Над поэтическими страницами Михаила Юрьевича Лермонтова бесплатное чтение

Скачать книгу

© Эрнст Саприцкий

© Издательство «Книга-Мемуар»

Пролог

  • Он, как и Пушкин, мой кумир,
  • Второй, но все же
  • И он мне душу окрылил
  • Мечтаньем схожим!
  • Не только близок – обожаю,
  • Наилюбимейший поэт,
  • Его поэзия святая
  • Всегда со мной,
  • со школьных лет!
  • Белеет парус треугольный
  • В тумане моря голубом,
  • И сердцу грустно, сердцу больно
  • За всех, покинувших свой дом.
  • Не красавцы, ну что же –
  • Обделил их Господь,
  • Но глазами похожи –
  • Здесь искуплена плоть:
  • Сквозь невзрачную внешность,
  • Как луч солнца сквозь муть,
  • Прорывается нежность,
  • Несравненная суть!

«Вот удивительный талант…»

  • Вот удивительный талант –
  • Как мог в такие годы
  • Все понимать и так писать
  • О людях и природе?
  • Как будто жизнь уже прожил,
  • Откуда столько знал?
  • Так опыт жизни уплотнил,
  • Так многое вобрал.
  • Как будто бы хрустальный ключ
  • Из-под горы забил,
  • И солнца первозданный луч
  • До дна его пронзил.
  • Врожденный свыше, божий дар,
  • Высокое призванье,
  • Но сжег его страстей пожар,
  • Толпы непониманье.
  • Всех меряем мы по себе,
  • Нам нет себя дороже,
  • И гибнут в мелочной борьбе
  • Такие люди, боже!
  • И навалилась снова мгла –
  • Все беспросветно, серо…
  • Но тень огромная легла
  • От маленького тела.

«Великолепно образован…»

  • Великолепно образован,
  • И тонок, и умен,
  • Людскою пошлостью не скован,
  • Но ею же сражен.
  • В нем уживались две натуры,
  • Два очень разных человека:
  • Бретер и принц литературы
  • Златого пушкинского века!
  • Он вровень с Пушкиным подняться
  • Мог, проживи еще лет пять;
  • Но, слава богу, наслаждаться
  • Есть тем, что он успел создать.
  • Спасибо, Господи, за это –
  • Что без него родной Парнас?
  • Такого не найти поэта,
  • Лишь он и Пушкин есть у нас.
  • И можно лишь предполагать,
  • Во что бы гений мог развиться.
  • Всю жизнь душа должна трудиться,
  • Чтоб тайну замысла понять.

«Нет лишнего в его твореньях…»

  • Нет лишнего в его твореньях –
  • Недостижимый идеал;
  • И в прозе, и в стихотвореньях
  • Он совершенства достигал.
  • Как гравитация сжимает
  • До страшной плотности частицы,
  • Так мощь таланта обнажают
  • Великолепные страницы:
  • Невероятна сила слов
  • В оправе бесподобных строф!
  • Вот тайну кто унес с собой,
  • Он, а не первый наш герой![1]
Перед детским портретом Лермонтова и портретами его родителей

Лермонтов Ю. П., отец поэта. Лермонтова М. М., мать поэта. (портреты работы неизвестного художника. Масло. 1810-е гг.)

Маленький Мишель в детстве страстно увлекался рисованием. На первом детском портрете маленького Лермонтова так и изобразили – с мелком и листом бумаги. (Оригинал портрета хранится в Государственном литературном музее.)

  • Увы, не в университетах —
  • Все главное вершится тут,
  • И все последующие лета
  • Из этой пряжи ткани ткут.

Поэт

  • Когда Рафаэль вдохновенный
  • Пречистой девы лик священный
  • Живою кистью окончал,
  • Своим искусством вдохновенный
  • Он пред картиною упал!..

М. Лермонтов, 1828

  • Так сильно было напряженье,
  • Что он не выдержал волненье,
  • Но, слава Богу, уцелел
  • И еще много в жизни сей успел!

Мой Демон

  • Собранье зол его стихия…

М. Лермонтов, 1829

  • По счастью, поэт большой,
  • Кому сей труд я посвятил,
  • Своею Лирой золотой
  • Воспел и дружбу, и любовь,
  • И не приемлет боль и кровь…

P. S. Творческую мысль Лермонтова рано стали занимать философско-эстетические проблемы. Этому во многом способствовало идейное направление литературного кружка, которым руководил пансионский преподаватель С. Е. Раич. (Интернет)

К***

  • Мы снова встретились с тобой…
  • Но как мы оба изменились!..
  • Ищу в глазах твоих огня,
  • Ищу в душе своей волненья,
  • Ах! как тебя, так и меня
  • Убило жизни тяготенье!..

М. Лермонтов, 1829

P. S. Адресат стихотворения неизвестен

  • Но это условность –
  • Они по счастью живы
  • И хоть энергии прежней в них нет,
  • Но все ж поступков их мотивы
  • Оставили в душах их след.
  • Им есть что вспомнить, слава Богу,
  • Идя дальнейшею дорогой…
  • И совершат, Бог даст, немало,
  • Как бы судьба их не трепала…

Молитва

  • Не обвиняй меня, всесильный,
  • И не карай меня, молю,
  • За то, что мрак земли могильной
  • С ее страстями я люблю…
  • За то, что мир земной мне тесен,
  • К тебе ж проникнуть я боюсь,
  • И часто звуком грешных песен
  • Я, боже, не тебе молюсь…

М. Лермонтов, 1829

  • По счастью, это наговор –
  • Он любит мир и девы взор,
  • С младых ногтей он чтит Отца,
  • Всего в миру нашем Творца!

P. S. В центре внимания «Молитвы» – психология внутреннего конфликта: лирический субъект нуждается в поддержке светлого высшего начала и одновременно осознает самоценность личности, стремящейся к свободе и творчеству. (Интернет)

  • Один среди людского шума,
  • Возрос под сенью чуждый я,
  • И гордо творческая дума
  • На сердце зрела у меня.
  • И вот прошли мои мученья,
  • Нашлися пылкие друзья,
  • Но я, лишенный вдохновенья.
  • Скучал судьбою бытия…

М. Лермонтов, 1830

  • Уж эти мне друзья, друзья!..
  • Его предшественник сказал[2]
  • И этим тему ему дал,
  • С которой тот не оплашал…

P. S. Читая стихотворение «Один среди людского шума…», надо помнить, что оно написано шестнадцатилетним юношей, в 1830 году. В нем, несомненно, можно рассмотреть признаки большого таланта великого русского поэта и характерные черты его личности. Как следует из текста стихотворения, автор отчаянно ищет дружбы, ищет родственную душу, но его постигают разочарования. Наряду с этим тон изложения спокойный, даже несколько отвлеченный, как будто автор говорит о постороннем человеке. Лирический герой явно гордится собственной эмоциональной отстраненностью, некоторой холодностью натуры (Интернет)

Кавказ

  • Хотя я судьбой на заре моих дней,
  • О южные горы, отторгнут от вас…
  • Как сладкую песню отчизны моей,
  • Люблю я Кавказ…

М. Лермонтов, 1830

P. S. Одно из первых обращений поэта к кавказской теме.

«… Горы Кавказские для меня священны…»

(Автобиографическая заметка от 8 июля 1830 г.)

Взаимоотношения России с народами и государствами по обеим сторонам Кавказских гор имеют долгую историю. Сегодня эти отношения очень непросты, зачастую у многих упоминание о Кавказе и его жителях вызывает буквально ярость. Но мы должны учиться жить рядом. И этому нас учит великая русская литература. (Интернет)

Н. Ф. И… вой

  • Любил с начала жизни я
  • Угрюмое уединенье,
  • Где укрывался весь в себя,
  • Бояся, грусть не утая,
  • Будить людское сожаленье…

М. Лермонтов, 1830

  • Ей посвятил он цикл стихов.
  • И даже пьесу –
  • Увы, не оценил Господь
  • Желанья пылкого повесы –
  • Ее спокойный, чистый взор
  • Не поддержал сей разговор…

P. S. Стихотворение Лермонтова «Н. Ф. И [ванов] ой» посвящено Наталье Фёдоровне Ивановой («Ивановский цикл» Цикл юношеской любовной лирики Лермонтова) (Интернет)

Одиночество

  • Как страшно жизни сей оковы
  • Нам в одиночестве влачить.
  • Делить веселье – все готовы –
  • Никто не хочет грусть делить…
  • Никто о том не покрушится,
  • И будут (я уверен в том)
  • О смерти больше веселиться,
  • Чем о рождении моем…

М. Лермонтов, 1830

  • Увы, не прав он –
  • На поминках
  • Его родные и друзья,
  • Печалясь, грусть не утая,
  • Вспомянут годы бытия
  • Его и молодых себя…

P. S. Стихотворение «Одиночество» написано в 1830 году. Этот год был знаковым в судьбе молодого Лермонтова: находясь в пансионе, вдали от дома, он пережил большую личную драму, а противоречия между отцом и бабушкой, тяжело отразившиеся на юноше, в этот период достигли своего пика. Борьба за влияние на Михаила отвлекала родственников от того, что творилось на душе впечатлительного болезненного мальчика, рано лишившегося матери. Этим объясняются мотивы горечи, разочарования и смерти, сквозящие в стихотворении и довольно неожиданные в устах шестнадцатилетнего юноши. (Интернет)

Звезда

  • Светись, светись, далекая звезда,
  • Чтоб я в ночи встречал тебя всегда;
  • Твой слабый луч, сражаясь с темнотой,
  • Несет мечты душе моей больной…

М. Лермонтов, 1830

P. S. Первое обращение поэта к теме «далекой звезды».

  • Моя звезда в созвездье Девы.[3]
  • Под этим знаком я рожден,
  • И в Судный день, в день Божья гнева
  • Я буду ею защищен.

Гроб Оссиана

  • Под занавесою тумана,
  • Под небом бурь, среди степей,
  • Стоит могила Оссиана
  • В горах Шотландии моей.
  • Летит к ней дух мой усыпленный
  • Родимым ветром подышать
  • И от могилы сей забвенной
  • Вторично жизнь свою занять!..

М. Лермонтов, 1830

P. S. Интерес Лермонтова к Оссиану и Шотландии закономерен: основателем рода Лермонтовых в России был шотландец Георг (Юрий) Лермонт

  • Достойный рода своего,
  • Не забывал поэт его…

Предсказание

  • Настанет год, России черный год,
  • Когда царей корона упадет;
  • Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
  • И пища многих будет смерть и кровь…

М. Лермонтов, 1830

  • Ах, оказался прав поэт —
  • Не прошло и сотни лет!
  • Зря не прислушались к поэту.
  • Кто правил бал тогда, в те лета…

P. S. Существует весьма распространенное мнение о том, что поэты могут предсказывать будущее. К таким поэтам, несомненно, относится и Михаил Лермонтов, который знал о том, что ему суждено будет умереть молодым, понимал неизбежность этого и принимал сей факт, как должное. Однако удивительно другое: будучи 16-летним юношей, он сумел предвидеть, как сложится судьба его страны, и в 1830 году написал стихотворение «Предсказание» – мрачное, грозное и поражающее своей беспощадностью.

Сегодня можно уже с уверенностью говорить о том, что оно действительно оказалось пророческим, и автор с точностью до мелочей описал в нем события 1917 года. Конечно, можно предположить, что толчком к созданию «Предсказания» послужило восстание декабристов. Но после его подавления в России наступил период жесткой реакции, когда любое вольнодумство пресекалось на корню. В это время царская власть была как никогда сильна, и утверждать, что скоро самодержавию придет конец, мог бы только глупец. Либо – человек, наделенный даром предвидения будущего, которым, судя по всему, и оказался Лермонтов. С первых строчек стихотворения «Предсказание» становится ясно, что речь в нем идет об Октябрьской революции, до которой – без малого век. Тем не менее, Лермонтов с уверенностью утверждает: «Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет». Поддерживая в душе идеи декабристов, юный поэт, тем не менее, утверждает, что для России год революции будет черным. И далее развивает свою мысль, что «пища многих будет смерть и кровь». Эти строки рисуют в воображении картину всеобщего разрушения и хаоса, «когда детей, когда невинных жен низвергнутый не защитит закон». Если проводить параллель с 1917 годом, то становится очевидным – Лермонтов каким-то сверхъестественным образом смог не только увидеть будущее России, но и максимально точно передать его в своем стихотворении. Более того, в его «Пророчестве» содержатся шокирующая своим откровением фраза о том, что «чума от смрадных, мертвых тел начнет бродить среди печальных сел».

Если анализировать последующие строки этого произведения, то становится ясно, что автор не только очень точно описал предстоящую революцию, но и сумел создать словесный портрет ее идеолога Владимира Ленина. Он появляется на авансцене отнюдь не сразу после свержения царя, а спустя полгода после того, как власть переходит к временному правительству, а Россия действительно превращается в обескровленную и изможденную войной страну, где царят голод и эпидемии.

«В тот день явится мощный человек», – предрекает поэт. И далее описывает вождя мирового пролетариата, указывая, что «будет все ужасно, мрачно в нем, как плащ его с возвышенным челом».

Однако самое удивительное не то, что Лермонтову удалось так точно предсказать будущее России, а том, что это стихотворение после революции находилось под запретом – уж слишком точными оказались слова поэта, который вряд ли хотел бы, чтобы его родина заплатила за изменения общественного строя столь высокую цену. (Интернет)

10 июля. (1830)

  • Опять вы, гордые, восстали
  • За независимость страны,
  • И снова перед вами пали
  • Самодержавия сыны…

М. Лермонтов, 1830

P. S. Наиболее вероятно, что это стихотворение посвящено Июльской революции во Франции, которая началась 27 июля н. ст. 1830 г. В этом случае дату «10 июля» следует считать опиской: 10 июля вместо 10 августа…

Нищий

  • У врат обители святой
  • Стоял просящий подаянья
  • Бедняк иссохший, чуть живой
  • От глада, жажды и страданья.
  • Кусок лишь хлеба он просил,
  • И взор являл живую муку,
  • И кто-то камень положил
  • В его протянутую руку…

М. Лермонтов, 1830

  • Обличает здесь поэт
  • Нравственные преступленья,
  • Которыми наполнен свет
  • Со дня его возникновенья…

P. S. б обстоятельствах создания этого стихотворения рассказывает в своих «Записках» современница и знакомая поэта Е. А. Сушкова. Однажды Лермонтов с группой молодежи отправился пешком из Москвы в Троице-Сергиеву лавру (в Сергиевом Посаде, в 70 км от Москвы. – Сост.). «На четвертый день мы пришли в Лавру изнуренные и голодные. В трактире мы переменили запыленные платья, умылись и поспешили в монастырь отслужить молебен. На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли вам бог счастья, добрые господа; а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!»

Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтобы пообедать и отдохнуть. Все мы суетились около стола, в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал нас, не слышал, как мы шумели, усаживаясь за обед и принимаясь за ботвинью. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне вышедшие из-под его карандаша стихи… (Интернет)

Чаша жизни

1
  • Мы пьем из чаши бытия
  • С закрытыми очами,
  • Златые омочив края
  • Своими же слезами;
2
  • Когда же перед смертью с глаз
  • Завязка упадает,
  • И все, что обольщало нас,
  • С завязкой исчезает;
3
  • Тогда мы видим, что пуста
  • Была златая чаша,
  • Что в ней напиток был – мечта,
  • И что она – не наша!

М. Лермонтов, 1830

  • Об иллюзорности земного
  • Здесь говорит поэт –
  • Нет счастья даже и простого
  • В теченье жизни лет…
  • Не знаем и не чуем
  • Конца мы своего,
  • Мы весело пируем
  • И нам – ни до чего.
  • Мы весело пируем,
  • Как будто Боги мы,
  • И пир наш протекает,
  • Как праздник средь чумы.
  • Когда же нисподает
  • Повязка с наших глаз,
  • Мы в страхе замираем,
  • Услышав Бога глас.
  • Стремимся покаяньем
  • Тогда беду отвесть,
  • Надеемся, что милость
  • Божественная есть…

К Л…

(Подражание Байрону)

1
  • У ног других не забывал
  • Я взор твоих очей;
  • Любя других, я лишь страдал
  • Любовью прежних дней;
  • Так память, демон-властелин,
  • Все будит старину,
  • И я твержу один, один:
  • Люблю, люблю одну!
2
  • Принадлежишь другому ты,
  • Забыт певец тобой;
  • С тех пор влекут меня мечты
  • Прочь от земли родной,
  • Корабль умчит меня от ней
  • В безвестную страну,
  • И повторит волна морей:
  • Люблю, люблю одну!
3
  • И не узнает шумный свет,
  • Кто нежно так любим,
  • Как я страдал и сколько лет
  • Я памятью томим;
  • И где бы я не стал искать
  • Былую тишину,
  • Все сердце будет мне шептать:
  • Люблю, люблю одну!

М. Лермонтов, 1830

  • Стих знаменит.
  • В себя вмещает
  • Он жизни глубину.
  • Поэт здесь пишет,
  • Как страдает,
  • Любя всегда одну!
  • Дается редко сей удел –
  • Любить одну и ту же сложно:
  • Одной судьбу свою отдать?
  • Для многих это невозможно –
  • Для избранных лишь эта благодать!
  • Я в их число, к несчастью, не попал,
  • Жизнь тискала меня в своих объятьях,
  • И если не за каждым платьем,
  • За каждой юбкой я бежал…
  • «Все сердце, милый, у вас в шрамах» –
  • Врач-кардиолог мне сказал.
  • Наверно, он в нем отыскал
  • Следы отшумевших романов…

К Н. И…

  • Я не достоин, может быть,
  • Твоей любви: не мне судить;
  • Но ты обманом наградила
  • Мои надежды и мечты,
  • И я всегда скажу, что ты
  • Несправедливо поступила.
  • Ты не коварна, как змея,
  • Лишь часто новым впечатленьям
  • Душа вверяется твоя.
  • Она увлечена мгновеньем;
  • Ей милы многие, вполне
  • Еще никто; но это мне
  • Служить не может утешеньем.
  • В те дни, когда любим тобой,
  • Я мог доволен быть судьбой,
  • Прощальный поцелуй однажды
  • Я сорвал с нежных уст твоих;
  • Но в зной, среди степей сухих
  • Не утоляет капля жажды.
  • Дай бог, чтоб ты нашла опять.
  • Что не боялась потерять;
  • Но… женщина забыть не может
  • Того, кто так любил, как я;
  • И в час блаженнейший тебя
  • Воспоминание встревожит!
  • Тебя раскаянье кольнет,
  • Когда с усмешкой проклянет
  • Ничтожный мир мое названье!
  • И побоишься защитить,
  • Чтобы в преступном состраданье
  • Вновь обвиняемой не быть!

М. Лермонтов, 1830

  • Сей стих суть гимн о верности в любви!
  • Однажды деву полюбив, люби ее одну
  • Люби всегда одну и ту же,
  • Завязывая узел туже!
  • Не любит если так она,
  • Пусть будет в том обвинена!

P. S. Произведение увидело свет в 1831 году. Стихи посвящены Н. Ф. Ивановой. Как и в других произведениях поэта, и здесь лирический герой испытывает одиночество и тоску. Но если другие работы Михаила Юрьевича обращены к обществу, то здесь описываются чувства к конкретному человеку – «Я не достоин, может быть, Твоей любви: не мне судить». Но влюбленный герой, несмотря на отсутствие взаимности, не чувствует зла или негодования, а всего лишь желает героине добра. (Интернет)

  • Зови надежду – сновиденьем,
  • Неправду – истиной зови,
  • Не верь хвалам и увереньям,
  • Но верь, о. верь моей любви!
  • Такой любви нельзя не верить,
  • Мой взор не скроет ничего:
  • С тобою грех мне лицемерить,
  • Ты слишком ангел для того.

М. Лермонтов, 1830

  • Не знаю я, что здесь сказать,
  • Какой ответ поэту дать.
  • Но лучше в Бога веровать!
  • Да – лучше верить, что она
  • Для тебя лишь создана!

P. S. Стихотворение очевидно, связано со стихотворениями, посвященными Н. Ф. Ивановой (Интернет).

  • Мне нужно действовать: я каждый день
  • Бессмертным сделать бы желал, как тень
  • Великого героя, и понять
  • Я не могу, что значит отдыхать

М. Лермонтов

  • Я тоже не могу, но что считать работой –
  • Когда по улице неспешно я иду
  • Иль парком, возвращаяся с работы,
  • Я размышляю и стихи по памяти твержу,
  • И вдруг остановлюсь, записываю что-то?
  • Иль еду в транспорте, стою в очередях,
  • На рынке что-то покупаю,
  • Я постоянно думаю,
  • Я весь в своих стихах,
  • Хотя работой это не считаю…
  • Тебе во след еще не мчится
  • Ни горный дух, ни дикий зверь,
  • Но, если можешь ты молиться,
  • То не мешало бы – теперь.

М. Лермонтов. «Хаджи Абрек», 1833–34

  • Молиться никогда не лишне,
  • В молитве душу успокой,
  • Как знать, быть может сам Всевышний
  • С тревогой смотрит за тобой?
  • Молись и вечером, и утром,
  • Молись всегда, когда не спишь,
  • Но искренне молись, как будто
  • Ты лично с Богом говоришь.
  • Молись, и Бог тебя услышит,
  • Он тайный знак тебе подаст,
  • Молись, Господь тобою дышит,
  • Простит тебя, коль ты не прав…
  • Душою мы друг другу чужды,
  • Да вряд ли есть родство души.

М. Лермонтов. «Валерик (Я к вам пишу случайно, – право…)», лето 1840

  • Есть души – цельное стекло,
  • Прозрачны, как кристалл,
  • И видно чистое их дно,
  • Не души, а хрусталь.
  • Но есть – глубокая вода,
  • Где можно с головой нырять,
  • И хоть чиста подчас она,
  • До дна ее вам не достать.
  • И есть – все в тине
  • Иль в песке, поднявшемся со дна,
  • И даже при большом уме,
  • Душа эта черна.
  • К тебе я стану прилетать
  • ……………………………………
  • И на шелковые ресницы
  • Сны золотые навевать…»

М. Лермонтов. «На воздушном океане»

  • Я часто чувствую заранее
  • Свой день последний бытия –
  • Я недвижим, как будто в раме,
  • В гробу, в цветах покоюсь я.
  • И надо мной мелькают тени
  • Давно угаснувших друзей,
  • А люди новых поколений
  • Белеют зыбкою толпой.
  • Мой гроб снимают с катафалка,
  • Меня целуют только в лоб…
  • Вслед за кладбищенской каталкой
  • Попарно двинулся народ.
  • Вот, наконец, меня накрыли
  • Тяжелой крышкой,
  • Вот в могиле
  • Лежу на самом ее дне,
  • Лежу в гробу я на спине,
  • И комья сыплются ко мне.
  • Сквозь крышку гроба
  • Слышу я –
  • Душа родимая моя
  • Мне шлет последнее «Прости!
  • Прощай, мой милый, не грусти,
  • К тебе я буду прилетать
  • И на усталые ресницы
  • Сны золотые навевать.»
  • По камням струится Терек,
  • Плещет мутный вал;
  • Злой чечен ползет на берег,
  • Точит свой кинжал…

М. Лермонтов

1.

  • Сколько лет уж миновало,
  • Как поэт сказал,
  • Так же беспокоен Терек,
  • Так же о российский берег
  • Плещет мутный вал.
  • Неподвластен сей народ
  • Жесткой русской воле,
  • Вне России в свой черед
  • Ищет свою долю.
  • Может быть, когда-нибудь
  • Волю он получит,
  • Только – из российских рук,
  • Лишь из рук, не бучей!
  • Только мирный договор
  • И надежность власти,
  • «Вот вам, черти, коридор,
  • Больше к нам не лазьте!
  • И живите, как хотите,
  • Варитесь в собственном соку,
  • Лишь Россию не дразните –
  • Не повадно никому!»

2.

  • Никакой не последний поезд,
  • Не надо спешить, суетиться,
  • А, если же поезд последний,
  • То вряд ли стоит садиться.
  • Возьмем для примера Литву –
  • Веками друг друга терзали,
  • Но вот подошли к рубежу –
  • Свободу ей полную дали.
  • Так что же, напрасны все жертвы,
  • И целые реки крови?
  • Увы, все напрасно, поверьте,
  • Свобода зреет в неволе.
  • Разрушен был Храм иудейский,
  • Их в плен увели толпой,
  • Но все же они вернулись,
  • Отстроили город свой.
  • Свободен лишь тот, кто духом
  • Поднялся выше других,
  • Кто Богом живет, а не брюхом,
  • И любит не только своих.

Удивительным явлением в русском фольклоре можно считать колыбельные песни, они своими корнями уходят вглубь веков. Ни с чем несравнимо волшебство общения родителей и детей при исполнении колыбельных песен. Это с полным правом можно называть промыслом Божьим. Как и всякий другой народный фольклор, колыбельные песни передавались из поколения в поколение, обогащаясь словами и звуками. Детские песни народного творчества получали образцовое музыкальное оформление: П. И. Чайковским (сборник детских песен «Детский альбом»), А. К. Лядовым (детские песни на народные слова). Колыбельные песни, зарождались и развивались, как самостоятельное литературное творчество для детей. Произведения для детей Н. А. Некрасова, М. Ю. Лермонтова, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, С. Михалкова ускорили расцвет поэтического творчества для детей; повсеместно пробуждался интерес к собранию и соответствующей обработке народных колыбельных песен. Особое место среди всех колыбельных песен, с лёгкой поэтической руки М. Ю. Лермонтова, занимают «казачьи колыбельные песни». «Казачья колыбельная песня» М. Ю. Лермонтова, как гласит предание, написано под впечатлением «баюканной» песни казачки, которую Лермонтов слышал в станице Червленой на Тереке (по другой версии – в станице Старомышастовской на Кубани). Музыка к «Казачьей колыбельной песне» была написана многими композиторами, в том числе А. Гречаниновым, Э. Направником, Ребиковым и др. («Отечественные записки», 1842 г., № 5).

КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Слова М.Ю. Лермонтова

  • Спи, младенец мой прекрасный,
  • Баюшки-баю.
  • Тихо смотрит месяц ясный
  • В колыбель твою.
  • Стану сказывать я сказки,
  • Песенку спою;
  • Ты ж дремли, закрывши глазки,
  • Баюшки-баю.

(Интернет)

«Белеет парус одинокий…»

  • Белеет парус одинокий –
  • Святая простота,
  • Но сколько музыки глубокой
  • И красота!
  • Пережило уже века
  • Бессмертное творенье это,
  • Всего одна только строка,
  • Но сколько смысла в этом!
  • Как храм, что в воздухе парит,
  • Туманы дали,
  • Звезда с звездою говорит
  • О днях печали.

P. S. Лермонтов написал стихотворение «Парус» в 1832 г. Юный поэт еще только начинал свой творческий путь. Тем не менее, в произведении он уже затрагивает серьезные философские вопросы, разработкой которых будет заниматься в течение всей жизни.

По жанру «Парус» является лирическим стихом. Его тема непосредственно связана с реальным событием в жизни Лермонтова. В возрасте семнадцати лет поэт бросает учебу в Московском университете и переезжает в Петербург, где под давление бабушки поступает в школу прапорщиков. Переезд в столицу был первым ответственным решением Лермонтова. От него зависела вся дальнейшая судьба поэта. В стихотворении «Парус» в полной мере отразились его размышления и надежды.

Центральный образ стихотворения – одинокий парус в безбрежном море, который сравнивается с состоянием лирического героя. Лермонтов сразу ставит риторические вопросы о цели своего существования. В них аллегорически противопоставляются Москва («в краю родном») и Петербург («в стране далекой»).

Спокойное море поэт сравнивает со своей прежней безмятежной жизнью. Романтическая натура Лермонтова жаждет перемен. Карьера военного не была его идеалом, просто в ней поэт видел возможность активной деятельности. На самом деле он еще находился на жизненном перепутье. В стихотворении просматривается мотив одиночества и неприятия окружающего мира, свойственный поздней лирике Лермонтова. Беспокойная натура поэта подобна «мятежному» парусу, который «просит бури». Большое значение имеет утверждение: «он счастия не ищет». Лермонтов признается, что его стремление к активной деятельности не связано с улучшением собственного положения. Он сознательно готов к жизненным лишениям и страданиям ради свершения какого-либо великого поступка.

Философский смысл стиха не умаляет его художественных достоинств. «Парус» – прекрасный образец пейзажной лирики. Яркие эпитеты создают перед читателем удивительно правдивую картину («голубом», «золотой»). Произведение проникнуто особой динамикой. Автор применяет риторические вопросы и восклицания. Многоточия подчеркивают глубину размышлений лирического героя.

В целом стихотворение «Парус» – очень глубокое. В нем молодой Лермонтов смог показать наличие большого многогранного таланта. Мастерское сочетание чистой лирики с философской темой – редкое поэтическое качество. Лермонтов заявил о себе, как о поэте, которого ждет великое будущее. (Интернет)

«Я на небо люблю…»

  • Вверху одна
  • Горит звезда;
  • Мой ум она
  • Манит всегда…

М. Лермонтов, 1830

  • Я на небо люблю
  • В полнолунье смотреть,
  • И душа от земли
  • Так и рвется взлететь.
  • Разрывает оковы
  • Она бытия,
  • Как магнита подковой
  • Влечет вслед и меня.
  • Звезды блекнут в сиянии
  • Яркой луны,
  • Навевают мечтания
  • Лунные сны.
  • Но горит среди них
  • Золотая звезда,
1 Имеется в виду знаменитая речь Ф. М. Достоевского на открытии в 1881 г. памятника А. С. Пушкину на Тверском бульваре в Москве.
2 А. Пушкин
3 Та область неба, где находится созвездие Девы, считается центром Вселенной – там насчитывается около двух с половиной тысяч галактик!
Скачать книгу