В начале было слово бесплатное чтение

Скачать книгу

© Права издательства «Просвета» распространяются на все страны. Переиздания, репродукция, воспроизведение, выполненные с помощью аудиовизуальной аппаратуры и любыми другими средствами, а также частные копии могут быть выполнены только с разрешения издательства «Просвета».

* * *
Рис.0 В начале было Слово

Учение Учителя Омраама Микаэлля Айванхова было изложено им исключительно в устной форме; его сочинения составлялись на основе импровизированных лекций, которые были стенографированы или записаны на магнитную ленту

Глава I

«В начале было Слово…»

Сегодня я прочитаю вам первые стихи Евангелия от Иоанна:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

Иоанн 1:1–5

«В начале было Слово…» часто переводили как «В начале был Глагол[1]…». Какой перевод лучше? Слово и глагол – одно ли это и то же? Нет, и мы увидим почему.

Существует аналогия между началом Евангелия от Иоанна и началом книги Бытие Ветхого Завета, которое я вам тоже прочитаю:

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один».

Вы скажете, что аналогии между этими двумя отрывками не так уж очевидны. Может быть, но они существуют, и когда я дам вам некоторые пояснения, вы поймете, что Моисей и святой Иоанн, в действительности, рассказывали одно и то же о Творении.

На прошлой неделе я вам объяснил, что жизнь может проявляться только благодаря наличию положительного и отрицательного полюсов, мужского и женского, духа и материи. Я дал вам также некоторые объяснения, касающиеся круга – центра и периферии, их отношения с духом и материей, мужчиной и женщиной. Я бегло напоминаю вам эти понятия, поскольку то, что я вам сегодня расскажу, будет продолжением моих объяснений в предыдущей лекции. Круг с точкой в центре является геометрическим символом вселенной, оживленной Духом. Точка – это Дух; круг – это материя, окутывающая его, через которую Дух воплощается.

Согласно тексту книги Бытие, первым актом Творения было появление света. Бог сказал: «Да будет свет»… Но о каком свете идет речь?.. В болгарском языке есть два различных слова для обозначения света: «светлина» и «виделина». Слово «светлина» обозначает физический свет и оно образовано от корня глагола, означающего «сиять». А слово «виделина» обозначает духовный свет и образуется от корня глагола, означающего «видеть». Виделина – это свет, позволяющий видеть духовный, невидимый мир; именно Виделина, материализуясь, дала Светлину – физический свет[2].

Вы лучше поймете эту идею, если я напомню вам опыт с трубкой Крука.

На двух концах трубки, в которой предварительно создан вакуум, помещаются два электрода, подключенные к источнику электричества. Затем пропускается ток: катод излучает поток электронов по направлению к аноду, но катод остается темным, а в области анода появляется люминесценция.

Рис.1 В начале было Слово

Свет, посылаемый нам солнцем, – это не тот свет, о котором говорят Писания. Вне видимого солнца существует солнце невидимое – темное, черное солнце, которое непрерывно посылает энергии видимому солнцу. Последнее преобразует их и распространяет в форме света. Свет, который мы видим, – это не свет, сотворенный Богом в начале, когда Он сказал: «Да будет свет». Первое солнце посылает видели-ну, первоначальный свет, который видимое солнце трансформирует и излучает в форме видимого света. Виделина – истинный свет – проявляет вещи, только сталкиваясь с ними. Если ничего не находится на ее пути, она остается невидимой. Только препятствие, которое она встречает, может обнаружить ее.

В действительности, все, что мы видим, осязаем и считаем находящимся возле нас, находится далеко от нас. Все, что материализовано, является внешним по отношению к нам. Только то, что внутри нас, близко нам. Вот почему истинное ясновидение заключается в глубоком внутреннем восприятии, а не в видении чего-то внешнего по отношению к нам.

Но возвратимся к тексту святого Иоанна: «В начале было Слово…». Книга Бытие тоже представляет Бога, творящего мир Глаголом: «И сказал Бог: да будет свет»… «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды»… «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место…». Поэтому некоторые вообразили, что Богу в начале достаточно было произнести несколько слов, чтобы мир был сотворен. Очевидно, это упрощение. Согласно традиции Посвященных, которую я вам излагаю, в начале была виделина, то есть первое проявление Бога: дух Бога проявился в форме фонтанирования, излучения вовне Себя. Перед тем, как творить, Бог спроецировал вокруг себя светящийся круг, Свою ауру. Этим кругом света Он обозначил вселенную, ее пределы, ее границы.[3] Когда границы вселенной были установлены, Бог проявил в свете виделины образы, которые материализовались, кристаллизовались. Таким образом, это виделина доставила материю Творения.[4]

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...». «Слово было у Бога» означает, что ничего не было сделано без участия виделины, ауры Бога. В глубине каждой сотворенной вещи скрыта божественная сущность.

Мы можем наблюдать этот процесс творения на примере великих Посвященных. Они также обладают светящейся аурой, которая окружает и защищает их тело. До сих пор роль и важность ауры понимались недостаточно хорошо. Когда Посвященные хотят достичь реализации, когда они хотят творить мыслью, они пользуются теми же средствами, что и Бог, когда Он создавал вселенную: они проецируют образ или произносят слово, которое должно пройти через их ауру[5]. Окружающая их аура служит средством проявления. Спроецированный образ, произнесенное слово, облекаются в материю ауры. Человек, желающий реализовать идею, но не обладающий тонкой материей ауры, не может ничего создать. Те, кто не имеют вокруг себя ауры, не могут ничего реализовать посредством мысли. Вы это, несомненно, заметили: иногда вы говорите и не можете вызвать отклик в душе других, тогда как в других случаях, наоборот, очень простыми словами вы добиваетесь больших результатов. Потому что эта речь живая: слова, которые вы используете, были предварительно погружены в вашу ауру, они там оживились, укрепились и затем, облеченные силой, они смогли проникнуть в души других и заставить их вибрировать. В те дни, когда ваша аура слаба, ваши слова не несут смысла, они пусты, в них ничего нет; вы говорите, но не достигаете никакого результата. Слова не проникнуты тем элементом, который дает аура: виделиной.

Могущество Посвященных основано на том, что они умеют пропитать слова, которые произносят, материей своей ауры – изобильной, интенсивной, чистой. Слово подобно сосуду: оно дает тем большие результаты, чем сильнее наполнено творящим элементом – виделиной. Думаете ли вы, что тот, кто не умеет произносить магические слова, достигнет результатов и привлечет высшие существа? Нет. Но Посвященный, который произнесет те же слова без крика, без жестикуляции, одной внутренней силой, исходящей из его ауры, достигнет больших результатов. Не Глагол создал мир, но Слово. Глагол – это средство, которое служит Слову для исполнения работы Творения. Слово – это первый элемент, который Бог привел в действие; Глагол же является средством, которое позволяет Слову проявиться.

Слово – это мысль, то есть Глагол, который еще не проявлен в физическом плане. Когда вы думаете, вы уже говорите, и именно этот Глагол является реальной, могущественной, магической силой. Святой Иоанн, который написал свое Евангелие на греческом, употребил слово «Логос». Логос обозначает не только «глагол», но также и «разум». Первое значение Логоса – разум. Логос – это не Глагол, но Глагол происходит от Логоса, как выражение, проявление мысли, разума. Логос, Слово – это причина, в то время как Глагол – следствие, и часто следствие неудачное.

Когда первоначальная сила вышла из Бога, она была духом и, лишь возвратясь к Богу, она стала светом. Черное солнце посылает виделину, дух, светящемуся солнцу, а светящееся солнце возвращает свет темному солнцу. На обратном пути дух превращается в свет. Когда Бог совершил первое движение, Его дух, Слово, вступило в действие. Когда дух вернулся к Богу, он стал светом. Все, что центр посылает к периферии, возвращается к центру, потому что круг имеет предел, и таким образом устанавливается непрерывная циркуляция от центра к периферии и от периферии обратно к центру. Возвращаясь к центру, поток сил обретает новые качества и вызывает новые реакции на своем обратном пути. Природа потока неодинакова во время ухода и возвращения.

В начале было Слово – первое движение божественного Духа, которое создало круг, вселенную. Бог произнес слова, которые прошли сквозь Его ауру и материализовались. Посвященческая наука учит нас, что тела всех существ, которые спустились на землю, их члены, их органы и т. д., есть не что иное, как кристаллизация их ауры. До кристаллизации эти существа жили в тонком состоянии, они были только образами. Наши органы являются лишь материализацией нашей ауры, и первые люди, жившие в Раю, обладали только аурой физических органов. Вот почему говорится, что они были нагими, ибо их тела не были еще материализованы. И только после первого падения произошла материализация и возникло физическое тело. И когда говорится о падении, то, конечно, имеется в виду, что с этого момента человек спустился в плотную материю. Если теперь человек проецирует некоторые мысли и чувства в свою ауру, в будущем он сможет создать другие органы, другие члены физического тела.

Посвященные способны узнавать ауру любого человека по его физическому телу, так как оно является следствием состояния его ауры. Чтобы суметь изменить свою судьбу, мы должны преобразить свою ауру. Пока мы не работаем над этим светящимся кругом, который охватывает нас, болезни и страдания, на которые мы жалуемся, продолжат проявляться на нашей земле – в нашем физическом теле. Аура человека представляет собой Слово, начало вещей. Человек не может ни работать над материей, ни изменять ее формы, пока не предпримет работу с самого начала, то есть пока он не преобразует свою ауру.

Некоторые знают, что перед тем, как совершить магическую церемонию, маг должен заключить себя в круг[6]. Происхождение этой практики очень древнее, оно опирается на огромное знание о человеческой ауре. Когда говорят, что маг должен войти в начертанный им круг, это означает не только то, что он должен поместить себя в материальный круг, но также, что он должен создать вокруг себя живой круг ауры и расположиться в его центре; иными словами, его дух должен быть активным, бдительным, иначе он рискует стать жертвой невидимых духов. Если маг ограничится только тем, что очертит вокруг себя материальный круг без предварительной работы над своей аурой, чтобы сделать ее чистой, светящейся, могущественной, он, возможно, достигнет того, чего хочет; но когда он выйдет из магического круга, все существа, которые повиновались ему, когда он находился в круге (потому что невидимые сущности уважают этот символ так же, как и произносимые магические слова), начнут его преследовать, если его желания, намерения и мысли не были божественными.

Такие злоключения случаются со всеми магами, не знающими законов, которые я вам объясняю. Невидимые духи, которые видят, что аура магов недостаточно чистая и светлая, мстят за вынужденное подчинение людям, которые этого не достойны. Такие маги не знают, что в начале было Слово, то есть, что перед тем, как браться за реализацию грандиозных проектов, нужно создать ауру, настоящий магический круг света. Этот круг не чертится механически, мелом или другим способом; он подготавливается любовью, чистотой, отречением от личного. Почему часто те, кто погружаются в магическую практику, не только не достигают никаких результатов, но даже часто навлекают на себя несчастья? Потому что их аура еще не стала сильной, светящейся, чистой. В тот момент, когда они хотят спроецировать мысль, они не производят ничего, во что бы она могла облечься, что сделало бы ее сильной. Чтобы мысль могла взлететь, нужно дать ей крылья. Эти крылья находятся в ауре. Мои дорогие братья и сестры, вы должны понять, что настоящая магия – это не ловкость рук. Настоящие маги произносят несколько слов, и природа им повинуется, даже ангелы спускаются и внимают их молитвам, потому что их слова наполнены Виделиной.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…». Когда Бог создал этот огромный светящийся круг, Он наполнил его Своими излучениями. Растения, деревья, животные, люди были образами, плавающими в ауре Бога… Все, что существует, находится в ауре Бога, в лоне которой мы живем, как сказал апостол Павел: «В Нем мы живем, движемся и существуем…». Мы все погружены в ауру Бога, она нас пронизывает, она нас пропитывает.

Посмотрите на фигуру ниже: совокупность этих кругов представляет собой розу из шести лепестков, а седьмой круг в центре образует сердце. Это мистическая роза, представляющая символ шести дней Творения. Впрочем, некоторые эзотерики интерпретируют первое слово книги Бытие «Берешит», которое обозначает «в начале», как соединение глаголов «бара» – «творить» и «шит» – «шесть». Вы скажете, что было семь дней Творения. Нет, их было только шесть (конечно, это были не дни в нашем понимании), и седьмой день не был похож на остальные. Если собрать вместе шесть груш и одно яблоко, вы не получите ни семь груш, ни семь яблок. Было шесть дней плюс один, что не составляет семь дней. Как в мистической розе, где пересекаются шесть кругов и седьмой, не похожий на другие, ибо он их объединяет; так и седьмой день отличен от шести других. Говорится, что на седьмой день Бог отдыхал. Этот отдых Бога был в действительности другой работой, гораздо более возвышенной по сравнению с шестью первыми днями, которые были лишь подготовкой.

Рис.2 В начале было Слово

Эта фигура – символ создания мира. Окрасьте каждый круг одним из шести цветов: фиолетовым, синим, зеленым, желтым, оранжевым и красным, и медитируйте на них… Если вы не понимаете глубину этого символа, то, созерцая эту великолепную фигуру, вы, по крайней мере, создаете связи между ней и вами. Эта фигура столь гармонична, что глядя на нее, вы почувствуете, как безграничный покой воцаряется в вас. Роза – очень древний символ, который использовался задолго до того, как Христиан Розенкрейц основал Братство Розы-Креста.

Я вам только что сказал, что Бог установил границы вселенной, и когда посланные центром силы достигают этих границ, они возвращаются к центру в виде света. Вы будете, возможно, удивлены этими разъяснениями… Но примите во внимание, что тепло, которое вы получаете от солнца, – это преобразованная энергия. Солнце, в действительности, посылает нам очень субтильную энергию; эта энергия проходит через атмосферу, достигает Земли, и Земля преобразует ее в тепло. То же самое происходит и с энергиями, посылаемыми невидимым солнцем видимому солнцу, которое преобразует их в свет. Факт уменьшения температуры по мере подъема в атмосферу Земли убедительно доказывает, что теплота не является энергией, приходящей напрямую от солнца.

Я вам сообщаю об этом только затем, чтобы заставить вас задуматься над тем фактом, что некоторые центры имеют функцию трансформировать энергии, приходящие к ним из других центров, а затем возвращать их обратно в преобразованном виде. Бог посылает Свою силу всем ангельским иерархиям, которые затем посылают ее великим Учителям; Учители посылают ее людям, люди – животным, животные – растениям, растения – камням. Наконец эта сила возвращается к Богу тем же путем[7]. Люди не знают, что такое электричество, но в то же время они знают, что если пропустить его через лампу, она будет светить; если пропустить его через мотор, он будет вращаться, а если через электроплиту – она будет нагреваться. Это и есть, следовательно, примеры преобразования энергии. Изучить трансформации первоначальной Силы, которая проходит через все центры, – вот истинная наука. Когда ребенок начинает есть, он как раз и учится преобразовывать один вид энергии в другой; но этому учатся не по книгам, а в жизни.

Чтобы изменить наше существование, чтобы произносимые нами слова могли проникать в души людей и давать им импульсы, необходимо, чтобы они были пропитаны материей нашей ауры. Если мы позволяем сомнениям плавать в нашей ауре, мы никогда не сможем убедить других. Многие жалуются мне, что годами работают безуспешно над тем, чтобы убедить других быть добрыми, благородными, честными, справедливыми, чистыми… Я отвечаю им, это лишь потому, что они сами не убеждены в том, о чем говорят. Когда человек убежден, то рано или поздно он сумеет убедить других, он передаст всем свою убежденность – она заразительна. Но как вы хотите быть убедительным, если вы живете и действуете вопреки тому, что вы думаете? Думаете как Бог, а живете как животные. В нашем Учении начинают с обучения тому, что невозможно достичь результата, пока вы не живете в соответствии с тем, как вы думаете.

Пока ваша аура слаба, все духи природы могут вас беспокоить и вредить вам. Если вы хотите быть защищенным, создайте вокруг себя светящийся круг; представьте, что вы поместили в этот круг светящийся источник, который непрерывно фонтанирует и его свет распространяется на ваших друзей и на все вокруг вас; вы убедитесь потом, что ваша жизнь изменится. Вам сказали: «молитесь» – это значит просто посылайте потоки света в пространство. Если вы не получаете ответа, значит вы не послали свет. Невидимый мир не любит заниматься тем, кто погас; если вы хотите, чтобы он вам ответил, вы должны зажечь все ваши лампы.

Вы хотите снискать чью-то любовь? Все способы достижения этого запрещены, кроме одного: посылать ему свет. Не нужно добиваться любви или дружбы людей ни деньгами, ни обольщениями, ни улыбками. Я знаю, что весь мир использует эти средства, но они самые слабые из всех. Единственно дозволенный и наиболее действенный способ – это посылать существам, которым хочешь служить и любовь которых хочешь снискать, подарки света. Тогда их душа это почувствует, и они начнут больше заниматься вами. Точно также невозможно привлечь внимание Посвященных никаким другим способом, кроме света.

Если вы хотите, чтобы ваша семья была счастлива, мысленно представляйте, что ваш дом утопает в свете. И когда вы идете в гости к своим друзьям, сосредоточьтесь перед тем, как войти к ним, представьте свет вокруг вас и в доме, куда вы собираетесь войти. Часто приходят к своим друзьям, будучи взволнованными, взвинченными, во мраке. И так их теряют… Человек груб с вами, и вы хотите защититься от его реакций: окружите себя светом и сделайте то же самое с ним, это его парализует… Вы хотите, чтобы Небо ответило на все вопросы, которые вас мучают; как только возникают ваши вопросы, пошлите световые сигналы вверх, и Небо ответит вам. Но если вы будете вести себя иначе, вы не получите ответа… Вы хотите излечить кого-то: мысленно окружите светом больное место его тела, положите на него вашу руку и посылайте своими пальцами лучи – красные, фиолетовые, голубые.

Свет – это Слово, Сам Бог, хотя и многообразно измененный по сравнению со своим первоначальным состоянием. После своего выхода из Источника божественная сила проходит через нечистые места, и мы тем более не столь совершенные передатчики, чтобы свет мог пройти сквозь нас и не загрязниться нашими страстями. Но когда все люди начнут работать внутренне со светом, все изменится. Иисус говорил, что дети этого мира более разумны, чем дети света. Он хотел сказать, что первые очень активны в осуществлении своих эгоистичных и материальных желаний: они учатся, они работают, они выходят из затруднений… В то время как духовные люди ленивы и часто пребывают в неопределенности и тумане. Они ничего не делают для служения своему духовному идеалу, в то время как материалисты, по меньшей мере, что-то делают ради своего материального идеала.

Когда-то в процессе Посвящения учеников обучали пользоваться словами, произносить их таким образом, чтобы приводить в действие силы Природы. Слова могущественны, но мы не знаем еще ни как пользоваться ими, ни как их правильно произносить. Когда вам холодно, вы чувствуете себя покинутым всеми и вам кажется, что никто вас не любит, произносите слово «любовь» один раз, два раза, десять раз различным образом; при этом вы приведете в движение мощные космические силы любви, в окружении которых вы не будете больше чувствовать себя одиноким и покинутым… Когда вы чувствуете себя во тьме, как будто вы оказались на дне пропасти, произносите слова «мудрость», «свет» до тех пор, пока они не будут вибрировать и петь во всех клеточках вашего тела. В этот момент все прояснится… Когда вы чувствуете себя измученным, ограниченным, взволнованным, произносите слово «свобода». Вы можете еще произносить слова «красота», «истина», «сила». Нужно делать эти упражнения каждый день, чтобы понять, что хотел сказать святой Иоанн этой фразой: «В начале было Слово…».

Слово – это любовь, а речь – это мудрость. Слово – это центр круга, источник, который изливается во всех направлениях. Когда волны достигают предела, начертанного Богом (в точности так же, как волны, образованные от брошенного в воду камня, достигают берега), они возвращаются: устанавливается циркуляция от центра к периферии и от периферии к центру. Слово – это центр; речь – это все пространство, которое простирается между центром и периферией. Вот почему Слово пользуется речью для создания мира. Слово использует речь, чтобы образовать круг вселенной. Эта вселенная ограничена; вне этого круга нет ничего.

Мы должны медитировать на Виделину – духовный свет, на Слово, являющееся первичным элементом любого творения. Чтобы усилить в нас этот живой свет, нужно вставать утром до восхода Солнца, чтобы впитывать из воздуха тончайший элемент, который пронизывает мир и который индусы называют праной. Каждое утро мы должны подставлять наши внутренние сосуды, чтобы получать эту прану. Что такое сосуд? Это круг. Если он пуст – это круг без центра. Наполненный сосуд – это круг с центром. Невозможно ничего получить, не обладая сосудом. Чтобы набрать жидкость или еще что-то, необходим ограниченный объем. Вот почему Бог подготовил для нас сосуд – форму, призванную удерживать силы: наше физическое тело. Круг, лишенный центра, – это труп, мертвое тело, а духи, которые еще не воплотились – это центры, которые еще не нашли круга. Круг – это сосуд, который каждый день приносят Создателю, говоря Ему: «Господи, наполни его». Будьте уверены, что вездесущий Господь придет к вам и наполнит ваш сосуд. Очень мало существ, которые имеют обыкновение протягивать каждое утро свой сосуд Создателю. Вот почему все такие слабые.

Там, где круг не обладает центральной точкой, все мертво[8] В жизни народов и обществ, как и в индивидуальной жизни, все потеряно с самого начала, если отсутствует центр. Я могу сделать предсказания, которые покажутся необычайными, просто наблюдая за тем, обладает ли круг центром или нет. Действительно, я знаю заранее, что произойдет в случае присутствия или отсутствия центра. Первое, что надо сделать, – это поместить центр в круг, то есть найти центр своего существования – Бога и вращаться вокруг Него. Не просите стать центром вселенной и не воображайте, что Бог однажды начнет вращаться вокруг вас. Посмотрите на ваши глаза в зеркало и спросите себя, почему они представляют собой круги с точкой в центре, которая расширяется и сокращается. Глаза помещены на нашем лице, чтобы заставить нас поразмышлять, хотя бы один раз в нашей жизни, чтобы сказать себе, что надо начертить круг и поместить в него центральную точку, что надо начертить вокруг себя защитный круг ауры. Итак, вы видите, мои дорогие братья и сестры, чтобы понять эти первые слова Евангелия от святого Иоанна: «В начале было Слово…», вы должны медитировать на круг: центр и периферию, а также на свет: свет физический и свет духовный – ауру. Сколько тайн сокрыто в этих нескольких словах даже и для вашей собственной жизни! Никогда не забывайте, что вы сможете быть могущественными, сильными и счастливыми, только если вводите центр в ваш круг и если вы работаете над единственно подлинной защитой, которая была дана человеку – светящимся кругом его ауры.

Да пребудут с вами свет и мир!

Севр, 28 мая 1941

Глава II

«Не вливают вина молодого в мехи ветхие»

Девятая глава Евангелия от святого Матфея очень длинная. Поэтому я прочитаю вам только те стихи, о которых хочу говорить сегодня.

«И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое».

Матфей 9:16–17

Эти слова для вас, конечно, не новы – на них часто ссылаются; но я думаю, что они содержат истины, которые вам еще неизвестны, и вы должны их знать. Что означают слова «старые мехи», «новые мехи», «вино»? Все знакомы с вином, особенно во Франции, где его много пьют и изготовляют прекрасные вина, экспортируемые во все страны. Это так, но в этих стихах – какой скрытый смысл слов «мехи» и «вино»?.. Вы знаете, что язык Иисуса был очень образным. Великие Посвященные и Учители человечества также всегда использовали образы, чтобы выразить то, что они хотели открыть людям. Но эти образы не должны застыть в той форме, в какой они были нам даны изначально, их необходимо затем объяснить и развить. Поэтому ученик должен знать ключи, позволяющие открыть область мыслей и чувств, ибо каждому образу соответствует определенное проявление внутренней жизни.

Некоторые люди в шутку говорят, что Галилей открыл факт вращения Земли в тот день, когда выпил слишком много вина. Верно, что вино вызывает в организме значительные эффекты. Астрологи даже говорят, что вино, приготовленное особым способом под преимущественным влиянием одной из планет, вызывает некоторые особые проявления у тех, кто его пьет.

Те, кто пьют вино, приготовленное под влиянием Луны, имеют видения и становятся ясновидящими. Иногда они чувствуют присутствие людей и предметов, не видя их, и никто не может переубедить их в том, что это иллюзия.

Те, кто пьют вино, приготовленное под влиянием Меркурия, очень любят «научные изыскания», вот почему им иногда случается по ошибке исследовать карманы своих соседей или их дома… Также им случается говорить часами без остановки. Вы можете попытаться их остановить – бесполезно, они продолжают спорить о науке, политике и обществе.

Вино, приготовленное под влиянием Венеры, делает людей такими ласковыми, нежными, что они принимаются изъявлять свои теплые чувства первому встречному. Они думают лишь о том, чтобы согреть других своей любовью.

Вино Марса делает отважными даже самых робких, так что они вдруг готовы сражаться. Они хотят защитить весь мир и спешат уложить на месте всех, кого они считают палачами или тиранами.

Те, кто выпили вино Юпитера, становятся столь добрыми и щедрыми, что перед кем угодно открывают свой кошелек, раздают все, чем владеют, и приглашают своих друзей пировать вместе с ними. Они не боятся, тем более, заговорить прилюдно с выдающимися личностями, которых они не знают.

Выпившие вино Сатурна стремятся где-либо уединиться и тихонько поплакать. Они чувствуют себя самыми обездоленными в этом мире, самыми несчастными, непонятыми и хотят оставаться в одиночестве. Если их спросить о причине их слез, то они не смогут ответить.

И, наконец, те, кто выпил вино Солнца, начинают петь, где бы они ни находились. Неожиданно для себя они становятся музыкантами.

Все это вам известно, но, возможно, вы не знаете, как различать вина по тем проявлениям, которые они вызывают у тех, кто их выпил… Но в этот вечер мы будем говорить о другом.

Я хочу рассказать вам сегодня о мехах и молодом вине. В настоящее время вино хранят в чанах. В прошлом использовали мехи, но молодое вино нельзя было хранить в старых мехах, так как молодое вино бродит, происходит выделение газа, который разрывает старые мехи, и вино выливается. Вот почему молодое вино помещали в новые крепкие мехи, которые могли бы выдержать очень большое давление. Поэтому Иисус сказал: «Не вливают вина молодого в мехи ветхие». Этот вопрос очень интересен и в высшей степени важен. Вы вскоре поймете, что мы часто забываем этот закон, и это влечет за собой очень тяжелые последствия для нас. Даже большие оккультисты пренебрегают этим законом, а потом спрашивают себя, почему с ними случаются несчастные случаи.

Когда Иисус говорил: «Не вливают вина молодого в мехи ветхие», он хотел сказать, что нужно вливать Его Учение в существа крепкие, выносливые, которые могли бы вынести все изменения, которые это Учение обязательно вызовет в них через некоторое время. Как и вино, Учение не является мертвой вещью, напротив, оно живет, и его жизнь влечет за собой всевозможные последствия. Значит, вы видите, что Иисус не говорил об обычных мехах, он говорил символично. Мех – это человеческое существо, и в этом мехе есть еще какое-то количество других мехов. Голова, легкие, желудок также являются мехами, и если не придавать значения тому, что в них входит, результаты будут плачевными. Сердце и душа также являются мехами… Что же касается вина, то это очень глубокий символ, который широко использовался еще в античности. Он представляет собой учение, философию, традицию.

Бывает, некоторые жалуются мне: «Раньше я чувствовал себя гораздо лучше. Я ел, пил, совершал глупости, обижал других, обкрадывал их, и чувствовал себя хорошо. Но с тех пор, как я в Учении, я чувствую себя неуютно, словно во мне началось какое-то брожение. Право, это Учение мне не подходит». Они не понимают, что происходит в них, и вместо того, чтобы постепенно эволюционировать, они жалуются, падают духом и отступают. Что это значит? То, что они – мехи ветхие и еще не настал час влить в них молодое вино. Слушая меня, вы можете подумать, что в таком случае очень опасно принимать наше Учение. Нет, наше Учение действительно чистое и божественное, и нет никакой опасности в том, чтобы принять его; но прежде нужно знать одну вещь – вы должны приготовить в себе крепкую форму, способную вместить в себя и выдержать новую философию, новое Учение[9]. Нельзя принять новую философию, не приведя сначала в гармонию с этой философией все свое физическое тело, не укрепив и не подготовив свой желудок, свою голову, свои легкие и весь свой организм к тому, чтобы противостоять давлению, которое производят новые потоки, получаемыми вами. Не думайте, что потоки любви и света будет легко выдержать. Напротив, я уверяю вас, что мы гораздо лучше подготовлены для страдания, трудностей и разочарований, чем для радости, вдохновения и очень возвышенных потоков.

Люди могут страдать годами и не умирают от этого; часто им даже нравится быть погруженными в страдание; и если однажды они получают очень светлое вдохновение, они сделают все, чтобы избавиться от него. Они идут в кафе, в толпу или в кино, чтобы изгнать это вдохновение. Я видел множество людей, избавляющихся от божественных потоков, которые невидимый мир посылает им каждый день. Я их спрашивал: «Почему вы это делаете? Это такая редкость и драгоценность получить эти потоки!.. Знаете ли вы, какие физические, химические, психологические изменения происходят под их влиянием?! И именно это вы гоните от себя. Где потом вы найдете возможность измениться?! Однажды вы пожалеете, что поступили так, и скажете: «Это верно, сколько раз я прогонял свет, потому что боялся духа в себе»».

Часто я замечаю, что люди не боятся ада, чертей, страданий, хаоса и всего самого низшего, но по отношению к Духу и к высшим состояниям сознания испытывают наибольший страх. В какой-то степени они правы, ибо чувствуют в глубине себя, что не являются новыми мехами; они еще испытывают потребность жить низшей жизнью и инстинктивно боятся, что не вынесут ни этой новой жизни, ни расширения сознания. Они чувствуют, что еще не готовы к новой жизни, и поскольку не хотят оставить старые привычки, испытывают беспокойство. Те, кто страшится Духа, не знают причины этого, но они инстинктивно чувствуют, что есть нечто, чего надо бояться. В действительности, нет ничего более прекрасного, чем суметь получить духовные потоки: этот свет, силу и радость, которые приходят к нам каждый день, эту любовь, которая каждый миг пронизывает наши души. Если мы останавливаем эти потоки нашими ошибками, чувствами, мыслями, это значит, что наши мехи еще не готовы принять молодое вино. Это старые мехи, и мы должны их заменить.

Наука установила, что клетки нашего физического тела обновляются. Вы скажете: «Но тогда все наше существо уже изменилось!» Нисколько! Новые клетки заменяют старые, но необходимо знать, что каждая из них обладает памятью, привычками, которые оставляют отпечатки. По этим отпечаткам мысли, чувства, поступки проходят, как по хорошо проторенным дорогам, и новые частицы, приходящие на смену старым, наследуют их память и находятся в тех же низших состояниях. Ваши клетки обновились, но поскольку этого недостаточно, чтобы обновить ваше существо, вы остаетесь верны тем же привычкам, вы повторяете те же глупости, у вас те же мысли. Ваше тело изменилось, но привычки остались прежними, так как новые частицы наследуют старые отпечатки или, скажем так, старую память. Тогда как же действовать, чтобы измениться? Нужно изменить память клеток. По мере того, как новые клетки заменяют старые, нужно наполнять их новыми мыслями и новыми чувствами[10].

Вот как следует обновлять мехи по мере того, как в них вливается новое вино, то есть новое духовное учение. Если этого не делают, если продолжают жить в том же хаосе и с прежними опасными привычками, будут взрывы, болезни и нарушение равновесия в мехах. Вот почему мы должны одновременно реализовать эти две вещи: принять Учение и изменить память клеток, работая над тем, чтобы вводить в себя новые элементы посредством физической пищи, воздуха, которым мы дышим, и всего того, видимого и невидимого, что мы поглощаем. Только тогда мы сможем без страха принимать новую философию и новые духовные потоки.

Понаблюдайте за собой, понаблюдайте за другими, и вы констатируете, что, принимая Учение, будь оно даже самое божественное, через месяц, полгода, год (это зависит от личностей), люди начинают сталкиваться с сильными противоречиями; они раздражаются, возмущаются и даже, вместо того, чтобы усилить в них позитивную сторону, их работа способствует развитию в них негативной стороны, ибо каждая новая мысль, каждое новое чувство производит внутреннее брожение. С научной точки зрения брожение – это естественное разложение органической материи. Существуют различные формы брожения, и некоторые изучались алхимиками, которые черпали в них элементы, необходимые для создания философского камня. Все виды брожения могут происходить также и в человеке, и не только в его физических органах, но также в сердце и голове, то есть в его чувствах и мыслях.

Теперь, когда мы поговорили о мехах, поговорим немного о вине. Вы почти все пьете вино, и в этом нет ничего плохого. Некоторые даже говорят, что оно приносит им вдохновение! Но вы знаете также, что существуют поддельные вина, которые очень опасны и лучше их не пить, потому что они приготовлены со множеством очень вредных ингредиентов, которые я вам не буду называть. Я только скажу вам, что в духовном плане происходят те же феномены, что и в физическом. Вы найдете много учений, теорий, традиций, которые очень похожи на поддельные вина; они созданы на базе множества разнородных элементов, не содержащих в себе ничего живого, питательного. Когда выпьют такого «вина», то жалуются, несчастны. Вот что значит искать вино у тех, кто не познал его. Секрет заключается в том, чтобы самому приготовить вино, которое будешь пить, то есть подготовить собственные мысли, чувства, поступки. Вы скажете: «Вот вы сейчас вливаете вино в наши мехи, а не может быть, что и оно поддельное?» Думайте, что хотите. Я только советую вам посадить виноградный куст в своей душе, взрастить его, собрать виноград, отжать его и пить этот сок. Вино, которое вы так приготовите сами, вы можете пить много, при желании можно даже захмелеть от него.

Влить молодое вино в новые мехи – значит реализовать единство тела и духа. Нельзя удовлетвориться тем, чтобы заполнять Учением голову, приходя каждый день изучать и слушать новые вещи, не обновляя одновременно свое физическое тело самой чистой жизнью. Если вы ограничитесь изучением, раздутые мехи скоро взорвутся, ибо больше не будет никакого соответствия между их формой и вошедшими в них новыми силами. Физическое тело должно обновиться, чтобы вынести новые давления. Необходимо, чтобы трансформация мыслей и тела происходила одновременно[11]. Если вы не делаете дыхательных и гимнастических упражнений, не молитесь, не медитируете, не хотите питаться и жить согласно правилам нового Учения, то будете подвержены множеству аномалий. Когда начинается брожение, то чувствуют себя настолько взволнованными и раздраженными, что озлобляются против всего мира. Я видел братьев, которые становились слишком нервными по отношению к жене и детям. В принципе, духовное учение не должно вызывать подобных реакций, но причиной этого является брожение, которое происходит в старых и слабых мехах. Почему Иисус не вливал свое Учение в ветхие мехи, то есть в головы фарисеев и саддукеев? Почему он избрал новые умы и души, способные выдержать большие напряжения и большие испытания? Ибо не думайте, что если вы станете духовным человеком, то другие придут, чтобы поддержать вас и открыть вам свою дверь, напротив.

И чтобы в вас не происходило брожение, вы должны приготовить себя к ливням, ураганам, циклонам, презрению, насмешкам, обвинениям… Не нужно никогда говорить: «С тех пор, как я принял это замечательное Учение, все беды оставили меня», так как на самом деле это неправда; при этом вы забываете, что изменение точки зрения обязательно вызывает брожение.

Я чувствую, что некоторые из вас думают: «Это очень хорошо, мы поняли, что существует магическое Учение. Нам необходимо эволюционировать, мы должны совершить работу, это так, но мы не знаем, как это сделать. Дайте нам методы, потому что именно методов нам не хватает». То, как вы думаете, одновременно верно и неверно, поскольку я дал вам уже много методов в течение предыдущих лекций, но вы, кажется, не оценили их, ибо они показались вам незначительными. Вы всегда ждете момента, когда я открою вам столь сенсационные средства, что вы изменитесь мгновенно. Очень жаль, но подобных методов не существует. Вы никогда не встретите настоящего Посвященного, который даст вам рецепты, чтобы вас образумить, усилить и освободить в мгновенье ока.

Трансформация существ возможна только при условии каждодневной работы. Если кто-то скажет вам: «Возьмите эту формулу, эти пантакли, эти магические методы, они вас спасут мгновенно», то это ложь существа, которое заинтересовано в том, чтобы вас обмануть. Учитель Всемирного Белого Братства скажет вам: «Дети мои, все возможно, но только если вы прилагаете усилия; именно тогда все, чего вы достигнете, будет настолько прочным, что никто не сможет отнять это у вас». И вы должны также знать, что все достигаемое немедленными средствами, магическими процедурами, не может быть стабильным. Очень скоро вы потеряете все, что казалось вам приобретенным, ибо это не вошло в вас через индивидуальные усилия. Я знал Учителей, которые могли бы в одно мгновенье развить в вас всевозможные качества, но они не делают этого, потому что такие качества непродолжительны.

Всегда ждут, что любовь, знания, сила придут извне, как будто это вино, которое можно налить в бутылку. Нет, это мы сами должны работать каждый день, чтобы преобразовать наши мехи. К сожалению, во всех школах, где требуют совершать усилия, никто не остается надолго, тогда как там, где говорят о возможности получить все благословения ничего не делая, люди проявляют желание остаться. Вот почему истинные Учения не привлекают много учеников. Люди не любят, чтобы им говорили об усилиях, они предпочитают идти туда, где им продадут талисманы с их астрологическим знаком или каббалистическими формулами. «Вы родились в январе? Вот вам знак Водолея». И они цепляют их на себя. Какое суеверие! И они воображают, что смогут обладать эликсиром бессмертной жизни в бутылке!

Существует лишь единственная истинная философия: философия сознательной работы – личной и коллективной. Но я знаю, что если буду говорить с вами в таком духе, то вы не придете больше. Вы пришли услышать потрясающие откровения, а я все время настаиваю на необходимости делать усилия[12]. Я обязан это делать, я должен говорить вам только правду.

Невидимый мир готовится послать потоки, подобные молодому вину. Мехи, которые не готовы выдержать это вино, будут уничтожены, потому что невидимый мир хочет наполнить все мехи – как старые, так и новые. Это значит, что идет эпоха, когда будут открыты великие тайны. Человечество состоит из старых и новых мехов, но несмотря на это, будут наполнены все. Так требует эпоха. В прежние времена обладающие знанием уединялись; они объединялись в маленькие группы, а другие оставались в невежестве. Сегодня Белое Братство меняет свои методы: тайны будут открыты всем и это будет тем хуже для старых мехов. Новые мехи или изношенные – со всеми обойдутся одинаково. Принесут вино и не будут выбирать сосуды – новые выдержат, а старые будут уничтожены. Я не могу объяснить вам, почему будет так; я только скажу, что в своей книге «Миссия Индии» Сент-Ив Д’Алвейдр рассказывает, что живущие в Агарте великие Посвященные увидели однажды, как существующая извечно пирамида света разделяется надвое; они не знали, что это значит и задали вопрос Высшему Разуму… Они получили ответ, что приходит эпоха, когда тайны будут открыты толпе. Да, тайны будут открыты, и не будут считаться теми, кто не желает их принимать или привести себя в гармонию с новыми потоками.

1 В данной главе слово «Глагол» используется в значении высказанного, записанного, «проявленного» слова (Прим. перев.).
2 См. Взгляд на невидимое. Серия Извор № 228, гл. VIII: «Свет видимый и свет невидимый: светлина и виделина».
3 См. От человека к Богу – сефирот и ангельские иерархии. Серия Извор № 236, гл. VIII: «Когда вечный проводил круговую черту по лицу бездны».
4 См. Свет, дух живой. Серия Извор № 212, гл. I: «Свет, субстанция Творения».
5 См. Наша духовная кожа – аура. Брошюра № 309.
6 См. Книга божественной магии. Серия Извор № 226, гл. II: «Магический круг: аура».
7 См. Второе рождение – Любовь, Мудрость, Истина. Полное собрание сочинений, том 3, гл. VIII: «Живая цепь Всемирного Белого Братства».
8 См. Язык геометрических фигур. Серия Извор № 218, гл. II: «Круг».
9 См. Основной ключ для решения проблем существования. Полное собрание сочинений, том 11, гл. VI: «Посвященческий смысл брожения».
10 См. Силы жизни Полное собрание сочинений, том 5, гл. II: «Характер и темперамент» и Великолепия Тиферета. Полное собрание сочинений, том 10, гл. XIII: «Духовная прививка».
11 См. «Ищите Царства Божия и правды Его», часть III: «Вы – храм Бога живого».
12 См. Вера, которая передвигает горы. Серия Извор № 238, гл. XIII: «Работа, время, вера».
Скачать книгу