© Лиана Романова, 2024
ISBN 978-5-0062-6504-2 (т. 2)
ISBN 978-5-0062-6329-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ
Дорогие друзья!
Перед Вами второй том моего исследования родословной.
Каждая книга, являющаяся единым целым, мне дорога по-особенному.
Первый том «Преодолев глубокие снега» стал точкой отсчёта в открытии новых имён родных людей и их судеб, которых я никогда не знала, и позволил двигаться дальше, приоткрывая тайны.
Найденный в результате слабых предположений о родстве, брат моей прабабушки Ломаев Арсений Иванович, дал возможность узнать о прадеде Петухове Фёдоре Максимовиче и прабабушке Агриппине Ивановне.
«Земного дня пройдя две половины», второй том – о людях, которых мне повезло знать и общаться лично.
Пусть некоторых из них я знала немного, пусть чуть-чуть, но я сохранила в памяти образ, и могу передать своё тёплое отношение к ним, рассказав о том, что помню.
Третья книга «Свет не гаси» – о моём деде, из-за которого я и стала изучать историю своей семьи. Это рассказ о преодолении тяжёлых лет под фашистским гнётом.
Она и о первом муже бабушки Кати, погибшем во время Великой Отечественной войны, и о двух его дочерях – моих тётях: о семьях Иванчиков и Сергеевых.
Четвёртая книга «Пускай хранят века» о счастливых моментах жизни, проведённых с моей дорогой и бесконечно любимой мамой и её братом.
Не буду дальше рассказывать о чём и о ком эти книги.
Вы сами всё узнаете, и повторюсь опять, очень надеюсь, что захотите узнать о своей семье как можно больше, используя мой опыт и получая свой.
С уважением, Лиана Романова.
Глава 1 АЛЕМПИЕВА АННА ИОСИФОВНА
АЛЕМПИЕВА АННА ИОСИФОВНА
(в первом браке ЛОГИНОВА)
1880 – 26.11.1943
(моя прабабушка по линии мамы
Городиловой Тамары Александровны – в девичестве Петуховой)
Поведав Вам о поисках предков по линии деда Петухова Александра Фёдоровича (о котором продолжу своё повествование чуть позже), хочу рассказать немного о родственной линии бабушки Кати – Петуховой Екатерины Фёдоровны (и моей мамы Тамары Александровны).
Поиски сведений о прабабушке по линии мамы самые сложные.
В 1888 году опубликован специальный Указ Сената, гласивший: « …Как обнаруживает практика, и между лицами, рожденными в законном браке, встречается много лиц, не имеющих фамилий, то есть носящих так называемые фамилии по отчеству, что вызывает существенные недоразумения, и даже иногда злоупотребления… Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».
В Центральной России среди крестьянства фамилии до XIX века были относительно редки. Тем не менее, можно вспомнить отдельные примеры – знаменитый Иван Сусанин, живший в XVI – XVII веках.
Кроме того, известны фамилии некоторых крестьян – участников тех или иных войн, походов, оборон городов или монастырей и прочих исторических катаклизмов.
Однако, действительно, до XIX века массового распространения среди крестьян Центральной России фамилии не имели.
Это, скорее всего связано с тем, что в те времена не было необходимости в поголовном упоминании всех крестьян, и документов.
Когда крестьяне жили на одном месте, фамилия им была не нужна, ее нигде и не указывали.
Для официального документооборота тех лет в случае, если в нём упоминался крестьянин, обычно, вполне достаточно было упомянуть деревню, в которой он проживал, помещика, которому он принадлежал, и его личное имя, иногда вместе с профессией.
Большинство крестьян центра России было официально наделено фамилиями, зафиксированными в документах только после отмены крепостного права в 1861 году.
В корне фамилий некоторых лежали названия населённых пунктов (сёл, деревень), выходцами откуда были эти крестьяне. В основном – это фамилии, оканчивающиеся на -ских. Часто – основывались на прозвищах.
У некоторых в качестве фамилии записывали отчество.
В царских указах о проведении переписи обычно говорилось, что следует записывать всех «по именам с отцы и с прозвищи», то есть по имени, отчеству и фамилии. Но в XVII – первой половине XVIII веках у крестьян наследственных фамилий не было вовсе.
Крестьянская фамилия жила лишь в продолжение одной жизни. Например, родился в семье Ивана Прокопий, и во всех метрических записях именуется он Прокопий Иванов. Когда же у Прокопия родился Василий, то стал новорожденный Василий Прокопьев, а вовсе не Иванов.
Первая перепись 1897 года показала, что фамилии не имеет до 75% населения (впрочем, это относилось более к жителям национальных окраин, чем коренной России). Окончательно у всего населения СССР фамилии появились только в 30-е годы XX века в эпоху всеобщей паспортизации.
***
Анна Иосифовна – моя прабабушка была матерью Петуховой (до брака Алемпиевой, в первом браке Векшиной) Екатерины Фёдоровны и 4-х (выживших) детей Логиновых: Самсона, Апполинарии, Елены и Аксиньи.
Поэтому отправной точкой в поиске сведений о моей прабабушке Анне Иосифовне стала фамилия «Логинова», т.к. со слов бабы Кати я знала, что её мама была замужем за Логиновым и её дети рождённые в этом браке носили эту фамилию.
Позже, после пропажи мужа – Логинова Терентия Афанасьевича, в период революционных событий, Анна Иосифовна вышла замуж за Алемпиева Фёдора Мартыновича, от которого и родила мою бабушку.
Из справки, полученной в ЗАГСе, я узнала, что Анна Иосифовна родилась в 1880 году и прибыла в деревню Костюр, когда ей было 31—32 года, т.е. в 1910 году в результате переселения в период Столыпинской земельной реформы, о которой я рассказываю в первом томе книги "Преодолев глубокие снега".
В Похозяйственной книге деревни Костюр за 1940—1942 годы указана, как домохозяйка (неграмотная).
В некоторых записях местом работы указывается Нихворская МТС, там же работал и её второй (третий?) муж Фёдор Мартынович Алемпиев.
Поэтому запись о регистрации брака и рождении детей я стала искать в архивах Туринского уезда Тобольской губернии.
С поиском регистрации браков меня постигло разочарование, т.к. ни одной записи об этом не найдено.
Но зато обнаружились ранее неизвестные дети моей прабабушки, которые по всей видимости, умерли в малолетнем возрасте, и поэтому о них ничего было не известно.
Со слов бабушки я знаю, что у её мамы Анны Иосифовны была еще дочка, которая умерла маленькой от аллергии, когда съела ягоды клубники/земляники.
Из Метрической книги за 1918 год следует, что 5 мая 1913 года рождена, 9 мая крещена Пелагея в честь мученицы Пелагеи празднуемого Св. церковью 4 мая. Посёлка Нижне Татьинского крестьянинъ Терентий Афанасьевъ Логинов и законная его жена Анна Иосифова, оба православные. Крёстные посёлка Андрюшинского крестьяне Трофимъ Никитинъ Борисенко и посёлка Андрюшинского крестьянская жена Пелагея Андреева Буланкова.1
А чуть ранее, 20 мая 1914 года родилась Елена. Названа в честь преподобной Елены, празднуемой Святой церковью 21 мая. Посёлка Нижне Татинского крестьянская вдова Анна Онисимова (без фамилии). Отец Логинов Терентий Ефим, мать Логинова Анна Анисимова.2
5 мая 1913 года рождена, 9 мая крещена Пелагея в честь мученицы Пелагеи празднуемого Св. церковью 4 мая. Посёлка Нижне Татьинского крестьянинъ Терентий Афанасьевъ Логинов и законная его жена Анна Иосифова, оба православные
Крестить Пелагею пришли посёлка Андрюшинского крестьяне Трофимъ Никитинъ Борисенко и посёлка Андрюшинского крестьянская жена Пелагея Андреева Буланкова
20 мая 1914 года родилась Елена. Названа в честь преподобной Елены, празднуемой Святой церковью 21 мая. Посёлка Нижне Татинского крестьянская вдова Анна Онисимова (без фамилии). Отец Логинов Терентий Ефимов, мать Логинова Анна Анисимова
Метрическая книга Тобольской Духовной Консистории, причту Андрюшенской церкви, Туринского уезда о родившихся, браком сочетавшихся и умерших.