© Вадим Климов, 2024
ISBN 978-5-0062-2686-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Альбом или книга «Алтайский авангард ХХ в.», не искусствоведческий труд.
В этих текстах нет размышлений о творческом методе художников, нет анализа их произведений. Эта книга попытка обозначить тему, определить группу художников, которых можно причислить к авангардизму ХХ в.
Алтай не был колыбелью авангардизма в начале 20-х годов ХХ в., но в Барнауле была школа, в которой преподавал Курзин и Каравай, а учился Чевалков и др.
Волна авангардного искусства 60-х прошла мимо Барнаула, в лучшем случае оставив в городе Рублева и Цесюлевича. Начало авангарда на Алтае пришлось на 80-е годы. В начале десятилетия случился расцвет круга Рублева, а конец десятилетия – формирование группы Эсауленко.
Если в Рублевский кружок ходили будущие члены Союза художников, то круг Эсауленко эту организацию игнорировала, добиваясь от неё только равноправного доступа в выставочный зал. Но когда монополия Союза художников на выставочную площадь рухнула, то у неофициальных художников появились возможности показывать свои произведения в независимых галереях.
Составляя список Алтайских авангардистов ХХ в., я консультировался с некоторыми искусствоведами. Изначально в список попали Александр Боровец, Павел Поясков, Николай Мамонтов, входивший в группу Курзина, но в какой-то момент я решил, что ограничу список.
Возможно, некоторые искусствоведы не согласятся с таким списком алтайских авангардистов, и предложат его дополнить, например, написать о Юрии и Егоре Бралгиных.
Моя задача опубликовать список «Алтайский авангард ХХ в.», сделать информацию доступной в интернете.
Эта книга не будет выходить в бумажном виде.
В. Климов, комиссар галереи «Республика изо», г. Барнаул.
Андрон
Андрей Латыпов (Андрон) родился в 1967 г.
Алтайский авангард ХХ в. Андрон.
Зрителя удивляет, а специалистов интересует жесткий безапелляционный подход автора к общественной марали. Его умение, погружаясь в сложные социальные вопросы, сохранять художественность в таком не простом и редком жанре, как коллажа.
Коллаж Андрона, это крепкая сатира, здесь нет намека на плоский юмор, это жестокий стеб, саркастическая ухмылка пошлости и пассивности массовой культуры.
Этот автор смеет быть острым, жестким и актуальным.
Алтайский авангард ХХ в. Андрон.
Написав это, примерно, в 2012 году для сюжета в программу «Афиша», которая рассказывала о культуре в городе Барнауле, я понимал, что Андрон – великий художник.
В истории культуры Барнаула есть сотни живописцев. Они не обладают отличительными выразительными средствами. Они как сто китайцев на фабрике подделок одинаково пишут «горы-березы».
Андрон из другого творческого мира. Не плохо зная искусства Ленинграда – Петербурга на рубеже ХХ – ХХI веков, могу сказать, что Андрон художник мирового уровня. Он яркая звезда Сибирского андеграунда.
Мы познакомились очень давно. Для меня Андрон близкий друг и я этим горжусь.
Помимо художественного творчества; коллажа, текстильных аппликаций, создания художественных объектов, Андрон – поэт, лидер группы «Полные тюбики», а еще известный художник-модельер.
Алтайский авангард ХХ в. Андрон.
Андрон первый в городе стрит – арт художник. Это он в 1984 начал писать на стенах букву «А», как «Анархия» и букву «Д», как «Динамо».
Андрон – легендарный художник.
А это я писал для выставки в галерее «Республика изо»: «Коллажи и знамена» – это инсталляция. У Андрона всё инсталляция: пространственная композиция, созданная из различных элементов и являющая собой художественное целое.
Коллажи Андрона не оставляют места для компромисса: он груб, циничен, его тексты хлесткие как выстрел из революционного маузера, и целится он в целый мир, который забаррикадировался в застенках мещанского бытия.
Алтайский авангард ХХ в. Андрон.
Он бьет картинкой и злым словом в те заплывшие жирком места, от которых так трудно отказаться.
Наш потребительский мир с его вторичными ценностями, с его лейблами и значками, символами, с его примитивом рекламных слоганов, с его торговыми марками, впечатанными с детства в наше сознание – вот цель Андрона.
Зачем художник раздирает такую удобную цельнопластиковую оболочку? Наверное, затем, чтобы мы увидели, что же человеческое в нас осталось. Вся структура нашего пространства – это нагромождение комплексов и условностей. Где вчерашние правила и законы, за которые отправляли на костер, сегодня мода и новаторство, а уже завтра правила приличия в обществе.
Алтайский авангард ХХ в. Андрон.
Для Барнаула искусство Андрона – это авангард за пределами понимания, и невозможностью объяснить, что он в одном ряду с Баския и Новиковым.
Я пригляделся, из чего сшит флаг «Бар-н-аула», и увидел торговый знак Calvin Clein – это мировой торгаш трусами. Разве это не символично, порвать трусы на знамена?!
Пусть кому-то искусство Андрона, кажется, странным и недоступным, я знаю – это необыкновенный художник».
Андрусенко
Андрусенко Александр родился 1961 г.
Алтайский авангард ХХ в. Андрусенко.
Закончил Новоалтайское художественное училище (1987). С 1991 года преподаёт в Поспелихинской детской школе искусств. Член Союза художников России. Член международной ассоциации «Искусство Народов Мира». Лауреат Всероссийского театрального фестиваля Радуга талантов» (Тобольск). Лауреат премии международной ассоциации «Искусство Народов Мира» (Москва). Дипломант Региональной выставки «Сибирь Х» (Новосибирск).
Алтайский авангард ХХ в. Андрусенко.
«Живопись Андрусенко имеет яркое и самобытное художественно-образное лицо, благодаря которому в начале 1990-х годов он стал широко известен в регионе.
Соединяя не сочетаемые элементы, автор способен говорить простым языком о сложных философских проблемах мироустройства. Сделав главной темой творчества поиск утраченного «Совершенного Мира», художник пришёл к выводу, что ближе всех к идеалу находятся дети, с их незамутнённым и непосредственным взглядом на жизнь. Андрусенко сознательно стремиться чувствовать и писать как начинающие «художники», делающие первые шаги в познании мира.
Алтайский авангард ХХ в. Андрусенко.
Он использует выразительные средства символизма и наивного искусства как наиболее соответствующие выбранному пути. В картинах художника чаще всего звучит тихая и спокойная мелодия грусти, – грусти от осознания недостижимости когда-то утраченной гармонии».
Алтайский авангард ХХ в. Андрусенко.
Я мало знаю Андрусенко, мы встречались несколько раз. Выставку его работ в галерее «Республика изо» делал Александр Рыжов, в то время куратор галереи. Наверное, Андрусенко, понимает свое место в искусстве. Знаю, что его работами интересовались искусствоведы и галеристы в Москве, может быть, у кого-то в серьезной коллекции есть его произведения. Художник, сознательно не переезжающий в город, хотя бы в краевой центр, продолжающий жить в небольшом поселке, вызывает у меня много вопросов. У меня есть на это ответ. Должно быть ему там хорошо.
Базина
Людмила Базина (Люся) (1970—1999 гг.)
Алтайский авангард ХХ в. Базина.
В 1993 году окончила Алтайский государственный технический университет. После знакомства с группой неофициальных художников, решает посвятить себя искусству. Художница участвовала в проектах творческого объединения «Тихая мансарда», а также во многих значимых выставках.
Алтайский авангард ХХ в. Базина.
Не помню, в каком году закрыли проект «Тихая мансарда». Помню, что Эсауленко, Чеканов и Маркин решили, что для каждой выставки будем придумывать новую творческую группу. Так появились «Теплый фронт», «Рыба» и еще какие-то названия.
Юрий Эсауленко считал, что время «Тихой мансарды» прошло. Помню, что Базина присоединилась во время работы «Темной галереи». К этому времени название «Тихая мансарда» уже не эксплуатировали.
Алтайский авангард ХХ в. Базина.
Очень точно о живописи Базиной высказалась искусствовед Любовь Норгелене, близко знавшая Людмилу: «Люсина живопись – это форма и цвет. Цвет отражает ее настроение, форма – фантазию». К беспредметной живописи Люся обращается в начале 1990-х годов. Её абстрактные произведения построены на сочетании ярких, чистых цветов. В картинах проявляется миметическое начало. Художница изображает рыб, цветы и русалок. В своем видении абстрактного образа она опирается на экспрессию пятна чистого цвета на белом фоне и в этом, конечно, чувствуется близость творческой позиции Базиной к творчеству художников экспрессионистов начала ХХ века. Очевидно, что она прекрасно знала и разделяла взгляды Матисса и Кандинского. В ряде работ видна достаточно глубокая проработка кубистического принципа формообразования. Но цельность художественного образа в геометрических абстракциях Базиной, скорее, свидетельствует о конструктивном подходе к работе с кубистическим принципом формообразования. Таким образом, можно сделать вывод, что Люся Базина в своем обращении к абстракции опирается на формальный метод и стремится создать в своих произведениях достаточно узнаваемый объект».
Алтайский авангард ХХ в. Базина.
Работы Базиной остались в семье, через несколько лет после трагической гибели художницы, в одной из галерей Барнаула была организована выставка её работ. Произведения Базиной, есть в картинной галерее имени В. В. Тихонова – структурное подразделение МБУК «Краеведческий музей» города Рубцовска Алтайского края.
Биттер
Андрей Биттер родился в 1952 году.
Алтайский авангард ХХ в. Биттер
Окончил Новоалтайское художественное училище, Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной.
С 1981 по 1988 г. работал главным художником города Заринска. В этот период Биттер одновременно осуществлял шефскую деятельность по художественному оформлению всего Заринского района. По его проекту между заводом и городом был сооружен мемориал в честь первых коммунаров 20-х гг. ХХ в. Композиция называлась «Заря Коммунизма».
Алтайский авангард ХХ в. Биттер
В соавторстве с женой Мариной Биттер было создано несколько работ по монументально-декоративному оформлению Заринска: «Гимн труду» – композиция, выполненная на фасаде конференц-зала Алтайского коксохимического завода. Роспись на фасаде «Первая коммуна», роспись в фойе кинотеатра «Заря» – «Юность», на фасадах жилых зданий и оформление Музея боевой славы. Не все объекты, созданные художником, сохранились до настоящего времени. Закрашена роспись на мемориале в Заринске. Было закрашено и панно на здании Коксохима.
В этот же период А. Биттер выполнял следующие работы: в 1986 г. – скульптурные рельефы по заказу Барнаульского хлопчатобумажного комбината, в 1987 г. – проект мозаики на Барнаульском моторном заводе.
С 1988 по 1994 г. Биттер трудился главным художником Колыванского камнерезного завода имени И. И. Ползунова.
Алтайский авангард ХХ в. Биттер
С 1996 г. по настоящее время творчество художника связано с Германией. Выражение
«Успех сопутствует тому, кто способен на действительно творческие действия» в полной мере характеризует талантливую и трудолюбивую художественную династию. На протяжении многих лет супруги Биттер расписывают скульптуры для государственных культурных мероприятий.
С начала 2000-х гг. принимают участие в акции «Медведи приходят в Берлин». Творческий эксперимент Андрея Биттера стал частью современной художественной культуры Германии.
Алтайский авангард ХХ в. Биттер
Андрей Биттер и сегодня полон творческих планов. Среди них – издать архивный каталог работ, созданных им на Колыванском камнерезном заводе имени И. И. Ползунова, в который будут обязательно включены эскизы нереализованных проектов и идеи перспективного развития завода.
Мы обсуждали один из проектов Андрея по истории Колывани, предлагали его для рассмотрения администрации края, но этот красочный и познавательный проект остался не реализованным.
Буданов
Николай Буданов (1941 – 2000 гг.)
Алтайский авангард ХХ в. Буданов
С точки зрения советского официального искусства Буданов – диссидент. Он был не согласен с официальной принятой на всех съездах линией, назначенной советскому искусству. Поэтому Буданова никогда бы не приняли в Союз художников. А он был художником большим и мощным. В советское время ему могли дать звание – самодеятельный художник и не трогать. И к счастью Буданова не трогали. Он не настаивал, жил как художника, участвовал в независимых выставках, которые появились в конце 80-х годов ХХ в. На выставке во Дворце культуры Моторщиков, где проходил рок концерт, его работу увидала Янка Дягилева, так картина попала на обложку конверта ее альбома «Стыд и срам».
Алтайский авангард ХХ в. Буданов
Искусство Николая Ивановича, это не безделица, в его творчестве духовные страсти. Буданов думал о душе, о свободе. Духовность для него не только божественная сущность души, а присутствие бога в мире. Поэтому в его работах так много ликов и лиц. Бог ли это или не Бог, дух ли это святой или дух грешный, мятущийся. Лицо человек вот, что было важно для художника Буданова. Он размышлял о человеке и о своем месте в этом мире.
Алтайский авангард ХХ в. Буданов
Известный журналист Анатолий Корчуганов написал: «Н. И. Буданов – классический человек андеграунада, той его части, которая не достигла буржуазной сытости. Шестидесятник. Его хоронили в воскресный день, когда город помпезно отмечал 270-летний юбилей. Живы ли пухлые папки рукописей? Картины?»
Алтайский авангард ХХ в. Буданов
Оказалось, что часть живописных произведений Николая Ивановича сохранились. Благодаря Юрию Фисуну, в галерее «Республика изо» удалось собрать выставку. Николай Иванович Буданов прожил интересную жизнь, родился в самый трагический день ХХ века 22.06.1941 г. умер в день города Барнаула 01.09.2000 г. Он был частью мира, очень ярким явлением в Барнауле. Прекрасный и удивительный поэт и художник. После выставки часть работ были переданы на хранение в ГМИЛИКА и в художественный музей Алтайского края. А это почти гарантия, что его произведения будут хранить вечно.
Булатова (Пагель)
Елена Булатова (Elena Pagel).
Алтайский авангард ХХ в. Булатова (Пагель)
Работает в разных областях изобразительного и декоративно-прикладного искусства: живопись, графика, коллаж и керамика. Елена успешно занимается фотографией, мозаикой, инсталляцией. Спектр ее художественных работ постоянно расширяется новыми техниками, материалами и выразительными средствами. Находясь в постоянном поиске, художница через современные формы искусства объединяет в своем творчестве исторические, этнографические и мифологические мотивы. В эклектике прошлого и настоящего рождается авторский стиль работ Елены Пагель.
Алтайский авангард ХХ в. Булатова (Пагель)
Не помню, как мы познакомились. Помню, что сразу обратил внимание на её необыкновенно выразительную керамику и мы стали друзьями. Я помогал ей организовать несколько выставок, в том числе выставку «Рыба»: «В 1990 г. в выставочном зале АлтГУ проходила выставка арт-этнография „Fish“ (Рыба): графика, живопись, деревянные скульптуры рыб, инсталляции и кинетические скульптуры. На выставке были представлены графическая серия из 17 листов „Сотворение мира“, созданной Юрием Эсауленко в соавторстве с Еленой Булатовой. Выполненная тушью на альбомных листах, серия представляет собой уникальную графику, дополненную стилизованным под сказание текстом мифа о происхождении мира. Эту и подобную графику художники тиражировали при помощи копировальной техники и дарили друзьям».
Продажа копий, это моя идея, к тому времени уже вышел наш журнал «Графика» и мы освоили процесс современного копирования.
Алтайский авангард ХХ в. Булатова (Пагель)
Одним из важных проектов была выставка «Сны аборигенов»: «Особо можно отметить выставку 1994 г. «Сны аборигенов». Это была совместная выставка Юрия Эсауленко и Елены Булатовой в выставочном зале Союза художников. Художники разработали для выставки пригласительные билеты, качественный буклет и афишу. Все работы, представленные в экспозиции, носили этнический характер. В буклете к выставке сообщается: «Идеи своих произведений оба художника находят в культурах неолита и раннего средневековья различных регионов Евразии, Африки, Полинезии и Америки, соединённых нитью «азиатского единства». Керамика Елены Булатовой на выставке совмещала традиции энеолита и постмодерна. Её часть выставки состояла из различных сосудов сложных форм».
Алтайский авангард ХХ в. Булатова (Пагель)
После текста к этой выставке меня стали склонять к выступлениям на конференциях о евразийстве и азиоевропействе. Выставка «Сны аборигенов» прошла в зале краевого союза художников. В то время я занимал должность директора этого зала.
Алтайский авангард ХХ в. Булатова (Пагель)
Булатова была одной из основательниц художественного стиля народного промысла «Турина гора». Е. Скурихин, В. Артемьев и Булатова заложили главную творческую идею этого предприятия. До сих пор этнографические мотивы являются главной темой изделий «Туриной горы».
Елена Булатова давно живет в Германии.
Воробьев
Денис Воробьев (1972 – 2005).
Алтайский авангард ХХ в. Воробьев
Денис был невероятно разносторонним человеком. Поэт и художник – график, живописец. Всегда был художником от Бога. «Один из самых талантливых представителей барнаульского андеграунда девяностых и начала нулевых. Олицетворение творческой молодежи девяностых. Молодой, красивый, талантливый. Поэт, солист модной группы „Восвояси“, художник по жизни и просто золотой мальчик» – так писали о Денисе на пике его популярности.
В середине 90-ых гитарист группы «Восвояси» Николай Коротков, друг и соратник Воробьева, учился в художественном училище, что серьезно повлияло на творчество Воробьева. Среда барнаульского андеграунда того времени была достаточно узка – и скоро Денис знакомится с Юрием Эсауленко к тому времени признанным лидером актуального искусства в Барнауле. Совместно они провели несколько выставок в «Темной галерее».
Алтайский авангард ХХ в. Воробьев
«Темная галерея» была организована Юрием Эсауленко, Никодимом Лейбгамом при участии Вадим Климова в 1997 году и стала главной выставочной площадкой неофициального искусства в Барнауле. После гибели Эсауленко галерею переименовали, назвав «Метро» и Денис Воробьев в 2001 г. став своеобразным наследником дела Эсауленко, организовал в галерее персональную выставку «Линия графики».
Денис писал стих. Увы, книга «Приключение Валета, совершенно странные и необычайно обычные» вышла через год после смерти Дениса. В сборник вошли три поэмы: «Приключение Валета..», « Инспектор Дынин» и «Ночь с понедельника на Воскресенье». К этому сборнику Денис подготовил более тридцати иллюстраций. Кроме иллюстраций к своей книге, Денис создал серию черно-белых иллюстраций к роману писателя Михаила Гундарина «ЛМ». А также сделал свою версию иллюстраций к сказке Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес».
Алтайский авангард ХХ в. Воробьев
2002 г. Выставочный зал АГУ прошла совместная выставка с Алексеем Чекановым – «Наблюдатель». Мало кто помнит эту выставку. Алексей Чеканов, уникальный художник, яркий продолжатель творческой идеи «Тихой мансарды», вместе с Юрием Эсауленко был лидером концептуального искусства в Барнауле.
2003 г. в павильон современного искусства «Открытое небо» прошла совместная выставка с Татьяной Корольковой «Маленькая Куба». Павильон современного искусства «Открытое небо» в юношеской библиотеке стал местом, где творчество Воробьева пришлось ко двору. Здесь он сделал несколько интересных выставок.
2004 г. прошла совместная выставка с Леной Шаровой «Живопись. Графика». Если творчество Корольковой сглаживало углы, то совместная выставка с Шаровой нагнетала внешнюю напряженность, которая шла от внутренне развитой депрессии. Шарова долгие годы культивировала внутреннее состояние неконтролируемой депрессии в живописи. Это повлияло на искусство Воробьева, у которого в это время появилась большая серия черно-белых работ и был записан очередной альбом группой «Восвояси».
Алтайский авангард ХХ в. Воробьев
2004 г. Воробьев организовал коллективный проект «Петушиные бои». В «Открытом небе» Денис выступил куратором двух тематических выставок. «Петушиные бои», это была яркая и крикливая выставка, в ней не было серьезного отбора работ, в них был отбор авторов, с которыми Воробьев дружил и сотрудничал.
2005 г. в «Открытом небе» Денис организовал коллективную выставку «Бутылка и вся правда о предмете». Получился мрачноватый, наталкивающий на философские размышления проект.