Жизнь после смерти
Одному артисту как-то задали в интервью непопулярный вопрос. «Вы не боитесь смерти?» – спросила его симпатичная журналистка, явно считая свой вопрос какой-то провокацией. Артист улыбнулся и спокойно ответил, что бессмысленно бояться того, чего нельзя избежать. И добавил: «А вообще – это всегда проблема для того, кто остается».
Я – один из тех, кто остался. Остался один на один с горем, когда умер родной и любимый человек. Умер неожиданно, скоропостижно, внезапно. Я мог бы много и долго описывать свое горе, но, думаю, что каждый, кто терял близкого человека, знает всю палитру этих не передаваемых словами чувств… Поэтому расскажу о другом.
Я – самый обычный человек. С одной стороны, вроде и верящий в бессмертие души и жизнь вечную. С другой – в церковь заходящий от случая к случаю, не знающий наизусть ни одной молитвы, кроме «Отче наш», и привыкший считать, что зажженная перед иконой свеча – вполне достаточный вклад в собственную духовную жизнь.
Так было всегда, сколько себя помню. Ну, как минимум, последние лет сорок. Удобное «традиционное» объяснение своего равнодушия к вере всегда под рукой: мол, так нас воспитали – пионерами-комсомольцами, которым «Взвейтесь кострами синие ночи» с детства заменили «Верую во Единого Бога Отца»…
Утешая собственную совесть этим «убедительным» доводом, как-то забываешь, что со времен детства прошла уже целая жизнь. И, будучи взрослыми дяденькой или тетенькой, возлагать ответственность за собственное бездуховное существование на живших под прессом коммунистической идеологии родителей инфантильно и, как минимум, нечестно.
Но я отвлекся. Смерть давно стала чем-то привычным для нас, поколения обывателей и телезрителей. Убийства, теракты, катастрофы, уход кумиров исчезающей эпохи…
Главная наша беда – незнание того, что происходит с близкими после смерти
Все это воспринимается как очередная новость. И если что и способно пробить эту броню бесчувствия – так только смерть любимого и родного человека. Который был настолько неотъемлемой частью твоей жизни, что ты воспринимаешь его кончину как физическое страдание. Как будто тебе без наркоза руку отрезали. Или кусок сердца.
Боль отрезвляет и обостряет чувства. И где-то даже проясняет разум и духовное видение. Ты понимаешь, что человек умер. Но ты чувствуешь, что он продолжает существовать. Почти физически ощущаешь его присутствие в первые дни после смерти. И как никогда ясно понимаешь, что душа умершего продолжает жить какой-то своей невидимой жизнью.
Но только ты об этой жизни ничегошеньки не знаешь! Ничего, кроме каких-то случайных обрывочных сведений, где-то когда-то услышанных, прочитанных, пересказанных тебе такими же «знатоками», как ты.
И в этом главная проблема и беда того, кто остается. Подчеркну: главная беда – не в смерти родного человека, а в незнании того, что с ним происходит после смерти, и непонимании, как и чем ты можешь помочь.
Специфика отечественной ритуальной индустрии такова, что подумать о вечном в самый важный для этого момент тебе категорически некогда. Если твой близкий умер дома, тебе сперва нужно вызвать «Скорую помощь», которая не спеша приедет после всех срочных вызовов, чтобы подтвердить страшный факт и дать соответствующую бумагу. С ней в руках ты будешь ждать полицию, которая выпишет справку о «ненасильственности» кончины. И только после этого ты сможешь передать тело в руки спецов из похоронного агентства. Ритуальные услуги нынче довольно развитая сфера коммерции, о чем свидетельствует просто нечеловеческий уровень конкуренции. Встречая и провожая медиков и полицейских, я уже знал, какая контора займется похоронами, и ждал представителя, который сказал по телефону буквально следующее: «Дверь никому не открывайте! Спрашивайте имя и фирму! К вам выехала Вера! Пароль – название нашей фирмы».
Всего через 10 минут я понял, почему услуга сопровождалась паролями и опознавательными знаками. Дело было поздним вечером, однако домофон в квартире не умолкал. Один за другим в дверь ломились «соболезнующие» представители траурных агентств. Как выяснилось, в госслужбах, официально констатирующих смерть и выдающих соответствующие справки, полно «информаторов», которые извещают ритуальщиков о появлении нового «клиента».
Дальше бюрократическая история продолжается. Собрав все бумаги, бежишь к участковому врачу в поликлинику за справкой о смерти. И тут тоже случаются неприятные проволочки. Мне, например, «повезло» с девушкой в регистратуре, которая никак не могла заполнить форму справки через программу в компьютере. Выдача минутной бумаги затянулась на пару часов…
Много еще было чего. И все это время я и другие родственники нервничали, говорили о пустом и сиюминутном с посторонними людьми, хлопотали, бегали, собирали деньги из всех заначек, обзванивали знакомых и друзей, впадали в отчаяние и делали еще много всего бессмысленного. В то время как осиротевшая душа металась где-то совсем рядом, прося о помощи и молитвенной поддержке.
Хорошо, что оказался рядом человек, который начал читать Псалтырь в первые часы после смерти. Хорошо, что батюшка, которого звали отпевать домой, пригласил в церковь, пояснив, что домашние отпевания не благословляются. Хорошо, что среди друзей и родных нашлось много искренне и глубоко верующих, которые подсказали, что необходимо сделать в первые дни, чтобы хоть как-то облегчить посмертную участь дорогого человека.
Все это было хорошо.
Но это были только первые шаги в сторону истины и укрощения своего эгоизма. Ведь что такое горе от потери близкого? На 99% – эгоизм. Это мне плохо от того, что человека больше нет рядом. Это мне тяжело! Это я страдаю!
Да, потеря тяжела. Да, эту боль ничем не унять. Да, это переживание из тех, что не пожелаешь и врагу. Но есть одно «но», которое пересиливает все это. Истинная любовь бескорыстна. И имеет целью счастье и благополучие того, кого любишь. И если взять это за аксиому, то смерть близкого – не повод упиваться своим горем, убиваясь день и ночь.
Пустые слезы – путь в никуда, ничем не помогающий душе усопшего. А помогать нужно. И возможно!
Да, это горе. Но прежде всего надо задать себе вопрос: «А каково сейчас ему?» Пустые слезы – путь в никуда, разрушающий душу горюющего и ничем не помогающий душе усопшего. А помогать нужно. И возможно! И прежде всего в первые сорок дней после того, как душа покинула тело.
Не возьмусь подробно пересказывать христианское толкование того, что происходит с душой в первые сорок дней после смерти. Эту информацию легко найти в православном интернете. Суть в том, что душа проходит целую череду испытаний, поднимаясь с грешной земли к небесной обители. Православие называет их «мытарствами». И насколько тяжело или легко будет душе пройти эти испытания – зависит отчасти и от нас, от тех, «кто остается».
Верим мы или не верим, не так важно. Важно – любим ли. Ведь настоящая любовь не заканчивается со смертью. И если по-настоящему любишь своего близкого – будешь и молиться о нем, и милостыню раздавать, и добрые дела делать во имя его… А если себя любишь больше – будешь плакать, горевать и убиваться. А то и беспробудно пить горькую, что уж там.
Поминки – неотъемлемая часть похоронного ритуала. «Хотел я выпить за здоровье, а пить пришлось за упокой», – крутилась и у меня в голове эта строчка после похорон. Традиционно на поминальном столе практически всегда стоят блины с медом, кутья и вино с водкой. Кто что любит, как говорится. Кое-кто еще ставит стакан с водкой «для покойника», накрывая его куском черного хлеба. Как сказал один батюшка: правильно по сути, но неверно по форме.
Поминать нужно. Поминальная трапеза – это символическая раздача милостыни и питание голодных, которые мы посвящаем памяти усопшего. И которые, по идее, должны бы зачитаться в добрые дела, делаемые живыми в его пользу.
Душа усопшего так ждет от нас искренней молитвы и добрых дел в память о нем
А теперь ответьте сами себе на простой вопрос: можно ли считать добрым делом застолье, на котором пьют без меры, пьянеют, говорят много лишнего и не относящегося к причине, собравшей всех за столом? Как и чем это помогает душе, проходящей в это время через мытарства?!
«Какие же поминки без вина?» – удивленно ответила мне одна дама, когда я предложил убрать бутылки со стола. Увы, мы до сих пор невежественны в этом вопросе. Пишу «мы», потому что и сам такой. Как и у многих, мой ум – копилка глупых и бессмысленных суеверий. Ведь обязательно «надо накрыть богатый стол на поминки»! И чтобы вино с водкой были. Но только «пить, не чокаясь»! И есть можно «только ложками». И «зеркала надо завесить, пока покойник в доме»! И «гроб нельзя родственникам нести»! И много еще всяких бессмысленных суеверных «нельзя» и «надо», которые полностью заслоняют собой важность главного, чего ждет от нас душа усопшего, – искренней молитвы.
Когда-то в юности я считал, что церковь – для старушек. И когда узнавал, что такой-то и такой-то вдруг воцерковился и стал посещать храм Божий, соблюдать посты и молиться, делал простой и примитивный вывод: наверное, заболел или старость подкралась. Человек боится смерти и «на всякий случай» решил уверовать.
Нет, случалось, конечно, и мне заглядывать в храм. Бывало, свечки ставил перед экзаменами. Или когда удавалось выскользнуть невредимым из какой-нибудь передряги. И за упокой ставил, молился как мог. Но всё это было скорее данью традициям, без глубокого понимания сути.
Только сейчас начинаю осознавать свое невежество. Смерть родного человека открыла мне глаза.
Сегодня многие ходят в храм. А особенно много людей приходит на службу в дни поминовения усопших, в родительские субботы. Почему? Потому что чем больше близких тебе людей оказывается в мире ином, тем сильнее твоя душа тоскует по ним. И тем больше твое желание помочь, выхлопотать для них лучшую участь. Молитвой, постом, добрыми делами.
«По плодам их узнаете их» (Мф. 7: 16), – сказал Христос о лжепророках. Однако это верно и в отношении любого из нас.
Что толку быть хорошим на словах и при этом бесполезной эгоистичной пустышкой в делах? Как пел Константин Никольский: «Я добр, но добра не сделал никому». Увы, это о большинстве из нас.
Десять лет назад любимец миллионов, талантливый актер и человек, достойный уважения, потерял любимую жену. Можно представить, как было велико его горе. Что же он сделал? Он учредил благотворительный фонд, который вот уже десятый год помогает детям с опухолями головного мозга. И это лучшее, что он мог придумать в память ушедшей в мир иной любимой женщины. Придумать – и осуществить!
Не кусок мрамора, не гранитная плита, не дорогущий могильный крест. Благотворительность, добрые дела, бескорыстная помощь другим – вот памятник, который нужен душам наших родных. Константин Хабенский это понял. Поймем ли мы? Или в погоне за видимыми и по сути формальными проявлениями скорби и любви забудем о том, чего действительно ждут от нас души наших умерших близких?
Не мертвые – живые души.
Смерть любит молодых
– Буду погибать молодым, – пел в девяностые один из первых российских рэперов Мистер Малой, которому, кстати, недавно стукнул сороковник. Молодым не получилось, но сорок – тоже не старость. Тем более сегодня, когда дамы "за пятьдесят" рожают, а за восьмидесятилетних "краско" ведутся напряженные любовные батлы.
"Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! ", эти слова Воланда применимы почти ко всем, кто покинул наш мир на взлете, в расцвете сил. "После долгой продолжительной болезни", такого не прочтешь в некрологах с фото молодых и красивых. За редким исключением.
Юлия Началова, певица, "золушка" из Воронежа, покорившая большую сцену. Умерла в 38 лет, через несколько дней после небольшой травмы ноги, по сути – из-за гангрены. Родные и поклонники до сих пор не могут поверить в эту нелепую смерть.
Женя Белоусов, поп-кумир 80-х, исполнитель хита "Девочка синеглазая". Умер в 32 года от инсульта в институте Склифосовского, куда попал из-за проблем с поджелудочной.
Татьяна Снежина, поэт, автор-исполнитель, автор песни "Позови меня с собой" Погиблав 23 года в автокатастрофе накануне своей свадьбы, вместе с женихом и друзьями. Известность получила уже после смерти.
Основной состав ХК "Локомотив" (Ярославль) погиб в 2011 году в авиакатастрофе. Погибло 26 игроков в возрасте от 19 до 38 лет. Кроме игроков погибло еще 18 человек – экипаж, тренеры, инженеры; половина из них – моложе сорока…
Жанна Фриске, красавица, певица, исполнительница роли ведьмы Алисы в фильмах про "Дневной" и "Ночной" дозоры. Умерла в 40 лет от рака мозга после двух лет напряженной борьбы с болезнью.
Анна Самохина, актриса, чья роль в фильме "Воры в законе" сделала её звездой. Умерла в 47 лет от рака желудка. Героически переносила болезнь и до последнего дня появлялась на людях безупречно накрашенная.
Уход молодых людей почти всегда внезапен; а известие о смерти оглушает, звучит невероятно и пугающе; в него трудно поверить. Однако, статистика неумолима: 200 тысяч россиян ежегодно не доживают до сорока.
И тем, кто остается, не так уже и важно – физиологическая причина у смерти родного человека или это убийство или трагическое стечение обстоятельств… Шок и горечь потери это никак не умаляет.
Будем честны. Можно роптать на судьбу или винить злой рок, но ведь немало народу дергает "стоп-кран" и уходит на тот свет добровольно. И, как правило, в клубе самоубийц преобладает молодежь. Причины у всех разные, но объединяет их, пожалуй, одно – нежелание продолжать здесь и сейчас. Почему, как они приходят в одну и ту же точку, начиная с разных исходных позиций? Выяснить, наверное, можно. Но нужно ли? Я думаю глубинная причина здесь совсем другая. Но об этом позже.
Мурат Насыров, музыкант, певец, исполнитель хита "Я – это ты, ты – это я". В 37 лет вышел в окно пятого этажа с иконой в руке. Причины гибели остались невыясненными.
Молодая и красивая Лиза Крапивина – жена известного исполнителя шансона Жеки – ушла из жизни в июле 2023 года. Вышла в окно с такой высоты, которая исключала саму возможность выжить. Как? Почему? Все поклонники певца следили за этой красивой парой и восхищались трепетному отношению Жеки к жене. Что могло случиться? Какая драма разыгралась в душе Лизы перед тем, как она сделала этот роковой шаг? Дай Бог никогда не испытать такую бездну отчаяния…
Всем известна трагическая история поэтессы Марины Цветаевой, доведенной до отчаяния нищетой и арестом мужа с дочерью и покончившей с собой в 48 лет.
Шестая заповедь – не самая нарушаемая в этом мире. Но самая вопиющая. Ибо нарушающие её берут на себя то, что им не принадлежит – право отнимать жизнь. Журналисты и демагоги любят фразы типа "в мире слишком много бессмысленных убийств". Хочется задать встречный вопрос – а бывают убийства со смыслом? Можно ли вообще чем-то оправдать умышленное убийство другого человека? Ну кроме, защиты своей жизни или жизни близкого, конечно.
Самоубийство, кстати – это тоже нарушение шестой заповеди.
Михаил Круг, легенда шансона. Убит в 40 лет, в своем доме в Твери в 2002 году. Споры и пересуды вокруг его смерти продолжаются до сих пор.
Игорь Тальков, рок-музыкант, поэт, певец. Погиб в 34 года от пули. Заранее предвидел свою смерть и мечтал вернуться в "страну не дураков, а гениев".
Олег Яковлев, солист группы "Иванушки Интернешнл". Умер в 47 лет от цирроза печени. Говорят, без алкоголя не обошлось.
Как говорят те, кто "в теме" – есть непознаваемое, а есть непознанное. Если не вдаваться в детали и не уходить слишком глубоко в мистику или религию, то ответов, по сути, всего две. Один из них лежит в сфере непознаваемого, но его можно найти в Библии: "Даже волос не упадет с головы человека без воли Божьей". На Небесах не только браки заключатся, но и судьбы пишутся. И так ли уж нам важно, кто конкретно автор – карма, Бог, высшие силы, законы тонкого мира или колесо сансары?
Если принять за аксиому, что жизнь вечна, а смерть – лишь переход в другой мир, то вопрос, вынесенный в заголовок, зазвучит по-иному. Смерть забирает молодых не "почему", а для чего. Жизнь умерших невидимо для нас продолжается. А трагедия и переживания создаются для живущих. Как говорится, думайте и делайте выводы.
Виктор Цой, рок-музыкант, легенда и кумир поколения 80-х. Погиб в 28 лет за рулем своего автомобиля. По официальной версии – уснул, хотя авария случилась в полдень. Мать певца считает, что он "крутил в голове новую музыку" и потому просто «выпал из реальности»…
Юра Клинских (Хой), музыкант-самоучка, воронежский рокер, лидер группы "Сектор газа". Умер в 35 лет внезапно, причины смерти официально не установлены. По непроверенным слухам погиб от высокой дозы неизвестного наркотического вещества.
Второй ответ, который, вполне возможно, лишь часть первого, отражает один из законов развития цивилизации. Был бы жив наш советский мудрец Сергей Капица, у него бы и до этой темы дошли руки.
В одном из выпусков "Очевидного невероятного" Капица рассказал бы нам примерно следующее. "Когда-то места на Земле хватало всем. Но чтобы человечество чрезмерно не расплодилось, эволюцией были заложены ограничения в законы его развития. Другими словами, при достижении неких критических показателей на Земле запускаются программы уничтожения людей. До нашей эры "чистку" проводили динозавры, потопы, природные катаклизмы. В средние века это были моры – эпидемии, которые косили население сотнями тысяч… В новой истории мы видим целую вереницу кровавых войн и восстаний.
Кстати, нынешние популярные теории заговора о всеобщей чипизации и "убивающих" вакцинах, а также военные действия новейшей истории это косвенно подтверждают.
История развивается по спирали, каждый раз на более высоком витке. Поэтому в наше время начинают работать более изощренные механизмы. Теракты, авиакатастрофы и дорожные аварии, криминал, самоубийства, алкоголь, наркотики, сердечно-сосудистые заболевания у совсем молодых людей, стрессы, информационный передоз, нео-вирусы, военные действия и т.п. – это все признаки одного явления, призванного сокращать и/или останавливать лишние жизни…"
Наверняка, Сергей Петрович мог бы рассказать еще много интересного. Но думаю, что даже он, "православный атеист", как он сам себя называл, не смог бы ответить на вопрос как, кем и по какому принципу выбираются эти "лишние жизни".
Сны с того света
Каждому из нас хоть раз да снились наши умершие родные или друзья. Кто-то отмахивается от этих снов, считая их выдумкой дремлющего ума, кто-то ищет скрытый смысл в каждой мелочи, в каждой детали сна… Истина, как обычно, где-то посередине.
У одной женщины погиб муж, она очень переживала. Но настоящее страдание пришло к ней через год, когда машина залетного лихача насмерть сбила ее сына. Она так убивалась, что родные думали сойдет с ума. Прошла неделя с похорон, месяц, сорок дней – а она все была не в себе. И тут ей приснился погибший сын.
–Мама, – сказал он спокойно, – пожалуйста, перестать плакать. Мне от этого больно. У меня все в порядке, мне здесь хорошо, мы тут учимся. Больше ничего не могу сказать, прошу, пообещай больше не плакать.
В утро после сна она проснулась почти здоровой. Сон так живо отпечатался в памяти, как будто она разговаривала с сыном наяву. Она не перестала скорбеть, но теперь делает это тихо и достойно, вернувшись в нормальную жизнь.
У моей коллеги умерла мама. Девушка была сломлена и убита настолько, что перестала есть и спать. Оплакивала маму как собственную кончину, виня себя во всем – и лечила плохо, и помогала мало, и к маме относилась не так как надо – а если бы делала все как надо, то мама, мол, еще бы пожила. Извела себя до крайности… и вдруг однажды, где-то через месяц после смерти, ей приснилась мать.
Обнимая и утешая ее, умершая мать сказала девушке несколько раз, спокойно и с нажимом, как будто хотела вложить ей это в память: – Я живая, живая, живая…
Коллега воспряла духом – весточка от матери принесла ей успокоение. Она зачастила в церковь, где молилась и заказывала службы, уговорила начальство взять шефство над детским домом и теперь часто ездит туда общаться с детишками. Какое-то время спустя мать ей снова приснилась – нарядная и веселая. Сам разговор девушка не запомнила, но в памяти осталось ощущение радости и покоя.
Официальная Церковь придерживается мнения, что большинство снов с умершими – это химеры, не имеющие отношения к загробному миру. Но религия все-таки допускает правдивость таких снов при определенных условиях… А житейские наблюдения и определенный духовный опыт говорят о том, что смысл в таких снах определенно есть. И тут важно обратить внимание на два момента.
Первый, это через какое время после смерти приснился усопший. Между миром живых и миром мертвых есть определенная связь, некий портал, который полностью не закрывается за умершим. Однако, чем больше времени проходит после смерти, тем этот портал уже, тоньше, призрачней. Другими словами, в первые месяцы после смерти человек может чаще сниться близким. Но с течением времени такие сны могут становиться все опосредованней и иносказательней. То есть может присниться не сам усопший, а то, что вы ему звоните, или какая-то его вещь, или событие, которое как-то связано с ним – но уже вряд ли он сам.
Второй момент. Понятия добра и зла существуют только в земной жизни. Мир иной – вне этих понятий, по сути – намного выше уровнем. Но добро и зло, творимые в жизни, шлейфом тянутся за умершим в мир иной, позволяя или нет подать весточку в мир живых. Если Ваш усопший подвел жизненный итог с "хорошим балансом" добрых мыслей и поступков – весьма вероятно, что ему будет позволено вступить в контакт с миром живых.
Если же умерший не отличался высоким моральным обликом, сны с его участием скорее всего имеют мало смысла, являясь просто снами в буквальном смысле, а то и наваждением со стороны недобрых сил. Это всё, конечно, спорно, но в любом случае не повредит молиться за усопшего и просить ему лучшей участи.
Конечно, мы все скучаем по ушедшим родным. Но они являются к нам в снах не только потому, что скучают. Конечно, их любовь к нам никуда не исчезает, но они и так в курсе наших событий и переживаний – в Библии есть места, которые ясно дают понять, что в мире ином знают о происходящем среди живых.
У мертвых есть и другие причины являться к нам в снах.
Почему снятся мертвые
Сны "с того света" хранятся в памяти каждого из нас. Практически нет человека, которому хотя бы раз в жизни не приснился кто-то из усопших родственников. Коротко этой темы я коснулся в своей предыдущей публикации.
Сегодня хочу поговорить о том, почему снятся усопшие. Если вы верите сонникам или бытовым приметам, типа "мертвец во сне – к перемене погоды", не читайте дальше. Речь пойдет о другом.
Во-первых, самое важное (и самое трудное) – понять, действительно ли это весточка с того света или просто морок, игра дремлющего разума. Основные признаки "пустого" сна – слишком фантастический сюжет или бессмыслица. Страшилки или обещания "забрать с собой", скорее всего лишь отражение ваших страхов. А если на утро вы не можете вспомнить ни сюжет сна, ни суть разговора с покойным – это тоже пустое.
Мертвые всегда приходят во сне со смыслом. Такие сны невозможно "заспать". Они запоминаются, к ним возвращаешься мыслями снова и снова. У них всегда есть смысловая нагрузка – дать вам какой-то конкретный импульс, мысль, намерение. Часто они получают подтверждение извне, в повседневной жизни. А если конкретнее…
Как-то мы разговорились с сельским священником. Говорили об усопших, о помине, о том, как правильно чтить их память, молиться. Батюшка рассказал, что сильно скучает по своей умершей жене, которую любил, и постоянно молится Богу о том, чтобы Он даровал им свидание во сне.
–Господь меня услышал. Он посылает нам встречи во сне. Я уже около пятидесяти раз видел свою жену, общался с ней. Для меня это большое утешение. Есть силы жить дальше, продолжать служение…
Случай, конечно, удивительный. Но не единственный. Никакие гадалки, медиумы или спиритические сеансы не имеют ничего общего с духовным миром, это всё от лукавого. А вот Господь может даровать встречу с усопшим. Во сне. Кому по вере, кому по молитвам, кому по душевной необходимости…
Человек сам определяет свою посмертную судьбу – своей жизнью, делами, словами и помыслами. Молитвы живых едва ли могут эту судьбу изменить кардинально, однако облегчить и помочь – могут. Об этом неоднократно говорится в Писании. Собственно, именно в этом заключается главный смысл всех поминальных таинств и ритуалов. Отпевание, поминальные молитвы и службы, традиция подавать милостыню в память усопших, помин, специальные родительские субботы и т.д. – все это делается для того, чтобы облегчить (улучшить) участь наших мертвых.
Да, иногда мы забываем о своем долге перед ними. Хлопоты-заботы, работа-дом-дети, суета земной жизни – а то и просто лень, чего греха таить – слишком часто застят нам глаза, и мы забываем помолиться, попросить об упокоении усопших.
И если вам снится ваш родной человек в плачевном состоянии – и утром вы об этом помните (а еще и угрызения совести мучают) – лучше не откладывать в долгий ящик, а зайти в церковь и хотя бы свечку за упокой души поставить.
Моему коллеге как-то приснился отец. Он сидел один в пустой темной комнате; в руке у него был заплесневелый засохший пирожок. Отец не сказал ни слова, но товарищ мой проснулся с душевной болью. Отнес помин в церковь, заказал службу. Говорит, полегчало; отец больше не снился.
Соседке приснилась плачущая мать. Она не особо воцерковлена, но всё-таки после этого сна заказала панихиду, отстояла службу. Но душа всё-равно болела – мать ее похоронена совсем в другом городе, где соседка не была уже больше пяти лет. Позвонила местной подруге, попросила съездить на кладбище. Оказалось, что памятник покосился, могилка заросла сором. Соседка перевела знакомой денег, попросила привести могилу в порядок. Та всё сделала. Через какое то время мать снова приснилась соседке – на этот раз молодая и спокойная, идущая по полю с цветущими маками. Ну и как после этого не верить снам?
Больше всего можно услышать истории о том, как умершие о чем-то предупреждают во сне. С моей племянницей была такая история. Недавно умершая бабушка попросила ее во сне в грядущий день не выходить на улицу с собакой. Старушка была очень привязана к песику, только благодаря ему и на улицу выходила в последние месяцы своей жизни… Девушка утром очень подробно помнила все детали сна, однако все-таки вывела пса на улицу. Его сбила машина.
Жена моего товарища сильно переживала перед первыми родами. наслушавшись страшилок о смертельных случаях с роженицами она вбила себе в голову невесть что. Муж не мог ее успокоить, ее состояние превратилось в настоящий невроз. За неделю до родов ей приснилось, что к ней на постель присел умерший дедушка (который в ней души не чаял), погладил ее по плечу и сказал:
–Не переживай, всё пройдет очень хорошо!
Наутро она всем рассказывала про этот сон, даже точно пересказывала интонацию дедушки. А через неделю родила здоровую малышку. С начала легких схваток до родов прошло не больше 6 часов, даже акушеры отметили, что она очень быстро и легко родила.
Таких историй очень много – и это доказывает главное – настоящая любовь не прекращается даже после смерти.
Они остались на дороге
Тысячи несчастных случаев и ДТП происходит ежедневно на наших дорогах. Ошибки водителей, спешка пешеходов, неисправность автомобиля, роковое стечение обстоятельств, яма на дороге, некачественный бензин, неработающий светофор, плохие погодные условия, секундная потеря внимания, алкоголь – по сути, всё, что угодно может привести к трагедии.
Например. большой трагедией обернулась совместная поездка актера Александра Дедюшко с его семьей. В страшном ДТП погибла вся его семья – он сам, его жена Светлана и 8-летний сын. Большинство изучавших детали ДТП склоняются к тому, что роковую роль сыграло стечение нескольких разных обстоятельств.
Совсем недавно вся страна с упоением обсуждала ДТП с участием Михаила Ефремова, в котором погиб человек. Да, известным людям случается стать виновниками аварий, однако, нередко они и сами оказываются и жертвами роковых ДТП.
3 ноября 2007 года произошла страшная трагедия. Была плохая видимость, шел сильный снег, и машина, в которой актер Александр Дедюшко ехал вместе с женой и сыном, внезапно выскочила на встречную полосу, где на большой скорости столкнулась с грузовиком. Причины этого "выезда" доподлинно не установлены. Известно, что Дедюшко был водителем-асом с 27-летним стажем… В этой истории очень много неясного.
Помните песню Боярского "Спасибо за день, спасибо за ночь…" Это последняя песня поэта и композитора Виктора Резникова, который на глазах своих матери и дочери попал в смертельную аварию. Автору всеми любимых хитов "Дворик", "Льдинка", "Карточный домик", "Динозаврики", "Домовой" было всего 39 лет.
Навечно остались на дороге цыганский певец Шандор, автор-исполнитель шансона Юрий Барабаш (Петлюра), поэтесса Татьяна Снежина, актеры Евгений Дворжецкий, Марина Голуб, Юрий Степанов, артист и политик Михаил Евдокимов…
Я лично видел нескончаемые букеты цветов, которые несколько недель после гибели Марины Голуб люди несли к МХТ им.Чехова, где она работала. Коллеги и поклонники долго не могли поверить в шокирующую новость. ДТП произошло в Москве; актриса ехала на пассажирском сиденье автомобиля "Хюндай", в который на высокой скорости врезался "Кадиллак", а потом еще два автомобиля. Спектакль, после которого погибла Марина Голуб, назывался "Смертельный двигатель"…
Почти сорок дет тому назад под колесами КАМАЗа погиб Валерий Харламов. Легенда советского хоккея… Он погиб вместе с женой и племянником. Валерию было 33 года. История тоже странная, поскольку накануне аварии тренер советской сборной по хоккею объявил Харламову, что тот не будет участвовать в кубке Канады, посчитав, что он "староват" уже для большого хоккея. Для хоккеиста уровня Харламова это был удар под дых… Конечно, он сильно переживал из-за всего этого, почти не спал накануне отъезда, и, возможно, именно по причине своего волнения доверил руль жене… Их "Волгу" занесло на встречку на участке с новым асфальтом и уйти от столкновения с грузовиком не вышло…
Валерий Харламов мастерски водил машину. Но видимо из-за душевного смятения доверил руль жене. Уже после их гибели многие вспомнили, как после предыдущей аварии, в которой Валерий получил многочисленные травмы, хоккеист несколько раз говорил друзьям, что до старости не доживёт – умрет молодым и "заберет с собой жену", потому что слишком сильно её любит…
Весной 2011 года в Питере произошла страшная авария. Жена известного футболиста, вратаря ФК "Зенит" Вячеслава Малафеева Марина Малафеева погибла в ДТП. На огромной скорости её голубой Бентли оторвался от дороги и буквально влетел в придорожный рекламный щит. По одной из версий – Марина пыталась уйти от столкновения с машиной, выскочившей на встречку, по другой – хотела оторваться от машины дорожной полиции… Женщина погибла сразу, её пассажир выжил, но получил серьёзные травмы и долго восстанавливался. Марине было всего 36 лет. В крови у нее был обнаружен алкоголь…
Можно ли найти что-то общее в этих роковых поворотах судьбы, кроме того, что все погибшие были молоды, успешны, талантливы, амбициозны…? В чем была лично их вина, если многие из них были просто пассажирами, когда случилось ДТП? Трудно ответить на этот вопрос. Я склоняюсь к тому, что, наверное, всё-таки есть судьба, которая задает направление, и есть ангел-хранитель, которые посылает знаки и предостережения. Но мы часто просто не в состоянии их увидеть.
А может, отгадка кроется в эмоциональном фоне погибших? Интересно, что они чувствовали за несколько секунд до аварии? Про гибель Барабаша и Евдокимова и специалисты, и люди, хорошо знавшие ситуацию, говорят, что эти ДТП больше смахивают на подстроенные умышленные убийства. А что с остальными?
У Евгения Дворжецкого была радость на душе – его плохой диагноз не подтвердился, и он спешил сообщить об этом по телефону жене. Из-за этого звонка он, по сути, и не заметил предупреждающий знак и погиб от столкновения с грузовиком.
Шандор тоже был в прекрасном расположении духа, ведь у его единственного (на тот момент) сына был день рождения.
Предположу, что и Татьяна Снежина ушла из жизни счастливой, как и её спутники, ведь она была в компании с любимым и друзьями, ребята возвращались домой из приятной поездки – а дорога домой всегда радость…
Юрий Степанов и Марина Голуб ехали домой после спектаклей, то есть выжатые и эмоционально опустошенные.
Юрий Степанов погиб в ДТП поздно ночью, после спектакля "Три сестры", Он был актером от Бога, жил на сцене, выкладывался по полной. После такой игры внутри остаётся лишь усталость и пустота, как после смены физически тяжелой работы.
Совсем в другом настроении ушли Дедюшко и Харламов. У Дедюшко не всё ровно было с женой, возможно, в машине они выясняли отношения в той последней поездке, а значит он переживал и нервничал. Харламов был в подавленном состоянии, тоже сильно переживал и наверняка думал, как жить дальше после "пинка" со стороны большого спорта, который получил накануне… Могли ли тяжелые мысли навлечь беду? Скорее, они просто помешали уделить должное внимание дороге.
P.S.
Часто роковые случайности люди провоцируют сами – принимая алкоголь за рулем, садясь в машину к случайному "бомбиле", доверяя руль неопытному водителю, или выжимая газ "на всю" на не самой лучшей дороге… Такая беспечность может стоить жизни, ведь дорога в энергетическом плане действует как линза – усиливает многократно любую эмоцию, любой промах.
Золушка без хэппи-энда. Юлия Началова
Уже через несколько дней после похорон Юлии Началовой трагедия, всколыхнувшая всю страну, ушла на задний план. А сейчас о ней помнят в основном знавшие лично, да немногие поклонники. Но сразу после печального известия экран заполонило огромное количество друзей Юлии – реальных и посмертных. И все они единогласно признали, что талант Юлии был недооценен, а смерть её нелепа, жестока и не заслужена.
А что же осталось за кадром?
Как сказал Игорь Наджиев, внезапная смерть Юлии вознесла ее на недостижимый пьедестал, сделав из вечной принцессы королеву. Хоть не надолго. Да, Юлия не входила в топовую десятку российских артистов, но она была востребована, знаменита, успешна; часто появлялась на главных федеральных каналах. Заслуживала большего? Наверняка. Но и не прозябала в безвестности.
Её внезапная болезнь и смерть привлекли к ней внимание миллионов. Во-первых, потому что молодая, красивая и успешная. Девушка и смерть – вечная тема, волнующая всех. Вспомним хотя бы актрису Веру Холодную, скончавшуюся сто лет назад. Ей было 25. На фильм "Смерть Веры Холодной" народ валил толпами, так что кинотеатрам приходилось давать по нескольку сеансов в день. Сегодня вместо немого кино – ток-шоу на ТВ и интернет. Все остальное – то же самое.
Во-вторых, Юлия не была ни дочкой олигарха, ни "светской львицей", как сейчас называют гламурных бездельниц. Простая девушка из Воронежа, одна из нас, девчонка с соседней улицы, добившаяся успеха своим трудом, талантом и самоотверженностью отца… Это не может не вызывать симпатию.
Но есть в этой истории и нечто большее. И реакция народа – не просто обывательский интерес к трагической кончине вызывающей симпатию медийной личности.
Я слышал много комментариев типа: "Как Бог такое допустил?!" "Это слишком несправедливо!" "Она была просто ангелом, почему ее Бог не спас?!" и т.п.
Я не богослов и не большой знаток теософии. Но думаю, что Господь не решает самолично судьбу каждого из нас. Да, возможно, кого-то наказывает. А кого-то, возможно, и спасает от, казалось бы, неминуемого. Но чаще с Его стороны наблюдается попущение. То есть Он просто позволяет быть тому, что происходит, и не мешает естественному ходу событий. И в этом часто тоже есть Божий промысл.
Как это относится к Юлии? По сути её сгубила привычка терпеть боль. Терпение – одна из главных христианских добродетелей, между прочим. У Юлии оно было, теперь мы все это знаем. А ещё – ни один человек не вспомнил о ней ничего плохого. Все как один говорили: всегда с улыбкой, добрая, ответственная, веселая, позитивная, лучик света… Говорящая только хорошее о своих обидчиках. Много ли среди наших знакомых таких людей?
Думаю, что со скорбью, с сожалением, с печалью, но её уход в иной мир был допущен… для того, чтобы всколыхнуть наши неверующие души. Иногда нужен удар током, чтобы запустить остановившееся сердце. Так и здесь – шок, который ощутил каждый, кто способен чувствовать, был призван оживить наши "полумертвые" души.
Многие усматривают явный "мирской месседж" во всей этой истории – надо быть более внимательным к своему здоровью и к здоровью близких. Надо, не спорю. Но вижу другое, более важное.
Юле не нужны теперь ни овации, ни эфиры, ни клятвы в вечной любви от друзей и желающих попиариться. Ей нужна искренняя молчаливая любовь, молитва и добрые дела, посвященные ее памяти.
Любовь. Молитва. Добрые дела…
…Храм. Вера. Духовная работа внутри себя. Бог…
Путь, которым мы, ощутившие утрату, ещё можем пойти, чтобы её жертва не оказалась напрасной.
Роковые перемены Валентины Легкоступовой
Много лет назад Валентина Легкоступова исчезла с телерадаров. Её не приглашали на ТВ, она почти не гастролировала. Занималась бизнесом, семьей, изредка выступала. И вдруг весной 2018 года на канале "Россия" вышла программа "Пока все дома", в которой Тимур Кизяков показал большую и счастливую семью некогда популярной певицы. Программа вышла такой светлой и позитивной, что Легкоступову вспомнили и заметили не только её давнишние поклонники.
Именно с эфира этой программы началось "возвращение" Валентины Легкоступовой на большую сцену и большие экраны. Зазвонили телефоны, начали поступать интересные предложения. У Валентины как будто открылось "второе" творческое дыхание.
2019 год выдался для Валентины Легкоступовой особенно удачным. Зимние праздники она провела в ностальгическом гастрольном туре "Хиты 80-х" вместе с "боевыми подругами" прошлых лет. А уже весной стала участницей 4-го сезона программы "Три аккорда" на Первом канале.
В проекте она спела несколько песен, включая свой главный хит "Ягода-малина", сделавший её мега-популярной более 30 лет назад. И зрители решили, что стали свидетелями триумфального возвращения любимой певицы 80-х. Собственно, так оно и было.
Валентина стала частой гостьей Останкино, её наперебой звали сниматься в разных телепроектах, например, в раскрученной программе "Идеальный ремонт". Ей всё чаще предлагали концерты и корпоративы… Конечно, успех времен пика её популярности не вернулся, но из забвения её реально выдернули.
В июне 2020 года Легкоступова появилась в программе "Судьба человека" и вся страна узнала, что вместе с творческим прорывом перемены вошли и в личную жизнь Валентины. Она рассталась с мужем, с которым прожила 20 лет – с Алексеем Григорьевым, который сидел рядом с ней за празднично накрытым столом в программе "Пока все дома". Валентина встретила другого мужчину – встретила в соцсетях и …влюбилась.
Их виртуальная дружба была долгой, а вот роман вышел стремительным и ярким – и закончился свадьбой в курортном Сочи в июле 2020 – всего через 4 месяца после развода Валентины. Символично, что на церемонию бракосочетания певица пришла в том же платье, в котором пела в программе "Три аккорда" песню "К единственному нежному"…
Валентина была действительно влюблена и обвенчалась со своим избранником. Близким она говорила, что хотела бы прожить с Юрием "до конца своих дней". Так в итоге и случилось. Замужем за Юрием Фирсовым, которого в прессе именовали не иначе как «яхтсменом», Валентина пробыла чуть больше месяца…
Как ни печально, но все следы ведут именно к нему, к новому мужу. До этого скоропалительного брака Валентину никто не видел пьяной, алкоголь не входил в круг её интересов, ей было чем себя занять. И вдруг такой ужасный конец – состояние опьянения, черепно-мозговая травма, синяки, отек мозга… Влюбленная, счастливая, окрыленная и самодостаточная женщина вдруг за считанные дни превращается в безвольное накачанное алкоголем тело… Как это возможно?!
Прекрасная певица, жизнерадостный человек. Была ли она "певицей одной песни" или просто очень невовремя оставила сцену – практически на самом пике эстрадной карьеры с головой уйдя в семью? Все мы слышали историю про Аллу Пугачеву, посетовавшую в одной телепрограмме на то, что Легкоступова "испортила песню", написанную для Примадонны Раймондом Паулсом. Но могло ли это поставить крест на музыкальной карьере Валентины или ей просто не повезло? Не повезло с репертуаром, с авторами, с продюсерами, с временем…? Теперь это всё уже не важно.
Светлана Лазарева: "Один из самых позитивных людей в шоу бизнесе – Валентина Легкоступова. Сколько всего было, но Валюша всегда на позитиве"
Сергей Трофимов (Трофим): "Хочу сказать спасибо Валентине за её песню "Ягода-малина". Благодаря её песне этой я не умер с голоду по молодости, больше того – ещё и приобрел начальный капитал. Я тогда работал в ресторане "Орехово", а у нас приходила такая женщина, она была директором мясного отдела местного гастронома. У неё все время была куча бриллиантов на пальцах надета. Она приходила и говорила: "Так, восемь водки, два салата и "Ягода-малина" весь вечер!" И мы в разных интерпретациях её играли действительно часа два. Она, значит, под это дело веселилась. Просто благодарен от всей души!"
Ольга Молчанова: "Песня "Ягода-Малина мне сначала не понравилась, и я не хотела её записывать. Но когда пришла Валя и спела её, то мне она понравилась!"
Катя Семенова: "Я много лет работала и пересекалась с Валей. И я клянусь: ни разу не видели ее не то что пьяной, даже выпимши! А познакомилась я с ней еще на «Голубом огоньке» в 1986-м году. Мы не подруги, мы просто коллеги, у которых хорошие отношения. Но я как коллега вообще ничего не могу сказать о ней плохого".
Жизнь Валентины Легкоступовой трагически оборвалась. Но остались её песни, пронизанные теплом, любовью и светом. "Ягода-малина", "Капля в море", "Двое", "Розы на снегу", "Ты меня не оставляй"… Пусть они звучат долго!
Рассказы о смерти
Дорогие читатели, когда я решил собрать в одном сборнике все свои статьи, заметки и размышления о смерти, вечном и потустороннем, я подумал, что неплохо было бы добавить пару рассказов, в которых присутствует переход в мир иной. На самом деле таких рассказов оказалось намного больше. Практически все они – о реальных людях и реальных историях.
И как жизнь превращается в рассказы, так и рассказы часто меняют жизнь.
Например, после того, как был написан рассказ «Жук», я не убил ни одно насекомое. Даже если в комнату залетает жучок или по стене ползет паук и все девочки визжат, я аккуратно ловлю его в полотенце или салфетку и выпускаю в окно. Когда вы прочитаете рассказ «Жук», вы наверняка поймете, почему.
Обычно обращение автора публикуется в начале книге или в ее конце. Но я решил обратиться к вам в середине. Эта книга – всего лишь попытка заглянуть туда, откуда никто не возвращался. И я хочу, чтобы вы читали её не просто как развлекательное чтение, но и как одно из доказательств вечной жизни и бессмертия души.
А главное: чтобы вы верили – как верю я – в то, что уход человека в мир иной не означает его исчезновения из мироздания.
Приятного чтения!
Жук
– Смотри, какой красавчик! – Валерка тыкал ей в лицо что-то тёмное и шевелящееся. Едва разлепив глаза от обездвижившей её прямо на пляжном полотенце лёгкой дрёмы, Юлька сфокусировала взгляд и завизжала не своим голосом. Пулей скинув сонное оцепенение, она вскочила на ноги и закричала:
– Убей его! Убей! Какая гадость! Ужас!
В руке у Валерки шевелил лиловыми рогами блестящий жук-носорог. Парень держал его за спину, и жук растерянно перебирал цепкими черными лапками. Валерка чуть придвинул жука к Юльке, пытаясь убедить её в красоте странного насекомого и не понимая, что девушка на грани истерики.
Юлька подняла с песка цветной пляжный тапок и, не переставая вопить, со всего размаха ударила по жуку, выбив его из Валеркиной ладони.
– Ты что?! Больно же! – ойкнул Валерка, потирая ушибленную руку. Такой разъяренной свою девушку он ещё не видел. Загорающие на песке у Петропавловской крепости зеваки с любопытством поглядывали в их сторону.
– Ты просто не понимаешь, – захлебываясь в истерике скороговоркой кричала Юля, срываясь на визг.– Я ненавижу жуков! Они мерзкие, отвратительные. Фу! Как можно быть таким дебилом?! Не подходи, ты держал его! Ещё и в лицо совал. Дурак!
Она психанула и ушла, бросив: «Не ходи за мной». Это была их первая крупная ссора с момента приезда в Питер. Потом он страшно корил себя за то, что не пошёл тихонько за ней следом. Но тогда, глядя, как развевается на балтийском ветерке подол её белого сарафана, лишь раздраженно подумал: «Ничего, пусть перебесится. Подумаешь, жук…»
Вечером на канале Грибоедова случилась трагедия.
Какой-то лихой аквабайкер, желая покрасоваться перед публикой, нарезал круги, проносясь всё ближе и ближе к кафешке, расположенной на понтонной площадке у самой воды. Каждый раз отдыхающих обдавало сотней сверкающих в закатном солнце брызг. Грозные мужские окрики и девичий визг лишь раззадоривали лихого наездника. Когда он в очередной раз направил свой аквабайк в сторону кафешки, тот вдруг перестал слушаться и, сбросив седока, вылетел на сушу, врезавшись в один из столиков! В тот самый, за которым одиноко сидела Юля.
Как в замедленной киносъемке она увидела летящую прямо на неё пластиковую махину и сразу поняла, что это летит её Смерть. «Господи! Я так хочу жить! Жить! Жиииить!» –успела подумать Юля до того, как её мысли заглушил хруст костей и грохот разносимых мотоциклом столов и стульев…
…Когда она открыла глаза, вокруг была густая зелёная трава, с прямыми как у осоки стебельками. «Густая как ковёр», – подумала Юлька и подняла взгляд. Над ней плыли пушистые оладьи облаков, поджаренные до золотистой корочки пекарем-Солнцем. «Как же хорошо жить!» – подумала Юлька и собралась встать. Но тут кто-то схватил её сзади огромной сильной рукой и поднял в воздух.
– Смотри, что я нашел! – прокричал мужской голос. – Правда, симпатяжка?
Юлька увидела, как к ней приближается огромное женское лицо. Лицо смотрело с ужасом. Большой, с дверной проём, рот медленно открылся, и из него раздался оглушающий вой:
– Где ты взял этого мерзкого жука?! Немедленно убери его от меня! Убей его! Убей! Убей!..
Пропал человек
Я сидел у фонтана и рассеянно поглядывал по сторонам. Было утро воскресенья, около восьми. Народ ещё спал, у фонтана никого не было кроме меня и грустной девочки лет десяти. С поводком, но без собаки.
Кира задерживалась. Утреннее солнце пригревало и клонило в сон. Однако расслабляться было рано – нам предстояла долгая дорога в Краснодар. Я пытался на чем-нибудь сконцентрироваться, но вокруг не было ничего интересного. Фонтан ещё не включили, вокруг него вяло слонялась девочка с поводком. Редкие прохожие мелькали слишком далеко, чтобы привлечь мое внимание.
Я повертел головой. На дереве напротив меня висело объявление. Я отчетливо видел на нем фото пожилого мужчины и заголовок, набранный крупными красными буквами: «Пропал человек!»
«Вот оно!» – подумал я и подошел поближе. Пропавшему мужчине было 65. У него была седая бородка и два коротких шрама на левой щеке. Взгляд как-то терялся – видимо фото увеличивали с маленького снимка. Текст был стандартный: «Ушел… не вернулся… был одет… проблемы со здоровьем… просьба сообщить…» Мужчину звали Иван Иванович.
Я попытался представить, куда мог уйти мужчина, но за моей спиной вдруг раздался какой-то шум. Я обернулся и увидел водную феерию! Плеск, шорох и бульканье воды в одно мгновение заполнили утро шумом. Но красоту работающего фонтана кроме меня и девочки с поводком оценить было некому.
Мы с ней стояли неподалеку друг от друга и смотрели на искрящиеся струйки воды. Потом девочка подошла поближе и прокричала, стараясь заглушить фонтан:
– Вы не видели мою собаку?
Я молча покачал головой.
Девочка достала большой мобильник, открыла в нем фото и показала мне.
– Вот! Это мой Чаки! Видите, у него пятно на голове? Это зеленка. Его машина сбила неделю назад. Он чуть не умер! Почти не ел ничего всю неделю… Но я его всё равно выносила к фонтану каждое утро. А сегодня я встала, а Чаки нет. Папа сказал, что он ушел гулять без меня. Я вышла, а его нет… Не видели?
Девочка снова протянула телефон с фото. Я взглянул. С экрана жалобно смотрел белый пес с зеленым пятном на раздробленной макушке. Я покачал головой. «Вряд ли уже кто увидит эту собаку», – подумалось. «Лучше бы папа честно сказал об этом девочке, а не морочил бы ребенку голову».
Настроение испортилось.
Когда Кира, наконец, спустилась, я вместо обычного поцелуя в щеку лишь буркнул: «Привет» и кивнул в сторону машины.
Машина у меня была большая, микроавтобус. Именно из-за неё я в это воскресное утро не валялся как все лениво в постели, а ехал черте куда. Собственно, и вчера отдохнуть не удалось. Днем позвонила Кира и взволнованным голосом попросила помочь. Её старшая сестра, живущая в другом городе, попала в аварию и сломала ногу и руку. Родных там нет, ухаживать некому, а из больницы выписывают. Надо срочно ехать и везти её сюда, где она будет жить вместе с Кирой, пока у неё не срастутся кости…