Человек, овладевающий своей судьбой бесплатное чтение

Скачать книгу
Рис.0 Человек, овладевающий своей судьбой

Собрание сочинений Извор

№ 202

Учение Учителя Омраама Микаэля Айванхова излагалось исключительно в устной форме. Его книги были составлены на основе импровизированных лекций, которые были стенографированы или записаны на магнитную ленту.

© Права издательства «Просвета» распространяются на все страны. Переиздания, репродукция, воспроизведение, выполненные с помощью аудиовизуальной аппаратуры и любыми другими средствами, а также частные копии могут быть выполнены только с разрешения издательства «Просвета».

Отпечатано с разрешения издательства «Просвета», Франция

Рис.1 Человек, овладевающий своей судьбой

© Издательство «Просвета», Франция, 2019 г.

© Издательство «ПРОСВЕТА», Россия, Москва, 2019 г.

I. Закон причин и следствий

I

Как только человек начинает действовать, он неминуемо приводит в действие определенные силы, которые в свою очередь неизбежно произведут определенные последствия. Именно эта идея связи причин и следствий изначально заключалась в слове «карма». И только потом слово «карма» приобрело значение платы за совершенные нарушения.

Карма-йога, одна из многих разновидностей йог, существующих в Индии, – это не что иное как дисциплина, которая учит человека развиваться, занимаясь бескорыстной деятельностью, благодаря чему он освобождается. Тогда как если человек вносит в свою деятельность алчность, хитрость, темные замыслы, он создает долги, за которые придется платить, и слово «карма» принимает смысл, обычно приписываемый ей людьми, – наказание за прошлые ошибки.

На самом деле, можно сказать, что карма (во втором значении слова) проявляется всякий раз, когда какое-то действие просто-напросто выполнено несовершенно, что чаще всего и происходит. Но человек делает опыты, ибо нужно, чтобы он упражнялся в достижении совершенства; пока его опыты неудачны, он должен будет корректировать себя, исправлять ошибки и при этом, конечно, будет вынужден испытывать огорчения, страдать.

Вы скажете: «Но поскольку, действуя, мы неизбежно совершаем ошибки и должны затем страдать, не лучше ли тогда ничего не делать?!» Нет, нужно делать. Очевидно, вы будете страдать, но вы будете учиться, вы будете эволюционировать – и однажды вы больше не будете страдать. Когда вы научитесь работать правильно, кармы больше не будет. Каждое движение, каждый жест, каждое слово приводят в действие определенные силы, которые вызывают последствия, это очевидно. Но предположим, что эти жесты, эти слова вдохновлены добротой, чистотой, бескорыстием: тогда они вызывают благотворные последствия, и именно их называют дхармой.

Дхарма – это следствие упорядоченной, гармоничной, благотворной деятельности. Тот, кто способен на такую деятельность, избегает закона фатальности и подчиняется другому закону – закону Провидения. Ничего не делать, чтобы избежать хлопот и страданий? Нет, это не лучшее решение. Надо быть активным, динамичным, инициативным, но придавая своей деятельности иные побудительные мотивы, а не эгоизм и личный интерес. Избежать последствий невозможно: всегда будут причины и следствия (какова бы ни была ваша деятельность), но если вы сумели действовать бескорыстно, то последствия больше не будут горестными, а придут радость, счастье, освобождение.

Если ради обретения спокойствия человек избегает деятельности, он не будет развиваться, ничему не научится, ничего не выиграет. Очевидно, вы не совершите ни одной ошибки, но вы станете камнем: камни никогда не совершают ошибок! Предпочтительней ошибаться, даже пачкаться, но учиться. Как вы хотите, чтобы при строительстве дома многими работниками не упало несколько капель цемента или краски? Это невозможно. Нужно принять пятна, лишь бы здание поднималось, и основная работа была закончена. А потом скрести, мыть, что-то заменять, надевать другие одежды, но, по крайней мере, в уже построенном доме.

Учитель Петр Дынов сказал однажды: «Я даю всем вам маленькую книжечку, букварь, чтобы учить алфавит. В конце года я попрошу вас вернуть его мне. Некоторые из вас вернут букварь абсолютно чистым, нетронутым: они не открывали его и, значит, ничего не выучили. А другие, напротив, вернут мне его исчерканным, порванным, запятнанным: они его открывали и закрывали сотни раз, носили его с собой повсюду, они даже ели с ним… Да, но зато теперь он умеют читать!» И Учитель заключил: «Я предпочитаю второе. Я был тогда очень юным и помню, что робко задал ему вопрос: «А я нахожусь в какой категории?» Он мне ответил: «Ты? Во второй категории». Конечно, я был доволен, ибо понимал, что это лучше.

Да, я не знаю, в каком состоянии вернул ему букварь, но, во всяком случае, Учитель поместил меня во вторую категорию людей, которые хотят, чтобы работа делалась…и это правда. Сколько ошибок мы совершим, сколько пятен, брызг грязи сделаем, сколько критики и несправедливостей получим – что вы хотите?! – это не имеет значения. Нужно уметь читать, нужно выполнять работу, нужно строить здание. И все те, кто всегда очень благоразумны, очень осторожны, чтобы не скомпрометировать себя, не продвигаются вперед. Но тогда, Господи Боже, где будут эти люди?

В Апокалипсисе написано: «Если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих») Почему некоторые предпочитают оставаться теплыми? Когда вы изучаете иностранный язык, то если вы ничего не говорите из страха быть осмеянным из-за нескольких сделанных вами ошибок, вы никогда не научитесь говорить. Так вот, то же самое и с кармой: не нужно быть парализованным из страха совершить ошибки, которые придется исправлять. Ибо, по мере того как вы будете продвигаться, направляя свои действия к божественной цели, вы будете провоцировать не карму, но дхарму, то есть милости и благословения Неба.2

Примечания

1. См. Горчичное зерно. Полное собрание сочинений, том 4, гл. VIII: «Если бы ты был холоден или горяч!»

2. См. Высокий идеал. Брошюра № 307.

II

Невозможно избежать закона причин и следствий, вопрос лишь в том, чтобы знать, какую силу мы готовимся привести в действие. Вот почему я вам скажу, что самый замечательный закон, данный нам Космическим Разумом, находится там, где никто его не ищет, там, куда философы, теологи и моралисты не умеют заглядывать: в природе, и, в частности, – в земледелии… Да, в земледелии. Все земледельцы знают, что если они сажают инжир, то соберут не виноград, а инжир, и что на яблоне они не соберут груши. Вот самый великий нравственный закон: что посеешь, то и пожнешь.

Поэтому можно сказать, что земледельцы были первым моралистами; именно они заметили, что Разум природы установил этот строгий и незыблемый закон: закон причин и следствий. Потом, наблюдая за жизнью людей, они обнаружили, что там действует тот же закон: если вы ведете себя, проявляя жестокость, эгоизм, насилие, то однажды эта жестокость, этот эгоизм, это насилие обрушатся на вас. Этот закон называется также законом эха, законом обратного удара. Мяч отскакивает и возвращается, ударяя вас.

Что вы посеяли, то и пожнете. Если изучать детально этот фундаментальный закон, если расширять область его применения, то он становится богатой и глубокой системой, ибо всякая существенная истина имеет приложения во всех областях. Подробно разъясненный, этот закон порождает целую философскую систему – и вот почему религия теперь настолько богата правилами и предписаниями. Но, по сути, в основе всех этих правил лежит один-единственный закон – что посеешь, то и пожнешь, – к которому впоследствии добавили другие столь же достоверные истины, ставшие расширением, развитием этого закона в философской области. Например, слова Иисуса: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», – являются развитием этого закона.1

Те, кто отрицают и отбрасывают эти фундаментальные законы, все больше и больше удаляются от истины; их душа терзается сомнениями и неуверенностью, и они вечно раскачиваются жизнью в разные стороны. Однако истина проста, она здесь, перед ними. Почему современные мыслители не хотят ее признать и предлагают всевозможные теории собственного измышления, противоречащие Космическому Разуму? Поскольку они не верят, что существует мораль, основанная на законах природы, их рассуждения ошибочны, их выводы ложны, и те, кто читают их книги или следуют за ними, проглатывают все их ошибки и погружаются в беспорядок, тревогу и тьму. Итак, внимание! Вы должны научиться рассуждать и оценивать. Если у вас нет критериев, кто угодно может ввести вас в заблуждение. Будьте бдительны, не попадайте под влияние затуманенных человеческих умов, следуйте за Космическим Разумом, который так превосходно все упорядочил и организовал.

Даже если вы не верите в Бога, вы не можете не признать, что в природе существует порядок, а значит, – и Разум, создавший этот порядок. Остановитесь хотя бы на том факте, что каждое семя производит себе подобное. Как не видеть в этом деяние Разума? Просто наблюдая проявления этого закона, вы уже обязаны изменить свое мировоззрение. Можно не верить в Бога, но невозможно не верить в то, что каждое семя точно воспроизводится, будь то растение, дерево, насекомое, животное или человек… Этот закон абсолютен, и он должен заставить вас размышлять. Вы можете позволить себе быть неблагодарным, несправедливым, преступным или жестоким, но ожидайте, что рано или поздно этот закон придет проявиться в вашей жизни в ущерб вам. Например, у вас будет ребенок или несколько детей, и поскольку они будут похожи на вас, вы будете первым, кто пострадает через них от вашего собственного поведения. Даже если бы Бог не существовал, Космический Разум здесь, вы беспрерывно видите доказательства этому.

Вы делаете все, что вам нравится, и думаете, что не будете испытывать никаких последствий этого… Думайте, как вам угодно, но Космический Разум уже все «зарегистрировал». В каждую мысль, чувство или действие вы помещаете семя, которое начинает расти, и, если вы проявляете себя неблагодарным, несправедливым, жестоким, необузданным, вы однажды встретите на своем пути те же неблагодарности, несправедливости, жестокости, буйства; они упадут на вашу голову двадцать, тридцать или сорок лет спустя, и в этот момент вы начнете понимать, что существует Космический Разум, регистрирующий все.

Если хотите, оставьте Библию и Евангелия, оставьте пророков, церкви, храмы, но примите, по меньшей мере, этот неопровержимый закон: что посеешь, то и пожнешь. «Кто сеет ветер, пожнет бурю», – говорили также мудрецы, умевшие хорошо наблюдать все происходящее. Что же касается ученых и мыслителей, желающих отбросить эту истину, ну что ж, они тоже будут неизбежно загнаны в тупик, прижаты к стене, не смогут избежать последствий своих действий, и только тогда они поймут. Будучи столь умными, как они не видят таких простых вещей?.. Я даже скажу вам, что, исходя из этого закона, можно восстановить все священные книги всего мира… да, только основываясь на этом законе.

Многие говорят себе: «Конечно, столько всего написано в Библии, Евангелиях, но правда ли, что Бог существует?». Я вам отвечу, что это не должно вас беспокоить; и вы тем более не должны задаваться вопросом существовал ли Иисус и достоверны ли Евангелия. Возьмите только этот закон, его достаточно, чтобы все восстановить и привести вас к истине. Вы видите, мое объяснение простое. Тогда, даже если Бог не существует, вы будете обязаны Его придумать; только по причине существования этого закона вы будете обязаны Его изобрести. В таком случае, стоит ли поддаваться влиянию так называемых модных мыслителей, которые все искажают? Вместо того чтобы вести людей к простым истинам, видимым и ощутимым, они всегда погружают их в размышления, оперируя… «оригинальными» аргументами. Вы понимаете?! Эти аргументы могут противоречить истине, которая записана повсюду в природе, но это ничего не значит, все восхищены, как только видят и слышат что-то новое и оригинальное.2

Нравственность – это реальность, которую люди не видят и потому продолжают дискутировать о Боге, о тех или иных положениях теологии… Но бесполезно дискутировать, достаточно знать, что все регистрируется, все. Если природа сделала так, что в каждом своем семени дерево записывает свойства, цвета, размеры, вкус и запах будущих плодов, то почему она не могла бы сделать то же самое для человека? Природе удалось все зарегистрировать, записать, и нравственность как раз и основана на регистрации, на памяти природы. Да, память. Ибо природа обладает памятью, которую ничто не может стереть. И тем хуже для того, кто не принимает во внимание существование такой памяти! Она продолжает день и ночь регистрировать какофонии, ужасные состояния, которые этот человек носит в себе, – и однажды он оказывается истерзанным, раздавленным, уничтоженным. Никто не может избежать этого закона, никто и никогда еще не был настолько могущественным, чтобы ему это удалось: никакой император, никакой диктатор, никто… В памяти природы все записано.[1]

Итак, внимание: все, что вы делаете, говорите, думаете, желаете, записывается в глубинах ваших клеток, и, рано или поздно, вы соберете соответствующие плоды в своей жизни. Только заботясь о том, чтобы не распространять своими мыслями, чувствами и действиями темные и разрушительные семена, вы сумеете создать себе иную судьбу.

И не думайте, что люди добрые, благородные и полные любви, всегда получают в ответ больше зла, чем добра. Те, кто слишком торопятся, чтобы сделать выводы, распространяют глупости, говоря: «Делайте добро – и вы всегда пожнете зло». Нет, это не так. Добро всегда производит добро, а зло производит зло. Делайте добро, и вы его встретите, даже если не хотите. Если вы делаете добро, а с вами случается зло, то это потому, что еще есть на земле люди, которые пользуются и злоупотребляют вашей добротой. Но нужно терпеть, нужно продолжать, так как раньше или позже они будут наказаны, они будут повержены более сильными и более жестокими, чем они; и тогда они поймут, раскаются и придут к вам, чтобы исправить свои ошибки. Именно так добро производит плоды, и даже вдвойне, ибо в этом случае Небо учитывает все, что вы пережили, делая добро, – все несчастья, через которые вы незаслуженно прошли; оно все учитывает и вознаграждает вас вдвойне.

Теперь людям необходимо прочное, полное, истинное, неопровержимое знание, и именно такое знание я вам несу. Давайте, попытайтесь опровергнуть эту истину: что посеешь, то и пожнешь! Все, конечно, убеждены в достоверности этого закона, но только в физическом плане. Этого недостаточно. Если они пойдут дальше, выше, они снова найдут этот закон, ибо мир есть единство: на всех ступенях, на всех уровнях мы находим одни и те же явления, но в различной форме и каждый раз все более тонкие.

Все, что существует на земле, находится и в воде, и все, что существует в воде, находится и в воздухе, и т. д. Четыре элемента подчиняются одним и тем же законам, но поскольку они имеют различную природу и плотность, мы наблюдаем определенные отличия в проявлении этих законов при переходе от одного элемента к другому. Они реагируют более или менее быстро, более или менее сильно, но ими управляют всегда одни и те же принципы. Например, ментальный мир человека соответствует воздуху, и в нем мы находим такие же вихри и потоки, что и в атмосфере, но только в более тонкой форме идей и мыслей. Законы психического мира идентичны законам природы.

Когда садовник не видит всходов того, что он не посадил, он проявляет себя справедливым, честным, он не возмущается, не кричит, он просто себе говорит: «Чего же ты хочешь, старина, поскольку у тебя не было времени посеять морковь, у тебя не будет моркови. Но у тебя будут салат, петрушка и лук, потому что ты их посеял». Внешне кажется, что люди очень хорошо обучены в области земледелия.

Да, когда речь идет о фруктах и овощах, они просвещены, но как только вопрос затрагивает область души, духа, мысли, они не знают ничего и думают, что пожнут счастье, радость, мир, сея насилие, жестокость и злобу. Э, нет, они соберут то же насилие, жестокость и злобу. И если в это время они проявляют раздражение, возмущение, то это лишь доказывает, что они не являются хорошими земледельцами!

Первое правило нравственности – никогда не допускать мыслей, чувств и действий, вредных или опасных для других, потому что вы будете обязаны собрать урожай и «съесть» его, и если это является ядом, вы первый будете отравлены! Когда вы примете это в качестве абсолютного правила, вы начнете совершенствоваться. Я хорошо знаю: часто людям мешает понять истину медленность, с которой проявляются законы: ни добро не приходит сразу, ни зло. Человек не прекращает нарушать законы, и все складывается для него хорошо, тогда как другой человек, честный, делающий добро, встречает только трудности; тогда все, разумеется, делают из этого вывод, что справедливости не существует. Люди не знают причины этой медленности в воздаяниях и наказаниях. Они задают себе вопросы и говорят: «Если бы законы действовали быстрее, то было бы лучше, ибо нас бы сразу же поправили или вознаградили, и мы бы поняли».3

А я знаю причину этой медлительности. Она показывает доброту и милосердие Космического Разума, который хочет дать людям время, чтобы набраться опыта, поразмышлять и даже раскаяться, улучшиться и стереть свои ошибки. Если бы законы немедленно наказывали нас за наши ошибки, мы были бы уничтожены, мы не смогли бы улучшиться. Значит, Небо дает нам время, посылая нам то здесь, то там некоторые неприятности, чтобы заставить нас рассуждать, и мы получаем возможность все исправить.

Что же касается человека, делающего добро, то он тем более не вознаграждается немедленно, и это лучше: если бы он получал вознаграждение незамедлительно, он позволил бы себе расслабиться и стал бы снова нарушать все законы. Поэтому Небо дает ему возможность немного окрепнуть, чтобы он лучше узнал себя; оно не дает ему все сразу же, чтобы увидеть, до каких пор он продолжит делать добро. Итак, вы видите, существуют причины этой медленности. Но то, что добро приносит добро, – это абсолютно, и что зло кончает… очень плохо, – это также абсолютно! Однако трудно узнать, сколько времени потребуется для того, чтобы эти последствия произошли.

Очевидно, чтобы продолжать делать добро, когда весь мир катится вниз, – какую силу, какое могущество, какую волю, какую веру надо иметь! И именно это достойно похвалы, потому что в других условиях было бы очень легко верить в добро и продолжать идти в этом направлении: все приятно, все хорошо, все легко. Нет, нет, именно сейчас, когда ситуация ухудшается, достойно похвалы продолжать, не позволяя условиям влиять на себя. Ученик, Учитель старается рассчитывать на силу своего духа. Даже в наихудших условиях он всегда стремится пробуждать в себе силы воли, добра и света. Именно тогда мы узнаем в нем настоящего духовного человека. На словах, конечно, многие люди могут выдавать себя за спиритуалистов, но при малейших неудобствах они сразу же повержены на землю. Но тогда где же их сила духа?4

Каждый ждет, чтобы все были тактичными, любезными, терпеливыми и снисходительными по отношению к нему. Да, но как этого достичь? Начиная самому быть тактичным, любезным, терпеливым и снисходительным. Если вы хотите, чтобы люди хорошо относились к вам, сначала вы сами должны поступать хорошо. Вы скажете: «Но мы знаем это!» Да, но только теоретически; на земле есть еще миллионы людей, которые проявляют себя грубыми, черствыми, жестокими и удивляются тому, что другие дают им отпор. Они убеждены, что другие должны подчиняться и уступать их воле. Посмотрите на их поведение: они желают получить удовлетворение средствами, совершенно противоположными тому, чего они желают сами, и, наоборот, они не думают, что, сея мягкость, любовь, доброту, они также в ответ получат мягкость, любовь, доброту. И все же я вас уверяю, даже если кто-то проявляет себя неприветливым и злобным по отношению к вам, продолжайте делать ему хорошие вещи и через какое-то время он капитулирует.

Чтобы обрести любовь, доверие, надо их призвать. «Но их призываешь, а они не приходят!» Когда я говорю «их призвать», это означает «воспроизвести их». Когда вы создаете благотворные состояния в самом себе, вы можете быть стопроцентно уверены, что найдете их и в других. Именно создавая их в себе, вы их притягиваете. В этом вся магия. Итак, пробуйте: если вы хотите получить нечто очень любимое вами, постарайтесь сначала это дать другим. Нельзя получить то, что вы не отдаете. Вы скажете: «Но это не так, есть очень много богатых, высокопоставленных личностей, которые ничего не дают другим, которые закрыты, презрительны, однако они непрестанно получают уважение, почитание, славу…» Это просто потому, что они это все отдали в предыдущем воплощении, и теперь они получают. Но если они продолжат быть высокомерными, не проявляющими любви, то позже они получат то же самое от других.

1 См. главу VII: «Закон регистрации».
Скачать книгу