© О. А. Казаков, текст, 2000
© Издательство «Сатисъ», оригинал-макет, оформление, 2000
Лукавые жены
Заповедь есть светильник,
и наставление – свет,
и назидательные поучения – путь к жизни…
Предисловие (предварительное пояснение)
Благочестивые читатели!
Предлагаемая вам книжица собрана из поучительных слов Священного Писания, святоотеческих наставлений и современных историй. Она появилась вовсе не из глупого мужского злопыхательства. Православная Церковь высоко чтит женщину. И те поучения, которые мы приводим в конце, красноречиво говорят об этом.
Мы убеждены, что лукавые и вообще недостойные поступки женщин есть, чаще всего, не что иное как плод или отражение мужского безволия, мужского неразумия, мужской удобосклонности к соблазнам.
Мы все-таки решились обратиться к этой теме главным образом потому, что в последнее время особенно усилилась в миру и совсем лишилась стыда пропаганда женской «раскрепощенности», «эмансипации», разнузданности…
Однако лукавство ведь может быть отнюдь не прирожденным свойством, а чем-то, внушаемым извне, хотя это никак не отменяет ответственности за грех.
Поэтому требуются особая тщательность, внимание и критичность во всех жизненных обстоятельствах.
Податливость лицемерным и лживым чьим-то посулам и своим пожеланиям – ворота к пропасти греха, грязи, развращения, гибели.
Так было и с праматерью нашей…
Трагедия в раю
Вот что говорит нам Книга Бытия:
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания…»
Так была разрушена гармония мироздания – доверием лжецу, изменой Богу. И проклятие постигло род человеческий и землю. И пришла смерть и стала властвовать надо всеми.
«И заклинает его священник»
Ветхозаветная церковь даже к подозрению на лукавую измену относилась с чрезвычайной строгостью. Вот слова Господа в Книге Чисел (Глава 5, стихи 11–28):
«И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если изменит кому жена, и нарушит верность к нему, и переспит кто с ней и излиет семя, и это будет скрыто от глаз мужа ее, и она осквернится тайно, и не будет на нее свидетеля, и не будет уличена, и найдет на него дух ревности, и будет ревновать жену свою, когда она осквернена, или найдет на него дух ревности, и он будет ревновать жену свою, когда она не осквернена, – пусть приведет муж жену свою к священнику и принесет за нее в жертву десятую часть ефы ячменной муки, но не возливает на нее елея и не кладет ливана, потому что это приношение ревнования, приношение воспоминания, напоминающее о беззаконии; а священник пусть приведет и поставит ее пред лице Господне, и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду; и поставит священник жену пред лице Господне, и обнажит голову жены, и даст ей в руки приношение воспоминания, – это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие. И заклянет ее священник и скажет жене: если никто не переспал с тобою, и ты не осквернилась и не изменила мужу своему, то невредима будешь от сей горькой воды, наводящей проклятие; но если ты изменила мужу твоему и осквернилась, и если кто переспал с тобою кроме мужа твоего, – тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоем, и да соделает Господь лоно твое опавшим и живот твой опухшим; и да пройдет вода сия, наводящая проклятие, во внутренность твою, чтобы опух живот [твой] и опало лоно [твое]. И скажет жена: аминь, аминь. И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду; и даст жене выпить горькую воду, наводящую проклятие, и войдет в нее вода, наводящая проклятие, ко вреду ее. И возьмет священник из рук жены хлебное приношение ревнования, и вознесет сие приношение пред Господом, и отнесет его к жертвеннику; и возьмет священник горстью из хлебного приношения часть в память, и сожжет на жертвеннике, и потом даст жене выпить воды; и когда напоит ее водою, тогда, если она нечиста и сделала преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдет в нее, ко вреду ее, и опухнет чрево ее и опадет лоно ее, и будет эта жена проклятою в народе своем; если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет оплодотворяема семенем».
В ветхозаветные времена, уличенную в блуде или прелюбодеянии женщину побивали камнями. Еще до принятия закона Моисеева за блуд могли сжечь (Быт. Гл. 38).
Во Второй Книге Царств рассказывается, как упрекнула жена царя Давида за его безудержную радость о возвращении Ковчега Завета, и какова была расплата за упрек и насмешку: