Из истории Германии бесплатное чтение

Скачать книгу

Формирование германской государственности

В 9 году н. э. Арминий, князь германского племени херусков, одержал победу в Тевтобургском лесу над тремя римскими легионами. Арминий стал первым германским национальным героем. В 1838-1875 гг. в Детмольде ему был сооружен огромный памятник.

Однако немецкая народность формировалась веками. Основу ее составляли древние индоевропейские племена, сформировавшиеся на территории Южного Урала. "Археологические исследования показывают, что родиной индоевропейцев является район Южного Урала, где они сформировались в качестве единой языковой группы. Индоевропейские языки формируются в глубокой древности и происходят от единого праиндоевропейского языка, носители которого жили около 5—6 тысяч лет назад. В 1903 году Кешав Гангадхар Тилак (1856 – 1920 гг. жизни) написал книгу "Арктический Дом в Ведах". В ней он утверждал, что Веды мог быть составлены только в Арктике, и арийские (индоевропейские) барды принесли их на юг после начала последнего ледникового периода"1. Мигрируя будущие германцы оказались на территории Западной Европы. "Названия "германский", "германцы", "Германия" происходят с латинского языка: Germanicus – германский; Germani – германцы, многочисленные племена, жившие между Рейном, Дунаем, Вислой и Северным морем; Germania – Германия, территория к востоку от Рейна, населенная германскими племенами. Которые, в свою очередь, восходя к таким латинским словам, как: germane – откровенно, искренне; germanitas (germanus) – братство, близкое родство, родственная связь; germanus (germen) – родной, настоящий, неподдельный; germen – почка, росток, зародыш, потомок; germino (germen) – пускать ростки произрастать. Самоназвание же германцев происходит из древнегерманского слова "люди" – Thiuda. Почти все соседи называют немцев не по самоназванию, а по одному из германских племен: итальянцы – tedesco (от «тевтоны»), французы – allemagne (от «алеманов»), финны – Saksa (от «саксов»), славяне называют германцев немцами, по общеизвестной версии от слова "немой". Австрийцы произошли в результате онемечивании славян. Славяне создали государство Само около 623 г. После его распада славяне создали княжество в Каринтии (Хорутании), жители которого жили на хуторах. В середине 8 века славяне, которые вели борьбу с аварами, попали в зависимость от баварцев, затем франков, а после распада империи Каролингов в 843 г. эти земли вместе с Баварией отошли к королевству восточных франков, будущая Германия, которые, по-видимому, и назвали эти территорией «Австрией» – «восточной империей», от Ost – «восток» и Reich – «империя»"2.

Слово «немецкий» подразумевало вначале только язык, на котором разговаривали люди в восточной части Франкского государства. В это государство, которое при Карле Великом стало наиболее могущественным, входили народности, которые разговаривали частично на германских, частично на романских диалектах. Вскоре после смерти Карла (814 г.) империя распалась. В ходе различных дележей наследства возникли Западное и Восточное государства, причем политическая граница примерно совпадала с границей немецкого и французского языка. Лишь постепенно у жителей Восточного государства выработалось чувство общности. Название «немецкий» с языка было перенесено на говорящих на нем и, наконец, на область их проживания («Германия»).

Германская западная граница была определена сравнительно давно и оставалась довольно стабильной. Восточная граница, напротив, веками была текучей. Около 900 г. она проходила приблизительно по рекам Эльбе и Заале. В последующие столетия либо мирно, либо с применением силы область немецких поселений была перенесена далеко на восток. Это движение было приостановлено в середине 14 века. Достигнутые к тому времени границы народов, между немцами и славянами, сохранились до Второй мировой войны.

Обычно считается, что переход от восточно-франкской к германской империи произошел в 911 г., когда после смерти последнего Каролинга королем был избран франкский герцог Конрад I. Он считается первым германским королем. Официальный титул гласил «франкский король», позже «римский король», империя называлась с 11 века «римской», с 13 века «Священной Римской империей», в 15 веке к этому названию добавили «германской нации». Империя была избирательной монархией, король избирался высшим дворянством. Кроме того, действовало «родовое право»: король должен был быть в родстве со своим предшественником. Этот принцип неоднократно нарушался. Зачастую проводились двойные выборы. Столицы у средневековой империи не было. Король правил наездами. Не было имперских налогов. Свое содержание король получал прежде всего с «имперских владений», которыми он управлял как опекун. Авторитет его признавался не без проволочек. Могущественных родовых герцогов он мог заставить уважать себя, только прибегая к военной силе и проводя умелую союзническую политику. Такое умение проявил только преемник Конрада I, саксонский герцог Генрих I Птицелов (919-936), а еще в большей степени его сын Оттон I (936-973). Оттон стал настоящим властителем империи. Его могущество проявилось в том, что в 962г. он заставил Рим короновать себя императором.

С тех пор германский король был вправе носить титул кайзера. По идее кайзерство было универсальным и давало кайзеру право властвовать над всем Западом. Разумеется, политически эта идея никогда не была полностью реализована. Для коронования императором королю нужно было отправляться в Рим к папе римскому. Это обуславливало итальянскую политику германских королей. Свое господство в Верхней и Средней Италии они удерживали в течение 300 лет, но это отнимало у них силы для выполнения важных задач в Германии. Так, уже преемники Оттона терпели неудачи. Новый подъем империя пережила при следующей династии салических франков. При Генрихе III (1039-1056) германское королевство и империя достигли расцвета своего могущества. Прежде всего императорская власть решительно утвердила свое превосходство над папством. Генрих IV (1056-1106) не смог удержать эти позиции. В борьбе за право назначения епископов (спор из-за инвеституры), он, правда, внешне одержал победу над папой Григорием VII. Но его публичное покаяние в Каноссе (1077) означало непоправимое ущемление императорской власти. Кайзер и папа с тех пор противостояли друг другу как равные властители.

1138 год ознаменовался началом столетия династии Штауфенов. Фридрих I Барбаросса (1152-1190) привел империю к новому расцвету, ведя борьбу с папством, верхнеитальянскими городами и своим главным соперником в Германии, саксонским герцогом Генрихом Львом. Но при нем началось

территориальное раздробление, которое в конечном счете ослабило центральную власть. При преемниках Барбароссы Генрихе VI (1190-1197) и Фридрихе II (1212-1250) такое развитие продолжалось, несмотря на огромную императорскую власть. Духовные и мирские князья стали полусуверенными «владельцами земель».

Раздробленность Германии

С падением Штауфенов (1268) фактически пришел конец универсальной императорской власти на Западе. Центробежные силы мешали Германии стать национальным государством – процесс, который в то время в других странах Западной Европы уже начался. Здесь коренятся причины того, что немцы стали «запоздалой нацией».

С Рудольфом I (1273-1291) впервые на трон взошел представитель Габсбургов. Материальные основы императорской власти теперь уже были не утраченные имперские, а «родовые владения» соответствующей династии. И политика царствующего дома стала главным делом любого императора.

Золотая Булла Карла IV от 1356 года, своего рода Основной закон империи, признала за семью избранными князьями, курфюрстами, исключительное право избирать короля и предоставила им еще и иные привилегии по отношению к другим высокопоставленным особам. В то время как значение мелких графов, владетельных князей и рыцарей постепенно падало, города крепили свое влияние, опираясь на свою экономическую мощь. Объединение городов в союзы еще больше укрепляло их положение. Один из важнейших таких союзов, Ганза, стал ведущей властью на Балтике.

С 1438 г. корона, несмотря на то, что империя оставалась избирательной монархией, передавалась в роде Габсбургов практически по наследству, который получил к тому времени самую сильную территориальную власть. В 15 веке все больше выдвигаются требования к проведению имперских реформ. Максимилиан I (1493-1519), который первым принял титул императора без коронования папой римским, безуспешно пытался провести такую реформу. Созданные им или вновь введенные представительные учреждения – рейхстаг, имперские округа, Высший имперский суд хотя и сохранились до конца империи (1806), но не сумели сдержать ее дальнейшее раздробление. Сложился дуализм «императора и империи»: главе империи противостояли имперские сословия – курфюрсты, князья и города. Власть императоров ограничивалась и все больше выхолащивалась «капитуляциями», которые они заключали при их выборах с курфюрстами. Князья, а именно великие среди них, значительно расширяли свои права за счет имперской власти. И все же империя не распадалась: слава императорской короны еще не померкла, идея империи продолжала жить, а мелкие и средние территории имперский союз брал под свою защиту от нападений могущественных соседей.

Города становились центрами экономической власти. Этому способствовала прежде всего растущая торговля. В текстильной промышленности и горном деле появились формы хозяйствования, которые выходили за рамки цеховой организации труда ремесленников и, как и иногородняя торговля, имели признаки раннего капитализма. Одновременно происходили изменения в духовной сфере, носившие отпечаток Ренессанса и гуманизма. Вновь пробудившийся критический разум прежде всего был направлен против церковного засилья.

Накопившееся подспудно недовольство к церкви выплеснулось главным образом в 1517 г. после выступления Мартина Лютера, в период реформации, которая быстро получила широкое распространение. Реформация вышла за рамки религиозности. В движение пришла вся социальная структура. В 1522/23 гг. началось восстание имперского рыцарства, в 1525 году – Крестьянская война, первые крупные революционные движения в германской истории, которые объединили политические и социальные устремления. Оба восстания потерпели неудачу или были жестоко подавлены. Выгоду от этого получили только мелкие князья. После изменчивой борьбы по Аугсбургскому религиозному миру 1555 г. они получили право определять религию своих подданных. Протестантское вероисповедование стало равноправным с католическим. Тем самым завершился религиозный раскол Германии. На императорском престоле в период Реформации восседал Карл V (1519-1556), который по наследству стал властителем крупнейшей в мире империи со времен Карла Великого. Он был слишком занят отстаиванием своих интересов в мировой политике и потому не смог проявить себя в Германии. После его отречения от престола был осуществлен раздел мировой империи. Из германских территориальных и западноевропейских национальных государств возникла новая система европейских государств.

В период Аугсбургского религиозного мира Германия на четыре пятых была протестантской. Но религиозная борьба еще не закончилась. В последующие десятилетия католическая церковь вновь сумела отвоевать многие области (антиреформация). Обострилась непримиримость верований. Были созданы религиозные партии, протестантская уния (1608) и католическая лига (1609). Местный конфликт в Богемии послужил поводом для Тридцатилетней войны, которая стечением лет превратилась в общеевропейскую, где сталкивались и политические, и конфессиональные противоречия. При этом в период между 1618 и 1648 годами обширные части Германии были опустошены и обезлюдели. По Вестфальскому миру

1648 года Франция и Швеция отторгли от Германии ряд территорий. Он подтвердил выход Швейцарии и Голландии из имперского союза. Имперским сословиям он предоставлял все основные суверенные права в духовных и мирских делах и позволял им заключать союзы с иностранными партнерами.

1 Тихомиров А.Е., Тихомирова Г.М., Возникновение индоевропейцев. Формирование языковой общности в Южном Урале. "Ridero", Екатеринбург, 2017, с. 1
2 Тихомиров А.Е., Миграции индоевропейцев. Германские народы. "Ridero", Екатеринбург, 2018, с. 1
Скачать книгу