Что такое Ченнелиг?
Ченнелинг – это духовная/мистическая практика взаимодействия с кем или чем-либо, которую чаще всего используют для общения с "потусторонним". Это не спиритический сеанс, призыв демона или обращение к божеству. Это методика, основанная на принципе построения канала между "слушателем", принимающим информацию и "рассказчиком", который в свою очередь эту информацию передаёт. Считается, что канал находится под полным контролем "слушателя", который инициирует мистическую связь, то есть, самостоятельно формирует информационный канал.
От этого принципа работы с каналами и образовалось название методики "channeling/ченнелинг" – от англ. "channel", что значит "канал". А "слушателя" называют "channeler", "ченнелер" или "контактёр".
при создании данной иллюстрации использовалась нейросеть Chad Al
Так же существует немного иная трактовка:
"Сhanneling/ченнелинг" подразумевает под собой передачу некой информации по каналу (так же, от англ. "channel" – «канал»). В этом варианте полученная информация предназначается в основном не "слушателю", который вступил в контакт с "рассказчиком", а постороннему человеку, который обратился к "слушателю" с вопросом или просьбой. В таком случае "слушатель" называет себя "каналом". Так же, "каналами" называют себя "слушатели", поддерживающие постоянную прочную связь с одним и тем же "рассказчиком". Чаще всего, такие "каналы" пытаются донести людям сверхидеи, убеждения и философию "рассказчика"-наставника, вне зависимости от того, требуется ли это окружающим их людям или нет.
В любом случае,ченнелинг фактически является чем-то средним между классической медитацией, спиритическим сеансом, внетелесным опытом (астральными путешествиями или осознанными снами), и различными вариациями ритуалов для общения с духами: начиная от камлания шаманов и заканчивая европейскими печатями для призыва духов.
Что касается принципов работы, почему удаётся установить связь и с кем эта связь устанавливается – есть три стройные теории, которые, в прочем, не противоречат друг другу. Условно, эти теории можно назвать так:
• Фрейдовская теория – предполагается, что "ченнелер" связывается либо с собственным Суперэго ("Сверх-Я"), либо с Ид ("Оно").
• Юнгианская теория – предполагается, что "ченнелер" связывается либо с коллективным, либо личным бессознательным.
• Теория духов – предполагается, что "ченнелер" связывается с разнообразными духами, которые являются самостоятельными личностями с собственными целями, убеждениями, желаниями и философией.
Для полного понимания, предлагаю рассмотреть все эти теории более подробно в следующих главах.
Дядюшка Фрейд
• Не выработана Зигмундом Фрейдом
• Основывается на Теории личности, предложенной Фрейдом
• Использует структуру личности, предложенную Фрейдом: Эго (Я), Суперэго (Сверх-Я) и Ид (Оно)
• Ченнелинг рассматривается как внутренняя работа с собственной психикой и взаимодействие/общение с отдельными её частями: Я ⇔ Сверх-Я или Я ⇔ Оно (Эго ⇔ Суперэго или Эго ⇔ Ид)
Личность состоит из трех основных компонентов:
• "Оно" (Ид) – наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, "бурлящий котел влечений". Будучи иррациональным и бессознательным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия.
• "Я" (Эго) – следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения.
• "Сверх-Я" (Суперэго) – служит носителем моральных норм. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора.
Личность, по Фрейду, подобна айсбергу, огромной глыбе льда, плавающей в океане. Надводная, видимая его часть – сознание или разум человека. Подводная часть, скрытая от непосредственного наблюдения – бессознательное человека и его подсознание.
Таким образом, если мы говорим о Фрейдовской теории ченнелинга, то "ченнелер" выполняет следующий ряд действий:
1. Как бы "ныряет" в собственное бессознательное.
2. Находит в личном бессознательном персонифицированный (наделённый чертами самостоятельной, отдельной личности) образ Суперэго или же Ид.
3. Устанавливает контакт/связь с этим образом, то есть, формирует канал.
4. Между ченнелером и найденным образом происходит сеанс общения.
5. Ченнелер "закрывает канал" – разрывает образовавшуюся связь.
Следовательно, если ченнелер выйдет на связь с персонификацией собственного "Сверх-Я" (Суперэго), то у него сложится впечатление, будто он контактировал с кем-то, кто полностью соответствует его представлению о сверх-существе: некто мудрый, одухотворённый, в разы превосходящий ченнелера по развитию, и так далее… Если ченнелер выйдет на связь с персонификацией собственного "Оно" (Ид), то у него сложится совершенно противоположное мнение.
Дядюшка Юнг
•Не выработана Карлом Густавом Юнгом
• Основывается на Теории личности, предложенной Юнгом
• Использует структуру личности/психики, предложенную Юнгом
• Ченнелинг рассматривается как внутренняя работа с собственной психикой: с личным или коллективным бессознательным и взаимодействие/общение с отдельными частями психики: Я ⇔ Тень или Я ⇔ Анима/Анимус, или Я ⇔ Коллективное бессознательное (Архетипы)
Юнг выделял следующие слои и элементы в структуре личности:
Самость – скорее абстрактное понятие целостности личности, а не конкретный элемент структуры: «Самость, – пишет Юнг, – означает всю личность. Вся личность человека не поддается описанию, потому что его бессознательное не может быть описано».
Сознание:
• Персона, от лат. Persona – "Маска". Это самый верхний слой личност-ного сознательного: мане¬ра говорить, мыслить, одеваться. Это характер, соци¬альная роль, способность самовыражаться в обществе.
• Эго (Я) – центр сознания, находится на грани с бессозна¬тельным, ответственно за связь сознательного и бессознательного.
Личное бессознательное:
• Тень – центр личного бессознательного: желания, тенденции, переживания и т. д. Это обратное отражение Эго, всё низкое и порочное, что мы отрицаем в своей личности. При этом, Тень – это хранилище жизненной энергии, инстинктов и источник творчества. Тень уходит своими корнями в коллективное бессознательное, и потому может дать доступ индивиду¬уму к материалу, который обычно недосту¬пен Эго и персоне.
• Анима (у мужчин) – скрытое женское начало в мужчине
• Анимус (у женщин) – скрытое мужское начало в женщине
Анима/Анимус – наиболее древние архетипы. Так же, как Тень является противоположностью Эго , Анима/Анимус является противоположностью Персоны . Анима/Анимус ориентированы своим острием к глубокому бессознатель¬ному, так же как персона – к внешней среде.
Коллективное бессознательное:
• Архетипы коллективного бессознательного – нечто вроде органов дорациональной психики. Это постоянно наследуемые, всегда одинаковые формы и идеи, еще лишенные специфического содержания.
(см. рис.ниже:)
Ключевым отличием Юнгианской теории ченнелинга от Фрейдовской является возможность образовывать канал-связь с коллективным бессознательным. Из этого следуют два вывода:
• Ченнелер может получить и использовать информацию, которая хранится в коллективном бессознательном, которую он унаследовал от предков.
• Число и разнообразие элементов психики, с которыми ченнелер может взаимодействовать, резко возрастает. Если во Фрейдовской теории мы говорили о возможности контакта лишь с двумя элементами (Суперэго и Ид), то теперь ченнелер может контактировать с коллоссальным количеством персонифицированных элементов: Тень, Анима/Анимус и Архетипы коллективного бессознательного.
при создании данной иллюстрации использовалась нейросеть Chad Al
В остальном, "ченнелер" выполняет практически идентичный ряд действий, что и ранее:
1. Как бы "ныряет" в личное или коллекивное бессознательное (в зависимости от целей)
2. Находит в бессознательном персонифицированный (наделённый чертами самостоятельной, отдельной личности) образ Тени, Анимы/Анимуса или Архетипа.
3. Устанавливает контакт/связь с этим образом, то есть, формирует канал
между ченнелером и найденным образом происходит сеанс общения
4. Ченнелер "закрывает канал" – разрывает образовавшуюся связь
Теория духов
• Предполагается, что ченнелер контактирует с реальным незримым существом
• Основывается на Теории множественности миров, так или иначе присутствующей в большинстве религий и оккультных/мистических учений
• Духи – незримые существа, населяющие множество потусторонних миров, граничащих с нашим, земным (или средним) миром
• Средний мир, в котором живут люди, так же населён духами
• Ченнелинг рассматривается как способ найти некий "мистический путь" к потустороннему духу, и использовать этот "путь" для общения с ним. Такой "путь" называется "каналом" или "связью"
В том или ином виде, подобные концепции встречаются в шаманизме, авраамических религиях, традиционной германо-скандинавской религии, и многих других:
Шаманизм:
• Вселенная состоит из множества миров, существующих параллельно друг другу и связанных между собой тайными тропами
• Среди них выделяют три основных мира: Верхний, Средний и Нижний
• Иногда Верхний мир разделяют на 9 миров – 9 Небес, по счёту от самого ближайшего к человеческому миру "Первого Неба", до самого дальнего или высокого "Девятого неба".
• Нижний мир населён тёмными духами и душами простых смертных, не всегда настроенных враждебно к шаману и живым людям.
Авраамические религии:
• Концепция Ада, Земного мира и Рая созвучна с представлениями шаманов о Нижнем, Среднем и Верхнем мире.
• Множественность миров, в частности разделение Верхнего мира на отдельные Небеса присутствует в представлениях Ислама: «Аллах – Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель». (Коран; 65: 12)
• Нижний мир: в Иудаизме нижний мир, куда после смерти попадают и грешники и праведники, описывается как "Шеол"– "царство мёртвых" . Однако так же используются и другие термины: «земля нижняя», «яма», «земля тьмы». В греческом переводе Танаха, Септуагинте, в местах, где в еврейских текстах использовано слово шеол, употреблён термин «Ад». Так же термин Инферно (инфернальные или демонические миры, ад) происходит от лат. infernus «нижний, подземный; ад»; связано с inferus «нижний».
Германо-скандинавской религия:
• Верхний мир: Над миром людей расположен Альфхейм – мир светлых альвов. А ещё выше – Асгард, город богов-асов.
• Средний мир: Состоит из Пяти миров: В центре мир людей – Мидгард, который окружён четырьмя иными мирами с четырёх сторон. На севере – Нифльхейм, земля льдов и туманов. На юге – Муспельхейм огненная земля. На востоке – Йотунхейм, земля Ётунов-великанов. На западе – Ванахейм, земля богов-Ванов.
• Нижний мир: Под миром людей расположен Свартальфахейм – мир тёмных альвов. А ещё ниже – Хельхейм, владения Хель, земля мёртвых.
Подробные описания потусторонних миров, иногда сопровождающееся примитивными "картографическими" изображениями называют "картой миров". В частности, подобные карты используются шаманами в качестве дополнительного инструмента, облегчающего хождение между мирами. См. “Фото шаманского бубна из музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук”:
Заключение:
Если мы используем Теорию духов для объяснения феномена "ченнелинга", то ченнелер:
1. Находит некоего незримого духа, который обитает в человеческом, либо ином, потустороннем мире.
2. Устанавливает контакт/связь с этим духом, то есть, формирует канал.
3. Между ченнелером и найденным образом происходит сеанс общения.
4. Ченнелер "закрывает канал" – разрывает образовавшуюся связь.
В таком случае, у начинающего ченнелера могут возникнуть трудности сразу по нескольким причинам:
1. Найти духа в мире людей – это не всегда просто.
2. Найти "мистический путь" в один из потусторонних миров и достучаться до его обитателей – чаще всего непросто.
3. Найти общий язык с духом – "установить контакт" не всегда удаётся с первого раза. Возможно, в первые разы вы совершенно ничего не поймёте или же возникнет эффект "испорченного телефона".
4. "Закрыть канал" качественно. Так, чтобы дух не смог найти к вам путь самостоятельно – иногда бывает непросто.
Все эти трудности можно преодолеть с помощью тренировки нужных навыков, крепкой теоретической базы, и соблюдения техники безопасности.
Техника безопасности
Прежде чем продолжить, считаю важным озвучить основные, самые важные правила, при общении с духами, высшими сущностями, душами мёртвых, божествами и т.д. То есть, технику безопасности для ченнелера:
1. Не используйте практики, принцип работы которых вы не понимаете.
2. Не доверяйте слепо тем, с кем вы контактируете, кем бы они себя не называли. Всегда проверяйте корректность информации.
3. Не выходите резко из "состояния ченнелинга".
4. Всегда закрывайте канал после общения.
5. Общайтесь вежливо и корректно : грубость, неуважение и фальшь – не лучший способ заводить знакомства, даже по ту сторону.
6. Не ходите в другие миры , для этого нужны совершено иные методики и подготовка.
7. Не просите о безвозмездной помощи , любой труд должен быть оплачен. И в ваших интересах, чтобы цена была озвучена заранее.
8. Не заключайте сделок , если не знаете, как их заключать.
9. Не общайтесь с теми, кто вас пугает (или с кем вам не комфортно) – интуиция, как инструмент самосохранения, появилась у людей не просто так.
10. Используйте практики ченнелинга только днём, когда на небе светит солнце.
И помните, даже если вы атеист и не верите в духов, а ченнелинг используете только для внутренней работы с самим собой, это не повод игнорировать выше перечисленные правила:
• Во-первых, эти правила довольно просты и не требуют особых усилий для соблюдения.
• Во-вторых, техника безопасности пишется кровью предшественников, даже если это инструкция по использованию молотка.
Эволюция веры
Если говорить глобально, то история развития ченнелинга тесно связана с формированием и развитием различный верований, религий и культов. Это вполне логично, так как большинство из них либо основываются на контакте/взаимодействии с существами, "находящимися по ту сторону", либо опираются на легенды, рассказывающие о таких существах и контактах.
Мне кажется довольно убедительной эволюционная теория развития религий – согласно этому подходу, выделяют 5 этапов развития, в которых религия прогрессировала от простейших форм к более сложным:
• ПРЕАНИМИЗМ (от лат. pre – «пред», anima – «душа») – верования строятся на чувстве присутствия в мире некой сверхъестественной силы, при ощущении которой чаще всего возникает чувство трепета или страха. Подобные переживания могли послужить предпосылкой к развитию анимизма – следующего этапа формирования религий.
Полагаю, в детстве многие из нас испытывали это чувство незримого присутствия, оставаясь на едине с собой в пустой квартире или тёмной комнате.
• АНИМИЗМ (от лат. anima, animus – «душа» и «дух» соответственно) – вера в существование различных духов, души у человека, а так же в одушевлённость всей природы.
Анимистические представления, в той или иной мере, присутствуют почти во всех религиях. Рискну предположить, что анимизм является не только способом объяснить природные явления и другие сложные физические процессы, не понятные человеку того времени. Анимизм так же отвечает на неозвученный вопрос, который возникал у "предшественников-преанимистов": "Что или Кого я чувствую, оставаясь один?".
• ТОТЕМИЗМ (от яз. племени оджибва totem – «знак», «герб клана» и «дух культа/клана») – некогда весьма распространённая и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит культ "тотема".
Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространёнными тотемами были животные. Полагаю, тотемизм – это плоды первых попыток человека вступить в контакт с силами, персонифицированными на стадии анимизма, попыток получить от них некую выгоду, заручиться поддержкой. То есть, тотемизм – результат заключения мирных, покровительственных или родственный союзов с "духами", подобный тем союзам, которые заключали люди или племена в то время между собой. По крайней мере об этом свидетельствуют многие из Тотемических мифов.
• ПОЛИТЕИЗМ (от греч. πολύς – «многочисленный, много», θεός – «Бог, божество») – многобожие, система верований, основанная на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь, почитание многих богов.
Политеизм возник из полидемонизма – почитания разрозненных духов родоплеменных религий, как отражение в идеологии социального расслоения, а также как усложнение религиозных фантазий. Классификация сверхъестественных существ в политеизме представляется как иерархия богов, обладающих большей или меньшей властью, имеющих каждый своё индивидуальное имя, облик (часто антропоморфный) и определённую сферу управления в природе и обществе. Во главе пантеона, в соответствии с земной властью, стоит верховный бог, но не единственный, в отличие от монотеизма.