власть, влияние и развитые коммуникативные способности. Но схема одна и та же.

Правильная подготовка к путешествию возможна только при должной социализации: прежде всего мы становимся эффективными в обществе, а уже затем разделяем индивидуальные и коллективные взгляды на мир и отстаиваем свои независимые ценности, мнения и желания. И даже так автономность и независимость служат не только нашим эгоистичным стремлениям, но и общему благу.

Влияние архетипов на развитие Эго

Архетипы, связанные с развитием Эго, – Простодушный, Сирота, Воин и Опекун, – помогают нам учиться брать ответственность за свою жизнь, даже когда мы еще этого не умеем. Все вместе они учат нас главным качествам характера: доверию, необходимому для овладения жизненными навыками; пониманию взаимосвязей в мире и обществе и способности вносить свою лепту; мужеству бороться за себя и других; стремлению к высшему благу, что позволяет нам отдавать и даже жертвовать ради других.

Эти архетипы также помогают наладить связь между Эго и сознанием, что очень важно. С помощью Простодушного мы создаем персону, маску, которую носим для утверждения себя в социуме. Сирота управляет теми частями нашей психики, которые мы подавляем, отрицаем или просто скрываем, чтобы создать образ, приемлемый для нас самих и других. Воин определяет само Эго, фокусируясь на защите границ и удовлетворении наших потребностей. Он также действует в интересах Суперэго, или идеального Эго[12], подавляя или пресекая проявления, которые считает неэтичными, саморазрушительными или вредными для других. Опекун отвечает за истинный зов души, чтобы нашу доброту питало подлинное сострадание к себе и другим. Вместе эти четыре архетипа помогают сформировать своеобразный контейнер, чтобы поток энергии не прерывался в Душе ни на миг.

Простодушный

Простодушный помогает обрести персону – маску, которую мы носим в мире, нашу личность и социальную роль. Хотя этому внешнему образу может не хватать глубины и сложности, он дает нам и другим людям представление о том, кто мы и чего можно ожидать от нас.

Потребность в персоне возникает в нашей жизни очень рано. Все начинается с хорошо знакомого нам вопроса: «Кем ты собираешься стать, когда вырастешь?» Подростки могут искать идентичность через музыку, моду и любимые занятия. Взрослые идентифицируют себя с работой и образом жизни. Персона необходима нам для того, чтобы вписаться в общество, – любому Простодушному это хорошо известно.

Довольно рано Простодушный в каждом из нас выбирает себе персону. Этот архетип хочет быть любимым и причастным к происходящему. Ему важно, чтобы общество нас принимало, чтобы мы вписывались в него, чтобы значимые другие любили и гордились нами. Подобно ребенку, Простодушный не особенно критично относится к группе, к которой хочет принадлежать. В лучшем случае он выберет позитивную и социально адаптированную персону. В худшем – это может быть персона преступника, позволяющая ему встроиться в соответствующую среду. Каким бы ни был этот выбор, цель персоны всегда в том, чтобы помочь нам занять некую нишу в обществе или семье, а в идеале – добиться восхищения и любви. И до тех пор, пока этого не случится, мы не сможем адекватно взаимодействовать с окружающим миром.

Сирота

Как только Простодушный выбирает маску, внутренний Сирота, который умеет выживать и немного циничен, оценивает ситуацию. Он решает, какими из качеств придется пожертвовать, чтобы воплотить новую персону. Если это образ консервативного человека, надо поступиться яркостью, а если образ преступника – тогда не остается места заботе о других. Или же Сирота может рассудить так: «Моя старшая сестра самая умная, а брат талантливый. Тогда я буду самым общительным», – тем самым подавляя интеллект и талант в угоду обаянию и харизме.

Также Сирота учится распознавать и, таким образом, избегать ситуаций и людей, способных причинить боль, – от хулигана до потенциального похитителя на улице или абьюзивного члена семьи. Он пытается прийти на помощь, чтобы нас не бросили, не ранили или не сделали жертвой. Для этого он может использовать знания, о существовании которых персона порой даже не догадывается. Таким образом, Сирота становится тайным и важным, но при этом скрытым помощником.

У всех нас есть множество осиротевших или изгнанных Я, живущих в личном бессознательном. Многие из них могут быть осознанно интегрированы с помощью анализа[13] и других форм терапии и значительно обогатить наш внутренний мир. Другие так и останутся в области бессознательного или в пограничной зоне. Мы можем знать об их существовании, но, если мы не одобряем их (порой справедливо), они не получают свободы действий. Мы также можем редко проявлять их из-за принятых культурных норм.

Воин

Ид[14] – это примитивная инстинктивная часть психики, которая содержит сексуальные и агрессивные влечения, скрытые воспоминания. Это «великий резервуар либидо» – энергии желания, обычно воспринимаемой как сексуальная по своей природе, – а также жизненных инстинктов, которые постоянно стремятся к обновлению жизни. Эго отделено от Ид, и его задача – осуществлять контроль. На самом деле, его цели не так уж сильно отличаются. Эго хочет удовлетворить свои потребности, но заботится и о том, как они будут удовлетворены. Оно выступает посредником между Ид и внешним миром, обеспечивая рациональное ограничение, позволяющее сосредоточиться и обуздать желания Ид. Именно Воин помогает справиться с этой задачей.

У Воина есть меч, чтобы отсечь все, что, как ему кажется, угрожает телу, зарождению Эго, целостности и, в конце концов, истинной Самости.

Когда Воин действует строго в наших интересах, это помогает развивать силу Эго. Когда он побуждает нас поступать высоконравственно или помогать другим, это способствует развитию Суперэго. На более низких уровнях Суперэго определяется ценностями родителей и общества, а также их представлениями о том, что может быть правильно для других. Их мнения формируют идеальное Эго. Этот идеал может быть репрессивным для нас, потому что мы склонны подавлять или отрицать те элементы собственной природы, которые ему не соответствуют. Принимая эти установки, Суперэго может наказывать нас, когда мы их нарушаем. Например, если мы состоим в отношениях, которые Суперэго не одобряет, мы можем заболеть или бессознательно саботировать отношения, чтобы наказать себя за отклонение от идеала Эго. На более высоком уровне Суперэго отражает наши собственные ценности, а не только ценности родителей или культуры, и по сути очень напоминает совесть.

Опекун

Опекун ассоциируется с более добрыми аспектами Суперэго и помогает развивать чувство нравственности и заботы о других. Собственное и общественное благо может иметь для него равную ценность. Этот архетип вполне может быть формой Эго, которое заботится о выживании не только отдельного человека, но и семьи, племени, сообщества или вида. Суперэго будет подталкивать нас жертвовать собственным благом ради других, чтобы в конечном счете могла выжить группа. По мере взросления мы учимся находить баланс между нашим собственным благом и благом других, поэтому между Эго и Суперэго становится все меньше и меньше конфликтов.

Опекун заботится не только о наших собственных детях и людях, с которыми мы так или иначе связаны, но и о благе всего человечества. Он испытывает сострадание к планете, ему небезразличен тот вред, который человек наносит ей. Таким образом, он готов пожертвовать собой, чтобы залечить эти раны. Ему больно видеть горечь и страдания других людей, и он призывает нас активно помогать обездоленным. Способность Опекуна жертвовать личным ради общего блага, а также поддерживать и обучать других имеет решающее значение для развития психики, в которой есть место и для Эго, и для Души.

Готовность к путешествию

Простодушный и Сирота готовят нас к путешествию тем, что учат отличать помощников от искусителей. Воин готовится к битве, развивая мужество, а Опекун учит человечности и состраданию. Пока мы совершенствуем эти качества, мы часто проходим «путь испытаний». Обычно мы не воспринимаем эту роль как героическое посвящение: просто понимаем, что жизнь – суровая штука!

Когда мы слышим «зов» и начинаем странствие в качестве Искателя, мы обычно проходим проверку на готовность. Например, хорошо ли мы усвоили уроки Простодушного и Сироты, то есть можем ли мы отличить искусителей от проводников: знаем ли, от кого бежать, а за кем, напротив, следовать. Нам почти всегда приходится доказывать собственную храбрость, встретившись лицом к лицу с драконом (какой-то вещью, человеком или ситуацией, которые нас сильно страшат). И почти всегда у нас есть возможность продемонстрировать сострадание. Например, в сказках герой часто встречает нищего старика (или старуху) и делится с ним последним куском хлеба. В конце именно от этого персонажа герой получает некий волшебный дар или объект, помогающий успешно завершить путешествие. В обычной жизни это выражается в отказе от конкуренции или в искреннем стремлении кому-то помочь, даже если от нас требуются значительные жертвы, или в проявлении доброты и сострадания к тем, кого мы встречаем на пути.

Как правило, мы не можем продвинуться дальше до тех пор, пока не продемонстрируем готовность к испытаниям. И только пройдя их, мы будем готовы к трансформации – умиранию нашего прежнего Я и его перерождению на новом уровне развития.

Эго – сосуд для Души

Хотя Эго часто считается врагом Души, на самом деле именно оно помогает нам создавать и поддерживать наши границы. Эта сила позволяет нам открыться духовному опыту. Сформировавшееся Эго впоследствии опустошает себя, становясь контейнером, который может вместить Душу без угрозы ментального, эмоционального или физического краха. Без надежного контейнера не может быть настоящего психологического или духовного развития, потому что нет такого безопасного места, куда можно будет поместить плоды нашего роста. Соприкосновение с бессознательным или трансперсональным может расколоть недостаточно развитое Эго и привести к психозу.

Почему же тогда об Эго сказано столько всего негативного? Почему его часто связывают с нездоровым эгоизмом? Почему столько мудрых мужчин и женщин утверждают, что мы должны отказаться от Эго, дабы найти свое истинное Я или обрести духовное просветление?

Ответ в том, что мы неправильно понимаем природу Эго. Во-первых, большинство Эго, с которыми мы сталкиваемся, не очень развиты. Они чувствуют угрозу от перспективы индивидуации, встречи с ранее вытесненным материалом или единения с другим человеком. Примитивное Эго просто боится. В первом случае, что возникшие новые качества доставят нам неприятности во внешнем мире, а во втором и третьем – что они поглотят нас. Примитивное Эго также крайне эгоистично. Оно хочет приписать себе все достижения нашего глубинного Я или, напротив, отрицать существование чего-либо за пределами Я. Тогда Эго может отвернуться от психики. Поскольку работа Эго – защищать психику, оно знает все ее уязвимые места. Следовательно, если Эго хочет остановить процесс, оно точно знает, на какую кнопку нажать.

Самый простой способ справиться со страхами недоразвитого Эго к переменам – это наблюдать за ними отстраненно. Однако наиболее эффективный способ – помнить, что Эго – наш союзник, поэтому мы должны действовать с ним сообща, чтобы оно работало на удовлетворение новых потребностей, а не против них. Возможно, Эго также требуется поддержка для укрепления контейнера, развития более четкой структуры и самоощущения. Ему необходимо стать достаточно сильным, чтобы обеспечить подлинную близость, духовное прозрение, аутентичность и цельность. Путь к этому лежит через укрепление границ: осознание того, где заканчиваемся мы и начинается кто-то другой, или где наш сознательный разум утратил контроль и жизнью управляет бессознательное.

Вторая причина, по которой Эго может восприниматься неверно, заключается в том, что зрелое Эго угрожает многим социальным институтам. Большинство людей от беспрекословной зависимости от родителей или других взрослых сразу же переходят к зависимости от социальных институтов, органов здравоохранения, СМИ, правительства, религиозных организаций или харизматичных лидеров. Зачастую Эго вообще не рассматривается как индивидуальный контейнер. Главным образом институты служат этой цели для большинства людей. Путь к Душе и Духу всегда лежал через институт религии, путь к истине – через школы, университеты или политические организации и так далее.

Мысль о том, что человек должен взять на себя ответственность за принятие собственных решений, достаточно нова. Это связано с развитием демократии и идей индивидуализма в философии, а также акцентом на развитии индивидуальности в психологии. Зрелость требует, чтобы мы перестали зависеть от родителей, а полагались на самих себя. Точно так же мы должны научиться выносить самостоятельные суждения независимо от главных социальных институтов.

Безусловно, это вовсе не значит, что мы должны пренебрегать законами, нарушая их, сжигать книги, вести себя неэтично или причинять вред своему здоровью. Зрелость требует способности сочетать независимость с постоянной заботой о своих родителях и признавать тот факт, что между людьми существует глубокая связь. Мы также должны поддерживать социальные институты, которые отвечают за нашу безопасность, обучение и информирование или помогают нам вести добродетельную жизнь. Но то, что от нас совсем не требуется, – это бездумное подчинение.

При всей важности этих институтов для развития способности откликаться на зов, героическая жизнь требует выхода за пределы зависимости. Для кого-то это может означать уход из этих институтов. Но для большинства это просто изменение своего отношения к ним, переход от детской зависимости к взрослой ответственности и взаимозависимости.

Следующая глава познакомит нас с миром Души. Пусть она станет своего рода приглашением проникнуть в его тайны. Однако, прежде чем вы отправитесь в это путешествие, не стоит забывать о важности Эго. Наиболее очевидный культурный кризис нашего времени – в том, что от людей, чье Эго недостаточно развито, ожидают или даже принуждают их быть автономными и независимыми. В отсутствие институциональной поддержки, способной контейнировать это развитие, они безрезультатно мечутся, становятся жертвами харизматичных лидеров или попадают в зависимость.

Требования к личности в наше время непомерно велики[15]. Цель этой книги – помочь вам в личном путешествии. Что касается группового путешествия – то это уже другая задача. Прежде чем вы сможете отправиться в путешествие героя, ваше рациональное Эго должно сказать «да». Душе не нужны книги; она и так знает путь. Но ей необходимо, чтобы Эго сопровождало ее. Ведь именно практичное, заземленное Эго позаботится о том, чтобы странствие Души не превратило жизнь в хаос.

3. Душа: встреча с тайным

Душа – часть психики, которая соединяет нас с вечным и придает жизни ощущение смысла и ценности. В юнгианской психологии слово «Душа» часто используется как синоним самой психики или коллективного бессознательного, из которого возникают архетипы. В религиозном представлении это бессмертная часть нас, способная к духовному росту и развитию. В общепринятом смысле душа ассоциируется со способностью глубоко чувствовать (как в выражении «душевный») или с ощущением (или потерей этого ощущения – «утрата души») смысла, ценности и предназначения[16].

Для развития Души необязательно верить в Бога в общепринятом религиозном смысле или даже загробное существование. Мы задумываемся о ней, когда чувствуем потребность постичь смысл собственной жизни или бытия как такового, стремимся к единению со вселенной или размышляем о своей смертности.

Эго позволяет ощущать дискретные, индивидуальные границы, но чтобы чувствовать присутствие смысла, необходима Душа.

Иногда Душа дает возможность ощутить единство с Богом, или духовную связь, или – чаще – испытать близость с другим человеческим существом. Как это ни парадоксально, но именно границы Эго позволяют нам пойти на риск, устанавливая связь с другим человеком, потому что мы больше не боимся оказаться поглощенными и потерять себя.

В современном мире нам часто не хватает даже приемлемых категорий, в которых мы могли бы размышлять о своей Душе. Наше главное переживание Души может быть негативным: ощущение, что в жизни чего-то не хватает. Поскольку в обществе не принято говорить о Душе, встреча с ней происходит преимущественно в непростые жизненные периоды – когда настигают проблемы со здоровьем, конфликты, кризисы, моральные дилеммы. Многие люди познают Душу только через саморазрушение: зависимости, навязчивые желания, вредные привычки. И все же именно в периоды сложнейших жизненных испытаний у человека особенно сильно желание смысла и связи с чем-то бо

1 Томас Стернз Элиот (1888–1965) – англо-американский поэт-модернист, драматург и критик. Скорее всего, К. Пирсон говорит о поэме Элиота «Бесплодная земля» (англ. The Wasted Land; 1922), лейтмотивы которой – чувство потерянности и разобщенности после пережитой Первой мировой войны, ужас человека перед миром и поиск нового идеала. Здесь и далее примечания редактора, если не указано иное.
2 Отсылка к финалу поэмы Т. С. Элиота «Бесплодная земля», где лирический герой ассоциируется с тяжело раненным Королем-Рыбаком – хранителем Святого Грааля в цикле легенд о рыцарях Круглого cтола. У Элиота: «Я сидел у канала, // И удил, за спиною – бесплодная пустошь. // Наведу ли я в землях моих порядок?» (пер. А. Сергеева).
3 В психологии и психиатрии используются термины «бред величия» или «мегаломания». Для простоты автор приводит обиходное название, в науке считающееся некорректным.
4 Джеймс Хиллман говорил о том, что все наши «патологии» – это зов богов, включая психические заболевания и аффективные нарушения. Подробнее см. в: Хиллман Дж. Пересмотр психологии. М.: Касталия, 2017. Эта работа – классический постюнгианский текст по архетипической психологии. Я несколько расширила данную концепцию, включив туда другие проблемы, а не только патологию как таковую.
5 В общем философском смысле это представление о мире, где микрокосм и макрокосм соотносятся как часть и целое. Например, микрокосм – мир души человека, а макрокосм – «большой мир», система мироздания.
6 Карл Густав Юнг (1875–1961) – швейцарский психолог и педагог, основоложник школы аналитической психологии.
7 Нуминозный – связанный с переживанием присутствия Бога и вмешательства высшего начала в жизнь человека.
8 Подробнее см. в: Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. СПб: Питер, 2021 и Carol S. Pearson and Katherine Pope, The Female Hero in American and British Literature (New York: Bowker Book Co., 1981). Этапы пути героя по Кэмпбеллу очень похожи: исход, инициация, возвращение.
9 Эта типология архетипов впервые была сформулирована Шарон В. Сейверт в нашем совместном издании «Герои в работе» (Carol S. Pearson and Sharon V. Seivert, Heroes at Work).
10 Ассертивность – уверенность в себе, способность к саморегуляции, альтернатива пассивности или агрессивности в поведении.
11 Энн Уилсон Шеф (1934–2020) – американский клинический психолог и автор бестселлеров, часть которых посвящена различным зависимостям.
12 Читатели, незнакомые с этими терминами, могут обратиться к книгам: Фрейд З. Я и Оно. М.: Эксмо, 2017; Calvin S. Hall, A Primer of Freudian Psychology (New York: New American Library, 1954); Theodore Lidz, The Person: His Development Throughout the Life Cycle (New York: Basic Books, 1968). Более подробный анализ Эго юнгианскими психологами см. в: Эдингер Э. Эго и архетип. М.: Касталия, 2015.
13 Здесь и далее – сокращенная форма от «психоанализ». Имеется в виду психоаналитическая работа и/или работа с архетипами.
14 Одна из структур личности в психоаналитической модели Зигмунда Фрейда (1856–1939) – австрийского психиатра и психолога, основоположника психоанализа. Всего таких структур три: Ид (в некоторых переводах Оно) – бессознательная импульсивная часть, подчинена принципу удовольствия; Эго (также Я) – предсознательная рациональная, руководствуется принципом реальности; Суперэго (также Сверх-Я) – сознательная моральная, опирается на совесть и стремление к совершенству.
15 Иногда, как в случае психических заболеваний или аффективных нарушений, наша Душа отправляется путешествовать в бессознательное против нашей воли и без соответствующей подготовки Эго. В таком случае странствовать в одиночку слишком опасно. Очень важно, чтобы рядом был квалифицированный специалист – он станет надежным проводником.
16 Более подробный анализ Души и различий между Душой и Духом содержится в работе Хиллман Дж. Пересмотр психологии.
Скачать книгу