Глава 1
Глава первая
Вот такое прочитала
"Дорогой дневник. Глупо, что я опять занимаюсь такой ерундой, как ведение дневника. Но тем, что случилось сегодня утром, могу поделиться только с тобой. Когда удаляла спам, заметила забавное сообщение: "Я ЗНАЮ ТВОЮ ТАЙНУ". Это забавно, потому что ты, дорогой дневник, знаешь обо мне всё, а так как я веду тебя в заметках на телефоне, всё, что знаешь ты, находится в базе данных любой уважающей себя корпорации".
Анфиса перечитала написанное, хмыкнула и опубликовала это в своем паблике "Я и только я". После этого она убрала телефон в карман своего черного двубортного пальто, а большим пальцем левой ноги нажала кнопку включения на автоматическом пылесосе. Машинка поползла вдоль стены, планомерно тыкаясь в плинтус. "Работай, раб, солнце ещё высоко," – подумала про себя Анфиса, надевая гады.
Едва открыв дверь, она увидела выходящую из лифта Аграфену Ивановну Розеншталь и сразу захлопнула дверь. Анфиса расстегнула пальто, присела на ящик для обуви, достала из кармана телефон и настучала указательным пальцем правой руки: "Хорошо понимаю Хармса. Теперь эта старыга будет ковыряться в своих трех замках минут пять не меньше. Пересекаться с ней не хочу, поэтому выход из дома откладывается".
Она задумалась, публиковать это или нет. В этот момент пиликнуло оповещение о том, что Макс Маркс прокомментировал ее предыдущий пост. Она открыла комментарии, которые сыпались один за другим.
Макс Маркс
"Ахаха. точно;)"
каазююлькаа
"что ы это не значило"
Киса
"почему не отвеачаешь в личке?("
Пук Пукович
"это – рептилоиды"
Смысл Смыслович
"А вдруг это не спам?"
Есть ли в интернете что-то более прекрасное, чем контент? Конечно. Оценивание контента. В частности, комментирование. Комментарии прекрасны еще и тем, что может возникнуть дискуссия. Если дискуссия не возникла спонтанно, её стоит спровоцировать. Для провоцирования таких дискуссий у Анфисы имелся специальный фейковый аккаунт "антон".
антон
“Смысл Смыслович, а что это еще может быть?”
Пук Пукович
“антон, Это – мошенничество. Главное – не переходить по ссылке”.
конь в пальто
“Пук Пукович, мошенники-рептилоиды?”
каазююлькаа
“что это вообще МОЖЕТ значить?”
Пук Пукович
“конь в пальто, если ты не знаешьзначениепонятия "метафора", не стоит высказывать свое мнение”
Киса
“((((((((((“
конь в пальто
“Пук Пукович, любишьписатьслитно?”
Margarita
“Любовь есть”
Киса
“Есть или не есть – вот в чем вопрос”
Макс Маркс
“+”
Пук Пукович
“конь в пальто, любишь цепляться к мелочам?”
Уровень дискуссии не впечатлил Анфису. Пришлось повышать.
антон
“Пук Пукович, что вы думаете по поводу теории струн?”
конь в пальто
“антон, оно вряд ли думает”
конь в пальто
“Киса, думешь на какую диету сесть ;)”
Пук Пукович
“конь в пальто, завали”
каазююлькаа
“В этом мире умереть не трудно, сделать жизнь значительно трудней”.
конь в пальто
“Пук Пукович, илаваз”
Пук Пукович
сообщение удалено
Анфиса услышала, как Аграфена Ивановна Розеншталь захлопнула за собой дверь. Встала, застегнула пальто на все пуговицы и, бегом преодолев несколько лестничных пролетов, вышла из парадной навстречу ясному и морозному четырнадцатому февраля 202* года.
Анфиса приехала на работу позже обычного. В этом был свой плюс. Она зашла в абсолютно пустой лифт и нажала кнопку седьмого этажа. Но насладиться одиночеством ей помешал коллега, в последний момент протиснувшийся между закрывающимися створками.
– Привет, – срывающимся фальцетом прохрипел запыхавшийся коллега.
– Привет, – механически ответила Анфиса и с неудовольствием отодвинулась в угол лифта.
Немного отдышавшись и встав как положено в лифте плечом к плечу с Анфисой, Кирилл, не поворачивая головы, сказал:
– А я знаю твою тайну.
Анфиса непроизвольно наморщила лоб. Это заметил коллега и, воодушевившись, быстро снял со спины рюкзачок, вытащил из него объемный сверток и, протянув его девушке, пробормотал:
– С Днем всех влюбленных!
– Спасибо, – равнодушно ответила Анфиса.
Увидев, что она не собирается разворачивать сверток, Кирилл после небольшой паузы добавил:
– Вчера, проходя мимо, заметил на мониторе твоего компа…
В этот момент лифт остановился. Они вышли. Но Анфиса не спешила идти в офис, а тут же рядом с лифтом резким движением сорвала подарочную упаковку. Из коробки она извлекла небольшую белую вазу, на которой в овале была перенесена её фотография с аватарки в паблике.
– …Ты вчера смотрела в интернете вазы…, и я подумал, что это оригинальнее подарить, чем цветы, которые вянут, и их выкидывают, а ваза остается…
Анфиса спокойно ответила:
– Во-первых, спасибо. Во-вторых, вчера я искала не вазу, а увлажнитель воздуха. В-третьих, когда в следующий раз будешь проходить мимо моего рабочего места, смотри себе под ноги.
Инцидент был исчерпан, но глупая ваза осталась.
Дома первым делом снять с себя ВСЮ одежду. Потом – сразу в душ! Автоматический пылесос обеспечил идеальную чистоту. Как всегда. Поставить дурацкую вазу в ШКАФ ПОЗОРА.
ШКАФ ПОЗОРА – небольшой деревянный буфет в прихожей, где за стеклянными дверцами хранятся все подарки, которые Анфиса считает дерьмом.
WOK с курицей терияки и одна серия "Снов Андроида".
Спать.
Анфиса очнулась на лестнице. Почему она на лестнице? Что это за мерзкий звук? Поворачивается ключ в замке. Ключ от квартиры, где… Где это она? Она лежит на холодных ступеньках и как бы стекает по ним вниз, к двери парадной. А дальше – зима. Ключ вращается в замке. И тут замок щелкнул.
Второй ключ поворачивается во втором замке.
Щелк!
Скорее. Когда щелкнет третий замок, дверь распахнется, и все будет кончено. Скорее. Подняться, выпрямиться, бежать. Спрятаться в своей квартире.
Щелкнул замок.
Скорее. Дверь отъехала в сторону, и из темноты со скрипом выплыла Аграфена Ивановна Розеншталь. Скорее! Спрятаться в квартире, захлопнуть дверь. Не убежать. Не шевельнуться. Дорогу преградила огромная дурацкая ваза. С этой вазы на Анфису смотрела её же фотография. А в комментариях к фотографии:
000111000
“;)”
011010010
“;)”
010010011
“Красиво”
010010110
“;)”
011000111
“напиши мне”
111000111
“ммммммм”
010101100
“;)”
102021021
“Что бы это не значило”
А Аграфена Ивановна Розеншталь проскрипела сквозь свое беззубье: "Я ЗНАЮ ТВОЮ ТАЙНУ".
"Когда я рассказала свой сегодняшний сон психотерапевтке, она сказала: «Вы нездоровы, с вас 5000 рублей»”, – бодро сообщила Анфиса подписчикам.
На самом деле её разговор с психотерапевткой был немного интереснее.
Анфиса:
– Я вообще не очень люблю врачей.
Психотерапевтка:
– Понимаю.
Анфиса:
– Особенно психотерапевтов.
Психотерапевтка (в сторону):
– Сука.
Анфиса:
– Я вообще считаю себя довольно здоровой.
Психотерапевтка:
– Вы замечательно выглядите.
Анфиса (в сторону):
– Тебя спросить забыла.
Психотерапевтка (в сторону):
– Сука.
Анфиса:
– В общем-то, я даже не фаталистка. Просто вчера мне пришло спам-сообщение с текстом «Я знаю твою тайну». Я не придала этому значения, но потом днем слышала в свой адрес подобную фразу от коллеги, а ночью мне приснилось, что эту же фразу мне говорит соседка. А вы как думаете, понятие тайны ещё актуально в 21 веке?
Психотерапевтка:
– Вы нездоровы, с вас 5000 рублей.
Анфиса:
– Сука.
Психотерапевтка (в сторону):
– Сука.
Вечером того же дня Анфиса встретилась со своей подругой Бертой. По традиции они демонстративно прошли мимо бара и, закупившись дешевым пивом в магазине, уселись на газопроводе.
Берта – подруга Анфисы. Любит бицепсы и ботокс. Характер скверный. Не замужем.
– Ну и дичь, – молвила Берта, после того как выслушала историю подруги.
– А у тебя есть тайна? – спросила Анфиса.
– Да нет, наверное, – ответила Берта, немного подумав.
– А у тебя? – добавила она, подумав еще немного.
– Однозначно нет, – отрезала Анфиса.
– А чего ты тогда так переживаешь? – хитро прищурившись на солнце, спросила Берта.
– Я тебя съем, – ответила Анфиса.
– Вообще сны просто так не снятся, – мудро проворковала Берта. – Явно что-то не так с твоей соседкой Аграфьей… как её?
– Аграфена Ивановна. Что с ней может быть не так?
И тут Анфиса кое-что вспомнила.
Глава 2
Глава вторая
Лифт Аграфены Ивановны Розеншталь
Анфиса въехала в эту квартиру в центре Петербурга полгода назад. На год раньше она вступила в права на наследство. По деньгам выбор был между строящимся домом бизнес-класса ближе к окраине и вторичным жильем в центре. Риелтерка уговорила на этот вариант. Дом с двухсотлетней историей. До Дворцовой площади две минуты пешком. Последним аргументом было то, что, несмотря на четвертый этаж, есть лифт. В Анфисином возрасте наличие лифта на четвертый этаж вряд ли имело приоритетное значение, но, как это часто бывает, мы покупаемся на «красивые слова и красивую упаковку».
«Она будет расти в цене и всегда будет высоколиквидна».
И несмотря на то, что, когда риелтерка привела молодую покупательницу на просмотр, лифт как назло не работал, тем не менее именно он поразил воображение Анфисы, и окончательно склонил чашу весов к покупке.
В старинной парадной была выстроена стеклянная цилиндрическая труба. Лестничные марши пришлось заузить в средней части, чтобы этот цилиндр смог вписаться между ними. А перила, шли дугой, огибая новомодную стеклянную шахту.
Уже только после того, как Анфиса подписала договор и наняла бригаду для приведения квартиры в должный вид, она узнала всё про этот лифт.
Покойный муж Аграфены Ивановны был успешным инженером-строителем и имел свой бизнес. Именно он и вписал в стиль Петербургской классики этот модерновый лифт, пробив не только лестничные марши, но и все необходимые согласования, в том числе и в ГИОПе, на такое кощунство в отношении классики в угоду утилитарным потребностям.
На каждом этаже по две квартиры, причем на первых двух двери просто заложены красным кирпичом, так как на этих этажах размещался меховой салон с отдельным входом. На третьем тоже постоянно никто не жил, и квартиры сдавались то для любителей собраться поиграть в бридж, то для проведения каких-то семинаров или дней рождения. Двухэтажная квартира Розеншталь, ставшая такой тоже стараниями покойного мужа, занимала четвертый и пятый этажи. Анфиса купила квартиру по соседству на четвертом, а над ней, на пятом, жила какая-то пара опустившихся интеллигентов.
И когда Анфиса узнала, что лифт находится в индивидуальном пользовании Аграфены Ивановны и воспользоваться им можно только при помощи специального ключа-таблетки, тогда-то она и почувствовала первую волну неприязни к своей пожилой соседке.
Через пару месяцев, после того как Анфиса въехала в квартиру, однажды, поднявшись на свой этаж, она обнаружила на лестничной площадке недалеко от двери Розеншталь что-то блестящее. Подняла. Чип-ключ. Не надо быть Минервой, чтобы догадаться, что это ключ от заветного лифта.
Приложила к считывателю, стеклянная полукруглая дверь изящно отъехала. Анфиса шагнула на круглую платформу. Нажала кнопку с цифрой один. И капсула с ней поплыла вниз. Это напоминало пневмопочту, которую ещё использовали в офисах некоторых банков какое-то время назад. Пластиковая капсула с документом летит по прозрачной трубе от одного сотрудника к другому. И тот извлекает её из окошечка, не вставая со своего стула.
«Интересно», – успела подумать Анфиса, – «что делают банковские сотрудники, если письмо застревает где-то посередине пути. Тогда это, наверное, создает гораздо большую проблему, чем если бы сотрудница оторвала свой зад от стула и, пройдя десять шагов, передала документ коллеге из рук в руки».
На этом месте лифт остановился, полэтажа не доехав до остановки. Сначала Анфиса ещё довольно спокойно подумала о материальности мысли, но после того как она потыкала в омертвевшие кнопки, спокойствие начало её покидать.
Хороша она тут в стеклянной клетке! Звать на помощь бесполезно. Что делать? Ждать, когда на лестницу выйдет Аграфена Ивановна, чтобы быть, что называется, пойманной за руку, как дешёвка. Идиотская ситуация. Как в фильме «Ва-Банк». Позвонить подруге? А чем она может помочь? Звонить в 911? Но если МЧС начнёт ломать двери, чтобы её вынуть, то это сколько же будет стоить потом их починить?
Анфиса почувствовала, как в ней закипает злость на этот модерновый лифт, на эту барочную лестницу, на этот старинный дом, на старуху-соседку, на себя саму и на весь мир.
А лифт, тем временем, думая своими искусственными мозгами, что всё ещё движется к назначенной цели, был готов простоять на месте целую вечность.
Она прислонилась к стеклянной стенке и медленно оползла на корточки. Сколько она так просидела? Минуту? Пять? Или тридцать? Вечность?
Но вдруг лифт ожил и, проехав остаток пути до первого этажа, раскрыл двери.
Анфиса быстро выскочила из кабинки и побежала наверх по лестнице, решив больше не искушать судьбу.
На следующий день вечером, едва она вошла в квартиру, раздался звонок. Анфиса отворила дверь. На пороге стояла Аграфена Ивановна. Анфиса была крайне недовольна, но, приняв надменно-радушный вид, поприветствовала соседку.
– Вы, милочка, случайно не находили где-нибудь на лестнице вот такую штучку? – спросила Розеншталь, показывая точно такой же ключ-таблетку, который так и лежал у Анфисы в кармане пальто со вчерашнего дня. Она была так напугана своим застреванием, что забыла избавиться от улики.
– Нет, первый раз вижу…
– Аааа… а я думала, может… – она сделала нерешительный шаг назад, и Анфиса потянула дверь, чтобы скорее избавиться от соседки. Но тут Розеншталь протянула свой морщинистый кулачок в дверную щель и, разжав ладонь, спросила:
– А это не вы, милочка, обронили?
На морщинистой ладони лежала рубиновая серёжка, которую Анфиса не могла найти со вчерашнего дня.
На какое-то мгновение она уже была готова протянуть руку за свой сережкой, но потом резко ответила:
– Я не ношу такие безвкусные вещи.
Вся эта давняя история во всех подробностях пронеслась в голове Анфисы, когда она стояла перед дверью соседки, решительно вдавливая кнопку звонка.
Из-за двери послышалось шарканье, а вскоре и сама Аграфена Ивановна собственной персоной предстала перед Анфисой.
– Можно не так настойчиво звонить? – с неудовольствием осведомилась Аграфена Ивановна.
– Вот ваш ключ от лифта, – быстро сказала Анфиса. – Вы его, видимо, обронили. Это было, когда я только въехала. Я хотела покататься на вашем лифте, но застряла.
– Почему же сразу было не сказать, милочка? – прошамкала соседка.
– Не знаю. Возьмите ключ.
– Хорошо, спасибо. Что-нибудь ещё?
– Да. У вас моя серёжка.
Старушка понимающе кивнула и закрыла дверь. Анфиса не знала, вернут ли ей серёжку или нет. Помявшись у двери минуты три, она пошла к себе. Но не успела дойти до своей квартиры, как услышала за спиной звук отворившейся двери. Девушка обернулась. Аграфена Ивановна протянула ей руку открытой ладонью вверх.
– Бери, милочка, – прошамкала соседка.
– Простите, что не сказала сразу, – отчеканила Анфиса и пробурчала себе под нос, – теперь тайна раскрыта.
– Тоже мне тайна Мадридского двора, – весело парировала Розеншталь, – я сразу всё знала.
И старушка захлопнула дверь.
Оказавшись дома и высвободив ноги из ботинок, Анфиса запустила автоматический пылесос. Глядя на то, как он ползет вдоль стены, она подумала: «Мы оба знаем, что у меня другая тайна».