Сила позитивного мышления: межконфессиональное издание XXI века бесплатное чтение

Скачать книгу

Перевод с английского выполнила Елена Петрович по изданию: THE POWER OF POSITIVE THINKING: Interfaith 21st Century Edition / Norman Vincent Peale with Hasan Abdullah Ismaik. – Cardiff-by-the-Sea, California: Waterside Productions.

Original English language edition published by 1952, 1956 by Prentice-Hall, Inc. All rights reserved.

© Copyright renewed

© 1980 by Norman Vincent Peale

Commentary and annotations © 2022 by Hasan Abdullah Ismaik

© Перевод на русский язык, издание на русском языке. ООО «Попурри», 2024

Обращение к читателям

Предлагаю последователям трех вероисповеданий расширить охват вечной классики

Вдохновляющая книга преподобного доктора Нормана Винсента Пила «Сила позитивного мышления» – одна из самых влиятельных книг современности. Опубликованная в 1952 году, она мгновенно стала хитом, на протяжении 186 недель украшая список бестселлеров New York Times и породив целый жанр литературы о самопомощи. Разошлась тиражом более 24 миллионов экземпляров по всему миру и была переведена на 42 языка. Один из них – арабский, и именно благодаря этому она привлекла внимание Хасана Абдуллы Исмаика.

Что могло заинтересовать арабского миллиардера-мусульманина в работе американского протестантского священника, который умер тогда, когда Исмаик был подростком?

Привлекла его убежденность преподобного Пила в том, что наши действия продиктованы мыслями и чувствами и что жизнь можно преобразовать с помощью позитива. Для избавления от негатива преподобный Пил цитировал утверждения, взятые из христианского Священного Писания. Изучив все три авраамические религии, господин Исмаик сразу же распознал тесную параллель между отрывками из Библии, отобранными преподобным Пилом, и отрывками из Корана и трех книг еврейского Священного Писания, или Танаха, таких как Тора, Невиим и Ктувим.

Это мощное озарение вдохновило его на создание данной книги, классического издания с комментариями, содержащими аналогичные цитаты из Корана и Танаха, которые перекликаются с библейскими уроками преподобного Пила и подчеркивают их. До сих пор «Сила позитивного мышления» не была в полной мере воспринята нехристианами. После изучения трех священных авраамических книг господин Исмаик, который также испытал духовную силу преподобного автора книги Пила, считает, что это межконфессиональное издание с комментариями может найти отклик у людей всех вероисповеданий – и при этом не только поощрить их реализовать свой потенциал, но и пробудить в них понимание общей философии и верований трех авраамических религий. И он твердо убежден, что разочарованные молодые люди, которых он встречает в своих путешествиях, особенно нуждаются в этом светлом пути к надежде. Пусть чтение данной книги вдохновит их на более полное изучение величия священных книг, которые направят на путь духовного спасения, вымощенный созерцанием и терпением.

Книга «Сила позитивного мышления: межконфессиональное издание XXI века» призвана объединить представителей всех вероисповеданий в нашем поляризованном мире. Посыл книги универсален: с какими бы трудностями мы ни сталкивались, у всех нас есть сила возвыситься, преодолев неуверенность в себе, цинизм и отчаяние. Преподобный Пил призвал нас культивировать «скромную, но разумную уверенность», которая поможет «высвободить наши внутренние резервы». Для того чтобы поверить в себя, нам нужен более прочный фундамент, чем зыбучие пески человеческих ограничений и страха.

Обращение к читателям

Все три основные монотеистические и авраамические религии – иудаизм, христианство, ислам – предлагают один и тот же путь к этому Божественному источнику силы – через веру. Для культур, слишком часто раздираемых различиями, это межконфессиональное издание классического труда является мощным подтверждением того, как наши общие религиозные учения намечают те же шаги, которые мы все должны предпринять на пути получения благодати и вдохновения от нашего общего Бога.

Уильям Глэдстоун

Пролог

«Сила позитивного мышления» звучит как название из другого времени и мира, менее беспокойного, чем нынешний. Но эта классическая работа сегодня так же актуальна, как и тогда, когда она была впервые опубликована, а необходимость в ней ощущается гораздо острее.

Позитивное мышление, по словам преподобного доктора Нормана Винсента Пила, – это не наивный оптимизм, а скорее «скромная, но разумная уверенность» в том, что мы способны преодолеть трудности. «Жаль, – писал он, – что люди позволяют себе быть побежденными проблемами, заботами и сложностями человеческого существования, а ведь в этом совершенно нет нужды».

Что значит «нет нужды быть побежденными»? Многое в жизни – личные обстоятельства, ограничения, действия других – кажется неподвластным нашему контролю. Может показаться, что успех или провал – это скорее вопрос удачи, чем желания. По мнению преподобного Пила, мы терпим поражение тогда, когда позволяем негативу доминировать в наших умах. Помимо всего прочего, неуверенность в себе, запугивание и страх программируют нас на неудачу. Мы не можем изменить реальность, с которой сталкиваемся, однако способны произвести изменения в наших мыслях о ней.

Если нам удастся найти в себе силы противостоять разрушительным идеям, то у нас появится возможность культивировать позитивные чувства, ведущие к продуктивным действиям, которые могут принести нам душевный покой, энергию и жизненную силу, избавление от беспокойства и сердечной боли, а также обеспечить личную самореализацию и профессиональный триумф.

Безусловно, это звучит обнадеживающе. Но позитивное мышление, по определению преподобного Пила, выходит за рамки простого оптимизма. Для начала мы должны заглянуть за пределы самих себя и нашего ограниченного воображения. Освободиться от тисков разрушительных мыслей, призывая духовную силу, которая основана на укреплении нашей веры в Единого Бога и абсолютном доверии к Нему.

Когда я открыл для себя эту книгу, описанные выше идеи поразили меня, потому что были близки мне. Многие люди связывают позитивность с индивидуальным темпераментом или считают, что это установка на «хорошее настроение». На мой взгляд, это сила, которая побуждает нас жить полной жизнью, проявлять любознательность в познании мира и стремиться преобразовывать его, делая лучше по сравнению с тем, каким он нам достался. Это не интеллектуальный и не логический процесс, а эмоциональное богатство, исполненное надежды. Позитивное мышление – это энергия, которая разжигает нашу инициативу и дает нам мужество, помогает во всех начинаниях и способствует обретению уверенности.

Сказанное становится для нас очевидным, когда мы осознаем и принимаем природу жизни такой, какая она есть, полной трудностей и не лишенной преград. Мы терпим мучения и спотыкаемся точно так же, как это делали пророки и посланники до нас. Как написано в Библии, «в пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним» (Иакова 5:10)[1]. Наша вера в Бога, как и вера пророков, является единственной силой, благодаря которой мы способны двигаться вперед. Точно так же, как они одерживали победы благодаря духовной силе, будет и с каждым из нас, чье сердце расширяется, чтобы верить в Бога и уповать на Него.

Без этой энергии мы попадаем в ловушку негативных мыслей, чувств и поступков. На стадии мышления колеблемся и сомневаемся в себе, нас переполняют идеи, мы неохотно действуем. На этапе чувств нас обуревают эмоции, не сдерживаемые рациональностью всеобъемлющей философии, поэтому мы склонны сильно сомневаться в правильности того, что делаем или собираемся предпринять. Позитивное мышление требует согласованности мыслей и чувств, что приводит к конструктивному поведению, которое позволяет нам принимать, а не отвергать жизнь во всем ее великолепии и боли.

К сожалению, очень многие молодые люди, встретившиеся на моем пути, глубоко вовлечены в этот отрицательный цикл. Конечно, я сочувствую их горю. Мы живем во времена глубокого разделения и конфликтов: глобальных, социальных, религиозных, экономических. Безжалостные циклы новостей и социальные сети раздувают пламя беспорядков. Все это приводит к тому, что молодежь отчаивается, понимая, насколько сложно в этих условиях реализовать свои амбиции, рассчитывать на достойную заработную плату, достичь духовной самореализации или просто найти комфортное место для себя в столь нестабильном мире.

Безнадежность часто перерастает в деструктивное поведение, которое удерживает страдающие души на беговой дорожке негатива и самореализующихся пророчеств о поражении и разочаровании.

Как нам изменить это мышление? Я долгое время верил, что перемены начинаются с признания того, что мы – создания, избранные Богом для того, чтобы быть Его наместниками и действовать от Его имени на этой земле. Бог доверил нам, в отличие от других Его творений, силу мысли, чтобы мы могли отличать добро от зла, повиноваться Его законам и, что более важно, почитать Его, обогащая тем самым наше эфемерное существование.

Если мы осознаем свою связь с Божественным и проявляем Его дух через наши действия, то никак не можем жить в запустении и терпеть бесконечные поражения. Я согласен с верой преподобного в то, что мы реализуем наш человеческий потенциал, интуитивно понимая свою веру, черпая в ней энергию и направляя нашу духовную силу на благо всего сущего. И приветствую ее.

Книга «Сила позитивного мышления» не является миссионерской. Она представляет собой увлекательный сборник историй о проблемах, которые настигли прихожан преподобного Пила в те времена, когда он был пастором Мраморной коллегиальной церкви в Нью-Йорке. Это те трудности, с которыми мы сталкиваемся и сегодня: чувство неполноценности или несостоятельности, гнетущее беспокойство, кажущиеся непреодолимыми препятствия и боль от душевных терзаний и потерь.

Советы преподобного Пила, которые он давал своим прихожанам, мы также можем использовать для того, чтобы противостоять невзгодам, укрепляя прежде всего собственную связь с Божественным. Методы, использованные им для облегчения страданий, основываются на его христианской вере и стихах Ветхого и Нового Заветов.

Нехристианам эти решения могут показаться неприемлемыми. Многие, кому я рекомендовал эту книгу, неверно истолковали ее послание как призыв к обращению в христианскую веру. Но во время чтения я обнаружил, что между учениями об исламе и христианскими уроками преподобного Пила прослеживается явное соответствие, начиная с его восприятия веры как источника жизнеутверждающей мысли. Взаимосвязь между верой и разумом хорошо представлена в исламской традиции[2]. И я был особенно впечатлен сходством цитат из Священных Писаний, которые приводит преподобный Пил, с отрывками из Корана. Чем внимательнее я читал, тем больше отголосков нашей священной книги и благородных хадисов замечал[3]. Очарованный этими параллелями, я обратился к Танаху и обнаружил такое же сходство в уроках и учениях.

В итоге я пришел к выводу, что изложенные в книге уроки являются отличной дорожной картой для духовного путешествия от беспокойства и беспомощности к улучшению состояния. Представьте, что христианские библейские стихи и эквивалентные им исламские и иудейские тексты сливаются и наполняют силой пламя чудесного светильника, который ярким светом озаряет жизненный путь, временами такой трудный и темный.

Я считаю наше время поистине жестокой эпохой для молодежи, особенно тех представителей этого поколения, которые отдалились от авраамических религий, когда потеряли надежду и не нашли никого, кто мог бы направить их в нужное русло или открыть силу и позитив, наполняющие содержание священных книг. В книге преподобного Пила «Сила позитивного мышления» я обнаружил яркий факел, который может осветить дорогу этим заблудшим путникам. Молюсь о том, чтобы дополнения, внесенные в оригинальную книгу, предоставили всем юным христианам, иудеям и мусульманам доступ к священным стихам, которые помогут им сохранить веру и защитят их от негативных мыслей и влияний. Я верю, что спасение этих молодых людей было главной целью, к достижению которой стремился преподобный Пил, воплощая в жизнь свою гениальную идею представить повседневные истории из жизни, а затем показать путь, который поможет вернуть веру в Бога и Его учение. Я был настолько вдохновлен этими открытиями, что создал это аннотированное издание, используя основополагающие тексты трех великих авраамических религий мира.

Подготовка его к публикации была радостным актом «духовного туризма», подтверждающим и углубляющим мою религиозную веру. То, что все три эти священные книги предлагают такие похожие слова мудрости, которые утешают и направляют нас через жизненные испытания, обнадеживает[4], и это неоспоримое подтверждение того, что Бог заботится о нас.

«Кто не благодарит людей, тот не поблагодарил Аллаха» – это великое изречение религиозного этикета, согласованное в трех авраамических религиях. Его смысл одновременно прост и глубок. Выражать благодарность другим за услугу, оказанную вам, – это один из поступков, свидетельствующих о доброте и хороших манерах, которые Бог предписал людям. В Коране Бог спрашивает: «Есть ли воздаяние за добро, кроме добра?» (Ар-Рахман: 60)[5].

Выражение моей признательности здесь за то огромное влияние, которое оказала на меня эта книга, и за ту силу, которой она одарила меня в моей личной жизни, является формой благодарности преподобному Пилу. Часто вспоминаю день вскоре после того, как я начал работать над этим новым изданием книги. Это был мой день рождения. Я готовился составить большое количество электронных таблиц и заметок по аналогичным текстам из трех священных книг. Хотел закончить эти дела перед посещением небольшой вечеринки по случаю дня рождения, которую моя семья запланировала дома. Судьба, однако, строила другие планы. День моего рождения стал днем смерти моего отца.

Я был особенно близок со своим отцом не только потому, что мы жили в одном доме, но и потому, что он был единственным, с кем я мог обсуждать любые мысли и идеи. Он был моим лучшим другом и доверенным лицом, самым важным для меня человеком. Уникальный образец для подражания, сочетавший в себе бесконечную доброту и несгибаемую твердость, он был терпеливым и любящим, никогда не боялся помогать людям всем, чем мог. Забота о нем после обострения его диабета стала неотъемлемой частью каждого моего дня. Я не мог представить свою жизнь без него, но в последние дни жизни отца совершенно не думал о возможности потерять его.

Признаюсь, что с момента его смерти и на протяжении всей подготовки к похоронам я чувствовал, что он, как всегда, наблюдает за мной, внимательно и покровительственно следит за всеми моими делами. Как и прежде, я мог посоветоваться с ним по многим вопросам, в том числе и по поводу его похорон. Очевидно, что мое психологическое состояние воплощало в себе полное отрицание.

Его смерть стала неоспоримым фактом в тот момент, когда похороны закончились. Я вернулся в дом, больше не наполненный его присутствием, мудростью и любовью, и меня охватила невыносимая печаль. Жизнь, какой я ее когда-то знал, изменилась до неузнаваемости. Мое горе было настолько глубоко, что испытанию подверглось все, что я лелеял каждой клеточкой своего существа, подчиняясь Божьему указу и сохраняя основанную на вере силу позитивного мышления.

В конечном счете вера в мои убеждения оказалась моим спасителем. Во-первых, смерть и жизнь находятся в руках Бога. Во-вторых, смерть – это переход в другую жизнь, которая является вечной, поскольку означает возвращение к Богу. В Коране сказано: «Войди в Мой Рай! О душа, которая обрела покой в поминании Аллаха и возлюбила Его! Вернись к Господу, который вскормил тебя своими благами. Ты будешь довольна своим Господом и той наградой, которой Он почтил тебя» (Аль-Фаджр: 30).

В последующие дни моя вера в Бога утешала меня. Это не уменьшило моей печали, однако удержало от падения в бездну отчаяния и уныния. Вера в Бога и в то, что мы возвращаемся к Нему после смерти, дала мне силы признать, что существование моего отца не прекратилось, а эволюционировало в совершенно иное состояние, отличное от земного.

Когда я вышел из тумана горя, то начал задаваться вопросом, каково было бы неверующим потерять своих близких. И я начал лучше понимать стих из христианской Библии: «А живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни» (Римлянам 14:8). Аналогично в Танахе: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» (Псалтирь 22:4).

При жизни моего отца самым тяжелым испытанием, с которым я когда-либо сталкивался, было состояние угнетенности, вызванное чувством несправедливости. В таких ситуациях человек часто впадает в отчаяние и чувствует жажду слепой мести. Для меня же метода позитивного мышления, изложенного преподобным Пилом, было достаточно для того, чтобы иметь возможность контролировать себя.

Однажды мне позвонил друг и спросил: «Ты читал, что упоминалось о тебе в СМИ?» Кто-то из моих знакомых выдвинул против меня ложное заявление по очень сложному и деликатному делу, связанному с обвинениями в нанесении ущерба национальной экономике. Хуже того, не самые авторитетные сайты перепечатали эту ложь, не утруждая себя ее проверкой.

В то время я не нашел ничего, что могло бы защитить меня от этого утверждения, кроме того, что Коран рекомендует оказавшимся в такой ситуации: «O те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, a не то вы будете сожалеть о содеянном» (Аль-Худжурат: 6).

Я повторял этот стих всякий раз, когда кто-то спрашивал меня об обоснованности этого обвинения. На этом все не закончилось, потому что, к сожалению, ничто не распространяется быстрее, чем громкий заголовок. Благодаря частому упоминанию ложь набрала достаточный размах, чтобы ее повторили и в авторитетных новостных изданиях. У меня было разбито сердце, но я подавил панику и утешал себя этим отрывком из Танаха: «Ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли выполнить их» (Псалтирь 20:12).

Я доверил свою проблему Богу, и помогли мне эти стихи:

Рис.0 Сила позитивного мышления: межконфессиональное издание XXI века
Танах: «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое» (Псалтирь 90:14–16).

Рис.1 Сила позитивного мышления: межконфессиональное издание XXI века
Коран: «Посему терпи, ибо твое терпение – только от Аллаха. Не скорби по ним и не печалься оттого, что они ухищряются» (Ан-Нахль: 127).

Рис.2 Сила позитивного мышления: межконфессиональное издание XXI века
Библия: «Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Римлянам 8:25).

Следовательно, у нас есть вера в Бога и упование на Него, как наставляет нас Коран: «Пусть же уповающие уповают только на Аллаха!» (Ибрагим: 12). Таким образом, угнетение и гнев превращаются в удовлетворенность и веру в то, что Бог не угнетает и не принимает козни угнетателей. Об этом также упоминается в Танахе: «Весь народ чрезвычайно изумился; пали, поклонились Богу и единодушно сказали: благословен Ты, Боже наш, уничиживший сегодня врагов народа Твоего!» (Иудифь 13:17). И в Новом Завете: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Матфея 5:4).

В конечном счете я был полностью и окончательно оправдан. Чтобы не чувствовать себя отравленным горечью испытания, я размышлял над историями Ионы, найденными в священных книгах трех авраамических религий.

Это лишь два из многих примеров, когда более смелый подход к жизни, основанный на силе позитивного мышления, вдохновил меня. Надеюсь, что все читатели найдут в данной книге новое подтверждение Божьей любви, выраженной в священных текстах их веры. Я также лелею надежду на то, что все верующие будут придерживаться своей религии и питать свою душу великолепием и величием приближения к Богу, читая Его слова и следуя книгам, которые Он ниспослал Своим пророкам. Придерживаясь того, что Бог заповедал и запретил, все верующие могут достичь счастья и успеха в своей жизни.

Призываю каждого, кто читает эту замечательную книгу, быть послом Бога на земле и всячески подпитывать любовь между всеми людьми в целом и народами Авраама в частности, несмотря на их различия в обычаях, традициях и верованиях. Для верующих трех благословенных религий, а также людей других религий никогда не будет неправильным прочитать все священные книги, чтобы открыть для себя великолепие Божественного дара, которым Бог наделил нас. Тех, кто не решается читать священную книгу вне своей религии, я прошу не бояться и читать с открытым сердцем. Все мы – Божьи создания и преемники Его на земле.

Я молюсь о том, чтобы это аннотированное издание побудило вас обратиться к красоте учений собственной, а также других религий. Пусть это также подчеркнет то, что христиане, мусульмане и иудеи – все дети Авраама – буквально братья и сестры одной семьи, у которых гораздо больше общего, чем различий.

На протяжении веков наши три конфессии были отчуждены из-за конкурентной борьбы (политика, территории, идеологическое господство), которая иногда велась во имя религии, но имела мало сходства с нашим общим видением Бога. Рассмотрение священных текстов наших трех религий, отражающих одни и те же Божественные решения земных проблем, должно показать, что предполагаемые идеологические разногласия между нами не являются фундаментальными, а представляют собой вопросы акцентирования, интерпретации и адаптации к различным культурам[6].

Поскольку мы столь тесно связаны одним и тем же наследием и этическими системами, я искренне надеюсь, что три авраамические религии смогут объединиться, чтобы способствовать новой гармонии для человечества. В то время, когда мир кажется более бездушным и материалистичным, чем когда-либо прежде, наши общие идеалы становятся еще важнее.

Многое в мире нуждается в исцелении: вражда между Востоком и Западом; глобальное разделение на консервативное и прогрессивное; конфликты между расовыми, гендерными и этническими группами; дисбаланс между бедными и богатыми… и это лишь некоторые из горячих точек. Если три великие религии смогут найти общую цель, мы могли бы ощутимо приблизиться к достижению всеобщего мира, любви и принятия.

Эта философия вдохновила Ватикан и Аль-Азхар, крупнейшие христианские и исламские религиозные учреждения в мире, объединить усилия. В 2019 году папа римский Франциск и великий имам Ахмад аль-Тайеб подписали Документ о человеческом братстве в Абу-Даби и создали Высший комитет человеческого братства (Higher Committee of Human Fraternity, HCHF), состоящий из пяти мусульман, одного иудея, двух католиков и чиновницы Организации Объединенных Наций, в биографии которой не указано вероисповедание.

Вдохновленный этим, президент Объединенных Арабских Эмиратов шейх Мухаммад ибн Заид, наследный принц Абу-Даби, распорядился построить на острове Саадият в Абу-Даби комплекс, включающий синагогу, церковь, мечеть и образовательный центр, где в течение всего года проводятся семинары и диалоги. Я призываю всех посетить дом семьи Авраамов, который воплощает в себе послание братства и любви между всеми верующими.

Возможно, книга «Сила позитивного мышления: межконфессиональное издание XXI века», способствуя дальнейшему развитию межконфессионального диалога, также может сыграть свою роль, пусть и незначительную, в продвижении братства и преодолении нетерпимости.

Я в долгу перед преподобным доктором Норманом Винсентом Пилом, учения которого открыли мне глаза и расширили кругозор. Я пообещал, что всякий раз, оказавшись в северной части штата Нью-Йорк, буду посещать его могилу на кладбище Квакер-Хилл, чтобы помолиться за его душу и выразить свою глубокую благодарность.

Есть меткое выражение Роберта Лейтона, шотландского епископа XVII века: «Цветок, который следует за солнцем, делает это даже в пасмурные дни». Как это понимать? Независимо от того, какие темные моменты мы переживаем, нас все равно направляет солнце, которое олицетворяет собой Божье присутствие. Как показано в этом аннотированном издании вечной классики преподобного Пила, мы все купаемся в лучах одного и того же солнца.

В заключение я хотел бы выразить свою благодарность Фонду Пила и семье Пила за то, что они доверили мне подготовить эту аннотированную версию великолепной книги преподобного Пила. И я хотел бы поблагодарить тех, кто помогал в ее создании: редакторов Waterside Productions, Inc.; моего адвоката Кортни Рокетт; моего личного редактора Лайзу Маккормак; моего личного переводчика Салсабиль Махмуд; доктора Сулеймана Ахмеда, профессора философии; доктора Ахмеда Самера, профессора права шариата; Абдельрахмана Исмаика, моего брата.

Хасан Абдулла Исмаик

Почему религия?

После четырех десятилетий государственной службы первый президент Соединенных Штатов Америки в своей прощальной речи подытожил важность религии для личной и национальной морали.

«Из всех склонностей и привычек, которые ведут к политическому процветанию, – сказал Джордж Вашингтон молодой нации, – религия и мораль являются незаменимыми опорами. Напрасно претендовал бы на дань патриотизма тот человек, который должен был бы трудиться ради того, чтобы ниспровергнуть эти великие столпы человеческого счастья, эти самые прочные опоры обязанностей людей и граждан. Простой политик, наравне с благочестивым человеком, должен уважать и лелеять их. Ни одна книга не смогла бы проследить всех их связей с частным и общественным счастьем. Давайте просто спросим: где гарантия собственности, репутации, жизни, если чувство религиозного долга отступает перед клятвами, которые являются инструментами расследования в судах? И давайте с осторожностью отнесемся к предположению о том, будто мораль может поддерживаться без религии. Что бы ни признавалось за влиянием благородного воспитания на умы особого склада, разум и опыт не позволяют нам ожидать, что национальная мораль может возобладать при исключении религиозного принципа».

Религия и сохранение ее свободы были настолько неотъемлемой частью национальной морали, что Джордж Вашингтон лично заверил группу, заинтересованную в том, чтобы свобода вероисповедания не была включена в первоначальную Конституцию (это стало первой поправкой), что он никогда не подпишет документ, если посчитает, что это поставит под угрозу права любой религиозной группы.

С момента начала нашего сознательного существования на этой земле и до сегодняшнего дня человечество жило религиозно. Поскольку наше сознание в процессе переживания прогрессирует от частичного сенсорного упрощения к полной духовной абстракции, религиозная принадлежность стала основным компонентом нашей индивидуальной и коллективной идентичности. Основанная на вере и поведении природа религии означает не только то, что мы разделяем свои убеждения с другими, но и то, что мы являемся носителями всеобъемлющей культуры, особенно если принадлежим к одной из авраамических религий с общими или очень похожими ритуалами, писаниями, пророками, священными днями и местами, а также, самое главное, с общим происхождением, нашим учителем Авраамом, да пребудет мир с ним.

Священные книги трех авраамических религий – это благословение и свет от Всемогущего Бога и его посланников. В Коране написано: «Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера. Но Мы сделали его светом, посредством которого Мы ведем прямым путем того из Наших рабов, кого пожелаем. Воистину, ты указываешь на прямой путь» (Аш-Шура: 52).

Эти священные книги знакомят нас с Богом, показывают нам Его величие и силу и объясняют, чего Он желает от Своего творения. Их призыв универсален, не ограничен каким-либо народом или нацией, и их чудесность не ограничена временем или местом. Их объединяющее послание поддерживает одну и ту же основную истину: единство Всемогущего Бога.

Сама наука, на которую многие ссылаются как на причину для неприятия религии, посредством исследований доказала преимущества религии как противоядия от социальных болезней, таких как расизм, насилие, преступность, депрессия, наркомания, самоубийства и распад семьи. Религиозная вера играет огромную роль в противостоянии им всем, либо прямо запрещая негативное поведение, либо косвенно поощряя позитивное поведение и мышление, которые порождают счастье, умиротворение, смирение, спокойствие и уравновешенность.

Более того, научные исследования доказали роль, которую вера и религиозность играют в сопротивлении физиологическим заболеваниям, повышении шансов на выздоровление и излечение, а также в укреплении общего физического здоровья людей. Это помогает объяснить переживания тех, кто оказался на грани смерти из-за неизлечимой болезни только для того, чтобы выздороветь, когда врачи единодушно пришли к выводу о невозможности их выживания.

Религия также освобождает нас от экзистенциальной пустоты, которая в противном случае правит материальным измерением и может убить душу задолго до того, как смерть овладеет телом. Хотя многие утверждают, что атеизм – это рациональная позиция, основанная на доказательствах реалистичного опыта и ясной логике, на самом деле она проистекает из отрицания духовного, заложенного в самой структуре и сущности человеческой природы. Атеизм питается экзистенциальной тревогой, которая лишает нас примирения с нашим прошлым, принятия своего настоящего и уверенности в собственном будущем.

Разум и духовность – это связанные между собой элементы, которые отличают людей от других живых существ, подпитывая нашу способность исследовать смысл и цель жизни – не только с точки зрения ее эфемерного существования, но и с позиции непрерывности и бесконечности души после телесной смерти.

Что касается экзистенциальных вопросов, которые всегда преследовали человечество на протяжении веков, то только религия удовлетворяет нашу жажду познания вечного, тоску по священному и спасению от греха и нечистоты, чего не смогли достичь ни гуманитарные науки, ни искусства.

Религия – это призма, через которую мы интерпретируем феномен бытия, его детерминанты и последствия. Благодаря учениям мы понимаем жизненный опыт и то, как на него реагировать. Обретаем чувство смысла и целеустремленности, наполняемся силой справляться с невзгодами и лишениями и становимся способными с любовью помогать другим, нуждающимся в нашей поддержке. Ибо наша вера в Бога наполняет нас светом, спокойствием и умиротворенностью. И чем глубже становится наша вера и доверие к Богу, к Его мудрости и справедливости, тем больше горечь жизни превращается в сладость, усталость – в передышку, а трудности – в движущую силу, которая побуждает нас продолжать верить и процветать.

Религии, особенно авраамические, возносят верующего к высшим духовным пространствам, для того чтобы повысить ценность его существования с помощью трех пунктов. Первый – это признание и удовлетворенность, которые поощряются небесными законами, когда они подчеркивают веру в Божью волю, указ и предназначение. Второй относится к природе связи индивида с Богом, связи относительного с Абсолютом, ограниченного с Безграничным и конечного с Бесконечным. Третий пункт заключается в том, что «настоящая» жизнь – это жизнь после смерти, а то, что предшествует ей, представляет собой всего лишь временный переход, дающий возможность пройти испытания и приобрести опыт.

Эксплуататоры используют веру в Бога как инструмент контроля над людьми, а с помощью своих денег или опиума стремятся подчинить их. Религия не имеет никакого отношения к таким претензиям и эксплуататорам точно так же, как волк не имел никакого отношения к пророку Юсуфу (Иосифу), да пребудет с ним мир. Действительно, каждое движение за религиозные реформы возникало в знак протеста против злоупотреблявших верой в своих собственных целях, даже если они принадлежали к самому духовенству. Это то, что происходило в Европе в течение трех столетий реформ, и это то, что происходит сегодня в нашем арабском и исламском мирах. Мы можем только ожидать, что это будет продолжаться и расти до тех пор, пока религия не вернется такой же чистой и совершенной, какой она была вначале.

Что же касается тех, кто охвачен смятением и сомнениями, то пусть они найдут утешение в Божьих словах:

Рис.0 Сила позитивного мышления: межконфессиональное издание XXI века
Танах: «Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость» (Псалтирь 31:10).

Рис.1 Сила позитивного мышления: межконфессиональное издание XXI века
Коран: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, – быть может, они последуют верным путем» (Аль-Бакара: 186).

Рис.2 Сила позитивного мышления: межконфессиональное издание XXI века
Библия: «Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ» (Первое послание Петра 1:8–9).

Эта книга – открытое приглашение последователям трех религий нашего учителя Авраама обновить наше понимание жизни; найти цель в нашем присутствии в ней, отречься, простить и забыть свои горькие обиды и глубокие разногласия и смотреть в будущее с уверенностью и бодростью. Единство их учений сильнее, чем разобщенность, которая разделяет нас.

В конце концов, если мир – это ответственность человечества, то последователи авраамических религий первыми несут эту обязанность, поскольку их пророки являются посланниками мира и любви, а их братство – это братство мира и любви. Пришло время всем христианам, иудеям и мусульманам претворить свою веру в жизнь и объединиться в построении будущего, которое будет соответствовать Божественным посланиям, содержащимся в их священных книгах.

Хасан Абдулла Исмаик

Предисловие

В то время, когда я писал эту книгу, мне и в голову не приходило, что будет продано более двух миллионов экземпляров. Однако, честно говоря, я благодарен за это событие не из-за проданных книг, а из-за многих людей, которым имел честь предложить простую, действенную философию жизни.

Динамические законы, которым учит книга, были усвоены на собственном горьком опыте, методом проб и ошибок, в ходе моих личных поисков образа жизни. Но я нашел в них ответ на собственные вопросы, и, поверьте, я самый трудный человек, с которым мне приходилось работать. Эта книга – моя попытка поделиться своим духовным опытом. Она помогла мне, и я чувствовал, что она может помочь и другим.

Формулируя эту простую жизненную философию, я нашел свои ответы в учении Иисуса Христа. Я просто попытался описать эти истины языком и мыслительными формами, понятными современным людям. Образ жизни, свидетелем которого является эта книга, замечателен. И он непростой. Действительно, часто бывает трудно, но такая жизнь полна радостей, надежд и побед.

Хорошо помню тот день, когда сел за работу над книгой. Я осознавал, что для лучшего результата требуются способности выше моих, поэтому нуждался в помощи, которую мог дать только Бог. Мы с женой придерживаемся политики вовлечения Бога в рабочее партнерство во всех наших проблемах и мероприятиях. Итак, мы провели очень серьезный сеанс молитвы, прося руководства, и передали этот проект в руки Бога. Когда рукопись была готова для издателя, мы с миссис Пил снова помолились, посвящая эту рукопись. Просили только о том, чтобы это помогло людям жить гораздо лучше. Когда первая книга из этих двух миллионов экземпляров вышла из печати, это снова был духовный момент. Мы поблагодарили Бога за Его помощь и еще раз посвятили книгу.

Книга была написана для простых людей этого мира, и я отношу себя, безусловно, к их числу. Я родился и вырос в скромных условиях Среднего Запада в религиозной христианской семье. Обычные жители этой страны – такие же, как я, которых я знаю, люблю и в которых верю с великой верой. Когда кто-либо из них позволяет Богу распоряжаться своей жизнью, сила и слава проявляются удивительным образом.

Эта книга написана с глубокой заботой о боли, трудностях и борьбе, сопутствующих человеческому существованию. Она учит культивировать душевный покой не как бегство от жизни в защищенность, а как энергетический центр, из которого исходит движущая сила для конструктивной личной и общественной жизни. Она учит позитивному мышлению не как средству достижения славы, богатства или власти, а как практическому применению веры для преодоления поражений и достижения достойных творческих целей. Она учит жесткому, дисциплинированному образу жизни, но в то же время приносящему огромную радость человеку, который добивается победы над самим собой и сложными обстоятельствами окружающего мира.

Всем, кто написал мне о радостной победе, которую одержал, практикуя духовные техники, описанные в этой книге, и тем, у кого еще будет такой опыт, могу сказать, как я рад тому, что происходит с ними, поскольку они живут по динамичным духовным формулам.

Наконец, я хочу выразить глубокую признательность моим издателям за их неизменную поддержку, сотрудничество и дружбу. Я никогда не работал с более прекрасными людьми, чем мои дорогие друзья в Prentice-Hall. С большим удовольствием предвкушаю свое сотрудничество с издательством Fawcett Publications. Пусть Бог и впредь будет использовать эту книгу для оказания помощи людям.

Норман Винсент Пил

Введение

Чему может научить вас эта книга?

Эта книга написана для того, чтобы предложить методы и привести примеры, демонстрирующие, что вам не нужно ни перед чем отступать, что вы можете улучшить здоровье, обрести душевный покой и никогда не прекращающийся приток энергии. В результате ваша жизнь наполнится радостью и удовлетворением. В этом у меня нет никаких сомнений, поскольку я наблюдал, как бесчисленное множество людей изучают и применяют систему простых процедур, которая принесла вышеупомянутые преимущества в их жизнь. Эти утверждения, которые могут показаться экстравагантными, основаны на достоверных примерах из реального человеческого опыта.

Очень многие люди не в силах справиться с повседневными проблемами. Они опускают руки, жалуются с чувством обиды на то, что считают «неудачами», которые преподнесла им жизнь. В некотором смысле в этой жизни может случаться то, что мы называем «неудачами», но существуют также дух и методы, с помощью которых мы можем контролировать и даже предвидеть их. Жаль, что люди позволяют жизненным заботам и трудностям побеждать их, хотя этого вполне можно избежать.

Говоря это, я, конечно, не игнорирую и не преуменьшаю трудности и трагедии мира, но и не позволяю им доминировать. Вы можете дать возможность препятствиям контролировать ваш разум до такой степени, что они станут главенствующими факторами в вашем образе мышления. Научившись выбрасывать их из головы, отказываясь мысленно подчиняться им и направляя духовную силу через свои мысли, вы сумеете подняться над преградами, которые обычно оказывались камнем преткновения на вашем пути. Используя методы, с которыми я познакомлю вас, вы просто не разрешите препятствиям разрушать ваше счастье и благополучие. И потерпите поражение только в том случае, если сами этого захотите.

Цель этой книги очень проста. Автор не претендует на создание литературного шедевра и не стремится продемонстрировать свою необычную ученость. Это практическое руководство по личному совершенствованию. Она написана с единственной целью – помочь читателю сделать свою жизнь счастливой, радостной и полноценной. Глубоким энтузиазмом подкреплена моя вера в доказанные и эффективные принципы, которые, если их применять на практике, неизменно помогают прийти к победе. Дело за малым – изложить их в этой книге логичным, простым и понятным языком, с тем чтобы нуждающийся в помощи читатель мог освоить практический метод, используя который он сможет с Божьей помощью построить для себя такую жизнь, о которой давно мечтает.

Если вы прочтете данную книгу вдумчиво, тщательно впитывая содержащиеся в ней советы, а затем будете искренне и настойчиво практиковать принципы и формулы, изложенные здесь, то сможете ощутить удивительное улучшение внутри себя. Использование описанных в книге методов позволит вам не только избежать зависимости от обстоятельств, в которых вы сейчас живете, но и взять их под контроль и научиться модифицировать в соответствии со своими нуждами. Ваши отношения с другими людьми заметно улучшатся. Вы станете влиятельным, уважаемым и всеми любимым человеком. Овладев этими принципами, вы будете наслаждаться новым восхитительным чувством благополучия. Сможете значительно улучшить свое здоровье и испытать новое и острое удовольствие от жизни.

Почему я твердо уверен в том, что применение этих принципов на практике приведет к таким результатам? Ответ прост: в течение многих лет в Мраморной коллегиальной церкви Нью-Йорка мы преподавали систему творческой жизни, основанную на духовных техниках, тщательно отслеживая ее действие в жизни сотен людей. То, что я делаю, не имеет отношения к спекулятивным экстравагантным утверждениям, поскольку эти принципы работали настолько эффективно в течение столь длительного времени, что теперь прочно утвердились как документированная и доказуемая истина. Описанная система – это совершенный и удивительный метод достижения успешной жизни.

В своих работах, включая несколько книг, в моей регулярной еженедельной колонке почти в ста ежедневных изданиях, в моей национальной радиопрограмме на протяжении семнадцати лет, в нашем журнале Guideposts и на лекциях во множестве городов я преподавал те же самые научные, но простые принципы достижения здоровья и счастья. Сотни людей читали, слушали и практиковали их, и результаты неизменно были одни и те же: обновленная жизнь, новая сила, повышенная эффективность, улучшенное самочувствие.

Поскольку очень многие просили изложить эти принципы в отдельной книге, с тем чтобы их было удобнее изучать и использовать, я публикую «Силу позитивного мышления». Мне нет необходимости указывать на то, что мощные принципы, содержащиеся здесь, не являются моим изобретением, но даны нам величайшим Учителем, который когда-либо жил и живет до сих пор. Эта книга учит прикладному христианству, простой в применении научной системе практических рабочих приемов, ведущих к успешной жизни.

Норман Винсент Пил

Глава 1

Поверьте в себя

Поверьте в себя, в свои способности! Твердая уверенность в собственных силах поможет вам стать успешными и счастливыми, добиться выдающихся результатов в жизни. Гнетущее чувство неполноценности и несостоятельности мешает людям воплотить в реальность свои мечты, в то время как уверенность – прямая дорога к самореализации и успешным достижениям. Эта книга учитывает важность такого ментального настроя, и она поможет вам поднять самооценку и высвободить внутренние силы.

Ужасно осознавать, как много в мире жалких людей, которых угнетает и делает несчастными болезнь, называемая в народе комплексом неполноценности. Но вам нет нужды страдать от этой неприятности. Предприняв надлежащие шаги, вы преодолеете ее и обязательно сумеете развить творческую веру в себя, которая оправдает все ваши усилия.

После выступления на съезде бизнесменов в городском актовом зале я стоял на сцене, приветствуя людей, когда ко мне подошел мужчина и с особой настойчивостью спросил:

– Могу я поговорить с вами о деле, которое имеет для меня чрезвычайную важность?

Я попросил его остаться, пока остальные не уйдут, затем мы прошли за кулисы и сели.

– Я приехал в этот город для того, чтобы заключить самую важную деловую сделку в своей жизни, – объяснил он. – Если добьюсь успеха, это будет значить для меня все. В случае же неудачи меня постигнет полный крах.

Я посоветовал ему немного расслабиться, ведь пока еще ничего не решено. Если у него все получится, это будет прекрасно. Если нет – что ж, завтра наступит новый день.

– Я совершенно не верю в себя, – удрученно сказал он. – Не могу заставить себя поверить в то, что сумею справиться с этим. Я обескуражен и подавлен. На самом деле, – сетовал он, – я просто на грани срыва. Вот он я, сорокалетний. Почему всю жизнь меня мучило чувство неполноценности, неуверенности в себе? Я слушал вашу сегодняшнюю речь, в которой вы говорили о силе позитивного мышления, и хочу спросить: как мне обрести немного веры в себя?

– Нужно предпринять два шага, – ответил я. – Для начала важно выяснить, почему у вас возникает такое чувство бессилия перед обстоятельствами. Это требует анализа и времени. Мы должны подходить к проблемам, связанным с эмоциональной стороной нашей жизни, так, как врач обследует пациента с физическими недугами. Это невозможно сделать немедленно, тем более в ходе нашей короткой беседы. Для достижения окончательного результата может потребоваться лечение. Чтобы помочь вам справиться с этой насущной проблемой, я дам формулу, которая сработает, если вы воспользуетесь ею. Когда будете идти сегодня вечером по улице, повторите слова, которые я сообщу вам. Повторите их несколько раз после того, как ляжете в постель. Проснувшись завтра, повторите их три раза, прежде чем вставать. По дороге на важную встречу произнесите их еще трижды. Делайте это с верой, и вы получите достаточно сил и способностей для того, чтобы справиться с тем, что вас беспокоит. Позже, если пожелаете, мы можем перейти к анализу вашей основной проблемы. К чему бы мы ни пришли в результате этого исследования, формула, которую я сейчас вам дам, может стать важным фактором, способствующим излечению.

Вот аффирмация, которую я дал ему: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Филиппийцам 4:13).

Рис.0 Сила позитивного мышления: межконфессиональное издание XXI века
Танах: «Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою» (2-я Царств 22:29). И: «Бог! – непорочен путь Его, чисто слово Господа, щит Он для всех, надеющихся на Него. Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего? Бог препоясует меня силою, устрояет мне верный путь» (2-я Царств 22:31–33).

Рис.1 Сила позитивного мышления: межконфессиональное издание XXI века
Коран: «А если они отвернутся, то скажи: „Мне достаточно Аллаха! Нет божества, кроме Него. Я уповаю только на Него, ибо Он – Господь великого Трона“» (Ат-Тауба: 129). И: «Он сказал: „О нет! Со мной – мой Господь, и Он укажет мне прямой путь“» (Аш-Шуара: 62).

Ему были незнакомы эти слова, поэтому я написал их на карточке и попросил его трижды прочитать вслух.

– Теперь следуйте этому предписанию, и я уверен, что все будет хорошо.

Он выпрямился, постоял с минуту спокойно, затем сказал с большим чувством:

– Хорошо, доктор. Хорошо.

Я смотрел, как этот мужчина расправил плечи и вышел в ночь. Он казался жалкой фигурой, и все же то, как он держался, когда уходил, показывало, что вера уже начала действовать в его сознании.

Впоследствии он сообщил, что эта простая формула «сотворила с ним чудеса», и добавил: «Кажется невероятным, что несколько слов из Библии могут так много сделать для человека».

Позже этот человек проанализировал причины возникновения чувства собственной неполноценности. Он устранил его с помощью научных консультаций и применения религиозной веры. Его научили иметь веру; дали конкретные инструкции, которым он должен был следовать (они приводятся ниже в этой главе). Постепенно он обрел сильную, устойчивую, разумную уверенность в себе. И с тех пор не перестает удивляться тому, как теперь все течет к нему, а не от него. Его личность приобрела положительный, а не отрицательный характер, так что он больше не отталкивает успех, а, наоборот, притягивает его к себе. Теперь у него появилась подлинная уверенность в своих силах.

Существуют различные причины ощущения собственной неполноценности, и очень многие из них проистекают из детства.

Один руководитель проконсультировался со мной по поводу молодого человека, которого он хотел продвинуть в своей компании. «Но, – объяснил он, – ему нельзя доверять секретную информацию, и, к сожалению, поэтому я не могу назначить его своим помощником по административным вопросам. У него есть все остальные необходимые качества, но он слишком много болтает и, сам того не желая, разглашает важные вопросы личного характера».

Проанализировав ситуацию, я понял, что он «слишком много болтал» из-за чувства собственной неполноценности. Чтобы компенсировать это, молодой человек поддавался искушению выставлять напоказ свои знания.

Он общался с довольно состоятельными людьми, которые ранее учились в колледже и принадлежали к братству. Но этот парень вырос в бедности, не был выпускником колледжа и членом студенческого братства. Таким образом, в том, что касается образования и социального происхождения, он чувствовал себя ниже своих коллег. Для того чтобы наладить отношения с окружающими и повысить самооценку, его подсознание, которое всегда стремится обеспечить компенсационный механизм, снабдило его средством для поднятия эго.

Он был «в курсе всех событий» в отрасли и сопровождал своего начальника на конференции, где встречался с выдающимися людьми и слушал важные частные беседы. Он сообщал ровно столько «внутренней информации», сколько требовалось для того, чтобы заставить своих коллег относиться к нему с восхищением и завистью. Это повышало его самооценку и удовлетворяло стремление к признанию.

Когда работодатель узнал причину этой черты характера, то, будучи добрым и понимающим руководителем, указал молодому человеку на возможности в бизнесе, к которым могли бы привести его способности. Он также объяснил, как его чувство неполноценности стало причиной ненадежности в конфиденциальных вопросах. Это самопознание вкупе с искренней практикой техник веры и молитвы сделало его ценным сотрудником компании. Его скрытые силы были высвобождены.

Возможно, я могу проиллюстрировать на личном примере то, каким образом многие молодые люди приобретают комплекс неполноценности. В детстве я страдал от болезненной худобы. Но при этом был членом легкоатлетической команды, энергичным, здоровым и крепким, как гвоздь. И это беспокоило меня, потому что я не хотел быть худым. Я жаждал быть толстым. Меня называли скелетом, и мне это не нравилось. Я бы предпочел, чтобы меня именовали толстяком. Мне хотелось быть упитанным, тучным, полным. Я делал все для того, чтобы поправиться. Пил рыбий жир, употреблял огромное количество молочных коктейлей, съел тысячи порций шоколадного мороженого со взбитыми сливками и орехами, бесчисленное множество тортов и пирожных… но все это ни в малейшей степени не отражалось на моей фигуре. Я оставался худым и лежал ночами без сна, думая о том, как изменить положение дел, и мучаясь из-за этого. Продолжая попытки набрать вес, в возрасте около тридцати лет я вдруг обнаружил, что добился своего. Я буквально лопался по швам и спустя некоторое время стал стесняться себя, потому что был очень толстым. В конце концов с не меньшими мучениями мне пришлось сбросить восемнадцать килограммов, для того чтобы привести себя в приличный вид.

Должен сказать (в заключение этого личного анализа, который я привожу только потому, что он может помочь другим, показав, как работает эта болезнь), что я был сыном священника. И мне постоянно напоминали об этом факте. Все остальные могли делать что угодно, но если я совершал хоть малейшую мелочь, то тут же слышал: «Ты же сын проповедника!» Так что я не хотел быть сыном проповедника, потому что сыновья проповедников должны быть мальчиками-зайчиками. Мне хотелось, чтобы меня считали крутым парнем. Возможно, именно поэтому сыновья проповедников заслужили репутацию трудных людей, потому что они восстают против необходимости постоянно нести знамя церкви. Я поклялся, что никогда не стану проповедником.

Кроме того, я происходил из семьи, в которой практически каждый член выступал на публике, с трибуны, и это было последнее, чем я хотел заниматься. Меня тоже заставляли выступать на публике с речами, и это пугало меня до смерти, даже наполняло ужасом. Это было много лет назад, но воспоминание об этом время от времени посещает меня, когда я выхожу на трибуну. Мне пришлось использовать все известные средства, чтобы развить уверенность в том, какими силами наделил меня добрый Господь.

Я нашел решение этой проблемы в простых техниках веры, которым учит Библия. Эти принципы являются научными и обоснованными и могут избавить любую личность от боли, вызванной чувством неполноценности. Их использование позволит страдающему найти и высвободить силы, которые были подавлены чувством неполноценности.

Таковы некоторые из источников комплекса неполноценности, которые возводят барьеры на пути нашей самореализации. Это какое-то эмоциональное насилие, совершенное над нами в детстве, или последствия определенных обстоятельств, или что-то такое, что мы сделали сами с собой. Эта болезнь возникает из туманного прошлого, из темных уголков нашей личности.

Возможно, у вас есть старший брат, который был блестящим учеником. Он получал пятерки в школе, а вам ставили только тройки. И вы верили, что никогда не сможете преуспеть в жизни так, как удалось ему. Поэтому и решили, что обречены быть троечником всю свою жизнь.

Очевидно, вы никогда не задумывались над тем, почему некоторые из тех, у кого не было высоких оценок в школе, добились наибольших успехов вне этого учебного заведения. Просто пятерки в колледже не делают тебя величайшим человеком в Соединенных Штатах, потому что, возможно, их поток прекратится, когда у тебя на руках будет диплом, а парень, которому в школе ставили тройки, позже пойдет дальше, чтобы получать настоящие пятерки в жизни.

Величайший секрет устранения комплекса неполноценности, который подпитывается глубокой неуверенностью в себе, кроется в наполнении своего разума верой. Развивайте в себе огромную веру в Бога, и это даст вам скромную, но вполне реалистичную веру в себя.

Обретение динамичной веры достигается большим количеством молитв, чтением и мысленным усвоением Библии и использованием ее методов веры. Далее в одной из глав я рассмотрю конкретные формулы молитвы, но здесь хочу отметить, что тип молитвы, которая порождает качество веры, необходимое для устранения комплекса неполноценности, имеет особую природу.

Поверхностная, формальная и небрежная молитва недостаточно действенна.

Замечательную темнокожую женщину, повариху в доме моих друзей в Техасе, спросили, как ей так легко удалось решить свои проблемы. Она ответила, что с небольшими трудностями можно справиться обычными молитвами, но «когда приходит большая беда, вы должны молиться глубокими молитвами».

Одним из моих самых вдохновляющих друзей был ныне покойный Харлоу Б. Эндрюс из Сиракьюса, штат Нью-Йорк, один из лучших бизнесменов и компетентных духовных экспертов, которых я когда-либо знал. Он сказал, что проблема большинства молитв в том, что они недостаточно глубокие. «Чтобы чего-то добиться с верой, – сказал он, – научитесь молиться сильными молитвами. Бог оценит вас в соответствии с объемом ваших молитв». Несомненно, он был прав, ибо Писание говорит: «По вере вашей да будет вам» (Матфея 9:29). Итак, чем серьезнее возникшая у вас проблема, тем сильнее должна быть ваша молитва.

Рис.0 Сила позитивного мышления: межконфессиональное издание XXI века
Танах: «И если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, я продолжу и дни твои» (3-я Царств 3:14).

Рис.1 Сила позитивного мышления: межконфессиональное издание XXI века
Коран: «Уверовавшие в Аллаха и Его посланников – это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, и им уготованы их награда и их свет» (Аль-Хадид: 19). И: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело. Аллах установил меру для каждой вещи» (Ат-Талак: 2–3).

Книга Сирахова: «Как велика милость Его, так велико и обличение Его. Он судит человека по делам его» (Сирах 16:13)[7].

Певец Роланд Хейс процитировал мне своего деда, человека, чье образование не было равным образованию его внука, но чья врожденная мудрость, очевидно, была здравой. Он сказал: «Проблема с большим количеством молитв в том, что в них нет глубины». Погрузите свои молитвы поглубже в ваши сомнения, страхи, неполноценность. Молитесь глубокомысленно – и обретете мощную и жизненную веру.

Обратитесь к компетентному духовному наставнику и позвольте ему научить вас обретению веры. Способность обладать верой и использовать ее, а также высвобождать силы, которые она дает, – это навык, и, как любые навыки, его необходимо изучать и практиковать для достижения совершенства.

В конце этой главы вы найдете десять советов по преодолению комплекса неполноценности и развитию веры. Усердно соблюдайте эти правила, и они помогут вам укрепить уверенность в себе, рассеяв чувство неполноценности, каким бы глубоко укоренившимся оно ни было.

Однако на данном этапе я хотел бы указать на то, что для поднятия самооценки практика внушения собственному разуму концепций уверенности очень эффективна. Если ваш разум одержим мыслями о незащищенности и несостоятельности, то это, конечно, связано с тем, что такие идеи доминировали в вашем мышлении в течение длительного времени. В сознание должен быть внедрен другой, более позитивный набор идей, и это достигается повторяющимся внушением или идеями уверенности. В напряженной повседневной деятельности требуется дисциплинирование мышления, если вы хотите перевоспитать ум и превратить его в «электростанцию». Даже в разгар вашей повседневной работы возможно «подарить» сознанию уверенные мысли. Позвольте мне рассказать вам об одном человеке, который сделал это с помощью уникального метода.

Однажды морозным зимним утром он заехал за мной в отель в одном городе на Среднем Западе, для того чтобы отвезти меня километров за пятьдесят в другой город для участия в лекции. Мы сели в машину и тронулись с места на довольно высокой скорости по скользкой дороге. Он ехал немного быстрее, чем я считал разумным, так что мне пришлось напомнить ему об имеющемся у нас запасе времени и предложить не торопиться.

«Пусть тебя не беспокоит, как я веду машину, – ответил он. – Раньше я сам был полон неуверенности во всевозможных ситуациях, но преодолел ее. Боялся всего. Испытывал страх перед автомобильной поездкой или полетом на самолете. Если члены моей семьи уезжали, я волновался до тех пор, пока они не возвращались. Постоянное ощущение, что что-то должно произойти, делало мою жизнь невыносимой. Я был пропитан чувством неполноценности, и мне не хватало уверенности в себе. Такое душевное состояние отразилось на моем бизнесе, и дела у меня шли не очень хорошо. Но мне пришел на ум замечательный план, который выбил из моей головы всю эту тревожность, и теперь я живу с чувством уверенности не только в себе, но и в жизни в целом».

Это был замечательный план. Мой спутник указал на два зажима, закрепленных на приборной панели автомобиля чуть ниже лобового стекла, и, сунув руку в бардачок, достал пачку маленьких карточек. Выбрал одну и сунул ее под зажим. Там было написано: «Если будете иметь веру… нет ничего невозможного для вас» (Матфея 17:20).

1 * Здесь и во всех последующих цитатах приводятся отрывки из Синодального перевода. – Прим. перев.
2 Видение преподобным Пилом позитивного мышления опирается на философию святого Августина (354–430 гг. н. э.), христианского богослова, который, как известно, написал: «Понимание – это награда за веру. Поэтому стремитесь понять не то, во что вы можете поверить, но верьте в то, что вы можете понять». Мусульманские философы и ученые продвинули эту идею на несколько шагов дальше. Мутазилиты VIII–X веков считали, что шариат (религиозный закон) одобряет то, что приветствует разум, и отвергает то, что разум считает предосудительным. Философ-ученый IX века Абу Наср Аль-Фараби говорил о шариате как о выполняющем двойную роль – направляющем индивидов к человеческому совершенству и устанавливающем гармонию в сообществах людей. Андалузский философ-эрудит Ибн Рушд (Аверроэс), творивший в XII веке, обозначал связь между философией (мудростью) и религией (шариатом) как «единство истины». Он утверждал, что философия необходима для обогащения веры, а вера – для руководства человечеством; следовательно, поскольку истина является целью того и другого, они не состоят в противоречии, а дополняют друг друга. Раввин Менахем Мендель из Коцка (1787–1859), известный как ребе Коцкер, возможно, обрисовал это лучше и лаконичнее всего, заметив: «Где Бог? Везде, куда Ему позволено входить». И еще он сказал: «Тот, кто не видит Бога везде, не видит Его нигде».
3 * Это то, что пророк Мухаммад, да пребудет с ним мир, выразил в хадисе, переданном шейхами Мухаммадом Бухари и Муслимом ибн аль-Хаджжаджем (Имамом Муслимом): «Я наиболее близок к Иисусу, сыну Марии, среди всего человечества в этой мирской жизни и в следующей. Они сказали: „О посланник Аллаха, как это?“ Вслед за этим он сказал: „Пророки – братья по вере, у которых разные матери. Однако их религия едина, и между нами [Мухаммедом и Иисусом Христом] нет апостола“». Смысл хадиса в том, что законы пророков могут отличаться в зависимости от времени и условий, при которых они были получены, но источником всякой веры является единый истинный Бог.
4 Я вспоминаю из Корана ответ Бога Его посланнику Аврааму, когда его спросили, как Он воскрешает мертвых: «И [помяни], как сказал Авраам: „Господь мой! Покажи мне, как оживляешь Ты умерших!“ Сказал [Аллах]: „Разве не уверовал ты?“ Сказал [Авраам]: „Да, [уверовал]! Но для того, чтобы успокоилось сердце мое“» (Аль-Бакара: 260).
5 Здесь и во всех последующих цитатах из Корана приводятся отрывки в переводе на русский язык Эльмира Кулиева. – Прим. перев.
6 Наши священные тексты недвусмысленно подтверждают общность наших верований. В Коране Бог напоминает нам: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: „Мы не делаем различий между Его посланниками“. Они говорят: „Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие“ (Аль-Бакара: 2:285). В Библии указано: «Господь увидел, что он идёт смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исход 3:4–6).
7 Здесь стоит упомянуть, что Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова не является независимой священной книгой ни одной из авраамических религий, но она почитается в христианстве и иудаизме.
Скачать книгу