Искусство созерцания. Магическое путешествие: Руководство по медитации для развития вашего внутреннего видения бесплатное чтение

Скачать книгу

Мэри Янг

Искусство созерцания

Mary Angelon Young

The Art of Contemplation

© 2021 Mary Angelon Young

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО «Издательская группа «Весь», 2022

Благодарности

Спасибо подруге Реджине Саре Райан, редактору Hohm Press, которая поддержала эту книгу и предоставила мне достаточно свободы для творчества. Я бесконечно благодарна мужу Томасу Раффаэлю Янгу, выдержавшему мое напряжение, когда книга начала жить собственной жизнью и требовала должного, а также за то, что он прочитал рукопись и внес в нее значительный вклад благодаря аналитическому складу ума. Спасибо, Паула Сарвани, за такую же тщательную корректуру этой рукописи, как и многих предыдущих, и Клелии Льюис за помощь с указателем.

Мой друг, аюрведический врач Роберт Свобода, вдохновил меня на создание «Созерцания пяти элементов». Его учения и длительная практика – источники мудрости и утешения для меня. Бесчисленное количество других людей и друзей, книг и подкастов вдохновили меня и питали мой опыт созерцания. Хочу благодарно поклониться всем, а особенно духовному учителю Ли Лозовику и почитаемому святому Йоги Рамсураткумару.

I. Поиск убежища

Ключ к тому, чего нам не хватает и чего мы втайне желаем, спрятан внутри нас.

– Майкл Мид

Плывем, друзья, пока не слишком поздно

Нам надо будет плыть, чтоб новый мир найти.

– Альфред Теннисон[1]

На самом деле существует только один бесконечный момент. Так же, как в одном дереве содержится невообразимое количество других деревьев, бесчисленные листья, вечное движение и неисчислимые статические состояния, так и в одном моменте содержится бесконечное количество моментов, в которых лежит один-единственный. Смотри, в этот особый момент есть и движение, и покой.

– Анандамайи Ма

Созерцание – дорога без начала и конца, на которую можно свернуть с любого жизненного пути. Книга «Искусство созерцания» предназначена для того, чтобы вдохновлять вас на путешествие внутрь себя. Здесь я поделюсь техниками и исследую тайник с секретами наблюдения, причинами, по которым оно необходимо, и тем, как работать со встречающимися на пути препятствиями.

Эта книга была написана во время глобальной пандемии 2020 года, когда тяжесть ситуации призывала к тому, чтобы мы, как личности, оставались спокойными посреди хаоса. Уходя в себя – или «затворяясь», кому как больше нравится, – мы вступили в жестокий и странный новый мир, который требовал здравомыслия и сил. И если раньше мы недостаточно активно развивали созерцательную сторону, то теперь настойчивый и благостный внутренний голос, который так часто обходит сегодняшнее общество, прозвучал зовом горна.

Пока политические, культурные и религиозные структуры рушатся, а мы на огромной скорости несемся к экологической катастрофе, мать-природа начала пандемию, чтобы напомнить: она правит безраздельно. Пока люди борются за жизнь, Земля плывет в огромной паутине пространства и времени синхронно с точными движениями Солнечной системы в великолепной галактике. Во время написания вступления к книге солнцестояние 2020 года прошло, что позволило мне созерцать природу (постоянная тема книги) и медленное сокращение светового дня, так как все ближе и ближе становилось осеннее равноденствие.

В высокогорной пустыне, где я живу, рассвет наступает рано в это время года. Каждое мгновение что-то меняет, поскольку ночь преображается сумеречным серебристым светом, медленно просачивающимся и прогоняющим тени. Совсем скоро солнце выглянет из-за восточной горной вершины, и небо станет ярко-голубым за завесой тонких облаков. Приятная прохлада ночи пока сохраняется, воздух свеж, в нем еще присутствует капелька влажности, которая скоро испарится под палящими лучами.

Утро – всегда прекрасное время для созерцания, хотя, конечно, это словно любовный роман на весь день, пока свет меняется от часа к часу, а дневные дела идут своим чередом. В отличие от формальной практики медитации, в которой необходимо принять особую сидячую позу и оставаться неподвижным, чтобы заглянуть внутрь, в созерцании тело и разум могут быть активными или пассивными. Как и медитация, техника созерцания предлагает широкий спектр возможностей, но кто может точно сказать, каких именно?

Внутренний мир

Созерцание – вечный способ связаться с интуицией и неизведанными глубинами. Мой тяжелый и потрепанный словарь (который я все еще использую, несмотря на Google, Ecosia и Bing) говорит, что «созерцать» означает «смотреть на что-то сосредоточенно, обращать внимание и размышлять, долго останавливаться на чем-то, расследовать, медитировать, погружаться во что-то». Любовь к словам и этимологии всегда зазывала меня зайти глубже, найти спрятанные значения в истоках языка. В этом случае contemplation («созерцание») происходит от латинского слова contemplatio, означающего the space one creates for observing auguries («пространство, которое создается для наблюдения за предсказаниями»).

Меня это интригует. Во-первых, я смотрю на значение старомодного слова auguries («предсказания») – «знаки, предзнаменования, пророчества или то, что возникает во время гадания, прорицания». И еще одно – divination («гадание, прорицание»), произошедшее от латинского глагола to divine («гадать, прорицать») и означающее «знать что-то благодаря радикальной интуиции». Сегодня при столкновении с предзнаменованием мы можем подумать о нем как о предчувствии, счастливой догадке. Или же можем заметить синхроничность и распознать ее как какой-то знак. Иногда предзнаменования приходят во снах. Может быть, мы заказываем гадание от астролога или просим помощи у «Книги Перемен» («И цзин»), надеясь узнать подробнее о решении, которое предстоит принять. В этих классических способах предсказаний мы ищем мудрость и божественное знание, но часто забываем, что нужное уже находится внутри нас.

А как насчет the space one creates («пространство, которое создается»)? Одна простая фраза – плодородная почва для исследований. Она сразу же наводит меня на мысль о пяти элементах – Земле, Воде, Огне, Воздухе и Пространстве, – четко указывая на Пространство, или Эфир, изначальный материнский элемент. Запад признает четыре элемента, но мы окунемся в индийскую традицию пяти, в частности в изучение Эфира, потому что открытие внутреннего мира необходимо не только для созерцания и медитации, но и для благополучия человека. Мы можем начать путешествие, предоставив себе пространство и время (созерцательный шаблон), чтобы исследовать собственную внешнюю и внутреннюю реальность.

Определения укажут дорогу, но подходящее для размышлений настроение сложно уловить, так как оно зарождается в безграничном, вечно расширяющемся внутреннем пространстве. Оно не только показывает уникальную и особенную для вашего внутреннего мира магию, но и связывает с универсальным опытом жизни. Самое главное, созерцание помогает обнаружить настоящее и поддельное, показывая и раскрывая реальность такой, какая она есть на самом деле.

Прямой опыт

Созерцание развивает бо́льшую способность осознавать и заземляться, находясь в настоящем моменте, что напрямую связывает нас с тем, что реально, во все более нереальном человеческом мире. Укорененный в реальности происходящего прямо сейчас, этот прямой и непосредственный опыт жизни связан с интимной встречей с самим собой.

Независимо от того, заняты ли мы чем-то или пребываем в бездействии, отношения с внутренним миром развиваются через осознанность, которая сконцентрирована в настоящем. В этом моменте созерцание может разрешить знаменитый конфликт между такими понятиями, как «делать» или «быть», потому что объединит эту дихотомию, раздвоенность в гармоничную игру. Конечно, для этого требуется проделать определенную работу. Пребывать одновременно внутри и снаружи не очень-то просто, как и все сто́ящее в этом мире. Мы можем развить способность концентрировать внимание и чувствовать внутреннее спокойствие в разных занятиях: от мытья посуды и подметания полов до решения повседневных дел, участия в деловой встрече, чтения ребенку, написания мемуаров или игры на музыкальном инструменте.

И хотя мы много раз слышали, что именно в настоящем моменте хранится исцеляющая сила, эта идея становится истиной только тогда, когда мы готовы ее присвоить. Интеллектуальное понимание – хорошее начало, но чтобы воспользоваться силой настоящего, нам нужно самостоятельно экспериментировать и открывать правду. Только через прямой опыт проживания мы подтвердим истину мудрости, которую получили из традиционных источников и мира вокруг. Представьте, как освобождает тот редкий момент проживания на собственном опыте, в котором глубина безмятежна, даже когда поверхность волнуется от ветра и шторма!

Майндфулнесс (осознанность) – еще одна знакомая концепция, ставшая популярной благодаря широкому спектру буддистских учений по медитации, доступных в современном мире. Мне нравится простая фраза «обращать внимание», которая близка к термину майндфулнесс. Когда внимание находится в моменте, мы можем видеть, что происходит внутри и снаружи одновременно. Эта практика открывает огромные перспективы прозрения.

Если вы новичок в созерцании или есть необходимость вспомнить основы, важно различать, что помогает быть сконцентрированным на себе и чувствовать себя уютно в личной внутренней культуре, а что нет. Скорее всего, придется выделить или «выкрасть» немного времени, когда вы сможете расслабиться и почувствовать свободу от встреч, сроков, дневной суеты хотя бы на минутку. Можно отключить телефон или поставить его в режим полета, когда чувствуете потребность созерцания и подзарядки жизненной энергии.

На один день в неделю отключают все устройства некоторые мои друзья, особенно те, у которых есть маленькие дети или дети-подростки. Проверьте сами: может ли эта неотложная онлайн-задача подождать? Отправьте письмо позже! Дело здесь не в прокрастинации, а в способности осознать, как вы используете время и энергию, подарить столь необходимый момент наедине с собой. По мере того как созерцание будет становиться все более ощутимым и реальным состоянием, оно поможет вам плыть так же легко, как серфер на волне.

Истинная природа

В истории достаточно мрачных мест, рассказывающих о человеческой необходимости выживать (той самой рептильной части мозга), подтолкнувшей всех нас к жестокости, жадности, войне и разобщению. В то же время люди сотворили множество прекрасных и глубоких произведений искусств, занимались философий и наукой, потому что мы, по сути, созданы для саморефлексии. По мере того как мы больше узнаем о взаимосвязях в природе, сегодняшняя наука показывает, что, несмотря на существующие конфликты и желание выживать, в основе всего лежит базовый принцип сотрудничества и взаимности. Нам скорее нужно двигаться к тому, чтобы позволить этим шаблонам пробудиться и проявиться в человечестве. Это революция, которая происходит с каждым по очереди.

Все духовные искания рано или поздно ведут к созерцанию, потому что оно одновременно естественно и необходимо для эволюции рода человеческого. Как только нам указывают путь к трансформации, возникает настроение наблюдать и созерцать из-за естественной тяги к самоанализу, к моменту внутреннего спокойствия, к опустошению, чтобы получить новое и обрести доступ к изначальному «Я» – истинной природе, что существует внутри. Это органический процесс: такой же, как цветение бутона, который потом дает семена, что падают на землю для запуска нового цикла созидания. Естественным образом созерцание может перерасти в спонтанные медитации или молитвы – важные практики, присущие каждому духовному учению. Для некоторых из нас оно может стать и глубоким мистическим переживанием, в то время как для других обычная повседневность становится основательной и полноценной.

Эти внутренние состояния можно назвать неподвижностью, пребыванием в покое, практиками чистой осознанности или даже «внутренней йогой», потому что йога – все, что соединяет нас с божественным. Не важно, как мы называем это состояние. Важно, что мы, как люди, развиваемся в отношениях взаимной любви со Вселенной, из которой и были созданы. Пока мы созерцаем собственное существование в загадке под названием «Жизнь», мы начинаем расширяться как сосуды для трансформации, приносящие пользу всему живому. Огромная щедрость в виде осознанности приходит в наши жизни, благодаря чему созерцание обретает крылья и взлетает.

По мере продвижения по темам этой книги, плетя и переплетая нити, а затем снова возвращаясь назад, позвольте разуму и сердцу открыться. Бросайте иногда планы и ежедневные заботы, просто чувствуйте себя в моменте. Поскольку эта книга попала к вам в руки, то в ней вы, скорее всего, найдете много знакомого и поддерживающего. В то же время, возможно, вы обнаружите новые и творческие пути к изучению собственного искусства созерцания. Позвольте интуиции вдохновиться в процессе чтения. Любопытствуйте, но не подводите итоги. Очищая разум, как чистый лист, и избавляясь от бремени четкой уверенности, мы можем создать внутреннюю свободу к забыванию того, что нам кажется известным. Прекрасный союз уверенности, доверия и простого присутствия прокладывает путь к настроенности на созерцание, свободное от концепций и правил.

Опыт нахождения в укрытии во время пандемии продолжает раскрываться как новый мощный и сложный мир. Во многом слово «укрытие» говорит о том, что мы можем сбежать в себя, чтобы поразмышлять о созерцательной стороне жизни. Расслабляясь в восприимчивом внутреннем пространстве, мы омолаживаемся и восстанавливаемся, подключаемся к исцеляющей, интуитивной и творческой энергии, познаем вещи неожиданным образом. Там, на уровне исходных вод, течет первозданная река жизни, а мы можем даже прикоснуться к невыразимому. У даосов есть прекрасный способ выразить это. Лао-цзы сказал: «И мутная вода станет чистой, если дать ей постоять». Ясность – один из множества даров созерцания, и по мере развития способности к путешествию внутри в зеркале души открывается священный мир.

Зеркало неба отражает мою душу.

– Песня баулов

II. Священный мир

Леса и наши жизни переплетены и взаимосвязаны так, что мы и представить себе не можем. Иногда приходит наука и дает ответы.

– Диана Бересфорд-Крегер

Звезды, солнце и луна всегда терпеливы,

Они тихо следуют за потоком чистого бытия.

– Песня баулов

Знание, что вы любите землю, меняет вас, побуждает зависеть, защищать и праздновать. Но когда вы чувствуете, что земля любит вас в ответ, это ощущение превращает отношения из улицы с односторонним движением в священную связь.

– Робин Уолл Киммерер

Мы окружены священным, ведь оно – ядро нашей жизни и существования Земли. Это неотъемлемая природа всего сущего. «Священное» – это не что-то религиозное или даже духовное. Это не качество, которое нужно развить в себе. Оно принадлежит первозданной природе всего в мире.

– Ллевеллин Воан-Ли

Самое раннее священное индийское писание, Ригведа, говорит, что мы должны созерцать огромное небо над головой, чтобы познать истинную природу самих себя. Поскольку мы заложники западного мышления, легко пропустить всю магию и силу этого наставления. Разве столь простой совет относится и к нам? В конце концов, риши и ришики – древние прорицатели и мудрецы – жили несколько тысяч лет назад и воспринимали природу реальности через Веды. Как они могли понять всю сложность выживания в XXI веке?

Такая абсолютная простота делает эту древнюю мудрость довольно легкомысленной, хотя на самом деле она проста, но далеко не так легка для исполнения. Обратиться к природе, чтобы вспомнить собственное внутреннее естество, – вызов для наполненной занятостью жизни, которой руководят различные устройства и стремление выжить в нынешние сложные времена. Эта мысль также противоречит глубоко укоренившемуся культурному убеждению, что мы должны доминировать над природой, покорять ее. Это мировоззрение привело к угасанию океанов, таянию полярных шапок, горению дождевых лесов и безжалостной вырубке старых деревьев. Для некоторых поиск священного в природе может столкнуться с угасающей верой в базовое благо жизни.

Старейшины коренных народов, духовные лидеры, ученые, целители в самых различных сферах и экологи объединили свои голоса, чтобы молить о возобновлении человеческой связи с Землей и природной мудростью, которой обладали наши дальние предки. Многие из нас, слыша плач Земли, осознали, что важнейшие проблемы сегодняшнего дня можно эффективно решить только в том случае, если мы вернемся на законное место в цепочке жизни на планете. Альтернатива – смерть человечества как вида в мире, что мы сами и создали.

Когда вы проводите время на природе, то легко и быстро можете открыться забытым отношениям с Матерью-Землей. Этому способствуют прогулки под осенними деревьями или же по пыльным пустынным дорожкам, наблюдение за фазами Луны, работа с землей в саду для посадки растений, купание в открытых водоемах и наслаждение солнечными лучами, песком и свежим воздухом, прогулки по горной тропе, открывающей вид на далекие пейзажи. Это процесс, позволяющий вспомнить все и настроиться на то, что уже и так существует.

Разглядывание неба соединяет нас с реальностью и даже может служить некой формой йоги, которая пробуждает в сердце глубокое чувство причастности к широким просторам жизни. Созерцание этого непостижимого пространства может вдохновить на бо́льшую простоту в жизни. Оно может помочь прибраться на чердаках, в подвалах и чуланах нашей переполненной психики, засыпанной информацией, изображениями и личной историей – иногда болезненной, всегда перегруженной горами обломков и мусора, которые копились годами. В процессе созерцания мы начинаем видеть отблески истинной природы, о которой рассказывают древние мудрецы.

Святое присутствие

Благодаря созерцанию мы наращиваем способность концентрировать внимание на сенсорном опыте здесь и сейчас. По мере расширения осознанности реальность настоящего момента оказывается самым дорогим подарком, который мы получаем от мира природы. Она всегда рядом, всегда вокруг нас. Идет дождь… сейчас. Он перестал лить… сейчас. Светит солнце. Облака закрыли его. Ветер дует сильными порывами, которые сотрясают окна. Он успокоился и воздух неподвижен. Этот простой подход к замечанию и признанию того, что есть, на самом деле развивает простоту и осознанность созерцания.

Святое присутствие пронизывает всю природу и передает нам священные знания. У древних кельтов было глубокое понимание магического мира природы и того, как невидимые измерения реальности особенным образом и довольно сильно просвечивают в некоторых «тонких местах». Такие же мимолетные, как паутина, так называемые завесы между духовным и материальным – между этим и вечным мирами – обеспечивают проход для существ, пересекающих измерения.

Как путешественница и паломница, я испытала нечто священное, гуляя среди стоячих камней Шотландии, Ирландии и Бретани и размышляя о волнах океана на продуваемых ветрами пляжах по всему миру. Или восхищаясь разумной силой деревьев, таких как прекрасные секвойи Калифорнии, парящие ели в Шварцвальде в Германии, осиновые рощи Колорадо, древние вишни Франции, а также александрийский лавр, манго и тамаринд в Индии.

В последние годы исследования выявили, что прогулка по лесу, особенно среди высоких деревьев, помогает облегчить тревоги и страхи. Деревья дают убежище во многих смыслах, они могут быть удивительно эмпатичны. В детстве я часто лазила по деревьям, поэтому многие утра проводила в ветвях цветущей магнолии в саду моей бабушки или играла под вековыми раскидистыми дубами в Луизиане и Арканзасе, где выросла. Деревья до сих пор учат меня созерцать, распознавать и находить доступ к убежищу, которое иногда так необходимо.

Я чувствовала духовный подъем, находясь рядом с озерами, водопадами и извилистыми ручьями Шотландии. Священные каньоны Аризоны и Юты помогли мне воспрянуть духом и в то же время стать скромнее, как и река Миссисипи или могучий Ганг, пышные джунгли и святилища деревьев Бодхи в Индии. Здесь, в моем доме в высокогорной пустыне, я разговариваю с пиниями и можжевельниками, а сверкающее звездное небо – друг моей души.

Именно общение с природой во всех описанных выше случаях изменило и поддержало меня. Когда мы приближаемся к чему-то с уважением, эмпатией и даже благоговением, святое присутствие природы становится ярким, живым и интимным. Если слушать внимательно, мы услышим звук материнского голоса. Отдых, расслабление, утопание в спокойствии и внутреннем пространстве – это все, цитируя Пола Саймона, является «воссоединением матери и ребенка». Пусть ваш разум блуждает свободно, чтобы вспомнить, когда, где и как вы встречались с «тонкими местами» в жизни.

Метафоры природы

Не без причины мы зовем ее мать-природа. Мы смеемся и рыдаем на ее груди и рождены из ее субстанции, а наша сущность после смерти вернется в нее обратно. Моя любовь к природе началась в детстве, когда меня захватывал вид деревьев, растений, цветов, грязи, песка, птиц, насекомых и других животных. Погода интриговала, особенно грозы и торнадо. В месте, где я выросла, были все четыре сезона, каждый со своими уникальными чудесами, особенно когда листья становились цвета пламени. Летом мне нравились деревья мимозы, которая щекотала мое лицо своими сладко пахнущими пушистыми розовыми цветами. Я могла часами играть в тени черного ореха, под цветами зантедескии или качаться на лианах глицинии.

В начале семидесятых я поселилась с младшим сыном в альтернативной общине в глубине водораздела реки Баффало в горах Озарк. Там мы плавали в чистейшей сине-зеленой воде, свободно бегали по лесам, открывали редкие виды дикой магнолии и крошечных орхидей, целые участки целебного желтокорня и дикого женьшеня. Моя любовь к природе, естественно, распространилась и на органическое садоводство, которое научило меня новым формам созерцания во время священного труда. Живя вдалеке от всех в горах Озарк, я обнаружила глубокие метафоры в циклах и шаблонах природы, а также в ее чистой красоте. В те годы я считала Землю духовным наставником. Я училась напрямую у самой Богини.

Теперь я живу в высокогорной пустыне. Переход от зеленого мира к аскетичной и суровой красоте пустыни потребовал времени на адаптацию. Много лет ушло на то, чтобы пробудилась способность увидеть магию в сухой земле, где сила солнца горит очень ярко. И в процессе мое представление о «красоте» изменилось и стало таким же всеобъятным, как небо в пустыне. Довольно часто ночью перед сном я выхожу на улицу, чтобы созерцать Вселенную. Иногда небо непрозрачное, густо заполнено облаками, непроницаемо. Временами то же темное небо – захватывающая алмазная роспись Млечного Пути. Природа, великая метафора, мягко возвращается домой. Это и есть реальность. Это и есть то, как дела обстоят на самом деле. Не важно, облака я вижу или звезды, позади всегда огромная тайна – устойчивая, вечная, бесформенная, неизменная, всегда присутствующая в огромном пространстве, которое все объединяет.

Осознание элемента Пространства открывает разум, расширяет перспективу и соединяет меня с реальностью других четырех элементов, которые перемешаны в безграничном количестве креативных форм. Природа демонстрирует свои силы бесконечными способами. В пустыне каждый камень – идеальный пример веса, формы и текстуры. Песни птиц, шорох бегущей ящерицы, пробуждающейся от зимней спячки, возвращение колибри после трудной весенней миграции, изобильные холмики дикой фиолетовой вербены, внезапно появляющиеся в моем саду с травами, или приближение летней грозы – все эти чудеса подпитывают меня.

Необузданная красота природы улучшает мое расположение духа и восстанавливает. Ее безжалостные, неумолимые процессы и циклы поведали мне секреты целостности: как жизнь переживает смерть и обновление. Природа помогает увидеть и узнать, что реально и истинно. Она показывает мне чертежи бытия в схемах жизни с ее соединяющими нитями и единством, лежащими в основе всего. В ее диком разнообразии существует огромное количество резонансных символов, которые рассказывают истории о жизни и отвечают на самые основные человеческие вопросы: как жить, умирать и перерождаться.

Наблюдение за шаблонами и циклами природы и размышление о них увеличивают во мне способность к стойкости. Природа помогает верить в базовую доброту глубочайшей намеренности жизни, даже когда смертельные вирусы сеют хаос среди человечества. Несмотря на испытания и сложности в нашем мире, жизнь продолжается, и ее прекрасное безличное великолепие успокаивает меня и вдохновляет, потому что оно истинно. Я могу опереться на него и довериться этой надежной реальности.

Божественный Художник создает бесконечные формы великолепной, непостоянной, но неизменной красоты, которая трогает мое сердце. Я не единственная писательница, ищущая красоту и вдохновляющаяся на написание о ней. Многие, если не большинство из нас, создающих любое произведение искусства, воодушевлены природной красотой в той или иной степени, потому что созерцательные виды искусства, если всмотреться в их самую глубь, могут открыть двери сердца и впустить реальность такой, какая она есть. Во время чтения выделите момент, остановитесь и заметьте что-нибудь в природе, что кажется вам красивым. Потом возьмите ноутбук или дневник и опишите это… или нарисуйте, вышейте, станцуйте, спойте об этом. Позвольте себе свободно выразить красноречие и умение говорить, любовь к моменту, страсть к цвету или форме.

Созерцание пяти элементов

Следуя за одной из нитей из богатейшего гобелена индийской мудрой традиции, описанной в философских учениях Санкхьи, Васту и Аюрведы, рассмотрим пять элементов, из которых создано все. Земля заземляется горами, грунтом, песком и грязью. Вода в ду́ше так же успокаивает, как и в озерах, ручьях и океанах. Огонь внушает благоговение и творческое ви́дение, даже в пламени свечи. Воздух – источник праны, жизненной силы, которую мы вдыхаем в каждый момент существования. Пространство находится везде. Оно, будучи матрицей или материнским элементом, расширяется, соединяет нас со всем и всеми. Эти пять элементов переплетены между собой, поэтому если мы будем созерцать какой-то один, то он приведет нас и к остальным.

Пять элементов в нашем священном мире завораживают и духовно возвышают, вдохновляют на поэзию и восхваление – каждый по-своему. Они привлекают своими творениями и говорят с нами, потому что мы тоже состоим из них. Элементы, буквально и символически, – основа нашего материального существования, благодаря чему они освежают, восстанавливают, исцеляют. У них, принимающих форму матери-природы, нет личной истории, нет культурной, социальной и религиозной оболочки; они, по сути, священны, свободны и сакральны. Они – основа жизни, поэтому резонируют с глубинами души. Прочувствуйте элементы, пока медленно читаете следующие созерцательные техники вслух или про себя. Делайте паузы так часто, как захочется. Не торопитесь. Выполняйте столько, сколько получится. Возвращайтесь к практикам часто.

Созерцание Пространства. Мы начинаем с Эфира, основного элемента, из которого возникают остальные. Пространство везде. Я нахожусь в нем. Оно перед моим лицом, когда я пишу или поднимаю руку (через пространство), чтобы взять чашечку кофе со стола. Потрясающий простор между мной и массивной необработанной горой через каньон от места, где я сижу за столом и смотрю в большое окно на север. На скалистом неровном склоне на ветру покачиваются сосны. Я связана с их движением, существованием и радостью через Эфир. Осмотритесь, загляните в пространство окружающего мира.

В подобном настроении я укрываюсь в человеческих связях с теми, кто близок сердцу, с новыми и старыми друзьями, с людьми по всему миру, которых никогда не видела. Даже если мы сейчас очень далеко друг от друга, где бы ни скрывались от сложного времени трудностей и перемен, мы связаны через Пространство. Мое сердце пересекает невидимые потоки Эфира, чтобы прикоснуться к сердцу тех, кого я люблю. Молитва о благополучии всех в мире летит на крыльях ангела. Остановитесь и предложите сердцу открыться тем, кого любите. Почувствуйте связи с ними, где бы они ни были.

Основной элемент, Пространство, или акаша, связан с индивидуальным чувством слуха и звука. Мы можем настроиться на Эфир с помощью осознания того, как движется звук через кажущуюся пустоту, когда слушаем, говорим, поем или играем на музыкальном инструменте. Заметьте, как слова танцуют, словно музыка, или одна лишь нота звучит сама по себе в чистейшем пространстве. Это относится к любой музыке и любой речи (благодарим богиню Сарасвати, покровительницу ораторского искусства, музыки и письма).

Когда мы пишем слова на бумаге (или печатаем их на ноутбуке), мы исследуем собственное внутреннее пространство. Поэзия – уникальное расположение слов в основном элементе. Часто нас трогает стихотворение или же отрывок из произведения не тем, что в нем сказано напрямую, а тем, что скрыто между строк. Созерцайте Пространство, изучая огромный простор внутри и снаружи. Эта практика может привести вас к сукхе (специалист по санскриту Роберт Свобода переводит это слово как «хорошее пространство»). Позвольте себе секунду отдохнуть, обратитесь к внутреннему миру. Почувствуйте Эфир.

Созерцание Воздуха. Элемент Воздуха воспринимается через осязание. Почувствовав ласку бриза или ветерка, можно осознать, как Воздух поддерживает вас. Я выхожу наружу, и тот же ветер, что колышет сосны на горах, теперь заставляет пряди волос играть на щеке.

Когда вы концентрируетесь на дыхании, то можете нащупать связь с Воздухом. Мы получаем прану, или жизненную силу, когда дышим. Внимание к дыханию мгновенно соединяет нас с настоящим и заземляет тело, способствуя циркуляции праны через органы, кровь, кости и клетки. Одно лишь уделенное дыханию внимание – мощный способ открыться созерцательному и медитативному настроению, который автоматически оживляет, воодушевляет и успокаивает нас.

Сделайте паузу и прислушайтесь к дыханию, но не меняйте или не пытайтесь его исправить. Просто заметьте ритм, где вы делаете паузы, в какой момент оно неглубокое или неестественное. Слушайте, внимайте – не важно, легко ли дышится, полной ли грудью или же оно рваное и напряженное. Теперь приложите немного усилий: дышите намеренно, вдыхайте и выдыхайте через нос так полно и спокойно, как можете. Продолжайте в том же духе на протяжении нескольких минут, ближе знакомясь с дыханием.

Созерцание Огня. Этот первоэлемент не только дает нам свет, а значит, зрение и возможность видеть этот мир, но и духовное ви́дение, творчество, вдохновение и силу преображения. Огонь согревает нас физически, эмоционально и духовно. Пищеварение – Огонь, гнев – Огонь. Любовь – тоже Огонь. Сблизиться с ним можно с помощью медитации на великолепном солнце, исцеляющие лучи которого проникают в тело и согревают его.

Свет солнца на ве́ках, впитавшийся через открытые ладони и поглощенный всей спиной, когда я лежу на животе, заставляет мой внутренний свет струиться и вспыхивать. Свет луны бледен, его можно назвать мягким огнем, исцеляющим и вдохновляющим. Свет звезды зажигает в нас глубочайшее стремление. Созерцайте огонь, чтобы развить духовное зрение, которое культивирует веру и связь с истинным и вечным.

Взгляд на пламя свечи – простой способ связаться с элементом Огня. Мы работаем с ним, когда готовим на газовой плите, разводим и следим за огнем в деревянной печи или сидим с друзьями вокруг костра. Традиционная ведическая религия Индии основывается на поклонении этому элементу через священный огонь – ритуал хома или дхуни. Если обстоятельства позволяют развести небольшой хорошо контролируемый и сдержанный огонь на улице (обязательно следите за летящими искрами и осознанно подходите к серьезной опасности пламени), то можно прожить собственную версию огненного ритуала дхуни. Сядьте около костра и подбрасывайте по одной палочке, а в это время предлагайте огню что-то значимое для вас. Цветы или лепестки – хорошие подношения. Или смола сосны, шалфей, разного вида сладкие травы и гхи (топленое масло). Еще подойдут слова или молитвы, написанные на бумаге. Или можно преподнести пламени даже капли воды. Осознанно предложите препятствия, беды, сомнения, негативные шаблоны бытия – багаж, который мы тащим за собой из прошлого, чтобы преобразовать его силой Огня. Не запрещается и просто выразить благодарность за все данное. А как Огонь преобразил вас?

Созерцание Воды. Наука гласит, что наши тела в большей степени состоят из воды, являющейся источником жизни на Земле. Она повсеместно присутствует в обыденности как чувство вкуса и кровь в венах. От нее зависит смена настроений и состояние творческого потока. Вода движется внутри нас в виде переживаемых состояний: радости, благодарности, счастья и горя, страха, отвращения. Элемент Воды связан с эмпатией к другим, со способностью сливаться и гармонировать. Как чистейший элемент, она формирует мелодию, музыку и поэтическую речь. Вода дает жизнь листьям и лепесткам и сияет во влажных глазах ночных сов.

Она везде, даже в пустыне, хотя для меня ни с чем не сравнимо ощущение, когда ты стоишь на берегу реки или океана. Необъятное величие и чистая стихийная сила океана одновременно успокаивают, питают дух и волнуют, пугают. Как Огонь и Воздух, Вода дает жизнь, но также обладает силой разрушить ее.

У любого типа воды есть собственное настроение, раса (слово из санскрита, обозначающее «нектар, аромат или вкус») и способ взаимодействия, будь то океан, море, озеро, ручей, речушка, оазис или лесной источник. Впору благодарить этот элемент каждый раз, когда мы пьем воду, принимаем ванну или душ, наслаждаемся дождем, наблюдаем за облаками или готовим и едим питательный суп. Можно ценить Воду каждый раз, когда мы смотрим на дерево или на другого человека. Без нее не было бы жизни. Осознавая это, почувствуйте и выразите благодарность Воде.

Созерцание Земли. Элемент Земли ассоциируется с обонянием, которое обладает удивительной силой влиять на настроение. Большинство духовных традиций используют различные виды благовоний, чтобы воззвать к священному через обоняние. Сандаловое дерево известно по всему миру как мощный в духовном смысле аромат, помогающий настроиться на медитативное или созерцательное настроение. Запахи шалфея, мяты или вечнозеленых растений, например сосны или кедра, усиливают духовный подъем и очищают разум, а лаванда успокаивает его. Ароматы розы Heirloom, весенних гиацинтов или цветов глицинии вдохновляют своей сладостью. Гниющая мертвая мышь на чердаке, земляной запах разложения в компостной яме, вонь промышленных токсинов в равной степени выразительны, из-за чего непременно вызовут совершенно другое настроение.

Связь с элементом Земли помогает нам стать более стабильными и приземленными. Мы осознаем наши корни, фундамент. Уделить внимание костям и соединить их со скалистыми костями Земли – отличный способ почувствовать себя устойчиво и укорениться в реальности вокруг. Когда сидите, почувствуйте, как кости соприкасаются со стулом, полом, землей, каменным выступом или подушкой.

Созерцание во время прогулки – мощное заземление, так как стопы касаются и двигаются по твердой субстанции земли. Можно ходить и сидеть на земле с осознанием, признательностью и благоговением. Холм, кристалл, цветок, бутон, лист, насекомое, собака, кошка, слон и грязевая яма могут напомнить нам об этом элементе. Земля присутствует в еде, в машине, которую водим (металл, конечно же, добывается очень глубоко), в каменистых горах, в грунтовых тропинках, в дороге из гравия или асфальта, в драгоценных камнях, что мы носим и так обожаем. Расслабьтесь, позвольте себе как бы утонуть в прочном фундаменте Земли, почувствуйте собственные корни – заземленную связь с этим элементом.

Циклы перемен

Метафоры природы позволяют мне открыться к более значимым символам реальности таковой, какая она есть, подготовиться к постоянным изменениям и к совершенно неожиданным, загадочным и нерациональным событиям. Символизм дикой природы помогает принять и даже объять три силы, которые управляют жизнью: созидание, сохранение и уничтожение. В санскрите они зовутся гунами. У древних кельтов есть символ, изображающий эти три силы, каждая из которых перетекает в следующую. Он называется трискелион – мощный знак постоянной трансформации, а ведь в этом и заключается жизнь. Древние люди знали эту мудрость и жили, следуя ей, потому что верили: единственное, на что можно рассчитывать, – это изменения. Все умирает, все перерождается. Энергия, проявленная в материи, находится в постоянном состоянии трансформации.

Грубая, первобытная дикость природы – вечно меняющееся зеркало, что помогает мне увидеть эпичность собственного путешествия и реальность неизбежной смерти как переход в другое состояние бытия. В культуре, где смерть отрицается и пугает на каждом углу, получение такого рода знания является бесценной жемчужиной. Таким способом природа помогает нам готовиться к уходу в иной мир.

В святилище Тривени, где я живу, мой домик окружен дикой природой высокогорной пустыни. Я очень люблю гулять там, потому что могу использовать это время для созерцания. Нередко можно наткнуться на сброшенную кожу гремучей змеи или на саму змею, являющуюся непосредственным напоминанием о смерти и великой трансформации из одного состояния в другое. Куда ни глянь, везде деревья, кусты и растения во всевозможных стадиях зарождения, жизни, смерти, обновления, возрождения. Скелеты давно умерших деревьев – любимые жердочки для птиц, с которых они следят за своими крылато-пернатыми владениями. Во́роны, пересмешники, голуби, иволги и даже крошечные молниеносные колибри становятся неподвижными и, кажется, задумчивыми, сидя на верхушке обветренных останков сосны рядом с моим домиком.

Агава – мандала высокогорной пустыни. Ацтеки почитали это животворящее растение как богиню Майяуаль, женское божество, обладающее силой исцеления и поддержания жизни. Из него делают мощные и сладкие эликсиры (сироп агавы и текилу). Эти растения всегда «не завершены» – некоторые из них единственный раз в жизни дорастают до фазы великолепного высокого ствола, что цветет гроздьями мелких цветов, после чего быстро увядают. Другие – маленькие розетки (их называют «детки»), вырастающие около здорового растения-родителя, что высится из гниющих остатков собственного растения-предка. Все происходит одновременно.

Как страстный наблюдатель за звездами и фазами Луны, я созерцаю большое небо пустынного мира, наблюдая за движением облаков, ветра и дождя. Славный дождь! Здесь, в высокогорной пустыне, все с нетерпением ждут прихода летнего муссона, который принесет облегчение и освобождение от ветреной и сухой жары мая и июня. В этом году мы прождали до сентября, а дождей так и не было. Некоторые говорят, что это еще один признак глобального изменения климата. Жара становится безжалостной, солнце выжигает все нежное и живое, включая людей. Даже рыси и койоты крадутся в поисках питья или тени, а их мех редкий и рваный от линьки.

Какое же наступает облегчение, когда дождь все-таки начинается! Пустынные прерии и плоскогорья зарастают зеленью, ведь растительный мир, до этого находящийся в анабиозе из-за жестокой сухой жары, теперь героически начинает расти. Я почти слышу крик радости, который издает природа, когда льет дождь. Лето, которое пытало нас, внезапно превратилось в удивительную игровую площадку для приятных дождей, плывущих облачных храмов, озаренных золотым и серебряным светом, проливных ливней и голубых завес воды на дальних горных пейзажах, восхитительных ветров, играющих на прериях, стремительно летящих на плоскогорье, чтобы размахивать крепкими верхушками мокрых и блестящих сосен в восторженном танце. Все это украшено внезапным появлением мимолетной красоты в эфемерных и вдохновляющих радугах.

В постоянно меняющемся космосе появилась и исчезла комета Neowise, что пронеслась по небу весной и ранним летом в 2020 году. Пока она была видима, то заговорила с чем-то первозданным в моей психике и отразилась в моей ДНК. Меня поразило – в хорошем смысле – осознание, что эта комета еще вернется в наш мир примерно через 6800 лет. После нее были Персеиды, метеоритный поток августа, который можно наблюдать каждый год со стороны созвездия Персея, находящегося глубоко в космосе.

Что в данный момент меняется в вашей жизни? Когда мы отпускаем что-то и ныряем вглубь, то можем свободно парить, как беркуты в высокогорной пустыне. Непременно возникнут различные настроения: сладкие и нежные, пронзительные и вызывающие. Нас посещают озарение, трепет, неожиданные творческие порывы, или же мы просто замечаем, что стали более расслабленными. Мы можем встретиться лицом к лицу со страхами и поработать над ними. Внезапно рассеивается замешательство: теперь мы четко знаем, по какому пути пойти. Эти дары приходят без участия разума, если мы хорошо ухаживаем за садом созерцания и размышления.

Земной мистик

Когда мы сознательно присутствуем в священном мире, то попадаем в момент созерцания и узнаем нечто неизвестное радикальной интуиции, невербальное и откровенное. Это танец тела и души, материи и духа – одухотворенный брак, интуитивно постигающий Великое Неизведанное. Такое знание, позволяющее совершить прыжок за пределы обусловленного мыслящего разума, освобождает нас от жесткого мышления, разных догм, убеждений и концепций. Пусть даже на минутку мы можем забыть все, что, как нам кажется, мы знаем. Это поможет открыть разум и сердце внутренним запасам еще более глубокого знания, которое в великом индуистском писании, Бхагавадгите, зовется буддхи.

Общаясь с природой, мы открываемся внутреннему дару души. Один из индийских святых XX века, Ним Кароли Баба, озвучил это ви́дение сопричастности, когда сказал: «Лучший способ почитания Бога – любой». Созерцание природы помогает обнаружить, что даже у самых прагматичных из нас где-то внутри прячется обычный, земной мистик. Свами Рамдас из Кералы, Индия, был плодовитым писателем, поэтом, любителем божественного присутствия, воплощение которого находил всюду. Однажды он написал:

У мистиков есть чувство прекрасного. Они в гармонии с природой, а через нее и с Богом. Когда они стоят перед необъятностью ландшафта, зеленью леса, мерцающей гладью голубых волн океана, золотистыми оттенками рассвета и заката, то ощущают священное присутствие Самого Высшего. В экстазе они изливают сердца в небесных рапсодиях и песнях. Они любят одиночество, в котором могут общаться с Богом.

Мистики Востока и Запада тысячелетиями твердят одно и то же: все внутри нас. Каждый человек сделан из звездной пыли и несет в себе шаблоны Вселенной. Унизительно осознавать, насколько бесконечно мы малы в величии жизни. В обычном, земном мистицизме нет ничего сентиментального или роскошного. Просто природа может помочь нам научиться смирению.

В ярком и горящем осознании бытия может вдруг появиться молчаливый «разговор с Богом», который выведет нас за рамки концепций и форм. Молитва, или присутствие, может быть безмолвной и спокойной, полной силы намерения. Или пылкой и мощной просьбой к чему-то божественному, выраженной словами или разговором. Она может быть в форме стихотворения или же в любом творческом порыве. Перед нами открытое поле, по которому мы способны бегать, играть на нем и создавать то, что хочется.

И все же многие из нас, особенно люди Запада, относятся к молитвам скептично, цинично или рационально. Может, мы отвергли все организованные религии, потому что презираем жестокость и насилие, которые те совершают по отношению к человечеству. А бывает и так, что мы напрямую пострадали от издевательств духовных лидеров. Когда мы открываемся тому, что Томас Мертон назвал «новым зерном созерцания», то можем восстановить священное присутствие в жизни с помощью собственных молитв. Можно обнаружить духовное присутствие в новых, исцеляющих и удивительных формах. Мать-природа – незаменимая часть этого путешествия.

Песнь пустыни

  • Томясь в жаре
  • Ясной и прекрасной ночи,
  • Песни ветра и
  • Ранние летние сверчки
  • Переносят меня сюда, на святую землю,
  • Где я чту местных богов
  • И дух этой земли.
  • Кости сухих холмов
  • Звучат в тишине:
  • Они благородны, устрашающи, горды
  • И укрыты полотном звездной ночи.
  • Нисходит великий покой,
  • Напевает от удовольствия,
  • Купается в чистой доброте,
  • Пока шепчущий ветер
  • Летает туда-сюда,
  • Зовет и благословляет
  • Вестника звезд.

III. Радикальное созерцание

Самое радикальное, что любой из нас может сейчас сделать, – полноценно присутствовать в том, что происходит в мире.

– Джоанна Мэйси

Трансформация на уровне индивидуальной души порождает воображение и коллективную энергию, которые нужны для изменения условий мира.

– Майкл Мид

Все существа, включая каждого из нас, врагов и друзей, существуют в шаблонах взаимности, взаимосвязанности, ответственности друг перед другом и в целом в единстве.

– Роши Джоан Халифакс

Сегодня, пока человечество борется за территорию на планете, мы отчаянно нуждаемся в духовной революции. Чем больше мы видим всю глубину страданий и до невозможности сложные мировые проблемы, тем более бессильными и беспомощными кажемся себе. Как можно что-то изменить? Перемены могут показаться очень трудными, но их стоит начать ровно с того места, в котором мы и так находимся, через упрощение и очищение собственных жизней. Мой духовный учитель часто говорит, что трансформация сознания происходит у всех индивидуально, в свое время. Это учение проповедуют многие мудрецы, оно возлагает огромную ответственность на каждого человека, но дает и большие возможности. У всех есть работа, которая начинается внутри и распространяется на мир вокруг.

В сердце мира

Созерцание – революционный акт, при котором мы осознанно путешествуем в противоположном направлении от несущегося, шумного, конкурентного, сумасшедшего мира. Мы уходим внутрь. У человеческого рода тысячелетиями преобладала хищная сторона, выражавшаяся через войны и насилие. Сегодня же каждый из нас призван к «духовной и психологической целостности», которая сеет и жнет личностную трансформацию, что движет наш вид к пониманию значимости единения и связи. Внутри есть чертеж, но его нужно выбрать, поработать с ним и привести в исполнение. Именно воплощение идеалов может изменить ситуацию.

Я росла на Дальнем Юге, где брутальное неравенство сегрегационной культуры жалило мое сердце еще в детстве. Подростком я еще больше прониклась радикальными взглядами движения за гражданские права, а когда уехала учиться в университет осенью 1968 года, убийство Роберта Кеннеди и Мартина Лютера Кинга потрясло всю основу мира, в который я только начинала входить. Мой бунт против статус-кво подогревался сонливой апатией и отрицанием поколения моих родителей, жадностью и тьмой среди государственных лидеров, неспособностью церкви предоставить духовную поддержку, войной во Вьетнаме, постоянной расовой несправедливостью. Поэты моего поколения общались с помощью силы музыки, генерируя революционные настроения, породившие искателей истины повсюду, включая меня. Рок-н-ролл, психоделические трипы, мистическая связь с природой – все это привело к следующему этапу моего взросления.

К 1972 году я погрузилась в растущую контркультуру хиппи, в которой «возвращение к земле» было формой протеста и духовным путем. Шесть лет в диких горах Озарка сделали меня более приземленной с точки зрения духовных практик, что включали идеи экофеминизма и собственные поиски Бога как Матери всего. Наше общество формировалось вокруг мощного возрастающего осознания бедственного положения Земли. Уже тогда несложно было заметить тревожные тенденции быстрого экологического упадка. Мы оставили позади инфраструктуру общества и технологическую цивилизацию ради поиска альтернативной культуры, основанной на органическом садоводстве и простой жизни на волне земных ритмов. Будучи идеалистами, мы создали земельный фонд, чтобы защитить те 520 акров, где жили. Зеленые горы с высокими известняковыми утесами, чистые зелено-голубые реки, прекрасные сезонные изменения в лиственном лесу – все это было спасено от раздела, продажи на пиломатериалы или природные ископаемые. Этот первый опыт жизни в подобном обществе стал зародышем многих других, что позже будут в моей жизни.

Для меня не существовало раздела между духовной и политической осознанностью, а к 1978 году я покинула ту общину, чтобы растить сына в маленьком городе в горах под названием Фейетвилл, штат Арканзас. Я работала в кооперативе по оптовой торговле натуральными продуктами и вступила в феминистское движение. Тогда я страстно вовлеклась в проблемы Движения американских индейцев (American Indian Movement, AIM) и коренных племен, которые боролись за то, чтобы правительство США перестало добывать уран и злоупотреблять племенными землями. Глубокой ночью мы доставляли еду, деньги и одежду в кузовах кооперативных грузовиков молодым активистам из числа коренных американцев в Уинслоу, штат Аризона.

Путешествие с подругами в резервацию Пайн-Ридж племени оглала для того, чтобы услышать речь поэта-активиста Джона Труделла, было незабываемым и глубочайшим опытом, который расширил границы сознания. После я была и на земле чероки в Оклахоме ради митингов и благотворительных концертов в пользу коренных американцев, например Риты Силк-Наукни и Леонарда Пельтье. Эти моменты изменили мою жизнь, потому что мне ужасно повезло, пусть и немного, поддержать длящуюся борьбу коренных народов и всех людей с цветной кожей за справедливость и достоинство.

Все эти кусочки длинной и сложной истории, которую лучше оставить на другой раз, складывались в важный отрезок пути, что в конце концов привел меня к жизни радикального созерцания. К середине 1980-х годов я жила в Боулдере, штат Колорадо, и работала над получением магистерской степени по трансперсональной психологии. Я укрепилась в учениях доктора Гюстава Юнга, моя внутренняя жизнь активизировалась, особенно в отношении с архетипами, мифами и Божественной Матерью, у которой множество форм и образов. Я начала чувствовать, что для меня лучшим способом привнести какие-то изменения в мир была работа над собой на индивидуальном уровне. Огонь личностной трансформации взывал ко мне, а подпитывала его смерть матери, которая ушла, когда мне было тридцать шесть.

Чувство скорби и тяжелой утраты катализировало мой духовный путь, который в скором времени зарядился еще большей энергией после встречи с учителем Ли Лозовиком в 1987 году, а также его мастером, любимым южноиндийским святым Йоги Рамсураткумаром, несколькими годами позднее. Так началось множество приключений за три десятка лет жизни в ашраме. Я встречалась со многими современными мудрецами и специалистами большого количества традиций, вовлеклась в дисциплины духовной практики и самопознания.

На протяжении всего пути садхана, духовная дорога, включала путешествия, что давало мне широкое впечатление о поразительной красоте этого мира во всем его величии и разнообразии. Открывая духовные сокровища Индии, я нашла живую мифологию и богатое, всеохватывающее божество, мужественное и женственное, которое отозвалось где-то в глубине меня, вдохновило сердце и воображение. В то же время, посещая величественные города мира, а также духовные общины, ашрамы и храмы, я собственными глазами увидела глобальное вырождение и упадок человеческой культуры и экосистем. Особенно остро это заметно в Индии, где западные ценности и безудержный рост технологий перекрывают священные традиции.

Со временем мои радикальные наклонности сильно разрослись на грядке созерцательной жизни. Теперь, когда мне скоро семьдесят, этот долгий и извилистый пусть привел к универсальному ви́дению, помогающему глубоко осознавать единство со всем и всеми. Когда семена созерцания созрели, душа мира стала осязаемой и реальной, делая тишину или же песню моей внутренней жизни такой могущественной, что сложно представить. По личному опыту, какими бы дорогам мы ни шли, чтобы прийти туда, где сейчас находимся, созерцание приведет нас к самому сердцу мира.

Чудо

  • Пленники нереального,
  • Распластавшись на скалах страха,
  • Мы сжигаем
  • Нежные побеги и листья,
  • Убивая тусклые и священные цветы.
  • При виде нашего безумия
  • Внутрь просачивается печаль,
  • А облегчения не видно.
  • Делать нечего,
  • Нужно идти глубже,
  • До самой сути вещей,
  • Отделить гноящуюся плоть,
  • Чтобы увидеть, как мы могли бы
  • Быть свободными в момент
  • Нашего чуда.
  • Реликвии несчастной души,
  • Древние, как окаменевший лес,
  • Мы тверды, как горный хрусталь,
  • Но, расплавившись
  • До состояния естественного исступления,
  • Мы богаты, как масло и сливки,
  • Сладки, как мед и сироп,
  • Как рассвет во рту.

Дар разбитого сердца

Ощущение страданий в мире – верный признак того, что нас призывают к созерцанию. Я благодарна благословению и учениям, что получила от собственного духовного рода, а также множеству других традиций великодушных людей, вдохновивших меня на пути. Мой учитель в 1998 году выступал в Индии с речью, которая оставалась во мне все эти годы. Он говорил: «Мой мастер, Йоги Рамсураткумар, одарил меня разбитым сердцем, которое собрать может лишь Бог». Спустя годы, в моменты большой утраты Ли, основываясь на собственном опыте, советовал мне следующее: «У тебя должно быть разбито сердце, чтобы лишь Бог мог его исцелить». Это универсальное учение отзывается во всех, особенно в важные моменты истории на Земле.

Нам не чуждо горе. Оно глубокое, тяжелое и зачастую темное, местами тянет нас в кажущиеся бездонными колодцы печали. Как говорит ученый и духовный учитель доктор Томас Хюбл: «Мы рождаемся в покалеченном мире». Каждый человек несет в себе травму целой планеты, а к ней добавляется и личная и/или коллективная травма, требующая, чтобы ее признали. Если мы честны, суммарный груз сильно давит на нас, прямо под пеленой занятости и мыслительных шаблонов. Многим из нас сложно выживать, заботиться о детях и стареющих родителях. Мы боремся с личными проблемами со здоровьем, хронической болью, разводом, вынужденным переездом или финансовыми трудностями. Ужас заключается в том, что многим негде жить и нечего есть. Мы встречаемся с неотвратимым старением, которое само по себе является уникальным и неизбежным зовом к созерцанию. В любом возрасте мы страдаем, если умирает близкий – уходит и оставляет нашу жизнь, полной хаоса.

Обстоятельства сегодняшнего мира создают огромный стресс и конфликт, потому что при страданиях одного страдают все остальные, а то, что переживает Земля, переживаем и мы. Нас отталкивают незнакомцы и те, кого мы считаем «другими», кто носит неправильную одежду или выглядит «успешным». Мы чувствуем огромную дистанцию от тех, у кого отличается цвет кожи или сексуальные предпочтения, гендер. Еще одна форма раздора случается, когда мы осуждаем и приговариваем тех, кого заклеймили как виновников человеческих страданий и проблем на планете.

Путь созерцания просит нас взглянуть на то, как тесно мы связаны: влияющее на одного влияет на всех. Даже алчные люди, что одобряют и совершают насилие, нуждаются в сострадательной ясности (не в соучастии, самодовольстве и цинизме), даже любви, потому что их поведение – симптомы глубокого страдания человеческой души. Это не значит, что мы не боремся с несправедливостью и ужасами общества. Жизнь Ганди продолжает воодушевлять меня на революцию без жестокости. Но мы должны и сами стать тем изменением, которого жаждем, занявшись личным исцелением и начав работать с внутренним миром через радикальное созерцание.

Covid-19 – одна из причин человеческого горя, которая пронеслась по миру, как четыре всадника Апокалипсиса, неся за собой различного рода уроки. Мне нравится, как прямо высказался доктор Роберт Свобода: «Природа сговорилась, чтобы мы увидели реальность». Пандемия появилась как ответ матери-природы на выбор человечества на протяжении долгих лет. Теперь же природа требует подумать, что в нашей жизни находится не в балансе, не в гармонии. Господствующая культура мира распространилась в каждый уголок Земли, как вирус, игнорируя, что человеческий род убивает планету миллионами актов неосторожной жадности, несправедливости и жестокости.

Пока мы балансируем на грани, многое вокруг нас находится в дисбалансе, но винить в этом других – не лучшее решение. Каждый из нас обязан увидеть, как мы укоренены в убеждении, что отделены от остальных сразу после рождения, и как эта вера порождает неистовую и бурную активность мозга и эмоций, что заполняют все внутреннее пространство, пока мы не задохнемся.

Если мы захотим, то сможем добраться до исцеляющих глубин своей личности, где найдем, что разбитое сердце может превратить человека в произведение искусства. Горе и боль пробуждают нас к гораздо большей жизни. Пусть это и звучит как романтичное клише, но в реальности эта мысль, приземленная и обычно болезненная, проявляется «в окопах» и «на улицах» ежедневных обстоятельств и ситуаций. Никто не исключение. Не важно, насколько беспроблемной может казаться чья-то жизнь, рано или поздно невзгоды пробьют трещины в сердцах. Хватит ли нам внутренней силы, чтобы пережить это? Как можно поделиться с миром тем благословением, что мы получили? Позвольте себе подумать о том, что в семье, в обществе, в отношениях с другими и с планетой нуждается в исцелении и восстановлении.

В изумрудном доме

  • Рожденная из души мира,
  • Где все вещи связаны
  • Вне времени и места,
  • Тоска сладка в моменты,
  • Когда я вспоминаю, что
  • В утрате есть приобретение, и то,
  • Что действительно пусто,
  • Снова становится полным.
  • Это тело – звездная пыль,
  • Которую помнят со времен новых звезд
  • И световых галактик,
  • Разбросанных по черному пространству,
  • Оставляющих за собой боль,
  • Что испытывает Богиня во время родов:
  • Зияющую и широко открытую —
  • Тихий крик радости.
  • Мать мира, хранительница мира,
  • Мы не тени, а твои
  • Непостижимые дети союза,
  • И хотя мы никогда
  • Не рождались и не можем умереть,
  • Все это реально, каждая душа —
  • Твоя радость, сделанная по прихоти.
  • Зачем размышлять о таких невозможных вещах?
  • Это всего лишь маленькая попытка восхваления,
  • Связанная и разбитая здесь,
  • В этом изумрудном доме любви.

Четкое осознание

Нас лепит и формирует культура, в которой мы живем. И хотя мы предполагаем, что свободны, на самом деле мы живем в тюрьмах, к которым давно привыкли, и не видим решеток маленькой камеры. Необходимо уметь распознавать ловушки современной жизни: социальные, культурные, религиозные, политические – перед тем как сможем освободиться и набраться сил и ясности, чтобы встретить то, что несет нам бытие.

«Познай самого себя», – сказали Сократ и его ученик Платон, два древних западных философа. Чтобы созерцание могло изменить мир, нам необходимо начать ясно видеть его, а это, в свою очередь, начинается с себя. В данной главе мы будем возвращаться к этой идее снова и снова, но разными путями. Когда мы уничтожаем внешние защитные барьеры, что блокируют наше развитие, то можем прийти к отказу от жестокости и пробудить совесть. Это путешествие ведет нас обратно к разбитому сердцу, но оно и является ключом к обретению внутренней целостности, рождающейся из самопознания.

Будьте готовы горевать. В последнее время я часто слышу, как другие повторяют то, что лежит в глубине моего сердца: печаль по поводу бедственного положения планеты и ужасного состояния мира. Дорога совести часто терниста, но горе, которое приходит из-за наблюдения за реальностью окружающего, несет невероятную алхимическую силу в горниле человеческого сердца.

На момент написания этой главы, ранним летом 2020 года, протестующих против расового неравенства спецназ разгонял дубинками и слезоточивым газом. Трагедия постоянного насилия и превышения полномочий продолжает усиливаться в США, что заставляет людей выходить на улицы с криком «Жизни темнокожих людей важны». Когда размышление и созерцание помогают нести эту тяжкую ношу, сострадание, щедрость и доброта растут в наших сердцах.

Конечно, это мучительно. И все же мы должны позволить себе горевать, чувствовать всю боль. Привлечение внимания к глобальным страданиям – мощная форма радикального взаимодействия с миром. Внутренняя позиция культивирует чуткое сознание, которое по-настоящему делает нас людьми. Когда мы слышим зов внутренней жизни и поворачиваемся к себе же лицом, то осознаем, что совершаем личную революцию от имени души мира. Мартин Прехтель, который давно говорит от лица коренных племен, делится их мудростью по поводу горя. На своем тяжком опыте он выучил следующее:

В конце концов, нам нужно начать горевать. Поймите, это вовсе не значит, что вы будете сидеть и реветь днями напролет. Скорее это означает использование дара, что дали вам духи, чтобы создавать красоту. Невыраженная печаль становится чем-то вроде токсичных отходов внутри тела, а также внутри культуры в целом, пока ее не придется разложить по контейнерам и отправить куда-нибудь далеко, как отправляют радиоактивный мусор в Нью-Мексико. Это запертое горе нужно переварить. И как культура, и как личности, мы должны начать чувствовать скорбь – это восхитительное, удивительное, красноречивое лекарство. Тогда мы сможем духовно одарить землю, на которой живем, и однажды она разрешит нашим внукам спокойно жить.

Начинается все с честности по поводу личных переживаний, которые рано или поздно соединяют нас со страданиями других людей. Пока мы работаем над пробуждением и поддержанием осознанности, то задаем важнейшие вопросы: кто я? Откуда родом? Куда иду? В чем моя цель? Когда мы уточняем вопросы, то можем созерцать более глубоко, расширяя и усиливая проницательность: кто я в эти могущественные и ужасные времена? Где мое место? Каковы возможности в эпоху мучений?

Мейстер Экхарт, известный богослов и христианский мистик, много веков назад писал: «Что посеешь в почву созерцания, то и пожнешь в действиях». Внутренняя жизнь зовет нас, потому что все мы несем ответственность за судьбу мира, а ситуация становится все более и более острой каждый день. Созерцание связывает нас с интуицией, которая может показать верный путь для начала действий, пока оно же открывает вид на то, что блокирует дверь истинному «Я».

Печаль, горе и ярость, которые мы чувствуем, – мера человечности и эволюционной зрелости. Пока сердце разрывается и открывается, мир может исцелиться.

– Джоанна Мэйси

Алхимия настоящего

«Вся жизнь – страдание», – сказал Будда, когда учил первой благородной истине. В буддизме и индуизме этот мир – царство дуккха, что с санскрита переводится как «страдание». Мы в состоянии хорошо это увидеть: Земля страдает, люди, животные, растения, реки, океаны и небеса страдают. Мой учитель говорил: «Настоящее страдание производит алхимическое золото, а обычное – лишь несчастье». Мне кажется, эта фраза является богатым источником для вопроса: что же он имел в виду?

Когда мы намеренно углубляемся во что-то, то генерируем тепло и свет ясного ви́дения, настоящего чувства под поверхностными слоями обычного страдания. Собирая в кулак всю смелость, мы проводим «бесстрашную моральную инвентаризацию», как говорят в двенадцатишаговых программах. Важно задавать вопросы, которые придают сил и в конце концов двигают к внутренней свободе. Далее идут несколько примерных вопросов, которые можно задать сначала. Выделите пару спокойных минут, чтобы подумать над одним или парочкой. Не нужно пытаться сразу дать на них четкие ответы. Возможно, некие образы или воспоминания всплывут в голове, возникнут какие-то ощущения. Замечайте все, что привлечет внимание. Прислушайтесь к внутреннему голосу. Если хотите, запишите свои размышления. Позвольте этим вопросам вдохновить вас на то, чтобы задаться и другими.

Когда и как я избегаю собственных страданий?

Как закрываюсь от чужой боли?

Готов ли я встретиться с собой лицом к лицу?

Что мне на самом деле необходимо в жизни?

Ссылаясь на фразу «необходимое страдание», современный монах-францисканец отец Ричард Рор писал: «Вся великая духовность выражается в том, что мы делаем с болью. Если мы не трансформируем ее, то передадим ее людям вокруг». Джон Китс, поэт XVIII века, называл это «творением души». Созерцая личный опыт, мы узнаем разницу между привычным, поверхностным страданием ложного чувства себя и настоящим страданием более глубокого «Я». Это существенное различие и позволяет нам видеть более широкую картину, благодаря чему мы сможем преобразовать боль.

Брать на себя ответственность за радости и печали души – неприятный процесс. Такое растяжение смысла, открытие нового или отпускание старого может быть ужасающим или же просто болезненным. Эго будет протестовать, когда его тайные мотивы (выживание «Я») будут раскрыты, и все же оно необходимо для существования. Мы никогда не избавимся от эго. Да мы и не хотим этого. Оно является окном в мир, чем-то типа GPS-навигации для передвижения. Эго можно использовать для совместной и даже мирной работы под руководством высшего или более глубокого начальника – «Я», которое обладает мудростью, опытом и хорошо развитой совестью. Когда такое произойдет, у нас появится чудесная возможность делать правильные выборы, служить другим и действовать в положительном ключе.

Нужно искать внутри, чтобы обнаружить золото, на собственном опыте, даже если другие путники и проводники укажут путь или поддержат наш опыт. Перед тем как глубже нырнуть в практику созерцания, я расскажу о двух навыках или отношениях, которые помогут нам на этом пути: принятии и простоте.

Принятие. Современный мудрец, Свами Праджнянпад, сказал простую и запоминающуюся фразу для работы с принятием: «Не то, что должно быть, а то, что есть». Принимая то, что преподносит нам реальность здесь и сейчас, мы получаем мощную поддержку, которая поможет сохранять базовое здравомыслие и приземленную связь с жизнью. Чем больше мы можем принять, тем более жизненно важным становится контекст неотвержения. Если мы отрезаем, стараемся уничтожить, затоптать, отрицать или подавлять то, чего боимся, что не любим или испытываем, рано или поздно отвергнутое внезапно появится, чтобы снова доставить проблемы.

В то же время, когда мы готовы объять реальность с принятием, важно развивать проницательность и дисциплину. Мы не реагируем на негативные импульсы, а просто видим их. Принятие не значит, что мы поощряем или же действуем под влиянием таких импульсов. Оно является процессом, во время которого мы обучаемся ясно видеть и полноценно чувствовать эмоцию (злость, к примеру), но не действовать из-за нее. Злость полна жизни и энергии и может помочь обрести четкость ви́дения. Но действия из-за гнева создают путаницу из негатива, причиняют другим страдания, а часто последствия, как бумеранг, затрагивают и нас самих. Вместо того чтобы поддаться такому импульсу, мы принимаем тот факт, что он есть, и пытаемся прояснить и трансформировать его в чистую, мощную энергию.

Когда принятие полностью воплощено и одушевлено, оно может наградить нас ценным даром покоя. Однажды, когда мне было двадцать и я боролась с суматохой, характерной для молодых людей, я спросила у любимой бабули, почему она такая спокойная по жизни. Она долго и оценивающе на меня смотрела, после чего буднично ответила: «Принятие. Я все принимаю».

Простота. Она может быть блаженным образом жизни, который освобождает от забот и открывает нас к внутреннему миру. Как только мы начинаем глубоко переживать динамику радости и печали, то видим, как много страданий случается из-за ожиданий, привязанностей и идентификации. Мы замечаем, что желание обладать чем-то (подобно привычке быть потребителем в обществе) – форма страдания. Накапливаемые вещи не удовлетворяют истинные нужды.

Обретая ясность, мы постепенно избавляемся от привязанностей и отождествлений – как влечений, так и отвращений, – которые больше не нужны и не несут пользы для духовного роста. В таком урезании мы обнаруживаем необходимое для благополучия. Понимая концепцию «меньше значит больше», мы начинаем добровольно упрощать жизнь. Стараться жить проще в очень сложном мире – нелегкая задача. Это мощный и радикальный шаг к исцелению себя и мира, где естественные ресурсы разграблялись веками, а во многих случаях они уже растрачены впустую.

Движение к простоте и принятию происходит естественным образом, когда мы живем и принимаем мир таким, какой он есть. Эти способы бытия взращивают то, что швейцарский философ и психиатр доктор Карл Юнг называл «путем к духовному развитию и самовыражению». Как только мы начинаем тянуться к подобному, то отпускаем бремя болезненного постоянного напряжения и осуждения. Жизнь и отношения становятся более гармоничными, устойчивыми и способными встретиться с трудностями лицом к лицу. Очищая и открывая пространство внутри, мы можем слышать нечто глубокое оттуда, следовать за мудрыми порывами души, что приведут к открытию совершенно естественной простоты, которая освободит нас.

IV. Внутренняя йога

Наше сознание всегда имеет возможность найти путь обратно к целостности, как и заблудившийся ребенок, который всегда имеет возможность вновь обрести мать и воссоединиться с ней.

– Лама Цултрим Аллионе

Дисциплина сахаджа начинается с принятия всей жизни такой, какая она есть. Сердце открывается, чтобы принять ее и жить ею.

– Шри Анирван

Я верю, что жизнь – это коан из школы дзэна, то есть неразрешимая загадка. Но размышление над ней, даже если она неразрешима, само по себе трансформирует. А если размышление достаточно качественное, можно слиться с божественным.

– Том Роббинс

Йога – это все, что мы делаем для связи человечности с божественностью. В хатха-йоге мы разминаемся, укрепляемся и отпускаем напряжение в мускулах и костях тела, пока держим позу и дышим. Мы отлично узнаем, где слабы мышцы, затруднено или полноценно дыхание, больны суставы и хрупки кости. Мы работаем, чтобы усилить циркуляцию праны (жизненной силы), улучшить и увеличить легкость движений, плавность, сияющее здоровье и благополучие. Хорошенько знакомимся с нашими телами, и постепенно внешняя йога ведет нас во внутренний мир.

Внутренняя йога созерцания похожа на описанное выше, но сосредоточена на мире в вас. И пускай можно даже назвать ее наукой, она, безусловно, является формой искусства, которая создает личное священное пространство внутри, где мы живем сами с собой.

В этой главе мы исследуем некоторые краеугольные камни, на которых строится внутренний храм. Начнем с теории, что ведет к самопознанию. Легко и непринужденно я вплету в повествование несколько идей из учений, которые очень вдохновили меня, перемешавшись с синтезом и практическим пониманием концепций Юнга о внутренней жизни. По мере путешествия по этим особым тропам созерцания вы точно встретитесь со знакомыми идеями. Пусть они звучат так, будто вы наткнулись на старого друга, а затем рассмотрите и почувствуйте то, что вас наполняет.

Изучение истинной природы

Когда мы что-то изучаем, то делаем это внимательно, наблюдаем и погружаемся в тему – это путь к большему познанию. Самостоятельное изучение созерцания со временем будит творческую близость с собой, что в перспективе зацветет и принесет плоды множеством удивительных способов.

1 Пер. К. Бальмонта. – Здесь и далее прим. ред.
Скачать книгу