Преодоление гордыни бесплатное чтение

Скачать книгу

Вся информация об исследованиях, лекциях и семинарах С.Н. Лазарева – на сайте: http://www.lazarev.ru

Вступление

Основой всех грехов человека является гордыня. В Библии написано: «Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его; ибо начало греха – гордость…»

В переводе с древнегреческого языка «грех» – это «промах». То есть грех – это ошибочное направление, утрата устремления к Богу, поклонение вторичным ценностям, неверная система приоритетов.

У гордыни очень много обликов. Мы привыкли считать, что главный признак гордыни – это чувство превосходства. Но самоуничижение – это также грех гордыни. И неумение мыслить диалектически – это тоже признак гордыни. Для того чтобы преодолеть грех гордыни, человек должен стать единобожником, то есть научиться соединять противоположности, – а это возможно только тогда, когда в душе много любви.

Для человека горделивого жизнь распадается на черное и белое, на добро и зло, – он живет крайностями, периодически переходя из одной в другую. Такой человек повсюду видит врагов и несовершенство мира. Он внутренне агрессивен к миру, постоянно пытается подавить его и подчинить. Это внутреннее неправильное отношение к миру является следствием приоритета собственной личности и собственной жизни.

Часто человек, на внешнем уровне соблюдая все заповеди и законы, искренне считает, что ведет себя правильно, а на самом деле совершает шаг к греху, потому что соблюдает все это без любви в душе, без внутренней потребности в единении с Всевышним. Гордыня начинается с утраты любви, с исчезновения потребности в Боге, потребности в любви, с желания свое «я» поставить на первое место и сделать его неизменным.

О том, как преодолевать грехи, написаны тысячи книг. Как правило, в этих книгах рекомендуются аскеза, молитва и постоянное ощущение своей греховности, – то есть преодолевать гордыню предлагается через отрешенность от этого мира.

Когда человек отрекается от жизни и уходит в полную аскезу, его привязанность к миру уменьшается, и на душе становится легче. При этом происходит отказ от земного пути. Но дело в том, что человек – не ангел, он должен жить и способствовать продолжению жизни. Если все пойдут по пути аскезы, человечество просто исчезнет с лица Земли.

Возникает вопрос: как же преодолевать гордыню человеку, который ведет обычный образ жизни? Ответ на этот вопрос находится в Библии.

В Библии зашифрованы законы Вселенной. Библия иносказательно описывает несколько стадий грехопадения человека.

Первая стадия греха – это заблуждение ангела, который стал дьяволом. Вторая стадия – это грех Адама и Евы, и третья – это грех Каина. Для преодоления гордыни нужно последовательно преодолевать все три стадии греха.

Грех Каина – это убийство, преступление. Для того чтобы не совершать преступлений, нужно научиться сдерживать свои животные желания и соблюдать заповеди, которые гласят: «Не убий, не укради, не прелюбодействуй!..» Правильное поведение человека – это важный шаг к преодолению гордыни.

В основе неправильного поведения, в основе преступления лежит грех на уровне чувств, то есть преступление сначала происходит на уровне чувств, поведению предшествуют чувства. Убийство – это следствие зависти, корысти, жадности, приоритета материального над духовным и душевным. Для того чтобы не совершать преступлений, человек должен преодолевать свои несовершенные, греховные чувства, негативные черты характера.

Суть греха Адама и Евы – это поклонение инстинктам, поклонение жизни. Инстинкты – это основа жизни, они необходимы человеку для защиты жизни и для продолжения жизни. Но когда жизнь становится самоцелью, высшим благом и высшим счастьем, тогда человек забывает о любви, о Боге, – и начинается деградация.

Для преодоления греха Адама и Евы необходим более высокий нравственный уровень, – человек должен правильно себя вести не только на уровне поступков, но и на уровне чувств.

Девять заповедей блаженства Иисуса Христа говорят о том, каким должен быть человек, чтобы не совершать греха. Человек должен жить душой, а не сознанием, поскольку любовь живет именно в душе. Любовь для него должна быть важнее, чем справедливость и правота, не говоря уже о деньгах, богатстве, благополучии.

Нужно менять свой характер, нужно быть милосердным, искренним, нужно уметь общаться с людьми, нужно уметь жертвовать, нужно уметь сдерживать свои желания. Необходимо стремиться к развитию, и при этом все время сохранять в душе любовь.

Грех дьявола – это гордыня. Суть этого греха в том, что для человека его ум, способности, управление миром, собственная значимость становятся важнее, чем любовь к Богу и принятие Его воли. Дьяволизм – это внутренняя уверенность человека в том, что собственное «я», собственные корыстные желания – самое главное в жизни, то есть человек ставит себя на первый план, а Бога – на второй.

В евангельской сцене искушения в пустыне Иисус Христос показывает нам, что существует реальная возможность преодолеть гордыню в самом ее корне. Когда дьявол предлагает Христу власть над всеми царствами мира, «если, пав, поклонишься мне», – это самое масштабное искушение. Христос отвечает дьяволу, что одному только Богу нужно поклоняться и служить.

Для того чтобы не совершить промаха и выбрать правильный путь – путь к Богу, путь развития, необходимо понимать, что Всевышний – Источник жизни и поклоняться нужно Ему одному. Мы должны осознавать, что являемся частью Всевышнего и едины с Ним на высшем уровне.

Нужно ежедневно устремляться к любви и ощущать, что причиной всего сущего является Творец, источником всех наших благ и смыслом нашей жизни является Творец, и познание Его, единение с Ним является главным счастьем для человека.

Надо не только улучшать свои чувства и поведение, – необходима глубинная трансформация личности человека. Изменение своего поведения и своих чувств – это достаточно тяжелый, мучительный и длительный процесс. Насколько человек готов меняться, развиваться, каждый день заботиться о своей душе, насколько для него любовь и нравственность важнее собственной значимости, собственной жизни и благополучия, – настолько он преодолевает грех гордыни.

Не существует конкретных инструкций, методик, каких-либо способов, которые помогали бы справляться с гордыней, гарантируя успешное ее преодоление. Есть только один рецепт – необходимо постоянно устремляться к Богу, к любви и улучшать свой характер.

Главные ориентиры

Многие люди искренне считают, что жизнь – это главная, основная ценность. На самом деле, подсознательно для нас гораздо важнее наша картина мира, потому что именно модель мира определяет, выживем мы или нет.

Наше восприятие мира формирует наши чувства. Священные Писания, которые даны человечеству, помогают нам правильно выстраивать мировоззрение, отношение к Богу, к миру, к себе, к людям.

Правильная картина мира и правильная система приоритетов, то есть правильное мировоззрение, – это необходимое условие для преодоления гордыни. Правильное мировоззрение – это прежде всего правильное представление о Боге.

Человечество постоянно развивается, – в течение последних нескольких тысяч лет произошли гигантские изменения, суть которых заключается в переходе от язычества к единобожию. Это важнейший фактор для преодоления гордыни.

Бог един. Единобожие подразумевает, что все Божественно, – значит, всё есть благо. Добро и зло существуют только снаружи, а с высшей, Божественной точки зрения все закономерно, все имеет высший смысл, все происходит по Божественной воле.

Бог троичен. Есть материальное проявление Творца – материальный мир, есть духовное проявление Творца – полевые структуры, и есть трансцендентный уровень, который за пределами пространства и времени.

В Библии сказано, что человек создан по образу и подобию Божьему. Это значит, что человек троичен также: у человека есть тело проявленное, есть тело непроявленное – полевое, и есть высшие аспекты. Иными словами, человек – это тело, дух и душа.

Бог вдохнул душу в человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Душа человека пришла из Бога. Это означает, что единение с Богом, общение с Богом происходит на уровне души.

В Ветхом Завете сказано, что гордыня – это удаление от Бога. Иисус Христос пришел для того, чтобы помочь людям вернуться к Богу. Возвращение к Богу – это и есть преодоление гордыни, преодоление греха дьявола.

Судя по всему, в Новом Завете зашифрован механизм преодоления гордыни. Попытаемся понять, почему Христа называют Спасителем и победителем дьявола.

Новое понимание

Иоанн Креститель, стремясь преодолеть гордыню, которая, по сути дела, погубила Израиль, призывал к аскезе. Сам он жил в пустыне и питался акридами и диким медом. Его ученики постились, и главной его идеей был аскетизм – воздержание и отрешенность.

На этом фоне весьма неожиданно и нелогично выглядит поведение Иисуса Христа и его учеников. Христос никогда не призывал чувствовать себя ничтожными и самыми грешными существами перед Богом, его ученики и он сам не постились и вели обычный, естественный образ жизни.

Христос разрушил привычные стереотипы и принес совершенно новое понимание, как человек может преодолевать свою гордыню. Христос объяснил, что поведение человека – это следствие его чувств. Гордыня зарождается в самых глубинах нашей души, и для того чтобы ее преодолеть, нужны не столько внешние страдания, отрешенность и аскеза, сколько изменение личности человека, его мировоззрения, его мышления.

С чего начинается проповедь Христа? Христос повторяет то, что ранее было сказано Иоанном Крестителем: не Авраам, не человек является отцом евреев, их прародителем, а Бог, Который вдохнул душу в человека.

Только тот человек, который осознал свое единство с Творцом, может поставить Бога на первое место. Человек так устроен: мы хотим выжить, мы стремимся сохранить свое «я». Если человек считает, что его «я» отделено от Бога, – тогда он, спасая свое «я», борется с Божественной волей.

Если же мы осознаём, что Бог – Источник нашей жизни, что наше истинное «я» – вечное и Божественное, – в этом случае, спасая свое «я», мы устремляемся к Богу и любви.

В молитве «Отче наш» – единственной молитве, которую дал нам Христос, – мы обращаемся к Богу как к нашему Создателю, как к нашему Родителю, с которым мы едины на тонком плане.

В сцене искушения дьяволом в пустыне Христос показывает на своем примере, как преодолевается гордыня. Дьявол искушает Христа на всех трех уровнях – тела, духа и души.

«И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Христос отказывается, отвечая: «Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

В этой внешне непонятной фразе кроется научный механизм существования нашей души. Человек питается на двух уровнях: телу необходима физическая энергия, которую дает нам еда, а душа питается энергией, которую мы получаем от Всевышнего.

Жизнь появилась сначала как всеобщая мировая душа, а затем из этой мировой души выделялись частицы. Наши души как частицы мировой души не могут существовать и развиваться без высшей энергии, получаемой от Творца.

Пока душа человека сохраняет единство с Богом, человек живет и развивается. Но как только душа отворачивается от Бога и для человека становится важнее что-то другое, душа начинает терять энергию, и человек постепенно утрачивает будущее.

Христос называл таких людей мертвыми: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов». Физически эти люди еще живы, но будущего у них уже нет. Христос видел, что люди, которые жили в Израиле две тысячи лет назад, уже не жильцы, их нет на тонких планах, хотя они еще существуют на внешнем уровне.

Как правило, мы испытываем потребность в Боге тогда, когда нам плохо, – а когда наша жизнь благополучна и мы счастливы, мы о Боге забываем. Но может ли человек испытывать потребность в Боге, когда ему хорошо?

Дикарь, язычник, человек неразвитый уважал только того, кого боялся. Он считал, что Бог не может быть добрым, Бог должен быть злым и могущественным, – такому Богу нужно подчиняться и приносить жертвы. Можно ли испытывать потребность в злом хозяине? Можно ли испытывать потребность в не злом, но справедливом хозяине? Вряд ли.

С точки зрения иудаизма, Бог – не только строгий и наказующий, – Он милосердный. Он наказывает до четвертого колена, а прощает до тысячи колен. Это совершенно новый этап восприятия Бога: Бог заботится о людях, помогает им, спасает их, прощает, наставляет. То есть Бог – это уже не жестокий хозяин; Бог становится наставником, который учит и воспитывает человека. У человека уже возникает потребность в таком Боге, в Его помощи и милосердии.

Но когда человеку хорошо, тогда обращаться к Богу вроде бы и незачем, и человек забывает о Боге, все больше концентрируясь на своих человеческих инстинктах и потребностях. В рамках иудаизма эта проблема не решается.

Иисус Христос сказал, что Бог – это не просто наш Спаситель, Учитель и милосердный Судья. Бог – наш Отец, и мы едины с Ним, потому что мы – Его дети. Бог любит нас и поддерживает каждую долю секунды. Мы всё получаем от Бога – и нашу жизнь, и благополучие, и все то, что называется счастьем.

Когда нам хорошо, мы должны помнить и понимать: если мы забудем о Боге, тогда все хорошее в нашей жизни прекратится. Когда нам хорошо, мы должны помнить о Боге, для того чтобы выжили и мы сами, и наши потомки. Когда нам хорошо, мы должны обращаться к Богу, поклоняться Ему, принимать Его волю, сохранять любовь к Нему в любой ситуации. Это первый шаг на пути преодоления гордыни.

«Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею».

Христос отвечает: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего». Это означает: нельзя эгоистически и потребительски относиться к способностям, данным свыше. Второй шаг на пути преодоления гордыни – это умение воздерживаться от использования этих способностей.

Не следует обращаться к Всевышнему с просьбами о достижении каких-то конкретных целей. Когда человек молится и просит здоровья, благополучия, – это, по сути дела, искушение Бога. Необходимо научиться сначала заботиться о душе, а потом уже – обо всем остальном. А когда для человека интересы духа и тела – на первом месте, когда для обеспечения этих интересов он использует возможности души и подсознания, тогда у него растет гордыня.

Далее дьявол предлагает Христу любые богатства и власть над миром: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое».

Это искушение на уровне души. Это возможность управлять миром, возможность ощутить свою значимость для всего мира. Христос отвечает: «Написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи». Здесь обозначена система приоритетов: на первом месте у человека должны быть любовь и душа. Это третий шаг, необходимый для преодоления гордыни.

Одно из главных препятствий на пути преодоления гордыни – это поклонение жизни, инстинкту самосохранения. Поклонение жизни приводит к смещению понятия счастья. Для того чтобы преодолеть гордыню, нужно ощутить, что единство с Богом гораздо важнее, чем единство с окружающим миром, что истинное счастье для человека – это единство с Богом и любовь к Нему.

Бог – это не просто строгий и милосердный судья; Бог – это Тот, Кто создал нас, любит нас и непрерывно о нас заботится. Хорошо нам или плохо, – в любом случае мы должны испытывать благодарность по отношению к Всевышнему, благоговение перед Ним. Мы должны ощущать, что высшее счастье приходит от Бога, а все остальные формы счастья, которые мы имеем в жизни, – это лишь отблески Божественной любви, ее крохотные частицы. Человек, понимающий это, испытывает потребность в Боге и тогда, когда у него все хорошо.

Любая религия ущемляет инстинкт самосохранения, заставляя человека ограничивать свои желания, стремление к богатству, власти, наслаждению. Но дело в том, что именно ограничение жизни позволяет жизни расцветать.

Единобожие подразумевает диалектическое отношение к миру, к жизни. Человек, который отрекается от жизни, презирает ее и считает, что жизнь недостойна его любви, внимания и заботы, – угасает. Тот, кто поклоняется жизни, угасает также.

Привычные религиозные представления, согласно которым наслаждение – это грех, деньги – это грех и для того чтобы очистить свою душу, нужно отвернуться от всего этого и пребывать в аскезе, – достаточно наивны.

На самом деле, не нужно уничтожать в себе инстинкт самосохранения, не нужно отказываться от него, как и от жизни, – инстинкт самосохранения следует подчинить любви. То есть поклоняться нужно Богу, и тогда не будет ни презрения к жизни, ни поклонения жизни. Человек, ощущающий любовь к Богу, способен объединить противоположности. Такой человек, владея всем миром, не будет ни возвышаться, ни унижаться.

Для того чтобы преодолевать гордыню, важно научиться мыслить диалектически, то есть видеть одновременно и многообразие мира, и его единство. Нужно понимать, что все в мире развивается в соответствии с законом троичности, которому подчиняется вся Вселенная, – законом единства и борьбы противоположностей.

Христос призывает относиться к человеку – как к двойственной сущности: человек Божественен, потому что его душа пришла из Бога, и одновременно человек несовершенен и грешен.

Признание того, что мы по своей сути Божественны, – одно из главных условий преодоления гордыни, поскольку это означает, что наша душа постоянно сохраняет единство и незримую связь с Всевышним. То есть существует путь, по которому мы можем прийти к Нему.

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», – сказал Христос. Это означает, что человек может и должен устремляться к Богу. А когда мы устремляемся к Богу, идем к Нему, тогда у нас есть силы, энергия, есть счастье, есть благополучие и здоровье.

Когда мы понимаем, что Бог есть любовь, когда мы чувствуем, что состоим из любви, что наше истинное «я» есть любовь, тогда личное устремление к Богу – это счастье и наслаждение, выводящее нас за пределы боли и радости, за пределы добра и зла.

Вслед за Иоанном Крестителем Христос призывает: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Покаяться означает измениться. Покаяние – это начальный этап изменения характера, связанный с изменением наших чувств.

Человек не может измениться глубинно, пока не ощутит единство с Богом. Когда Божественное выходит на первый план, а человеческое остается на втором, тогда человек перестает бояться за свою жизнь. Он перестает поклоняться жизни, из его души уходят страх, жадность, зависть, ревность. Из его души уходят готовность совершить преступление ради спасения и сохранения своей жизни, готовность предать других ради собственного благополучия, денег и власти.

Осознание своей Божественной сущности открывает для человека возможность преодоления основ греха. Но это только лишь возможность, – потому и сказано в Библии, что Царствие Божие достигается долгим и упорным трудом: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его».

Для того чтобы стать сынами Божьими, то есть реально ощутить единство с Богом и приоритет Божественного над человеческим, для того чтобы «родиться свыше», «в духе и истине», нужно прилагать усилия для изменения себя – своего мировоззрения и своего характера.

Одним из главных аспектов учения Христа являются заповеди блаженства. Заповеди блаженства – это портрет человека, который может преодолеть гордыню.

«Блаженны нищие духом». «Нищий духом» – это тот, для кого душа на первом месте, – а любовь хранится именно в душе. Это тот, для кого любовь важнее справедливости, принципов, собственной правоты. Такой человек сможет преодолеть гордыню. Если же для человека на первом месте дух, сознание, тогда гордыня непреодолима. А если на первом месте тело, то и подавно.

«Блаженны плачущие…» «Плачущие» – это те, кто видят во всем Божественную волю. Поэтому такие люди не будут мстить, ненавидеть и осуждать в ответ на причиненную им боль.

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». «Кроткие» – это те, кто могут усмирять свои желания, свои инстинкты, сдерживать поклонение жизни, ощущая, что любовь к Богу важнее самой жизни. Людям, которые умеют сдерживать свои желания, позволено владеть и деньгами, и землей, и прочими благами без опасности для души. Земля – это, по сути дела, главное богатство, которое может иметь человек.

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». «Алчущие правды» – это те, кто стремятся к познанию мира, к познанию Бога. Правда, истина есть Бог. Люди, которые ищут правды и устремляются к Богу, – это те люди, которые преодолевают в себе гордыню.

«Блаженны милостивые…» Человек милосердный ощущает свое единство с другими и поэтому может пощадить их, простить, пожертвовать ради них, позаботиться о них. В буддизме также описывается этот закон мироздания: мир движется состраданием.

Ощущение единства с людьми возникает через ощущение высшего единства в Боге. Тот, кто осознал и почувствовал свое единство с Богом, ощущает всю Вселенную единой, все живое – единым. Такой человек чувствует единство с другими людьми, – поэтому он становится милосердным.

Гордыня разделяет людей, гордыня – это превосходство одного над другим. Человек, стремящийся к любви и единству, – это человек, который стремится преодолеть гордыню.

«Блаженны чистые сердцем…» Человек неискренний, тот, кто пытается манипулировать людьми, тот, кто обманывает, лжесвидетельствует, – это человек, который никогда не сможет преодолеть гордыню.

«Блаженны миротворцы…» Миротворец – это тот, кто способен изменить линию своего поведения, свою картину мира, для того чтобы во время конфликта найти что-то общее со своим оппонентом. Разрешение конфликта без ощущения единства невозможно.

Заповеди Христа, призывающие к милосердию, искренности, пониманию ближнего, внутреннему непротивлению злу, – это, по сути дела, инструкция по преодолению гордыни.

Десять заповедей Моисея также являются инструкцией по преодолению гордыни.

Главная заповедь иудаизма – это призыв возлюбить Бога превыше всего, призыв устремляться к Богу. Это основа для преодоления гордыни.

Заповедь «Не сотвори себе кумира…» означает, что не следует поклоняться никому и ничему, кроме Бога. Гордый человек всегда поклоняется чему-то или кому-то – себе или другим.

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…» – это означает, что мы должны испытывать благоговение перед Богом. Когда человек говорит о Боге всуе, с неуважением или пренебрежением, он подсознательно ставит свое «я» на первый план, – и тогда гордыня становится непреодолимой.

«Помни день субботний…» – это означает, что периодически необходимо на какое-то время прерывать свое устремление к человеческому, для того чтобы затормозить привязанность к жизни. Нужно как минимум один день в неделю посвящать Богу, молитве, переключаясь на Божественную логику и отрешаясь от жизни.

Когда человек забывает о том, что периодически нужно выключаться из жизни, тормозить поклонение жизни, когда человек не постится, не отрешается, не молится, его неизбежно затягивает круговорот жизненной суеты. Тогда его привязанность к жизни усиливается, его душа утрачивает энергию и начинает болеть, а потом болезни души приводят к болезням духа и тела.

Заповедь «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои» очень важна. Именно родители помогают нам получить первый опыт прощения, принятия боли, подчинения, уважения, – так формируется наша модель отношения к окружающему миру и к Богу.

Если человек с детства привык уважать своих родителей, почитать их и не осуждать, принимать от них и боль, и несправедливость, продолжая их уважать, – такой человек будет правильно относиться к людям, у него будут правильно выстраиваться отношения с людьми. Он сможет жертвовать, он сможет любить, он сможет прощать.

Если ребенок перестает уважать своих родителей, если не может их простить, – в этом случае потом, уже будучи взрослым, этот человек не сможет простить супругу или супруга, и его семья разрушится. Кроме того, такой человек вряд ли будет жить долго, потому что не сможет правильно принимать стрессовые ситуации. Один из главных факторов принятия болевой ситуации – это умение сохранять любовь и добродушие.

Вера и религия

Недавно одна моя знакомая рассказала о своей проблеме:

– Моя мать, бывшая коммунистка, поверила в Бога и стала православной. После этого с ней стало трудно общаться. Она считает, что всегда права, и требует, чтобы я жила по определенному расписанию. Она ревностно выполняет ритуалы, регулярно посещает храм и все время пытается навязать мне свое мнение.

Буддистские монахи подарили мне красивый коврик, и я повесила его у себя в квартире. Мать, когда была у меня, увидела этот коврик и потребовала, чтобы я его убрала. Я этого делать не стала, так она сама свернула его и запрятала в самый дальний угол. Дело, конечно, не в коврике, а в том, что ее характер изменился далеко не в лучшую сторону. Почему так случилось?

– Причина – неправильное восприятие мира, недостаток любви в душе и непонимание, как устроен мир, – ответил я. – Очень многое зависит от того, что́ человек ждет от религии, как ее воспринимает.

Многие воспринимают религию как универсальное средство для избавления от всех проблем и бед и считают, что стоит только обратиться в какую-то религию, – будет и защита, и благополучие, и здоровье, нужно только соблюдать все правила и ритуалы.

Религия дает информацию, которая позволяет нам развиваться; религия – это своеобразный рычаг. Если мы видим в религии возможность для приближения к Богу, тогда религия действует на нас благотворно. Слово «религия» происходит от латинского корня, который означает «связь, единение».

Приближение к Богу – это всегда изменения: улучшение характера, увеличение любви в душе, раскрытие новых возможностей. Сострадание, жертвенность, понимание ближнего, добродушие, милосердие, искренность – все эти качества раскрываются по мере нашего устремления и приближения к Богу.

А если для человека главное – защищенность, исполнение желаний, тогда увлечение религией приводит к тому, что у него усиливается тяга к человеческому и уменьшается устремление к Божественному, то есть его гордыня начинает расти.

Если для человека молитва и посещение храма – это только возможность стать более здоровым и благополучным, более умным и более правым, чем другие, – тогда у него будут усиливаться и тенденция к лидерству, и тенденция к обогащению, что станет негативно сказываться на его характере.

Очень важна система целей. Сколько бы ни молился человек, как бы ни соблюдал ритуалы, – это всего-навсего техники, и если цели у человека неправильные, все это будет только поддерживать его неверное внутреннее направление и усугублять ситуацию.

– Есть такое выражение, – продолжил я, – «Вера – это то, за что человек готов умереть, а религия – это то, за что человек готов убивать». Очень точное наблюдение. В чем смысл этого изречения? Дело в том, что религия – это форма, а вера и любовь – это содержание. Чем ближе мы к Богу, тем больше мы постигаем содержание. Содержание не разрушается и потому не нуждается в защите, – для его защиты агрессивность не нужна. Чем ближе мы к форме, тем агрессивнее проявляется защита этой формы, поскольку форма разрушается. Истинно верующий человек неагрессивен, он добродушен внутри.

Как только человек забывает об исполнении главной заповеди – «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим», – он начинает поклоняться кумирам. Это не обязательно поклонение деньгам, сексу, еде или любимому человеку, это не обязательно поклонение силе, власти и т. д., – это может быть формальное, поверхностное отношение к религии, поклонение не Богу как любви, как высшему абсолютному Творцу, а поклонение религиозной атрибутике. Когда религиозные ритуалы выходят на первое место, а любовь, искренность, сострадание, готовность развиваться и меняться оказываются на втором, тогда начинаются проблемы.

Необходимо отделять форму от содержания. Есть церковь – религиозная организация; есть религия; есть вера; есть любовь и Творец. Если человек понимает, что поклоняться следует Творцу, такой человек не будет зависеть от формы, и у него в душе не будет агрессии.

Когда главное для человека – это ритуалы, когда он считает, что ритуалы спасут его душу, тогда, поклоняясь вторичному, он творит себе кумиров. Чем больше он поклоняется ритуалам, чем строже им следует, тем меньше остается в его душе любви и веры. Такой человек превращается в религиозного фанатика, для которого ощущение собственной правоты важнее любви. В результате человек, который называет себя верующим, становится, по сути дела, ярым атеистом, поскольку, отрекшись от содержания, он поклоняется форме.

Вашей матери нужно объяснить главные, базовые понятия: кто такой Бог, что такое любовь к Богу, что такое вера и что такое религия. Тогда вам будет легче найти общий язык с матерью.

Многие не совсем правильно понимают, что такое вера. Вера – это не столько пассивное ожидание, сколько активное внутреннее устремление.

Христос говорил, что надо верить – и тогда гора сойдет с места, причем речь шла не о вере в Бога, а о вере как состоянии человеческой души.

Что такое вера? Почему гора может сойти с места, если человек верит в это? По сути дела, это отражение законов нашего подсознания.

На Востоке есть такое понятие, как концентрация: когда человек, отрешаясь от всего, устремляется мысленно и чувственно в одном направлении, тогда вся его энергия потоком устремляется к цели, и человек добивается огромных результатов.

Вера – это концентрация, умение непрерывно устремляться к какой-то цели. Такое непрерывное устремление позволяет человеку значительно увеличить свои энергетические возможности. Высокая частота и постоянство внутреннего импульса, – а это и есть вера, – позволяют человеку преобразовывать мир вокруг себя.

А вера в Бога – это непрерывное внутреннее устремление к Богу и единению с Ним. Устремляясь к Богу, человек должен меняться, потому что несовершенное не может прилепиться к совершенному. Устремление к Богу, любовь к Нему и единение с Ним подразумевают непрерывное изменение, развитие человека, улучшение его характера. Вера в Бога дает нам возможность для нашего развития, для спасения нашей души.

Разговор продолжался.

– Пару дней назад я встретила одного моего давнего приятеля, – рассказала моя знакомая. – Мы с ним не виделись очень много лет. У него интересная судьба. В молодости он увлекался наркотиками и занимался всякими коммерческими аферами, зарабатывал большие деньги. А теперь оказалось, что вот уже 20 лет, как он отошел от всего этого и стал православным. Сейчас занимается реставрацией храмов и монастырей. В разговоре выяснилось, что он искренне считает: церковные догматы – это непреложная и священная истина, вечная и неприкосновенная…

Я в ответ только улыбнулся:

– Если человек считает, что религия, которую он исповедует, абсолютно истинна и неизменна, он не сможет преодолеть свою гордыню. Любая религиозная истина, точная по сути, никогда не будет точной по форме. Изложение великих истин всегда соответствует уровню развития человека, которому эти истины адресованы. Эти истины должны быть изложены в понятных и приемлемых для него образах. Попытка познать и понять Священные книги исходя только из формы обречена на рост гордыни, деградацию и атеизм, в конечном счете.

– Вы знаете, этот человек производит впечатление по-настоящему верующего. Я спросила, чувствует ли он, что его душа очищается. Да, он чувствует, что постепенно это происходит. У него все хорошо, он доволен своей жизнью.

– Скорее всего, ваш приятель просто не замечает или не хочет замечать, что у него с душой проблемы, связанные с гордыней. Восприятие религии как абсолютного знания – это уже гарантированная непреодолимая гордыня в будущем.

Абсолютным знанием обладает только Творец, а любая религия – это приспособленная к нашему мышлению, трансформированная истина. Постигая истину, человек должен развиваться, меняться, – и прежняя форма истины должна сменяться новой формой. Как только мы создаем догматы, претендующие на истину в последней инстанции, мы начинаем удаляться от Бога.

На внешнем уровне у этого человека все прекрасно, а внутри, в подсознании, могут накапливаться серьезные проблемы, о которых он не подозревает.

– Мне показалось, что он человек довольно гармоничный, хотя… какая-то внутренняя неустойчивость в нем все-таки ощущается, – поделилась моя собеседница.

– Вот такая внутренняя неустойчивость – это и есть свидетельство гордыни, – объяснил я. – Когда человек ощущает присутствие Творца и живет любовью, тогда он внутренне спокоен и уравновешен. Внутренняя неустойчивость – это уже определенные проблемы с душой.

Знаете, кстати, как люди становятся святыми? Конкретный пример – Силуан Афонский. Это монах, святой. Он имел огромную физическую силу. Будучи юношей, он однажды гулял по деревне, и вдруг кто-то начал оскорблять его и унижать. В ответ он просто толкнул обидчика рукой – и тот отлетел далеко, упал и сильно покалечился. К счастью, тот человек остался жив. После этого юноша сказал себе, что в миру ему жить нельзя, и стал монахом.

В одном из своих писем Силуан Афонский рассказывает о таком случае: у него в горле застряла рыбья кость, и он почувствовал, что вот-вот умрет. Обратившись к Богу с молитвой, он получил совет: надо сильно кашлянуть – и кость выйдет. Так и произошло.

Но когда Силуана Афонского мучили головные боли и он спрашивал Бога о причинах, ответа он не получил. Дело в том, что совет по поводу какой-то конкретной ситуации человек способен воспринять, – а как объяснить святому, что нельзя плохо думать о самом себе и заниматься самоедством, которое превращается в программу самоуничтожения? Как объяснить святому, что нельзя постоянно заниматься самоуничижением, считая себя самым грешным человеком на свете?

А ведь такая тенденция была у многих святых. Они устремлялись к Богу не из чувства любви и желания стать счастливыми, – основным их импульсом было стремление уйти от греха, который они постоянно ощущали у себя за спиной.

Можно сказать, это была принудительная вера. Чем сильнее человек чувствует свою душевную грязь, тем больше ему хочется очистить свою душу, и поэтому он каждый день молится, кается, пытаясь получить Божье прощение, Божью милость.

Вера, основанная на страхе, принуждении, отвращении и недовольстве, не меняет душу. Снаружи человек, может быть, и обретет благодать, но внутри, в глубине души, его вера не будет устойчивой. Внутри он не изменится.

Бог есть любовь, и истинная вера – это чувство любви в душе.

Право выбора

Недавно мне задали интересный вопрос: «Почему человек, обладая Божественной природой, все время уклоняется от своего Божественного Источника? Откуда берутся греховные мысли, и как с ними бороться?»

Суть нашего развития – это приближение к Богу, и в поисках пути к Богу мы, в силу своего несовершенства, неизбежно будем ошибаться. Если бы человек никогда не ошибался, это означало бы, что он полностью постиг Божественный замысел и его развитие закончилось. Мы всегда будем развиваться и улучшать свою несовершенную природу, для того чтобы скорректировать свой путь к Богу. Это закономерно, так устроен мир.

У человека есть свобода воли. Если человек готов меняться в соответствии с требованиями окружающего мира, то есть в соответствии с Божественной волей, – такой человек развивается гармонично. Если человек меняется недостаточно, тогда у него начинаются проблемы.

Насколько мы на первых этапах утраты любви и устремления к Богу чувствуем и осознаём, что начинаем деградировать, и стараемся восстановить правильное внутреннее направление, настолько наша природа возвращается к гармонии, и мы избавляемся от грехов и их последствий.

По поводу греховных мыслей. Как только человек перестает устремляться к Всевышнему как Источнику всех благ, как только человек перестает испытывать потребность в любви, как в воздухе, как только человек решает, что главная его цель – это благополучие, исполнение желаний и наслаждение, как только человек внутренне становится атеистом, решив, что потребность в Боге – это не самое главное и любовь можно поставить на второй или третий план, – у такого человека появляется зависимость от различных человеческих ценностей. В первую очередь – зависимость от жизни и главных инстинктов – самосохранения и продолжения рода.

Чем сильнее становится зависимость от этих инстинктов, тем чаще появляются греховные мысли. Когда человек перестает соблюдать заповеди, не принимает Божественную волю, сожалея о прошлом, постоянно переживая за будущее, испытывая недовольство настоящим, недовольство собой, плохо думая о людях, – тогда через отречение от любви и через агрессию его душа все сильнее привязывается к инстинктам, к человеческим ценностям. И тогда начинают появляться греховные мысли.

Если человек останавливает свои греховные мысли сознанием, волей, то инерция греха, инерция будущего преступления не формируется. Если человек, обнаружив у себя греховные мысли, начинает отрешаться, молиться, жертвовать, поститься, голодать, – тогда греховные мысли могут исчезнуть, поскольку привязанность к жизни уменьшится.

Если же человек ничего не делает, для того чтобы остановить поток греховных мыслей, тогда их становится все больше, а если он еще и позволяет себе поддерживать греховные мысли своими эмоциями и мировоззрением, – тогда он уже прямиком движется к преступлениям, несчастьям и болезням. Грех рано или поздно становится преступлением.

Для того чтобы преодолеть греховные мысли, необходимы правильное мировоззрение, понимание смысла жизни, правильные цели, правильный образ жизни. Не следует переедать, увлекаться алкоголем, употреблять различные стимуляторы, усиливающие удовольствие.

Нужно уметь не только реализовывать свои желания, но и ограничивать их. Нужно соблюдать заповеди, которые предписывают все свои чувства подчинять чувству любви и призывают принимать Божественную волю.

Человек, который следует всем этим правилам, сможет справиться со своими греховными мыслями.

* * *

Некоторое время назад я получил по электронной почте письмо с «криком о помощи». По моим наблюдениям, письма, которые так начинаются, написаны людьми, которые моих книг толком не читали. Как правило, чем громче человек кричит о своих проблемах, тем меньше усилий он приложил для собственных изменений.

ПИСЬМО № 1

Здравствуйте, Сергей Николаевич!

Пишу Вам с криком о помощи и большой надеждой на помощь. Мне 37 лет, замужем, мама троих детей. Вопрос мой касается старшей дочери, которой 11 лет. Большие проблемы с ней и у нее с самого рождения.

Ребенок желанный. С самого рождения дочь много плакала, истерила, – я очень уставала, была вымотана, энергетически истощена. Когда ей было около года, я стала замечать ее агрессию, – и чем дальше, тем больше. Кроме того, постоянно повторялись беспричинные истерики, от которых она сама же страдала не меньше меня.

В два года истерика могла начаться, например, оттого, что она не могла выбрать, какие носки надеть на прогулку, – в итоге мне ничего не оставалось, как хватать ее в охапку и одевать уже на улице, где она отвлекалась и успокаивалась. Когда кто-то из взрослых на улице с ней заговаривал, она начинала реветь.

Когда ей было два года с небольшим, у меня родилась вторая дочка, и ситуация еще больше обострилась. Старшая дочка истерила, могла раскидывать вещи по комнате, ее невозможно было уложить спать. Ее агрессия была нешуточная и не по-детски жестокая. Кидалась и на сестру и на меня, притом смотрела недетским взглядом, полным ненависти, билась головой… При этом развивалась она очень хорошо, рано начала ходить и говорить.

Я ходила по неврологам, бабкам, гомеопатам. Одна бабка сказала, что в девочку вселился бес, и посоветовала съездить в Троице-Сергиеву лавру на отчитку. Я легко поверила в это, так как поведение дочки было неуправляемым, злость в ней была какая-то недетская. Кроме всего прочего, она выкачивала из меня всю энергию своим постоянным нытьем, как будто зудила чего-то себе под нос. Съездили в Лавру – ноль эффекта.

Сейчас ей 11 лет. Она симпатичная, умная (в школе круглая отличница) и талантливая. Но все ее пятерки и таланты я бы без сомнения променяла на то, чтобы она просто была добрая и счастливая.

Ее злость вдруг возникает из ниоткуда, стихийно и не знает жалости. Она может ударить меня или сестру, ругаться страшными словами, говорить: «Вы все умрете; вы разобьетесь; вы дураки, я вас ненавижу» и т. д., бьется в истерике, орет так, что мне приходится зажимать ей рот, чтобы соседи не вызвали какую-нибудь службу. В эти моменты я чувствую в ответ такую же ненависть к ней, обнять ее не нахожу сил. Потом, когда она приходит в себя, обнимается с нами и вроде нормальным человеком становится.

Так она ведет себя только с близкими. В социуме она ничем не привлекает к себе внимания, только излишне закрытая и замкнутая, хотя общения хочет. Я очень переживаю, что́ дальше с ней будет. Ведь ей строить семью, становиться матерью. Она глубоко несчастна. Она как будто заложница своего состояния, будто кто-то вселяется в нее. Боюсь за нее. Вот с такой болью и обреченностью я живу.

Очень жду и надеюсь, что Вы ответите мне письмом или позвоните

Заранее благодарю.

В ответ я написал этой женщине одну фразу: «Сколько книг Вы прочитали?» Во втором ее письме уже не было обращения ко мне по имени-отчеству.

ПИСЬМО № 2

Добрый день. Спасибо, что ответили.

Я понимаю, к чему Вы это спрашиваете. Вы, конечно же, скажете, что сначала, мол, прочитайте все книги, и тогда сама сможете помочь своей дочери. Я, конечно же, их прочитаю (сейчас читаю вторую, лекций много Ваших прослушала). Но все же очень прошу продиагностировать ситуацию с моей дочерью индивидуально. В чем корень такой беды?

Сейчас у нее опять обострение, неконтролируемые вспышки гнева, моргает глазами и заводит их в сторону, – это как нервный тик. Часто болит голова. Возможно ли исцеление? Что это?

Много и других проблем в нашей семье, в том числе материальных: потеря квартиры, машины. Но что касается материальных проблем, тут я вижу причинно-следственную связь. А что происходит с дочерью, – я даже не могу никакого определения подобрать. Понятно лишь, что причины глубоко родовые.

Очень жду ответа. Спасибо.

МОЙ ОТВЕТ

Состояние ребенка соответствует внутреннему состоянию его матери. Ребенок усиливает все те тенденции, которые мать сформировала перед его рождением.

Материальные проблемы в Вашей семье – это следствие общего состояния всего Вашего рода. Судя по всему, в Вашем роду высокая гордыня, поклонение благополучной судьбе. Вы спрашиваете о причинах проблем Вашей дочки, забывая о том, что являетесь автором состояния ее души.

Проанализируйте историю Вашего рода, вспомните грехи, идущие по материнской линии, – аборты, разводы, осуждение мужей. Уверен, что найдете много интересного и многое поймете. Проанализируйте свой характер в плане гордыни. Вспомните свои чувства перед беременностью и во время беременности. За несколько часов активного неприятия высшей воли можно изувечить характер и судьбу будущего ребенка.

Для того чтобы что-то получить, сначала надо что-то отдать. Хотя бы время, затраченное на чтение книг. А просить о помощи, не сделав никаких реальных попыток справиться с ситуацией, – не совсем корректно.

Вообще, письма с грифом «Крик о помощи» я обычно сразу удаляю. Так пишут, как правило, те люди, которые не работали над собой, то есть не делали никаких попыток изменить ситуацию, кроме просьб и требования помочь. Потребительство – это серьезнейшее препятствие для выздоровления души.

Главный Ваш враг – это Ваш характер, с ним и работайте. Всего доброго!

В ответ я получил отповедь. В третьем письме не было даже приветствия.

ПИСЬМО № 3

И все-таки не могу не ответить. Очень мало людей, которые знают об этом поведении дочери. Но те, к кому я обращалась (гомеопат, биоэнергетик), не понимают, о чем я говорю. Вот и Вы тоже (простите, пожалуйста).

Это поведение за пределами человеческого, а мне говорят о моем состоянии и т. д. и т. п. Вы просто не представляете, что́ в глазах ребенка… Это энергия настолько агрессивная, что не описать словами. Если бы ребенок был плаксив, много болел, капризничал и т. д., – в этом случае, конечно, я понимаю, можно сказать, что состояние матери, атмосфера в семье влияют на ребенка…

Но, простите, то, что с моим ребенком, – это за гранью! Неужели этот случай такой типичный в Вашей практике, что Вы даже не продиагностировали нас? (Простите за эгоизм, но это мой ребенок.) Конечно, были у кого-то в роду аборты (у меня, кстати, нет), грехи и т. д., у кого их не было в роду, – но не у всех же такие дети.

После прочтения этого письма я понял, что продолжать переписку не имеет смысла.

Когда человек утрачивает устремление к Богу, это еще не грех. Это непонимание, как устроен мир и в чем смысл нашей жизни, это неправильное восприятие мира. Это не грех, а промах, который лежит в основе греха. А когда начинаются проблемы с душой, когда возникает ощущение собственной исключительности, собственной первичности и значимости, – это уже грех.

Причем, когда человек начинает впадать в первичный грех, он испытывает чувство счастья. У него огромное количество энергии, его желания могут исполняться, – и возникает ощущение эйфории, счастья. Это грех дьявола.

Потом этот грех деформирует душу, и у человека появляется привязанность к жизни. Привязанность к жизни – это двойной грех, Адама и Евы. Грех Адама – это неприятие Божественной воли; этот грех сопровождается страхом, готовностью лгать, преклонением перед жизнью. А грех Евы – это поклонение сладострастию, вожделению, то есть инстинкту продолжения рода. Грех Адама и Евы влияет на характер человека, деформирует его чувства и затрудняет связь с Богом.

Притча об Адаме и Еве – это зашифрованная информация о том, как душа человека, забывая о Боге, начинает погружаться в жизнь, зависеть от жизни, а потом деформации души приводят к искажению поведения, поступков человека. То, что сделал Каин, сын Адама и Евы, – это не просто грех, это уже преступление.

Человек, который совершил грех Адама и Евы, не принимает Божественную волю, сожалеет о прошлом, постоянно переживает за будущее, недоволен настоящим. Такой человек не может сдерживать вожделение и становится рабом своих желаний и инстинктов. Он не в силах остановить свои желания и готов совершить преступление. Грех Каина является логическим продолжением греха его родителей, Адама и Евы, и в основе этого греха лежит грех дьявола.

Эти этапы грехопадения проходит, по сути дела, каждый человек. Когда человек начинает ощущать первичность своих желаний, у него возникает недовольство происходящим, сожаление о прошлом, переживания о будущем. Это не преступление, но это грех.

У людей, которые долгое время были недовольны своей судьбой, слишком сожалели о прошлом, постоянно переживали за будущее, могут родиться дети с серьезными проблемами. Нежелание родителей менять свое мировоззрение и заниматься своим характером дорого обходится их детям.

* * *

Волею судьбы в тот же день по электронной почте пришло еще одно письмо, – от другой женщины.

Здравствуйте, Сергей Николаевич.

Читаю Ваши книги, и с Божьей помощью потихонечку получается менять свой характер. Многое уже начала осознавать и принимать.

Но вот с одним своим сном никак не могу разобраться. В детстве мне постоянно снился один и тот же сон – будто мою семью пытаются ограбить и убить, и мои действия всегда были одинаковы: я пыталась защитить и себя, и родных. После этого сна я всегда просыпалась с жутким чувством страха.

Недели две назад мне опять приснился этот сон, и я, может, и не стала бы его анализировать, если бы не поведение дочки. Когда за дверью начинают шуметь соседи, она бежит в дальний угол и вся зажимается так, что ее начинает трясти. Ей 2,5 года. Я пыталась и объяснить, и расспросить ее, чего она так боится, но все безрезультатно.

Я попыталась поменять отношение к этому моему сну – принять Божественную волю, смириться с потерями, воображала даже, что угощаю убийц чаем. После изменения моего отношения к этому сну дочка намного реже стала реагировать на шум за дверью.

Я чувствую, что должна что-то понять, – но что именно?..

Я отправил этой женщине вопрос: «Сколько моих книг прочитано?», и она прислала следующий ответ.

Пока только третью читаю. Читаются они легко. Планирую прочесть все, но торопиться не буду, – очень долго и больно происходит работа над собой.

Получилось так, что из-за печальных жизненных обстоятельств я обратилась к кармическому психологу, а неделю-полторы назад познакомилась с Вашим творчеством. Бо́льшая часть того, что говорил мне психолог, написано в Ваших книгах.

Прочитала «Выздоровление души» и первую книгу «Диагностика кармы». Сейчас читаю вторую книгу «Диагностика кармы».

МОЙ ОТВЕТ

Чем сон отличается от яви? Когда человек бодрствует, его энергия направляется на обеспечение потребностей тела и сознания. При этом доступ к тонким планам, к подсознанию закрыт.

Когда человек засыпает, функции тела тормозятся, и человек переключается на контакт с подсознанием. И тогда мы воспринимаем мир по-другому: мы видим уже не наш вещественный мир, а мир энергетический, мир информационный. Во время сна человек может выходить в загробный мир и общаться с душами родственников, он может видеть будущее, он чувствует энергию как реальность.

Энергетические потоки – это основа жизни, и если главная жизненная энергия ослабевает, человек достаточно быстро умирает, даже если находится в отличной физической форме. Внутренний энергетический баланс, достаточное количество тонкой жизненной энергии – это условие здоровья человека. Во время сна человек реагирует на потерю этой энергии, причем реагирует привычными эмоциями.

Когда происходит потеря энергии, человек не видит врага, – он просто чувствует, что энергия утрачивается, и его внутреннее состояние притягивает привычные образы из реальной жизни. Появляется ощущение ужаса, человек видит кошмарные сны – будто его убивают или хотят убить, будто он что-то теряет и т. п. Эти эмоциональные образы, на самом деле, являются отражением нашего глубинного состояния, отражением потери энергии. Когда человек во сне клацает зубами или просыпается с жутким чувством страха, или когда у него судорогой сводит мышцы, – все это реакции на потерю энергии.

Почему происходит потеря энергии? Для того чтобы выживать, человек должен ориентироваться в окружающем мире и контролировать его. Мы должны создавать модели мира, которые позволяют заблаговременно подготовиться к неожиданным, стрессовым ситуациям. На это тратится немало энергии.

Чем выше у человека гордыня, тем тяжелее ему меняться, приспосабливаясь к неожиданной ситуации. Гордый человек считает, что он всегда прав, а человеку, который прав, меняться не надо. Потребность меняться возникает у того, кто чувствует себя неправым, несовершенным, вторичным. Тот, кто чувствует себя выше всех, считает себя первичным и правым, – такой человек не испытывает потребности в изменении себя. Его информационная структура становится жесткой, и принять новую ситуацию ему гораздо тяжелее. Поэтому у человека с повышенной гордыней любая стрессовая ситуация вызывает чрезмерный расход энергии.

Этот перерасход энергии человек не всегда чувствует днем, потому что, в отличие от физической энергии, потеря энергии психической происходит незаметно, – а ночью этот перерасход ощущается острее. Тогда бывают и конвульсии, и сжатие зубов, и панический страх, и плохой сон.

Если Вам с детства по ночам снились кошмары, это означает, что Вы унаследовали от родителей неправильную реакцию на окружающий мир. А родительские эмоции, как правило, соответствуют опыту нашей прошлой жизни.

Поведение Вашей дочки объясняется подсознательными эмоциями, которые она унаследовала от Вас. Когда за дверью шумят соседи, она воспринимает это как опасность. Для нее это непредсказуемая ситуация, которая вызывает сильный стресс, и у девочки возникает панический страх как торможение перерасхода энергии. Страх – это защитная функция: если бы не появлялся такой страх, человек мог бы израсходовать всю свою энергию и умереть.

Бесполезно объяснять дочке, что она не должна бояться, потому что причина ее страха – в неправильной внутренней реакции на окружающий мир. Для того чтобы помочь ребенку, матери нужно серьезно работать над собой.

Чем выше гордыня человека, тем сильнее его неприятие Божественной воли, тем серьезнее его конфликт с окружающим миром и тем больше расход энергии. Матери нужно преодолевать свою гордыню. Мать должна научиться принимать любую стрессовую ситуацию без страха. Нужно учиться принимать без осуждения и обид любую конфликтную ситуацию в отношениях с людьми.

Как-то раз после моего выступления ко мне подошла семейная пара, и женщина пожаловалась, что практически не может спать по ночам. Я посоветовал ей прекратить осуждать людей. На следующем выступлении эта женщина снова подошла ко мне и рассказала, что теперь она спит прекрасно.

Осуждение усиливает гордыню, гордыня увеличивает неприятие ситуации, агрессивность, – соответственно, происходит потеря энергии, и человек плохо спит.

Вы попытались изменить отношение к Вашему сну, и Ваша дочка стала спокойнее реагировать на шум. Но Ваши изменения затронули только поверхностный уровень, оказались неглубокими. Нужно учиться правильно реагировать не только на то, что нам снится, но и на то, что происходит в реальной жизни.

Недостаточно преодолевать страхи, сожаления, неприятие Божественной воли, мало преодолевать осуждение, обиды, неприятие окружающего мира, – необходимо поменять свой характер таким образом, чтобы всегда чувствовать Божественную волю во всем. Нужно учиться чувствовать, что Бог есть любовь, что Бог нас любит, что мир устроен в высшей степени разумно, что все происходящее закономерно и направлено на развитие нашей души и укрепление любви в нашей душе.

Когда Вы начнете реально менять свой характер, тогда Ваша дочка, подсознательно копируя Вас, сможет правильно реагировать на сложные ситуации. Надо научить и себя, и ее правильно проходить стрессовые ситуации, возникающие при общении с людьми, при общении с окружающим миром, при общении со своей судьбой.

* * *

Две схожие проблемы: повышенная агрессивность ребенка у первой женщины и – как обратная сторона одной и той же проблемы – депрессивность ребенка у второй женщины. Но у этих женщин совершенно разный подход к решению проблемы, – соответственно, у их дочерей разные шансы на счастливую судьбу.

Выбор всегда остается за нами, и если человек не хочет преодолевать свою гордыню добровольно, судьба заставляет его делать это принудительно.

Уроки судьбы

Наша гордыня увеличивается, когда мы забываем о том, что Божественная воля первична и полагаться в первую очередь нужно именно на нее. Когда мы ставим себя, свои желания и возможности на первое место, мы даже не подозреваем, что создаем себе серьезнейшие проблемы.

Когда человек считает, что все свои проблемы он решает сам, у него возникает огромная перегрузка, потому что он пытается на тонком плане управлять окружающим миром. Происходит незаметная потеря энергии, что в дальнейшем приводит к проблемам с судьбой и здоровьем.

То, что мы называем непереносимостью стресса, неприятием травмирующей ситуации, – это, по сути дела, неприятие Божественной воли. Внутреннее неприятие Божественной воли рождает агрессию, которая накапливается в подсознании и со временем превращается в самоуничтожение. Неприятие Божественной воли – это энергетический протест против мира, и этот протест неизбежно приводит к проблемам.

Стремление к превосходству

У меня есть знакомый, который работает в полиции. Он серьезно интересуется моими исследованиями и часто задает интересные вопросы. На этот раз он позвонил и сообщил, что события, которые происходят вокруг него, как всегда, четко подтверждают правоту моих исследований.

– У нас в отделе, – рассказал он, – работает молодой оперативник. Он очень энергичный, инициативный и неглупый. Энергии – хоть отбавляй: он один работает, как целый отдел. Парень очень перспективный и талантливый.

Недавно у него родился сын. За неделю до родов ребенок развернулся и лег поперек, поэтому жене пришлось делать кесарево сечение. Судя по вашим книгам, это свидетельствует о том, что у ребенка повышенная гордыня, которая, скорее всего, унаследована от отца. У парня, действительно, есть чувство превосходства, – это заметно.

– Конечно, все связано, – подтвердил я. – Любое наше чувство и каждый наш поступок не только фиксируются в нашем личном биополе, но и передаются потомкам через полевую структуру. Основным хранилищем информации является поле. Человек – существо двойственное, физическое и полевое одновременно. Генетическая информация дублируется и передается на уровне поля.

– А почему ребенок развернулся, как вы считаете? – поинтересовался он.

– Если ребенок ложится поперек, – это значит, что он внутренне протестует против своего рождения. Что означает протест против рождения (естественно, подсознательный)? Это неприятие стресса, неприятие нового. Ребенок чувствует, что скоро ему предстоит родиться, что его ожидают определенные испытания, что в жизни у него будут проблемы и поэтому ему придется внутренне меняться. А когда у человека повышенная гордыня, меняться ему очень тяжело, – ведь меняться мы можем только тогда, когда в душе достаточно любви. Если любви мало, тогда любое изменение становится разрушением. Чем выше гордыня, тем меньше в душе любви и тем больше человеку хочется не приспосабливаться к миру и меняться, а весь мир приспосабливать к себе.

Скачать книгу