Разнообразие тем, которые отражает лубок своим изображением и текстом под ним – не меряно числом. И тема очередного лубка, определялась тем же методом, как и ныне – изучением рынка спроса. Лубок это не листовка, которую бесплатно раздают или разбрасывают над толпой. Листовка оплачивается результатом своего агитационного текста. А лубок он стоит конкретную денежку. Поэтому маркетинговые исследования рынка необходимы. Чтобы вернуть затраченные деньги и заработать сверх того. Изначально лубки рисовались от руки. Позже – уже на рубеже 18 и 19 веков стали применять оттиск с деревянной дощечки или медной пластины. Основной покупатель лубка – крестьянин, мещанин, купец – простой народ, составляющий большинство населения государства или страны. Не считая купеческого сословия, остальные представители простого люда – не богатые. Поэтому, чтобы удешевить лубок, на него наносится простое, можно сказать, примитивное изображение. Тем более, изначально, основу с резьбой изображения делали на деревянной дощечке, липовой. Древесина липы хорошо обрабатывается резцом в любых направлениях и, практически, не имеет сколов. На поверхности дощечки выбирается та часть древесины, которая после оттиска (перед оттиском поверхность обработанной дощечки покрывается краской) на листе бумаги или на также обработанной деревянной дощечке остаётся белой. Гравюра на дереве. С заменой деревянной дощечки на медную пластину появляется возможность гравировать изображение в мелких подробностях. Оттиск такого изображения на бумагу стал называться литографией. Н, порою, сохранялось ещё по старой памяти и двойное название – лубок, литография.
Сюжет для первых лубков, как бы сегодня сказали – беспроигрышный вариант, был на религиозную тему. Здесь и церковные календари, изображения святых и их жития, изображение Адама и Евы в раю. А в начале 20 века, когда уже наступал закат популярности лубка, лубок мог представлять своим изображением игру. Типа «Монополии» в наше время. Особенно была популярна игра -«Соломоновы круги». Изображение лубка представляло из себя круг, по окружностям которого были в виде таблицы нанесены советы, изречения, названия событий и прочим. Задавался вопрос, и на поверхность лубка бросалась «пулька» из воска. После окончательной остановки «пульки» под ней был написан ответ на поставленный вопрос.
Передо мной тоже встал вопрос. С какой темы начать обзор лубков. Конечно с героической.
Учитывая то обстоятельство, что на время появления лубка в Российском государстве, а это 17-й – 18-й века, оно было многонациональным по составу, поэтому исторические события и герои Отечества на изображении лубков должны иметь по уровню одинаковую, высокую значимость во всех слоях многонационального населения. На первом месте – это Царь, Император, Государь. И самый первый из них – Пётр I. Ниже показаны две хромолитографии, отпечатанные в 1881 году. Хромолитография это разновидность литографии, но у нё для каждого цвета делается отдельная печатная форма на медном листе. Видим, что по форме это всё тот же лубок, но с прекрасным, хорошо вырисованным изображением. В соответствии с чёткостью изображения была и цена его.
Под изображением видим обязательный атрибут лубка, просветительно-познавательный текст.
Начало регулярного войска России [Изоматериал]. Потехи Петра I. : В 1682 г. на престол вступил 10-летний Петр, сын Алексея Михайловича… : [лубок] / [художник] А. Кившенко. Санкт-Петербург. Хромолитография Н.А. Ризникова, 1880.
А какова была высока степень умиления от знакомства с серией лубков, посвящённых солдату, который спас Петра Великого, заблудившегося в лесу, от варварских губителей, пожелавших ограбить и убить царя. Предание это, быль и небылица, но успех картинок-лубков был неимоверный. Все комплекты выкупались вмиг. Переводить со старорусского, не буду. Постарайтесь сами прочесть. Текст виден под картинками хорошо. «Ъ» знак на конце слов опускается. А закорючка, похожая внешне на твёрдый знак в середине слова произносится как «Е».
Не менее важной вехой в истории Российского государства и его народа является завершение Смутного времени и избрание царя из рода знатных бояр Романовых. Целых семь лет продолжалось тогда на Руси смутное время. Государя не было, патриарха Гермогена враги наши, польские шляхи и всякие самозванцы-лжедмитрии, заточили в тюрьму.
В 1612 году, за год до избрания в цари Михаила Федоровича Романова, ознаменовавшее завершение Смутного времени, в Нижнем Новгороде сошлись жители советоваться о том, как теперь быть и что делать? «Видим, говорили они между собой, Московское государство в разорении, всюду проникают злодеи, называя себя царским племенем. Враги покорили многие города русские, и иноверцы царствующим градом Москвой завладели. Как избавиться нам от насилия вражеского? Как помочь царствующему граду и всему государству?» Тогда один из нижегородских жителей, первый нареченный в России, гражданин Кузьма Минин, стал посреди собрания и громогласно сказал, обратившись ко всем собравшимся: «Братья! Великое дело хотите начать вы. Я верно знаю, что если мы заведем такое дело, многие города придут к нам в помощь. Но нам должно, ради веры православной, прежде себя не пощадить, а о пожитках нечего и слова говорить. Изыскав честного человека, кому привычно ратное дело, со слезами будем его просить, чтоб был нам наставником; во всем предадимся его воле».
Гражданин Минин убеждает князя Пожарского принять начальство над ратью, собранною в Нижнем Новгороде для спасения Москвы и Отечества от врагов. Князь с честью принимает к исполнению народное воззвание.
Мечи и стрелы изострите,
Покройте бронёй рамена.
На чела шлемы возложите,
Развив знатны знамена.
На бурных коней восседайте,
Стесните твёрдый ряд полков.
Смертельные копья устремляйте,
Теките во сретение врагов.
Некоторые слова из воззвания князя надо пояснить. Рамена – это плечи. «теките во сретение врагов» – непрерывным потоком идите на встречу с врагом.
В течение четырех месяцев, с 26—27 октября 1612-го по 25—26 февраля 1613 года, власть в Москве оставалась в руках земского правительства во главе с князьями Дмитрием Тимофеевичем Трубецким и Дмитрием Михайловичем Пожарским. Это был переходный период, главным содержанием которого стали выборы нового царя. 3 марта (21 февраля по старому стилю) 1613 ГОДА в Москву съехались посланцы «всея Земли» на Великий земский собор, главной задачей которого было избрание законного главы государства. Процесс избрания на царство Михаила Федоровича Романова завершился венчанием 21 (11 по старому стилю) июля 1613 года на Троицком подворье Московского Кремля. Ему вручили «животворящий крест», бармы, шапку Мономаха, «аравийскую цепь», скипетр и державу.
Отечественная война 1812 года была благотворной почвой для появления новых лубков, своими изображениями отображающие эту трудную для Государства годину. Главный герой на этих лубках – генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.
Генерал Фельдмаршал Князь Голенищев Кутузов Смоленский [Изоматериал] : [лубок] : Принимающий Главное Начальство над Российским воинством в Августе 1812 года. – Москва : Литография П.А. Глушкова, 1878. Обратите внимание, что лубок с генерал-фельдмаршалом был напечатан в 1878 году. В этот год шла русско-турецкая война, начатая в апреле 1877 года между Российской империей и союзными ей балканскими государствами, с одной стороны, и Османской империей, с другой. Изображение лубка из героического прошлого Государства может служить хорошим подспорьем в поднятии боевого духа воинов. Особенно распространены лубки на военную тему в годину войн, когда необходимо поднять боевой дух воина, сплотить его вокруг командира, подвигнуть на ратные подвиги на фронтах. Такие виды лубков подвергались в Российской Империи жёсткой цензуре, начиная от самого изображения, и заканчивая текстовой частью лубка.
О диво! Се Орел пронзил
Пред ним небес равнины…
Могущий вождь главу склонил;
"Ура!" – кричат дружины.
Лети ко прадедам, Орел,
Пророком славной мести!
Мы тверды: вождь наш перешёл
Путь гибели и чести…
Автор текста поэт Василий Жуковский. Описываемое воспарение орла над генерал-фельдмаршалом, произошло накануне Бородинского сражения в 1812 году. Ниже ещё показаны примеры лубков на патриотико-историческую тему.
Мужайся, бодрствуя, Князь Кутузов!
Коль над тобой был зрим Орел:
Ты верно победишь французов,
И Россов защитя пределе,
Спасешь от уз и всю вселенну
Той славой участь озаренну
Давно тебе судил сам рок:
Смерть сквозь главу твою промчалась,
Но жизнь твоя цела осталась:
На подвиг сей тебя блюл Бог.
Автор текста Г.Р. Державин.
Граф Василий Васильевич Орлов-Денисов [Изоматериал] : [лубок]. – Москва : Литография Е. Яковлева, 1874. Опять обратим внимание на год печати лубка – 1874 год – Русско-персидская война 1874-1875 годов. Ко времени начала первой мировой войны на смену лубку пришёл плакат. Ещё в японскую войну 1905 года использование лубка в качестве агитационного материала частично сохраняется. Пик использования пришёлся на Крымскую войну 1853 – 1856 годов и русско-турецкую войну 1877 – 1878 годов. Тема изображений лубков не обязательно должна отображать текущие события на фронтах. Героическое прошлое страны – козырная карта в агитационной пропаганде.
Война – войной. Но есть и лирика жизни, где гремят не пушки, а раскаты грома на небе. Где огонь вырывается не из горнил пушек, а спускается на землю с небес на стрелах молнии. Где слышен не оклик командира, а звуки и слово хороводных песен. Где слышны уличные пересуды баб и поучительные напутствия старших по возрасту. И так далее и далее. Теперь об этом. Систематизации в расположении лубков – никакой. За лубком с хороводной песней на опушке леса может идти лубок с текстом причитаний молодого мужчины, которого обошёл пожилой, но богатый и увёл у него красу девку прямо из под носа. Сделал так, чтобы не наскучило смотреть и читать.