Фотографии из архива автора и из открытых интернет-источников
© Корнилова С. Л., 2022
© Оформление. ООО «Реноме», 2022
В Пригородах Санкт-Петербурга
Из глубины времен
Я затронула в своих небольших рассказах истории давно ушедших лет. Они еще не все забыты, а многие по-прежнему на слуху у жителей города на Неве и у его гостей. В действительности вся эта тематика значительно шире и глубже, чем представлена в моих описаниях. Написанное мною рассчитано на людей, которые хотят получить общее представление о Петербурге и его пригородах, а также о тех, кто здесь когда-то жил.
Само собой разумеется, что люди и события неразрывно связаны между собой. Судьба целых династических родов тесно переплелась в жизненных перипетиях описанных мной историй. Грандиозные события, связанные с Северной войной и основанием Петербурга, лежат в основе становления целых династий. Мы знаем, что все, что происходит, зависит если не от природных явлений, то от человека. И чем масштабнее личность, тем больше по своему размаху и грандиозности его деяния. Есть люди, которые способны оставить свой значимый след в исторических событиях. Не будем забывать и о межличностных взаимоотношениях. Они всегда играли и играют при разного рода обстоятельствах далеко не последнюю роль. Через столетия проходит генеалогическая связь поколений, оставивших в истории Петербурга наиболее яркий след. Их планы и амбиции отразились во всем образе жизни города и в возведенных храмах, дворцах, парках и памятниках.
Мои повествования связывают в одно целое всю ту территорию, которая расположена на Финском заливе. Она включает в себя Санкт-Петербург и его пригороды. Я постаралась напомнить о прошлом и связать его с настоящим. Когда я писала эти рассказы, то из далеких далей былого на меня смотрели образы тех ушедших поколений, чье присутствие оставило в нашем мире осязаемое напоминание о себе. Тени прошлого еще витают над Петербургом, поддерживаемые многочисленными легендами и тайнами, окружающими город. История города многогранна. О ней можно говорить и писать бесконечно. Меньше всего я упоминала о XX веке. Может быть, это связано с тем, что он относится к нашему ближайшему прошлому и мы еще до конца не пережили и не поняли всей значимости этого периода в жизни нашей страны. Тот, кто сумел это сделать, смог и писать о нашем ближайшем прошлом. Я же остановилась на тех событиях, которые уже едва видны за горизонтом и не так волнуют мои душу и сердце. Я представила свой материал в виде небольших экскурсий по Петербургу и пригородам. Они не совсем традиционны, потому что практически не затрагивают те конкретные достопримечательности, о которых столько говорят и пишут. Мои рассказы находятся где-то рядом с основным, что влечет в наш город туристов. Тем не менее люди и места происходящих событий тесно связаны с тем главным, что развивало город. Они были частью той исторической поступи, которая создала нашу маленькую цивилизацию, названную Северным раем.
В Тронном зале Большого дворца Петергофа
Что такое Петергоф в культурной и туристической жизни Петербурга, объяснять не надо. Знаковое место для индустрии турбизнеса находится на берегу Финского залива, окруженное знаменитыми парками с фонтанами, многие из которых относятся еще к петровским временам. Дорога из Петербурга в Петергоф пролегла частично по бывшей шведской королевской дороге, частью которой была также Стрельна.
Основанное в XIII веке шведами поселение пользовалось и пользуется вниманием властей предержащих. В свое время на месте дворца шведского наместника Петр I велел построить свой путевой дворец. Он имел намерение основать там свой Петергоф, что в переводе на русский означает «Петровский двор». Царь относился согласно своему мировоззрению к западникам, и он хотел видеть Россию передовой европейской державой. С этим связаны многие названия, чуждые русскому языку.
Путевой дворец царя, восстановленный после разрушительной войны с гитлеровцами, возвышается и сегодня на берегу залива, который, кстати, с дороги не виден. А вот Петергоф основал царь подальше, там, где море поглубже.
Тем не менее Стрельна не была обойдена в XVIII и в последующие века вниманием правящей династии Романовых. Основанный Елизаветой Петровной, большой дворец был достроен при Павле I и получил название Константиновского в честь его сына Константина, которому и был подарен.
Сегодня этот дворец восстал из руин, в которые его повергли бомбардировки и обстрелы во время последней кровавой войны. В этом дворце в 2003 году собрались президенты стран мирового сообщества, чтобы отметить юбилей Санкт-Петербурга. Городу исполнилось 300 лет. С тех пор Константиновский дворец является резиденцией президента России. Таким образом, Стрельна не обижена вниманием и в наши дни.
Однако мой рассказ посвящен не Стрельне, а Петергофу. Точнее сказать, Тронному залу Большого дворца.
Петергоф, летняя царская резиденция, расположенная на берегу моря, был нужен Петру I для контроля над флотом. Русский флот обосновался со времен царя-преобразователя на острове Котлин, где и поджидал вражеские корабли шведов. С террасы дворца Монплезир, обращенной к морю, хорошо просматривается данный остров. Плыть до Котлина отсюда недалеко, что и определило выбор царя для основания нового и самого любимого Петром места отдыха в летнее время. Датой первого упоминания о Петергофе является 1712 год. На песчаный берег привезли землю, саженцы деревьев, и закипела работа. Царь своими руками обустраивал пустынный берег Финского залива. Заложенные в те годы Верхний и Нижний парки со своими четко очерченными аллеями и дорожками, выкопанный канал, соединяющий море с гротом у подножия Большого дворца, великолепные фонтаны и вновь создаваемые строения для сладкой царской жизни…
Самым значимым дворцом стал тот, который назвали Большим и возвели на вершине. А вершина эта, как объясняют знающие люди, ни что иное, как берег древнего моря, волны которого бушевали здесь несколько миллионов лет назад.
Перестроенный при правлении Елизаветы Петровны, дворец поражает своими размерами и величием. Раскраска в желтый и белый цвета выглядит торжественно и празднично. Восстановленный после войны, он стал объектом культуры мирового уровня. Не менее значимы каскады и фонтаны, начинающие свою работу в начале мая и заканчивающие ее в конце октября. Разноязычные толпы туристов осаждают этот благословенный уголок в окрестностях Санкт-Петербурга. Созданный основателем города на Неве Петром I, Петергоф был улучшен последующими поколениями Романовых. При советской власти здесь основали музеи, которые работают и поныне. Многочисленные научные сотрудники, экскурсоводы и гиды нашли во дворцах и парках этой летней резиденции свой кусок хлеба, рассказывая о прошлом и настоящем этого музейного комплекса.
Среди людей, работающих в Петергофе, определенное время была и я. С большими группами или одиночными посетителями я проходила по роскошным залам Большого дворца. Останавливаясь на несколько минут в залах, я вела свой рассказ, стараясь точнее передать информацию об ушедшей эпохе, о мебельных гарнитурах, сервизах, вазах, старинных часах и картинах. А сзади уже стояли другие группы, поток посетителей всегда был очень плотным. Музейные смотрители со строгими лицами требовали быстрейшего прохождения групп по дворцу. И всегда в теплое время года посещение дворца было сложным и напряженным. Спустившись по лестнице в вестибюль, туристы облегченно выдыхали. Дальше были приятные прогулки в тенистых аллеях парка, созерцание фонтанов. В программе всегда был обязательным осмотр двух каскадов и выход к морю, чтобы издали указать на остров Котлин и расположившийся на нем город Кронштадт. Позолоченный купол главного морского собора России был и остается для посетителей при этом хорошим ориентиром. Увидеть все достопримечательности Петергофа со всеми его дворцами, парками, оранжереями, каскадами и фонтанами за два или три визита просто невозможно. Столько денег, фантазии и таланта было вложено в его создание бывшими владельцами и приглашенными ими известными архитекторами, декораторами, инженерами и садовниками.
К таким достопримечательным местам относится также Тронный зал Большого дворца. Созданный в эпоху Елизаветы Петровны ее придворным архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, зал, предназначенный для официальных дворцовых приемов, имеет размеры, превышающие триста квадратных метров. Он освещен с южной и северной стороны рядом высоких окон. Двенадцать хрустальных люстр, имеющих фиолетовый оттенок, дополняют естественное освещение зала. Люстры Петергофа были изготовлены по особой технологии: в хрусталь добавляли в определенной пропорции золото. Секрет такого изготовления люстр из хрусталя был утрачен, и они стали отличительной особенностью убранства Большого дворца в Петергофе.
Другой отличительной особенностью этого Тронного зала являются портреты Романовых: на пяти из них изображены русские цари и царицы, которые правили в стране в XVIII веке.
Это большие парадные портреты, написанные иноземными мастерами и украшающие восточную и западную стороны зала. Над окнами находятся изображения ближайших родственников Петра I. Среди них предки царя и его наследники.
Самый важный портрет, разумеется, изображает Петра Великого. Красивый и представительный, строгий и целеустремленный, смотрит он со своего портрета на многоликую толпу, перетекающую из зала в зал.
В России есть два правителя, получивших титул «Великий». Один уже назван, а о втором сейчас я буду говорить. Речь идет, конечно, о Екатерине II, которая успешно правила в России 34 года и снискала себе титул Великой. Ее портрет красуется на самом видном месте Тронного зала. Царица изображена на нем в возрасте 33 лет в мундире Преображенского полка. Конный портрет Екатерины запечатлел тот момент в истории России, когда она пришла в 1762 году к власти в результате государственного переворота. Важную роль в этом событии сыграли офицеры Преображенского полка, которые выступили против правления Петра III, супруга Екатерины Великой и внука Петра Великого. Он вызвал недовольство русской армии тем, что попрал интересы России в угоду Пруссии. Ему это не простили, несмотря на его великого предка.
Декор тронного зала был изменен при Екатерине Великой. Роскошное барокко, созданное при Елизавете Петровне архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, было заменено на классический стиль. Вся эпоха этой императрицы связана со становлением и расцветом классицизма в Петербурге в частности и во всей стране в целом. Юрий Фельтен преобразовал Тронный зал, и в таком видоизмененном виде мы видим это великолепное помещение при посещении знаменитого дворца. Однако тронное кресло, над которым висит знаменитый портрет Екатерины Великой, принадлежал Петру I, а скамеечка для ног перед креслом была собственностью его дочери Елизаветы.
А вот портрет Елизаветы Петровны, при которой Большой дворец принял такие грандиозные размеры, висит на почетном месте, но не на главном. Такую же развеску имеют еще два портрета, представляющие Екатерину I и Анну Иоанновну. Жизнь всех изображенных на больших парадных портретах была тесно связана с Петергофом.
На меня эти портреты всегда производили какое-то мистическое воздействие. Тени прошлого, которые сторожат свое былое богатство. Такое впечатление не покидало меня даже после экскурсий по бывшим покоям русских царей. И однажды перед моими глазами развернулась картина какого-то большого наваждения, а может быть, это был сон. Скорее всего, это был действительно сон, увиденный после напряженного рабочего дня и который надолго запечатлелся в памяти.
Мне виделось, что в лунную ясную ночь портреты ожили. Герои, изображенные на них, воскресли на глазах. Они начали шевелиться, улыбаться, поправлять складки одежды. Затем Петр сделал шаг и спустился в Тронный зал. За ним последовала его супруга Екатерина Алексеевна. Царь поспешил в свой рабочий кабинет к рабочему столу. На нем под стеклянным колпаком лежала его Библия, которая теперь стала музейным экспонатом. Царь сел в свое баварское кресло, снял с Библии колпак, открыл ее и погрузился в чтение. Все это время его супруга следовала за ним по пятам и теперь стояла тихо за его спиной в ожидании. Наконец царь закрыл книгу и огляделся. Резные дубовые панели на стенах, голландская расстекловка окон, астрономический прибор, ящички с секретными замками и флаги в углу кабинета. Русский флаг с изображением Иисуса Христа слева и рядом с ним знамя шведов, добытое в тяжелых и кровавых боях, которые Петр Великий вел, чтобы вернуть выход в Балтику. Все было в порядке, вещи находились на своих привычных местах.
Царь устремился к лестнице, чтобы спуститься в сад. Здесь повсюду он находил изменения, но они были им пока одобрены. Стремительным шагом он пошел по аллее, ведущей к его любимому дворцу, носящему французское название Монплезир. В переводе на русский язык это значит «Мое удовольствие». Побывав в свое время в гостях у французского короля Людовика XIV, царь Петр посетил и Версаль. Оттуда он вывез идею создания регулярных парков в Петербурге и его окрестностях. Такой парк с подстриженными кустарниками и деревьями он создавал и в Петергофе. А кроме этого, строил на территории Нижнего парка недалеко от моря маленькие дворцы с чужеземными названиями. Кроме Монплезира во второй части парка были расположены и другие дворцы: Марли, Эрмитаж. Сейчас царь видел в устройстве парка многочисленные изменения, привнесенные последующими поколениями. Стиль регулярного парка в значительной мере был заменен на ландшафтный. Инспектируя сохранность дворцов, Петр обходил также с проверкой спроектированные и созданные с его непосредственным участием каскады, которые были его особой гордостью. Они работали без насосов. В основу работы петровских каскадов и фонтанов был заложен физический закон соединяющихся сосудов. Система работает благодаря напору воды, поступающей сверху. Ведь речь идет о каскадах и фонтанах Нижнего парка, расположенного на дне бывшего древнего моря. Высокий берег сохранился, напоминая о силе и мощи природных явлений.
Вначале Петр подошел к каскаду «Шахматная горка», в котором он воплотил свою любовь к игре в шахматы. Маленький грот, прячущийся в глубине каскада, порос зеленым мхом. Статуи, украшающие лестницы каскада, царю не понравились. Он сразу увидел, что это копии его настоящих, привезенных из Италии. Недовольно хмурясь, царь направился к Большому каскаду Петергофа. Задуманный как триумф победы над шведами, каскад был великолепен.
В глубине каскада прятался большой грот, в котором Петр в былые времена встречал гостей, прибывающих на небольших лодках со стороны моря по искусственному каналу до подножия главного, Большого дворца, стоящего на возвышении. Накрытый стол, различные яства и напитки в глубине грота… Царь прошел в грот. Стол был накрыт, как и в его времена. Взяв в руки яблоко, он понял, что оно не настоящее, а сделанное из папье-маше. Царь был раздосадован: его гостеприимство было настоящим, а не фальшивым. После приема в гроте он провожал обычно своих гостей в залы Большого дворца, где продолжались празднества. Выйдя из грота, Петр внимательно осмотрел скульптуры, украшающие Большой каскад. Его внимание привлекла главная и самая известная скульптура Петергофа, ставшая его символом. При жизни Петра ее не существовало. Позолоченная скульптура «Большой Самсон» появилась позже, в эпоху Анны Иоанновны, племянницы Петра. Она правила в России десять лет, и Петербург ей обязан тем, что она вернула нашему городу титул столицы и возродила его после лет забвения, связанных со смертью Петра Великого и переездом царского двора в Москву, которой был возвращен столичный статус.
Главным памятником эпохи Анны Иоанновны в Петергофе стало возведение памятника Петру в виде фонтанной скульптуры Большого Самсона, украсившего Большой каскад. Она символизирует в аллегорической форме его победу над шведами в Полтавской битве, которая состоялась в день святого Самсона. Продвигаясь дальше вдоль канала в сторону моря, Петр отметил с неудовольствием, что канал стал значительно уже. В свое время царь сам с лопатой в руках работал со своими верноподданными, чтобы связать морскую стихию с Большим дворцом. И в те времена ширина канала равнялась практически ширине Большого каскада и длине Большого дворца.
Перейдя по небольшому мостику на другую сторону канала, царь Петр продолжил осмотр своих владений. Он направился к морю, чтобы еще раз взглянуть издали на остров Котлин и расположенную на нем крепость Кронштадт. Летние ночи светлые, и царь заметил возвышающийся золотой купол Главного морского собора России, появившегося там в начале XX века и основанного по велению последнего русского императора Николая II. Кроме этого царь заметил и дамбу, соединившую остров с сушей. Не зная, как оценить эти новшества, Петр задумчиво покачал головой и направился вдоль береговой линии к небольшому зданию с французским названием «Эрмитаж». Дойдя до дворца и отметив про себя, что вырытый вокруг здания ров абсолютно сухой, царь перешел по мостику к Эрмитажу, открыл дверь и поднялся по лестнице на второй этаж. Затем распахнул ближайшую дверь с левой стороны и оказался в довольно просторном зале. Посреди него стояли стулья в том порядке, как их располагают вокруг стоящего в центре стола, который в данном случае отсутствовал. Усадив свою супругу Екатерину Алексеевну на один из стульев, царь нажал на кнопку. В полу открылась ниша, из которой поднялся на поверхность накрытый стол. На нем стояли приборы для ужина, лежали салфетки и стояли бокалы для напитков. Механизм знаменитого стола с секретом работал исправно, что вызвало удовлетворенную улыбку Петра. Он нажал второй раз на кнопку, и стол опустился вниз. Такие столы были в большой моде в западноевропейских странах, и царь не хотел от них отставать в плане внедрения разных технических новшеств.
Выйдя из дворца, Петр поднялся на высокий земляной вал, созданный искусственным путем и защищающий яблоневый сад, расположившийся с внутренней стороны вала, от морских ветров. Царь вспомнил, как закладывался этот сад, сколько любви и терпения нужно было, чтобы его вырастить. Он посмотрел на свои ладони. Он овладел, как говорят, в своей жизни четырнадцатью различными профессиями. И конкретно здесь, в Петергофе, царь показал себя как инженер при создании и устройстве каскадов и фонтанов, как садовый архитектор при устройстве Верхнего и Нижнего парков, как архитектор при строительстве дворцов. Ведь он вникал во все вопросы, связанные с благоустройством своей летней резиденции. И вместе с нанятыми мастерами разрабатывал проекты по всем областям создания Петергофа. Кроме этого, он был и огородником, и мореплавателем, и разнорабочим, работая с лопатой в руках.
Найдя смотровую площадку посреди земляного вала, царь еще раз посмотрел в сторону Кронштадта. В поле его зрения попала и кромка воды, усыпанная крупными валунами, привезенными сюда, чтобы защитить морской песчаный берег от разрушения волнами во время морских штормов. Царь отметил, что это решение было абсолютно верно им принято. Повернувшись в другую сторону, Петр и его супруга полюбовались созданным тоже в петровские времена каскадом «Нептун». На вершине каскадной горки возвышалась фигура морского бога с трезубцем в руке. Справа и слева каскад украшали красивые лесенки с расположенными на них скульптурами. Великолепие каскада подчеркивалось струящимися со ступеней водопадами. Лунный свет делал эту картину феерической. С правой стороны виднелся небольшой дворец Марли. В память о посещении Версаля царь велел возвести у себя в Петергофе свой Марли. Со всех сторон он окружен искусственными водоемами. Самый большой Марлинский пруд был буквально под ногами у царя. Нужно было только спуститься вниз, что царь и сделал. Он не уделил Марли никакого дополнительного внимания. А вот его супруга замерла на месте, потому что с этим дворцом были связаны дорогие ее сердцу воспоминания. После смерти Петра она проживала в Марли некоторое время с дочерью Анной и супругом дочери принцем Карлом Фридрихом Гольштейн-Готторпским, добивавшимся союза с Анной еще при жизни Петра. Однако Петр уже направился по Марлинской аллее, начинающейся от пруда и идущей в сторону канала. Екатерина Алексеевна поспешила за ним. По дороге царь увидел новый каскад, который был создан уже в XIX веке при Николае I. Речь идет о Львином каскаде, представляющем собой колонны из серого гранита и образы каменных львов. Дальше идут фонтаны «Ева» и «Адам», которые тоже относятся к николаевской эпохе. Петр бегло их осмотрел и быстро прошел дальше. Он торопился в Большой дворец. Его время истекало, и в Тронном зале его уже с нетерпением ожидали. Вернувшись в залитый лунным светом торжественный зал, Петр Великий занял свое место на портрете в роскошной раме. Вслед за ним свое место на портрете заняла и Екатерина I.
Следующей согласно времени правления была Анна Иоанновна. Крупная, темноволосая, высокого роста, царица грузно сошла со своего портрета и сразу направилась к Большому каскаду. Ее интересовало установленное в ее время главное украшение каскада: Самсон, побеждающий льва. Царица была племянницей Петра Великого и прославила этой скульптурной группой его победу над Карлом XII в Полтавской битве. Король шведов изображен поверженным львом, а Петр представлен в образе храброго и сильного Самсона. Осмотрев внимательно символ Петергофа, бросив взгляд на парковые заросли и вспомнив, что она была в молодые годы прекрасной наездницей и одной из лучших охотниц своего времени, попадавшей из ружья в летящую утку, наша героиня тяжело вздохнула и вернулась назад во дворец, чтобы занять свое место в портретной галерее.
Елизавета Петровна давно уже поджидала своего времени, чтобы осмотреть дворец, перестроенный и значительно увеличенный в ее правление. Однако, проходя по парадным апартаментам, царица была озадачена и разочарована. Внутренние интерьеры очень изменились, и она смогла найти только в трех помещениях стиль елизаветинского барокко, вычурного и богатого лепниной с позолотой, поражающего посетителя роскошью и богатством. Вспомнив время своего правления и своего любимого придворного архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, Елизавета Петровна смахнула набежавшую слезу. Ей стало совсем грустно. Тем не менее она полюбовалась парадной лестницей, танцевальным залом и аудиенц-залом, где были сохранены все элементы декора, присущие ее эпохе. Также Елизавета Петровна обозрела с большим интересом роспись потолков парадной лестницы и танцевального зала, где она изображена в образе богини, восседающей на Олимпе. Прекрасной зеленоглазой и светловолосой дочери Петра Великого скромность в оценке собственной персоны не была присуща, как, впрочем, и Петру. Сделав несколько танцевальных движений по сверкающему паркету, она все же решила прогуляться по анфиладе, где уже не осталось ничего связывающего ее со старыми воспоминаниями. Вдруг в одном из залов царица увидела в тяжелой золоченой раме свой портрет в детстве. Она была изображена совсем маленькой девочкой и совершенно обнаженной. Вспомнилось восхищение ее красотой окружающими с детских лет до последних дней ее жизни. Вспомнились тяжелые и полные трагизма годы после смерти родителей, когда сама жизнь юной Елизаветы долгое время оставалась в опасности. Отбросив эти грустные воспоминания, Елизавета Петровна поспешила дальше. Вскоре в будуаре, роскошно, по-царски убранном, Елизавета Петровна увидела на стене свой большой поясной портрет. Милая и грациозная, в полном расцвете своей красоты предстала русская царица Елизавета I на этом портрете. Милостивым было ее правление, хотя и на нем были темные пятна. На столике, стоящем под портретом, разместились разные предметы, пришедшие сюда из XVIII века. Сохраненные трепетными руками, они несут на себе по-прежнему отпечаток ее эпохи. Резко развернувшись, Елизавета Петровна направилась назад в Тронный зал, чтобы вернуться в парадную золоченую раму.
Там ее уже поджидала будущая Екатерина Великая. На портрете она изображена в том образе, в каком она взошла на русский престол. Екатерина спустилась со своего любимого коня Бриллианта и с нетерпением ожидала возвращения Елизаветы. Уже начинало светать, и у нее до рассвета оставалось совсем немного времени. Наконец наступила и ее пора. Спустившись с картины, царица сначала направилась в Чесменский зал, который прославлял военные успехи ее поры. Она гордилась тем, что русский флот победил турецкий в бухте Чесма, о чем свидетельствовали картины, выполненные художником Паулем Хакертом, приглашенным специально для этой работы из-за границы, и развешанные в зале. Картины изображают разные этапы этого морского сражения. Алексей Орлов, командовавший морской операцией, получил вдобавок ко всем наградам еще и титул «Чесменский». А Екатерина II, русская императрица, получила признание европейских монархов и за ней постепенно закрепился титул «Великая».
Удовлетворенно кивнув, она направилась в другие парадные апартаменты Большого дворца. Повсюду царица встречала знакомые интерьеры и предметы, связанные со временем ее правления. Эти китайские залы, разделенные картинной галереей, были данью европейской моде. Лаковые черные панно с изображением сцен из жизни китайцев задержали ее на несколько минут. Что-то было не так. Что же? Екатерина вгляделась повнимательней и поняла, что одно панно отличается по интенсивности блеска. Ума царице было не занимать. Она сумела определить, что оно было подлинным, а остальные, такие красивые и блестящие, были всего лишь копиями. В Белой столовой царица попробовала посчитать количество расставленных предметов из английского сервиза, заказанного ею у знаменитого мастера британской фирмы «Веджвуд». Когда-то этот сервиз состоял почти из тысячи предметов. За этим столом гости провели не один час в приятной атмосфере и за душевными беседами. Стоящие стулья указывают, что стол накрывался примерно на тридцать персон. Екатерина хотела присесть и вспомнить былое, но наступающий рассвет торопил и не давал времени на воспоминания. Она поспешила дальше и вошла после парадных залов в свои личные покои. Бросая краткие взгляды по сторонам, она продвигалась вперед по анфиладе, состоящей из большого количества сравнительно небольших помещений. Перед большим турецким диваном царица остановилась и вспомнила, как получила в подарок этот предмет от любимого друга, известного фаворита Григория Потемкина. Он занимался государственным обустройством России на юге страны. При нем укреплялись южные рубежи великой державы и при нем в состав русских земель вернулся Крым, который называли Тавридой. Вспомнилось, как Потемкин получил от нее титул князя Таврического.
Также вспомнилось и многое другое, связанное с теми далекими днями. Например, рождение дочери, получившей фамилию Темкина. В обществе была традиция давать незаконнорожденным детям часть фамилии отца, обеспечивать материально, но к себе не приближать. Глубоко вздохнув, Екатерина проследовала дальше и оказалась в своем рабочем кабинете, где по углам стояли на высоких тумбах бюсты французских философов XVIII века. Известно, что императрица старалась показать себя, несмотря на наличие в России крепостного права, правительницей мудрой и просвещенной и состояла в переписке и с Вольтером, и с Дидро. Дени Дидро даже посетил по ее приглашению Санкт-Петербург. Екатерина села за стоящий посреди кабинета небольшой рабочий стол, где она провела много утренних часов, подписывая распоряжения и отвечая на письма. На стене кабинета среди других портретов был представлен и ее сын Павел Петрович, наследник русского престола. Скользнув по его изображению безразличным взглядом, она поднялась и отправилась дальше. В следующих покоях появились интерьеры предшествующих правлений. Это было для нашей героини совершенно неинтересно. Наконец она оказалась в голубой столовой, в которой стены были отделаны голубым штофом, а на столах стоял роскошный сервиз русской работы. Но самое главное заключалось в том, что здесь висели три больших портрета с изображением представленных на них персонажей в полный рост. На первом из этих портретов был изображен законный супруг Екатерины Великой Петр III, внук Петра Великого. Рожденный от дочери Петра Анны в Голштинии, он по праву рождения был наследником русского престола, а также имел наследственные права на шведскую корону. И Россия, и Швеция не имели прямых наследников для продолжения династии. Прибыв в Россию по приглашению своей тетки Елизаветы Петровны и женившись по ее воле на немецкой принцессе, он был в чужой стране глубоко несчастлив. Потеряв рано родителей, он попал в непривычную обстановку. Все для него было чуждо и нелюбимо. И сама тетка-императрица, и жена, которая его совсем не понимала…
Постояв перед портретом белокурого принца Голштинского, Екатерина задумчиво покачала головой. Затем ее взгляд перешел на другой большой портрет с изображением пышной красавицы со светлыми волосами и розовыми щечками. Это было изображение Марии Федоровны, супруги ее сына Павла Петровича. С улыбкой смотрела Екатерина на свою любимую невестку. Если с сыном у нее отношения не ладились, то с его женой совсем наоборот. Она нарожала много детей, чем радовала свекровь. Ко всем внукам Екатерина относилась с любовью и вниманием, несмотря на отдельные нелицеприятные слухи об отцовстве некоторых из них. Наконец она снова повернула голову направо и увидела почти рядом с портретом своего мужа свое собственное изображение. Она выглядела так достойно и величественно, так гордо держала голову, что никому бы и в голову не пришло, что Екатерина Великая совсем маленького роста. Ее 153 сантиметра были совсем незаметны: на голове императрицы красовалась корона, украшенная множеством мелких бриллиантов и крупным драгоценным камнем ярко-красного цвета.
Изготовленная для коронации Екатерины II корона служила в дальнейшем главным символом власти монархов и ею венчались на царство все русские цари последующих поколений. Кроме этого, на портрете Екатерина видела себя с императорским скипетром, который тоже относится к главным регалиям царской власти. Главным его украшением является бриллиант «Орлов», самый крупный из бриллиантов Екатерининской эпохи и принадлежавший лично царице. Есть мнение, что этот камень был получен Екатериной от самого графа Григория Орлова. Царица не отрываясь смотрела на скипетр, увенчанный дорогим камнем. И снова воспоминания нахлынули на нее: роман с молодым гвардейцем, полный страсти и безумия, тайное рождение от него сына при здравствующем еще в ту пору законном супруге, о выносе новорожденного из дворца в бобровой шубе… Позже мальчик получил из-за этой шубы фамилию Бобринский. Она любила этого ребенка.
Утренние лучи все смелее проникали через полузанавешенные шторы в зал. Стряхнув с себя оцепенение, урожденная София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, принцесса из прусского Штеттина, волею судьбы и благодаря своему уму и прирожденным талантам ставшая Екатериной Великой, поторопилась вернуться в Тронный зал. Ее время закончилось, наступал новый день, и Большой петергофский дворец должен был уже готовиться к новому наплыву любознательных туристов, которым обязательно нужно знать, где спальное царское место или, например, какая ваза была самой любимой…
Автобус тряхнуло на очередном ухабе, и я проснулась. Оглянувшись на притихших туристов, я поняла, что многие из них тоже уснули. И вполне возможно, что им тоже приснилось что-то интересное после посещения летней резиденции русских царей и после бесконечных рассказов об эпохе их правления и личных пристрастиях и привычках.
Кронштадт
Если вы проживаете в Петербурге и вам вдруг стало скучно, захотелось небольших приключений и смены обстановки, а денег на заграничное или длительное путешествие по стране у вас нет, то я предлагаю вам небольшую поездку в Кронштадт. Я часто посещаю этот город, иногда одна, а иногда в компании своих друзей. Сейчас мы можем вместе совершить небольшое виртуальное путешествие по изучению достопримечательностей Кронштадта, чтобы вы могли в дальнейшем самостоятельно его посещать.
Этот город входит сегодня в состав большого административного деления Санкт-Петербурга наравне с другими небольшими некогда самостоятельными центрами в его округе, такими как Сестрорецк, Зеленогорск, Петергоф, Пушкин и Павловск. Вместе с прилегающей территорией здесь теперь образован Кронштадтский район Петербурга.
Это совершенно особый мир, он не похож на другие известные предместья бывшей столицы Российской империи.
Этот город был форпостом Санкт-Петербурга с петровских времен. Кронштадт был расположен на небольшом укрепленном острове, где русский флот в начале XVIII века поджидал шведские корабли, чтобы вступить с ними в бой и не впустить чужеземцев в устье Невы. Остров Котлин, на котором находится Кронштадт, был выбран не случайно. В непосредственной близи от него проходит единственный естественный фарватер в Финском заливе, являющийся судоходным и ведущим к Неве. Он связывает Балтику с приневскими землями. Построенная на острове крепость, а также искусственно созданные форты с хорошо оснащенной военной инфраструктурой, сыграли свою положительную роль в годы вражеских интервенций. Кронштадт всегда мужественно защищал город на Неве.
Город-порт, окруженный со всех сторон водами Финского залива, связан сегодня дамбой с береговой линией. В Кронштадтском районе это единственное место, где проживает население. Ранее закрытый для свободных посещений город, имеющий военный гарнизон, значительно разросся и насчитывает более сорока четырех тысяч населения. Сама по себе территория города небольшая: остров имеет длину двенадцать километров, а ширину всего три километра. Продуваемый со всех сторон морскими ветрами, Кронштадт обладает чистым воздухом.
Если углубиться в историю края, то можно вспомнить о ледниковом периоде, который был двенадцать тысяч лет назад. Потом пришла пора Литоринового моря, а четыре тысячи лет назад море отступило. Там, где были мели, образовались острова. Среди таких островов был и Котлин, на котором находится город Кронштадт. Остров использовался в теплое время года рыбаками для временного отдыха. С наступлением осени во время штормов и бурь остров скрывался под водой.
С развитием государственности в Европе и установлением разграничения между странами в виде границ остров Котлин оказался задействованным в этом процессе. Он был с 1323 года границей между Новгородской республикой, позже Россией, с одной стороны, а с другой стороны, Швецией. Времена изменились, с 1617 года остров Котлин отошел шведам по Столбовскому мирному договору. Выход в Балтику был с тех пор перекрыт для русских судов шведами. И только Петр I сумел вернуть русскому флоту доступ к балтийским морским просторам и возможности вести торговлю со странами, расположенными на Балтике. Особую роль в этой борьбе сыграло основание Санкт-Петербурга. Защитил его Кронштадт, построенный при царствовании Петра I, заслужившего титул Великого. Нельзя не упомянуть при этом и имя Александра Даниловича Меншикова. В значительной степени благодаря его уму, деловой хватке и энергии удалось воплотить планы царя-первопроходца в реальную жизнь.
В течение столетий Кронштадт был местом особенным и недосягаемым для большинства. Город морской славы России манил и притягивал своей таинственностью и закрытостью. В наши дни произошли большие изменения в судьбе города и его обитателей. Со строительством дамбы остров Котлин оказался с двух сторон связан с сушей. С одной стороны находится Приморское шоссе, ведущее к границе с Финляндией, а с другой – Петергофское шоссе. Эти две современные магистрали составляли во времена владычества шведской короны на данной территории одну дорогу, известную под названием Шведская королевская дорога. Она огибала Финский залив и связывала воедино все завоеванные шведами земли. С тех пор прошли века и все изменилось. С развитием Санкт-Петербурга и Ленинградской области здесь появилась крупная промышленность, земли заселились и застроились. Сегодня в этих местах находится второй по значимости регион России, население которого составляет более семи миллионов человек. А по своей территории петербургский регион сравним с некоторыми западноевропейскими странами.
Однако вернемся к Кронштадту, потому что сегодня я хочу поделиться с вами наиболее, на мой взгляд, удобными маршрутами прогулок по этому замечательному городу. Он привлекает все больше туристов, которые проживают не только в России, но и за рубежом. И это не случайно, так как город Кронштадт признан мировым сообществом уникальным центром военно-морского прошлого и настоящего России и вошел в состав объектов культурного наследия, особо охраняемых ЮНЕСКО. Город составляет сегодня одно целое с культурно-историческими достопримечательностями центральной части Петербурга. Он развивается стремительно как туристический центр, который может предложить своим гостям для осмотра и дворцы, и уникальные храмы, и богатую историю. А кроме этого, у Кронштадта есть то, чего нет у других знаменитых и признанных пригородов Петербурга. Речь идет о морских просторах, гаванях для кораблей, посещениях многочисленных фортов и, конечно же, о самих кораблях, входящих в состав Военно-морского флота нашей страны.
Мои прогулки по Кронштадту значительно скромнее того богатства достопримечательных мест, которыми насыщен город. Я ведь предлагаю всего лишь однодневную поездку и осмотр центральной части города. У меня почти до автоматизма выработался план этой прогулки. Время и обстоятельства вносят свои коррективы, но в основном все запланированное выполняется.
Несколько раз в год я посещаю Кронштадт, чтобы немного развеяться и насладиться его историческим и духовным богатством. Такие поездки, как правило, я организую для себя летом или осенью, когда желтая опавшая листва тихо шуршит под ногами. Это вызывает у меня приятную ностальгию, связанную с воспоминаниями о событиях, которые происходили в Кронштадте и участницей которых я не была, но о которых читала или слышала во время экскурсий. Для себя я раскладываю исторические факты по эпохам правления русских царей и цариц, а далее по годам правления последующих политических деятелей. Очень важным для меня является связь вышеизложенного с конкретно возведенными архитектурными строениями, памятниками, заложенными в те годы скверами и парками. Гуляя по городу, я таким образом сопереживаю прошлое, воскрешаю в себе историческую память об ушедших эпохах, героических подвигах и деяниях своих соотечественников в годы испытаний и в мирное время.
Приехав на рейсовом автобусе через дамбу в Кронштадт и полюбовавшись по дороге на Финский залив и маячащий вдалеке Сестрорецк, проехав по Кронштадтскому шоссе мимо уцелевшей стены крепости, я выхожу на конечной остановке автобуса. Она находится в центре города совсем рядом с главным проспектом Кронштадта, который сохранил название со времен социализма. Этот проспект носит и сегодня имя Ленина, и памятник вождю мирового пролетариата по-прежнему украшает главную городскую улицу. Правда, он перенесен на другое место и не является сегодня главной достопримечательностью. Многочисленные автобусы и маршрутки, высадив пассажиров у Дома быта, тут же отъезжают на стоянку и возвращаются назад в точно назначенное по расписанию время. А пассажиры, не очень спешащие по своим делам, разбредаются по небольшой площади, густо уставленной киосками и павильонами. Запах кофе и пирожков привлекает многих приехавших в Кронштадт отдохнуть за небольшие деньги. Маленькие столики и необыкновенно вкусная выпечка делают этот малый бизнес вполне успешным и востребованным. Для людей, имеющих туго набитые кошельки или кредитные карты с хорошим материальным обеспечением, Кронштадт может предложить в распоряжение многочисленные кафе и ресторанчики.
Я должна сказать, что цены здесь весьма высокие, не ниже, чем в других туристических зонах Петербурга.
Итак, первым объектом на моем пути является величественный собор иконы Владимирской Божией Матери. Можно сказать проще: Владимирский собор. Первая деревянная церковь на этом месте, освященная во славу чтимой иконы, появилась здесь практически с основанием крепости и города.
По заказу Петра I был сделан список иконы на металле. Он был богато украшен серебром, позолоченной бронзой и драгоценными камнями. Полковые знамена украсили гарнизонную церковь еще в петровские времена. Много раз перестраиваемая, она не теряла своего значения в истории города. Современный вид и звание полкового собора относятся к более поздним временам. При Александре II, удостоившемся звания Царя-освободителя, начали возводить новое здание Владимирского собора. Оно было построено к 1888 году по проекту модных в то время архитекторов Давида Ивановича Гримма и Христиана Ивановича Грейфана. Храм был построен в стиле эклектики с элементами русской архитектуры XVII века. Рассчитанный на посещение тремя тысячами человек одновременно, собор имеет колокольню до пятидесяти метров в высоту. Он хранит, как и раньше, знамена воинских частей.
Судьба Владимирского собора тесно связана с жизнью и историей Кронштадта и всей страны в целом. В годы отрицания и попрания религиозных ценностей храм был закрыт. Это произошло в 1931 году. Тогда закрывались и уничтожались многие богоугодные заведения по всей стране.
Владимирский собор тоже пытались уничтожить. Трижды были сделаны попытки подорвать храм, но он устоял. А вот соседние дома покрылись трещинами, и было принято решение устроить во Владимирском соборе склад. Благодаря этому, с изменением политических и мировоззренческих приоритетов, собор во имя иконы Владимирской Божией Матери был достаточно быстро восстановлен, и уже в 1999 году начались службы в нижнем храме, освященном в честь иконы Божией Матери «Утоли мои печали». Сегодня Владимирский собор, во всем блеске своей красоты, подчеркнутой торжественной белой окраской храма, является по праву одним из самых уважаемых и посещаемых мест в Кронштадте. Вот только главная святыня храма была утрачена. Икона Владимирской Божией Матери, изъятая из храма в годы борьбы с религией, исчезла и место ее расположения неизвестно. Однако новая копия того самого любимого образа украшает сегодня лицевую сторону собора и каждый входящий на его территорию видит в первую очередь чтимый образ иконы Владимирской Божией Матери.
Дальше идет осмотр собора. Можно просто полюбоваться затейливой архитектурой храма, обойдя его со всех сторон, или поприсутствовать на богослужении, просто помолиться перед зажженной свечой, поклониться чтимым иконам… Выбор зависит от вас, от вашего настроя и желания.
Воздав должное знаменитому собору, я возвращаюсь к Дому быта и по четко указанному переходу пересекаю Ленинский проспект и оказываюсь прямо перед Гостиным Двором. Он в точности повторяет самый большой торговый дом Санкт-Петербурга на Невском проспекте, воздвигнутый еще при Екатерине Великой французским архитектором Жаном-Батистом-Мишелем Валлен-Деламотом. Многочисленные копии его проекта разлетелись с тех пор по всей стране и многие города имеют похожие гостиные дворы, которые отличаются от оригинала в основном только размерами. Вот такое здание времен Николая I украшает и Ленинский проспект в Кронштадте. Оно возникло с необходимостью упорядочить ведение торговли и придать этой важной отрасли хозяйства более благородный и достойный вид. Для этого были убраны мелкие лавочки, которые часто были рассадниками эпидемий из-за элементарного несоблюдения санитарных норм.
Пройдя вдоль длинного переднего фасада Гостиного Двора в южном направлении главного городского проспекта, оказываешься на небольшой нарядно оформленной площадке. Здесь растут деревья, стоят скамеечки для отдыхающих, игровые аттракционы для детей, но самое главное – здесь находится музыкальный фонтан. Обустройство этого приятного для отдыха места относится к 2004 году. Это было время, когда во главе России находился Дмитрий Анатольевич Медведев. За период его пребывания у власти Кронштадт преобразился. Пришедшие за годы советской власти в упадок главные досточтимые места в городе требовали ремонта и больших денежных инвестиций.
К трехсотлетию со дня основания Кронштадта такие материальные вложения были сделаны и необходимые работы были проведены. Город засверкал красотой и притягательностью для туристов, которые всегда приносят ощутимый доход в казну того или иного места притяжения желающих отдохнуть и получить новые впечатления. Я думаю, что не только бывшего российского президента нужно благодарить за возрождение Кронштадта, но и его супругу Светлану Владимировну Медведеву. Она является уроженкой этого города. В напоминание о праздновании здесь установлен гранитный памятный знак трехсотлетия Кронштадта. В этом небольшом скверике всегда есть люди, и музыкальный фонтан привносит свою долю очарования для жителей и гостей города.
Перейдя по следующему пешеходному переходу Советскую улицу, упирающуюся в Ленинский проспект, оказываешься в Андреевском сквере. Небольшая часовня во имя иконы Тихвинской Божией Матери, восстановленная в годы перестройки, стоит на углу пересечения улиц, сохранивших свои советские названия. Совсем недалеко находится улица Карла Маркса.
А вот от Андреевского собора осталась только площадка в центре сквера. Заложенный в 1805 году в присутствии императора Александра I, православный собор Андрея Первозванного стал памятником архитектурного классического стиля. Он был построен по проекту русского архитектора Андреяна Дмитриевича Захарова, творчеству которого Санкт-Петербург обязан величественным зданием Адмиралтейства. Освященный в 1817 году храм предназначался для Военно-морского ведомства. Его название является не случайным. Кронштадт с 1704 года был базой Военно-морского флота России. А Андреевский флаг является его символом. Данная символика пришла к нам в петровские времена. В 1699 году царь собственноручно нарисовал эскиз Андреевского флага и включил его официально в число символов российского флота. Кроме этого, он дал свое известное описание флага: «Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он».
Царь считал святого Андрея Первозванного одним из чтимых небесных покровителей России и, опираясь на бытующую легенду, называл его первым моряком, прошедшим по водным артериям будущей России. В Евангелии апостол Андрей Первозванный описан как один из учеников Иисуса Христа, которые отправились в разные страны проповедовать христианство. Согласно легенде, он побывал на территории, заселенной восточными праславянами.
В те времена реки были полноводными, а леса – непроходимыми. Для сообщения использовались водные пути, и Андрей Первозванный проплыл в лодке по Днепру и Волхову до Ладожского озера, проповедуя новое религиозное учение язычникам и делая разного рода предсказания. На острове Валаам в Ладожском озере он воздвиг каменный крест на месте языческих капищ. Сегодня основанный на Валааме православный монастырь пользуется большой известностью. Он существует с начала XV века. После этих событий апостол Андрей за свою подвижническую деятельность был распят на косом кресте в Греции. В Патрах, которые находятся недалеко от места распятия, был основан величественный храм в честь Святого Апостола Андрея Первозванного. Андреевский стяг с косым крестом существует и в некоторых других странах, которые, согласно легенде, посещал святой. И эти флаги тоже относятся к военно-морскому флоту. Таким образом, косой Андреевский крест принадлежит не только русскому военному флоту.
Андреевский собор в Кронштадте тесно связан с именем Иоанна Кронштадтского, который прослужил в нем пятьдесят три года настоятелем. Он был православным проповедником, духовным писателем и церковно-общественным деятелем. Родившийся в Архангельской губернии в 1829 году в семье потомственных священников, Иоанн Ильич Сергиев стал широко известен и получил титул Кронштадтского за свою деятельность во благо верующих и просто окружающих его людей.
Имя священника было настолько почитаемо, что при его поездках по стране он был сопровождаем всегда толпами своих поклонников. Народ верил в чудотворную силу его молитвы. Он получал большие денежные пожертвования, которые передавал на благотворительные дела. Умер священник 2 января 1909 года по новому стилю, не дожив до революции и не узнав, что произошло с его любимым Андреевским собором. Храма не стало в 1932 году, а на том месте, где он стоял, установили памятник Владимиру Ильичу Ленину. Сегодня здесь уже нет ни собора, ни памятника. Открытая площадка обозначает то место, где когда-то стоял храм. В центре устроена клумба, на которой возвышается памятный знак с данными о стоявшем на этом месте некогда Андреевском соборе. Неподалеку за оградой находится одинокое захоронение. Это восстановленная могила жены Иоанна Ильича Елизаветы Константиновны Сергиевой. Сам же настоятель собора похоронен в Иоанновском женском монастыре, основанном им на Карповке в Петербурге. В 1990 году Иоанн Кронштадтский был канонизирован русской православной церковью.
Постояв в задумчивости там, где проповедовал такой замечательный человек, я часто направлялась к дому, где он когда-то жил и где сегодня находится музей-квартира. Дорога не занимает много времени: нужно перейти Ленинский проспект и пойти по Андреевской улице. Достаточно десяти минут, чтобы добраться до нужного адреса.
У Иоанна Кронштадтского этот путь возвращения после службы домой занимал значительно больше времени. Его сопровождали многочисленные поклонники, и среди них было много нищих, которым он всегда жертвовал деньги. Добрый человек мог прийти домой и без шапки, и без пальто. Взамен он получал и лично, и по почте материальную поддержку. Жил он скромно в казенной квартире. После революции здесь были устроены коммунальные квартиры. В шестидесятые годы прошлого столетия почитатели святого Иоанна Кронштадтского добились освобождения нескольких квартир и устроили в них мемориальный музей в его честь. Остальная площадь квартиры пока занята проживающими там жильцами. Данный музей вызывает живой интерес у посещающих Кронштадт. Кроме этого, он входит в программу паломнических туров по стране.
Я тоже однажды посетила этот музей-квартиру и восхитилась тем, каким достойным был прожитый жизненный путь проповедника Иоанна Кронштадтского. Во дворе дома, похожего на маленький скверик, среди декоративного кустарника и цветов находится памятник, отлитый из бронзы. Иоанн Кронштадтский представлен сидящим на высоком кресле, похожем на трон. Руки святого блестят от многочисленных прикосновений верующих и просто почитателей. Дом, в котором он жил, расположен на углу Андреевской улицы и Посадской. Его очень легко найти.
Постояв немного перед памятником, я возвращалась назад в Андреевский сквер и из него переходила на еще одну небольшую площадку. На ней обычно собираются туристы, приехавшие на экскурсионных автобусах для посещения Кронштадта. Здесь создан импровизированный котел, каменная карта острова и другие атрибуты, напоминающие легенду о названии острова. Она гласит о том, что рыбаки, которые варили себе уху на костре в огромном котле, разбежались при виде высадившихся на остров петровских моряков. А моряки, в свою очередь, воспользовались случаем и отведали сварившуюся уху. Честно говоря, есть и другие объяснения названия острова, которые связаны с финским обозначением.
Дальше идет маршрут, которым пользуется абсолютное большинство экскурсоводов. Группы переходят улицу Карла Маркса, идущую параллельно проспекту Ленина, и оказываются на углу Обводного канала. С этой точки обзора можно хорошо видеть, что здание Адмиралтейства отделено каналом, который его опоясывает со всех сторон. Прогулка вдоль Обводного канала и Адмиралтейства займет в дальнейшем значительную часть времени по осмотру городских достопримечательностей. Некогда Адмиралтейство со всеми прилегающими к нему зданиями казарм, офицерских квартир, провиантских складов, парусных мастерских, сухарного завода и прочей инфраструктуры занимало по площади четвертую часть Кронштадта. Нужно добавить, что сюда вошел и знаменитый Петровский док, предназначенный для ремонта морских судов. Сегодня эта территория занимает около 20 % города. Многое еще хорошо сохранилось, и мы можем полюбоваться промышленным стилем эпохи больших свершений. Красные кирпичные здания дают четкое представление об архитектурном замысле строителей. Полюбовавшись на достаточно редко встречающийся стиль в архитектурном оформлении центра города, нужно двигаться вдоль Обводного канала и провиантских складов с западной части Адмиралтейства, которые ведут нас прямо в сторону Кронштадтского порта.
Пока здесь мы можем говорить об эпохе Екатерины Великой с ее поистине большими замыслами и грандиозными деяниями по обустройству Кронштадта. С 1785 по 1827 год велись работы по воплощению планов императрицы в жизнь. Это нелегкое внедрение задуманного в действительность прошло через короткое царствование сына Екатерины Павла I, затем история продолжилась при Александре I, и логического завершения она достигла только в правление Николая I. За это время сменились поколения зодчих, которые строили Обводный канал, здания Адмиралтейства и всю прилегающую инфраструктуру. Здесь трудились адмирал Самуил Грейг, архитектор Михаил Ветошников, позже Василий Баженов, Чарльз Камерон и Андреян Захаров. Эта историческая часть города входит в копилку мирового культурного наследия. Лучшие архитекторы Петербурга создавали Адмиралтейство в Кронштадте.
Реставрационные работы продолжаются, но в наши дни уже можно войти на территорию самого Адмиралтейства со стороны Якорной площади. В том месте и располагались в старые времена главные въездные ворота. В их сторону мы и движемся по кругу. Совсем скоро мы окажемся в Петровской эпохе, где все связано с его освоением острова Котлин и основанием крепости Кроншлот, а в дальнейшим строительством и самого города Кронштадта, которому царь дал такое удивительное заморское название. В переводе на русский язык оно означает «город-корона». Наверное, он представлял этот город-порт передовым флагманом своей морской столицы, встречающим торговые заграничные суда. В торговле с заморскими странами он видел дальнейший путь развития и процветания России. История знаменитого водного торгового пути, вошедшего в память поколений под названием «из варяг в греки» и давшего нашим землям ощутимый толчок к развитию благодаря торговле и связям с другими государствами, не была забыта и Петром I.
Итак, наш путь лежит в морской порт. Аллея идет с одной стороны вдоль Обводного канала и Адмиралтейства, а справа находится улица Карла Маркса. Если быть внимательным, то можно будет на этой стороне увидеть памятник Ленину. Он не был снесен, не был уничтожен, его просто установили на другом месте. Памятник Ленину не служит теперь символом эпохи. Он является только олицетворением ушедшего времени, с которым еще очень у многих связаны годы молодости, жизненные успехи или неудачи. Сегодня это прошлое, к которому уже нет возврата.
Однако человеку свойственно мечтать, строить планы и загадывать желания. Специально для верящих в чудо на нашем пути поставили памятник-дерево, которое так и назвали – «Дерево желаний». Чугунное дерево, установленное к 300-летию Кронштадта, стало одним из любимейших аттракционов для широкой публики. Сказочное дерево улыбается, имеет нос и большое ухо. Публике предлагается загадать желание, прошептать его в ухо дерева и забросить монетку в гнездо на вершине дерева. Хождение вокруг дерева по часовой стрелке усиливает ритуал. Совы и олененок дополняют картину. Практически все туристические группы, прибывшие в город для знакомства с его достопримечательностями, знакомятся и с этим деревом. Этот своеобразный памятник востребован и любим не только приезжающими, но и местным населением.
В одно из посещений Кронштадта, выполняя круг почета вокруг Адмиралтейства, наша маленькая группа столкнулась с весьма примечательной картиной. Под Деревом желаний бродил какой-то пенсионер с палочкой, разыскивая в опавшей осенней листве монетки и подбирая их. А на самой макушке дерева среди раскидистых ветвей сидел паренек лет четырнадцати, выгребая из гнезда монеты, брошенные до этого доверчивыми, наивными туристами. Внизу стояли товарищи подростка, которые его подбадривали разными советами. Это значило только одно: ребята пропускали занятия в школе. Так как в нашей компании были и бывшие педагоги, то они не могли не задать свой строгий вопрос: «А как же школа?» На что ученики честно ответили: «Понимаете, нам очень нужны деньги!» Оставалось только покачать головой и проследовать дальше.
Невдалеке на аллее, по которой движутся экскурсионные группы, есть удобная площадка, где не растут деревья. Как правило, это место остановки для подробного рассказа о работе Адмиралтейства в прошлые века, о прибытии судов и их разгрузке. Товар попадал прямо с кораблей, находящихся в Обводном канале, в грузовые терминалы, представленные складами. Часто внимание слушателей отвлекается музыкой военных оркестров, за которыми маршируют шеренги молодых бравых морячков. В Кронштадте много военно-морских учебных заведений и их казармы находятся рядом с Адмиралтейством. Звонкоголосое пение марширующих заглушает обычно интерес к повествованию экскурсовода. Все стараются хотя бы немного пройти в ногу с колонной военнослужащих, но мало кому это удается. Однако общее настроение повышается и жизнь в любую погоду кажется прекрасной.
Так незаметно для себя доходят до Синего моста, а дальше уже начинается рассказ об эпохе Петра I и его лучшего друга и сподвижника Александра Меншикова. Здесь можно дать простор фантазии, основанной на определенных исторических знаниях. Толчок этому дают конкретные материальные свидетельства прошлого. Среди них и знаменитые футшток и мареограф для измерения высоты уровня Балтийского моря, установленные рядом с Синим мостом. Наблюдения за изменением уровня моря ведутся практически с основания Кронштадта. Синий металлический мост неоднократно перестраивался. И сам по себе тоже является важной местной достопримечательностью. Кроме футштока у этого места находится еще один исключительный городской памятник. Он посвящен рыбке-колюшке. Его создание и установка связаны с трагическими воспоминаниями и священной памятью блокадных дней во время обороны Ленинграда. Голод душил в те дни не только ленинградцев, но в не меньшей степени и жителей Кронштадта. Они тоже находились в кольце блокады. И маленькая рыбка, обитавшая в Обводном канале, спасла не одну жизнь.
Здесь же рядом находится и знаменитая Купеческая гавань, которая вмещала в себя в начале XVIII века по 40 судов одновременно. Сегодня гавань украшают мощные чугунные пушки, возле которых так любят фотографироваться туристы. Макаровская улица отделяет Купеческую гавань от дворца Меншикова. Это сооружение, известное также под названием Итальянского дворца, является одним из старейших в городе. Построенное к 1724 году по проекту архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна в стиле петровского барокко для светлейшего князя, оно значительно изменилось со временем. А судьба к первому губернатору Санкт-Петербурга и первому владельцу этого дворца Александру Даниловичу Меншикову после смерти его покровителя Петра Великого стала вскоре совсем немилостива. Он, как известно, закончил свои дни в изгнании.
Любуясь морем, пушками, маяком, который украшает набережную, можно достаточно быстро добраться до второго моста на Макаровской улице. Он называется Доковым и перекинут через канал Петровского дока, проходящего здесь к Адмиралтейству и исчезающего из поля зрения за его постройками. Если есть желание прогуляться в сторону маяка, расположенного на пирсе, разделяющем Купеческую и Среднюю гавани, то там можно посидеть на открытой террасе кафе, устроенной для удобства публики, желающей подышать свежим морским воздухом и полюбоваться на корабли Военно-морского Балтийского флота. После полученного удовольствия нужно вернуться назад, так как Петровский парк, куда мы направляемся, находится за Петровским доком. Единственный мост, который пересекает водную преграду, обустроен на Макаровской набережной. Вернувшись к заданному месту и перейдя мост, сразу оказываешься на углу Петровского парка. Можно следовать дальше вдоль парковой ограды по улице Макарова до главного входа в парк. А можно войти в него через небольшую калитку, расположенную как раз на углу парка. Многие так и делают и углубляются в парковые тенистые аллеи, идущие наискосок прямо к Парадной пристани. Но пока мы не вошли под кроны вековых деревьев, нужно сказать несколько слов о названии улицы, по которой мы только что проследовали.
Макаровская улица возникла с основанием города и всегда относилась к главным улицам Кронштадта. Разные названия в разные исторические эпохи давались этой улице. Она называлась Дворцовой, потому что проходила вдоль дворца Меншикова. После того как всесильный князь Меншиков впал в немилость, улица получила название Поморской. Такое наименование существовало с 1732 года по 1907-й. Оно хорошо подходило географическому расположению улицы, открытой с южной стороны всем морским ветрам. В 1907 году улице было присвоено имя знаменитого российского адмирала Степана Осиповича Макарова. Об этой легендарной личности мы поговорим позже на Якорной площади, где стоит памятник в его честь и где есть пешеходный Макаровский мост. В советские времена улица стала называться Июльской, и только в перестроечные времена к ней вернулось название Макаровской.
Итак, Петровский парк является составной частью береговой морской линии и Макаровской улицы. Он возник в первую половину XIX века. Его основателем стал военный губернатор Кронштадта Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. При нем в центре парка была установлена бронзовая скульптура Петра Великого. Скульптурная композиция превышает в высоту восемь метров и представляет собой царя Петра, стоящего во весь рост на высоком постаменте. Он опирается на шпагу, которая попирает шведский флаг. Этот факт символизирует победу в Полтавской битве. У подножия памятника находятся пушки, скрепленные морской цепью. Таким образом при Николае I была отмечена памятная в России дата 132-й годовщины Полтавской битвы. Величественный монумент, отлитый русским скульптором немецкого происхождения Петром Клодтом по модели французского скульптора Теодора Наполеона Жака, является пунктом пересечения дорожек в Петровском парке.
Кроме этого, он относится к туристическим достопримечательностям и здесь всегда много посетителей. Что осмотреть вначале, знаменитый памятник или Петровскую пристань, это уже ваше дело. Оба варианта хороши. Одевшаяся в камень к концу XIX века, эта гавань, носящая также и название Зимней, служит парадными морскими воротами Кронштадта. Здесь стоят корабли Балтийского флота и зимой. Отсюда начинались знаменитые кругосветные путешествия. С 1803 года по 1855-й было организовано 41 дальнее плавание, отправной точкой которых стал город Кронштадт. Александр I и Николай I стали теми русскими правителями, которые проявили наибольший интерес к этому вопросу. А самыми известными мореплавателями остались Юрий Федорович Лисянский и Иван Федорович Крузенштерн.
Две чугунные вазы, пушки и морские якоря на Петровской пристани могут рассказать очень много интересного из истории города. Это все можно услышать от опытных экскурсоводов или узнать в музее истории Кронштадта, который находится совсем недалеко отсюда. Иногда в Петровском парке на пристани можно увидеть парадные построения моряков и курсантов Военно-морского флота Балтики. Когда-то на месте Петровского парка был военный плац для торжественных построений и муштровки военнослужащих.
В наши дни торжественные празднования, связанные с военной тематикой, также проводятся традиционно в Петровском парке на берегу моря у Петровской пристани. Кроме этого, парад военных кораблей, традиционно проводимый в конце июля в Санкт-Петербурге и связанный с празднованием Дня Военно-морского флота России, начинается от этой Петровской пристани в Кронштадте. Далее эскадра движется к Неве, где уже стоят на рейде празднично разукрашенные суда.
Вся жизнь этого края связана с морем и кораблями. Кстати, знаменитый крейсер «Аврора», символ Октябрьской революции, проходил совсем недавно ремонт на Кронштадтском морском заводе. Восстановительные работы продлились не один год. Взволнованные петербуржцы и гости города спрашивали, где же легендарный крейсер. Обновленный корабль занял свое постоянное место стоянки напротив Нахимовского училища, но кое-что изменилось в его судьбе. Если раньше доступ на палубу «Авроры» и в его музейные отсеки был свободный, то теперь перед посещением крейсера нужно купить входной билет, как в любой музей страны. Крейсер «Аврора» стал военно-историческим музеем, одной из пройденных вех на непростом историческом пути огромной и сложной страны.