Предисловие
Один из главных трендов современного общества – поиск себя, понимание своего предназначения и приход к осознанной жизни. Но мало кто задумывается о том, как в этом может помочь внутреннее убранство дома. А ведь он – отражение хозяина.
Предисловие этой книги я пишу, сидя в уютном кресле шикарного пространства с прекрасным видом на горы в Сан-Диего, штат Калифорния. Пожив в разных странах мира и вкусив особенности их интерьеров, я осознала, как меняется мое восприятие и ощущения от нахождения в той или иной обстановке.
Создавая интерьеры квартир и домов, мне всегда было интересно узнать, какой дизайн нужен человеку. В каком пространстве ему будет комфортно и как помочь ему понять свои истинные желания? Именно это и подтолкнуло меня к изучению и анализу чувственного дизайна. Неясным оставалось вот что: почему люди хотят примерно одного и того же и боятся выйти за рамки колористики или использовать в качестве декораций необычные предметы искусства? Почему у большинства интерьеры выполнены примерно в одних и тех же тонах и стилях? Где же индивидуальность и как ее выразить в обстановке?
Я прошла тернистый и длинный профессиональный путь, но ни на одном из его этапов мне не хотелось создавать «голые» зарисовки, где есть классическая мебель и, в лучшем случае, подобранный текстиль. По моему мнению, интерьер – это отражение наших желаний, потребностей, хобби и увлечений, демонстрация любимого цвета, предметов декора и искусства.
Может ли индивидуальный дизайн дома улучшить эмоциональное состояние? Связь между этими факторами существует, о психологии окружающего пространства известно уже тысячи лет. Подтверждение тому – индийская васту-шастра, китайский фэн-шуй. Благодаря развитию нейронауки ученые проводят множество исследований по теме и приходят к новым невероятным выводам, которые доказывают способность элементов интерьера вызывать положительный или отрицательный эмоциональный отклик. Это позволяет создавать убранства, в которых можно управлять сознанием людей и их ощущениями.
Деловой мир также обращает внимание на психологические эффекты обстановки. Корпоративные дизайнеры используют цвет, освещение, текстуры и художественные работы для создания мотивирующих и поднимающих настроение пространств, способствующих большей эффективности и креативности сотрудников.
Большинство людей предпочитают просторные апартаменты. Но почему? Результаты одного исследования показали, что в комнатах с высокими потолками люди больше расположены к творчеству, и их настроение заметно лучше, чем у тех, кто сидит в тесном помещении. Однако и маленькая квартирка может быть вполне комфортной и уютной, если правильно ее обустроить.
Расхламление – первый шаг к созданию жилища, в котором приятно находиться. Чистые, открытые пространства с минимальным количеством предметов и отсутствием беспорядка абсолютно точно способствуют хорошему настроению и мироощущению своих хозяев. Избавляйтесь без раздумий от вещей, которые не приносят вам радости, будь то старый диван или пара брюк, купленных в дорогом бутике. Правильная организация объектов в комнате – залог счастливого и здорового дома, где всегда легко и комфортно.
Цветы – лучший натуральный антидепрессант. Научно установлено, что они улучшают концентрацию и память, снижают уровень стресса. Многие виды комнатных растений являются естественными фильтрами воздуха, повышают уровень кислорода в нем и уменьшают количество аллергенов. А еще стабилизируют влажность и украшают помещение. Кроме того, они помогают людям чувствовать себя более расслабленными и спокойными.
Солнечный свет поднимает настроение, заряжает энергией и мотивирует на деятельность и активность, а стихии огня, воды, ветра, земли и металла приносят в жизнь гармонию. В доме их можно отразить самыми разными способами. Так, фонтаны в интерьере представляют воду, вентиляторы, легкие шторы и открытые окна – ветер, камин и свечи – огонь. Металл и земля присутствуют в жилищах в виде предметов декора со вставками из железа, латуни, серебра, дерева, камня.
Одним из самых известных элементов дизайна, влияющих на наше состояние, что, кстати, тоже научно доказано, является цвет. Коричневый часто встречается в природе и вызывает чувство спокойствия и надежности. Белый отражает свет, благодаря чему комнаты кажутся просторнее и больше. Черный – цвет утонченности, серьезности, интеллекта, сексуальности. Он не самый жизнерадостный и обычно используется как способ придания акцента какому-либо компоненту.
Серый цвет представляет собой баланс черного и белого, поэтому его можно применять в качестве нейтрального. Однако в психологии серый имеет негативные коннотации, связанные с депрессией и апатией. Синий транслирует свежесть, спокойствие, безмятежность. Он ассоциируется с океаном и водой, хорошо сочетается с белым. Это один из наименее «аппетитных» цветов, возможно, поэтому его редко используют на кухнях и в ресторанах.
Зеленый – успокаивающий цвет, олицетворяющий равновесие, гармонию и природу. Также это цвет роста и обновления. Фиолетовый вызывает чувство исключительности. Бледно-фиолетовые или лавандовые оттенки считаются женственными, мягкими и успокаивающими. Глубоко насыщенный пурпурный или баклажановый может спровоцировать грусть и способствовать раздражительности.
Желтый расслабляет и вселяет ощущение счастья. Он отлично работает в солнечных местах, где усиливает воздействие естественного света. Красный – теплый цвет, с его помощью можно быстро «нагреть» помещение. Однако слишком большое количество красного в доме пробуждает чувство беспокойства или тревоги. Его рекомендуют использовать с осторожностью.
Теперь поговорим о предметах искусства, которые тоже положительно воздействуют на наше мироощущение. Со слов президента корпоративного фонда General Electric Клиффорда В. Смита, искусство – один из способов развить в себе умение решать проблемы, обмениваться идеями и быть чутким к окружающему миру. Ученые не так давно стали изучать влияние всего прекрасного на человека и пришли к впечатляющим выводам. Оказывается, искусство тренирует мозг, учит его лучше концентрироваться на деталях, а также сокращает риск ранней смерти и уменьшает уровень боли. Речь, конечно, не идет о предметах творчества, вызывающих мрачные или негативные эмоции. Как и психология цвета, психология искусства опирается на социальные нормы. Вкусы и опыт сильно отражаются на восприятии людьми классических и современных произведений. Продуманный дизайн интерьера, адаптированный к личной истории и переживаниям, является проверенным способом укрепления психического здоровья.
Чтобы выяснить, правильно ли обустроено ваше жилье и приносит ли оно радость, задайте себе несколько вопросов. Что вы чувствуете, когда приходите домой? Вы любите проводить там время? В какой комнате нравится находиться чаще всего? Что раздражает? От чего хотите избавиться, выкинуть в мусорный ящик? Найдя ответы, можно легко понять, интерьеры каких комнат вашего дома нуждаются в изменениях и доработке.
Из данного пособия вы получите информацию, необходимую для выявления ваших истинных желаний. Узнаете, как предметы мебели и декора влияют на вас. Человек, желающий изменить свое пространство, жаждет трансформации в первую очередь в себе. Итак, приступим к преображению интерьера и вас.
Часть 1. Чувственный дизайн
МОЯ МИССИЯ: ЧУВСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ТРАНСФОРМИРУЕТ И ОЖИВЛЯЕТ, СОЗДАВАЯ УСЛОВИЯ ДЛЯ НОВЫХ НЕЙРОННЫХ СВЯЗЕЙ.
(NR)
Глава 1. Психология дизайна. Как интерьер влияет на человека
Дизайнер, который не понимает психологию человека, будет не более успешным, чем архитектор, который не понимает физику.
Джо Лич
Чувственный дизайн – главный тренд профильных выставок в Милане и Париже. Но его, в отличие от стиля, нельзя распознать по линиям, форме, цвету или мебели. Потому что это вы, ваша личность, индивидуальные запросы и предпочтения.
Вам нравится ходить босиком по теплому полу, кайфуя от прикосновения к натуральному дереву, – так вы расслабляетесь и избавляетесь от отрицательной энергии? Это чувственный дизайн. Обожаете, вернувшись домой, утонуть в диване с мягкими подушками, укутаться в плед, создать атмосферу вдохновения, включив любимую музыку и наслаждаясь ароматом цитрусовых или сандала? Это чувственный дизайн. На стене в рамках висят рисунки ваших детей с трогательными надписями, а рядом – картина с видами Парижа, купленная во время поездки к морю. На столе стоят керамические кружки ручной работы, которые приятно держать и рассматривать, восхищаясь талантом мастера. Эти предметы дарят вам теплые воспоминания и вызывают улыбку. Они могут не сочетаться с точки зрения стиля, но быть совместимы с позиции вас и ваших ценностей. Они вам дороги. Вы их любите. И хотите, чтобы они жили с вами в одной квартире. Это чувственный дизайн. Поднять кран на нестандартную высоту, потому что вам так удобно. Провести ночную подсветку, потому что вам с детства не нравится ходить в темноте. Одним словом, сделать все, чтобы дом заботился о хозяине и вы каждый вечер спешили к нему, как на свидание, предвкушая те волнующие чувства, которые подарит встреча.
Интерьер – это внутреннее пространство здания или помещения.
Дизайн интерьера – это искусство улучшения интерьера с целью создания в нем более здоровой и эстетически приятной среды для людей, использующих пространство.
Психология дизайна – это совокупность нейробиологии, когнитивной, социальной психологии и особенностей взаимодействия человека с диджитал-продуктами, используемая для составления дизайна через призму людского поведения. Говоря простыми словами, это истинное восприятие вами среды своего пребывания. Дизайнер выявляет шаблоны и сценарии жизни владельцев жилища, развивает эмпатию, узнает, как заказчики общаются, что влияет на их реакции и как их можно подтолкнуть к принятию решения – это позволяет ему создать по-настоящему практичный и ценный продукт.
Психологи установили, что такие элементы окружающего пространства, как цвета, формы, линии, текстуры, звуки, запахи, а также различные образы и символы, воздействуют на эмоциональное состояние человека. Детали обстановки и атмосфера в доме влияют на процесс мышления и особенности коммуникаций между людьми. Кроме того, эти факторы могут способствовать развитию тех или иных качеств и умений, что пригодится при построении обучающей среды для детей. Однако стоит иметь в виду, что даже самые незначительные предметы интерьера рискуют оказаться не только небезопасными, но и агрессивными для малышей в психологическом плане.
Разнообразие окружающих структур формируется исходя из четырех основных систем человеческого восприятия (пятая, вкусовая, исключена из списка, так как нет научных обоснований для применения ее в данной концепции), которые так или иначе определяют особенности физиологических и психологических процессов:
1. Зрительная – цвет, форма, линии. Зрительное восприятие – один из мощнейших факторов развития человеческой психики. С первых часов жизни ребенок познает мир, руководствуясь визуальными ощущениями. Любой зримый образ проникает в сознание, а его составляющие влияют на особенности мышления, настроения, внимания, памяти. Интерьер – это то, что мы постоянно видим перед собой, а значит, продумать и правильно подобрать цветовое и геометрическое решение для него – первостепенная задача.
2. Тактильная – форма, текстура. Тактильные ощущения также являются весомым фактором формирования чувственной основы мировосприятия человека. От того, с какими формами и текстурами взаимодействует ребенок, познавая окружающий мир, может зависеть, какими личностными качествами и физическими характеристиками он будет обладать в будущем. Осязание важно для людей любого возраста и характера, ведь оно влияет на поведение, поэтому этот фактор стоит учитывать в интерьере. Например, для агрессивного взрослого или гиперактивного ребенка наиболее благоприятны округлые формы и мягкие текстуры. А для неэмоционального, заторможенного человека или малоподвижного малыша подойдут угловатые формы, неровные шероховатые поверхности, которые через прикосновение смогут возбудить нервную систему, запустить активность и эмоции.
3. Слуховая – шумы, звуки, музыка. Мир звуков для человека – особая реальность, от которой зависит настроение и количество энергии. Темп, ритм, тональность, частота мелодий в окружающем пространстве безусловно воздействуют на психологию человека. Поэтому никогда не стоит забывать о звуковом сопровождении своего интерьера: различные напевы, природные шумы, эзотерические поющие предметы помогут создать нужную атмосферу и настрой. А для детей большое значение имеют шумы и звуки их игрушек.
4. Обонятельная – запах. Ароматы также играют роль в формировании эмоциональных состояний. Существует огромное множество запахов, способных вызывать радость и эйфорию или, наоборот, успокоить и расслабить. Одни пробуждают аппетит, другие способствуют быстрому засыпанию, третьи поднимают физический тонус. Создать необходимую вам в данный момент обстановку можно при помощи ароматических ламп, палочек, подушечек, масел.
Теперь поговорим об основных принципах создания идеального интерьера.
Зональность. Такой подход крайне полезен для организации пространства в небольших помещениях. Дом, где вы проводите существенную часть времени, необходимо разделять на определенные части. Это поможет обогатить среду обитания, разнообразить и упорядочить жизнедеятельность хозяина. Зонируя интерьер, получится сделать комнату одновременно красивой и удобной. Особенно важно это для детских, ведь там ребенок играет, учится и отдыхает. Зоны организуют в соответствии с этими потребностями: создают игровое пространство, место для уроков, занятий физическими упражнениями и домик, где малыш может побыть один, спрятаться и помечтать.
Эргономика интерьера. Эргономика – это наука, изучающая взаимодействие людей и созданных ими предметов. Человек не должен испытывать дискомфорт во время перемещений по дому, сна или отдыха. Процесс готовки или уборки не должен раздражать, все необходимые предметы, элементы должны находиться под руками, но не мешать. Основные законы, правила эргономики и их примеры отлично описаны немецким архитектором Эрнестом Нойфертом в справочнике «Проектирование и строительство».
В современном обществе многие работают удаленно, в собственном домашнем кабинете, не уступающем по удобству лучшему офису. Члены семьи, не выходя из дома, занимаются йогой, гимнастикой, осваивают спортивные тренажеры. В детской ребенок не только спит или делает уроки, но и полноценно развивается, расширяет свой кругозор, тренируется. Ванная комната превращается в уютную зону релаксации, часто оснащенную парной, сауной, ваннами и душевыми кабинами с гидромассажем. Активные семьи часто устраивают званые вечера, праздники, а значит – в доме выделяется место для дружеских посиделок, оборудуются дополнительные спальные места.
Мобильность интерьера. Для человека немаловажно периодически менять обстановку – от этого он получает новые впечатления и эмоции. Поэтому желательно оставить себе возможность легко переделать цветовое и материальное исполнение дома. Для этого пригодятся мебель-трансформер, передвижные ширмы, экраны, планшеты, обои-хамелеоны и другие решения.
Руководствуясь этими принципами, вы создадите для себя индивидуальный гармоничный интерьер с учетом собственных потребностей, желаний и целей.
Глава 2. Составляющие чувственного дизайна
«В последние десятилетия окружающая среда стала не только объектом загрязнения и наступления городов, но и лишилась качеств, которые вызывают у человека чувство принадлежности и единства с ней. Результатом стало распространение ощущения «бессмысленности» жизни и чувства отчужденности», – писал знаменитый теоретик шведской архитектуры Кристиан Норберг-Шульц в своей работе Genius loci («Гений места»). По его мнению, отчужденность обусловлена «в первую очередь утратой человеком ощущения единства с природой и рукотворными предметами, составляющими его окружение». Ее усиливает большинство современных зданий, которые существуют как бы в «пустоте», «не привязаны к местности и не соответствуют облику всего города». Автор также подчеркнул, что «человек не способен найти точку опоры только при помощи научного рационализма, он нуждается в символах, то есть в произведениях искусства, которые являются представителями «жизненных ситуаций» и цель произведения искусства как раз и состоит в «сохранении» и передаче смысла».
Таким образом, архитектура и дизайн являются неким дополнением или разновидностью поэзии. «Только поэзия во всех ее формах наполняет человеческое существование смыслом, а сам смысл – одна из фундаментальных потребностей человека». И далее: «Дизайн принадлежит поэзии, и ее цель – помочь человеку жить».
Ретейлеры продолжают менять привычные форматы бутиков, концепт сторов и универмагов. Основатели бельгийского обувного магазина Timmermans противопоставили рациональности онлайн-шопинга концепцию чувственного восприятия, которую воплотили в новом дизайне торговой точки специалисты студии WeWantMore. Универмаг Timmermans площадью 400 м2 расположен в небольшом городке Синт-Никлас неподалеку от Антверпена. Привлечь сюда покупателей дизайнеры решили с помощью многослойного интерьера, в котором представлены четыре природных элемента: земля, вода, воздух и огонь. Авторы, используя систему гардин, зигзагом пересекающую помещение, поделили пространство на зоны, каждая из которых представляет соответствующую стихию. Архитектурный фон специалисты намеренно оставили «сырым»: не стали красить и скрывать наливные полы, бетонные стены и встроенные скамьи, потолок с открытыми балками. Артистичные элементы обстановки заметно выделяются на брутальном фоне.
Рисунок 1. Интерьер обувного магазина Timmermans
Рисунок 2. Интерьер обувного магазина Timmermans
Панели из опаленного металла с рисунком, напоминающим пламя, обозначают зону огня. Там уместно смотрятся столы из огненно-красного травертина и тумба из обожженного дерева. Земное начало символизирует витрина с архаичными нишами, окрашенная акварельной штукатуркой терракотового оттенка, и пряди сырого льна, покрывающие внешние стены примерочной. Интерьер с насыщенными фактурами становится воздушным благодаря полупрозрачным шторам нюдового оттенка, похожим на теплое дуновение в прохладном сером помещении. О зеркальной поверхности воды напоминают табуреты Plopp по дизайну Оскара Зиты, выполненные из «надутой» фольги. «Мы использовали несколько знаковых элементов с повышенной тактильностью: посетители могут воспринимать пространство не только визуально, но и с помощью других органов чувств – обоняния и осязания», – говорят авторы. Дизайнеры WeWantMore разработали концепцию интерьера, заложив в ее основу минималистские формы, неяркие цвета и ремесленное качество исполнения.
Рисунок 3. Интерьер обувного магазина Timmermans
Рисунок 4. Интерьер обувного магазина Timmermans
Рисунок 5. Интерьер обувного магазина Timmermans
В последние годы в мире набирает обороты тренд на самоопределение, разумность, стремление жить в гармонии с собой. И если вы уже где-то на пути к осознанию собственных потребностей и желаний, то вам будет гораздо проще сделать для себя интерьер с использованием эмоционального опыта. Проще говоря, дом должен дарить те ощущения, которые вы от него ждете. Как же этого добиться? Самое главное – прислушиваться к себе и задавать правильные вопросы.
Для начала определите, к какому типу восприятия вы относитесь: кинестетик, визуал, аудиал или дискрет. Для кинестетиков первостепенны тактильные ощущения, поэтому им желательно использовать в отделке натуральное дерево, добавлять различные фактуры, приятные на ощупь материалы, разнообразный текстиль. Визуалы любят глазами, а значит, им понравятся декораторские композиции на полках, прикроватных тумбочках, стенах и консолях. Интересное сочетание цветов и модные тенденции тоже придутся по душе людям этого типа. Аудиалы воспринимают информацию на слух, а значит, нужно хорошо продумать акустическую составляющую их жилища. Для дискрета самую важную роль играет функциональность, поэтому его дом должен быть эргономичным и продуманным, без всего лишнего – только нужные вещи.
Конечно, представителей исключительно одного типа в природе не бывает – во всех нас есть что-то от каждого. Главное – выяснить, что для вас важнее, и отталкиваться от этого. Прислушивайтесь к себе. Подумайте, где вы чувствуете себя комфортно, в какой обстановке. Попробуйте закрыть глаза и представить конкретное место. Может, это хвойный лес? Или пляж с розовым песком? Пещера? Космический корабль? А может, это старый бабушкин дом, в который вы приезжали в детстве, или поле с подсолнухами? Задержитесь там, послушайте звуки, почувствуйте запахи. А теперь попробуйте воссоздать эти ощущения у себя в квартире.
Знакомый дизайнер рассказывала, что один из ее клиентов, довольно состоятельный хирург, после проработки своих внутренних ощущений заявил, что представляет себя в силосной яме, где якобы, мягко, тепло, почти темно. А еще там обволакивающая атмосфера, от чего начинает казаться, что он находится в чьих-то объятиях, и ему от этого очень спокойно. Дизайнер вдохновилась этим образом и предложила заказчику сделать квартиру в темных тонах с возможностью отказаться от центрального верхнего света. Доминантой стал огромный мягкий черный диван, подстраивающийся под контуры тела. Клиент был в восторге. Так что прислушивайтесь к себе, и тогда дом будет радовать вас каждую минуту!
Дизайн интерьера пространства воздействует на все пять органов чувств. Разберем по порядку.
Ароматы для помещений, свечи с запахами, бельевые отдушки… Даже перчатки, купленные вами, надушены Guerlain. Задумайтесь, может, потому вы их и выбрали? Компании наперебой пытаются привлечь внимание… через нос! «Наш организм устроен так, что забыть однажды «услышанный» запах невозможно, кроме того, нюх не притупляется с возрастом, – объясняет парфюмер Франсис Кюркджян. – Воздействие на обоняние позволяет использовать эмоциональные шлюзы, недоступные зрению или слуху. И избежать этого нельзя: мы же не можем перестать дышать».
«Виновником» расцвета этого вида дизайна отчасти считается Патрик Зюскинд, автор нашумевшего романа «Парфюмер». Именно он заставил широкую публику задуматься о силе запахов и их роли в нашей жизни. Бутики, рестораны, отели заказывают для своих залов и лобби индивидуальные благовония, которые клиенты узнают и годы спустя. Магазины хотят напоминать о себе покупателю везде, где бы он ни находился, поэтому предлагают ему свечи с уникальным ароматом, которые удобно упаковать в чемодан. Яркий пример – свечи с нотой инжира от парижского концепт-стора Colette. «Для отеля Royal Mansour в Марракеше разработали запах, гармонирующий с кедровыми панелями стен», – рассказывает Франсис Кюркджян. Прогресс не отстает, предлагая новые способы диффузии.
Восприятие запаха зависит от индивидуальных особенностей организма и культурного контекста. Цитрусовые ароматы, популярные на Западе и Ближнем Востоке, совсем не похожи друг на друга! Если удачно подобранный запах может привлечь клиентов, то слишком сильный или резкий – это настоящий провал. Где будет завтра обонятельный дизайн? «Возможно, он придет в места, мало или совсем не охваченные им, – в самолеты, на вокзалы, – фантазирует Франсис Кюркджян – Стоило бы разработать запахи, помогающие людям наладить свое расписание и больше успевать, например – легче просыпаться утром и засыпать вечером».
Вкус человечества консервативен – одни и те же блюда и продукты не теряют своей популярности тысячелетиями. Однако с появлением модного тренда – молекулярной кулинарии – инновации дошли и до кухни. Адепты этого течения во главе со своим гуру Ферраном Адриа, используя новые технологии в приготовлении пищи, до неузнаваемости меняют вид и способ подачи привычных продуктов. Они придумывают удивительные блюда-провокации: мусс из черного хлеба, мятную икру, спагетти из рукколы. Но, оказалось, это только начало! Дальше – больше. Лучшие умы человечества создают новинки, которые могут полностью изменить процесс потребления еды. Среди самых перспективных WikiCell – съедобная упаковка, детище Дэвида Эдвардса, гарвардского профессора биомедицинской инженерии, и парижского дизайнера Франсуа Азамбура. Совместно с Филиппом Старком Эдвардс также разработал спреи Whif (ингалятор вкуса), Whaf (излучатель «вкусовых облаков») и Whah («опьяняющий» аэрозоль). Известные марки в поисках новых рынков проявляют большой интерес к экспериментам дизайнеров: так, Nestlé произвела революцию своими капсулами Nespresso, изменившими многовековую культуру приготовления кофе.
Не секрет, что звук способен заставить нас испытывать положительные или отрицательные эмоции в зависимости от его частоты: слишком высокий раздражает, низкий – угнетает. Это – беспроигрышный, проверенный веками способ воздействия на человеческие реакции. Для таких целей его традиционно используют в театре, кино, видеоиграх и рекламе, а также в магазинах, ресторанах, отелях. Звуковой дизайн, понимаемый как искусство использования звуковых элементов с целью добиться желаемого эффекта, – повсюду. Все больше компаний воспринимает звук как неотъемлемую составляющую бренда. Хотя не все заходят так далеко, как отель HI в Ницце, который спродюсировал и выпустил под своим лейблом альбом «HL!H!» Фредерика Гальяно.
Бутики, торгующие предметами роскоши, относятся к саундтреку вполне серьезно и часто приглашают для его разработки специалистов по звуковому дизайну. Остается лишь пожалеть, что сотни перебивающих друг друга «голосов» борются за наше внимание и вынуждают жить под аккомпанемент непрекращающейся какофонии. Наша повседневная звуковая дорожка состоит из болтовни радио, телевизионных роликов, шума городского транспорта и навязчивых рингтонов мобильных телефонов… Будем надеяться, что лучшие дни звукового дизайна впереди и ему еще удастся победить разноголосицу современного мегаполиса. А может, в будущем самым ценным «товаром» на этом рынке станет тишина.
Дизайнеры и ремесленники испокон веков стремились сделать свои творения приятными для глаза. Но, для того чтобы держать планку в среде, перегруженной визуальной информацией, этого уже недостаточно. Дизайн идет дальше – он подчиняет себе сам свет. «Мы перешли на новую ступень. Сегодня свет по сути становится одним из материалов, – заявляет Элизабет Лериш, известный французский специалист по исследованию и предсказанию трендов. – Когда-то он лишь освещал дома, общественные здания и города, а теперь стал полноценной частью декора и зачастую играет в нем ведущую роль. Все изменилось благодаря развитию технологии и появлению светодиодов». Световые дизайнеры стали востребованными специалистами. Именно благодаря им фасады магазинов, гостиниц и исторических зданий в буквальном смысле предстают в новом свете. По всему миру проходят масштабные фестивали света, такие как Luminale во Франкфурте.
Производители понимают, насколько свет способен изменять ощущения. С Hue, светодиодными лампами, излучающими свет всех цветов спектра, Philips предлагает заново пережить у себя дома любой момент, снятый на смартфон. Источник эмоций, свет, создает новую атмосферу – созерцательную и одухотворенную, динамичную и захватывающую. А кроме того, помогает банально экономить электричество, становясь загадочным мерцанием. То ли еще будет!
Дизайн облегчает нам жизнь, но в то же время соблазняет, вынуждает покупать желанные, хотя и не самые необходимые вещи.
Фактура решает все! Новое поколение, воспитанное на компьютерных играх и Playstation, привыкшее к сенсорным экранам и интерактивному искусству, стремится ощупать каждый предмет – неважно, в магазине или в музее. В первом бутике Viktor & Rolf в Париже, оформленном архитекторами Пьером Векле и Жаном-Кристофом Поджоли, пол, стены и мебель обиты фетром. «Замысел был в том, чтобы трансформировать классическую палладианскую архитектуру, в каком-то смысле «стереть» ее текстилем», – рассказывает Жан-Кристоф. Новая коллекция Ora-ïto Mobility, выпущенная Colette, соединяет продукты высоких технологий (аудионаушники, чехлы для iPhone и iPad) и ткани Kvadrat, до сих пор использовавшиеся лишь для декора интерьера.
Рисунок 6. Флагманский бутик Viktor & Rolf в Париже
Рисунок 7. Флагманский бутик Viktor & Rolf в Париже
Рисунок 8. Флагманский бутик Viktor & Rolf в Париже
Рисунок 9. Флагманский бутик Viktor & Rolf в Париже
Другое проявление нового тренда – создание «материалотек» при крупных архитектурных бюро. Там можно рассмотреть и потрогать разные виды дерева, камня, текстиля и даже стекла. Очень удобно для архитекторов, которые не могут себе позволить выбирать плитку или паркет по каталогу – вдруг они окажутся слишком скользкими или, наоборот, шершавыми. Дизайн использует все средства, включая самые высокотехнологичные. Взять хотя бы металлизированное покрытие Plex от Formica, удостоенное престижной награды Red Dot Design Award! Как написала знаменитая предсказательница трендов Ли Эделькорт на своем сайте Trend Tablet, нам будут нравиться плотные, упругие, теплые, глубокие текстуры, ассоциирующиеся с землей и природой. Возьмите на заметку – кому об этом знать, как не ей!
Глава 3. Как понять, что нравится именно вам. Где искать вдохновение
Согласно теории Карла Густава Юнга, каждый человек с рождения относится к определенному архетипу, который влияет на поступки, жизненные приоритеты, мышление и реакции на внешние раздражители и обстоятельства. Под архетипами мы понимаем универсальные образы или символы, управляющие ассоциациями и впечатлениями людей.
Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг занимались развитием психоанализа теории «архетип». Кэрол Пирсон доработала классификацию, выделила 12 архетипов и объединила их в 4 группы:
1. «Воздух» – сюда относятся люди, для которых самое главное в жизни – это творческое самовыражение.
• «Невинный или простодушный» – предпочитает мягкий, легкий, текстильный интерьер, массу подушечек вокруг, наивные рисунки на обоях.
• «Искатель» – выберет многофункциональный декор, мебель-трансформер из экологичных материалов. Он обожает дерево, камень, натуральную кожу в отделке.
• «Мудрец» – стремится оформить квартиру в светлых, часто монохромных цветах. Ему не нравится многообразие красок и декора, ведь его мыслям ничего не должно мешать.
2. «Огонь» – личности, нацеленные на победу в любых обстоятельствах.
• «Герой или спасатель» – любит развешивать по дому чучела, ружья или награды.
• «Маг» – предпочитает странные эзотерические символы, сиреневые и красные тона, полупрозрачные ткани.
• «Бунтарь» – любитель черного цвета, антитрендов, обладатель бунтарского духа.