Юрген Клопп. Эпоха «Ливерпуля» бесплатное чтение

Скачать книгу

Футбольные легенды. Игроки, тренеры, клубы

King Klopp: Rebuilding the Liverpool Dynasty

Lee Scott

This translation of King Klopp: Rebuilding the Liverpool Dynasty paperback – 1st edition is published by Limited company Publishing house "Eksmo" by arrangement with PITCH PUBLISHING

Перевод с английского Е. С. Котова

Рис.0 Юрген Клопп. Эпоха «Ливерпуля»

© 2020, Lee Scott

© Котов Е. С., перевод на русский язык, 2024

© Чиркин А., иллюстрация, 2024

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2025

Предисловие

Сезон-2019/20 был в своем роде переломным моментом для футбольного клуба «Ливерпуль» и английской Премьер-лиги. Клуб выиграл титул впервые за 29 лет, прервав серию неудач, которая длилась с 1980-х. В какой-то момент фанаты начали думать, что на клубе лежит проклятие, так как из года в год им немного не хватало для успеха в домашнем соревновании. Кульминацией этой тенденции стал сезон-2018/19, когда «Ливерпуль» занял второе место с 97 очками, проиграв всего один матч, – первое место было за «Манчестер Сити». И даже победы в Лиге чемпионов было недостаточно, чтобы удовлетворить фанатов.

Многим тренерам и командам было бы сложно справиться с разочарованием такого масштаба. Но не этому «Ливерпулю». И мы видели, почему именно главный тренер Юрген Клопп называл игроков ментальными монстрами. Сезон-2019/20 войдет в историю как один из самых сложных, несмотря на абсолютное превосходство «Ливерпуля». В первых 29 играх сезона они набрали 82 очка. Это было время, когда футбол по всему миру был поставлен на паузу из-за пандемии коронавируса. «Ливерпулю» требовалось победить всего в двух матчах, чтобы выиграть Премьер-лигу впервые в истории (предыдущие трофеи были завоеваны до основания АПЛ), но существовала вероятность того, что сезон будет отменен вовсе.

Эта книга не о победе в чемпионате, хотя такие книги и могут появиться в ближайшем будущем. Вместо этого мы постараемся понять, как «Ливерпуль» стал одним из самых эффективных и эффектных клубов в истории футбола с тактической точки зрения.

Дело тут вот в чем: несмотря на лидерство в чемпионате в течение сезона, «Ливерпуль» не показывал тотального превосходства. Некоторые матчи они выигрывали с минимальным преимуществом, но главное, что они выигрывали. Сезон-2019/20 стал поворотным и для футбольного клуба, и для города. Были исправлены все ошибки, пришла новая группа игроков, настроенных очень решительно.

Юрген Клопп заслуживает всего, чего он добился. Его легкость в общении с игроками и прессой создает впечатление тренера, который добивается результатов с помощью грамотного управления и способности дать игрокам понять, что они часть чего-то большего. Однако те, кто действительно в это верит, не смогут по достоинству оценить тактическую сложность команд Юргена Клоппа. С момента его прихода в 2015 году футбольный клуб «Ливерпуль» претерпел немало изменений. И сейчас мы видим команду, которая для достижения этого уровня прошла через длительный период развития.

Цель книги – разбить «Ливерпуль» на индивидуальные тактические компоненты, чтобы объяснить каждый из них. Я верю, что у футбольных фанатов есть желание разбираться в тактических концепциях и стратегиях. Футбол дает возможность людям смотреть и наслаждаться этим видом спорта, используя разные линзы. Некоторые хотят приходить на матчи со своими друзьями и быть частью толпы, другие наслаждаются просмотром дома, а третьи – разбирают игру на части, анализируя ее с тактической точки зрения, чтобы понять желания тренера. Ни для кого не будет сюрпризом то, что я отношу себя к третьей группе.

Рис.1 Юрген Клопп. Эпоха «Ливерпуля»

Рисунок 1. Футбольное поле

Моя цель – предоставить информацию в этой книге в доступной форме всем, кто интересуется тактической частью игры. Найдутся люди, которые будут сомневаться, что эта книга для них. Я бы посоветовал им продолжать читать и дать книге шанс. Некоторые тактические заметки можно по ошибке принять за академические исследования, а термины делают текст еще сложнее для понимания обычных фанатов. Не могу выразить словами свое несогласие. Мы в состоянии описать тактические концепции, используя доступный и понятный язык, и это поможет людям по-новому взглянуть на игру.

Несмотря на это, в книге будут и некоторые описания, способные вызвать сложности с тактической точки зрения, и один из терминов, которые я буду использовать без особого зазрения совести, – «полуфланг».

Это буквальный термин, который я считаю ключевым для понимания тактики. Впервые он получил свою популярность в немецком языке, откуда и пришел к нам. Он определяет конкретное пространство на поле. Вы можете посмотреть пример на рис. 1. Футбольное поле разделено на пять вертикальных секций. Два широких пространства по бокам и центральная часть говорят сами за себя. Если мы пронумеруем эти секции от 1 до 5 слева направо, то 2 и 4 – полуфланги. С точки зрения тактики они являются ключевыми, так как если вы владеете мячом в этих зонах, то заставляете обороняющихся игроков покидать свои позиции.

Как вы увидите в этой книге, способность манипулировать обороной соперника и заставлять его защитников выдвигаться вперед – одна из ключевых идей, которую использует «Ливерпуль», что помогло им прервать серию и стать чемпионом в сезоне-2019/20.

Глава 1

Трент Александер-Арнольд

Для футбольных фанатов нет более приятного зрелища, чем молодой игрок, который прошел всю систему клуба и дебютировал в главной команде. А теперь представьте, что этот игрок стал одним из лучших на своей позиции всего за несколько лет. Именно это и произошло с «Ливерпулем» и их 21-летним правым защитником.

Когда Александер-Арнольд дебютировал за главную команду в 2016 году, было мало предпосылок к тому, что молодой защитник достигнет своего сегодняшнего уровня. Он играл как классический крайний защитник, но ему не хватало физической мощи для того, чтобы регулярно попадать в стартовый состав. Во время его первых выступлений за главную команду мы видели лишь отдельные проблески технических навыков, которые позже станут его визитной карточкой как современного защитника, но не более того. И, оглядываясь назад, это не должно удивлять.

В молодежной академии «Ливерпуля» он играл на разных позициях: центральный защитник, атакующий полузащитник и центральный полузащитник, но он редко играл крайнего защитника.

Действительно, слова самого 21-летнего игрока о том, что он предпочитает играть в центре поля, заставляют некоторых людей думать, что по итогу он и будет там играть в клубе и за сборную. Как и у многих талантливых молодых игроков, у него иногда были проблемы с дисциплиной и его было легко ранить. Но сейчас это футболист, о котором Юрген Клопп сказал: «Он настоящий профессионал своего дела и каждый день стремится стать только лучше». Александер-Арнольд – яркий пример того, что нельзя навешивать ярлыки на молодых игроков в процессе взросления – психологического ли, физического, не важно.

Возможно, призывы поставить Александера-Арнольда в центр поля были оправданы. Многие сравнивали молодого защитника с Кевином Де Брюйне из «Манчестер Сити». Следует учитывать то, как это перемещение повлияло бы на тактическую структуру «Ливерпуля» в целом. Мы могли наблюдать, что Кевин Де Брюйне продвигает мяч вперед и начинает атаки в центре поля, и это основная модель игры Гвардиолы в «Манчестер Сити», но в «Ливерпуле» была иная ситуация. В сезоне-2019/20 тренерский штаб Юргена Клоппа использовал тройку полузащитников, применяя схему 4–3–3, в функциональном плане, а не в созидательном.

Чтобы полностью понять это изменение и то, почему это важно, нам следует рассмотреть движение команды в целом. Все, кто читает эту книгу, знают, насколько качественной была атакующая тройка у «Ливерпуля». Сенегальский нападающий Садио Мане слева, бразильский форвард Роберто Фирмино в центре и, возможно, самый важный игрок, египтянин Мохаммед Салах, на правом крае. По крайней мере, такую расстановку мы видели на графике перед началом матчей. Позиции этих игроков гораздо обширнее, Мане и Салах имеют тенденцию смещаться либо в полуфланги, либо в центральную часть. Чтобы это было возможно, центральный нападающий Роберто Фирмино опускался в зону, в которой традиционно играет номер «10», формируя треугольник с двумя другими нападающими.

Эти перемещения нужны были для того, чтобы перегрузить и запутать оборону соперника. Смещается ли защитник во время забегания крайних нападающих? Следует ли один из защитников за Фирмино, когда он отходит глубже? Если хотя бы на один из этих вопросов следует ответ «да», то создается свободное пространство, которое может быть использовано игроками «Ливерпуля», играющими на более глубоких позициях. Конечно, команда соперника может играть более узко в обороне, когда крайние защитники смещаются в пространство рядом с центральными. Чтобы это предотвратить, «Ливерпулю» необходимо было играть шире в атаке, вытягивая крайних защитников. Это создает свободное пространство, которое «Ливерпуль» постоянно использует для продвижения в финальную треть. Обычно эту ширину обеспечивали крайние защитники, которые продвигались вперед, чтобы занять игроков обороны соперника, и создавали свободное пространство для продвижения мяча за линию защиты. На самом деле это и происходило на левом крае, где играл Эндрю Робертсон, но не на правом фланге Александера-Арнольда.

В сезоне-2019/20 у Александера-Арнольда было гораздо больше свободы, с возможностью смещаться на позиции, которые обычно занимает инвертированный защитник[1]. Смещение внутрь изменяло угол игры Александера-Арнольда в фазе владения мячом и позволяло ему существенно влиять на игру. Конечно, это не помогало в поддержании ширины на правом крае. Если Салах и Александер-Арнольд смещались в центр поля, то он оказывался еще больше перегружен. Клопп решил эту проблему инновационным методом: правый центральный полузащитник (обычно Джордан Хендерсон или Алекс Окслейд-Чемберлен) уходил на правый край, когда «Ливерпуль» владел мячом. Это создавало пространство, которое Трент использовал при владении мячом.

Смена позиции одного из самых креативных игроков в команде – задумка Клоппа и его тренерского штаба, целью которой был больший контроль хода игры. Переход немецкого тренера в «Ливерпуль» сопровождался идеями контрпрессинга, высокого темпа игры и агрессивного прессинга. В сезоне-2019/20 мы увидели движение в другую сторону. Прессинг оставался одним из самых важных элементов игры, когда «Ливерпуль» не владел мячом, но он больше не стоял во главе угла. Вместо этого они старались эффективно контролировать игру и темп. Смещения Александера-Арнольда в центр поля для развития комбинаций позволили «Ливерпулю» эффективно контролировать ход игры и движение мяча до тех пор, пока не находилась возможность сделать пас для проникновения в штрафную соперника.

По ходу сезона-2019/20 Трент стал одним из самых эффектных и эффективных плеймейкеров в европейском футболе. Его способность доставлять мяч в любую точку футбольного поля с помощью прострелов или навесов объясняет, почему правый защитник играл такую важную роль в команде Юргена Клоппа.

Перед тем как мы продолжим разбираться в игре Александера-Арнольда и в изменениях его позиции по ходу сезона-2019/20, может быть полезно изучить некоторую информацию о самом игроке и его выступлениях за «Ливерпуль».

График на рис. 2 показывает, кто из игроков продвигает мяч вперед и создает хорошие моменты для своих команд. Для этого я придумал показатель – «успешные действия за 90 минут». Это комбинация показателей, которые «Вайскаут» (Wyscout) – итальянская компания, специализирующаяся на футбольной аналитике – называет «продвижение вперед» и «количество пасов вперед за 90 минут». Цель – определить, кто из игроков эффективнее продвигает мяч вперед на противоположную часть поля и в штрафную соперника. Второй показатель – «ожидаемые голевые передачи» (xA), который вычисляется тем же образом, что и всем известные «ожидаемые голы» (xG), – показывает вероятность того, что шанс, созданный игроком, превратится в гол. Я взял информацию по пяти главным европейским чемпионатам и вычислил игроков, которые сыграли более 1000 минут в сезоне-2019/20. Мы сразу же можем заметить двух явных лидеров.

Рис.2 Юрген Клопп. Эпоха «Ливерпуля»

Рисунок 2. Сравнение игроков из пяти главных европейских лиг по показателям «успешные действия за 90 минут» и «ожидаемые голевые передачи за 90 минут»

У прежде упомянутого Кевина Де Брюйне из «Манчестер Сити» показатель xA – более 0,45 за 90 минут. То есть мы можем ожидать голевую передачу от бельгийца в каждом втором матче. Затем мы видим Александера-Арнольда, который делает почти 18 успешных действий за 90 минут, его показатель xA – 0,35 за матч. Де Брюйне считается одним из лучших, если не лучшим, игроком в Премьер-лиге.

Исходя из этого, мы можем сказать, что Александер-Арнольд выступает на похожем уровне, несмотря на то что он на семь лет моложе.

Мы уже говорили об этом ранее, но рис. 3 дает представление о стандартных действиях крайнего защитника в атаке при схеме 4–3–3. Когда мяч двигается вперед и приходит к номеру «8» на правом полуфланге, мы видим, что крайний нападающий смещается внутрь и ищет пространство для приема мяча.

Рис.3 Юрген Клопп. Эпоха «Ливерпуля»

Рисунок 3

Это движение крайнего нападающего освобождает позицию на фланге, которую занимает крайний защитник для поддержания ширины атаки. Когда Александер-Арнольд только пришел в первую команду, такого рода перемещения можно было наблюдать часто. Следует признать, что даже из этой зоны Александер-Арнольд представляет серьезную угрозу для соперника с его умением подавать, и он до сих пор это иногда делает, когда появляется возможность. Он развил умение доставлять мяч в штрафную соперника с помощью прострелов и навесов. В большинстве случаев это происходит на углу штрафной, когда мяч отскакивает к нему. Он идеально крутит мяч на дальнюю штангу, не замечая защитников, которые пытаются создать офсайд.

Конечно, в большинстве случаев стандартной роли крайнего защитника достаточно. На самом деле раньше Клопп эту позицию таким образом и использовал. Поляк Лукаш Пищек долгое время играл крайнего защитника в дортмундской «Боруссии», он был надежным, но не креативным. Этим занимались три центральных полузащитника, на них была ответственность доставлять мяч вперед и создавать открытые пространства.

В преддверии сезона перед Юргеном Клоппом стояла задача раскрыть креативный потенциал Александера-Арнольда.

На рис. 4 представлена схема продвижения Александера-Арнольда, которое мы очень часто наблюдали в сезоне-2019/20. В самом начале атаки мяч находится в ногах Жоэля Матипа, тройка нападающих начинает смещаться. Садио Мане и Мохаммед Салах двигаются внутрь с флангов, в то время как Роберто Фирмино отходит вглубь.

Рис.4 Юрген Клопп. Эпоха «Ливерпуля»

Рисунок 4

После всех этих перемещений Александер-Арнольд двигается в полуфланг, чтобы получить мяч в свободной зоне. Как только это происходит, он начинает искать возможность доставить мяч в штрафную соперника.

В этой фазе мы можем заметить проблему, о которой говорилось ранее. Когда Александер-Арнольд продвигается в полуфланг и получает мяч, правый фланг остается пустым. Это позволяет левому нападающему соперников оказывать давление на Трента, в то время как центральный полузащитник делает это с другой стороны. Именно поэтому «Ливерпулю» было необходимо найти механизм, с помощью которого они бы держали ширину атаки и, соответственно, отвлекали внимание оппонентов.

Однако позиция Александера-Арнольда позволяет ему более эффективно контролировать игру.

Когда Александер-Арнольд играет крайнего или инвертированного защитника, особой разницы нет: он играет либо на фланге, либо в полуфланге. Но для «Ливерпуля» критически важно менять направление атаки, когда они стараются войти в финальную треть, преодолевая глухую оборону соперника.

Рис.5 Юрген Клопп. Эпоха «Ливерпуля»

Рисунок 5

Мы можем видеть пример на рис. 5. Александер-Арнольд владеет мячом в полуфланге, находясь недалеко от ворот. Центральный полузащитник Джордан Хендерсон сместился на правый фланг, что не позволяет крайнему игроку команды соперника двигаться ближе к мячу. В такой позиции у Трента появляется очень много возможностей для развития атаки. Он легко может сыграть направо, где располагается Хендерсон, который без труда продвинет мяч вперед, на свободное пространство, или более сложный, но потенциально опасный вариант – доставить мяч в штрафную соперника. Молодой англичанин отлично умеет отправлять мяч на свободное пространство между защитниками и вратарем, а это признак высокоодаренного и техничного футболиста.

Вот почему атакующие игроки «Ливерпуля» постоянно стараются освободиться от опеки и выйти на свободное пространство, когда Александер-Арнольд владеет мячом.

Они ищут маленькие участки поля, которые можно использовать, чтобы убежать от защитника, потому что знают, что мяч будет идеально доставлен в эту зону и это позволит им нанести удар по воротам, имея небольшое преимущество. На примере видна и еще одна интересная особенность системы «Ливерпуля» – позиции двух оставшихся центральных полузащитников. Они располагаются на одной линии за мячом: Фабиньо играет роль опорного полузащитника, а Джорджиньо Вейналдум располагается слева, вдали от мяча. Вейналдум не представляет большой опасности при продвижении вперед, однако он занимает великолепную позицию для того, чтобы получить мяч и отправить его в сторону ворот соперника, когда «Ливерпулю» нужно сменить направление атаки.

Рис.6 Юрген Клопп. Эпоха «Ливерпуля»

Рисунок 6

На рис. 6 можно увидеть полный спектр движений «Ливерпуля» по новой структуре. Александер-Арнольд смещается в поисках свободного пространства для получения паса, когда левый центральный защитник Вирджил ван Дейк владеет мячом. В этот момент Джордан Хендерсон смещается со своей центральной позиции на правый фланг, Мохаммед Салах и Садио Мане смещаются внутрь, Роберто Фирмино уходит с позиции центрального нападающего, чтобы занять место в глубине поля. Эндрю Робертсон незамедлительно продвигается вперед, чтобы занять свободное пространство, которое осталось на левом крае после смещения Мане. На этой картинке просматривается сбалансированная структура, которая получается у «Ливерпуля» вследствие разных перемещений. Есть игроки на флангах, которые держат ширину атаки, при этом создается перегруз в центральной зоне перед штрафной соперника.

Александер-Арнольд владеет мячом, и у него есть возможности для атаки, которые были созданы благодаря перемещениям игроков.

Есть вариант сыграть направо на Хендерсона, но есть и более интересные предложения от Мохаммеда Салаха и Роберто Фирмино, что позволит «Ливерпулю» воспользоваться перегрузкой в центральной зоне перед штрафной соперника.

Эта позиция в полуфланге делает Александера-Арнольда ключевым футболистом в игре «Ливерпуля». Он занимает важную точку между линиями атаки и полузащиты соперника, что позволяет ему диктовать темп и направление игры.

Рис.7 Юрген Клопп. Эпоха «Ливерпуля»

Рисунок 7

На рис. 7 можно увидеть, почему эта позиция так важна в структуре «Ливерпуля». Пять игроков выстраиваются вокруг Александера-Арнольда, когда он находится в полуфланге. Он – ключевой элемент структуры: его позиция создает несколько треугольников, что дает возможность быстро двигать мяч и менять направление атаки. Эта структура позволяет доставить мяч Мохаммеду Салаху, как только он смещается с правого фланга в пустое пространство, созданное за счет отхода Роберто Фирмино на позицию номера «10».

Александер-Арнольд размещается на одной линии с двумя другими полузащитниками: Фабиньо и Джорджиньо Вейналдумом, потому что Джордан Хендерсон ушел на правый фланг. Эта структура и размещение игроков «Ливерпуля» вынуждает команду соперника выходить на мяч, чтобы предотвратить перегрузку. В этот момент появляется возможность доставить мяч в пустое пространство для игры «один в один».

1 В русском языке отдельного наименования для этой роли (inverted full-back) пока нет. По сути, это крайний защитник, смещающийся в центр. (Здесь и далее – прим. ред.)
Скачать книгу