Познавательные сказки для детей 4-7 лет бесплатное чтение

Скачать книгу
Рис.0 Познавательные сказки для детей 4-7 лет

Библиотека современного детского сада

Рекомендовано к печати учебно-методическим советом Вятского государственного гуманитарного университета

Рецензенты:

Н.С. Александрова — д-р пед. наук, профессор ВСЭИ;

С.В. Савинова — канд. пед. наук, доцент ВятГГУ.

Рис.1 Познавательные сказки для детей 4-7 лет

© ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2011

© Вахрушева Л.Н., текст, 2011

От составителя

Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ДО и раскрывает содержание образовательной работы с дошкольниками в следующих образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими разнообразных представлений (математических, экологических, экономических и пр.), которые активно влияют на формирование мыслительных операций, столь необходимых для познания окружающего мира, решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в школе.

Интеллектуальное развитие ребенка – процесс достаточно сложный и трудный. Математические, экологические, экономические и другие представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных средств. Кроме того, интеллектуальное развитие будет более эффективно в случае правильно организованного взаимодействия с семьями детей. Известно, что обучение будет продуктивнее, если связать его с практической и игровой деятельностью, создать условия, при которых знания, полученные ранее, становятся необходимыми детям, а потому усваиваются легче и быстрее. Любые, даже самые сложные знания можно преподнести ребенку в игровой форме, где и побегать будет можно, и сказки послушать. Л.Г. Петерсон утверждает, что самостоятельные «открытия» детей, решение проблемных ситуаций помогают выявить существенные признаки предметов и явлений окружающего мира и создать условия для дальнейшего продвижения вперед.

Сказка в увлекательной форме вводит ребенка в окружающий мир, позволяя ему лучше понять и осознать его. Сказочная форма способствует введению необычных ситуаций в изучаемый материал, тем самым оживляя его. Именно такое соединение благоприятно для развития, поскольку через сказочные образы педагог может найти путь к эмоциональной сфере ребенка. Слушая увлекательную историю и переживая вместе с героями все их необыкновенные приключения, ребенок в то же время упражняется в решении целого рода сложных интеллектуальных задач, учится рассуждать, логически мыслить, обосновывать свои действия.

На возможность использования сказки в целях развития детей дошкольного возраста указывают такие известные деятели в области психологии и педагогики, как Н.Я. Большунова, В.В. Волина, Т.Н. Ерофеева, Л.А. Левинова и др. В исследованиях А.П. Листопад, Н.А. Рыжовой, Е.А. Усатовой рассматривается область применения экологических сказок, в которых точно выделены особенности животных, растений, природных явлений, ландшафтов. Для формирования элементарных экономических представлений у дошкольников можно использовать сказки Л.В. Кнышовой, О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, видоизменяя их, так как они рассчитаны главным образом на детей младшего школьного возраста. В целях формирования представлений о здоровом образе жизни могут найти применение валеологические сказки, разработанные Е.И. Гуменюк, НА. Слисенко. Познавательные сказки успешно используются и в развитии детской речи, о чем свидетельствуют исследования Т.В. Александровой, Е.Г. Карельской и др.

Студенты педагогического факультета ВятГГУ в процессе изучения курсов «Активные методы и средства умственного воспитания детей дошкольного возраста», «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста», «Теории и технологии дошкольного образования», перерабатывая русские народные сказки («Про Ивана и Бабу Ягу», «Как слуга Петр за зельем ходил») и литературные («Золушка», «Красная Шапочка»), создали новые образцы этого эпического жанра либо придумали собственные сказки («Почему у мышонка заболел живот», «Сказка о том, как разозлился дождь»), за что составитель выражает им огромную благодарность.

Сущность, структура сказки

Сказка учит верить в силу добра и справедливости. Несмотря на простоту образов и сюжетную незатейливость, сказки рассказывают о самом главном: они затрагивают вопрос о смысле жизни, о борьбе добра со злом, они несут в себе нравственное начало, поэтому воспитательное значение их огромно.

Что же такое сказка? Сохраняют силу два типа определения этого эпического жанра. О первом типе высказался известный ученый-фольклорист Ю.М. Соколов: «Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового уровня». Второй тип определения сказки нельзя упрекнуть в излишней широте. Исследователи стремились сузить определение и точнее охарактеризовать сказку. «Родоначальником» этих «суженных» определений можно считать русского лингвиста К.С. Аксакова. По его мнению, «…сказка является эпическим произведением, преимущественно прозаичным, волшебного, авантюрного или бытового характера, которое преподносится сказочником и воспринимается слушателями как вымысел». Русский фольклорист А.И. Никифоров дает следующее определение: «Сказка – это устный рассказ, бытующий в народе с целью развлечения, имеющий содержанием необычное в бытовом смысле событие и отличающийся необычным специальным композиционно-стилистическим построением». С точки зрения ученого Н.И. Никулина, сказка – это «популярный жанр устного народного творчества, она обогащает чувства и мысли ребенка, будит его воображение».

Сказки отличаются сложностью построения, но читатель в большинстве случаев не замечает этого. Часто сказка (особенно волшебная) начинается с присказки. Назначение ее – подготовить слушателей, настроить их на соответствующий лад, дать понять, что дальше будет разворачиваться сказочный сюжет. Например: «Было это на море-окияне, на острове Кадане стоит дерево – золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет – песнь поет, а вниз идет – сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть. Это присказка, не сказка, сказка будет впереди».

Традиционный элемент сказки – зачин, он, как и присказка, прокладывает грань между обыденной речью и сказочной. В зачине определяются герои сказки, время и место действия. Часто он начинается со слов «жили-были», в волшебных сказках зачин более развернут: «в некотором царстве, в некотором государстве».

Сказки имеют и традиционные концовки, подводящие итог сказочному действию. Например: «Стали они жить-поживать и добра наживать».

Для сказки характерны повторы. В каждом из них имеются детали, которые приближают действие к развязке. Повтор часто бывает троекратным: три раза стреляли молодцы из лука в сказке о «Царевне-лягушке», три загадки загадывал царь в сказке «Странный сон».

Богат язык сказок. Животные обладают своими именами (Лиса Патрикеевна), прозвищами (Волк – хватыш) и т. д. Много в сказках эпитетов, гипербол, постоянных формул (перины пуховые, гусли-самогуды).

Все эти приметы композиции, стиля характеризуют сказку, и все поэтические средства используются целесообразно. Итальянский писатель Альберто Морвиа указывал: «…чтобы сказка была действительно сказкой, а не просто вымыслом, нужны два элемента, казалось бы, начисто исключающие друг друга: необычность сюжета и наличие морали. Сказке нужна определенная экстравагантность, даже абсурдность – и в тоже время она должна подчиняться законам художественной логики».

Классификация сказок

В соответствии с «законом художественной логики» сказки, подчиняясь общим правилам установки на вымысел, имея общие черты, различаются на подвиды или жанры. В науке нет общепринятой классификации сказок, основанной на одних и тех же принципах. Это объясняется тем, что они чрезвычайно разнообразны и по героям, и по сюжетам.

Многие русские фольклористы, такие как В.П. Аникин, Н.М. Ведерникова и В.Я. Пропп, придерживаются классификации, разработанной А.Н. Афанасьевым, который в отдельные разделы выделяет сказки о животных, фантастические, волшебные и бытовые.

Один из древнейших жанров фольклора – сказки о животных. В таких сказках действуют и животные, и птицы, и рыбы. В них нет чудес, нет волшебства, хотя есть действия персонажей, не соответствующие действиям их прототипов в жизни. В самих сказках сохраняются черты тотемизма, который основывается на вере в родственные связи человека и животных. Первобытный человек одухотворял все окружающее, наделял своими способностями и свойствами, «очеловечивал» зверей и птиц, и они в сказках разговаривают друг с другом, понимают человеческую речь.

Сказки о животных бытуют и в наше время. Дети очень любят не только слушать такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок» и пр., но и рассказывать их.

Своеобразным видом «устной приключенческой литературы народа» являются волшебные сказки. Так, В.Я. Пропп полагает, что в обиходе под волшебной сказкой понимают устный рассказ, в котором положительному герою помогают сверхъестественные силы, волшебные предметы, помощники, в роли которых часто выступают животные и птицы. Исследователь выдвигает такую схему волшебной сказки: действие начинается с того, что герою причиняется какой-либо ущерб, у него или его родителей что-то похищают, или героя изгоняют из родных мест. Он отправляется в дальний путь, в пути он встречает того, кто дарит ему волшебное средство или помощника. Благодаря этому подарку герой побеждает в поединке с противником. Однако ему приходится пройти еще через множество испытаний. Их герой выдерживает с честью, и сказку венчает счастливый конец. Дети любят слушать подобные сказки: «Сивка-бурка», «Золушка», «Финист – ясный сокол» и т. п.

Следующий вид сказок – социально-бытовые. В бытовой сказке, как указывает Н.И. Никулин, герой действует в знакомой ему обстановке: будь то родная деревня, соседний город или град-столица. В социально-бытовой сказке отсутствуют чудеса и волшебные предметы, герою не приходят на выручку сверхъестественные силы. Ему приходится надеяться на самого себя, свою ловкость, ум, изворотливость, жизненную хватку или просто на «его величество случай».

Сказки всегда привлекали внимание педагогов и психологов из-за нравственного влияния, которое они оказывают на детей.

Понятие и особенности познавательных сказок

В дошкольном возрасте увеличивается потребность ребенка в знаниях, в построении связной картины мира. Существуют два типа связности: научный и мифологический.

Так, педагог-методист Е.В. Сербина отмечает, что связь, данная наукой, ограничена. Научные знания часто недоступны детям без специальной подготовки. Врачи предупреждают, что ранняя перегрузка ребенка теоретическими схемами, построениями, которые являются сутью науки, очень вредна для его психического здоровья. Таким образом, значительное место должно уделяться мифологическим связям. Специфика и самобытность детской картины мира обусловлены спецификой форм, а также средств детского мышления, которое решает проблему неопределенности взаимоотношений ребенка с предметным миром, усугубляется в силу недостаточности знаний, жизненного опыта, неразвитости логического мышления дошкольников. Решение проблемы непосредственности осуществляется дошкольником в формах мифологического мышления, средством которого является именно сказка. Она позволяет детям в особой метаморфической форме обозначить для себя теоретические вопросы об устройстве мира (о добре и зле, жадности и щедрости, глупости и уме и т. д.) и решить проблему неопределенности, т. е. научиться прогнозировать события, строить собственное поведение на основе создания целостной мифологической картины мира.

Для детской картины мира характерны субъективные отношения с предметным миром и живой природой (одушевление), что позволяет ребенку сделать мир доступным для собственного понимания. Именно поэтому доктор психологических наук Н.Я. Большунова, опираясь на работы известных ученых-психологов Л.А. Венгера (о наглядном моделировании), Н.Н. Поддьякова (о детском экспериментировании), предлагает обучение дошкольников осуществлять в форме сюжетно-ролевой игры средствами сказки, детского экспериментирования, в стратегии диалога между детьми и воспитателем и детьми между собой.

В.В. Гербова, Т.Н. Доронова и др. предлагают для обучения детей четырех-пяти лет использовать сказки с познавательным содержанием. Они выделяют принципы составления познавательной сказки: во-первых, содержательной основой сказок является познавательная, а не развлекательная информация; во-вторых, в сказках действуют вымышленные персонажи или реальные вещи, предметы, объекты, которые наделяются несвойственными им либо человеческими способностями (цветы разговаривают, цифры спорят); в-третьих, главное для воспитателя – вызвать у детей интерес, положительное отношение к героям сказки.

Главная особенность познавательной сказки для дошкольников заключается в том, что все проблемы, события, приключения героев связаны с познанием реальных предметов и явлений окружающего мира.

В познавательной сказке персонажи могут встречаться с чем-то или кем-то им неизвестным, незнакомым и в процессе знакомства открывать для себя много нового и интересного (в сказке «Почему Льдинка исчезла?» герои встречаются с мудрой Совой, которая им объясняет, куда весной исчезла Льдинка). Герои могут попадать в трудные ситуации и, преодолевая их, получать новые знания (в сказке «Золушка» фея знакомит главную героиню с одинм из способов измерения сыпучих веществ). Персонажи также могут встречаться с интересными собеседниками, которые в своих рассказах сообщают им новые сведения. Так, Т.Н. Доронова выделяет познавательные сказки, где сказочные герои – вымышленные персонажи (Золушка, гномы) и реальные образы (геометрические фигуры, мальчики, девочки), а Н.Я. Большунова предлагает использовать модифицированные русские народные сказки («Колобок», «Теремок») и литературные («Золушка», «Муха-Цокотуха») либо для реализации целей конкретного занятия создавать авторские сказки. Н.Я. Большунова определяет некоторые особенности содержания познавательной сказки. Прежде всего содержание выступает в качестве особого рода противоречивых ситуаций, требующих действенного обследования, выдвижения и проверки гипотезы. Условием решения такого рода задач является организованное с помощью сказки детское экспериментирование. Содержание может выступать и как правило действия героев. Наконец, познавательное содержание включается в сказку в форме особого рода задач-загадок, выполнение которых становится мерой значимости героя и его помощников – детей.

В связи с тем, что мы не смогли найти в исследованиях определения понятия «познавательная сказка», мы посчитали целесообразным сформулировать определение данного понятия. С нашей точки зрения, познавательная сказка – это увлекательная история с веселыми и умными героями, позволяющая формировать знания, представления и познавательный интерес к изучаемому предмету или явлению, содержание которой выступает в качестве особого рода занимательных проблемных ситуаций, заданий, требующих размышления, действенного обследования, выдвижения и проверки гипотезы.

Таким образом, включаясь в деятельность, содержание познавательной сказки осваивается не только со стороны технологии (знания, умения, навыки), но и становится моментом общественной формы деятельности и социокультурной позиции ребенка.

Сказки социального содержания

Одно из сложнейших направлений дошкольного образования, на наш взгляд, – социально-личностное развитие, поэтому мы посчитали целесообразным предложить дошкольникам эту тему в виде сказок. Содержание социализации как педагогического явления можно представить в виде структуры, включающей в себя ряд взаимосвязанных компонентов: коммуникативный, познавательный, поведенческий, ценностный. Дети дошкольного возраста способны усвоить представления об окружающей действительности, систему социальных представлений, обобщенных образов. Овладение социальным содержанием регламентирует активность ребенка в определенной сфере взаимоотношений как со взрослыми, так и детьми, благодаря чему происходит включение в определенную детско-взрослую общность в качестве полноправного ее члена на основе присвоения социальных ролей и способов социально приемлемого поведения.

Скачать книгу