Изучаем хронического инфантила бесплатное чтение

Скачать книгу

© Елена Нечаева, 2024

ISBN 978-5-0064-9259-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От автора

Книга, которую вы держите в руках, представляет собой попытку глубже понять феномен «хронического инфантилизма».

Здесь речь идет именно о «хроническом», а не об эпизодическом или естественном состоянии, которое время от времени испытывает каждый из нас.

Меня поразило качество и количество отзывов на статью, которая послужила основой для этой книги.

Честно говоря, я не ожидала, что тема окажется настолько актуальной и резонирующей с читателями.

Статья была опубликована на моем сайте и также была представлена в видеоролике на одном из популярных интернет-ресурсов.

Мой видеоканал, хоть и существует уже достаточно давно, всегда отличался скромной аудиторией как по количеству подписчиков, так и по просмотрам.

Однако через несколько дней после выхода видео я обнаружила цифру количества просмотров, которая меня удивила.

Сначала подумала, что это просто иллюзия, но нет, это была реальность. За считанные дни статья собрала десятки тысяч просмотров, и комментарии продолжают поступать до сих пор.

В данной книге предлагаю вам значительно расширенный вариант той статьи, а также свои краткие комментарии к отзывам читателей.

Хочу подчеркнуть, что все комментарии опубликованы и находятся в свободном доступе.

Забегая вперед, отмечу, что среди читателей, оставивших отзывы, не оказалось ни одного, кто мог бы напрямую назвать себя «хроническим инфантилом».

Большинство комментариев пришли от тех, кто испытывал негативные последствия общения с такими людьми и у кого, как говорят, «очень сильно накипело» в отношении инфантильных индивидуумов.

Приглашаю вас также ознакомиться с другой моей книгой, которая напрямую связана с темой этой работы, – «Стать взрослым, не привлекая сопротивление инфантильности».

Полагаю, что чтение обеих книг поможет вам сформировать более полное представление о проблеме и, что более важно, понять, что же с «этим всем» делать.

Иногда, чтобы повзрослеть, необходимо изучить другую сторону…

Давайте начнем это увлекательное путешествие!

Рис.0 Изучаем хронического инфантила

Термины и вводные

Классические определения инфантила, инфантилизма и инфантильности вы сможете найти в любом учебнике без особых усилий.

Я же хочу поделиться с вами своим профессиональным опытом, изложенным своими словами.

Следует отметить, что термин «хронический инфантилизм» не является официальным в научной литературе – это моя авторская находка, созданная для обозначения определенного типа инфантилов, которые демонстрируют свою «профессиональность» и «законченность» в этом состоянии.

Важно понимать, что инфантил инфантилу – рознь.

Каждый случай уникален, и за фасадом инфантильного поведения могут скрываться различные психологические механизмы и жизненные обстоятельства.

Мой подход заключается в том, чтобы не просто классифицировать, но и глубже понять, как хронический инфантилизм влияет на жизнь человека и его окружение.

Таким образом, мы можем рассмотреть этот феномен с разных сторон, выявляя его многогранность и сложность.

Это позволит нам не только лучше понять самих инфантилов, но и разработать более эффективные стратегии взаимодействия с ними.

Все мы инфантильны.

Инфантильность сохраняется в нас всю жизнь.

У каждого из нас иногда возникает желание вернуться в состояние детства, когда можно беззаботно сидеть на коленях у взрослого, свесив ноги и опираясь на его силу и поддержку.

Это стремление к инфантильности, к поиску опоры в ком-то более зрелом и сильном, может быть обусловлено различными психологическими и социальными факторами.

Вопрос заключается в степени проявления этой инфантильности или инфантилизма, который может варьироваться от легкой ностальгии по беззаботным временам до глубокой зависимости от внешних источников поддержки.

Книга посвящена тем индивидуумам, у которых степень проявления инфантилизма подавила все иные аспекты их личности.

Это состояние не только стало доминирующим в их жизни, но и превратилось в своеобразный девиз, определяющий их существование.

Инфантилизм, в данном контексте, становится не просто чертой характера, а основным способом взаимодействия с окружающим миром.

Он формирует базу для жизненной стратегии, где отказ от ответственности и контроля над собственной жизнью становится единственным методом существования.

Итак, термины, которые будут применяться в рамках книги: хронический инфантил, профессиональный инфантил, законченный инфантил и производные от них.

Первоисточник не помню за давностью, но лет двадцать пять назад знакомилась с некими исследованиями, результаты которых показали, – по-настоящему взрослеют психически и психологически лишь около 25% мужчин и около 30% женщин.

То есть около70—75% остаются инфантильными навсегда?

Тем исследованиям много лет. Возможно, что-то изменилось с тех пор?

Вопрос для размышлений тех читателей, которые могут охватить в своей памяти период длиннее четверти века: по вашим личным ощущениям и впечатлениям – человечество повзрослело за истекший период или нет?

Некоторые читатели искренне уверены, что речь в упомянутой выше статье идет буквально про детей и подростков.

Но нет, имеем ввиду вовсе не юных барышень и неоперившихся пацанов, а вовсе даже взрослых (по формальному возрасту) персонажей.

Наблюдения, которыми делюсь, случились на протяжении нескольких лет – за теми, кто давно должен был пересечь границы 3-5-летнего психического возраста.

Наблюдаемым персонажам – от 40 до 54 лет, по паспортам, по их формальному возрасту.

Очень характерно – среди описываемых далее индивидуумов нет ни одного, кто бывал бы в моем кабинете в качестве анализанта.

Хронические инфантилы, или лица с выраженными чертами инфантилизма, часто демонстрируют устойчивое нежелание обращаться за профессиональной психологической помощью, такой как психоанализ.

Инфантилизм часто сопровождается низким уровнем самосознания и недостаточной рефлексией.

Хронические инфантилы могут не осознавать или не признавать наличие своих проблем, что затрудняет принятие решения о необходимости консультации с психоаналитиком.

Они могут воспринимать свои поведенческие паттерны как норму, что препятствует осознанию необходимости изменений.

Инфантильные личности могут испытывать страх перед процессом психоанализа, который предполагает глубокую проработку внутренних конфликтов и эмоциональных травм.

Психоаналитическая терапия требует готовности к саморефлексии и открытости к анализу своих переживаний, что может вызывать у них значительное беспокойство.

Этот страх может быть связан с опасениями потерять контроль над своей жизнью или столкнуться с болезненными воспоминаниями.

Не забываем, что в обществе существует стигматизация психических расстройств и обращения за психотерапевтической помощью.

Хронические инфантилы могут опасаться осуждения со стороны окружающих, что дополнительно усиливает их нежелание посещать психоаналитика.

Они могут предпочитать оставаться в привычной, хотя и дисфункциональной, среде, где они чувствуют себя более комфортно, даже если это означает избегание решения своих проблем.

Хронические инфантилы, находясь под воздействием неких «культурных норм», могут избегать психоанализа, чтобы не подвергать себя критике или не быть воспринятыми как «неудачники».

Инфантилу и так «не по-детски страшно», ведь в его взрослом теле заперт ребенок, и психоаналитический процесс, как будто «вслух и громко», укажет на неудобную для жизни и очень глубокую проблему.

В такой ситуации говорить о психоанализе кажется совершенно неуместным.

Конечно, рано или поздно каждый анализант находит в себе признаки инфантильности, но ни один из них не начинает разговор со слов: «Я – хронический инфантил, помогите!»

Это связано с тем, что признание своей инфантильности может показаться слишком угрожающим и болезненным.

В кабинете психоаналитика придется столкнуться с необходимостью взрослеть, а это, в свою очередь, крайне невыгодно и опасно для инфантила.

Повзрослев, инфантил перестанет быть инфантилом, что можно интерпретировать как его «исчезновение» – процесс, похожий на смерть.

Это создает внутренний конфликт: с одной стороны, существует потребность в изменении и развитии, с другой – страх потерять свою идентичность, основанную на инфантильном поведении.

С точки зрения психоаналитика или психотерапевта, «выращивать» в инфантиле просто нечего.

Во внутреннем устройстве хронического инфантила отсутствует та часть, которую можно было бы развить или «вырастить».

Его психика организована таким образом, что он избегает ответственности и зрелости, что делает процесс терапии особенно сложным.

Можно попробовать «раскопать» необходимую для процесса Взросления часть, но именно инфантильность клиента не даст этого сделать.

Поскольку инфантильная часть, как было отмечено выше, главенствует, то она попросту уведет такого анализанта из кабинета.

Анализант прервёт личный анализ под любым предлогом или вообще без такового.

Потому, что она (хроническая инфантильность) – сильнее, чем сам инфантил, в этом и проблема, которая «хроническая» (навсегда).

Попытку Вырастить, конечно, сделать можно, но, повторюсь, что «законченные» инфантилы никогда не окажутся на психоаналитической кушетке. Либо вообще не придут, либо сбегут «по-детски».

Кто забыл к/ф «Сказка о потерянном времени» (реж. А. Птушко, 1964) – пересмотрите.

Кто не смотрел – посмотрите (детям смотреть не рекомендую, хоть фильм и заявлен детским).

Фильм «примерно про это», если вынуть из него лишнее в виде неизбежного в те годы идеологического содержания.

Седовласые старички в пионерской (детской) форме – это страшно и жутко.

Рис.1 Изучаем хронического инфантила

Прелесть, какие несносные

«Прелесть, какая дурочка!» – именно так часто характеризуют женщин, обладающих инфантильными чертами. «Забавный и несносный!» – вот как описывают мужчин с аналогичными характеристиками.

Интересно, что сами хронические инфантилы воспринимают себя как «прелестных и забавных» на полном серьёзе и активно используют это восприятие в своих интересах.

Как именно они это делают?

Алгоритм манипуляции довольно примитивен, но от того не менее эффективен.

Инфантил замечает, что другой человек «по-доброму» реагирует на его проявления «детскости», и вот он уже в ловушке.

Такой «другой» может не осознавать, что его доброта и терпимость становятся инструментом манипуляции.

Инфантильный человек обладает удивительно тонким «радаром» для обнаружения потенциальной «жертвы».

Он замечает те нюансы, которые другие могли бы упустить, не имея «далеко идущих планов».

Этот радар позволяет инфантилу фиксировать вокруг себя людей, готовых стать его источником поддержки и защиты, тем самым создавая вокруг себя атмосферу, в которой его поведение продолжает оставаться безнаказанным.

Таким образом, мы видим, что инфантилизм может не только влиять на личность самого человека, но и формировать динамику его взаимодействия с окружающими.

Пример.

Инфантилка нарочно надевает на себя, пойдя на вечеринку, нечто «бедненькое и застиранное».

«Профессионалки высокого уровня» не будут одеваться во «всё бедненькое», – это опасно для них, так как станут слишком очевидными истинные намерения.

Она наденет что-то одно «бедное», например, дырявую обувь.

То есть что-то такое, которое невозможно не заметить со стороны и привлечет внимание, как очевидно портящее её (прекрасный в целом) образ.

Кто-то из новых знакомых отметил и среагировал:

– Что же ты носишь такие старые и дырявые сапожки? Ты же – красивая, милая женщина!.. А-а, у тебя денежек нет, бедненькая…

И всё, «дело сделано».

Здесь занятно то, что совершенно неважно – скажет он это вслух или просто подумает так.

«Радар» инфантила безошибочно улавливает «жалеющий, сочувствующий» фон, который напоминает ему о детских переживаниях.

Этот фон мог исходить от родителей, которые вели себя именно так, или от бабушки, например, ставшей противовесом строгим родителям.

В любом случае, такой фон вызывает у инфантила «знакомые ассоциации».

Вероятность того, что если не «новые сапожки», то оплата ужина инфантилке будет обеспечена, составляет 9 из 10.

Скачать книгу