Предисловие.
Опыт просветления описан в сотнях, а может быть и в тысячах книгах. Тем не менее мы имеем смелость тоже описать этот опыт, потому что это очень важно для нас.
Почему для нас это является очень важным? Потому что опыт просветления – это одна из важнейших целей достижения человеческого существа. Более того: именно опыт просветления является самым ценным опытом в жизни человека, так как он является базисным в процессе созревания человеческой личности.
Даже любовь не может родиться в сердце непросветленного. Под любовью мы понимаем такое состояние человека, о котором писали в более ранней нашей книге «Искусство любить». Любовь не может родиться в сердце непросветленного, потому что она предполагает ценностное равенство моего личного «Я» и «Я» другого человека. Непросветленный человек постоянно ощущает себя отделенным от остального мира, идентифицирует себя с той или иной социальной ролью, и это не позволяет ему освоить искусство истинной любви, так как он постоянно находится в состоянии разделенности сущего на «Я» и «не-Я». Просветленный не имеет этой двойственности: он ощущает себя либо всем, либо ничем. Он понимает, что физическое тело – это всего лишь орудие труда в работе Духа. Дух же – это и есть он сам. Поэтому все физические тела в нашем мире (камни, планеты, растения, птицы, животные, люди) – это всего лишь средства реализации Духа, или той Самости, которой является его истинное «Я».
Именно состояние просветления дает человеку основание говорить: «Я есть Бог», и принять физическую смерть (как это сделали Сократ, Иисус Христос, Мансур и многие другие), так как просветленный ощущает себя существующим в вечной душе, а потеря физического тела для него является всего лишь очередной метаморфозой Духа, или бесконечным переходом из одного состояния в другое.
В этой книге мы расскажем о том, что такое просветление и о том, каким образом оно достигается. Но уникальность этой книги вовсе не сводится к этому, ведь, как мы уже ранее сказали феномену просветления посвящено уже огромное количество книг. Уникальность данной книги мы видим в том, что она написана человеком, одновременно принадлежащим к двум кругам общественности – наружному (академической науке в лице психологии) и внутреннему (сакральному учению Традиции, хранимому в определенных эзотерических школах и направлениях). И в этой книге мы попытаемся объединить в конструктивное русло знания предоставленные нам как светскими кругами (академическая наука), так и Традицией (эзотерические школы Примордиального направления).
Часть 1. Теория просветления, или как узнать просветленного?
В первой части этой книги мы познакомим читателя с теорией просветления и научим его определенным критериям, по которым он сможет отличать просветленного человека от непросветленного. Для этого нам необходимо сначала определиться в понятиях, чтобы избежать в дальнейшем возможной терминологической путаницы.
Глава 1. Определение понятий, или что такое просветление?
Просветление – это измененное состояние сознания, которое характеризуется определенным набором признаков, главным из которых является постижение природы истинного и ложного «Я» и соотнесение себя с истинным «Я». В разных эзотерических школах и традициях феномен просветления именуется разными терминами: сомати – в йоге, сатори – в дзене, преображение – в гнозисе, фана – в суфизме, пробуждение – в адвайте и многих современных эзотерических Школах (Четвертый Путь) и т. д. Об этом необходимо всегда помнить, т. к. достижение состояния просветления является конечной целью обучения в любой эзотерической школе, принадлежащей Примордиальной Традиции – единому духовному учению, вышедшему из каббалы, и распространившемуся по всему миру, в разлячных по именованию учениях (например, веданта, адвайта, йога, дзен, суфизм, герметизм и др.), но единых по внутренней сути.
Наше определение просветления требует ввода еще нескольких дефиниций, так как мы стараемся держаться в русле академической науки психологии, в которой, как известно, существует огромное количество направлений, зачастую принципиально противоречащих друг другу. В этой связи обозначим и наши приоритеты в этой науке, а именно – нашу приверженность психоаналитическому направлению и трансперсональной психологии.
Итак, мы указали, что просветление является измененным состоянием сознания. В этой связи, нам необходимо теперь определиться с понятиями «сознание» и «измененное состояние сознания».
Для психологии категория сознания является одним из фундаментальных, но трудно поддающихся определению понятий. В разных психологических школах понятие сознания трактуется по-разному. Поэтому мы не имеем единой дефиниции сознания. В нашем исследовании мы будем опираться на определение, данное Дэвидом Майерсом, которое чаще всего используется в общей психологии: сознание – это понимание существования личности и окружающей ее среды. Данная дефиниция сознания включает в себя следующие критерии:
– сознание присуще только человеку, в отличие от остальных представителей животного мира;
– главным критерием сознания является способность к рефлексии, т.е. способность человека отдавать себе тот или иной отчет о происходящем вокруг него или в его внутреннем мире и организме. Ключевыми словами в определении рефлексии является способность отражать себя. Этой способности лишены животные. Попутно укажем, что рефлексия является необходимым условием для децентрации, т.е. преодоления эгоцентризма личности. Это связано с тем, что в основе рефлексии лежит осознание и понимание личностью возможностей своего развития.
Для нас это определение сознания представляется весьма важным, т.к. оно дает ключ к определению такого понятия, как объем сознания, с которым будут связаны все наши дальнейшие исследования, касающиеся непосредственно ИСС. Исходя из определения Майерса, становится очевидным, что понимание существования личности и окружающей ее среды может быть большим или меньшим или, иными словами, объем сознания может быть большим или меньшим. Под объемом сознания мы будем понимать тот или иной уровень понимания существования личности и окружающей среды. Поэтому в зависимости от объема сознания, в зависимости от того на каком уровне оно находится, в психологии принято различать нормальное состояние сознания и измененные состояния сознания, которые делятся на расширенные и суженные состояния сознания, но об этом чуть позже.
В этой связи мы будем также пользоваться понятием осознанности, самосознаяния: осознанность (самосознание) – это способность дать отчет о своем внутреннем мире. Этой способности лишены животные, но и не всякий человек ею обладет. Она может быть как полностью утрачена в случаях некоторых заболеваний, так и частично утраченнной, в зависимости от тяжести заболевания. Она также может быть более или менее выраженной у того или иного человека. Просветление, однажды достигнутое, уже не не может быть утрачено никогда, потому что в духовном нет падения. Как, однажды родившись в физическом теле, мы уже никогда не можем обратно попасть в утробу матери, так однажды родившись личностью, мы никогда не сможем перестать ею быть.
Необходимо четко понимать, что просветление – это всегда осознанность, причем очень ярко выраженная, но осознанность – далеко не всегда является просветлением, потому что осознанность может идентифицироваться человеком как со своим физическим телом, так и с личностью, которая является духовной сущностью. Когда осознанность идентифицируется с личностью, она является просветлением, когда осознанность идентифицируется с физическим телом, она не является просветлением.
Чтобы лучше это понять приведем пример. Человек достигает просветления, которое, в свою очередь, является высокой степенью осознанности; затем он испытывает клиническую смерть и через некоторое время возвращается к жизни. Если во время клинической смерти человек ощущал себя духовной сущностью и его самосознание идентифицировалось не с физическим телом, а с чем-то иным к телу не имеющем никакого отношения, то в таком случае мы можем говорить о тождественности осознанности и просветления. Интересно, что до клинической смерти человек мог отождествлять себя только с физическим телом, быть закоренелым агностиком и атеистом, но после своего возвращения в физическое тело его мировоззрение уже кардинально меняется.
Сознание связано с биографической картой человека. Поэтому содержанием сознания является весь опыт человека, который прошел через призму рефлексии. Причем необходимо учесть, что весь опыт человека, который был когда-либо отрефлексирован, является достоянием или собственностью личности. Даже тот опыт, который человек не в силах извлечь из недр своей памяти, не является утраченным. Иными словами, мы не имеем право говорить о потере информации, если не в силах ее извлечь. Обращение к помощи таких психотехник как регрессивный гипноз, холотропное дыхание или осознанное сновидение позволяет решить данную проблему. Многочисленный опыт применения ретроградного гипноза, позволил собрать огромную базу информации о прошлых воплощениях человеческой личности. Причем этот опыт можно было проверить объективным способом.
В этой связи необходимо сделать указание на то, что личность человека не есть нечто, чего ранее не было, но что обретается в течение жизни человека. Личность есть нечто, что всегда было, есть и будет. Личность есть духовная самость в человеке, которая проявляется в нем в большей или меньшей степени и которая призвана воплощаться в материальном мире вновь и вновь до тех пор, пока ее проявление и реализация в материальном мире не достигнут максимального уровня. Об этом факте мы имеем достаточно объяснений во всех эзотерических школах, принадлежащих единой Примордиальной Традиции, например, таких как каббала, гнозис, суфизм, даосизм и другие.
Дадим также и второе рабочее определение сознания: сознание – способность индивида давать отчет о мире и своем месте в нем. Необходимо различать понятия психики и сознания. Психика – отражение реальности необходимое индивиду для жизни и деятельности в ней, для управления своим поведением. Сознание – есть отражение объективной и субъективной реальности индивидом, необходимое для совместной деятельности людей. Сознание является высшей формой психики. Психикой обладают как животные, так и человек. Сознанием же обладает только человек, так как никакое животное в естественных условиях неспособно давать отчет о своем внутреннем мире.
Наконец, нам понадобится еще одно понятие, введенное в психологию Уильямом Джемсом – поток сознания. В нашем пинимании поток сознания – это процесс целостного протекания рефлексивных процессов прихики. У каждого человека имеется свой поток сознания, который когда-то начался и когда-то закончится. Если же человек смог стать личностью (родился заново – в терминологии эзотерики), то его поток сознания не прекращается с физической смертью, а переходит с ним либо в следующее физическое воплощение, либо на другой этап эволюции в духовных структурах мироздания. Иными словами, можно сказать, что имеются два рода потока сознания – поток индивидуального сознания человека и поток общемирового сознания Вселенной. Рождаясь личностью и достигая опыта просветления, человек четко начинает ощущать свою сопричастность мировому сознанию, поэтому и опыт умирания он воспринимает как переход из одного измерения в другое.
Прежде, чем перейти к дефиниции измененного состояния сознания (ИСС), необходимо дать определения бессознательному, коллективному бессознательному и трансперсональной области психики.
Область бессознательного была открыта давно, но научный статус эта область знания получила благодаря З.Фрейду, который на практике смог доказать, что бессознательная психика – это не беспочвенная фантазия ученого, а такая же объективная часть действительности, как и сознание.
Если способность к рефлексии является отличительным критерием сознания, то отсутствие этой способности (рефлексии) будет характеризовать область бессознательной психики. Это вовсе не означает, что все, что есть в бессознательном человека, никогда не было (или не будет) достоянием сознания. Необходимо понимать, что бессознательное – это опыт человека, в котором нет рефлексии, но это не значит, что данный опыт никогда не имел рефлексии или не будет иметь рефлексии. Иными словами, когда-то осознанный опыт может перейти в область бессознательного и наоборот, бессознательный опыт может стать достоянием сознания (т.е. отрефлексирован).
Общеизвестно, что фрейдовский подход не охватывал всего спектра бессознательных явлений человеческой психики, а лишь ту ее часть, которую сегодня принято именовать индивидуальным бессознательным. Этот недостаток попытался исправить его ученик К.Юнг. Исследования Юнга открыли новую область психики человека – коллективное бессознательное.
В юнговской интерпретации, коллективное бессознательное есть уровень человеческой психики, в котором хранится опыт всего человечества, представленный нам в виде архетипов, т.е. определенных образов, имеющих символическую окраску. Некоторое время картография человеческой психики, предложенная Юнгом, удовлетворяла основным запросам академической психологии. Но находились исследователи, которые открывали новые психические феномены, которым не находилось места в юнговской картографии человеческой психики. Так родилась новая область психологии – трансперсональная психология, основоположником которой принято считать С. Грофа. Именно Гроф предложил новую картографию человеческой психики, которая на сегодняшний день отвечает основным требования академической науки.
В отличие от Юнга, Гроф несколько расширил и упорядочил область коллективного бессознательного. По Грофу коллективное бессознательное – это область холотропных состояний сознания, представленных перинатальной и трансперсональной картами. В подобной интерпретации бессознательного юнговские архетипы обретают некоторую упорядоченность, позволяющую нам строить определенную классификацию из огромного опыта, накопленного Юнгом и его последователями.
Необходимо понимать, что коллективное бессознательное – это область человеческой психики, лишенная рефлексии, в которой индивидуальный опыт человеческой души объединен с опытом всего человечества. Рефлексия этого опыта возможна через ИСС, которые Гроф именовал холотропными состояниями. Мы, таким образом, подошли к дефиниции измененного состояния сознания.
Итак, в связи с тем, что мы наблюдаем в анатомии человеческой психики четыре карты, то и классификация ИСС будет состоять из четырех основных групп: 1) ИСС, связанные с биографической картой, 2) ИСС, связанные с индивидуальной бессознательной картой, 3) ИСС, связанные с перинатальной картой, 4) ИСС, связанные с трансперсональной картой. Третья и четвертая группы ИСС представляют огромную группу ИСС, именуемую холотропными состояниями.
Но что же собой представляет само понятие ИСС? Прежде, чем дать определение ИСС, необходимо, дать дефиницию такому понятию, как психическое состояние. Психические состояния, наряду с процессами и свойствами, относятся к основным категориям психических явлений. В советской психологии изучение психических состояний в личностном аспекте начато сравнительно недавно и связано с именем Н.Д.Левитова. Опираясь на его исследования (см. Н.Д.Левитов. «О психических состояниях человека», М., 1964), приведем следующую дефиницию понятия психического состояния: «Определение психического состояния как особой психологической категории формулируется так: это – целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности» (Н.Д.Левитов. «О психических состояниях человека», М., 1964, с.18). Более короткую формулировку этого определения можно выразить следующим образом: психическое состояние – это род психической деятельности, выражающейся в единстве поведения и переживания индивида в континууме времени.
Измененные состояния сознания – это большая группа психических состояний, объединенных по определенному признаку. Отличительным критерием ИСС является изменение объема сознания в ту или иную сторону. Таким образом, мы можем дать следующее определение: ИСС – определенное психическое состояние, характеризующееся изменением объема сознания. Традиционно все ИСС делят на расширенные и суженные. Расширенные ИСС связаны с увеличением объема сознания, суженные ИСС связаны с уменьшением объема ИСС. Во всех видах ИСС мы наблюдаем способность к рефлексии, выраженную в большей (как, к примеру, в расширенных состояниях сознания) или меньшей (как, к примеру, в трансовых и суггестивных состояниях сознания) степени, чем при нормальном (обычном) состоянии сознания. Что касается просветления, то этот вид измененного состояния сознания несомненно является ярчайшим представителем группы расширенных ИСС, причем предельным его вариантом, который еще именуют как высшее состояние сознания.
В заключение этой главы нам необходимо дать последние дефиниции, связанные с понятиями истинного и ложного «Я».
Ложное «Я» человека – психическое образование в человеке, связанное с отождествлением себя с индивидуальностью. Под индивидуальностью мы понимаем совокупность всех психических черт, способов поведения субъекта, которые отличают его от других. Иными словами, индивидуальность и ложное «Я» являются родственными, но не синонимичными понятиями. Индивидуальностью обладают как животные, так и люди, но ложным «Я» обладают только люди. Как, впрочем, и истинным «Я». Потому что истинным «Я» человека является психическое образование в человеке, связанное с отождествлением себя с личностью. В этой связи дадим определение личности на которое будем опираться в своих дальнейших рассуждениях: личность – трансцендентное духовное образование в психическом бытии человека, которое побуждает человека к поиску смысла существования. Если пользоваться терминологией трансперсональной психологии, то личность можно определить в следующих терминах: личность – психическое образование в индивиде, обусловленное трансперсональной картой, но осознаваемое как «Я» человека, как его духовная самость.
Таким образом, мы подошли к еще одному аспекту просветления -просветление это не только состояние, но и процесс, развернутый в пространстве и времени. Этот процессс, однажды начавшись, не имеет конца. В эзотерике этот принцип именуется следующим образом: в духовном нет падения. Иными словами, однажды духовно проснувшись, человек не может больше уснуть и даже после наступления физической смерти его личность (духовная самость) не прекращает своего существования, а переходит на другой уровень существования, либо вновь рождается в новом физическом теле. Почему происходит повторное воплощение в физическое тело? Потому что в предыдущем своем воплощении личность не смогла достичь определенного уровня развития. Чтобы читатель смог лучше это понять, необходимо акцентировать его внимание на основных положениях теории реинкарнации.
1. Существует только одна душа – душа мира (Творца), или Anima Mundi, которая инкарнируется в материю мира и таким образом эволюционирует. Ее внутренняя структура делится на пять частей – нефеш, руах, нешама, хая и ехида. Эти части соответствуют пяти частям духовного мира – Асия, Ецира, Брия, Ацилут и Адам Кадмон. Инкарнационная эволюция души выглядит следующим образом: во время зачатия инкарнируется в материю уровень нефеш; с 3-го дня зачатия инкарнируется уровень руах; в момент рождения человеческого тела, с первым его вдохом инкарнируется уровень нешама, в момент осознания своего истинного «Я», именуемого личностью, инкарнируется уровень хая; в момент осознания воли Творца и намеренного исполнения Его заповедей, инкарнируется уровень ехида. 2. Душа мира имеет половое разделение. Мужская часть души именуется Адамом, женская – Евой. Половое разделение на энергетическом уровне проявляется как двухполюсное разделение на плюс и минус. 3. Инкарнируясь в материю на уровне мира Ацилут, душа временно разделяется на части. Количество таких частей может достигать 600 000.
4. Количество человеческих душ не совпадает с количеством человеческий тел, так как не каждое человеческое тело имеет душу, находящуюся на уровне развития, именуемый Человек. Но каждый человек имеет душу, находящуюся на уровне развития, именуемый Животное, и именуемую нешама. Иными словами можно сказать, что личностью не рождаются, а становятся. Родившись личностью человек переходит на другой уровень эволюционного развития и обретает свою обитель в Царстве Небесном, или в духовном мире именуемым Ацилут, а его душа обретает дополнительную часть души мира, именуемую светом хая. 5. Мужской корень души прорастает только в мужском человеческом теле, женский корень души – только в женском человеческом теле. Случаи, когда в мужское тело инкарнируется женская душа, а в женское тело инкарнируется мужская душа возможно, но они проявляются в нашем мире в виде различного рода сексопатология (трансвестизм, гомосексуализм и т.д.). 6. Срок, отведенный для инкарнирования одной части общей мировой души в среднем составляет 144 года. Максимальный срок, отведенный на созревание и духовный подъем души, равняется 120 годам.
7. В течение одного инкарнационного цикла душа человека должна пройти 125 ступеней развития, возвышаясь по пяти духовным мирам (Асия, Ецира, Брия, Ацилут, Адам Кадмон).
8. Чтобы этот Путь был наиболее легким, человеку даны заповеди, исполнение которых обеспечивает надежность и благополучность прохождения Пути. Таких заповедей насчитывается 613, суть которых сводится к 10 основным заповедям Моисея. Осознанное и намеренное исполнение этих заповедей уровня знаменует инкарнацию ехида.
9. Несоблюдение хотя бы одной заповеди в течение всей жизни человека, в то время, когда ее возможно было соблюсти, обрекает человеческую душу на повторное инкарнирование. Повторное инкарнирование души человека происходит только в человеческое тело, причем тот духовный опыт, который был достигнут душой во время предыдущей инкарнации, остается и проявляется в новом физическом воплощении в виде определенных свойств, именуемых в психологии задатками. 10. Прохождение 125 ступеней развития по пяти духовным мирам с соблюдением 613 заповедей означает окончание эволюционного развития мировой души на человеческом уровне и переход ее на новый уровень существования, об особенностях которого запрещено говорить на данном этапе развития человеческой цивилизации, т. к. общий уровень духовного развития человечества еще недостаточен для понимания этой информации.
Эти положения инкарнационной теории известны каждому посвященному, принадлежащему той или иной эзотерической школе Примордиальной Традиции. Академическая наука, в основе своей, пока отрицает эти положения, хотя и в ней происходят заметные революционные изменения как в сфере естественных наук (напр., квантовая физика), так и в сфере гуманитарных наук, например, трансперсональная психология.
Наконец, необходимо дать читателю несколько рекомендаций по поводу того, что не является просветлением. Ведь, несмотря на то, что мы дали положительное определение этому феномену, не лишним будет дать и второе рабочее определение, которым мы будем пользоваться гораздо реже, т.к. оно является отрицательным по существу, т.е. дает нам критерии того, чем просветление не является. Необходимость этого вызвана тем, что это определение для многих читателей может стать более доступным для понимания и легче введет его в круг проблем, рассматриваемых в данной книге.
Итак, просветление:
– не патология. Несмотря на то, что некоторые ИСС могут наблюдаться при определенных заболованиях, сами ИСС и просветление, в частности, не являются патологией;
– не является функцией мозга, или способностью тела. Иными словами, мы не можем по собственному желанию каким-либо образом (психоделиками, медитацией, дыхательными упражнениями и др.) достичь просветления, т.к. это прерогатива Мироздания. Просветляет человека сама Природа (Творец). Человек может только создавать для просветления лишь необходимые условия, наличие которых еще не будет гарантировать достижение просветления. Поэтому нет определенного пути, ведущего к просветлению, но существует множество путей ведущих к просветлению и нам неведомых. Именно поэтому существует так много эзотерических Школ, которые ставят целью достижение просветления, но далеко не каждый человек прошедший в них обучение, достигает намеченной цели.