Добро пожаловать в официальное руководство по Construct 3, Этот мануал создан чтобы облегчить обучение новичкам в сфере создания игр.
Construct 3 позволяет легко и быстро разрабатывать игры прямо в браузере. Данное руководство содержит полнейший справочник по всем функциям в Construct 3.
Руководство начинается с описания интерфейса Construct и как выполнять основные задачи. Далее в руководстве представлен подробный справочник по всем плагинам и поведениям, включая объекты System.
Если вы столкнулись с проблемой, то в первую очередь проверьте руководство на наличие информации по вашему вопросу.
Упорные пользователи могут захотеть прочитать руководство, чтобы узнать обо всех возможных функциях движка. В руководстве вы можете найти множество скрытых функций, о которых вы не знали ранее. Здесь же они полностью задокументированы.
Запуск движка Construct 3
Construct 3 запускается прямо в вашем браузере. Скачивать и устанавливать что-либо не нужно. Просто посетите сайт программы через любой современный браузер и движок запустится. Это позволяет легко переключаться между устройствами, использовать общественные компьютерные терминалы (даже со строго ограниченным доступом), или без последствий запускать движок в компьютерной лаборатории или офисе.
Запуск движка как приложение
Вы можете добавить Construct 3 на рабочий стол, на полку (shelf) в Chrome OS или на домашний экран в Android. В таком случае на вашем рабочем экране будет создана иконка для запуска в качестве приложения. Это отличный способ, упрощающий доступ к Construct, который экономит место на экране, скрывая адресную строку и вкладки браузера.
Иногда в главном меню появляется опция «Установить как приложение» (Install as app). Нажмите на этот параметр, чтобы установить движок как приложение на свое устройство.
Иногда эта иконка появляется в адресной строке браузера.
В качестве альтернативы, если вы используете Chrome, вы сможете найти его в меню браузера:
– Android – нажмите кнопку меню и выберете «Добавить на главный экран» (Add to Home screen).– Windows/Linux – нажмите кнопку меню и выберете Install Construct 3. – Chrome OS – нажмите кнопку меню и выберете Дополнительные инструменты > Добавить на полку (More tools > Add to shelf).
Работа движка Construct 3 в режиме оффлайн.
Construct 3 может работать в автономном режиме! Вам не обязательно всегда быть подключенным к Интернету. Вам нужно быть в сети при первой загрузке движка. После первого запуска через некоторое время вы увидите в углу экрана уведомление, указывающее что движок готов к работе оффлайн. Обязательно дождитесь этого уведомления. Только тогда Construct 3 сможет работать в автономном режиме.
Удобнее всего использовать движок в автономном режиме совместно с функцией «Добавить на рабочий стол/полку/домашний экран».
Обновления движка Construct 3.
Construct 3 обновляется автоматически. Он сообщит вам о появлении новой версии и когда она будет обновлена.
На официальном сайте находятся списки всех версий с подробной информацией по каждому обновлению. Также присутствуют ссылки для запуска более старых версий в случае возникновения проблем с обновлениями.
Чтобы проверить какую версию движка вы используете, откройте главное меню Construct 3 и нажмите «О программе» (About).
Вы можете включить уведомления по электронной почте о доступности новых обновлений. Разработчик также публикует информацию об обновлениях на страницах Facebook и Twitter.
Учетная запись Construct 3.
При первом запуске Construct 3 вы будете его использовать в качестве Гостя (Guest). Это значит, что вы не вошли в учетную запись. Construct 3 показывает текущий статус вашей учетной записи в правом верхнем углу. При нажатии на значок Guest откроется меню с некоторыми параметрами учетной записи.
Преимущества использования аккаунта.
Пока вы не приобретете подписку, Construct 3 будет работать в режиме ограниченной бесплатной версии, о чем сигнализирует ярлык «Бесплатная версия» (Free edition) на значке учетной записи. На странице сравнения тарифных планов перечислены все ограничения бесплатной версии. Там же можно купить подписку и снять все ограничения.
Страница сравнения тарифных планов.
Гости имеют более низкие лимиты в Бесплатной версии, чем зарегистрированные пользователи. Гости могут использовать не более 25 events (событий) в проекте. После регистрации и входа в учетную запись Construct 3 ваш лимит поднимется до 40 events. После подтверждения адреса электронной почты – до 50.
Если вы приобретаете Construct 3, то вы должны войти в систему с той же учетной записью, чтобы использовать все функции движка.
После входа в учетную запись, ярлык Free edition исчезнет, указывая на наличие активной подписки и снятые ограничения.
В любой момент вы можете нажать на View details (Посмотреть подробности) в меню учетной записи, чтобы открыть диалоговое окно с подробной информацией о вашей учетной записи.
Работа Construct 3 в автономном режиме
Если вы приобрели подписку и работаете в режиме оффлайн, то вы должны запускать Construct 3 с активным подключением к Интернету не реже одного раза в 7 дней. Это необходимо для подтверждения подписки. Если вы не покупали подписку, то можете работать в автономном режиме постоянно.
Коды доступа к Образовательной лицензии
Если у вас Образовательная лицензия, то вы можете создать ограниченный по времени код доступа в разделе подписок вашего профиля.
Это позволит студентам использовать лицензионную версию Construct 3 в течении заданного промежутка времени. Код доступа может использоваться одновременно несколькими пользователями в пределах количества мест, согласно вашему тарифному плану.
После создания кода доступа, поделитесь им со своим классом. Студенты смогут запустить Construct 3, выбрав параметр Enter access code (Ввести код доступа) в меню меню учетной записи, введя код.
Студенты получат доступ к полной версии движка. Это также можно сделать при помощи Гостевой учетной записи. Студентам не придется регистрировать свои собственные учетные записи.
По истечению срока действия кода доступа, движок уведомит пользователя и вернется к бесплатной версии.
Коды доступа предназначены для использования в классе. Пользователям с подпиской Personal или Business нет необходимости в их использовании.
Construct 3 на мобильных устройствах
Construct 3 работает на мобильных устройствах, таких как планшеты и смартфоны. Обязательно ознакомьтесь с системными требованиями для поддерживаемых устройств. Эти устройства обычно оборудованы сенсорным вводом и часто имеют небольшой экран.
Удобнее всего использовать Construct 3 на планшете с большим экраном, хотя и на мобильном телефоне он тоже будет работать.
Движок сам адаптирует свой внешний вид к этим устройствам. На мобильном устройстве это будет выглядеть примерно так:
пользуются большей популярностью у пользователей.Данное руководство написано в первую очередь для настольных устройств. Они обеспечивают максимальную производительность. Однако вам не составит труда использовать сенсорный экран вместо кликов мышью:
удерживайте элемент. Через мгновение появится всплывающее меню.– Если в руководстве говорится, что нужно кликнуть или выбрать какой то элемент, просто нажмите на него. – Если в руководстве сказано о двойном клике, вам нужно коснуться экрана дважды. – Если в руководстве указано, что нужно произвести щелчок правой кнопкой мыши или открыть контекстное меню, то просто нажмите и доступ к панелям в Construct 3 на мобильных устройствах
В связи с тем, что большинство мобильных устройств имеют маленькие экраны, движок Construct 3 по умолчанию скрывает панели управления.
К другим вы можете получить снова проведя пальцем сбоку. При этом предыдущая панель задвинется, а следующая появится за ней.Чтобы получить доступ к этим панелям, проведите пальцем сбоку экрана и панель выдвинется. Так как панелей несколько, доступ к Последовательность панелей с левой стороны экрана:
1. Properties Bar (Панель свойств)
2. Bookmarks Bar (Панель закладок)
3. Find Results Bar (Панель с результатами поиска)
4. Z Order Bar (Панель Z Order) Последовательность панелей с правой стороны экрана:
1. Project Bar (Панель проекта)
2. Layers Bar (Панель слоев)
3. Tilemap Bar (Панель Tilemap)
Если вы дойдете до последней панели, то последовательность начнется сначала, циклически перебирая набор панелей для этой стороны.
Панели можно закрыть, проведя по ним в противоположном направлении.
В следующий раз, когда вы проведете пальцем сбоку экрана, вы вернетесь к последней панели, которая была ранее закрыта на той.
Это поможет вам пользоваться нужной панелью несколько раз, при необходимости.
Редактор анимаций в Construct 3 на мобильных устройствах
При работе с редактором анимаций в Construct 3 на мобильном устройстве такой же подход смахивания (свайпа) экрана приведет вас к панелям редактора анимацмй. Сюда входят такие функции, как палитра цветов и свойства анимации.
Изменение режима пользовательского интерфейса (UI)
эффективно использовать планшет при работе с Construct 3.К некоторым мобильным устройствам можно подключить мышь и клавиатуру. Если у устройства большой экран – это позволит вам перейдите в Menu > Settings и измените UI mode на параметр Desktop.Если вы подключите мышь и клавиатуру, то Construct 3 может по прежнему использовать мобильный пользовательский интерфейс, предназначенный для сенсорных дисплеев. Вы можете принудительно переключить движок в режим настольного компьютера. Для этого (Mobile).После отключения от вашего устройства клавиатуры и мыши, переключите режим UI на автоматический (Automatic) или мобильный.
Интернет-соединение для Construct 3
Construct 3 может работать в автономном режиме. Для первой загрузки движка вы должны быть онлайн. При первой загрузке движка дождитесь появления уведомления в углу экрана, свидетельствующее что Construct 3 готов к работе в автономном режиме. После этого вы можете использовать движок без подключения к Интернету.
Если вы купили подписку и перешли в автономный режим. то вы должны запускать Construct 3 с подключенным Интернетом не реже одного раза в 7 дней. Это необходимо для подтверждения подписки.
Если вы пользуетесь бесплатной версией, то вам не обязательно подключаться к сети для подтверждения подписки.
Поддерживаемые движком Construct 3 браузеры
Construct 3 будет запускаться в любом современном браузере, включая:
– Microsoft Edge, версия 79+– Google Chrome, версия 57+ – Другие браузеры, работающие на движке браузера Chrome (Chromium), например Яндекс и Opera, при обновлении версии Chromium 57+ – Firefox, версия 55+ – Safari, версия 13+ Construct 3 не поддерживает браузер Internet Explorer. Однако в Windows 10 компания Microsoft заменила его браузером Edge, который поддерживается движком, начиная с версии 79+. Нужно понимать, что современный Microsoft Edge на основе Chromium поддерживается, а устаревший Edge – нет.
Поддерживаемые операционные системы
Construct 3 будет работать в любой операционной системе с современным браузером, включая:
– iOS – любое устройство с версией 13+– Windows 7, 8, 8.1, 10 или новее – Mac OS X / macOS 10.9+ – Linux – 64-битная версия Ubuntu 14.04+, openSUSE 13.3+, Debian 8+, Fedora Linux 24+ – Chrome OS – любое устройство с версией 57+ – Android – любое устройство с версией 5.1+ и оперативной памятью 1Gb+
Поддержка WebGL
Construct 3 требует, чтобы ваш браузер поддерживал технологию WebGL.
WebGL – это современная высокопроизводительная графическая технология для браузеров. Все современные устройства поддерживают эту технологию.
Если вы увидите сообщение в браузере что WebGL не поддерживается – установите все доступные обновления для вашей системы, а также обновите графические драйверы.
Как вы можете видеть, системные требования движка Construct 3 очень просты и не требуют специального оборудования и программного обеспечения.
Раздел обзора движка Construct 3
В этом разделе мы начинаем непосредственное знакомство с движком Construct 3, его функциями и возможностями. Мы постепенно с вами будем разбирать каждую кнопку, каждую функцию и настройку. Изучив этот раздел вы получите первое представление об интерфейсе движка и его основных параметрах.
Данный раздел включает в себя несколько подразделов, таких как:
1. Обзор начальной страницы (Start Page)
2. Обзор интерфейса движка Construct 3
3. Структура проекта
4. Сохранение проектов
5. Совместное использование проектов
6. Совместная работа над проектами
7. Тестирование проектов
8. Публикация проектов
Рекомендую последовательно изучить все подразделы, чтобы ничего не упустить. Если ссылки на какие то разделы не доступны, то это значит, что материалы находятся в стадии перевода. Публикация на сайте производится по мере завершения переводов. Наберитесь терпения, скоро все переводы на русский язык будут доступны.
Стартовая страница (Start Page) движка Construct 3
При первом запуске движка отображается стартовая страница. Внешний вид этой страницы меняется в зависимости от размера окна или экрана вашего устройства. В этом разделе будет проведен детальный обзор стартовой страницы движка Construct 3 (Start Page). На экране настольного компьютера он будет выглядеть примерно так:
Начальная страница (Start Page) является полезной отправной точкой. Ее вы будете видеть каждый раз при запуске движка Construct 3. На этой странице расположены ярлыки для таких задач, как создание проекта (New Project), открытие существующего проекта из разных источников и хранилищ, а также набор полезных ссылок и библиотеку демонстрационных игр, шаблонов и примеров.
Start Page при переходе на нее, заполняет все окно браузера. При создании или открытии проекта появляется остальная часть рабочего интерфейса.
Запуск нового проекта в Construct 3
Для создания нового пустого проекта нажмите New Project (Новый Проект). Вам будет предложено ввести некоторые основные сведения о создаваемом проекте. Вы можете ничего не вводить, а просто нажать Create (Создать). Будет создан новый пустой проект в Construct 3 с настройками по умолчанию.
Есть еще одно хорошее место для начала – категория Templates (Шаблоны). Там представлен список проектов с заранее настроенной базовой игровой механикой, например игра типа Endless runner (Бесконечный бегун). Такая возможность поможет вам быстрее начать работу по созданию вашего проекта, а новички смогут быстрее получить результат, изменив шаблон под себя.
Примеры возможностей движка Construct 3
В движке присутствуют несколько демо-игр, в которые вы можете поиграть и изучить их строение. Например игра Demonoir.
В Construct 3 есть множество примеров, демонстрирующих работу различных функций. Все примеры отсортированы по уровню сложности:
3. Advanced Examples – примеры продвинутого уровня.1. Beginner Examples – примеры для начинающих. 2. Intermediate Examples – примеры среднего уровня.
Для быстрого просмотра демо-игры или примера нажмите кнопку Preview на стартовой странице напротив выбранной позиции.
Чтобы увидеть как устроен и как работает проект, нужно дважды нажать на его название в списке, или нажать кнопку Open Project напротив выбранного проекта.
После открытия проекта у вас также будет возможность попробовать его запустить. Для этого нажмите кнопку Preview (Предварительный просмотр) на главной панели инструментов или нажать клавишу F5 на клавиатуре.
После завершения работы с проектом, закройте его, выбрав Menu > Project > Close project (Меню > Проект > Закрыть проект).
После закрытия проекта вы попадете на стартовую страницу.
Для поиска примеров проектов воспользуйтесь строкой поиска над списком категорий.
Примеры проектов организованы по тегам, что облегает поиск нужной вам темы. Нажмите на тег в любом примере, чтобы увидеть все примеры с этим тегом.
Также вы можете нажать на категорию «More…» для отображения всех тегов.
Открытие существующих проектов Construct 3
Для открытия проектов Construct 3 вы можете использовать несколько источников:
– Локальное хранилище браузера.– Cloud – проекты, сохраненные в облачных хранилищах, например в Google Disk. – Локальные файлы и папки (зависит от поддержки браузером).
Вы также можете найти ранее сохраненные проекты в разделе Recent projects (Последние проекты)/
Дополнительную информацию по сохранению и загрузке проектов вы найдете в разделе Saving Projects (Сохранение проектов) этого руководства.
Вспомогательные ресурсы
На стартовой странице есть множество ссылок на другие ресурсы, которые помогут вам начать работу и лучше изучить Construct.
В нижней части стартовой страницы находятся ссылки на сообщества, форумы, аккаунты социальных сетей разработчика. Там вы можете следить за новостями и обновлениями. Там же вы найдете ссылки на другие учебные ресурсы и пособия.
Интерфейс движка Construct 3
В этой статье вы познакомитесь с интерфейсом движка Construct 3, с его основными рабочими областями и панелями.
На изображении ниже вы видите самые важные части пользовательского интерфейса (UI) Construct 3 с отмеченными номерами.
Обзор каждой позиции вы найдете чуть ниже по тексту. В этой статье мы рассмотрим каждый пункт поверхностно, но далее в руководстве вы можете прочитать о каждом из них подробно.
Изначально при первом запуске отображается только стартовая страница. Основная часть интерфейса появится после создания нового проекта или открытия существующего. Также внешний вид интерфейса будет зависеть от выбранной вами темы.
1. Кнопка главного меню. Нажмите на нее для открытия главного меню. В нем расположены такие пункты основных задач, как открытие и закрытие проектов, экспортирование, изменение настроек и т.д.
2. Основная панель инструментов. На ней расположены основные ярлыки наиболее часто используемых функций, такие как сохранение, отмена, повтор и предварительный просмотр. Обратите внимание на маленькие стрелки рядом с некоторыми кнопками. Нажав на стрелку вы попадете в раскрывающееся меню с дополнительными параметрами.
3. Вкладки просмотра. Эти вкладки позволяют переключаться между различными макетами (где вы размещаете объекты) и слоями событий (где вы задаете логику с помощью системы событий). Вы можете задать свой цвет каждой вкладке. Для этого нажмите правой кнопкой мыши по вкладке и зайдите в меню Colors (Цвета).
4. Значок учетной записи. Он показывает статус вашей учетной записи в Construct 3. Нажмите на него для входа в меню Account menu (Меню аккаунта).
5. Главный экран. Здесь отображается текущий выбранный макет (Layout View) или слой событий (Event Sheet View). На вкладках выбирается то, что будет отображаться. В данный момент отображается пустой макет.
6. Панель свойств (Properties). Здесь перечислены все свойства выбранного элемента. У вас есть возможность изменять их.
7. Панель проекта (Project). Здесь перечислены все составляющие вашего проекта. Вы можете перемещаться по этому списку, открывать добавленные макеты или слои событий для их просмотра.
8. Панель слоев (Layers). При отображении на главном экране макета, тут будут указаны все его слои.
9. Вкладки (Tabs). По умолчанию панель слоев и панель Tilemap взаимодействуют друг с другом. Вы можете использовать эти вкладки для переключения между собой. Вы можете перетаскивать вкладки при необходимости. Также вы можете закрепить или объединить вместе любые комбинации вкладок.
Переключение темы в Construct 3
Для того, чтобы изменить внешний вид интерфейса Construct 3, вы можете выбрать другую тему, например темную. Текущую тему вы можете поменять в настройках (Settings). В качестве дополнений вы можете устанавливать сторонние темы.
Если вы измените тему, то интерфейс будет отличаться от того, что вы видите на изображениях данного руководства. В руководстве используется тема по умолчанию (без темы).
Структура проекта в Construct 3 состоит из нескольких основных элементов. К ним можно получить доступ через панель проекта (Project Bar), которая содержит дерево всех элементов проекта. Элементы на панели проекта также могут быть организованы в подпапки (Только в платной версии), что очень удобно для средних и крупных проектов. Для получения дополнительной информации посетите раздел руководства Project Primitives (Примитивы проекта).
Макеты проекта Construct 3 (Layouts)
Макеты проекта в Construct 3 представляют из себя уровни, меню, титульные экраны и другие заранее подготовленные макеты объектов. В других инструментах макеты могут называться видами, комнатами, кадрами или сценами. Для получения более подробной информации посетите раздел Layouts (Макеты).
Макеты могут состоять из нескольких слоев (Layers), которые можно использовать для размещения объектов на фоновом или переднем планах. Управление ими происходит из панели слоев (Layers Bar).
Таблицы событий в Construct 3 (Event Sheets)
Таблицы событий – это список событий, определяющих логику игры. В Construct 3 события являются альтернативой программированию или написанию скриптов. У макетов есть связанные таблицы событий для их логики. таблицы событий можно повторно использовать в разных макетах с помощью включений (Includes).
Таблицы событий редактируются в окне просмотра таблиц событий (Event Sheet View).
Более подробная информация о событиях находится в разделе руководства «События» (Events). Обязательно прочтите статью «Как работают события».
Типы объектов в Construct 3 (Object Types)
Такой параметр как Object Type (Тип объекта) определяет «класс» объекта. Например, TrollEnemy и OgreEnemy могут быть разными типами объектов. Возможно создать несколько экземпляров (instance) одного типа объектов. Например, может быть три экземпляра типа объекта TrollEnemy и пять экземпляров типа объекта OgreEnemy.
Важно четко понимать разницу между типами объектов и экземплярами. В руководстве они четко разделены.
Более подробно читайте об этом в разделах руководства: Plugins (Плагины), Object Types (Типы объектов), Instances (Экземпляры).
Типы объектов можно сгруппировать в Семейства (Families). Такая возможность есть только в платной версии движка.
Системный объект в Construct 3
Системный объект (System Object) представляет встроенную функциональность в Construct 3. Это единственный объект, содержащий пустой проект. Его нельзя снова добавить или удалить из проекта. У системного объекта нет экземпляров: он просто всегда присутствует и обеспечивает доступ к встроенным функциям движка Construct.
Его параметры, такие как условия (conditions), действия (actions) и выражения (expressions) задокументированы в справочнике System reference. Системный объект не отображается на панели проекта (Project Bar), но является важной частью проекта.
Звуки (Sounds) и музыка (Music) в Construct 3
Речь идет об аудио файлах, используемых для звуковых эффектов и музыки в игре. Звуки (Sounds) следует использовать для кратковременных звуковых эффектов. Они воспроизводятся когда происходят какие то события, например столкновения или взрывы.
Для более длинных музыкальных треков следует использовать Музыку (Music).
Важно правильно организовать аудио файлы, потому что Sounds полностью загружаются перед воспроизведением. Music передается в потоковом режиме. То есть, если музыкальная дорожка случайно помещена в папку Sounds, она должна быть полностью загружена перед началом воспроизведения. Звук, расположенный в папке Music сможет начать свое воспроизведение после потоковой передачи.
Более подробная информация находится в разделе Sounds & Music (Звуки и Музыка).
Timelines и Eases в Construct 3