© Андрей Басов, 2024
© Интернациональный Союз писателей, 2024
Автор выражает благодарность за помощь в издании этой книги мэру Киренского района Иркутской области Кириллу Викторовичу Свистелину и спонсору издания Вячеславу Петровичу Рубцову.
Предисловие
Русская Культура наконец-то вернулась домой. Мы не спрашиваем, где пропадала все эти годы, – ведь без причины не покидают родной очаг. Но с поклоном принимаем её на приленской родной земле и радуемся, что она опять с нами. Пройдя курс реабилитации, культура вступает в свои прежние права и втягивает нас в новые авантюры.
В своё отсутствие она не теряла времени даром и вовсю набиралась опыта, впитывая в себя знания разных поколений. Получив богатое наследство от царя, парткома и демократа, взяв лучшее из разных времён, помолодев и отшлифовав свой новый образ, Культура стала более уверенной, утончённой и независимой. Смотрит озорным девичьим взглядом и манит нас в свои объятия изящной рукой, чтобы вместе совершить прекрасное путешествие.
Вместе с ней закружил вальс и запел русскую песню и Киренский район. Краеведческий районный музей провёл ярмарку и «дискотеку 90-х»… За время её отсутствия народ отвык так гулять. Но немногочисленные зрители остались довольны и покидали территорию музея в отличном настроении. Теперь Культуре вдвойне важно проявлять себя многогранно и разнолико, чтобы завоевать утраченную любовь народа и доверие его. Ведь ещё совсем недавно и взрослые, и дети в канун праздника предвкушали настоящее чудо. Ждали весёлой встречи с друзьями на городской площади, шли туда с самого утра в отличном настроении…
Нелёгкий труд ждёт Культуру впереди. Ведь люди, кажется, уже не надеются, что она вернулась к нам навсегда. Хотя… фестивали сегодня уже не редкость! И о двух я хочу вам рассказать. С каждым годом они становятся всё популярнее, всё значимее. Народ стал проявлять активность и даже вносить свои предложения – как сделать эти праздники веселее да интереснее.
Всё это радует, придаёт сил организаторам и дарит надежду на объединение всех жителей России. Приятного тебе путешествия, уважаемый читатель, по страницам культурной жизни моей новой книги!
Эта удивительная история началась с того, что как-то раз одна творческая душа уронила маленькое зёрнышко. Оно странствовало – и упало в творческое сердце другого человека, стало развиваться, набухать – и дало росток, который потянулся к самому солнцу. С каждым днём он набирал силы и наливался живительным соком. Пришло время, и этот росток превратился в прекрасный колос-фестиваль, которому дали название «Приленские самоцветы».
Причуды Деда Погоды
… Дед Погода тем летом решил почудить. Может, затаил на нас какую-то обиду и захотел то ли отомстить, то ли помочь продвинуться вперёд? Ведь любые разрушения ведут к строительству куда более крепких и современных.
Как бы оно ни было, он пропустил через наш Киренский район, как у нас говорят, «свадьбу нечистой силы». Промчалась она со скоростью тридцать – пятьдесят метров в секунду, оставив за собой поваленные деревья и электрические опоры. На некоторых домах слетели крыши, многие заборы полегли. У одного жителя островной части с хозблока оторвало лист железа, который полетел с бешеной скоростью через огород, прошил у соседа насквозь стеклопакет и вонзился в стену кухни. Благо на тот момент никого там не было, никто не пострадал. А «свадебный кортеж» не останавливался, безжалостно сметая на своём пути всё, что не имело надёжного корня и устойчивого крепления. Из-под «копыт» его «лошадей» вылетал мусор, поднимался на десятки метров, крутился над Киренском хищными птицами странных форм, падал на землю и поднимался вновь.
Когда всё стихло, на улицы было страшно смотреть. Люди выходили из домов и с ужасом созерцали результаты «веселья». Несколько дней сидели без света. Где-то с утра народ гурьбой ринулся по магазинам, расхватывая заменители электроплит и электроосвещения. Кто сколько способен был унести, столько и набирал. Торговые точки перевыполнили план. После обеда газовых плит, фонариков на батарейках и восковых свечей на прилавках не было – разобрали всё. Кто не успел, тот опоздал. Движение было парализовано – проезжую часть завалило деревьями. Коммунальщики и любящие свой город жители несколько дней чистили дороги и тротуары. Электрики восстанавливали сети. В парке культуры и отдыха, словно прощаясь, мирными штабелями покоились вековые сосны, полностью покорившиеся своей скоропостижной кончине. Вскоре их распилили на дрова, и они отдали свой последний долг – обогрели дома киренского населения.
После этого Дед Погода проявил сентиментальность: каждый день проливал слёзы. Где уж там отдохнуть, насладиться безоблачным солнечным небом! Настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа отец Сергий собирал в церкви прихожан, проводил молебен, стараясь оказать на Погоду воздействие молитвой. Однако ничего из этого не вышло. Весь урожай у огородников погиб. Помидоры и лук почернели. Картофель сгнил. Со слезами на глазах всё пришлось вывезти на свалку. Что ж, плачь – не плачь, а против гнева Деда Погоды мы бессильны…
Если бы не вы
Но человек способен сам создавать погоду – духовную, и это наше единственное спасение от природных катаклизмов.
В 2022 году мой набор карт из колоды жизни составил двадцать одно – можно сказать, я забрал выигрыш. Именно тот год наполнил мою жизнь самыми впечатляющими событиями. Одно из них – поездка в село Казачинское на фестиваль «Приленские самоцветы».
От Байкальского хребта, с высоты 764, 2 метра слившиеся в единый поток две речушки дают начало чудесной реке Киренге, что в переводе с эвенского языка означает «Орлиное гнездо». Несёт она свои воды быстрым течением, выбирая русло между задумчивых хребтов и скал, словно обработанных рукой талантливого архитектора и достойных кисти художника полей. Трудно сказать, сколько времени уносит её течение историю этого удивительного края в глубины Севера. Рассказывать об этих замечательных местах можно бесконечно долго. Сказочная природа с какой-то необыкновенно мягкой растительностью может многое поведать о характерах людей, живущих здесь, об их приветливости и щедрости, о дружбе и самопожертвовании.
Село Казачинское – центр Казачинско-Ленского района и Казачинского сельского поселения. Основано оно в 1776 году переселенцами и казаками, отсюда пошло и его название. Много лет копили жители этих мест свою историю. Сама природа способствовала порывам к творчеству: строители БАМа (Байкало-Амурской магистрали), жители Казачинско-Ленского района, городов Усть-Кут и Киренск в стихах и песнях старались выразить красоту природы, показать любовь к своей земле. Однако история моя о тех, кто проложил дорогу к фестивалю талантов «Приленские самоцветы», определил его исток.
Река Киренга – приток не менее прекрасной сибирской реки Лены. Сливаются они, омыв берега города Киренска: Лена – правый, а Киренга – левый. Дальше свой путь они продолжают неразлучными подругами – до самого моря Лаптевых.
Вот уже восемь лет не покладая рук трудится мэром Киренского района Кирилл Викторович Свистелин. Его отец, Виктор Александрович Свистелин, – коренной ленинградец. Когда-то приехал он в город Усть-Кут по распределению, и затянула его сибирская земля своими прелестями так, что уже никуда не захотелось уезжать. В 1968 году он был назначен главным инженером Алексеевской ремонтно-эксплуатационной базы (РЭБ) флота. И всю жизнь свою посвятил флоту, отработал главным инженером. Был директором Алексеевской РЭБ в 1981–1982 годах. В его честь назвали танкер «Инженер Свистелин», который и по сей день ходит по Лене.
В 1992–1994 годах шло реальное развитие флота. Тогда отделилось от Якутского пароходства «Ленское объединённое речное пароходство» – ЛОРП – и по инициативе одного из руководителей Алексеевской РЭБ Сергея Алексеевича Ивченко было создано своё Верхнеленское пароходство. У команд судов повысились доходы. Вновь созданным предприятием все средства в основном тратились на развитие посёлка Алексеевска. На деньги местного бюджета положили асфальт на центральной улице имени Василия Чапаева. Наладили связь. Провели электроснабжение, переход которого через реку Лену со скалы был сделан просто уникально. Не было такого нигде и никогда до того, это был реальный «выход на ВДНХ»…[1] Зарплату платили учителям вовремя. В целом за первые два-три года начала девяностых произошёл огромный скачок в экономическом развитии для речников.
Мама Кирилла Викторовича – обычная сибирячка, Галина Леонидовна Свистелина, родилась в посёлке Жигалова, что находится выше города Усть-Кута по реке Лене. Ещё совсем девчонкой любила Галина бегать на судоверфь и наблюдать, как строят буксиры и танкеры. И загорелась она желанием стать сварщиком и тоже строить корабли. Девичья мечта сбылась: в своём деле она достигла огромного профессионализма, получив высокий шестой разряд. С Виктором познакомилась в Усть-Куте, там вскоре появился на свет и малыш.
Свою жизнь Кирилл Викторович связал с комсомолом и шагал строго в его фарватере много лет. С 1981 года, вступив в организацию, сразу прошёл школу комсомольского актива в пионерском лагере «Дружба», где единственный получил путёвку в «Артек». В советские времена в этот лагерь отправляли лучших учеников. Путёвку ему вручал Владимир Щербина, первый секретарь РК ВЛКСМ. На тот момент он работал вместе с Петром Николаевичем Неупокоевым, вторым секретарём Киренского райкома комсомола. Кирилла избрали секретарём ВЛКСМ Алексеевской школы. Годы мчались незаметно, и пришла пора задуматься о будущей специальности. Кирилл Викторович поступил в педагогический институт, на исторический факультет. Затем служил в армии, вернулся и был избран секретарём комитета комсомола в Алексеевской РЭВ флота.
В то время секретарём партийного комитета РЭВ была Альбина Николаевна Ратова. Именно она оказала Свистелину огромную поддержку в продвижении, поднимая его в гору, создавая собственным авторитетом своеобразный «эскалатор». С Альбиной Николаевной Кирилл Викторович начал совместную работу сначала в качестве второго секретаря комсомола, потом – первого. Однако без родного Алексеевска долго жить не мог. И вернулся на пост заместителя председателя поселкового совета рабочего посёлка. Тогда, в 1994 году, мэром Киренского района был Сергей Иванович Сумбаев. Свистелин и сегодня вспоминает об их совместной работе с благодарностью. Их дружба продолжается до сих пор. Сергей Иванович пригласил Кирилла Викторовича на должность заместителя мэра Киренского района по жилищно-коммунальному хозяйству.
На тот момент Свистелину было всего двадцать восемь лет. 30 апреля 2022 года исполнилось тридцать лет, как он на муниципальной службе. Это очень серьёзный стаж.
Виктор Юрьевич Ким, с которым также довелось работать Кириллу Викторовичу, имеет немало достижений по развитию Киренской РЭБ флота. В первую очередь это завод по выпуску силикатного кирпича, из которого строили пятиэтажные дома в микрорайоне Мельничном и другие объекты. Ким В. Ю. был избран на пост мэра народом. Однако что-то не заладилось, и ему пришлось освободить занимаемое кресло. Депутатами районной Думы было принято решение закрепить на освободившееся место Геннадия Николаевича Ковадло, который на тот момент был депутатом.
В 2000 году мэром Киренска официально была избрана Альбина Николаевна Ратова, которую Кирилл Викторович помнит ещё со школьной скамьи. Альбина Николаевна стала наставником Кирилла Свистелина. Родители Кирилла Викторовича дружили с её мужем, Юрием Михайловичем. Юрий Михайлович Ратов был капитаном на теплоходе «Саратов» и, когда весной судно красили, взял и закрасил слог «Са». Получился теплоход «Ратов». В общем, речники тоже умели повеселить себя.
С пятью мэрами прошёл Кирилл Викторович Свистелин по одной дороге жизни, и уже одно это говорит о многом. В первую очередь, конечно же, о его приобретённом богатом опыте и колоссальных знаниях в правильном распределении бюджетных средств.
Однако непредсказуемость наших судеб может в корне изменить любые замыслы. Как говорится, хочешь насмешить Бога – расскажи ему о своих планах. Конечно же, все решения принимаются Небесной канцелярией. В 2004 году так получилось, что Свистелину пришлось уехать из Киренского района. Ровно десять лет мотала его жизнь по волнам непредсказуемости, что порой прокатывались по Иркутской земле, прибивая то к одному, то к другому берегу. Однако неожиданные повороты судьбы имеют особенную привлекательность. Ведь жизнь начинает показывать разные свои стороны. Абсолютно иная подготовка. Соответственно, за это время Кирилл Викторович узнал многих людей, с которыми и посейчас поддерживает отношения. Был главой Михайловского городского поселения, заместителем мэра города Свирска. На Крайнем Севере занимал достойную должность – первого заместителя мэра Катангского района. Киренчане следили за его карьерой, гордились его заслугами, и в 2014 году обратились к нему с просьбой возглавить район.
«Почему бы и не вернуться в Киренск?» – подумал Свистелин. В этом же году он был избран мэром Киренского района. Работает и сейчас, вот уже второй срок. Жители города и района разрабатывают план, как оставить его на третий срок, потому что именно с его приходом район ожил. За это время сделано очень и очень много.
Первая тема – это, конечно же, транспортная доступность. Самолёт сегодня до Иркутска – всего шесть тысяч рублей, «Полесье» до Усть-Кута – пятьсот рублей. Паром на другой берег – вообще бесплатно. И жизнь народа Киренского района станет еще комфортнее, ведь Свистелин считает, что транспортная доступность – это главное. Решается вопрос о Вилюйской федеральной трассе, которая должна пройти вдоль реки Лены, «зацепив» все населённые пункты. Сегодня встал вопрос и о реконструкции взлётно-посадочной полосы.
За этот период было уделено много внимания народному образованию, культуре. Идёт капитальный ремонт учреждений культуры: клубов, библиотек, музеев. «Обязательно надо построить новую школу», – считает мэр. Строительство новой школы уже планируется. Пусть люди видят лучшее – ведь худшее уже было. Далеко ходить необязательно. Вспомним девяностые и нулевые годы. Киренский район вполне самодостаточный и может себе позволить осуществлять самостоятельно, на свои средства, многие эффективные проекты. Например, в пятой школе в этом году открылся ФОК (физкультурно-оздоровительный комплекс), который построен на средства местного бюджета. Это тридцать девять миллионов. Культурные мероприятия, сквер Свободы, музей. Всё это – точки роста, из которых развитие пойдёт вперёд.
Городское чудо – Киренский музей
История Киренска бесконечно интересная и увлекательная. Расположен он на острове, и это уже само по себе вызывает интерес и желание узнать о нём как можно больше. Этот северный край рождает очень много талантливых людей. Моя супруга Лариса плотно сотрудничает с музеем Киренского района, где ведёт вязальный кружок при клубе народного творчества «Светлица»…
С 2009 года наш Киренский районный историко-краеведческий музей возглавляет прекрасная женщина – Елена Геннадьевна Еохина. Родилась она в деревне Орлова Киренского района. До девятого класса училась в средней школе села Петропавловское, а десятый и одиннадцатый – в школе № 5 города Киренска. Уже в одиннадцатом классе заочно поступила в Московский образовательный центр «Тантал» по специальности «юриспруденция». Нас с Еленой Геннадьевной связывают многие рабочие моменты, и мне очень хочется рассказать её историю, которая ещё раз подчеркнёт, что человеческая судьба всё-таки запланирована и всё, что должно произойти, обязательно сбудется.
После окончания курсов она приехала в Иркутск, остановилась у родственника и собралась за билетами до Киренска. Но дядя сказал Лене:
– Ты что, собралась ехать к маме с папой, на шею им садиться? Иди ищи работу, первое время поможем, потом – сама.
И вот она идёт по Иркутску в поисках работы. Везде отказывают, и так три дня. Расстроенная, Лена собралась всё-таки вернуться домой. И тут дядя звонит и говорит:
– Стой, жди дома, кажется, я нашёл тебе работу, приеду и всё расскажу.
И оказалось, в комитете по культуре Иркутской области (сейчас министерство культуры Иркутской области) освободилась вакансия секретаря, и её туда приняли. Председателем комитета по культуре тогда была Вера Ивановна Кутищева, надо сказать, что она в 70-е годы окончила Киренское педагогическое училище, где училась вместе с Ниной Дмитриевной Скорняковой[2].
Так 20 марта 2000 года в областном комитете по культуре и началась трудовая деятельность Лены. За время работы там она посетила все музеи, театры и другие учреждения культуры Иркутска, так как Вере Ивановне как председателю приносили очень много билетов, приглашений в театры на премьеры спектаклей, в музеи на выставки, на концерты известных артистов и музыкантов. Естественно, она в силу своей занятости не могла всё охватить своим вниманием. Поэтому очень часто отдавала билеты Лене и просила обязательно сходить.
Так Елена постепенно приобщалась к культуре и стала входить в культурную элиту. Зарплата её на тот момент составляла 500 рублей. И через полгода Лену пригласили на работу в областной краеведческий музей на зарплату в 600 рублей. Это на целых 100 рублей больше, и она согласилась. Было страшно. Однако Елена уже тогда понимала, что должна расти, развиваться, учиться чему-то новому. Коллектив принял её очень хорошо, стали помогать. Как-то Лену вызвала к себе заместитель директора по научной работе Светлана Александровна Виноградова и объявила, что пора получать высшее образование. Принесла учебники, задания, и пошла Елена Геннадьевна на подготовительные курсы для сдачи экзаменов. К сожалению, сразу в тот же год поступить не получилось: завалила английский язык, потому что в школе изучала французский и с английским дружбы не имела. И опять же Светлана Александровна помогла. Она попросила штатного музейного переводчика позаниматься с молодой специалисткой. И уже через год Лена была готова снова идти в бой. В этот раз у неё всё получилось, и она поступила на заочное отделение Восточносибирской академии культуры и искусств города Улан-Удэ, на специальность «музеевед-историк». Так пять лет она совмещала работу с учёбой.
В 2004 году Елена вышла замуж и на период декретного отпуска приехала в Киренск. Через год Лена заскучала. С ребёночком очень помогали бабушка и дедушка, и поэтому оставалось много свободного времени. Чтобы не терять его зря, она попыталась найти в Киренске какую-нибудь временную работу. И опять получилось так, что она устроилась в Киренский отдел по культуре. Потом произошла реорганизация, и отдел культуры ликвидировали. Родилось новое учреждение культуры – методический центр «Звезда», и Лена стала работать там.
Как-то зашла в «Звезду» бывший директор музея Ольга Викторовна Кулешова, сообщила, что музею дали дополнительную штатную единицу, и пригласила Лену к себе работать. Елена Геннадьевна решила отшутиться и сказала:
– Приду в ваш музей только на должность директора.
Тогда все весело посмеялись, а через полгода директор сообщила:
– Я увольняюсь и переезжаю в другой город. В районной администрации я озвучила, что в Киренске есть специалист с высшим музейным образованием.
И уже на следующий день Елену Геннадьевну Еохину пригласили в администрацию и предложили должность директора музея. Как говорится, где родился, там и пригодился. Поняла она, что это какой-то знак, наверное, здесь она нужнее и сможет принести больше пользы. Поэтому согласилась. Пришлось написать заявление на увольнение из областного музея и отдать все силы, опыт, полученные в области, на возрождение Киренского музея.
После всех этих событий Лена очень часто вспоминала свою ангарскую однокурсницу, цыганочку: накануне экзамена та успокаивала сильно волновавшуюся Лену и нагадала ей, что жизнь её будет связана с культурой и искусством. И ведь она тогда оказалась права! Вот уже двадцать два года Елена работает в сфере культуры и очень рада, что нашла себя. Каждое утро встаёт и с удовольствием идёт на работу. Каждый день ей хочется сделать всё больше и больше, и это, наверное, главное. Работа должна быть по душе.
Как-то Елена Геннадьевна предложила мне поставить в музее старинный амбар. Его надо было демонтировать в селе Красноярово и собрать на территории музея. Я завёз туда бригаду, пацаны разметили амбар по брёвнам, разобрали. Так как у меня не было необходимой техники, мне пришлось обратиться к предпринимателю Владимиру Васильевичу Белову по поводу доставки (он занимался лесом, у него было немало разной техники). Вскоре материал оказался на территории музея, и бригада приступила к монтажу. Однажды, когда я поехал проверить, как движется сборка раритета, со мной в машину села и жена Лариса. В музее она познакомилась с Еленой Геннадьевной, женщины разговорились. Лариса рассказала о себе, о том, что дома она постоянно вяжет. И Лена предложила ей взять на себя вязальный кружок в музее. Лариса дала согласие. Через объявление в газете собрали вязальщиц и желающих научиться вязать. Придумали название – «Волшебный клубок». И стали рукодельницы собираться по субботам в музее. Рассядутся дружно вокруг стола, возьмут в руки спицы, пряжу и под дружескую беседу вяжут какое-нибудь изделие. Недавно навязали тёплые носки, митенки, варежки, и Кирилл Викторович увёз всё нашим мобилизованным в Юргу, где они проходили военную подготовку.
«Светлица» едет на фестиваль
Таким образом, жена моя Лариса влилась в клуб ремесленников. 14 октября 2002 года состоялось его открытие – клуб народных ремёсел получил название «Светлица». С тех пор его двери открыты для каждого, кто любит традиционное народное ремесло и хочет приобщиться к художественному промыслу. За более чем 20 лет мастера клуба «Светлица» и их ученики неоднократно участвовали в выставках, ярмарках города, района и области. Проводили мастер-классы по бисероплетению, флористике, тестопластике, глиняной игрушке, лозоплетению и вязанию.
Проблема духовного и нравственного здоровья подростков сейчас как никогда остра. И отчасти она решается через клуб народных ремёсел. Социальная значимость клуба заключается в широком привлечении всех слоёв населения, в том числе молодёжи, к изучению исторического наследия родного края, установлению связей между поколениями и преемственности традиционного мастерства.
Клуб «Светлица» постоянно в поиске новых задумок и идей.
Руководительница клуба «Светлица» – Светлана Александровна Беляевская. Родилась она в 1974 году в посёлке Золотом, которого теперь уже нет. Затем её родители переехали в посёлок Юбилейный. Там она окончила школу, одиннадцать классов. После школы Беляевская уехала в город Иркутск и выучилась на портного в училище № 38. Вернулась в Юбилейный, вышла замуж, родила дочь, после – сына. Позднее устроилась в школу учителем технологии. Поступила в университет и приобрела специальность организатора по воспитательной работе. В семье начались неурядицы с мужем, и с ним пришлось расстаться. Но вскоре Светлана встретила мужчину своей девичьей мечты, вышла ещё раз замуж и родила дочь. Муж – речник, капитан-механик. Когда захотели родить ребёнка, Света выставила ему ультиматум: «Либо ребёнок, либо флот». Муж выбрал ребёнка и устроился на подстанцию. Так как у него высшее образование, вскоре его перевели в посёлок Гарь, что на правом берегу реки Киренги, напротив Киренска, мастером на подстанцию, которая поставляет электроэнергию всему Киренскому району. Света бросила свою любимую школу и переехала вместе с мужем. Кое-как нашли квартиру, навели порядок… и живут в ней уже одиннадцатый год. Светлане тоже пришлось работать, но конкретного ничего не было, и первое время жила на подработках: кто-то уходил в отпуск, и она замещала этого человека. Позвонила как-то ей уже выросшая старшая дочь и сказала: «В музей требуется работник. Открыт конкурс. У тебя специальность позволяет принять участие». Нужен был руководитель клуба «Светлица». Света приготовила резюме и пришла на собеседование. Ждать после него долго не пришлось. Позвонила Елена Геннадьевна и сообщила, что Светлана принята на работу в музей. Пришла она в год пандемии, когда собирать население на встречи было нельзя. Но делать что-то хотелось, и первое, что она придумала, – это конкурс «Закаты родного города». По фотографиям, присланным жителями на конкурс, позднее сделали календари. Света очень любит закаты и всегда ими любуется, приговаривая при этом, что самые красивые закаты – у неё, в посёлке Гарь… Пандемия стала отступать. Затем она познакомилась с Ларисой. Приняли участие в конкурсе по вязанию. И – пошло-поехало.
Из администрации района в музей поступило распоряжение составить список рукодельниц, которых считают нужным показать на фестивале «Приленские самоцветы». Светлана набрала команду ремесленников. Так как я дружу уже много лет с музеем, она и обо мне не забыла. Внесла в список вместе с остальными участниками. Кроме участников фестиваля из музея, подали списки и другие творческие коллективы. Формированием делегации фестиваля занималась Ольга Сергеевна Слёзкина, которая утвердила состав участников, и таким образом была собрана команда, состоящая из ремесленников и поэтов.
Ольга Сергеевна в 1986 году окончила школу № 1 города Киренска и поехала в город Ангарск приобретать специальность. Вернувшись по распределению, она свою трудовую деятельность связала с родным краем. Получила высшее образование, работала в детских садах № 13, № 2, инспекции по делам несовершеннолетних, органах опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Однако её с детства привлекала культура. Мечта сбылась. С 2010 года она возглавляет отдел по культуре, делам молодёжи и спорта в администрации Киренского муниципального района. Эта хрупкая женщина, всегда энергичная и полная оптимизма, живёт по принципу «своих не бросаем». На каждый фестиваль она едет вместе со своим коллективом в любую точку области, иногда даже принимает непосредственное участие в некоторых театральных постановках.
Для поездки на фестиваль Олег Антипин, владелец пассажирского автопарка, состоящего из «хайсов»[3], «мерседесов» и «газелей», выделил автобус «мерседес». Водителем был Николай Верхотуров. Каждый ремесленник упаковал свои поделки: кто – в хозяйственные сумки, кто – в обычные картонные коробки. Поэты приготовили произведения, которые прочтут на поэтических площадках. Расположились сами, и автобус тронулся в направлении Казачинской земли.
Из-за проливных дождей дорога была сильно разбита. Однако никто на это не обращал внимания. Творческому человеку сложно омрачить настроение, а уж если всё-таки удалось, то добра не жди. Либо выскажется, да так, что уши завянут, либо замкнётся и будет молчать, пока революционеры в его голове не найдут себе покой и умиротворение.
Однако в этот раз все были на позитиве. Пели песни, рассказывали истории. Елена Казакова «задавала огня». Весёлая и жизнерадостная девушка. Очень талантливая. Народный фолк-дуэт «Оберег» муниципального казённого учреждения культуры «Методический центр народного творчества и досуга “Звезда”» администрации Киренского муниципального района был создан в 2016 году. В составе дуэта – Ольга Геннадьевна Ковадло и Елена Фёдоровна Казакова. Фолк-дуэт – обладатель Гран-при и лауреат международных, всероссийских, областных конкурсов. С момента создания ведёт активную творческую, просветительскую, концертную деятельность, которая является значимой в Киренском районе и Иркутской области в сфере популяризации молодёжного фольклорного исполнительства, так как он занимается сохранением русского фольклора как объекта нематериального культурного наследия, национальной культуры, пропагандой русских народных традиций. В репертуаре коллектива бесценное фольклорное песенное наследие нашей необъятной страны, а также традиции, записанные в этнографических экспедициях по Иркутской области. Идёт постоянный творческий поиск, и, бережно обращаясь с песенным материалом, участники дуэта экспериментируют, синтезируя фольклор с современными музыкальными формами. Этим они привлекают внимание молодёжи, прививая любовь к старинной песне, воспитывая патриотические чувства к своей национальной истории.
Мимо окон мелькала тайга, приветливо радуя нас сказочным летним видом. Некоторые деревья и кустарники клонились к дороге, словно приветствуя нас и провожая своим взглядом дальше. Иногда останавливались, чтобы немного размяться. Мимо пролетали лесовозы, фургоны, внедорожники, пикапы, выбрасывая из-под своих колёс камни гравийного покрытия проезжей части. В посёлок Магистральный прибыли поздним вечером. Чуть уставшее, но ещё вполне респектабельное здание хостела в два этажа имело отпечаток истории Советского Союза. «Портье на ресепшене», женщина бальзаковского возраста, встретила нас со свойственной данной земле теплотой, зарегистрировала и заселила в номера. Кроме нас приехали ремесленники и поэты из других районов, а кто живёт рядом, те приедут завтра. Привели себя в порядок, попили горячего чая с дороги и разошлись по своим номерам. Утром открытие фестиваля. Нас поселили втроём: Сергей Сергеевич Кожин, мастер и поэт, водитель автобуса Николай, который находился с нами до конца фестиваля, и я. В соседней комнате находились лидеры казачьего коллектива.
Давным-давно, аж в 1628 году, из Енисейска был послан казачий десантник Василий Бугор. Он с Верхней Тунгуски (Ангары) через Илим, Игирму и Куту сплыл до Лены, а по ней, собирая ясак[4], дошёл до устья реки Чары. В 1630 году Василий Бугор вернулся в Енисейск, оставив для ясачного сбора в устье Киренги четырёх казаков, а в устье Куты – двоих. Это были первые оседлые русские на Лене. Казаки Василия Бугра в 1630 году в устье реки Киренги, на том месте, где сейчас находится Спасский храм, построили ясачное зимовье, которое в 1631 году казаками атамана Галкина, пришедшими из Усть-Кутского зимовья, было улучшено, расширено и обнесено стеной. Этим было положено основание Киренского острога, который до 1655 года назывался Никольским погостом (погост в Древней Руси – податный округ, сборный пункт сельских жителей какого-либо округа). Киренский острог был назван по имени реки Киренги, в дельте которой на одном из островов он был расположен.
Алексей Новиков – по крови забайкальский казак из Акшинской станицы. И дед его, и прадед – все были казаками. Изучив движение Киренского казачества, он загорелся желанием возродить и восполнить саму историю. Ведь казаки были всегда на Киренской земле. И до революции, и после жили казачьи семьи. Долго Алексей вынашивал свою идею. Предлагал Виктору Павловичу Округину[5] создать казачий коллектив в культурно-досуговом центре «Мир». Мало где прислушивались к нему. Однако если человек движется к своей цели уверенно, он однозначно дойдёт. В начале 2015 года появилась первая подвижка. Для начала, чтобы показать наглядно, что из этого может получиться, решили Алексей Новиков с Алексеем Косыгиным создать казачий дуэт. Произошёл ещё небольшой сдвиг. Чуть позже в коллектив влилась Лена Анкудинова. Именно она привнесла много плюсов для продвижения. Стали ездить на разные фестивали. Везде занимали первые места. Всероссийский фестиваль «Казачий круг» в Иркутске проходил в этнографическом музее «Тальцы» – там заработали диплом первой степени. Стали входить в контакт с иркутскими казаками, с Братским и Казачинско-Ленским казачеством.
Однако коллектив постоянно испытывал нехватку людей. «На широкую ногу» наладить не получалось. Время всему судья, и всё-таки постепенно стали вливаться новые артисты: Максим Осипов, Иосиф Курбатов. А когда должен был состояться конкурс «Песни доброго кино», Ольга Ковадло предложила Лене выступить вместе. И это выступление стало взрывом эмоций и зрительских симпатий. Так Ольга постепенно влилась в коллектив «Казачьего круга». Однако Алексей иногда уходил в творческий отпуск и тем самым тормозил развитие коллектива. Девчонкам ничего другого не оставалось, как петь вдвоём, и у них это неплохо получалось. Их голоса очень хорошо дополняли друг друга. Так и появился «Оберег». В дальнейшем на всех конкурсах они стали занимать первые места. Сегодня фолк-группа «Оберег» является гордостью Киренского района. В 2018 году Алексей Новиков переехал в город Иркутск. Но дело его не умерло. Максим и Иосиф продолжили казачье движение. Теперь это фольклорный ансамбль «Оберег», где выступают вчетвером: Ольга Ковадло – руководитель коллектива, Елена Казакова, Иосиф Курбатов и Максим Осипов.
Мы ещё немного побеседовали с Сергеем Кожиным и уснули. Человеческие мозги похожи на электрическую батарею для всего организма, которая заряжается сном. Именно потому, что к вечеру она начинает «садиться», мы чувствуем себя вяло и утомлённо. За ночь, получив заряд, просыпаемся всегда бодрыми. Теперь до самого вечера нам хватит энергетического запаса жить полноценно и созидательно. Еда за день превращается в ту самую энергию, которая в течение нашего сна зарядит, словно батарейку, наши мозги, и они вновь будут весь день управлять нами и мотивировать на подвиги.
Каждое моё утро начинается с крепкого чая. Горсточка индийского листа на кружку кипятка. После сигарета – и начало работы. Однако время рождает новые порядки, и в основном теперь все пьют пакетированный чай. Я не меняю своих привычек и встряхиваю свои мозги купцом[6]. Утро Ларисы резко отличается от моего. Она сначала делает зарядку. Затем пьёт сырую воду с мёдом. После – всё остальное. Минут через тридцать она меня приглашает к столу. Мы завтракаем и начинаем заниматься каждый своим делом. Она в одном углу вяжет, я – в другом пишу. В гостиницах подобных условий не предусмотрено, и поэтому я иду в её номер, беру коробку с пакетированным чаем, себе завариваю сразу три пакетика, ей – один зелёного. Теперь нет того индийского листа, что с утра разносил по всей квартире аромат душистого восточного напитка. Навряд ли когда-нибудь ещё мы сможем его попить. Лично я перепробовал весь ассортимент в Киренске – и с прежним вкусом нигде не столкнулся. Что ж, буду довольствоваться тем, что предлагают магазины…
Вот и утро фестиваля. Все готовили себя ко встрече с людьми, которые придут посмотреть на их ремесло. Каждому хотелось быть привлекательной и обаятельной личностью, обворожить публику и с радостью рассказать о своих работах. Словно проводя репетицию перед предстоящими событиями, все друг другу с приятными улыбками на сияющих лицах желали доброго утра.
Когда я возвращался в свой номер, навстречу мне шли представители народного хора «Киренчанка». Они приехали отдельно от нас, ночью, однако выглядели бодро, и бессонная ночь никак не отразилась на их настроении. Основала данный коллектив ещё в 1987 году Елена Владимировна Тупикова, собрав учителей школ города. Ирина Владимировна Клепикова с 2001 года была в хоре аккомпаниатором, а с 2008 года стала руководителем и аккомпаниатором в одном лице. В 2007 году хор получил звание народного. С 2017 года аккомпаниатором становится Владимир Ильич Попов, очень талантливый музыкант. Любую услышанную мелодию играет сразу. Истинный «слухач». В 2023 году у хора юбилейная дата – тридцать пять лет со дня основания.
Когда участники фестиваля были готовы и заняли свои места в автобусе, наш водитель Николай повёз нас в столовую, где замечательный повар Марина приготовила нам вкусный завтрак. Рисовая каша на домашнем молоке, перепелиные яйца, сливочное масло, белый хлеб и – на выбор – либо чай, либо кофе. Дальше наш путь пролегал в село Казачинское – там проходила основная часть программы. Мы подъехали к Культурному центру, выгрузились, и ремесленники стали раскладывать на столы свои работы.
Я помог Ларисе разместить её вязальные шедевры и пошёл делать видеорепортаж. Изделия у всех мастеров были со своим собственным характером. Было много ремесленников из других городов. Все аккуратно расставляли свои работы. По пути мне встретились депутаты Иркутского законодательного собрания Николай Степанович Труфанов и Ирина Александровна Синцова. С Труфановым мы знакомы уже давно. Очень общительный человек. Хорошо знаком с историей Севера и Сибири. Несколько лет назад моя рабочая бригада в сквере Молодёжи устанавливала верстовой столб. Сейчас рядом с ним ставят старинный острог. Николай Степанович был инициатором данной программы и курировал установку столба от начала и до самого завершения. Здесь-то мы и познакомились. Лично для меня как для писателя он несёт в себе неисчерпаемую историческую информацию. Увидев меня, Николай Степанович поздоровался и обратился к Синцовой: «Это наш киренский поэт и писатель». Однако на его слова она никак не отреагировала и увлеклась созерцанием выставочных экспонатов. Возможно, Ирина Александровна была утомлена после дороги от Иркутска до Казачинска и ей было не до новых знакомств. Но, на мой взгляд, публичный человек обязан хотя бы иногда приветливо улыбнуться простым гражданам собственного региона. По мере возможности уделить внимание. Вдруг у человека имеются наболевшие вопросы, а здесь представилась уникальная возможность задать их. Пусть эти вопросы и дальше виснут. Но человек высказался и снял с души камень, что давит на грудь и не даёт покоя. Народный депутат должен уметь находиться на работе в любом месте, неважно, фестиваль это или обычная городская улица. Даже на передовой, во время отчаянного наступления на врага, депутат должен выслушать бойца и понять состояние его души на данный момент. Ведь народ идёт на выборы в надежде, что именно этот человек шагнёт в ногу со всеми и будет биться за каждого из них в отдельности, решать проблемы и в трудную минуту подавать руку помощи. Депутат – это слуга народа, а не вырвавшийся из общего социума человек, наконец-то обретший свободу действий и депутатскую неприкосновенность. Хотя киренчане благодарны Ирине Александровне, что она поддержала Кирилла Викторовича в решении по реконструкции стадиона «Водник». Теперь детям есть где заниматься спортом и физически развиваться.
Картины нашей жизни
Николай Степанович Труфанов – очень занятой человек, и поговорить с ним чисто по душам в дальнейшем не получалось. Продолжив съёмку, я увидел выставку картин, которая меня увлекла. Рядом находилась женщина. Я подошёл к ней, представился:
– Здравствуйте. Андрей Басов.
– Очень приятно, – улыбнулась женщина. – Анжелика Половикова.
– Это ваша выставка?
– Да, это картины творческого объединения «Даван».
– Вы не могли бы рассказать о своей выставке?
– Картины нашей студии выставлены по двум темам: «Усть-Кутский Арбат» и «Коренное население верхнего Приленья», – стала рассказывать Анжелика. – Наталья Муртазаева представила картины «Глухарь на току» (словно экскурсовод, водила рукой она вдоль картин. – Прим. автора), «Охотник у зимовья» и «Главная площадь водного вокзала осенью». А это мои работы: «Водный вокзал зимний», «Глухарь в бору», «Корабли в затоне», «Ступа дружбы», «Северобайкальск», натюрморт «Букет васильков». Клавдия Дмитриевна представила картины «Перекат на горной таёжной реке», «Букеты сирени», «Натюрморт с калиной и грушами», «Байкал». Эта выставка – «Усть-Кутский Арбат» при поддержке Усть-Кутского исторического музея, руководителя НЛТО «Даван»[7] Зинаиды Мефодьевны Тирской – приурочена ко Дню города и передвигается на фестиваль «Приленские самоцветы».
Мне очень понравились картины, и я попросил рассказать её о себе.
– Родилась и выросла в Усть-Куте, – улыбнулась в ответ женщина. – После окончания школы искусств поступила в художественное училище. По возвращении в 1999 году вступила в ЛТО «Даван». Это творческое объединение возникло на БАМе с начала стройки, поэтому БАМ и теперь уже НЛТО «Даван» – ровесники. Народным объединением стало благодаря стараниям Усть-Кутского исторического музея, который собрал все таланты под своё крыло: художников, бардов, прикладников, фотографов и даже представителей СМИ и телевидения.
– Понятно, – сказал я. – Вы, наверно, уже не первый раз сюда приезжаете?
– О да, фактически с первого фестиваля. Помню, однажды Николай Павлович Наумов, друг и однокурсник Зинаиды Мефодьевны Тирской, пригласил северные районы Иркутской области на фестиваль, имя которому «Приленские самоцветы». И вот в 2012 году мы прибыли первый раз на Казачинскую землю. Хочу сказать, что тогда «Самоцветы» прошли совершенно в обстановке дикого туризма, энтузиазма и альтруизма. Это было до того романтично! Разбили палаточный городок, в котором разместились киренчане. Среди них – умелец Сергей Кожин, легко справляется с витиеватыми корнями, обрабатывает твёрдую текстуру, волокна капа, да и строки напишет, ещё сам и продекламирует их. А Ирина Хохлачёва и пишет, и поёт звонко. Это дружеская встреча, и теплота, и широта сибирской души под сенью сибирской ночи под косматыми кострами. Под уху из рыбы, только что пойманной на речке Киренге, под гитары, смех, шутки-прибаутки, анекдоты и душевные разговоры – вот так прошёл первый фестиваль. Смелые киренчане отправились самосплавом до Киренска с обещанием приезжать ещё и ещё, и прощальный весёлый гул прошёл по реке, а плот отправился по течению в родной город.
Она рассказывала с таким восторгом, что я словно окунулся в ту романтическую атмосферу, которую испытали первые участники фестиваля. А Анжелика продолжала:
– Помню, однажды директор музея Зинаида Мефодьевна отправила нас с бардом Владимиром Печёнкиным на очередной фестиваль. Я привезла с собой акварельные работы: «Байкал», «Кадарский перевал», «Ольхон», «Хужир», несколько работ маслом – и эта выставка была передвижной. На ней я представляла наше народное любительское объединение «Даван», рассказала о нашей арт-гостиной «Импрессио» – объединении, которое в дальнейшем порадует своими картинами жителей Казачинско-Ленского района. Владимир пел, и все были довольны, просили его исполнять песни на разных площадках и всегда награждали долгими аплодисментами. Мы же, конечно, слушали поэтические труды казачинцев, магистральцев, по традиции отведали ухи из чана на берегу Киренги, испили берёзового сока и пообщались, подружились. Николай Павлович Наумов уже имел поддержку администрации на тот момент. Поступило финансирование, и гостей уже могли разместить в гостинице. Зато кормили своим молоком, шаньгами, сметаной, угощали хариусом. Радушие и гостеприимство, доброта и отзывчивость казачинцев осталась в наших сердцах, а впереди нас ждал следующий фестиваль.
– Благодарю вас, – сказал я. – Вы очень красочно обрисовали события прошлых лет. Вечером в гостинице можно будет продолжить наш разговор.
– Я не против общения, – сказала она, а я пошёл заканчивать видеорепортаж.
Вскоре всех поэтов пригласили в концертный зал для знакомства. Чтобы не повторяться, имена поэтов перечислю, когда все соберёмся в библиотеке села Казачинского. Первым выступил Николай Павлович и каждому вручил грамоту. Затем вышла Ольга Сергеевна Слёзкина с презентацией поэтического сборника «Северный ветер». На экране шли слайды, и она по ним рассказывала о содержании журнала. После подарила книгу Михаила Дмитриевича Петухова «Они сражались за Родину» о наших земляках и казачинцах, призванных Киренским военкоматом на войну, а также календари, магниты и кружки с видами Киренска. Затем стали выходить поэты и читать свои произведения.
Стихи меняют судьбы
Ближе к обеду Марианна Старцева, методист Центральной библиотеки села Казачинского, собрала всех поэтов в автобус, выделенный специально для подобных нужд, и повезла в посёлок Магистральный, где и была предусмотрена поэтическая площадка. Марианна окончила Сибирский федеральный университет города Красноярска и вернулась в свой родной посёлок, где родилась и выросла. По пути она рассказывала нам о достопримечательностях этой местности: железнодорожной станции Киренга, церкви Феофана Затворника, показала школы посёлка, сопку Любви. Коротко рассказала, как и за счёт чего развивается район.
Наш поэтический коллектив состоял в основном из женщин: легендарная Ирина Хохлачёва, Анжела Седых, Ирина Тяглова, Анна Белоус и Ольга Сергеевна (Слёзкина. – Прим. ред.), которая по долгу службы, да и чисто из этических побуждений, ездила с нами на все площадки. Из мужчин мы были с Сергеем Кожиным вдвоём. Кроме стихов Сергей привёз работы по бересте и дереву, которые остались на выставке в Казачинском. Кожин в коррекционной школе преподаёт труд, где обучает детей ремеслу по дереву. Возит изделия по разным мероприятиям, тем самым прославляя своих учеников и Киренский район. Живёт он в старинном двухэтажном особняке, который приобрёл ещё в девяностых годах. Весь первый этаж занимает частный музей. На втором этаже – его квартира. Водитель Николай тоже поехал с нами и в дальнейшем находился на всех площадках в качестве зрителя. В Доме культуры посёлка Магистральный нас встретили очень тепло.
В красиво украшенном банкетном зале стояли столики, и мы заняли свои места. Раздался мелодичный звонок, и в зал вошли три красивые девушки в белых одеждах. Это были работницы клуба: Марина Зуева, Настя Ханжина и Юлия Сладкова. Они олицетворяли поэтических Муз, прилетевших на нашу встречу с горы Олимп: Марина – Эвтерпа, Юля – Каллиопа, Настя – Эрато. Они вдохновляют поэтов на написание стихов о любви, о воинской доблести, о красоте природы. Девушки рассказали о себе. Одна из Муз, Эвтерпа, представила нашему вниманию красивый ларец с драгоценными камнями. «В этом ларце, – сказала она, – камни-самоцветы: алмазы, рубины, топазы, изумруды. Они так красивы, так сверкают всеми своими гранями! Каждый из вас – тоже самоцвет. Блесните же гранями ваших талантов!» Эвтерпа подходила к каждому поэту, и тот брал самоцвет. Другая Муза рассказывала об этом драгоценном камне, что он несёт и каким является человек – обладатель такого камня. Потом каждый рассказывал о себе. Звучала гитара, читали стихи, а работники ДК приветствовали участников своими песнями. Марина исполнила композицию «Вечерний блюз». Когда смолкла музыка, она сказала:
– Эту песню написала моя мама, Надежда Огаркова, – и подошла к ней. В зале все зааплодировали.
Вытянувший самоцвет выходил, знакомил присутствующих со своим творчеством, декламировал произведение собственного сочинения. Я исполнил три свои авторские песни. За мной вышла Анжела Седых.
– Я родилась 9 октября 1971 года в городе Киренске Иркутской области, – стала она рассказывать о себе, – где и живу в настоящее время. Высшее образование. Окончила в 1987 году Иркутский педагогический институт, филолог. До 2022 года работала учителем русского языка и литературы, преподавала несколько лет МХК (мировую художественную культуру. – Прим. ред.), мировые религии и светскую этику, литературу Восточной Сибири. Грамот и дипломов на самом деле немало. Но главные достижения – Почётная грамота Министерства образования и науки РФ за 2012 год за профессионализм и успехи в воспитании и образовании подрастающего поколения. «Учитель года – 2017». Награждена золотой гербовой булавкой как участник профессионального конкурса «Учитель года – 2017» регионального этапа, юбилейной медалью «90-летие Киренского района» за 2019 год. За особый вклад в развитие русской литературы награждена медалями «Сергей Есенин, 125 лет» в 2021 году и «Фёдор Достоевский, 200 лет» в 2022 году.
Закончив рассказ, Анжела прочла своё произведение. Когда она закончила выступление и под аплодисменты заняла своё место в зале, вышел человек с гитарой, который появился чуть позже нашего приезда.
– Здравствуйте! – поприветствовал он всех. – Я – Агафонов Глеб Владимирович, кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института систем энергетики имени Мелентьева Иркутского научного центра Российской академии наук. Кандидат в мастера спорта по альпинизму. Имею почётное звание «Покоритель высочайших гор СССР», инструктор по альпинизму. Автор и исполнитель самодеятельной патриотической песни, участник и лауреат многочисленных конкурсов и фестивалей авторской песни, автор семи альбомов со своими песнями и с песнями других авторов, – сказав это, он тихонько провёл по струнам, и полилась песня.
Позднее мы разговорились с ним, и он предложил:
– Я оставлю свой номер телефона. Если что, звони. – Я записал его номер. За время фестиваля мы ещё несколько раз с ним беседовали.
За ним вышла Ирина Тяглова и, поприветствовав всех, начала говорить:
– Пишу рассказы о репрессиях, о войне. Мои произведения раскрывают образы героев порой с тяжёлыми человеческими судьбами, заставляющими глубоко задуматься о жизненных перипетиях. Также мои стихи посвящены Родине, природе, православию, родному краю.
Сказав это, Ирина прочитала стих о репрессированных.
Когда мы познакомились поближе, работники клуба нам рассказали, с каким энтузиазмом встретили они известие, что у них будут проводиться мероприятия поэтической площадки фестиваля «Приленские самоцветы», как они во главе с директором Еленой Анатольевной Тумаковой и художественным руководителем Мариной Зуевой обсуждали программу встречи и придумывали, как же провести её поинтереснее, как они волновались и ждали приезда гостей. И встреча прошла в приятной, тёплой обстановке.