От авторов
Авторы монографии: Мельников Сергей Борисович – доктор экономических наук, профессор, кандидат педагогических наук, профессор кафедры менеджмента Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, действительный член РАЕН; Мельников Михаил Сергеевич – кандидат экономических наук, доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова; Мельникова (Мурзак) Наталия Сергеевна – кандидат экономических наук, директор АНО ДПО «АЗиВУМ» выражают благодарность «Академии здоровья и высшего управленческого мастерства» за оказанное содействие в проведения настоящего исследования и выхода в свет публикации.
Монография «Роль России в развитие цивилизации: лидерство в концептуальном управлении» состоит из двух частей. Часть 1 «Стратегическое будущее России: предпринимательство, бизнес и инкорпоративная экономика территорий и регионов» и часть 2 «Стратегия будущего России: пошаговый алгоритм разработки стратегии будущего России и создания механизмов её реализации»
Часть 1 написана и предназначена гражданам от 14+, интересующимся будущим России, потому что их будущее – это сегодняшний день, который наступит завтра! Каким будет их завтрашний день и их будущее зависит от каждого из них!
Уровень и качество жизни, комфортность и безопасность зависят от тех, живут ли люди за счет друг друга – в условиях капиталистической модели экономического развития и хозяйствования, или станут богатыми и будут жить в комфортных и безопасных условиях вместе с другими – в условиях некапиталистической (или инкорпоративной) модели экономического развития и хозяйствования.
Выделим два принципиальных аспекта развития:
1. От капиталистических (корпоративных) отношений граждан к некапиталистическим (инкорпоративным) отношениям развития предпринимательства и бизнеса, экономики территорий и регионов.
2. Создание нового рынка – инкорпоративного делового экономико-управленческого образования для развития и дополнения существующего капиталистического экономико-управленческого образования.
Крайне важно научить граждан разработать и внедрить механизмы реализации инициатив Президента РФ (Указы 2018г. и 2020г., 2021г.), и конституционное положение ст.7, п.1.: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» в части роста доходов каждого гражданина и создания механизмов формирующих институциональную среду устранения причин бедности.
Как думают граждане, так и делают, и соответственно, то и имеют в жизни! Чтобы по-новому думать, нужны новые знания для того, чтобы по-новому делать, и иметь желаемые результаты уровень и качество жизни своей мечты!
Желаем каждому понимания своей миссии в жизни (ради чего он родился) и воплощения собственной мечты в России!
С уважением, авторы
Глава 1. Институциональные основы развития
«Все более актуальной становится проблема морального лидерства и создания привлекательной идейной основы будущего мироустройства» Указ Президента РФ от 02.07.2021г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации "
1.1. Проблемы развития цивилизации и России
Углубляется мировой системный кризис, вызванный механизмами реализации капиталистического метода (способа) хозяйствования, затрагивающий экономические и национальные интересы России.
Растет число негативных явлений в развитии современной цивилизации, принимаемые меры зарубежными странами и проводимая ими «борьба» сними в институциональных условиях капиталистической модели экономического развития и хозяйствования порождает всё новые и новые проблемы.
ООН выделила 17 приоритетных проблемы развития современной цивилизации, с которыми надо «бороться»:
Переход 12.12.1993г. России с социалистической модели экономического развития и хозяйствования на капиталистическую модель экономического развития и хозяйствования породил более 70 проблем1 в развитии гражданского общества, которые освещаются в СМИ. Они беспокоят граждан, «принимаемые меры борьбы», а не устранение их причин, вот уже 30 лет не дают желаемых результатов.
Если причины проблем не устраняют, а с ними «борются», значит это кому-то выгодно!
Ученые и специалисты, занимающиеся вопросами экономического роста, прилагают к этому огромные усилия в течение последних 100 лет. Одни ученые связывали достижение данного социально значимого результата с капиталистическим методом хозяйствования, другие с социалистическим или коммунистическим (несоциалистическим) методом хозяйствования.
Сегодня стало очевидным и понятным большинству, что известные управленческие и экономические теории, ориентированные на капиталистический или социалистический пути развития, не служат для достижения позитивных результатов выхода из мирового системного кризиса.
Существование разных экономических систем и различия в их функционировании до сих пор не получили удовлетворительного объяснения со стороны ученых, занимающихся разработкой институциональных основ общественного развития. А причина проста – существующим теориям не под силу эта задача. Последние 50 лет западные ученые и последние 30 лет российские ученые ориентировались на поиск решений вопросов экономического роста, ориентируясь на процесс глобализации капиталистической (завуалированно называя «рыночная») модели экономического развития и хозяйствования. Они исходят из аксиомы о том, что права частной собственности являются совершенными, а рынок – уникальный механизм регулирования общественных отношений и др.
Окончательную точку в рассуждениях о том, что жить так больше нельзя, и необходима новая парадигмы развития, поставил Д. Норт (лауреат Нобелевской премии). Вопросы, на которые он пытался найти и дать ответ в ХХ в., «главные загадки человеческой истории: как объяснить широкую дивергенцию (расхождение) траекторий исторических изменений? Почему общества так отличаются друг от друга? Как объяснить глубокие различия между обществами? Почему богатые общества переживают многолетнюю стагнацию или даже абсолютный упадок?»2. Ответа он так и не нашел! Но он акцентировал внимание ученых и подвел развитие управленческой мысли к пониманию того, что надо искать новую парадигму общественного развития и управления им.
Авторы согласны с точкой зрения ученых из Гарварда, что мы вступили в новый исторический этап развития цивилизации, который знаменует «конец корпоративного империализма, что означает не только новые взаимоотношения между развитыми и развивающимися экономиками, но и конец эры централизации корпоративной власти»3.
Мы считаем, что ответы надо искать в различиях между базовыми институтами институциональных матриц методов хозяйствования, и механизмами их реализующими, так как именно они в их взаимодействии определяют направление (вектор) и характер изменений общественного развития. Создать условия, при которых в обществе будут отсутствовать голодающие, нищие и бедно живущие люди можно только используя механизмы инкорпоративного (некапиталистического) метода хозяйствования. Институциональные основы социалистического или капиталистического, или коммунистического (несоциалистического) не позволяют создать вышеуказанных условий жизнедеятельности людей4. Сегодня, благодаря работам выдающихся ученых институционалистов, человечество знает, что институты определяют вектор и траекторию развития общества, динамику социально-экономического развития территорий и регионов, а главное – уровень и качество жизни их населения.
Современное состояние общественных наук характеризуется как этап, предшествующий появлению новой парадигмы общественного развития (способа устранения причин проблем экономического развития территорий и регионов, развития современной цивилизации). Это означает, что возникла объективная необходимость смены исследовательских парадигм, обновления известных постулатов, формирования новых общетеоретических рамок для объяснения социальных, политических, финансовых, экологических и экономических процессов развития территорий и регионов.
Назрела необходимость выявить и исследовать базовые институциональные матрицы, латентно определяющие многообразие, направленность и динамику общественного развития, характер происходящих на поверхности социально-экономических процессов.
1.2. Понятие института
На конкретной ступени развития общества, в процессе хозяйствования – производства блага и его распределения, люди вступают в определенные отношения, которым соответствуют определенные социальные, политические, финансовые и экономические институты.
История общественного развития есть история становления, развития и смены институтов. На смену менее эффективным институтам приходят новые более эффективные и результативные институты хозяйствования.
Институты – регуляторы человеческих отношений, следовательно, регуляторы общественных явлений.
Институт – это «правила игры» (поведения людей), нормы отношений между людьми по правилам поведения и механизмы выполнения (принуждения) правил в соответствии с нормами поведения.
где: И – институт, P – правила поведения (отношений), N – нормы отношений, F – механизм принуждения выполнения правил поведения по нормам отношений.
Институт следует рассматривать:
– как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности»;
– как «совокупность разработанных людьми ограничений, структурирующих человеческие взаимодействия», нормы взаимоотношений;
– как механизм принуждения исполнения правил по нормам поведения.
В теории институтов мы рассмотрим три институциональные матрицы: «общество», «хозяйствование», «экономика». В каждой из этих институциональных матриц выделяются три базовых института.
Базовые институты взаимообусловлены, определяют содержание и поддерживают функционирование друг друга, образуя систему более высокого порядка, которую назвали институциональной матрицей. Главной функцией базовых институтов является регулирование основных сфер общественной жизни.
Базовые институты складываются и развиваются по мере развития общественных отношений, а формируются и проявляются они в «зрелом виде» во все более развитых и в цивилизованных формах.
С позиции институциональных матриц базовые институты следует трактовать как глубинные, исторически устойчивые формы социально-экономической практики, обеспечивающие воспроизводство социальных связей и отношений на разных этапах общественного развития. Базовые институты представляют собой исторические инварианты, которые позволяют обществу выживать и развиваться, сохраняя свою самодостаточность и целостность в ходе исторической эволюции.
1.3. Институциональные матрицы
«Чтобы найти истину, каждый должен хоть раз в жизни освободиться от усвоенных им представлений и совершенно заново построить систему своих взглядов». Р. Декарт
Само слово «матрица» происходит от латинского matrix (matricis), что значит «матка». В самом общем виде матрица означает общую основу, схему, некую исходную, первичную модель, форму, порождающую дальнейшие последующие воспроизведения чего-либо.
Институциональная матрица – это модель базовых институтов, складывавшихся по мере развития цивилизации людей – «человечества».
Институциональная матрица обеспечивает взаимосвязанное функционирование основных базовых институтов.
Институциональная матрица – это устойчивая исторически сложившаяся система базовых институтов.
Институциональные матрицы – это формы общественной интеграции в основных сферах жизнедеятельности человека (социума): общество, хозяйствование и экономика.
Методы хозяйствования различаются, образующими их базовыми институтами институциональных матриц.
Институциональные изменения общественного развития могут иметь следующие тенденции:
кризис системы управления (характеризуется резко понижающейся тенденцией развития) – это резкое изменение условий движения «вперед» к худшему результату;
инволюция системы управления (характеризуется постепенно понижающейся тенденцией развития) – это медленное изменение условий движения «вперед» к худшему результату;
устойчивое состояние системы управления – это ее стабильность и неизменность;
эволюция системы управления (характеризуется постепенно повышающейся тенденцией развития) – это медленное и последовательное изменение условий движения «вперед» к желаемому результату;
революция системы управления (характеризуется резко повышающейся тенденцией развития) – это кардинальное и быстрое изменение условий движения «вперед» к желаемому результату;
Свойства институциональных матриц и институтов их образующих:
1. Мир дуален (дихотомичен) и каждое явление (предмет познания) имеет две противоположности «плюс» и «минус»: институты дуальны и имеют две противоположности.
2. В институтах наличие двух противоположностей является источником развития, в институциональных матрицах в них генетически заложены функциональные возможности развития общества (результаты их функционирования).
3. Матрицы «общество», «экономика» и «хозяйствование» вместе объясняют природу развития цивилизации, в то время как каждая из них – лишь аспект развития современной цивилизации.
1.4. Институциональная матрица «хозяйствование»
Люди находятся между собой всегда в определенных отношениях. Поэтому развитие гражданского общества, процесса хозяйствование и экономики территорий и регионов – есть результат взаимодействия людей, результат их отношений. На луне нет экономики, общества, рынка, хозяйствования, собственности, т.к. нет людей. Всё перечисленное – это институты, а именно конкретные отношения, возникающие между людьми.
Хозяйствование – это производство блага (в виде товаров, продуктов и услуг) и его распределение.
Базовыми институтами институциональной матрицы хозяйствования, интегрирующей и четко обозначающей этапы и типы общественного развития, являются: институт собственности (отношение собственности), институт рынка (рыночные отношения) и институт власти (властные отношения).
Институциональная матрица хозяйствования представляет собой систему институтов, интегрирующих отношения людей в основных сферах жизнедеятельности социума – собственность, рынок и власть. Она задает социальные источники прав, обязанностей и ответственности, которые санкционируют получение благ.
Название институциональной матрицы хозяйствования определяет «название типа общества»: социалистическое общество, капиталистическое общество, инкорпоративное (некапиталистическое) общество, коммунистическое (несоциалистическое) общество и другие.
С точки зрения институционального подхода можно выделить восемь методов хозяйствования и способов решения конкретных задач развития территорий и регионов, характеризующихся различием содержания образующих их базовых институтов. Другими словами, какой бы конкретный из восьми методов хозяйствования мы бы не рассматривали, сущность его составляют содержание трех базовых институтов – собственность, власть и рынок, определяющих способ (метод) производства блага – хозяйствование.
Так как история представляет собой деятельность «человека хозяйствующего», то хозяйствование есть деятельность человека по удовлетворению своих потребностей и является способом создания благ. В процессе хозяйственной деятельности людей формируются определенные экономические институты. Инструментом хозяйствования всегда выступает экономика, посредством которой происходит трансформация ресурсов в товары, продукты и услуги, удовлетворяющие постоянного растущие потребности людей.
Хозяйствование – это производство блага: товары, продукты и услуги, которые удовлетворяют постоянно растущие потребности людей; институт, который обозначает отношения между людьми.
Метод (или способ – это синонимы) – всегда отвечает на вопрос: «КАК?» Вот почему мы говорим: «Как хозяйствуем, – так и живем!»
1.5. Восемь методов хозяйствования
Экономический и политический порядок создается тогда, когда люди согласуют (вольно или невольно) свое поведение с определенными правилами (принципами, законами).
Приведем формулы четырёх методов хозяйствования:
На рисунке показаны три модели экономического развития и хозяйствования:
Институциональная матрица «метод хозяйствования»:
Методы хозяйствования:
1.6. Механизмы перехода общества от одного метода хозяйствования к другому
Что важно знать? То, что метод хозяйствования, выбранный гражданами для решения задач социально-экономического развития территорий и регионов, определяет уровень и качество их жизни.
Каждый метод хозяйствования может дать только те результаты общественного развития, которые могут быть получены механизмами его реализации.
У государства, каждого человека и общества имеются одинаковые устремления, которые определяются попытками решения многовековых проблем: роста доходов; продления творческой активности жизни человека без заболеваний; снижения безработицы; обуздания инфляции и т.д.
Отношения финансовых интересов человека, общества и государства в зависимости от метода хозяйствования:
В каждом методе хозяйствования генетически заложен результат – качество жизни населения.
Капитализм – способ удовлетворения частных интересов за счет других, т.е. законодательно разрешено каждому гражданину Российской Федерации становиться богатым за счет других.
Социализм – способ удовлетворения общественных интересов, который даёт возможность быть бедным вместе с другими.
Инкорпоратизм – способ удовлетворения индивидуальных интересов, дающий возможность становиться и быть богатым вместе с другими, посредством развития инкорпоративной собственности.
Метод хозяйствования определяет тип экономики и результаты социально-экономического развития территории (региона), уровень качества жизни. Каждый человек делает выбор, как развиваться территории и региону своего проживания?
1.7. Три пути развития
На первом пути человек принимает жизнь и события такими, какие они есть. Человек живет для других, не для себя. Он разделяет бедность покорно. Эта покорность является эволюционной остановкой, и она характерна для социалистического метода хозяйствования. Это путь прошлого развития России до 12.12.1993 года.
На втором пути человек противопоставляет себя другим в стремлении к власти и богатству в любой форме и любой ценой. Человек живет для себя и богатеет за счет других. Это всегда порождает зависть и желание у других людей стать богатыми за счет первого. Это путь безысходного и кризисного состояния общества, характерного для капиталистического метода хозяйствования. Это путь настоящего развития России с 13.12.1993 года.
Третий путь – творческий путь развития человека, позволяющий, становится богатым вместе с другими. Человек занимает свое место в обществе в соответствии с его профессиональной квалификацией, отвечая за свои слова и действия. Это инкорпоративный (договорные отношения, совместное и равное владение собственностью) путь процветания России. Инкорпоратизм создает условия, при которых будут отсутствовать граждане Российской Федерации, которые голодают, живут в нищете и бедности. Люди будут жить в достатке, а в соответствии с профессиональной востребованностью обществом будут жить богато, очень богато и супербогато. Инкорпоративный метод хозяйствования – это путь к миру и эволюционному развитию человечества.
Рассмотрим соотношение результатов влияния метода хозяйствования на гражданское общество:
Обозначения: качество жизни населения. Го – голодные, Ни – нищие, Бе – бедные, До – достаток, Бо – богатые, ОБ – очень богатые, СБ – супербогатые.
Поведение людей в условиях различных методов хозяйствования:
Можно с достаточной уверенностью сказать, что будущее России за инкорпоратизмом.
Развитие государства «всеобщего благосостояния» так и останется капиталистической и социалистической утопией. В условиях капитализма и социализма деньги содействуют превращению всех социально значимых факторов (товаров, услуг, статусов, идентификации личности) в предметы с конкретной денежной стоимостью, позволяет тому, кто располагает деньгами, покупать не только товары, но и общественное положение, гражданский статус. Перевести в денежное выражение можно и человека, что достаточно наглядно иллюстрирует известная фраза-вопрос: «Сколько он стоит?»
Инкорпоратизм – это «договорное общество», в котором главным обстоятельством, способствующим освобождению и росту благосостояния человека, является баланс личных и инкорпоративных интересов, через установление договорных отношений между людьми. Обычно, такой договор определяет взаимные обязательства сторон с точки зрения баланса инкорпоративных и личных интересов. Другими словами, договор описывает права, ответственность и обязанности точным и недвусмысленным языком. Он резко отличается от нечетко выраженного, расплывчатого набора прав и обязанностей, и отсутствия ответственности за качество жизни людей в условиях капиталистического и социалистического методов хозяйствования.
1.8.
Институциональная матрица «экономика»
Экономика – это институт, т.е. слово, обозначающее отношения между людьми.
Базовые институты институциональной матрицы «экономика» являются: производство, финансы, торговля.
Экономика – это инструмент хозяйствования; механизм производства – трансформации ресурсов в товары, продукты и услуги, удовлетворяющие потребности людей.
Человечеству из поколения в поколение на протяжении последних двух столетий внушают понятие о том, что экономика – это наука об использовании «ограниченных ресурсов» в целях удовлетворения не ограниченных потребностей человека.
В действительности экономика функционирует не сама по себе, а в первую очередь, в единстве с наукой, с одним из базовых институтов институциональной матрицы «культура».
Наука познает закономерности развития человека, природы и общества. Наука открывает безграничные возможности для удовлетворения постоянно возрастающих потребностей людей.
Таким образом, ограничены не сами ресурсы, а наши представления о возможностях человека, общества и природы.
Следует всегда помнить, что мы говорим об эффективности и результативности экономики с точки зрения механизмов реализуемого обществом метода хозяйствования по достижению социально значимых целей.
Исходя из этого, выделяют в соответствии с методом хозяйствования, реализуемого обществом следующие типы экономик: социалистическая экономика, капиталистическая экономика, коммунистическая (несоциалистическая) экономика, инкорпоративная (некапиталистическая) экономика и др.