Китайская академия общественных наук
Перевел книгу на русский язык Лю Чэнянь
Издание осуществлено при финансовой поддержке B&R Book Program
Перевод книги на русский язык выполнен Издательством Китайской академии общественных наук (КАОН)
Издание на русском языке осуществлено на основании договора с Издательством Академии общественных наук КНР
© China Social Sciences Press, 2019, 2022
Введение
Опираться на мудрость истории государственного управления
После XVIII Всекитайского съезда КПК Центральный комитет партии во главе с товарищем Си Цзиньпином встал в первые ряды творцов современной эпохи, занял место на пике исторической эпохи, стал голосом сердца и души народа, возглавил всю партию и многонациональный народ страны и неуклонно реализует цель борьбы «двух столетий» за воплощение «китайской мечты о великом возрождении китайской нации». С огромным политическим мужеством и пониманием большой ответственности, ЦК КПК предлагает ряд новых концепций, новых идей и новых стратегий, выдвигает несколько важных политических курсов, предпринимает важные меры, содействует выполнению важных дел, что уже позволило разрешить множество долгосрочных проблем, с которыми необходимо было справиться, осуществляет сегодня много значительных дел, которые хотелось, но не удалось выполнить в прошлом, способствует историческим переворотам в деятельности партии и страны и добивается исторических достижений в осуществлении реформ, в проведении политики открытости и строительства социалистической модернизации. Повороты истории и исторические достижения периода, последовавшего за XVIII Всекитайским съездом КПК, систематически дают ответы на ключевые вопросы современности: какого рода социализм с китайской спецификой следует поддерживать и развивать, и каким образом твердо содействовать развитию социализма с китайской спецификой на основе сочетания теории и практики. XIX Всекитайский съезд КПК торжественно провозгласил, что социализм с китайской спецификой вступил в новую эпоху, а также сформулировал идею Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи[1].
Идея Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи имеет богатую, хорошо продуманную идеологическую коннотацию и является теоретической основой государственного управления в новую эпоху. Как ученые-историки, мы глубоко чувствуем, что идея Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи не только имеет богатую идеологическую коннотацию, научную внутреннюю логику и яркие отличительные особенности современности, но и полна духа исторического материализма и диалектического материализма. Это идеология основана на научном взгляде на историю. Оглядываясь на путь, пройденный после XVIII съезда КПК, мы видим, насколько большое значение изучению истории придает Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин в отношении государственного управления. Начиная с 29 ноября 2012 г., всего лишь менее чем через полмесяца после XVIII съезда КПК, когда Си Цзиньпин и новые члены Постоянного комитета Политбюро посетили выставку «Путь к возрождению» в Национальном музее, и до многочисленных сессий коллективной учебы Политбюро ЦК КПК[2], от визита генерального секретаря Си Цзиньпина в Институт Конфуция г. Цюйфу до его выступлений в ходе обследования Пекинского университета и Пекинского педагогического университета и т. д., от инициативы «Один пояс – один путь» до концепции сообщества единой судьбы человечества, а также от трактовок Си Цзиньпина по истории и культуре Китая до использования крылатых слов раздумья в его многочисленных выступлениях – все это показывает, что, когда Генеральный секретарь Си Цзиньпин руководит, думает и осмысливает то, как китайская нация идет в будущее, он это делает всегда со стратегическим взглядом марксистского политика, относящегося с уважением и глубоким чувством к истории и культуре Китая, придает большое значение унаследованию и широкому развитию прекрасной истории и культуры и придает большое значение обретению мудрости из истории и культуры. В то же время Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин уделяет большое внимание историческим примерам и использованию их в государственном управлении. Со времени XVIII съезда КПК Генеральный секретарь партии Си Цзиньпин укореняет путь социализма с китайской спецификой на тысячелетней плодородной почве Китая, тесно связывает основные ценности социализма с лучшими достижениями китайской культуры и вселяет уверенность в собственном пути, собственной теории, собственном строе и собственной культуре, а уверенность в собственной культуре рассматривает как основу «четырех уверенностей» и применяет опыт и уроки тысячелетней истории человеческой цивилизации и истории китайской цивилизации в размышлениях о государственном управлении в новую эпоху. Именно по этой причине вопросы: как относиться к более чем пятитысячелетней истории китайской цивилизации, как относиться к истории Китая с новой эпохи, как относиться к истории о том, что партия руководит китайским народом для образования нового Китая, как относиться к истории двух периодов: до и после социалистического строительства – и как относиться к богатой истории мировой человеческой цивилизации, как учиться на всех лучших достижениях человеческой цивилизации для воссоздания прекрасного будущего китайской нации, и история о создании прекрасного будущего для сообщества единой судьбы человечества – это основное содержание ряда важных выступлений Генерального секретаря КПК Си Цзиньпина после XVIII и XIX съездов КПК, что и сформировало его системное размышление, основанное на истории, служащее реальности и проясняющее будущее. «Постигайте законы истории – и поймете общие тенденции развития мира»[3]. Изучение истории, историческое мышление и историческая преемственность стали для Си Цзиньпина важными теоретическими и практическими основами государственного управления в новую эпоху, сформировали его исторические взгляды, имеющие вечные и кратковременные ценности, являются важной составной частью идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху. Итак, каковы исторический фон и ресурсы, способствующие появлению взгляда генерального секретаря КПК Си Цзиньпина на государственное управление? Как они формировались и развивались? Каковы их политические смыслы и специфика? Как понять историческое мировоззрение генерального секретаря Си Цзиньпина, в чем их ценность и значение? Это основные вопросы, на которые следует обратить внимание современному теоретическому сообществу.
Китайская нация известна своей прекрасной традицией изучения и обобщения исторического опыта развития. Обучение истории, историческое мышление и историческое заимствование оказали мощный движущий эффект в ходе политических и социальных перемен во времена исторических китайских династий Чжоу, Цинь, Хань, Тан, Сун, Юань, Мин и Цин и даже во многие важные исторические периоды новой эпохи и нашего времени, а также во время ответственного перехода и прорывной эволюции многих идей и культуры. На сегодняшний день изучение, осмысление и разъяснение взгляда на историю Си Цзиньпина государственного управления в новую эпоху имеют очень важное значение для того, чтобы мы отстаивали путь социализма с китайской спецификой, для наследования и продолжения лучших достижений китайской традиционной культуры, для осуществления китайской мечты о великом возрождении китайской нации и величественной цели «двух столетий». В этой книге точка зрения на историю Генерального секретаря КПК Си Цзиньпина относительно государственного управления в новую эпоху рассматривается в качестве объекта исследования, и мы пытаемся объяснить историческое мышление генерального секретаря Си Цзиньпина о государственном управлении в новую эпоху на многих уровнях и в разных аспектах, определить его рамки и структуру, обобщить его теоретические особенности, проанализировать его конкретный политический смысл и исследовать его внутренний порядок, чтобы предоставить членам партии, кадровым работникам, теоретикам и всему обществу ориентир для глубокого изучения, понимания, интерпретации и внедрения в практику идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху.
I
Предпосылки возникновения исторической концепции государственного управления Си Цзиньпина в новую эпоху
Появление исторического взгляда Генерального секретаря КПК Си Цзиньпина на государственное управление в новую эпоху является наследием лучших достижений традиционной китайской культуры, глубоким размышлением о пути развития истории Китая с нового времени, необходимостью для КПК вести китайский народ к созданию и построению нового Китая и твердо и неуклонно идти вперед по пути социализма с китайской спецификой, важной составной частью теоретической системы социализма с китайской спецификой в новую эпоху, а также последним достижением китаизации марксизма. Он воплощает в себе политическую мудрость марксистского политика, основательно сочетающую историческое сознание с реальной практикой.
(1) Лучшие достижения традиционной китайской культуры являются богатым источником исторической концепции Си Цзиньпина о государственном управлении в новую эпоху
Многовековая культура китайской нации всегда придавала большое значение традиции ведения исторических записей, изучению истории и наследованию истории, подчеркивая, что в отношении государственного управления правители должны исходить из реальности, обобщать исторический опыт и исторические законы, а также делать выбор и развитие в соответствии с изменениями времени, стремиться достигать длительных периодов стабильности и порядка в стране. В тысячелетней истории китайской политической цивилизации назначение официального историка всегда играло важную роль в линии политического поведения династий. По преданию, уже в только что появившейся династии Ся официальный историк занял достойное место[4]. «Цзоцэ» – записи на костях и черепашьих панцирях периода династии Шан созданы официальным историком династии. Во времена династии Западная Чжоу в литературе и надписях было много заметок о Тайши, императорском цензоре и Нэйши, а разделение труда между официальными историками было более детальным[5]. Хотя в то время и после этого функция чинов, называемая «Ши», не сводилась полностью к составлению истории, но это, несомненно, показывало, что правители династии делали акцент на истории. С тех пор и до династии Цин (последняя китайская династия. – Прим, пер.) назначение официальных историков и историческое изложение в национальной политике были очень важны. Идеологических принципов, таких как составление хроник событий в период предыдущих династий, создание истории в пользу эпохи процветания, государственное составление истории, придерживались правители всех династий. Наряду с преобладающим составлением частных историй, китайская историография шла в ногу с развитием китайской истории, демонстрируя непрерывность и преемственность записей, богатство содержания и разнообразие жанров[6]. Таким образом, история и национальное развитие, история и политический подъем и падение очень тесно взаимосвязаны в процессе развития китайской цивилизации.
Древние говорили: «Ясная память о прошлом – лучший учитель будущего». Следовательно, при управлении государством благородный муж должен анализировать древнюю историю, сопоставить ее с современным ему положением, использовать информацию прошлого для анализа взаимоотношений между людьми, тем самым имея возможность понять законы процветания и упадка. Знать в деталях, подходят ли стратегия и ситуация, целенаправленно делать выбор и своевременно менять тактику действий. Так мы сможем создать обстановку спокойствия и всеобщего порядка в стране на долгое время»[7]. Развитие традиционной историографии фиксирует и сохраняет исторический процесс развития китайской нации. Однако более важным является то, что сильное чувство социальной ответственности и понимание своей миссии традиционными историками, а также идея о том, что знания должны быть полезны государственным делам, дали политикам всех династий историческую мудрость в государственном управлении. Придавать большое значение историческому обучению, историческому мышлению и историческим заимствованиям – важная составная часть политических и культурных традиций китайской нации. «Шовэнь Цзецзы» говорит: «Ши – тот, кто записывает события; применяет ключ “Ю” и придерживается нейтрального, а нейтральный является справедливым». Это означает, что исторические записи должны быть объективными и беспристрастными. «Процветать в бедности, а погибать в полном благополучии»[8], «Пересказывать прошлое, надеясь, что люди в будущем поймут их высокие устремления»[9], «Чтобы усвоить закономерность исторического развития, мы должны сначала изучить историю, содержащую эту закономерность»[10], «Если хотите знать закономерность чередования периодов расцвета и упадка с древности и до настоящего времени, просто посмотрите на город Лоян»[11]. Все эти высказывания указывают на важную роль исторического обучения и необходимость обобщения исторического опыта государственного управления. Исторические записи, написанные со всей возможной правдивостью, и постоянное следование историческому наследию стали отправной точкой для размышлений о государственном управлении многообещающим, которые будут управлять страной. Концепции и стратегии государственного управления, такие понятия, как патриотизм, демократическая идея и осознание ответственности, взятые из истории, являются духовным источником социальной перемены во многие важные периоды в истории Китая. Например, после объединения страны царством Цинь зарождающаяся политическая группа класса землевладельцев в лице Цинь Шихуана вела ожесточенные споры о том, какую политическую систему внедрить в объединенном государстве, и в конце концов отказалась от системы наделения уделами, а полностью использовала в управлении уездно-областную систему. Это было результатом обобщения исторического опыта со времен династии Чжоу, который использовала группа политиков, таких как Ли Сы и т. д.[12] В начале правления династии Хань Лю Бан был высокомерным, он собирался «Завоевать Поднебесную империю мечом и управлять ей также с помощью меча» и отказывался учиться у истории. После уговоров Ли Ицзи, Шусуньтуна, Лу Цзя и других он наконец понял важное значение этикета, воспитания и морального воздействия. Сказал Лу Цзя: «Укажите мне причину, по которой династия Цинь потеряла Поднебесную, и почему я приобрел Поднебесную, а также причины успеха или неудачи древних стран». Тогда Лу Цзя создал «Краткое описание признаков выживания» и написал книгу «Синь юй», состоящую из 12 глав[13]. Извлечение опыта и уроков из истории, своевременное регулирование политики правящего класса, в том числе суровое наказание и жесткий закон, произвольные сборы и чрезмерные обложения периода династии Цинь, а также осуществление государственной политики, такой, как квиетизм, обеспечение покоя населения и т. д., повлияли на административную политику монархов нескольких поколений в период ранней династии Хань и имеют прямую связь с появлением «правления Вэньцзин». Во времена династий Вэй и Цзинь основавший государство Хань Лю Юань объявил: «Каждый раз, когда я читаю старинную литературу, часто презираю Суй (Хэ), Лу (Цзя) за незнание военных дел, а Цзян (Чжоу Во), Гуань (Ин) за незнание гражданских дел. Правда распространяется людьми. Для благородного мужа считается позором ничего не знать»[14]. Хотя Ши Лэ, основатель государства Поздняя Чжао, был неграмотным, он уделял большое внимание изучению истории и приказывал другим читать ему необходимое. Однажды он распорядился читать ему «Хань Шу». Когда он услышал, как Ли Ицзи убеждает Хань Гаозу искать потомков императорской семьи шести государств, он очень удивился и сказал: «Этот метод обречен на провал. Но почему он в конце концов завоевал Поднебесную?!» Когда он услышал о том, что Люхоу (Чжан Лян) отговаривает Лю Бана, сказал: «К счастью, есть этот человек»[15]. Эти два монарха происходили не из ханьского высшего чиновничества, а из нацменьшинств. Они либо основательно исследовали перипетии истории периода династии Хань, либо имели глубокие суждения об истории, что сыграло огромную роль в построении их политической власти в то время. Вэй Чжэн, известный чиновникраннего периода династии Тан, был не только выдающимся политиком, но и известным историком. Многие из его советов танскому императору Тай-цзуну основывались на историческом опыте. Ли Шиминь, император Тай-цзун периода династии Тан, также придавал большое значение изучению истории. В свое время он сказал: «Я читаю историческую литературу предыдущих династий, в которой поощряют добро и осуждают зло, что достаточно для предосторожности в будущем… Я хочу рассмотреть удачи и неудачи прошлых династий и стать черепаховым зеркалом в моем теле»[16]. Изучая историю, он не только видел истину о том, что «изучая историю, можно понять причины смены династий»[17], но и глубоко почувствовал: «О, как полезна историческая литература»[18]. Из книги «Основы правления в период Чжэньгуань» нетрудно заметить, что появление «Основ правления Чжэньгуань» имеет тесные отношения с группой политиков во главе с Тай-цзуном (династия Тан), которая уделяет большое значение обобщению исторического опыта. Эффективность историографии в отношении к реальному обществу является результатом того, что историки придают большое значение обобщению исторического опыта в процессе исторического заимствования, а выдающиеся политики всегда способны или умеют открыть содержащиеся в прошлом глубокие истины, что служит управлению и созданию стабильности в стране.
Единое многонациональное китайское государство и особенности долгого периода существования китайской цивилизации сделали историческое развитие Китая трудным, извилистым, но и великолепным, демонстрируя миру свои собственные законы. Умение обобщать и наследовать исторический опыт – важная основа для того, чтобы китайская нация снова и снова поднималась на вершины человеческой цивилизации. Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин отметил: «Современный Китай переживает самые крупные и глубокие социальные перемены в истории страны, а также осуществляет самые грандиозные и уникальные практические инновации в истории человечества»[19]. Эта большая «социальная перемена» и «грандиозные и уникальные практические инновации» и есть путь социализма с китайской спецификой. Это серьезная изменяющаяся ситуация, которой никогда не было в истории китайской цивилизации за более чем пять тысяч лет ее развития. Подобно тому, как многие выдающиеся политики в истории Китая умеют исследовать историю и извлекать уроки на будущее, Си Цзиньпин хорошо знает, что на этой огромной земле с большим населением и богатым историческим наследием для строительства социализма необходимо придерживаться реального положения в Китае и идти по своему китайскому пути, на котором нельзя обойтись без исторического мышления. Поэтому он уделяет большое внимание изучению истории и заявляет, что «история – лучший учебник»[20]. «Если одна страна или одна нация хотят возродиться, они должны продвигаться вперед в логике исторического прогресса и развиваться в соответствии с тенденциями времени»[21]. Он неоднократно подчеркивает важность усвоения исторического понимания и указывает, что история, реальность и будущее взаимосвязаны. История – это реальность прошлого, а реальность – история будущего[22]. Он также придает большое значение усвоению исторического опыта. Он указал, что в управлении страной и обществом многие события, с которыми мы сталкиваемся сегодня, можно найти в истории, и многое, произошедшее в истории, можно использовать как зеркало для сегодняшнего дня. Сегодняшний Китай развивается из вчерашнего и позавчерашнего Китая. Чтобы хорошо управлять нынешним Китаем, необходимо иметь глубокое понимание истории и традиционной культуры нашей страны, необходимо активно обобщать наработки и мудрость управления страной в китайской древности[23].
Таким образом, появление исторического взгляда Генерального секретаря КПК Си Цзиньпина обусловлено потребностью в настоящее время наследования лучших достижений китайской традиционной культуры, необходимостью построения социализма с китайской спецификой, а также его глубоким историческим размышлением о тесной связи между историей и реальностью.
(2) Исторический путь развития Китая за время новой и новейшей эпох – это важная основа для возникновения исторической концепции государственного управления Си Цзиньпина
Агрессивная Опиумная война, начатая Великобританией против Китая в 1840 году, и Нанкинский англо-китайский договор, заключенный в 1842 г., стали прелюдией вторжения в Китай западных держав в новой истории страны. Это стало важным поворотным моментом в китайской истории. Во-первых, двери в Китай вынуждены были открыться. Согласно Нанкинскому договору и последующему англо-китайскому Хумэньскому договору, Китай открыл для торговли пять портовых городов: Гуанчжоу, Фучжоу, Сямэнь, Нинбо, Шанхай. Было определено содержание соглашения о таможенных пошлинах, односторонний режим наибольшего благоприятствования, положение о том, что иностранные военные корабли могут размещаться в китайских портах, а британцы могут пользоваться консульской юрисдикцией, а именно экстерриториальностью, что серьезно подрывало национальный суверенитет. В китайско-американском Вансяском договоре, подписанном в 1844 г., Соединенные Штаты Америки не только пользуются вышеупомянутыми правами и интересами, но даже увеличивают их и ничуть ни в чем не уступают. В китайско-французском Хуанпуском договоре, подписанном в том же году, Франция не только получила все привилегии Великобритании, США по китайско-американскому Вансяскому договору, за исключением уступки земли и выплаты репараций, но также пользовалась миссионерскими правами в торговых портах. Суверенитет Китая в части юстиции, таможенных пошлин и территориальных вод был серьезно нарушен. Во время Второй опиумной войны, развязанной британскими и французскими державами при вторжении в Китай в период 1856–1860 гг., иностранные посланники могли постоянно пребывать в Пекине, дополнительно открыли Тяньцзинь и другие торговые порты, снизили таможенные пошлины и ликинные (т. е. провозные) надбавки, торговые и военные корабли могли проникать во внутренние районы реки Янцзы, торговля опиумом была легализирована. Новый (Тяньцзиньский) франко-китайский договор 1885 г. не только заставил Китай признать французскую оккупацию Вьетнама, но тем самым великие державы открыли ворота на юго-запад Китая. Японо-китайский Симоносекский договор, подписанный в 1895 г., позволил Японии учредить фабрики в торговых портах Китая и дополнительно открыть четыре торговых порта: Шаши, Чунцин, Сучжоу и Ханчжоу. Заключительный протокол 1901 г. позволил великим державам разместить посольства в переулке Дунцзяоминьсян в Пекине. Китайцам не разрешалось проживать в этом месте. Все страны могли размещать войска в 12 местах вдоль железнодорожной линии между Пекином и Шаньхайгуанем, иметь форт Дагу и форты в гаванях от Пекина до Тяньцзиня. Во-вторых, уступка в компенсации за землю и выплате репараций. Согласно Нанкинскому договору Китай уступил остров Гонконг Великобритании и компенсировал ей 21 млн долл, серебром. Согласно китайско-российскому Айгунскому договору 1858 г., китайско-российскому Пекинскому трактату 1860 г., а также китайско-российскому договору о размежевании северо-западной границы 1864 г., Россия последовательно захватила более 1,5 млн кв. км территории Китая. Согласно японо-китайскому Симоносекскому договору, Китай признал японскую оккупацию Северной Кореи, уступил полуостров Ляодун, остров Тайвань и все связанные с ним острова, Пескадорские острова (Пэнху) Японии и выплатил Японии компенсацию на военные расходы в размере 200 млн таэлей серебра. Согласно Заключительному протоколу 1901 г. между Китаем и Великобританией, США, Германией, Японией, Россией, Францией, Италией, Австро-Венгрией (позже приняли участие три государства: Бельгия, Нидерланды, Испания), державам была выплачена компенсация в размере 450 млн таэлей серебра. К концу XIX века западные державы бурно начали делить Китай. В-третьих, была сильно разрушена социальная и экономическая культуры. Во время Второй опиумной войны захватчики из британской и французской коалиции разграбили всемирно известный парк Юаньминъюань, заслуживающий звания культурного чуда человечества, сожгли его, совершив чудовищные преступления. В процессе подавления Движения тайпинов и Боксерского восстания, а также разграбления и раздела китайской территории западные державы безжалостно убили несметное количество китайцев. В плане экономики великие державы использовали различные привилегии, которыми пользовались согласно неравноправным договорам, для ввоза большого количества дешевых товаров в Китай, что сильно повлияло на самодостаточное феодальное натуральное хозяйство. Хотя это в определенной степени ускорило распад феодальной экономики и способствовало развитию капиталистического товарного хозяйства, великие державы использовали политические привилегии для контроля над ключевыми аспектами экономики, безудержно грабили ресурсы Китая, продавали товары по демпинговым ценам, монополизировали рынок и контролировали таможню. Это не только не принесло жизненно важной пользы широким массам трудящихся, но и серьезно мешало развитию современного китайского национального капитализма.
Разумеется, подписание ряда неравноправных договоров после Нанкинского договора нанесло серьезный ущерб территориальной целостности и суверенитету Китая, который стал постепенно превращаться из независимой суверенной страны в полуколониальное и полуфеодальное государство. Китайская нация переживала беспрецедентный кризис. В тяжелой ситуации, которой никогда прежде не было в китайской истории, загнивающая династия Цин предприняла ряд реформ, таких как политика самоусиления, реформа года У-сюй и Новая администрация поздней династии Цин (новая политика, или поздние реформы Цин) и т. д. Однако все они терпели неудачу, так как основной целью было поддержание феодального самодержавного правления. С тех пор бесчисленное множество принципиальных и достойных людей с высокими идеалами неустанно трудились, чтобы спасти страну от опасности, борясь за национальную независимость. От антибританской борьбы крестьян местности Саньюаньли до попыток Движения тайпинов свергнуть правящую династию Цин и нанести тяжелый урон «Всегда побеждающей армии» великих держав, от героического сопротивления Ихэтуаней китайским и иностранным реакционным силам до создания Союзной лиги (Тунмэнхуэй) во главе с Сунь Ятсеном и восстания в Гуанчжоу, упорное сопротивление китайского народа ускорило крах правящей феодальной системы, пошатнуло империалистическую политику окончательного раздела Китая, предотвратило трагическую судьбу Китая в качестве государства-колонии. Но до тех пор, пока Синьхайская революция не свергла абсолютистское правление династии Цин и не установила республиканскую власть, исторические цели борьбы китайского народа в новое время не были достигнуты по-настоящему. Силы империализма по-прежнему окопались в Китае, побуждаемые крупной военной олигархией и крупной буржуазией. Хотя феодальная власть была свергнута, феодализм, его экономическая основа и культурное влияние пустили глубокие корни в китайском обществе. Важная задача руководства антиимпериалистической и антифеодальной революционной борьбой, стремление к национальной независимости, богатству, могуществу страны и освобождение народа исторически выпала на долю китайских коммунистов.
От Вэй Юаня и Линь Цзэсюя до Янь Фу, от Кан Ювэя и Лян Цичао до Сунь Ятсена, от Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина до Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао в разные исторические периоды неодинаковые социальный характер и цели борьбы, зигзагообразный опыт и вовлечение китайской нации в катастрофический исторический процесс вдохновляли многочисленных мыслителей-идеологов, политиков и революционеров на постоянный поиск отправной точки реальных проблем. «Новая и новейшая история Китая после опиумной войны 1840 г. – это история неустанной борьбы китайского народа за независимость, освобождение и великое возрождение китайской нации»[24]. Для Генерального секретаря КПК Си Цзиньпина новая и новейшая история Китая всегда была центром внимания, исторической основой его размышлений о формировании и развитии пути социализма с китайской спецификой. Во-первых, необходимо придавать большое значение изучению новой и новейшей истории. В 2011 г., накануне XVIII Всекитайского съезда КПК, он систематически изложил этот исторический взгляд в своей речи на церемонии открытия осеннего семестра Партийной школы при ЦК КПК. Он отмечал: «При изучении истории Руководящий состав должен сосредоточиться на изучении новой и новейшей истории Китая и истории Коммунистической партии страны со времен Опиумных войн, а также углубить свое понимание общеполитической обстановки Китая в новую и новейшую эпохи и законов китайского социального развития». «Для изучения новой и новейшей истории Китая необходимо понять историю унижений, испытанных Китаем, глубоко впитать урок: кто отстает, тот будет бит; укрепить чувство исторической миссии и ответственности и стремиться к благополучию государства, с энтузиазмом добиваться прогресса. Мы будем много работать, чтобы всесторонне построить среднезажиточное общество, и далее к 2020 г. превратить нашу страну в процветающую, демократическую, цивилизованную и гармоничную современную социалистическую страну»[25]. Во-вторых, нужно придавать большое значение обобщению опыта, извлечению уроков из новой и новейшей истории. Он отметил: «После Опиумных войн Китай постепенно превратился в полуколониальное и полуфеодальное общество, и эта история является историей унижений и страданий китайской нации, подвергавшейся империалистической агрессии и угнетению. Почти все империалистические страны мира вторглись в Китай и унизили его». Используя мощь своих кораблей с мощными орудиями, они инициировали ряд военных интервенций против Китая, вызвав многочисленные трагедии, истребляли китайский народ. Они заставили Китай подписать ряд неравноправных договоров, подорвавших суверенные права Китая в отношении территории, юстиции, таможенных пошлин, торговли, транспорта. Они создали концессию на территории Китая, насильно расквартировывали свои гарнизоны, поддерживали и подкупали агентов, развивали проимпериалисгические силы и контролировали китайское правительство. Они требовали компенсации, мародерствовали, похищали памятники культуры и ценности, контролировали транспортные порты, продавали товары по демпинговым ценам и экспортировали капитал из Китая и, более того, контролировали ключевые аспекты экономики Китая. Военная агрессия, политический контроль, экономическое разграбление и культурное проникновение в Китай империалистических держав принесли серьезные бедствия китайской нации и китайскому народу, привели к существенным нарушениям экономического и социального развития Китая. Основная причина, по которой Китай подвергался таким унижениям и попал в такую ситуацию, заключалась в том, на что серьезно указал товарищ Мао Цзэдун: «Первое – это социальная система коррумпирована, второе – экономическая отсталость»[26]. В-третьих, он обобщил китайский исторический путь развития в период новой и новейшей эпох и подвел к двум главным историческим задачам и ключевым вопросам, стоящим перед китайским народом. Научно пояснялась неизбежность выбора китайским народом пути к социализму через новую демократию, объяснялась принципиальная разница между революцией под руководством КПК и старыми реформами, восстаниями и революциями. Он отметил: «С приходом новой эпохи спасение Родины от порабощения и борьба за ее существование стали неотложной исторической миссией для китайской нации и китайского народа. Стремление к национальной независимости и освобождению народа, а также реализация идеи богатства и могущества государства, зажиточности народа стали двумя историческими задачами, которые должен выполнить китайский народ. Эти две исторических задачи связаны друг с другом, и первая лежит в основе второй». Итак, вопросы: какой путь следует избрать, какой идеологической теорией следует руководствоваться, какой класс и партия должны вести людей в борьбе за достижение этих двух исторических задач – стали ключевыми вопросами новой и новейшей истории Китая. Суть споров и противостояний между различными политическими силами и политическими платформами в китайском обществе новой эпохи заключается в борьбе по поводу разных исторических путей и направлений развития общества. Практика доказала, что так называемое движение самоусиления, которому следовали феодальные бюрократы, реформы, проводимые буржуазными реформаторами, крестьянские бунты в духе прошлого, а также демократическая революция, возглавляемая буржуазными революционерами, – все эти способы один за другим были испробованы для реализации политического и экономического плана западного капитализма в Китае. Но ни один из планов не приносил пользы. Все они не осуществили и не могли осуществить национальную миссию спасения китайской нации от порабощения и борьбу за ее существование, не были способны решить антиимпериалистические и антифеодальные исторические задачи. Бурные перипетии исторического процесса Китая позволяют ясно увидеть: поскольку реформизм, не затрагивающий основ империализма и феодализма, потерпел неудачу, китайский народ выбрал путь революции. Так как все попытки встать на путь капитализма были неудачными, китайский народ выбрал путь социализма через новую демократию. Ведь другие политические силы были неспособны вести китайский народ к спасению порабощенной Родины и национальной независимости, освобождению и возрождению. Только китайский пролетариат и его партия – Коммунистическая партия – взяли на свои плечи эту историческую миссию, позволили Китаю, который был унижен и находился на грани уничтожения, войти в новую историческую эру, и они продемонстрировали и доказали всему миру историческую правду: «без коммунистической партии нет нового Китая», «только социализм может спасти Китай и его развитие»[27]. Мы помним, что как только окончился Первый пленум ЦК КПК 18-го созыва, на встрече с китайскими и иностранными журналистами Генеральный секретарь Си Цзиньпин отметил: «С начала новейшей эпохи наш народ пережил невзгоды, китайская нация оказалась в самом опасном моменте истории. С того времени, чтобы осуществить великое возрождение китайской нации, множество людей с высокими идеалами боролись и снова и снова терпели поражение. После образования КПК она консолидировала и повела народ упорно и настойчиво бороться, превратив бедный и отсталый старый Китай в новый Китай, который становится все более процветающим и сильным. Великое возрождение китайской нации являет беспрецедентно яркие перспективы»[28]. Тесная связь целей и духа борьбы китайского народа в новую эпоху с исторической миссией КПК и путем развития современного Китая является важной основой появления исторического взгляда Генерального секретаря КПК Си Цзиньпина и весьма заметной чертой. В докладе на XIX Всекитайском съезде КПК генсек Си Цзиньпин ясно указал, что «политический путь развития социализма с китайской спецификой является неизбежным результатом долгосрочной борьбы китайского народа за историческую, теоретическую и практическую логику в период новой истории»[29]. Этот итог главным образом стал прочной исторической основой политического пути развития социализма с китайской спецификой. В-четвертых, исходя из истории Китая в периоды новой и новейшей эпох, создается грандиозный план китайской мечты. Сразу после XVIII Всекитайского съезда КПК генсек Си Цзиньпин привел недавно назначенных членов Постоянного комитета Политбюро в Национальный музей на проводимую там выставку «Путь к возрождения» и произнес важную речь «Китайская мечта. Путь возрождения». Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин отметил: «Нескончаемая борьба, продолжающаяся со времен Опиумной войны вот уже более чем 170 лет, открыла блистательные перспективы великого возрождения китайской нации. Сегодня мы, как ни в один исторический период ранее, близки к осуществлению нашей цели – великому возрождению китайской нации, мы как никогда ранее уверены в нашей способности реализовать эту цель». В свою очередь, он обобщил эту цель как «китайская мечта». Он с глубоким чувством указал: «У каждого свои собственные идеалы и устремления, у каждого своя мечта. Сейчас, когда все вокруг говорят о китайской мечте, мне думается, что буквально с самого начала периода нового времени величайшей мечтой китайской нации стала ее мечта о великом возрождении. Эта мечта явила собой квинтэссенцию самых сокровенных чаяний не одного поколения китайцев, единство интересов китайской нации и китайского народа, общность надежд всех сынов и дочерей китайской нации»[30]. Китайская мечта – это мечта народа. В совместном интервью для СМИ стран БРИКС он заявил, что реализация китайской мечты о великом возрождении китайской нации является заветным желанием китайской нации с момента наступления новой эпохи. После Опиумной войны 1840 г. китайская нация пострадала от столетних иностранных вторжений и внутренней войны, китайский народ столкнулся со страшными бедствиями и страданиями, в буквальном смысле слова – это многострадальный народ со сложной судьбой. Китайский народ всей душой поддерживает реализацию китайской мечты, потому что китайская мечта – это прежде всего общая мечта 1,3 млрд китайцев[31]. Китайская мечта – это мечта о национальном возрождении. Си Цзиньпин отмечает: «Осуществление китайской мечты о великом национальном возрождении – заветное желание китайской нации с периода новой истории. В новый исторический период китайская мечта – это по существу мечта о великой державе, о возрождении нации, о народном счастье[32]. Чтобы реализовать китайскую мечту, мы должны идти по китайскому пути, продвигать китайский дух и собирать китайскую силу. Он отметил: «Для осуществления китайской мечты нужно твердо отстаивать путь социализма с китайской спецификой… Для осуществления китайской мечты необходимо возвышать китайский дух. С помощью национального духа, ядро которого патриотизм, и духа времени, ядро которого реформы и новаторство, следует начать поднимать национальные «дух, энергию “ци” и душу»… «Для осуществления китайской мечты, необходима консолидация всех сил Китая»[33]. После XVIII Всекитайского съезда КПК Генеральный секретарь Си Цзиньпин неоднократно рассуждал о взаимосвязи между китайской мечтой и великим возрождением китайской нации, это основная отправная точка для исторического развития Китая в современности. Можно сказать, что «китайская мечта» является планом будущего развития китайской нации, а также это конкретное проявление и концентрированное отражение применения исторического взгляда Си Цзиньпина на государственное управление страной в новую эпоху.
(3) История партии, китайская история и история реформ и открытости являются современными источниками возникновения исторической концепции государственного управления Си Цзиньпина в новую эпоху
Основание КПК в 1921 г. и образование КНР в 1949 г. коренным образом изменили будущее китайского народа и судьбу китайской нации, открыли новую страницу в истории Китая. Великая практика социализма с китайской спецификой в новую эпоху, которую мы осуществляем сегодня, является продолжением этой истории. Таким образом, глубокое обобщение и правильное понимание истории КПК за более чем 90 лет, а также история строительства и развития социализма с момента образования нового Китая имеют особо важное значение для продвижения строительства социализма с китайской спецификой в новую эпоху. Мы заметили, что история этого периода является важной основной для формирования исторической концепции государственного управления Генерального секретаря КПК Си Цзиньпина.
Во-первых, история с момента основания КПК и с момента образования КНР послужили богатой питательной средой для формирования исторического взгляда Генерального секретаря КПК Си Цзиньпина на государственное управление. Генсек Си Цзиньпин в полной мере подтвердил роль самого факта основания КПК и образования КНР в новой современной истории Китая, подчеркнул важное значение изучения партийной и национальной истории. Еще в 2010 г. он отмечал, что с момента основания партии 89 лет назад наша партия принесла самые большие жертвы и внесла огромный вклад в борьбу за национальную независимость, народное освобождение и могущество страны, счастье народа. Углубленное исследование и серьезное осмысление партийной истории, всеобъемлющая популяризация партийной истории, полное осмысление партийной истории, которая утверждает, что оценивать сегодняшние дела необходимо по историческим меркам, поддерживать политику и обучать людей – это очень важная задача в общем плане партийной и государственной работы. Специалист по партийной истории должен придерживаться реалистического подхода к действительности для исследования и пропаганды партийной истории, он крепко-накрепко усваивает тему и основную линию, основное направление и суть исторического развития партии, четко раскрывает и пропагандирует историческую неизбежность формирования статуса руководства и основной роли КПК в Китае, раскрывает и пропагандирует историческую неизбежность вступления китайского народа на путь социализма, раскрывает и пропагандирует историческую неизбежность достижения великого возрождения китайской нации через реформы, открытость и создание социалистической модернизации, раскрывает и пропагандирует великие победы и блестящие достижения народа под руководством партии в различные периоды революции, строительства и реформы, раскрывает и пропагандирует ценный опыт, накопленный партией в ходе ее длительной борьбы, сформированные славные традиции и прекрасный стиль работы, и решительно противодействует любым ошибочным тенденциям искажения и очернения истории партии[34]. В 2011 г. в речи «Руководящему составу нужно немного почитать историю» он еще раз подчеркнул, что история КПК – это самая величественная и трогательная страница в истории Китая в новую и новейшую эпохи. При изучении новой и новейшей истории Китая необходимо уделять особое внимание изучению истории КПК. «История КПК – это история партии, объединяющей и ведущей народ к непрерывному продвижению дела китайской революции, строительства и реформы вперед. Достижения и прогресс, которых он достиг, огромны и блестящи, а трудности и риски, которые он испытал, также были несравненными на свете»[35]. После XVIII съезда КПК Генеральный секретарь Си Цзиньпин поставил эту идею в более важное положение. В 2013 г. он еще раз отметил, что руководящие кадры на всех уровнях должны серьезно изучать историю партии и страны, знать историю и любить партию, знать историю и любить страну. Должны знать все причинные связи дел нашей партии и страны, учиться на историческом опыте нашей партии и страны, правильно понимать главные события и важные фигуры в истории партии и страны. Это необходимо для правильного понимания общеполитической обстановки в партии и стране и для создания будущего, потому что история – лучший учебник[36]. История китайской революции – лучшая питательная среда[37]. В 2016 г. Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин в своем выступлении на праздновании 95-й годовщины основания КПК подытожил историю КПК с момента основания КПК в докладе «Три великих вклада». Он отметил: «В ходе всего 95-летнего бурного и масштабного исторического процесса развития КПК она тесно связана с народом, преодолевает одно за другим препятствия, одерживает одну победу за другой, вносит великий исторический вклад в жизнь китайской нации, а именно наша партия объединила и возглавила китайский народ в 28-летней кровопролитной битве с японским империализмом, добилась свержения реакционного правления партии Гоминьдан, осуществила новую демократическую революцию и образование КНР». «Этот великий исторический вклад состоит именно в том, что наша партия объединила и возглавила китайский народ в проведении социалистической революции, установлении жизненно важного социалистического строя, полном уничтожении эксплуататорского строя, продвижении социалистического строительства. Этот великий исторический вклад именно в том, что наша партия объединила и возглавила китайский народ в новой революции – политика реформ и открытости, в значительной степени стимулировала творческий энтузиазм широких народных масс, эпохально освободила и развила общественные производительные силы, повысила жизнеспособность социального развития, заметно улучшила уровень жизни людей, усилила всеобъемлющую национальную мощь и повысила международный статус страны»[38]. Эти «три великих вклада» – наиболее полное и всестороннее обобщение достижений КПК, сделанное Генеральным секретарем КПК Си Цзиньпином, а также важнейшая историческая основа для формирования его исторического взгляда на государственное управление в новую эпоху.
Во-вторых, выстраданный опыт КПК в процессе новой демократической революции и социалистического строительства послужил ориентиром для формирования исторического взгляда Си Цзиньпина на государственное управление. Китайская революция и путь развития социализма не шли гладко. Известно, что за более чем 90 лет КПК пережила много тяжких испытаний в процессе новой демократической революции и социалистического строительства. В частности, из-за отсутствия опыта социалистическое строительство часто шло окольными путями, допускались серьезные ошибки, например, Культурная революция. Если не будет четкого понимания истории партии и истории социалистического строительства, это может поколебать нашу решимость и волю идти по пути социализма с китайской спецификой. Основываясь на полном уважении к историческим фактам, Генсек Си Цзиньпин выдвинул ряд известных суждений на основе исторического и диалектического материализма, которые являются важной предпосылкой для формирования его исторического взгляда на государственное управление. Он сказал нам: «Самый существенный признак социализма с китайской спецификой – это руководство КПК, а самое большое преимущество социалистического строя с китайской спецификой – это руководство КПК»[39]. Социализм с китайской спецификой – это социализм, а не что-то иное. Основные принципы научного социализма не могут быть утрачены. Если они будут потеряны, то это будет уже не социализм. «Какого рода доктрину использует государство, в основном зависит от того, возможно ли с помощью данной доктрины разрешить исторические проблемы, стоящие перед страной. В период, когда китайская нация была бедной, слабой и отдавала свою судьбу в руки других, были опробованы различные доктрины и идейные течения капиталистического пути развития. Реформизм, либерализм, социальный дарвинизм, анархизм, прагматизм, популизм, синдикализм, сменяющие друг друга, как говорится “Ты только закончил петь, я сразу же поднялся на сцену”, не прошли: они не смогли решить проблем будущего и судьбы страны. Именно марксизм-ленинизм и суждения Мао Цзэдуна вывели китайский народ из долгой ночи и создали новый Китай, именно социализм с китайской спецификой позволил Китаю быстро развиваться. Не говоря уже о более раннем периоде, с начала политики реформ и открытости, особенно после распада СССР и радикальных изменений в Восточной Европе, мировое общественное мнение, клевещущее на Китай, было несмолкаемым, а формирование различных “теорий краха Китая” никогда не прекращалось. Однако вместо краха общая национальная мощь Китая растет день ото дня, уровень жизни людей постоянно повышается, как говорится, “Уж очень хорош здесь пейзаж”. И история, и реальность говорят, что только социализм может спасти Китай, и только социализм с китайской спецификой может развить Китай. Это заключение истории и выбор народа»[40]. Он сказал нам, что нужно правильно относиться к двум историческим периодам: до и после политики реформ и открытости, твердо придерживаться мысли «оба нельзя отрицать». «Наша партия ведет народ к осуществлению социалистического строительства. Есть два исторических периода до и после политики реформ и открытости. Эти два взаимосвязанных периода имеют значительные различия, но, по сути, это практическое исследование того, что наша партия ведет народ к осуществлению социалистического строительства. Исторический период до политики реформ и открытости необходимо правильно оценить, нельзя его отрицать и не использовать его опыт в настоящее время; также нельзя отрицать исторический период после политики реформ и открытости и не использовать опыт исторического периода до политики реформ и открытости.
Практическое исследование социализма до политики реформ и открытости сконцентрировало условия для практического исследования социализма после политики реформ и открытости. Практика социализма после политики реформ и открытости – это настойчивость, преобразования и развитие предыдущего периода. Для практического исследования социализма до политики реформ и открытости следует придерживаться идеологической линии поиска истины на основе фактов, различать основное и ответвленное направление, придерживаться истины, исправлять ошибки, распространять опыт, извлекать уроки и на этой основе продолжать продвигать вперед дело партии и народа»[41]. Он также ясно осознал: «Путь определяет судьбу. Очень нелегко найти правильный путь. Социализм с китайской спецификой не упал с неба, это фундаментальное достижение партии и народа, преодолевших неисчислимые трудности различного рода. Практика социализма до политики реформ и открытости является исходной позицией для партии и народа, чтобы осознать реальность и создать будущее в новый исторический период. Без его исторического опыта, как положительных, так и отрицательных моментов, без накопленных идеологических, материальных и режимных достижений, политике реформы и открытости было бы трудно успешно продвигаться. Всякий раз, когда идем вперед, мы не должны забывать путь, по которому шли; независимо от того, как далеко мы ушли, идем к более светлому будущему, не должны забывать прошлое»[42].
В-третьих, создание пути социализма с китайской спецификой и достигнутые огромные достижения вселили в Генерального секретаря КПК Си Цзиньпина твердую уверенность в правильности сформированного исторического взгляда на государственное управление. Политика реформ и открытости, начавшаяся после Третьего пленума ЦК КПК 11-го созыва и имеющая уже 40-летнюю историю, создала новую ситуацию в социализме с китайской спецификой, были достигнуты большие достижения, которые привлекли внимание всего мира. Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин подвел серьезный итог своей позиции в отношении истории партии и национального развития. Он отметил: «Социализм с китайской спецификой был основан в новый период реформ и открытости страны, был построен на основе долговременной борьбы нашей партии, коллектив центрального руководства нескольких поколений нашей партии, объединивший и ведший всю партию и народ страны для преодоления бесчисленных трудностей, отдавая этому все силы и постепенно исследуя происходящее, достиг успеха. Наша партия твердо опиралась на народ, коренным образом изменила будущее и судьбу китайского народа и китайской нации и безвозвратно положила конец трагической судьбе Китая, связанной с внутренними и внешними проблемами, бедностью и слабостью в период после новой эпохи, начала исторический поход непрерывного развития и роста, великого возрождения китайской нации, позволила китайской нации с более чем пятитысячелетней историей цивилизации появиться среди народов мира в совершенно новом положении»[43]. «Две целых нельзя повернуть вспять» – это его высокая оценка пути социализма с китайской спецификой и огромных успехов политики реформ и открытости. Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин подытожил исторический опыт создания и развития социализма с китайской спецификой и сформулировал четыре основы фундаментальной теории и исторической практики: уверенность в собственном пути, теории, строе и культуре. В отношении уверенности в собственном пути он отметил, что путь социализма с китайской спецификой – это единственный способ реализовать социалистическую модернизацию Китая и единственная возможность создания прекрасной жизни народа. Выражая уверенность в собственной теории, он отметил, что теоретическая система социализма с китайской спецификой является новейшим достижением китаизации марксизма, в том числе теория Дэн Сяопина, важные идеи «тройного представительства», научная концепция развития, которые необходимо отстаивать, развивать и наследовать, это соединение инноваций с марксизмом-ленинизмом и идеями Мао Цзэдуна»[44]. На XIX съезде КПК он снова провозгласил «идею социализма с китайской спецификой в новую эпоху» как важную составную часть теоретической системы социализма с китайской спецификой, как важный результат теоретических инноваций после XVIII съезда КПК[45], включив их в доклад. Относительно уверенности в собственной системе он отметил: «Социалистический строй с китайской спецификой настаивает на органическом сочетании базовой политической системы, основной политической системы с конкретными системами: основная экономическая система и различные системы и механизмы; отстаивает органичное сочетание партийного руководства, статуса народа в качестве хозяина страны, верховенства закона в государственном управлении. Это соответствует общеполитической обстановке в Китае, концентрированно воплощает в себе характеристики и преимущества социализма с китайской спецификой, является фундаментальной институциональной гарантией развития и прогресса Китая[46]. На собрании в честь празднования 95-й годовщины основания КПК Генеральный секретарь Си Цзиньпин вновь поставил уверенность в собственной культуре на один уровень с «тремя уверенностями» и дал дополнительные толкования. Он твердо отметил: «Партия должна укреплять уверенность в собственном пути, теории, строе и культуре. В сегодняшнем мире, если вы хотите сказать, какая политическая партия, страна и нация могут быть уверены в себе, то это Коммунистическая партия Китая, Китайская Народная Республика и китайская нация, которые являются оправданно уверенными. Уверенность в культуре – это фундаментальная, более широкая и более глубокая уверенность в себе. Исходя из этого, он отметил, что товарищи всей партии должны запомнить, что мы хотим построить социализм с китайской спецификой, а не какую-либо другую доктрину. История не имеет конца и не может быть конечной»[47].
В-четвертых, неослабевающее внимание к чтению, учению и богатая политическая практика являются основными факторами, которые сформировали историческую концепцию государственного управления Генерального секретаря КПК Си Цзиньпина. Созидание в великую эпоху неотделимо от внимания руководства к учебе и умению учиться. Учитесь по книгам, учитесь на практике и учитесь у других. Известный политик император Тайцзун из династии Тан использовал свое свободное время для тщательного изучения литературных памятников в тот период, когда все должно быть заново создано в период ранней династии Тан. Он выразил свои эмоции: «О, как полезна историческая литература»[48]. Император Тайцзун восхищался и изучал мнение Вэй Чжэна: «Прислушиваясь к мнению масс, можно разобраться в деле, прислушиваясь же к одностороннему суждению, можно впасть в заблуждение». В этом проявилась его высокая образованность. «Учесть общее мнение» – это, конечно, не только использование ушей, но также использование глаз и мозгов. Это значит не только слышать слова людей, но и «слышать» книги, «слышать» практику. Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин проявлял прилежание с юности, прочитал множество книг и всегда придавал большое значение чтению и обучению. Он прошел путь от уроженца местности, где находятся пещерные жилища деревни Лянцзяхэ в провинции Шэньси до студента университета «Цинхуа», от работника низовой организации до Генерального секретаря КПК, Председателя КНР. Как
бы ни менялись условия его жизни и его должности, он всегда считал чтение своей жизненной привычкой, которая никогда не меняется, как тень. Изучив его читательский опыт, мы можем заметить следующие особенности. Во-первых, он увлекся чтением и был неутомимым читателем. По сообщениям СМИ, когда ему было всего 16 лет и он вступил в производственную бригаду в деревне Лянцзяхэ, он уже очень любил читать. «Любит читать» и «любознателен» – это одни из тех впечатлений, которые он оставил о себе у жителей деревни Лянцзяхэ на севере Шэньси. Они помнят, как он привозил в деревню коробки с книгами, читал книги толщиной с кирпич при свете керосиновой лампы, а иногда читал и за едой[49]. 4 мая 2013 г. Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин принял участие в мероприятиях Китайской авиакосмической научно-технической корпорации и Китайской академии космической техники, посетил выставку достижений космических технологий, обратившись к присутствующим молодым с речью «Реализовать китайскую мечту, смело брать на себя ответственность в молодости». Во время встречи с выдающимися представителями молодежи всех кругов общества он с глубоким чувством вспоминал свое отношение к чтению в ту пору: «После того как я вступил в производственную бригаду в деревне, я поставил перед собой цель и начал с самосовершенствования. Очень стыдно ровно ничего не знать, поэтому нужно иметь жажду к знаниям. Когда я взбирался на гору, где пас баранов, брал с собой книги и, сделав загон для скота на склоне горы, начинал читать. Когда я вспахивал поле во время недолгого отдыха, доставал “Словарь Синьхуа”, чтобы запоминать несколько значений слова. Так копил знания по каплям. Я не думал, что 7 лет в сельской местности были потрачены зря: в то время был заложен фундамент моих многих знаний»[50]. 19 марта 2013 г. в совместном интервью для СМИ стран БРИКС он сказал: «У меня много хобби, самое большое хобби – чтение»[51]. 7 февраля 2014 г. в эксклюзивном интервью российскому телеведущему в г. Сочи он рассказал: «Сейчас я могу читать постоянно. Чтение уже стало моим образом жизни. Чтение позволяет людям поддерживать идеологическую жизнеспособность, развивать мудрость, подпитывать величие духа»[52]. Во-вторых, выбор при чтении должен быть обширным. Судя по имеющимся данным, у генсека Си Цзиньпина очень широкий диапазон чтения: история, философия, литература, политика, экономика, социология, история и современность Китая и зарубежных стран. Зная многое, как свои пять пальцев, он, выступая на Всекитайском симпозиуме по вопросам социальнофилософских наук, тщательно отобрал идеи типичных философских школ, знаменитых мастеров и известные произведения китайской и зарубежной истории, что и отразило масштабный круг его чтения. Он хорошо знает и особенно любит превосходную классику китайской культуры. Он широко и надлежащим образом использует китайские классические изречения, известные выражения и афоризмы в различных случаях, формируя полюбившийся людям «стиль Си Цзиньпина». В книге «Используемые Си Цзиньпином крылатые выражения» было дано более всестороннее обобщение[53]. Чтение не может быть бесконечным, бессвязным – нужно уметь выбирать. В 2006 г. товарищ Си Цзиньпин сказал: «Моя жизнь имеет границы, но знания не имеют границ. Стремление к обучению бесконечно. Это требует тяжелой работы и умелого чтения. С одной стороны, чтение требует “умной силы”, читайте умело, читайте осмысленно, читайте глубоко, умейте выбирать, обращайте внимание на осмысление прочитанного, не будьте “ботаниками” и не позволяйте вредоносной информации заполнять ваши умы. С другой стороны, нельзя воспринимать чтение слишком легко, не стремиться к глубокому пониманию, воспринимать всё без разбора, не улавливать сути, не овладевать сущностью сказанного»[54]. В-третьих, обобщать свой опыт и представлять себя на месте других. Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин многократно просвещал большинство кадровых работников, особенно руководящего состава; нужно любить читать и читать хорошие книги; он отметил, что успешная карьера зависит от прилежной учебы. 13 мая 2009 г. в своем выступлении на церемонии открытия второго семестра курсов повышения квалификации и специальных семинаров Центральной партийной школы он системно изложил эту идею. Он подчеркнул, что Руководящий состав должен любить читать. Чтение приносит много пользы: получение информации, увеличение знаний, расширение кругозора, воспитание духа, развитие и улучшение умственных способностей и т. д. Чтение очень важно для роста и прогресса человека, и еще более важно для укрепления партийной культуры, идеалов и убеждений, духовного мира руководящих кадров для улучшения качества выполнения их работы». Чтение и учеба – главное в важном подходе для руководящих кадров укрепить партийное воспитание, их идеалы и убеждения, расширить их духовный мир. Чтение и учеба – обязательное требование к руководителям для их эффективной профессиональной руководящей работы. Рваной сетью рыбы не наловишь. Из древней и современной китайской и зарубежной истории мы можем ясно увидеть этот феномен: чтобы достичь чего-то в деле, вы должны добиться успехов в учебе; а чтобы добиться успехов в учебе, вы должны приобрести кое-что в процессе чтения». В настоящее время наши партийные руководители всех уровней несут важную ответственность за управление государством и подъем страны, осуществление управления во имя народа, а также выполняют важную миссию – осуществление прогресса в соответствии с научными законами развития, что невозможно без процесса обучения. Следует осознавать общую тенденцию научного развития, понимать законы научного развития и определять общую ситуацию научного развития, а также создавать достижения в области научного развития. Все это предполагает постоянное обучение. Он также конкретно отметил: «Руководители должны прочитать следующие три категории книг. Первая: современные китайские теоретические работы по марксизму. Марксизм – это мощное идеологическое оружие, с помощью которого мы можем познать и преобразовать мир. Марксистская теоретическая подготовка является ядром и душой лидерских качеств руководящих кадров. Освоение марксистской теории является основным навыком руководителей. Вторая: всевозможные материалы и книги, необходимые для выполнения руководящей работы. Руководящая работа имеет ярко выраженный комплексный и систематический характер и требует накопления знаний во многих областях. Третье. Лучшие древние и современные, отечественные и зарубежные книги традиционной культуры. Лучшие книги по традиционной культуре являются квинтэссенцией древних и современных китайских и зарубежных культур, осмысливают и описывают фундаментальные проблемы выживания и развития человечества. Лучи их мудрости проникают сквозь историю, их идеологическая ценность преодолевает время и пространство, давно минувшее становится еще более новым, общим духовным достоянием человечества». «Чтение лучших книг о традиционной культуре – это разновидность полезного и высокоценного чтения»[55]. Четвертое. Увязка с практикой, единство познания и действия. Согласно взгляду Генсека КПК Си Цзиньпина на обучение, чтение – это процесс отсеивания шелухи и отбора зерен, удаление ложного и сохранение истинного. Для руководящих работников чтение и обучение являются самосовершенствованием и «основой участия в политической жизни»[56], чтобы лучше служить партии и стране. Он отметил, что чтение и обучение «должны быть увязаны с практикой, а познания и действия должны быть единообразны. Посредством теоретического руководства и использования накопленных знаний можно постичь закон развития объективных вещей». Однако «лучше не иметь книг, чем полностью доверять только им». В реальной работе мы должны учиться на практике, учиться у народа. Особенно руководители, принимая решения и создавая указы, часто должны иметь много объективной, правдивой и эффективной информации. И что еще более важно – находить знания в процессе практики, так сказать, «уметь читать книгу “Общество”, еще больше углублять исследования и освоение, выяснять запросы низовых организаций, понимать мысли и стремления народных масс. По едва заметным признакам разглядеть направление развития, увидеть всё собственными глазами и на основании практики, получив исключительно верное понимание, сформировать правильное мировоззрение и сделать научное суждение»[57]. Генеральный секретарь Си Цзиньпин работал секретарем сельской партийной ячейки и секретарем уездного партийного комитета. Он является партийным и государственным лидером, выросшим с самых низов. Его богатый практический опыт сформировал его политический стиль: единство познания и действия. Пятое. Уделять особое внимание историческим трудам и оценивать сегодняшние дела на основании их. Си Цзиньпин любит читать, особенно историческую литературу, потому что древняя история, новая история и новейшая история Китая являют собой богатую историческую картину развития китайской нации. Руководящие работники должны больше читать историческую литературу и черпать больше духовной пищи из истории[58]. Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин сказал, что историческую литературу нельзя не читать. Обращение большого внимания на изучение истории занимает особо важное место в его взглядах на чтение и обучение, что является глубинной сутью его взгляда на историю. Почему необходимо уделять особое внимание изучению истории? 1 сентября 2011 г. в своем выступлении «Руководящему составу нужно немного почитать историю» товарищ Си Цзиньпин подвел итог в четырех направлениях с точки зрения сочетания истории и реальности. Во-первых. история – это правдивое записанное свидетельство формирования, развития, подъема и падения нации и государства, это «энциклопедия» предшественников, т. е. собрание различных знаний, опыта и мудрости предшественников. От Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина до Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао – все придавали большое значение изучению истории. Изучение и обобщение истории, использование для сравнения и применение имеющегося исторического опыта – важная мысль и метод для выполнения руководящей работы, который наша партия всегда ценила и чем руководствовалась. Во-вторых, при изучении истории Руководящий состав должен изучать историю Китая, знать и понимать великолепную историю и культуру, созданную китайским народом с древних времен, и черпать в ней мудрость и духовность, которые способствуют укреплению их самосовершенствования и помогают хорошему выполнению своей работы. В-третьих, при изучении истории руководители должны уделять внимание изучению новой и современной истории Китая и истории Коммунистической партии Китая со времен Опиумных войн, углублять свое осмысление национальных условий в новую и новейшую эпоху Китая и законов социального развития Китая. В-четвертых, руководители должны изучать историю, «чтобы повышать свою историческую грамотность и культуру, а значит, улучшать уровень руководящей работы. Самое важное в обладании исторической и культурной грамотностью – это историческое сознание и культурное самосознание, то есть философские размышления и принятие решений должны иметь исторический подход, уметь изучать опыт и мудрость прошлого и сознательно действовать в соответствии с историческими законами и диалектикой исторического развития»[59]. Генсек Си Цзиньпин не только придает большое значение изучению истории Китая, но и освоению всех выдающихся достижений человеческой цивилизации. Он подчеркнул: «Китайский народ борется за реализацию китайской мечты о великом возрождении китайской нации. Нужно учиться мудрости из истории и перенимать все преимущества цивилизаций всех стран»[60]. «Мы должны знать не только историю и культуру Китая, но открытыми глазами смотреть на мир, знать историю и культуру разных народов мира, взять плодоносные зерна и отсеять шелуху, стать более просвещенными благодаря этому и использовать знания в своих интересах»[61]. Видно, что изучение истории ориентировано на познание всей истории человеческой цивилизации. Он не просто придает большое значение изучению истории: после XVIII съезда КПК он сформулировал много замечательных выводов о направленности предмета истории, о значении и ценности истории. Например, он отметил: «Исторические исследования – основа всех социальных наук»[62]. «История – лучший учебник»[63]. «История есть история, факты есть факты, никто не может изменить историю и факты»[64]. «История есть история, и история не может выбираться произвольно. История нации – это основа для того, чтобы нация могла найти себе место в жизни» и т. д.[65], что полностью демонстрирует широкий и глубокий взгляд Генерального секретаря КПК Си Цзиньпина на историю.
II
Основной политический смысл исторического взгляда Си Цзиньпина на государственное управление в новую эпоху
Начиная со времени проведения XVIII съезда КПК Генеральный секретарь Си Цзиньпин руководствовался историческим материализмом и диалектическим материализмом, уходя корнями в богатую почву китайской культуры, вобрал в себя все выдающиеся достижения человеческой цивилизации и служил величественной цели «двух столетий» и китайской мечты о великом возрождении китайской нации. Неуклонно идти вперед по пути социализма с китайской спецификой – это основной политический смысл исторического взгляда Си Цзиньпина на государственное управление в новую эпоху. Исходя из таких исторических воззрений, он включил изучение истории, исторические мышление и размышление в практику государственного управления в новую эпоху. Это стало новейшим результатом китаизации марксизма, наряду с идеологической теорией, лежащей в основе построения, социализма с китайской спецификой. Исторический взгляд Генерального секретаря Си Цзиньпина – это исторический взгляд на обучение, исторический взгляд на теорию, в особенности исторический взгляд на практику. Его характерный смысл в основном включает следующие семь аспектов.
(1) «Социализм с китайской спецификой не упал с небес на землю»
Исторический взгляд Генерального секретаря Си Цзиньпина на государственное управление пояснил многие аспекты исторической неизбежности формирования пути социализма с китайской спецификой и обосновал внутреннюю связь между путем социализма с китайской спецификой и историческим развитием китайской нации. Как он отметил в отчетном докладе XIX съезду КПК: «Находясь на обширной территории площадью более 9,6 млн кв. км, вбирая живительные культурные элементы, накопленные китайской нацией в процессе длительной борьбы за более чем пять тысяч лет, обладая величественной мощью 1,3-миллиардного китайского народа, мы идем по пути социализма с китайской спецификой, который имеет чрезвычайно широкий временной период развития, очень глубок по исторической сути и отличается несравненно сильной решимостью двигаться вперед»[66].
Прежде всего, социализм с китайской спецификой был достигнут партией и народом путем долгосрочной исторической практики. 17 ноября 2012 г. во время первой коллективной учебы Политбюро ЦК КПК в период XVIII съезда КПК он отметил: «Социализм с китайской спецификой был создан в новый период реформ и открытости страны миру, был построен на основе долгосрочной борьбы нашей партии, был достигнут коллективом центрального руководства нескольких поколений нашей партии, которые объединили и вели всю партию и народ страны к преодолению бесчисленных трудностей, разного рода потерь и постепенного исследования их»[67]. 26 декабря 2013 г. на симпозиуме, посвященном 120-летию со дня рождения товарища Мао Цзэдуна, он еще раз подчеркнул: «Путь определяет судьбу. Как нелегко найти правильный путь. Социализм с китайской спецификой не упал с небес на землю. Он – это радикальные достижения, достигнутые партией и народом, преодолевших неисчислимые трудности и понесших различные потери. Каждый раз, когда идем вперед, мы не должны забывать путь, по которому шли. Независимо от того, как далеко мы ушли, идем к более светлому будущему, не должны забывать прошлое, в котором жили и действовали»[68]. Далее, путь социализма с китайской спецификой определяется общеполитической обстановкой в Китае, реальными и историческими национальными особенностями. Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин отметил: «В мире не существует абсолютно одинаковых политических систем, также не существует единой модели политической системы, которая применима ко всем странам. Мир многообразен, и это в порядке вещей. Общеполитическое положение каждой страны разное, и политическая система каждой страны уникальна. Все они определяются народом этой страны и являются результатом долговременного развития, постепенного улучшения и внутренней эволюции на основе исторического наследия, культурной традиции, а также экономического и социального развития данной страны. Социалистическая политическая система социализма с китайской спецификой жизнеспособна, энергична и эффективна потому, что она выросла на социальной почве Китая[69]. Социальная почва Китая – это путь развития китайской истории, потому что на протяжении тысячелетий китайская нация шла по пути цивилизованного развития, отличного от других стран и народов. Не случайно мы открыли путь социализма с китайской спецификой, который был определен историческим наследием и культурной традицией нашей страны»[70]. Великая практика реформ и открытости страны миру на протяжении более 30 лет, непрерывное исследование Республики на протяжении более 60 лет, глубокое обобщение пути развития китайской нации за более чем 170 лет и наследие цивилизации с более чем пятитысячелетней историей являются глубоким историческим истоком и широким реальным базисом социализма с китайской спецификой[71]. Разнообразие объективной истории и многообразие состояний общеполитического положения в разных странах определяют вариативность путей развития, которые выбирают конкретные страны. «В истории человечества ни одна нация или страна не может достичь могущества и возрождения, если будет полагаться на внешние силы и идя вслед за другими. А если происходит именно так, то в результате либо неизбежно она потерпит поражение, либо станет придатком других стран[72]. Исходя из широкого исторического обзора, Генеральный секретарь Си Цзиньпин считает, что выбор политического пути является фундаментальным, общим и долгосрочным важным вопросом. В давнем прошлом и сейчас, в нашей стране и за рубежом существовали и повсеместно существуют примеры того, как неправильный выбор пути политического развития приводил к социальным потрясениям, расколу государства, гибели людей и распаду власти. Следовательно, проект и развитие национальной политической системы должны быть сосредоточены на органичном единстве истории и реальности, теории и практики, формы и содержания. «Мы должны твердо продолжать исходить из национальных условий в стране и реальной обстановки. Мы должны осознать не только прошлое историческое наследие, но и путь развития, по которому шли; накопленный политический опыт и сформированные политические принципы; должны понять актуальные требования и сосредоточиться на решении реальных вопросов. Нельзя отмахиваться от исторического прошлого, нельзя воображать быстрое внезапное покорение “пика Фэйлай” политической системы»[73]. В связи с этим генсек Си Цзиньпин обращается с призывом к многочисленным молодым и юным: «Учите побольше историю, узнавайте больше об общеполитической обстановке»[74]. В итоге, путь социализма с китайской спецификой уходит своими корнями в плодородную почву Китая. Как относиться к пути социализма Китая? В частности, к формированию пути социализма с китайской спецификой? Вот реальные, теоретические и исторические вопросы. В течение долгого времени нередко существовали взгляды и мнения о том, что путь китайского социализма, путь социализма с китайской спецификой отделены и противопоставлены китайской культуре. Среди них есть сущностные вопросы познания, а также имеются скрытые мотивы, которые преднамеренно искажают суть и сбивают с толку. Ввиду этого, правильное осмысление этого вопроса напрямую связано с отношениями между нашим нынешним социализмом и традиционной историей и культурой, а также с тем, как относиться к проблеме исторической неизбежности пути социализма с китайской спецификой. Это требует научного изучения истории. Исторический взгляд Генерального секретаря Си Цзиньпина на то, что «социализм с китайской спецификой не упал с облаков на землю», содержит богатое содержание этого научного изучения. 19 августа 2013 г. на общенациональном собрании по пропаганде и идеологической работе он высказал важное суждение о том, что социализм с китайской спецификой уходит корнями в плодородную почву китайской культуры[75]. Позже это предложение было полностью изложено на разных уровнях и с разных точек зрения. Он отметил, что социализм с китайской спецификой – это диалектическое единство теоретической логики научного социализма и исторической логики китайского общественного развития[76]. Уникальная культурная традиция, уникальная историческая судьба и уникальная общеполитическая обстановка в стране предопределили наш путь развития, который соответствует нашей собственной специфике[77]. «Китайская нация создала величественную цивилизацию с более чем пятитысячелетней историей. Китайский народ достиг блестящих успехов в построении социализма под руководством Коммунистической партии Китая. Мы должны продолжать созидание на этой основе». «Вся история Китая новой эпохи говорит нам о том, что дела Китая должны решаться в соответствии со спецификой и фактическими реалиями Китая. Это правильный способ решения всех проблем Китая»[78]