Сказки о предметах и их свойствах. Ознакомление с окружающим миром детей 5–7 лет бесплатное чтение

Скачать книгу
Рис.0 Сказки о предметах и их свойствах. Ознакомление с окружающим миром детей 5–7 лет

На книги этой серии (в комплекте с журналом «Воспитатель ДОУ») можно подписаться на почте по каталогам:

«Роспечать» – 80899,

«Пресса России» – 39755,

«Почта России» – 10395.

Библиотека Воспитателя выходит ежемесячно

Рис.1 Сказки о предметах и их свойствах. Ознакомление с окружающим миром детей 5–7 лет

© ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2014

© Алябьева Е.А., текст, 2014

От автора

Знакомиться с окружающим миром для ребенка – естественная познавательная потребность. Не потеряться в огромном и таком непонятном ему мире помогают особенности детского мышления. Анимизм, магическая причинность, финализм и реализм дают возможность ребенку по-своему объяснить то, чего пока он не может до конца понять, одновременно воспринимать мир волшебный и реальный, не путая эти понятия, «оживлять» неодушевленные предметы, верить сказкам и мультфильмам.

Познавательные сказки привлекают внимание детей не меньше, чем волшебные. Они формируют познавательный интерес – основу всей познавательной деятельности. В них говорится, казалось бы, о простых, но интересных для ребенка вещах. Сказку можно слушать много раз, запоминая и уточняя ее содержание. Ее можно разыгрывать с куклами, драматизировать, рисовать. Трансформация сказки – один из интереснейших творческих видов деятельности для дошкольника. Нет ограничений, правил. Он свободен в своем творчестве, и его принимают окружающие, что для ребенка чрезвычайно важно. Иллюстрирование сказок – еще один ценный компонент творчества старшего дошкольника, связанного с развитием воображения, памяти, изобразительных умений.

Чтение или рассказывание познавательных сказок прекрасно сочетается со специально организованными занятиями, на которых детям дается познавательный материал, организуется практическая деятельность. Сказка может вызвать интерес к изучаемому объекту и закрепить или уточнить уже имеющиеся знания. Например, когда детям прочитали сказку о старухе Ржавчине, они еще долго после этого замечали ржавчину на металлических предметах, отмечали степень разрушения металла, объясняли причину, рассказывали, что нужно сделать, чтобы прогнать злую старуху. Знакомясь со свойствами металлических предметов, дети с явным любопытством и интересом рассматривали их, выделяли свойства, сравнивали с другими предметами, выполняли практические действия.

В книге вы найдете сказки о свойствах бумаги, стекла, фарфора, хлопка, шерсти, шелка, кожи, металла; об элементах книги и истории книг и письменности; о видах жилищ; назначении колеса; об истории одежды для взрослых и детей; колокольного дела в России; изготовления и применения мебели; народных промыслах.

Предложенные в данном пособии авторские сказки снабжены вопросами и заданиями, которые помогут педагогам и родителям не только развивать детей интеллектуально, но и решать нравственные проблемы, формировать речь, память, воображение, творческий потенциал.

В основу содержания сказок положены задачи образовательных программ ДОО последнего поколения.

Целесообразно иллюстрировать чтение сказок показом соответствующих предметов, картинок, дидактического материала, ярко представленных в детских энциклопедиях, книгах о музеях, тематических журналах, Интернете. Это улучшает понимание и запоминание материала.

Даже небольшая практическая деятельность после чтения улучшает осознание воспринятого. Детям можно предложить придумать продолжение сказки, изменить ее конец, ввести новых героев, разыграть отдельные сценки или драматизировать целое произведение. Такая практическая деятельность, как рисование, роспись, иллюстрирование, лепка, устройство солнечных часов на участке, написание письма заболевшему товарищу, шитье кукольной одежды, ткачество очень нравится детям, помогает им почувствовать себя сопричастными к происходящему в сказке.

Одну и ту же сказку необходимо читать детям несколько раз. Это удовлетворяет их потребность в детальном запоминании содержания, активизирует работу воображения, общение со взрослым. К тому же с каждым разом ребенок выделяет и запоминает все более мелкие детали, глубже осмысливает информацию. Есть смысл и в неоднократном чтении отдельных эпизодов сказки. Особенно тех, где детально описывается предмет. Перед иллюстрированием сказки необходимо освежить в памяти детей содержание страницы, уточнить детали, выделить мизансцены.

Предложенные в конце книги авторские загадки помогут педагогам проверить знания детей, уточнить их при необходимости.

Автор выражает надежду на то, что содержащиеся в пособии материалы помогут педагогам и родителям пробудить в детях деятельный интерес к окружающему рукотворному миру.

Необычное в обычном: познавательные сказки

Истории о предметах

Приключения бумажной куклы

Свойства бумаги

У одной маленькой девочки, которую звали Наташа, было много игрушек. Особое место среди них занимали куклы. Кукол было много, так как дарили их девочке на каждый день рождения и праздники. Среди них выделялась кукла, очень похожая на настоящего малыша. Наташа ее купала, кормила, выводила гулять, пела ей колыбельные песенки, учила всему, как мама. Была среди кукол и кукла-принцесса. Она стояла на полке в своем кружевном розовом платье, с серебристой короной на длинных белых шелковистых волосах и смотрела на всех большими голубыми глазами. Ее маленький пухлый ротик как бы говорил:

– Я самая красивая! Любуйтесь на меня! Но руками лучше не трогайте!

Кукла-принцесса вызывала у Наташи и восхищение и некоторое смущение. Ведь она сама не была такой красивой. Поэтому играла девочка с куклой редко, – больше рассматривала ее наряды.

Многочисленные куклы Барби жили в специальном домике, оборудованном кукольной мебелью и всем необходимым. У них были даже машины, на которых они выезжали на прогулки и в гости. У кукол в гардеробе висело много разной одежды, которую Наташа то надевала на них, то снимала. Эти куклы походили на взрослых теть, поэтому и жизнь они вели взрослую.

На отдельной полке разместился бумажный домик, в котором жили куклы из тонкого картона. Они имели бумажные мебель и одежду и совсем не занимали места, потому что были плоскими: вся их одежда помещалась в коробке из-под конфет. Это было очень удобно. Можно было менять куклам наряд, сколько хочешь, но при этом сидеть за маленьким столиком и разыгрывать разные сценки.

Однако вынимала бумажных кукол Наташа редко, потому что ей и так хватало игрушек, да и не очень интересно было с ними играть. Бумажные куклы не могли говорить, у них не двигались части тела, из-за неустойчивости они все время падали.

Решили бумажные куклы наказать девочку, сбежать от нее к другой маленькой хозяйке.

Однажды ночью, когда Наташа спала, бумажные куклы вылезли из неплотно закрытой коробки, которую девочка оставила на полу, и на цыпочках прокрались к двери. Дверь была закрыта, но куклы заметили узкую щель внизу, через которую пробивалась полоска света из гостиной, где смотрела телепередачи Наташина мама. Стали куклы пытаться протиснуться в щель. Среди них были тонкие и толстые, вырезанные из журналов и склеенные из нескольких слоев бумаги, гладкие и шершавые на ощупь. Тонкие и гладкие легко протиснулись в щель и стали помогать остальным. Но не все было так просто. Одна из кукол резко потянула другую за руку и почти оторвала ее. Ведь бумага легко рвется. Другая, протаскивая подругу, смяла ее так, что та больше стала походить на бесформенный комок, а не на красавицу-куклу. Ведь бумага легко мнется, особенно тонкая. Третья, проползая под дверью, задела краем платья за щепку, которая отслоилась от двери, и склеенные листы разошлись, сделав платье неряшливым и драным. Ведь бумага – материал непрочный. Наконец-то все оказались по ту сторону двери детской и решили, что вот теперь-то они на свободе и можно бежать.

Но на этом злоключения не закончились. Куклам нужно было пройти незаметно через зал. А как мы уже знаем, там не спала Наташина мама. Она сидела в кресле около журнального столика с керамическим подсвечником в виде рождественского ангела. На подсвечнике горела красивая декоративная свеча. Потрескивал огонь, воск стекал причудливыми заплывами вниз по свече, пахло медом, который добавили в воск. Мама дремала, прикрыв глаза, прислушиваясь к звукам музыкальной программы по телевидению. Куклы встали друг за другом и пошли по гостиной, стараясь не шуршать. Первая из них все время смотрела на Наташину маму, чтобы в случае чего предупредить остальных. Она совсем не смотрела под ноги и, конечно, споткнулась. Все остальные по инерции наткнулись друг на друга, зашуршали, поднимаясь и отряхиваясь. Мама услышала какой-то шум, спросонья махнула рукой и опрокинула подсвечник с горящей свечой на пол. Пламя свечи задело платье первой куклы, которое сразу загорелось. Ведь бумага хорошо горит.

– Караул! Горю! Горю! – закричала кукла.

Все остальные стали махать своими платьицами, чтобы потушить пламя, но только еще больше его разжигали движением воздуха. Хорошо, мама быстро среагировала. Она взяла стоявший рядом кувшин с водой и вылила ее на пламя свечи и бумажных кукол. Пламя потухло, но все куклы промокли. Ведь бумага в воде намокает.

– Какой ужас! – воскликнула мама. – Я же могла сгореть! Да еще дочка кукол своих бумажных разбросала! Вот уж задам я ей утром!

Она собрала всех мокрых кукол и бросила в мусорное ведро. Заплакали куклы. Они и так были мокрыми, да еще слезы их подмочили. Вот беда! Как им теперь быть? Что делать? От горя и бессилия куклы совсем ослабели и заснули в мусорном ведре.

Утром Наташа проснулась и пошла в кукольный уголок, чтобы поздороваться со своими игрушками. Она пожелала доброго утра зайцу, мишке, слонику, собачке, всем куклам, но вдруг увидела, что в коробке нет ее бумажных подруг. Девочка очень удивилась. Она точно помнила, что вечером все они были на месте. Наташа спросила у мамы, не видела ли она ее бумажных кукол. Но мама в ответ только поругала дочку за то, что она не кладет свои игрушки на место, и указала на ведро, где лежали мокрые куклы. Наташа очень огорчилась! Она вынула кукол из ведра и разложила на столе, чтобы те высохли.

– Бедненькие мои, бедненькие! – причитала девочка. – Что же с вами случилось?! Как мне вас жалко. Но ничего, я вас починю, и вы снова станете красивыми. Потерпите немножко.

Наташа расстелила газеты, которые хорошо впитывают влагу, и положила на них влажных кукол. Когда они высохли, она осторожно, через кальку прогладила их теплым утюгом, чтобы расправить складки и вмятины. Потом рваные кусочки приклеила на прозрачную тонкую кальку и вырезала. Затем взяла плотный картон и наклеила на него кукол. Не забыла прижать их тяжелой книжкой, чтобы они не сморщились от клея. После того как клей высох, Наташа вырезала кукол, и они стали прочными. Теперь их нельзя было быстро разорвать, а только разрезать острыми ножницами. Но тут выяснилось, что задняя часть кукол оказалась однотонной, без одежды. Тогда девочка взяла карандаши и краски, нарисовала одежду и даже сделала ее объемной с помощью разноцветной гофрированной бумаги, поэтому и юбочки получились разноцветными, стоячими. Теперь можно было кукол ставить, и они не падали.

– Ну вот, – сказала куклам Наташа, – теперь можно и на бал отправляться. Посмотрите на себя в зеркало, какие вы красивые! Только вы уж больше не шалите, а то мама вас в следующий раз просто выкинет.

Бумажным куклам стало стыдно за то, что они так напугали свою хозяйку. Они увидели, как она их любит, как заботится о них. Больше никогда куклы не убегали от нее. А Наташа стала чаще играть с бумажными куклами, чтобы те не скучали. Она рисовала и вырезала для них новую одежду, мастерила новую мебель, строила для них новые домики. Хорошо то, что хорошо кончается.

Вопросы и задания

♦ О чем эта сказка?

♦ Почему бумажные куклы обиделись на свою хозяйку?

♦ Что случилось с бумажными куклами, когда они пытались убежать?

♦ Как Наташа привела кукол в порядок?

♦ О чем бы рассказали куклы, если бы могли говорить?

♦ Какие куклы есть у вас дома? Какая из них самая любимая? Почему?

♦ Чем отличаются бумажные предметы от других?

♦ Какие свойства бумаги вы знаете?

♦ Какие виды бумаги вы знаете?

♦ Из чего делают бумагу?

♦ Как ее используют?

♦ Что можно сделать с бумагой? (Смять, разгладить, покрасить, наклеить, разрезать, склеить, сложить, разорвать, пошуршать; переснять через нее рисунок, если она прозрачная или это копировальная бумага; сделать из нее какой-то предмет, если это картон или плотная бумага; сделать стены дома или стенки мебели, если это рисовая бумага; написать, начертить, нарисовать, напечатать; обернуть конфетку, подарок; вытереть рот и руки после еды салфеткой и т. п.)

♦ Почему к бумаге надо относиться бережно?

♦ Придумайте продолжение сказки.

♦ Разыграйте небольшие сценки. О чем могли говорить куклы, когда пролезали под дверью, горели, намокали под водой, лежали в мусорном ведре?

Разговор посуды

Свойства посуды

Жила-была одна хозяйка. Она не очень любила убираться, мыть посуду, поэтому вместе с ней в доме сытно жили тараканы и мыши. Как только наступала ночь и хозяйка засыпала, на кухне все оживало. Грязная посуда кричала, возмущалась, морщась от тараканов и мышей, которые по ней бегали и доедали остатки пищи.

– Сколько можно это терпеть?! Давайте убежим от хозяйки как в сказке о Федоре. Дальше так продолжаться не может! Надо наказать нашу нерадивую хозяйку-грязнулю!

Но бежать посуде было некуда, поэтому она придумала другой способ наказания. Решила посуда перепутаться. Ведь каждая вещь на кухне имеет свое назначение. Например, в пластиковой посуде нельзя варить суп на плите, а жарить лучше на сковороде, а не в кастрюле.

Ночью, пока хозяйка спала, вся посуда сама помылась под струей горячей воды и разместилась на кухне совсем не так, как раньше. Встала хозяйка утром, привычным движением сняла с крючка медный ковшик (турку) для варки кофе и поставила на огонь. Но вместо медного ковшика на крючке оказался бокал из тонкого стекла для холодных напитков. От жаркого огня бокал треснул, кофе разлился и загасил огонь.

– Ой-ой-ой! – завопила хозяйка. – Что это такое?! Что за безобразие?! Кто повесил сюда бокал? Это была последняя ложка кофе. Что я теперь буду пить на завтрак? Придется идти в магазин.

– Ну ничего, – успокоила себя женщина, – я сделаю себе бутерброд и перекушу.

Она полезла в стол за ножом, но на месте металлического ножа увидела маленький, тупой, пластмассовый ножик.

– Да что же это такое? Что за день? Куда подевались ножи? – огорчилась хозяйка и взялась нарезать хлеб и колбасу тупым ножом.

Долго же она их пилила. В конце концов отломала кусок хлеба, разбросав по всему столу и полу крошки, а колбасу так и не смогла отрезать, просто отгрызла кусочек зубами. Очень разозлилась хозяйка и пошла голодная в магазин.

Придя из магазина, решила хозяйка сварить обед. Полезла на полку, где обычно стояли металлические кастрюли, а там деревянные миски (посуда для еды в виде широкой чашки).

– Как они сюда попали? – закричала хозяйка. – В деревянной миске суп не сваришь. Где же мои кастрюли? Может, их кто-то утащил?

Заглянула хозяйка даже под стол, но кастрюль не нашла. Так они хорошо спрятались на верхней антресоли (полка под потолком для хранения вещей).

– Что ж, – печально вздохнула женщина, – придется приготовить только второе блюдо. Хоть им наемся.

Она полезла за сковородой. В доме их было несколько: чугунная, алюминиевая и тефлоновая. Хозяйка их использовала для разных целей: на чугунной сковороде жарила картошку, на алюминиевой – по утрам яичницу, а тефлоновую использовала для выпечки блинов и оладушек, жарки и тушения котлет, рыбы и других продуктов. Хранились они в выдвижном ящике кухонного гарнитура. Выдвинула женщина ящик, а там вместо сковородок глиняные горшочки стоят.

– Где же сковородки? – удивленно спросила хозяйка. – На чем же я буду жарить картошку? Можно, конечно, приготовить и в гор-точках, но только в духовке. А это так долго! Что же делать? Я очень хочу есть!

– Тогда я себе сделаю салат из овощей, – чуть успокоившись, решила женщина.

Открыла она шкаф, где хранились салатники, а вместо них нашла бумажные мелкие одноразовые тарелки. Ни ножей, ни вилок тоже не оказалось на месте.

– Кто-то решил сегодня свести меня с ума! – закричала хозяйка и горько заплакала.

Посуде стало жалко хозяйку, но уговор дороже денег. Так ничего женщина и не смогла приготовить в этот день. Спать она легла голодная и расстроенная, со слезами на глазах.

Утром решила хозяйка сделать генеральную уборку на кухне, все отыскать, помыть и расставить по местам. Она выдвинула все ящики, открыла все дверцы. И каково же было ее удивление, когда вся посуда оказалась на местах. Можно было подумать, что кто-то пробрался в ее квартиру и все переставил. А это просто посуда пожалела свою хозяйку и решила вернуться на место. Хозяйка перемыла и перечистила всю металлическую, пластмассовую, деревянную и стеклянную посуду. Она выдраила все полки, холодильник и микроволновую печь с газовой плитой. Расставила всю посуду по местам. Устало присела и залюбовалась. Все кругом сверкало чистотой! Даже самой было приятно находиться среди такой чистоты и красоты. Женщина вспомнила, что ничего не ела весь предыдущий день и еще не завтракала. Она протянула руку к турке, и та оказалась на месте. Хозяйка сварила вкусный, душистый кофе, налила его в чистую кофейную чашку, сделала себе бутерброд с помощью острого металлического ножа и с удовольствием поела. Ей так понравилась ее чистая кухня, что больше никогда она не оставляла в раковине грязной посуды, а все тараканы и мыши ушли из кухни, потому что им нечем стало питаться.

Вот так посуда приучила свою хозяйку к порядку.

Вопросы и задания

♦ О чем эта сказка?

♦ Почему посуда решила проучить свою хозяйку?

♦ Как она это сделала?

♦ Как изменилась хозяйка?

♦ Из каких материалов может быть сделана посуда?

♦ Для чего предназначена стеклянная посуда? Глиняная? Деревянная? Пластмассовая? Металлическая? Фарфоровая? Бумажная?

♦ Чем отличаются эти виды посуды? Каковы их достоинства и недостатки?

♦ Что можно готовить в посуде из жаропрочного стекла?

♦ Можно ли готовить или разогревать пищу в пластиковой посуде (предназначенной для микроволновой печи)?

♦ Что такое одноразовая посуда? Как ее используют?

♦ Выберите заготовки посуды и распишите ее, используя элементы народных промыслов (гжель, хохлому, дымковскую, городецкую роспись).

♦ Из предложенных предметов посуды образуйте группы по их назначению, объясните свои действия.

Стеклянное царство

Свойства стекла

В одном царстве-государстве под названием Стеклянное жили-были стеклянные человечки. Все в их царстве было прозрачным: люди, дома, витрины, машины, деревья, птицы, животные, посуда, мебель, одежда и прочие разные предметы. Было несколько странновато, поскольку через прозрачное стекло можно все увидеть, даже, например, то, что внутри человека, животного, растения или машины. Но жители царства давно привыкли к тому, что все в их жизни прозрачно. Одно лишь печалило их – уж очень все окружающее было хрупким, легко разбивалось. Потери оплакивали, но сделать ничего не могли.

Однажды в царстве появился простой человек, не стеклянный. Он бродил по миру в поисках чего-нибудь удивительного. Стеклянное царство его очень удивило. Оно понравилось не только потому, что население и окружающие предметы были красивыми, но и потому, что жители были чисты душой, так как ничего не могли спрятать от окружающих в прозрачном мире. Одно лишь удивляло мастера – все стекло было только белым и тонким, как будто ты попал в ледяное царство Снежной Королевы.

Захотелось мастеру помочь жителям царства. Ведь он родом был из маленького городка Никольска, где жили стеклодувы. С удивлением человечки наблюдали, как мастер строил из привезенных откуда-то настоящих кирпичей огромную печь.

– Ах! – тревожились они. – Может мастер хочет всех нас расплавить в этой печи?!

Некоторые даже убегали в стеклянные леса, чтобы их не нашли. Но мастер во время работы всегда улыбался. Это успокоило стеклянных жителей. Они начали с любопытством наблюдать за происходящим.

Когда печь была готова, мастер собрал все разбитое стекло и привез его к мастерской. Растопил печь до высокой температуры и начал плавить стекло. Оно, к удивлению стеклянных человечков, стало жидким. Мастер подцепил жидкое стекло специальной длинной трубкой и начал дуть в нее с другой стороны. Сначала жидкое стекло превратилось в шар. А потом мастер стал мотать трубку с шаром из стороны в сторону, остужая стекло и превращая шар в разные стеклянные изделия необычайной красоты. На них он наносил красивые узоры, придавал им необычные формы, вытягивал отдельные детали, отрезал лишнее. Но это еще не все. Стеклянные изделия, которые делал мастер, были прочными, из необычайно блестящего и прозрачного, хрустального, как лед, стекла. Когда мастер прикасался к готовому изделию палочкой, оно издавало звук, будто пело. Потом жители царства устраивали настоящие хоры из поющих хрустальных изделий.

Но, восстановив утраченное жителями Стеклянного царства, мастер начал делать что-то необычайное. Он стал сам выплавлять стекло из песка, соды и золы. В расплавленную массу он добавлял разные металлы. Стекло от этого становилось цветным: желтым, коричневым, зеленым, красным. Из такого стекла можно было делать даже букеты цветов. Как преобразилось все вокруг! Заиграло, заискрилось разными цветами радуги. И снежное королевство сразу превратилось в радужное. Весело и радостно стало жить в таком царстве. Теперь стеклянные человечки носили стеклянные очки с цветными стеклышками по настроению, ели из цветной стеклянной посуды в зависимости от времени года (например, зимой – из посуды оранжевого и желтого цвета, чтобы она напоминала лето). Цветные автомобили мчались по дорогам, вдоль которых росли прекрасные стеклянные цветы. Даже люстры в домах тоже стали цветными. Когда вечером зажигали свет, такие люстры светились необычно, празднично. В стеклянных витринах можно было увидеть цветную одежду, обувь, посуду и другие вещи. Мастер даже сам залюбовался результатом своей работы.

Но работа не закончилась. Задумал мастер сделать жителей Стеклянной страны вечными. Он был великим мастером своего дела, мастером – золотые руки. Стал он вплавлять в жидкое стекло тончайшие металлические нити, которые и глазом заметить нельзя. Остывшее стекло получалось таким прочным, что разбить его было невозможно. Его даже кидали на пол, оно и тогда не разбивалось.

Задумались стеклянные человечки. А хотят ли они жить вечно? Готовы ли они к этому? Собрались жители на сход, чтобы дать мастеру окончательный ответ. Не все дали согласие стать вечными из сверхпрочного стекла. Они боялись остаться молодыми в постаревшем окружении. По их мнению, это было бы очень печально.

Тогда мастер дал новую жизнь только тем, кто захотел. И все жители остались довольны. Он даже подарил царству печи из жаропрочного стекла, которое не боится высоких температур. Теперь человечки могли погреться в холодные зимние вечера. О таком они даже и не мечтали! А еще в жаропрочной посуде они могли приготовить всякую еду. Она не плавилась и не смешивалась. В стеклянных чайниках и кофейниках из жаропрочного стекла можно было кипятить чай и кофе.

Стеклянные человечки не знали, как отблагодарить мастера. Они сделали его почетным жителем своей страны. Подарили ему старинные изделия из стекла, хранившиеся у них с древних времен, – с восьмого века.

Попрощался мастер со всеми и пошел искать интересное дальше. А стеклянные человечки еще долго помнили его за то, что он подарил им радужную жизнь.

Только закрылась дверь за стеклодувом, в ворота царства постучал художник. История продолжилась…

Вопросы и задания

♦ Расскажите о жителях Стеклянного царства до прихода туда мастера-стеклодува?

♦ Как изменил их жизнь мастер?

♦ Для чего он построил печь?

♦ Для чего добавил в жидкое стекло разный металл?

♦ С какой целью сделал сверхпрочное и жаропрочное стекло?

♦ Назовите стеклянные предметы, которые вы знаете. (Вазы, графины, стаканы, фужеры, сервизы, светильники, плафоны, оконные стекла, двери, крыши, стены домов, лампы, термометры, очки, витрины, банки, фигурки, утятницы, приборы, рамки для фото, стекло для автомобилей, самолета; стекла в телескопе, бинокле, аквариум, пипетки, колбы и т. п.)

♦ Назовите свойства стекла. (Прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, бьется, звенящее, толстое, тонкое, ребристое, хрустальное, водонепроницаемое; цветное, витражное, сверхпрочное, жаропрочное, не пропускает холод, исправляет зрение, увеличивает размер объекта в микроскопах, меняет температуру в зависимости от температуры окружающей среды.)

♦ Из чего делают стекло? (Из песка, соды и золы или кварца.)

♦ Чем отличается хрусталь от обычного стекла?

♦ Как можно получить цветное стекло?

♦ Как можно простой стеклянный стакан сделать цветным? (Налить в него жидкость разных цветов.)

♦ Что такое витражное стекло? (Картинка из кусочков цветного стекла.)

♦ Как вы думаете, для чего пришел в стеклянное царство художник? Придумайте темы витражей для него. Нарисуйте эскизы, не забывая, что витраж составляется из отдельных цветных кусочков стекла.

♦ Нарисуйте Стеклянное царство сначала бесцветным, а потом цветным. Не забудьте о том, что и цветное стекло остается прозрачным. Как это сделать с помощью карандашей или красок?

♦ Придумайте продолжение сказки.

Фарфоровая сказка

Свойства фарфора

В одном китайском селенье жил гончарный мастер. Много лет делал он из глины горшки, кувшины и миски. Дело это было не очень прибыльное, но на еду хватало. Глину мастер добывал рядом со своим участком, в овраге. Он пропускал ее через инструмент, похожий на мясорубку, чтобы сделать мягкой, пластичной, убрать камешки и другие ненужные примеси. Глина становилась похожей на крутое тесто для выпечки пирожков. Затем мастер садился за гончарный круг и начинал его крутить ногами. Руками же из куска сырой глины делал изделия на продажу. Круг ритмично крутился, поскрипывая, а мастер подпевал ему. Так было веселее. Подсохшие горшки мастер отправлял в печь на сушку. Они становились бежевыми и терракотовыми по цвету, так как делали их из желтой и красной глины. Иногда мастер по-сырому рисовал на изделиях палочкой различные узоры и фигурки, тогда посуда становилась более привлекательной для покупателей. Одно огорчало мастера – посуда была очень тяжелой, легко разбивалась и трескалась.

Однажды у реки увидел мастер прекрасную белокожую девушку, влюбился в нее и захотел жениться на ней. Но узнал, что за нее посватался богатый человек. Девушке тоже приглянулся мастер, она не хотела идти замуж за богатого, но нелюбимого. Тогда попросила девушка мастера слепить из глины ее статую. Ничего мастер не понял, но набрал обычной глины и начал лепить. Однако как ни старался мастер, скульптура разваливалась, трескалась. Она не могла передать белизны и красоты кожи любимой.

Пошел расстроенный мастер к реке, сел на бережок да закручинился. Не видать ему белокожей невесты. Но тут его взгляд упал на откос, в котором было углубление. Что-то белое было в этом углублении. Посмотрел мастер – а это белая глина. Обрадовался он: это как раз то, что ему было надо. Сделал мастер из белой глины тесто и стал лепить скульптуру. Все было хорошо, пока не поставил мастер скульптуру в печь. Потрескалась она вся, красота сразу исчезла. Мастер от бессилия даже заплакал: ведь надежда на успех рухнула.

Всю ночь думал мастер, как исправить положение дел. Думал-думал и придумал. Добавил он в белую глину белый мелкозернистый песок и толченый белый камень (полевой шпат и кварц). Теперь скульптура не трескалась. А чтобы кожа на ней смотрелась особенно гладкой и глянцевой, облил мастер высохшую в печи скульптуру глазурью – жидким стеклом – и еще раз обжег в печи.

Устал мастер, да и заснул прямо за гончарным кругом. Утром, когда первые лучи солнца скользнули по лицу мастера, он открыл глаза и не поверил им. Посреди комнаты стояла его белоснежная глиняная невеста! Лучи солнца гладили ее по телу, играя в глазури, отдавая перламутровыми бликами. От этого она становилась еще прекраснее.

– Я назову тебя Фарфа! – воскликнул изумленный мастер.

И тут в мастерскую вошла девушка. Она встала рядом со скульптурой, изображающей ее, и сказала:

– Любимый, мы не можем быть вместе. Богатый человек поклялся убить всякого, кто прикоснется ко мне. А жить без тебя я не могу. Я улетаю к своей матери. Она волшебница, и живет на священном озере высоко в горах. Но с тобой остается мое изваяние. Не забывай меня. Люби меня всю свою жизнь!

Взмахнула девушка руками, превратились руки в крылья, и улетела красавица в небо. Только ее и видели. Послал богатый человек за ней погоню. Но где там! Никого не нашли его слуги.

Не стало жизни с тех пор мастеру. Закручинился он, загоревал. Чтобы быть поближе к любимой, слепил он себя из белой глины так, что всегда обнимал девушку, заслоняя от злых людей.

Скачать книгу