© Влад Юм, 2024
ISBN 978-5-0064-9698-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Дзогчен (Уайли: рдзогс чен, что переводится как «Великое завершение» или «Великое совершенствование») представляет собой одну из наиболее глубоких и сложных традиций учений в индо-тибетском буддизме и бон-по. Эта практика фокусируется на открытии и сохранении высшей основы существования, что является ключевым аспектом как для буддизма, так и для бон. Дзогчен также известен как атийога, что переводится как «высшая йога», подчеркивая его статус среди других духовных практик. Основная цель Дзогчена заключается в познании этой высшей основы, которая в тибетском языке называется ригпа (санскр. видья). Ригпа можно охарактеризовать как чистое осознание или интуитивное знание, которое не подвержено концептуализации и двойственности. Различные системы Дзогчена предлагают разнообразные духовные практики, направленные на пробуждение ригпа, включая медитацию, визуализацию и другие методы, которые помогают практикующему достичь состояния непосредственного присутствия и осознанности. Исторически Дзогчен возник во время первого распространения буддизма в Тибете, приблизительно в VII—IX веках нашей эры. Несмотря на то что некоторые учёные рассматривают Дзогчен как уникальное тибетское направление, его корни уходят в индийские учения, что делает его частью более широкой традиции буддийской философии. Самые ранние тексты Дзогчена, которые появились в IX веке, были написаны индийскими мастерами и известны как «Восемнадцать великих писаний». Эти тексты образуют «Серию разума» и приписываются таким выдающимся фигурам, как Шри Сингха и Вималамитра, которые сыграли значительную роль в формировании Дзогчена. Ранний Дзогчен отличался своим отходом от нормативных практик Ваджраяны, акцентируя внимание на простых успокаивающих размышлениях, которые вели к непосредственному погружению в осознанность. Это отличает Дзогчен от более ритуализированных и сложных практик других буддийских школ. В эпоху тибетского возрождения, которая охватывает период с X по начало XII века, Дзогчен претерпел значительные изменения, вобрав в себя новые практики и учения из Индии. В этот период появились новые традиции Дзогчена, такие как «Серия наставлений» и «Семенное сердце», которые добавили новые слои понимания и практики в эту традицию. Дзогчен делится на три основные серии: Семде (Серия разума, тибетский:, Уайли: sems sde), Лонгде (Космическая серия, тибетский: Уайли: клонг сде) и Меннгаггиде (Серия инструкций, тибетский: Уайли: man ngag gi sde). Каждая из этих серий предлагает уникальные подходы и методы, которые помогают практикующим углубить их понимание и опыт Дзогчена. Путь Дзогчен состоит из трех основных этапов: Основы, Пути и Плода. Основа представляет собой изначальное состояние бытия, которое характеризуется чистотой и ясностью. Этот этап подразумевает осознание того, что истинная природа ума и реальности является недвойственной и свободной от концептуальных ограничений. Путь включает в себя практики, которые помогают развить осознанность и углубить понимание этой основы, а Плод представляет собой конечное состояние, к которому стремится практикующий – полное пробуждение и освобождение от страданий. Дзогчен также привлекает внимание современного мира, так как его учения и практики находят отклик у людей, стремящихся к глубокому внутреннему пониманию и гармонии. Многие современные практикующие отмечают, что Дзогчен предлагает уникальный способ взглянуть на жизнь и существование, позволяя им находить смысл и цель в повседневной реальности. Эта традиция также вдохновляет людей на поиск духовного опыта вне рамок традиционных религиозных структур, что делает её особенно актуальной в нашем быстро меняющемся мире. В заключение, Дзогчен представляет собой не только важный аспект тибетской буддийской традиции, но и универсальное учение, которое может быть применимо в жизни каждого человека. Его акцент на непосредственном опыте, осознанности и глубоком понимании природы ума может помочь многим людям найти путь к внутреннему покою и гармонии.
История
Дзогчен – это одна из самых глубоких и сложных традиций тибетского буддизма, которая возникла в период первого распространения буддизма в Тибете, охватывающем VII – IX века нашей эры. Этот период был временем активной культурной и религиозной интеграции, когда тибетская империя стремилась перенять и адаптировать различные аспекты индийской культуры и философии. Дзогчен, как утверждают многие исследователи, в частности американский тибетолог Дэвид Джермано, представляет собой эволюцию тибетского буддизма, вобравшую в себя элементы индийских учений и практик. Основные концепции Дзогчена, такие как пустота и светоносность, имеют свои корни в индийских буддийских текстах, включая тантры и махаянские сутры. Например, Ланкаватара сутра, одна из ключевых текстов махаяны, содержит идеи, которые впоследствии были адаптированы в Дзогчен. Это подчеркивает важность взаимосвязи между различными буддийскими традициями и показывает, как Дзогчен является результатом синтеза идей и практик, существовавших в Индии и Тибете. Сэм ван Шайк, другой известный исследователь Дзогчена, также подчеркивает, что данная традиция могла возникнуть на основе тантрических практик, особенно тех, которые относятся к стадии завершения. Это свидетельствует о том, что Дзогчен не является изолированной системой, а вписывается в более широкий контекст буддийской философии и практики. Самые ранние тексты Дзогчен появились в первой половине IX века и представляют собой серию коротких произведений, которые приписываются индийским святым. Эти тексты, известные как «Восемнадцать великих Писаний», сегодня объединены под названием «Серия разума» (Семде). Среди авторов этих произведений можно выделить таких мастеров, как Шри Сигха, Вайротсана и Вималамитра. Эти святые сыграли ключевую роль в формировании Дзогчена, передавая свои знания и опыт через священные тексты. Одним из наиболее значимых сборников тантр Дзогчена является «Всетворяющий Кинг» (Кунджед Гьялпо), который считается одним из самых важных и широко цитируемых священных писаний в этой традиции. Этот текст углубляет понимание Дзогчена и его практик, предлагая читателям доступ к более высоким уровням осознания и понимания природы реальности. Джермано также указывает на то, что ранний Дзогчен, существовавший в период Тибетской империи, отличался отказом от строгих норм и ритуалов, характерных для Ваджраяны. Он называет эти ранние традиции «первозданным Великим Совершенством» из-за их простоты и отсутствия сложных ритуальных практик. Вместо этого ранние последователи Дзогчена сосредоточились на непосредственном опыте осознания и внутренней реализации, что сделало их подход более доступным и менее зависимым от внешних ритуалов и символов. Вместо тантрических методов, которые часто включают в себя сложные визуализации и медитации на божеств, ранние практики Дзогчена делали акцент на прямом восприятии и понимании природы ума. Это привело к возникновению уникальной системы практик, которая акцентирует внимание на осознании своей истинной природы и освобождении от иллюзий, связанных с эго и умом. Важным аспектом Дзогчена является его концепция «состояния природы ума». Это состояние, по мнению последователей Дзогчена, является изначальным и неизменным, и его достижение возможно через прямое осознание, а не через сложные ритуалы или практики. Таким образом, Дзогчен предлагает путь к просветлению, который основан на интуитивном понимании и непосредственном опыте, что делает его доступным для людей с разным уровнем подготовки и опытом. С течением времени Дзогчен продолжал развиваться и адаптироваться, особенно в эпоху раздробленности Тибета (с IX по XI век), когда различные школы буддизма начали конкурировать и взаимодействовать друг с другом. Этот период стал временем интенсивного обмена идеями и практиками, что способствовало дальнейшему обогащению Дзогчена. В результате, Дзогчен стал не только важной частью тибетского буддизма, но и уникальной традицией, которая привлекла внимание исследователей и практиков по всему миру. Сегодня Дзогчен продолжает оставаться актуальным и востребованным направлением в буддизме. Его учения и практики привлекают внимание людей, стремящихся к глубокому пониманию своего ума и природы реальности. В современном мире, где многие ищут способы справиться со стрессом и тревогой, Дзогчен предлагает уникальные инструменты для достижения внутреннего покоя и гармонии. Дзогчен, с его богатой историей и глубокими философскими учениями, продолжает вдохновлять и оказывать влияние на множество людей, предлагая им путь к внутреннему просветлению и пониманию.
Традиционные истории
Согласно традиционному учению Ньингма о происхождении Дзогчена, этот глубокий путь пробуждения, известный как Дзогчен, восходит к пробуждённому уму первого Будды Самантабхадры. Этот Будда считается первым, кто достиг просветления, и он символизирует нашу собственную пробуждённую природу, известную как Дхармакайя. По преданиям, это важное событие произошло бесчисленное количество эонов назад, задолго до формирования нашей Вселенной. В течение этого времени Самантабхадра проявлялся в бесконечном количестве форм и обучал существа в триллионах мировых систем, включая нашу собственную. Самантабхадра проявляется как Будда Самбхогакая, который также известен под именами Ваджрасаттва и Вайрочана Джнянасахара. Он обитает в Самбхогакае – высшем будда-поле, которое называется Гханавиюхакаништхи. Это поле считается источником всех Будд и будда-полей, откуда исходят учения и благословения, направленные на помощь существам в их стремлении к просветлению. Именно здесь Вайрочана обучает Дзогчен бодхисаттв, которые, в свою очередь, передают эти учения другим существам. Традиционные источники Дзогчена также подчеркивают, что учение о Дзогчен передаётся через нирманакаи – эманации Будды Самбхогакая. Эти эманации принимают различные формы, чтобы наиболее эффективно обучать и направлять практикующих на пути к пробуждению. Упоминается, что Дзогчен преподаётся в тринадцати различных мировых системах, включая нашу собственную. Это говорит о том, что учение о Дзогчен не ограничивается лишь одной культурой или эпохой, а является универсальным и доступным для всех, кто ищет истину и просветление. Дзогчен, как учение, акцентирует внимание на непосредственном опыте реальности, а не на концептуальном понимании. Оно призывает практикующих осознать свою истинную природу, которая уже является просветлённой. Это делает Дзогчен уникальным среди других буддийских учений, так как он предлагает прямой путь к реализации, минуя сложные теоретические конструкции. Дзогчен становится не только философией, но и практическим методом, который может быть применён в повседневной жизни, помогая людям осознать свою природу и развить глубокое понимание существования. Этот путь требует от практикующего глубокого внутреннего исследования и искреннего стремления к пробуждению, что делает его доступным для всех, кто готов открыть своё сердце и ум для истинного понимания.
Двенадцать будд
Учение Дзогчен, одно из самых глубоких и сложных направлений тибетского буддизма, имеет свои корни в учениях, переданных двенадцатью нирманьякайя-буддам – эманациям Ваджрадхары. Эти будды проявлялись в различных формах в разные эпохи и в разных мирах, чтобы передать уникальные учения Дзогчен, которые соответствовали уровню понимания и потребностям существ того времени. Первым из этих двенадцати будд является Кхьеу Нангва Дампа, также известный как Ачинтьяпрабха, что переводится как «Верховное дитя, непостижимое видение». Он появился в форме маленького ребенка в эпоху, когда продолжительность жизни существ была практически бесконечной, и их тела были сделаны из света. В это время Кхьеу Нангва Дампа преподавал корневую тантру семнадцати тантр, известную как sGra thal «gyur. Эти учения были предназначены для того, чтобы помочь существам понять природу реальности и освободиться от ограничений, накладываемых их восприятием. Следующим был Кхьеу О Митрукпа, или Аксобхьяпрабха, «Дитя Невозмутимого Света». Он появился в период, когда продолжительность жизни существ составляла десять миллионов лет. Его учения сосредоточились на дзогчен и были переданы дакини Джикпа Кеб, что в переводе означает «Разум, защищающий от страха». Эти учения были особенно важны для развития внутреннего спокойствия и понимания природы страха, что является ключевым аспектом практики Дзогчен. Третий будда, Джикпа Кеб, появился в эпоху, когда продолжительность жизни существ составляла сто тысяч лет. Он обучал бодхисаттв нескольким тантрам, которые были направлены на расширение их понимания сострадания и мудрости. Эти учения стали основой для будущих практик, которые помогали существам развивать свои внутренние качества. Четвертым буддой был Шённу Ролпа Нампар Цева, известный как «Юное проявление сострадания». Он появился в эпоху, когда продолжительность жизни существ составляла восемьдесят тысяч лет. Шённу Ролпа Нампар Цева преподавал одиннадцать тантр, которые были связаны с практиками якшей, существ, обладающих особой силой и мудростью. Эти учения акцентировали внимание на важности сострадания и взаимосвязи всех живых существ. Дордже Чанг, или «Держатель Ваджры», также известный как Ваджрадхара, Шестой, появился в царстве Тридцати Трёх Богов в эпоху, когда продолжительность жизни существ составляла семьдесят тысяч лет. Он обучил Дзогчен следующим семи Буддам, передавая учения, которые стали основой для более глубокого понимания природы ума и реальности. Его учения подчеркивали важность практики медитации и внутреннего осознания. Шённу Паво Тобден, или Кумаравирабалин, «Молодой могущественный герой», появился в эпоху, когда средняя продолжительность жизни существ составляла шестьдесят тысяч лет. Он продолжил традицию передачи учений Дзогчен, акцентируя внимание на практике внутреннего видения и понимания природы реальности. Каждый из этих будд не только передавал уникальные учения, но и служил примером для существ, показывая, как можно реализовать истинную природу ума и достичь просветления. Учения Дзогчен, которые они оставили, охватывают широкий спектр практик, от медитации до тантрических ритуалов, и предназначены для того, чтобы помочь практикующим осознать свою истинную природу и освободиться от страданий. Важно отметить, что Дзогчен не является просто набором философских идей или теорий. Это живое учение, которое требует от практикующего глубокого внутреннего опыта и личной трансформации. В Тибете и других странах, где распространен буддизм, Дзогчен стал основой для многих современных практик, и его влияние ощущается в различных школах и традициях. Учение Дзогчен, переданное двенадцатью нирманьякайя-буддам, остается актуальным и важным для современного общества, предоставляя инструменты для личной трансформации и глубокого понимания природы реальности. В условиях современного мира, когда многие люди сталкиваются с внутренними конфликтами и стрессом, учения Дзогчен могут стать путеводителем к внутреннему покою и гармонии.
Родословная Гараба Дордже в Индии и Тибете
Согласно традиции ньингма, основа учения Дзогчен восходит к Гарабу Дордже, известному также под санскритским именем Прахеваджра или Ваджрапрахе. Гараб Дордже считается пробуждённым существом, которое получило глубокие знания от Ваджрапани, одного из бодхисаттв, в небесных мирах дэвов. После этого он решает воплотиться на Земле, чтобы передать учение Дзогчен людям. Это решение подчеркивает его сострадание и желание помочь существам в их духовном развитии. По словам Дуджумы Ринпоче, Гараб Дордже был выдающимся буддийским наставником из Оддияны, региона, который, согласно историческим данным, мог находиться в современной пакистанской долине Сват. Это место было известно как центр буддийской культуры и образования, что придаёт дополнительную значимость фигуре Гараба Дордже. Учитывая, что он обучал Манджушримитру, который, в свою очередь, был ученым в знаменитом Университете Наланды, можно предположить, что время жизни Гараба Дордже приходилось на 4 или 5 века н. э. Гараб Дордже обучал Дзогчен многим ученикам, среди которых были король Дахенатало, его сын принц Туво Раджахати, принцесса Барани и Луи Гвалпо Гаво. Эти личности играли важную роль в распространении учения Дзогчен и в его интеграции в культурный контекст региона. Особенно примечательна фигура Манджушримитры, который, по преданию, разделил учение Дзогчен на три основные категории: Разум, Пространство и Эзотерическое наставничество, известные как сем-де, лонг-де и мен-нгак-де. Эти разделы учения подчеркивают разные аспекты Дзогчена и дают глубокое понимание природы реальности. Главными учениками Манджушримитры были Буддаджнянапада и Шри Симха. Шри Симха, в частности, стал важной фигурой в передаче Дзогчена в Тибет. Его учениками были такие выдающиеся личности, как Джнянасутра, Вималамитра, Вайрочана и Падмасамбхава. Эти учителя сыграли ключевую роль в распространении Дзогчена на тибетских землях, что стало возможным благодаря их глубокому пониманию и практике учений, полученных от Шри Симхи. В конце VIII – начале IX веков ученики Шри Симхи принесли три серии учений Дзогчена в Тибет. Это было время значительных изменений и культурной интеграции, когда буддизм начал укореняться в тибетском обществе. Согласно традиции ньингма, учения Дзогчена были сокрыты или спрятаны как термы – «сокровищницы текстов», предназначенные для будущих времён. Эти термы были созданы такими фигурами, как Падмасамбхава, который проявил особую заботу о том, чтобы учение оставалось доступным для будущих поколений. Термы и их открытие стали важной частью тибетского буддизма, поскольку они обеспечивали живую связь между древними учениями и современными практиками. Падмасамбхава, как считается, оставил множество терм, которые были найдены и интерпретированы различными мастерами в последующие века. Этот процесс открытия терм стал основой для возрождения учений Дзогчен в Тибете и их дальнейшего распространения в других регионах. Традиция ньингма и учение Дзогчен представляют собой глубокий и многослойный путь духовного развития, который продолжает вдохновлять и обучать людей по всему миру. Учение Дзогчен не только обогащает буддийскую практику, но и предлагает уникальные методы самопознания и трансформации, которые остаются актуальными в современном мире.
История в школе Ньингма
Термины «атийога» и «дзогчен» занимают важное место в индийских тантрических текстах, датируемых VIII и IX веками, такими как «Гухьягарбха-тантра». Однако в этих ранних источниках они не обозначают конкретные практики или системы, а скорее представляют собой более широкие концепции, которые позже получили более четкое определение в тибетском буддизме. Дэвид Джермано, исследователь буддизма, утверждает, что нет достоверных свидетельств существования отдельных традиций или линий передачи, связанных с терминами «Дзогчен» или «Атийога», за пределами Тибета. Это говорит о том, что Дзогчен может быть уникальным тибетским учением, сформировавшимся под влиянием различных факторов, включая местные небуддийские верования, а также индийские и китайские буддийские традиции. Дзогчен, что в переводе с тибетского означает «Великое Совершенство», представляет собой путь, который акцентирует внимание на естественном состоянии ума и осознании своей истинной природы. Это учение включает в себя практики, направленные на прямое переживание этой природы, что отличает его от более ритуализированных и сложных систем, таких как тантра. В Дзогчене акцент делается на непосредственном опыте, в отличие от концептуального понимания, что делает его доступным для практикующих. Интересно, что, несмотря на тибетское происхождение Дзогчена, Джермано указывает на наличие апофатического языка, который встречается в некоторых индийских тантрах. Апофатический язык подразумевает описание чего-то через отрицание, то есть через указание на то, чем оно не является. Это создает пространство для глубоких интуитивных осознаний, которые не могут быть полностью выражены словами. Таким образом, можно заметить, что, хотя Дзогчен и может быть уникальным тибетским явлением, его корни и философские основы имеют параллели с индийскими традициями. Флавио Гейссхюсслер в своей книге «Тибетская медитация „Взгляд в небо“ и предыстория буддизма Великого Совершенства» поднимает вопрос о том, что многие ключевые мотивы Дзогчена могут быть связаны с до буддийским наследием Тибета. Он утверждает, что эти мотивы не обязательно являются продуктом махайоги индийского буддизма, а скорее представляют собой синтез местных верований и практик. В частности, он выделяет приоритет неба как источника просветленной энергии, что является центральным аспектом медитации «Взгляд в небо». Эта медитация предполагает, что практикующий обращает свой взор вверх, символизируя стремление к высшему состоянию сознания и ясности. Гейссхюсслер также анализирует «Семнадцать тантр», где описывается энергия, взаимодействующая с медитирующим. Эта энергия представлена в виде овец, привязанных друг к другу, и йог, стремящийся поймать их, имитируя их поведение и создавая структуры, подобные забору. Этот образ символизирует процесс управления энергией внутри тела и ума, что является важным аспектом практик Дзогчена. Внутри тела медитирующего описываются светящиеся пути, которые символизируют жизненную силу. Например, оленьи сердца, шёлковые каналы и рога буйвола используются как метафоры для описания этих энергий. Дзогчен и Атийога представляют собой сложные и многослойные учения, которые, несмотря на свои тибетские корни, имеют глубокие связи с разнообразными культурными и религиозными традициями. Эти учения не только обогащают тибетский буддизм, но и открывают новые горизонты для понимания природы сознания и практики медитации. Важно отметить, что, несмотря на различия в подходах, все эти традиции стремятся к одной цели – достижению просветления и пониманию своей истинной природы. Таким образом, Дзогчен и Атийога представляют собой не просто практики, а целые философские системы, которые продолжают развиваться и вдохновлять практикующих по всему миру. Их изучение открывает двери к более глубокому пониманию как тибетского буддизма, так и более широких вопросов о природе ума и реальности.
Отдельного движения
Идея о том, что Дзогчен представляет собой самостоятельное направление в буддизме, была выдвинута исследователем Самтеном Кармаем в его работе «Великое совершенство». Он предложил рассматривать Дзогчен как «новую философию», основанную на концепциях «первобытной спонтанности» (ye nas lhun gyis grub pa) и «первобытной чистоты» (kadag), которые начали формироваться в IX – X веках. Эти идеи стали основой для понимания Дзогчена как уникальной системы, отличной от других буддийских практик. Самтен Кармай подчеркивает, что чань-буддизм, возникший в Китае, оказал заметное влияние на раннюю литературу Дзогчен. Он отмечает, что хотя Дзогчен был тесно связан с тантрическими практиками и доктринами махаяны, он стремился к независимости от них. Это подчеркивает уникальность Дзогчен как учения, которое развивалось в контексте взаимодействия различных буддийских традиций, но при этом сохраняло свою самобытность. Американский тибетолог Дэвид Джермано также поддерживает аналогичную точку зрения относительно раннего развития Дзогчена. Он акцентирует внимание на различиях между ранним Дзогченом и практикой тантрической йоги. Джермано утверждает, что ранний Дзогчен определил себя как риторическое отрицание тех нормативных категорий, которые составляют как тантрический, так и нетантрический индийский буддизм. Это положение дел, известное как движение «Серия разума» (sems sde), возникло в первую очередь из буддийской тантры, представленной тантрами махаяны, но также находилось под воздействием других источников, включая китайский чань и местные элементы, которые могли быть неизвестны. Джермано указывает на то, что ранняя литература Дзогчен характеризуется постоянными риторическими отрицаниями обоснованности и критической значимости основной тантрической практики. Например, в «девятой главе «Кун бид рьял по» содержится отрицание нормативных тантрических принципов, которое представлено в контексте «десяти аспектов просветляющего ума» («ранг бжин бку»). Это свидетельствует о том, что ранний Дзогчен стремился к переосмыслению и критике существующих буддийских практик. Джермано называет ранние традиции Дзогчен «первозданным Великим Совершенством», подчеркивая, что они характеризуются отсутствием подробных описаний, свойственных другим направлениям буддизма. Это отсутствие детализированных инструкций может быть связано с тем, что Дзогчен акцентирует внимание на непосредственном опыте и интуитивном понимании реальности, что делает его подход уникальным и отличным от других систем. Кроме того, следует отметить, что Дзогчен, как учение, акцентирует внимание на важности непосредственного переживания состояния просветления, которое доступно каждому, независимо от уровня подготовки или практики. Это делает Дзогчен особенно привлекательным для многих практикующих, которые ищут более прямой и непосредственный путь к пониманию своей природы и природы реальности. С течением времени Дзогчен стал развиваться и эволюционировать, впитывая в себя различные элементы других буддийских традиций, а также местных верований и практик. Это привело к возникновению множества школ и направлений в рамках Дзогчена, каждая из которых привнесла свои особенности и акценты в учение. В этом контексте Дзогчен можно рассматривать как динамичное и развивающееся учение, которое продолжает привлекать внимание исследователей и практиков по всему миру. Дзогчен, как философская и практическая система, представляет собой уникальное явление в буддизме, которое сочетает в себе элементы различных традиций, но при этом сохраняет свою самобытность и независимость. Его акцент на непосредственном опыте, спонтанности и чистоте делает его особенно актуальным в современном мире, где многие ищут более прямые и эффективные пути к самопознанию и просветлению.