Философия. От античности до современности. Ключевые понятия, проблемы и концепции в тезисах, схемах и таблицах бесплатное чтение

Скачать книгу

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

В настоящем пособии кратко и доступно изложены учения ключевых философских персоналий различных исторических эпох и направлений. Освещены главные философские понятия и проблемы, затрагивающие сферы бытия и познания, ценностей и морали, науки и религии, культуры и искусства, общества и государства, истории и языка, свободы и счастья. Пособие адресовано студентам нефилософских специальностей высших образовательных учреждений, преподавателям, а также всем интересующимся вопросами философии.

Илья Сергеевич Качай – философ, клинический психолог, сертифицированный когнитивно-поведенческий терапевт, научный руководитель Института когнитивно-поведенческой психотерапии, старший преподаватель кафедры философии Сибирского федерального университета.

© Качай И., 2024

© ООО «Издательство АСТ», 2024

* * *
Рис.0 Философия. От античности до современности. Ключевые понятия, проблемы и концепции в тезисах, схемах и таблицах

От рецензентов

История философии – важнейший раздел философского знания, являющийся мировоззренческим и методологическим фундаментом для раскрытия многих философских проблем – устройства мира и общества, природы познания и сознания, сущности человека и многих других. Изучение философского наследия способствует формированию системного, комплексного понимания многих философских вопросов, которые тесно связаны с жизнью человека, социума и государства. В пособии Ильи Сергеевича в тезисном формате излагаются основные концепции важнейших философов от античности до философии XX века. Доступная форма изложения учебного материала дополняется различными схемами и таблицами, а также поясняющими комментариями и краткими определениями ключевых понятий, связанных с концепциями тех или иных мыслителей. Пособие будет полезно для студентов нефилософских направлений подготовки, обучающихся в образовательных учреждениях высшей школы.

Никита Николаевич Равочкин,

доктор философских наук, профессор кафедры истории, философии и социальных наук Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева, профессор кафедры педагогических технологий Кузбасской государственной сельскохозяйственной академии

Представленное пособие в конспективном виде раскрывает содержательную сторону философских учений основных представителей мировой философии. Хронологически выстроенная система подачи материала позволяет прослеживать эволюцию философский идей. Издание включает в себя рассмотрение наиболее важных периодов и направлений философии, что способствует формированию целостного представления об истории философии. Пособие отличает доступность изложения учебного материала. Теоретико-методический уровень работы выдержан должным образом. Данное пособие не заменяет традиционных изданий, содержащих более обширное изложение философских учений, но акцентирует внимание на основных аспектах различных концепций мыслителей. Поясняющие понятия и комментарии, встречающиеся в тексте, способствуют более качественному усвоению материала. Пособие состоит из одиннадцати глав, десять из которых посвящены изучению основных историко-философских эпох, включает в себя пять приложений, обобщающих изложенный материал, и содержит обширный библиографический список.

Михаил Александрович Петров,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Сибирского федерального университета

От автора

Дисциплина «Философия» в образовательных программах большинства направлений подготовки образовательных учреждений высшего образования является обязательной для освоения. Тем не менее далеко не всегда эта дисциплина преподносится понятно и интересно, да и сами философские концепции бывают весьма сложными для понимания. Нельзя обойти стороной и тот факт, что многие студенты (особенно те, кто учится на технических направлениях) воспринимают философию как «лишнюю», ведь она «никак не поможет» и «никогда не пригодится» в их профессиональной деятельности. Отчасти это может быть правдой, однако избежать сдачи зачёта или экзамена по философии всё равно не удастся. Так или иначе, какими бы ни были ваши цели, – поскорее сдать философию и забыть её как страшный сон или действительно разобраться с основными философскими концепциями и направлениями, – это пособие послужит вам, как говорят в таких случаях, «хорошим подспорьем».

Целью представленного пособия является знакомство с ключевыми философскими учениями, начиная с древних времён и заканчивая философией XX столетия. Каждая глава содержит краткое изложение основных концепций философов определённого исторического этапа. Не обходятся стороной и ключевые особенности каждой историко-философской эпохи. Следует отметить, что рассмотрение исторического контекста развития мировой философской мысли неизбежно приводит к изучению коренных философских проблем – бытия, познания, смысла жизни, сущности человека, структуры общества, добра и зла и многих других, – каждая из которых находит индивидуальное обоснование в концепциях философов, принадлежащих к различным направлениям и жившим в разные исторические эпохи. Таким образом, изучение истории философии позволяет высветить различные взгляды на важнейшие философские вопросы и проследить динамику их развития.

Первая глава настоящего пособия является вводной и знакомит с историческими типами мировоззрения и спецификой философии как науки. В этой главе рассматриваются общие и основные вопросы философии, её ключевые разделы, функции, исторические типы и место в культуре. Таким образом, первая глава позволяет сформировать представление о важнейших понятиях и фундаментальных проблемах философии, которые в последующих главах раскрываются сквозь призму различных философских концепций, направлений и историко-философских эпох. Говоря иначе, различные философские вопросы рассматриваются под углом зрения древневосточной, античной, средневековой философии, философии Возрождения, Нового времени, Просвещения, немецкой классической философии, философии диалектического материализма, неклассической и современной, а также русской философии.

Главной особенностью данного пособия является конспективный характер изложения, лишённый громоздких конструкций и сложной терминологии. Текст выстроен системно, логично и последовательно и сопровождается отдельно выделенными поясняющими понятиями и комментариями, а также таблицами и схемами, облегчающими восприятие материала. Помимо тезисно и доступно изложенных концепций философов каждая глава содержит перечень контрольных вопросов для самопроверки и словарь кратко сформулированных философских понятий, актуальных для рассматриваемого историко-философской периода. В конце пособия расположены обобщающие Приложения – сводная таблица по истории философии, контрольные вопросы по истории философии, контрольные вопросы по разделам философии, общий словарь философских понятий и темы для самостоятельной работы. Стоит отметить, что контрольные вопросы по разделам философии требуют дополнительного изучения учебной литературы по философии, а перечень тем для самостоятельной работы может использоваться как для написания эссе, так и для групповой аудиторной работы – например, для проведения дискуссий.

Необходимо подчеркнуть, что представленное пособие не претендует на исчерпывающее изложение всех философских вопросов. Цель его – знакомство с основными историко-философскими учениями, в то время как изучение отдельных разделов философии (онтологии и теории познания, философии и методологии науки, антропологии и социальной философии и прочих) требует обращения к другим образовательным источникам. Пособие представляет собой, по сути, историко-философское введение к изучению важнейших вопросов философии, хотя и достаточно системно обобщает учения ключевых персоналий мировой философии. Конспективный характер изложения философских концепций вкупе с поясняющими материалами позволяет сформировать систему представлений об истории философии, на основе которой возможно более детальное изучение конкретных философских проблем. В то же время пособие полезно для закрепления и систематизации знаний, полученных в результате прослушивания лекций по дисциплине «Философия». Данное издание адресовано студентам нефилософских направлений подготовки образовательных учреждений высшего образования. Работа также полезна для преподавателей философии и всех, кто интересуется вопросами философии. Издание может использоваться и для самостоятельного изучения основ истории философии.

Глава I. Исторические типы мировоззрения

Сущность философии

Тема 1.1. Понятие, исторические типы и уровни мировоззрения

Мировоззрение – обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на своё место в мире, образующаяся под влиянием воспитания, образования и жизненного опыта, а также проявляющаяся в поведении человека.

Традиционно выделяются три исторических типа мировоззрения – мифологическое, религиозное и философское (рис. 1).

Рис.1 Философия. От античности до современности. Ключевые понятия, проблемы и концепции в тезисах, схемах и таблицах

Рис. 1. Три исторических типа мировоззрения

Мифологическое мировоззрение – мировоззрение, основанное на художественно-эмоциональном переживании мира или на общественных иллюзиях.

▶ одушевление природы;

▶ всеобщая познаваемость;

▶ отсутствие противоречий.

Мифология – способ осмысления мира путём фантастических образов

Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основанное на вере в Бога и в идеальный справедливый мир, в котором разрешаются все земные противоречия.

▶ сердечная связь с высшим началом;

▶ апелляция к особым переживаниям;

▶ осуждение распущенности и произвола;

▶ утверждение любви к ближнему;

▶ догматичность;

Религия – образ мыслей, чувств и действий, определяемый верой в Абсолют.

Вера – влечение души к предельным основаниям бытия вне сомнений и доказательств.

Догмат – положение, принимаемое на веру вне критики и рационального обоснования

Философское мировоззрение – мировоззрение, формирующее целостное представление о мире и человеке и основанное на обобщении опыта и знаний человечества.

▶ раскрытие смысла жизни;

▶ выработка идеальных моделей развития общества.

Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, направленная на предельные основания вещей и раскрывающая отношения человека и мира.

Вещь – отдельный фрагмент бытия.

Также можно выделить две основные части мировоззрения – мироощущение и мировосприятие (табл. 1).

Таблица 1. Две основные части мировоззрения

Рис.2 Философия. От античности до современности. Ключевые понятия, проблемы и концепции в тезисах, схемах и таблицах

Кроме этого, разграничиваются два основных уровня мировоззрения – обыденное и научное (табл. 2).

Таблица 2. Два основных уровня мировоззрения

Рис.3 Философия. От античности до современности. Ключевые понятия, проблемы и концепции в тезисах, схемах и таблицах

Тема 1.2. Предмет и вопросы философии

Предметом философии является всё сущее во всей полноте своего содержания и смысла.

Субъект – тот, кто познаёт.

Объект – то, что познаётся.

Предмет – часть объекта.

Философия зародилась в VII в. до н. э. на основе мифологического и религиозного мировоззрений одновременно в трёх цивилизациях – Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции.

КОММЕНТАРИЙ. Философия является источником многих современных наук, таких как социология и антропология, психология и педагогика, культурология и искусствоведение, религиоведение и конфликтология и пр. Философия характеризируется не ответами на все вопросы, а постановкой вечных вопросов, которые именуются вечными не потому, что на них нет ответов, а потому, что всякий раз эти вопросы воспроизводятся и разрешаются по-разному.

К общим вопросам философии можно отнести следующие.

▶ Что такое бытие?

▶ Как устроен мир?

▶ Что является первоосновой всех вещей?

▶ Что такое человек?

▶ Каково место человека в мире?

▶ В чём состоит смысл жизни?

▶ Как человек познаёт мир?

▶ Что есть идеальное общество?

▶ Что такое добро и зло? И т. п.

Также традиционно выделяются два основных вопроса философии: «Что первично: материя или сознание? и «Познаваем ли мир?» В зависимости от ответа на эти вопросы различают ряд философских направлений.

1. «Что первично: материя или сознание?» Направления, отвечающие на данный вопрос, различаются по качеству первоначал бытия (материализм, идеализм (объективный и субъективный), дуализм) и по количеству первоначал бытия (монизм, дуализм, плюрализм):

Материализм – признание в качестве первоначала бытия материи.

Идеализм – признание в качестве первоначала бытия духовной сущности.

Объективный идеализм – признание в качестве первоосновы бытия объективного духовного начала.

Субъективный идеализм – признание в качестве первоосновы бытия субъективного духовного начала, то есть сознания человека.

Монизм – признание одного первоначала бытия.

Дуализм – признание двух независимых и противоположных первоначал бытия.

Плюрализм – признание множества первоначал бытия.

2. «Познаваем ли мир?» Направления, раскрывающие этот вопрос, разнятся по ведущему способу познания (сенсуализм, эмпиризм, рационализм, иррационализм), а также по самой возможности познания (релятивизм, агностицизм).

Сенсуализм – признание в качестве основы познания чувств и ощущений.

Эмпиризм – признание в качестве основы познания опыта и эксперимента.

Рационализм – признание в качестве основы познания разума.

Иррационализм – признание в качестве основы познания интуиции и бессознательного.

Релятивизм – признание относительности всякого познания.

Агностицизм – признание абсолютной непознаваемости мира.

Тема 1.3. Основные разделы философии

 – учение о бытии.

Важнейшими понятиями онтологии являются следующие:

Бытие – то, что существует.

Вещь – отдельный фрагмент бытия.

Субстанция – самостоятельное, неизменяющееся и ни от чего не зависящее бытие.

КОММЕНТАРИЙ. В большинстве случаев (за редкими исключениями) в качестве синонимов «бытия» используются такие понятия, как реальность, действительность, мир, природа, сущее, космос, жизнь и др.

 – учение о познании.

Важнейшими понятиями гносеологии являются следующие:

Познание – процесс приобретения и развития знаний.

Знание – отображение действительности в сознании человека.

Информация – совокупность любых сведений.

Сознание – субъективные переживания человеком явлений внешнего и внутреннего мира.

Истина – знание, соответствующее действительности.

Правда – практическое применение истины.

Заблуждение – непреднамеренное искажение действительности.

Ложь – преднамеренное искажение действительности.

Дезинформация – социально-политическая форма существования лжи.

Говоря о гносеологии, нельзя не указать на существование двух форм познания – чувственного и рационального (табл. 3).

Таблица 3. Две формы познания

Рис.4 Философия. От античности до современности. Ключевые понятия, проблемы и концепции в тезисах, схемах и таблицах

В свою очередь, формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление, а формами рационального познания – понятие, суждение и умозаключение.

 – учение о научном познании.

Важнейшими понятиями эпистемологии являются следующие:

Наука – система совместной деятельности людей, направленная на выработку истинных знаний и основанная на фактах и доказательствах.

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов.

Факт – многократно подтверждённый и воспроизводимый фрагмент бытия.

Доказательство – перенос истинности одного знания на другое.

Проблема – столкновение двух или нескольких точек зрения по одному вопросу.

Закон – всеобщая устойчивая необходимая повторяющаяся связь между явлениями.

Детерминизм – причинно-следственная связь.

Говоря об эпистемологии, необходимо обозначить два уровня научного познания – эмпирический и теоретический (табл. 4).

Таблица 4. Два уровня научного познания

Рис.5 Философия. От античности до современности. Ключевые понятия, проблемы и концепции в тезисах, схемах и таблицах

 – учение о методах познания.

Метод – способ познания.

Различаются два вида методов научного познания – эмпирические и теоретические (табл. 5).

Таблица. 5. Два вида методов научного познания

Рис.6 Философия. От античности до современности. Ключевые понятия, проблемы и концепции в тезисах, схемах и таблицах

Помимо вышепредставленных методов научного познания философия использует и собственные методы – метафизический и диалектический (табл. 6; рис. 2).

Таблица 6. Два основных философских метода познания

Рис.7 Философия. От античности до современности. Ключевые понятия, проблемы и концепции в тезисах, схемах и таблицах
Рис.8 Философия. От античности до современности. Ключевые понятия, проблемы и концепции в тезисах, схемах и таблицах

Рис. 2. Метафизический и диалектический методы

 – учение о ценностях.

Ценность – то, что значимо для человека.

Потребность – то, что необходимо человеку.

Наиболее актуальной на настоящий момент времени является биопсихосоциальная модель потребностей. К биологическим потребностям стоит причислить физиологические потребности, а также потребности в безопасности, поддержании жизни (здоровья) и продолжении рода. Психологическими потребностями можно назвать потребности в познании, творчестве, самоактуализации, удовольствии и свободе. Наконец, социальными потребностями можно считать потребности в привязанности, принадлежности, уважении, отношениях, любви и могуществе (власти).

 – учение о практической деятельности.

Деятельность – осознанная активность человека.

Традиционно выделяют шесть компонентов человеческой деятельности: потребность, мотив, цель, средства, действия и результат (рис. 3).

Рис.9 Философия. От античности до современности. Ключевые понятия, проблемы и концепции в тезисах, схемах и таблицах

Рис. 3. Структура деятельности

▶ общение – обмен информацией между людьми;

▶ игра – усвоение социального опыта;

▶ учение – приобретение знаний, умений и навыков;

▶ труд – производство социально значимых продуктов.

 – учение о законах мышления.

Существуют четыре основных закона формальной логики, первые три из которых были выведены Аристотелем, а четвертый впоследствии разработан Г. В. Лейбницем.

1. Закон тождества: любая мысль должна быть тождественной самой себе (нельзя отождествлять различные мысли, а тождественные – принимать за различные).

2. Закон непротиворечия: два противоречащих суждения об одном объекте не могут быть одновременно истинными – по крайней мере одно из них ложно (нельзя одновременно утверждать и отрицать одно и то же об одном и том же объекте).

3. Закон исключённого третьего: из двух противоречащих суждений одно непременно истинно, а другое ложно – третьего не дано (нельзя искать третий вариант между двумя противоречащими суждениями).

4. Закон достаточного основания: любая истинная мысль должна быть доказанной (то есть иметь достаточные основания в пользу её истинности в виде фактов или законов науки).

 – учение об эстетическом, то есть о прекрасном и безобразном, комическом и трагическом, возвышенном и низменном.

 – учение о морали, или нравственности.

Мораль (нравственность) – способ отношений между людьми, основанный на идеалах добра.

Этикет – установленные обществом правила поведения.

 – учение о сущности человека.

Важнейшими понятиями философской антропологии являются следующие:

Индивид – человек как отдельный представитель человеческого рода.

Индивидуальность – человек как носитель особенных качеств.

Личность – человек как носитель социальных качеств.

Социализация – формирование личности посредством усвоения культурного опыта.

 – учение о сущности общественной жизни.

Общество – группа людей, объединённая общими интересами.

 – учение о сущности культуры.

Культура – совокупность результатов деятельности людей.

 – учение о сущности искусства.

Важнейшими понятиями философии искусства являются следующие:

Искусство – творческая деятельность, направленная на эстетическое освоение мира.

Творчество – процесс создания ранее не существовавшего бытия.

Способности – особенности человека, проявляющиеся в быстром усвоении знаний и умений.

Одарённость – единство способностей как условие успешной деятельности.

Талант – высокий уровень одарённости, проявляющийся в творческой деятельности.

Гениальность – высшая степень таланта, проявляющаяся в создании исторически значимых экстраординарных новшеств.

 – учение о философских проблемах конкретных наук.

Наука – система совместной деятельности людей, направленная на выработку истинных знаний и основанная на фактах и доказательствах.

 – учение о сущности религии.

Религия – образ мыслей, чувств и действий, определяемый верой в Абсолют.

 – учение о закономерностях исторического развития.

 – учение о возникновении и развитии языка.

 – учение о сущности правовых норм.

 – учение о сущности государства.

Политика – деятельность, направленная на захват и удержание власти.

Тема 1.4. Сущность философии. Место философии в культуре

Чтобы понять сущность философии, необходимо сравнить её с другими формами культуры, такими как наука (табл. 7), религия (табл. 8) и искусство (табл. 9).

Сущность – внутреннее содержание объекта, скрытое от взора человека.

Таблица 7. Философия и наука: сходства и различия

Рис.10 Философия. От античности до современности. Ключевые понятия, проблемы и концепции в тезисах, схемах и таблицах

Таблица 8. Философия и религия: сходства и различия

Рис.11 Философия. От античности до современности. Ключевые понятия, проблемы и концепции в тезисах, схемах и таблицах

Таблица 9. Философия и искусство: сходства и различия

Рис.12 Философия. От античности до современности. Ключевые понятия, проблемы и концепции в тезисах, схемах и таблицах

Тема 1.5. Функции философии

▶ мировоззренческая – выработка мировоззрения;

▶ методологическая – выработка способов познания и действий;

▶ социальная – осмысление общественных проблем и путей их решения;

▶ культурная – обобщение особенностей различных культур;

▶ интеграционная – систематизация знаний человечества;

▶ прогностическая – логическое выстраивание вариантов развития человечества;

▶ критическая – опровержение стереотипов и предрассудков;

▶ идеологическая – отражение разнообразия общественных позиций.

Идеология – совокупность господствующих идей.

Тема 1.6. Исторические типы философии

Основные историко-философские периоды развития философии с указанием их хронологических и географических рамок представлены в нижеследующей таблице (табл. 10).

Таблица 10. Исторические типы философии

Рис.13 Философия. От античности до современности. Ключевые понятия, проблемы и концепции в тезисах, схемах и таблицах

Контрольные вопросы к Главе I

1. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Понятия «мифология», «религия», «философия».

2. Основные части и уровни мировоззрения.

3. Предмет философии. Общие и основные вопросы философии.

4. Основные разделы философии: онтология и гносеология. Ключевые понятия онтологии и гносеологии. Формы чувственного и рационального познания.

5. Основные разделы философии: эпистемология и методология. Ключевые понятия эпистемологии и методологии. Эмпирические и теоретические методы познания. Философские методы познания.

6. Основные разделы философии: аксиология и праксиология. Ключевые понятия аксиологии и праксиологии. Компоненты и виды деятельности.

7. Основные разделы философии: логика, эстетика и этика. Ключевые понятия логики, эстетики и этики. Законы формальной логики.

8. Основные разделы философии: философская антропология и социальная философия. Ключевые понятия философской антропологии и социальной философии.

9. Основные разделы философии: философия культуры и философия искусства. Ключевые понятия философии культуры и философии искусства.

10. Основные разделы философии: философия науки, философия религии, философия истории, философия языка, философия права, политическая философия.

11. Сущность философии. Сходства и различия философии и науки.

12. Сущность философии. Сходства и различия философии и религии.

13. Сущность философии. Сходства и различия философии и искусства.

14. Основные функции философии.

15. Исторические типы философии.

Словарь философских понятий к Главе I

1. Агностицизм – признание абсолютной непознаваемости мира.

2. Бытие – то, что существует.

3. Вера – влечение души к предельным основаниям бытия вне сомнений и доказательств.

4. Вещь – отдельный фрагмент бытия.

5. Гениальность – высшая степень таланта, проявляющаяся в создании исторически значимых экстраординарных новшеств.

6. Дезинформация – социально-политическая форма существования лжи.

7. Детерминизм – причинно-следственная связь.

8. Деятельность – осознанная активность человека.

9. Догмат – положение, принимаемое на веру вне критики и рационального обоснования.

10. Доказательство – перенос истинности одного знания на другое.

11. Дуализм – признание двух независимых и противоположных первоначал бытия.

12. Заблуждение – непреднамеренное искажение действительности.

13. Закон – всеобщая устойчивая необходимая повторяющаяся связь между явлениями.

14. Знание – отображение действительности в сознании человека.

15. Идеализм – признание в качестве первоначала бытия духовной сущности.

16. Идеология – совокупность господствующих идей.

17. Индивид – человек как отдельный представитель человеческого рода.

18. Индивидуальность – человек как носитель особенных качеств.

19. Информация – совокупность любых сведений.

20. Иррационализм – признание в качестве основы познания интуиции и бессознательного.

21. Искусство – творческая деятельность, направленная на эстетическое освоение мира.

22. Истина – знание, соответствующее действительности.

23. Культура – совокупность результатов деятельности людей.

24. Личность – человек как носитель социальных качеств.

25. Ложь – преднамеренное искажение действительности.

26. Материализм – признание в качестве первоначала бытия материи.

27. Метод – способ познания.

28. Мировоззрение – обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на своё место в мире, образующаяся под влиянием воспитания, образования и жизненного опыта, а также проявляющаяся в поведении человека.

29. Мифология – способ осмысления мира путём фантастических образов.

30. Монизм – признание одного первоначала бытия.

31. Мораль (нравственность) – способ отношений между людьми, основанный на идеалах добра.

32. Наука – система совместной деятельности людей, направленная на выработку истинных знаний и основанная на фактах и доказательствах.

33. Общество – группа людей, объединённая общими интересами.

34. Объект – то, что познаётся.

35. Объективный идеализм – признание в качестве первоосновы бытия объективного духовного начала.

36. Одарённость – единство способностей как условие успешной деятельности.

37. Плюрализм – признание множества первоначал бытия.

38. Познание – процесс приобретения и развития знаний.

39. Политика – деятельность, направленная на захват и удержание власти.

40. Потребность – то, что необходимо человеку.

41. Правда – практическое применение истины.

42. Предмет – часть объекта.

43. Проблема – столкновение двух или нескольких точек зрения по одному вопросу.

44. Рационализм – признание в качестве основы познания разума.

45. Религия – образ мыслей, чувств и действий, определяемый верой в Абсолют.

46. Релятивизм – признание относительности всякого познания.

47. Сенсуализм – признание в качестве основы познания чувств и ощущений.

48. Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов.

49. Сознание – субъективные переживания человеком явлений внешнего и внутреннего мира.

50. Социализация – формирование личности посредством усвоения культурного опыта.

51. Способности – особенности человека, проявляющиеся в быстром усвоении знаний и умений.

52. Субстанция – самостоятельное, неизменяющееся и ни от чего не зависящее бытие.

53. Субъект – тот, кто познаёт.

54. Субъективный идеализм – признание в качестве первоосновы бытия субъективного духовного начала, то есть сознания человека.

55. Сущность – внутреннее содержание объекта, скрытое от взора человека.

56. Талант – высокий уровень одарённости, проявляющийся в творческой деятельности.

57. Творчество – процесс создания ранее не существовавшего бытия.

58. Факт – многократно подтверждённый и воспроизводимый фрагмент бытия.

59. Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, направленная на предельные основания вещей и раскрывающая отношения человека и мира.

60. Ценность – то, что значимо для человека.

61. Эмпиризм – признание в качестве основы познания опыта и эксперимента.

62. Этикет – установленные обществом правила поведения.

Глава II. Древневосточная философия

VII в. до н. э. – VII в. н. э. Древняя Индия, Древний Китай

Тема 2.1. Западная и восточная культура

Перед изучением основных идей древневосточной философии целесообразно сравнить западную и восточную культуру в целом (табл. 11).

Таблица 11. Сравнительная характеристика западной и восточной культуры

Рис.14 Философия. От античности до современности. Ключевые понятия, проблемы и концепции в тезисах, схемах и таблицах

Тема 2.2. Особенности древневосточной философии

1. Решение проблем человеческого бытия возможно только в гармонии с собой и миром.

2. Достижение истины возможно не только при помощи разума, но и посредством чувств, интуиции, эмоций и образов.

3. Понимание разума не только как индивидуальной способности, но и как космической силы.

4. Понимание смысла жизни человека в самосовершенствовании и в совершенствовании мира через самосовершенствование.

5. Тесная связь философии с религией и этикой.

Тема 2.3. Источники, понятия и школы древнеиндийской философии

Главным культурно-историческим памятником древнеиндийской философии являются Веды – собрание древнеиндийских текстов, возникших до XV в. до н. э. Древнеиндийская философия суть различные толкования ведических текстов. Сами Веды состоят из четырёх основных частей, к которым относятся Самхита (древнейшие Веды, состоящие из текстов гимнов (Ригведа), напевов (Самаведа), жертвоприношений (Яджурведа) и заклинаний (Атхарваведа)), а также Брахманы (ритуальные комментарии к Самхитам), Араньяки (правила поведения лесных отшельников и Упанишады (философская часть Вед).

Космос – мировой порядок, противопоставляющийся хаосу.

Брахман – объективное первоначало космоса как высшая духовная реальность.

Атман – субъективное первоначало космоса как душа, то есть сознание человека.

Карма – влияние совершённых деяний на будущую жизнь.

Сансара – цепь перевоплощений сообразно с кармой.

Мокша – освобождение от сансары.

Майя – иллюзия реальности, воспринимаемая как истинная реальность.

Согласно древневосточной философии Брахман и Атман непостижимы и тождественны: «Всё есть Брахман, и Брахман есть Атман». При этом выделяются четыре основных состояния Атмана: бодрствование (низший вид познания, направленного на внешние повседневные дела), сон со сновидениями (более высокий вид познания, направленного внутрь человека), сон без сновидений (познание, не различающееся на внутреннее и внешнее) и турия (освобождение от материи и слияние с истиной).

В древнеиндийской философии различаются два типа школ: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (отвергающие авторитет Вед). К ортодоксальным школам, совокупность религиозно-философских идей которых составляет ядро индуизма, относятся санкхья, вайшешика, миманса, йога, ньяя и веданта. Тремя важнейшими неортодоксальными школами являются чарвака-локаята, джайнизм и буддизм.

Тема 2.4. Чарвака-локаята

Чарвака-локаята

Основатель: Брихаспати

(VI в. до. н. э.)

Основные положения

Мир состоит из комбинаций четырёх материальных первоэлементов и воспринимается органами чувств. Бога нельзя воспринять чувствами, поэтому его не существует. Сознание – лишь продукт материи. После смерти человек распадается на изначальные первоэлементы, поэтому нет смысла соблюдать предписания Вед ради посмертного воздаяния. Моральные нормы – выдумки авторов Вед, обогащающихся на людской доверчивости. Цель жизни – получение максимальных наслаждений и избегание случайных страданий. Нравственные поступки – те, что ведут к удовольствиям, а аморальные – те, что ведут к страданиям.

Гедонизм – стремление к наслаждениям как к высшему смыслу жизни.

Эвдемонизм – стремление к счастью как к высшему смыслу жизни.

Тема 2.5. Джайнизм

Джайнизм

Основатель: Вардхамана (Махавира, Джина)

(VI в. до н. э.)

Основные положения

Космос вечен, поэтому Бога не существует. Человек сочетает духовное и материальное начала, которые объединяются кармой как тонкой материей. Избавиться от влияния кармы и сансары, то есть освободить душу от материи и достичь счастья можно путём аскезы, а также за счёт следования «тройной жемчужине» джайнизма.

Аскетизм – добровольное самоограничение с целью духовного самосовершенствования.

▶ несовершенные – души, связанные с материей и испытывающие страдания;

▶ совершенные – души, свободные от материи и испытывающие блаженство.

▶ опосредованное – познание при помощи чувств и разума, доступное несовершенным душам;

▶ непосредственное – познание без помощи чувств и разума, доступное совершенным душам.

▶ истинная вера;

▶ истинные знания;

▶ правильное поведение.

✓ ненасилие – не причинять вреда всему живому;

✓ правдивость – говорить только ту правду, которая не причинит вреда;

✓ неворовство – не обучать воровству, не хранить ворованное, не подделывать вещи;

✓ целомудрие – отказываться от сексуальных влечений и непристойного поведения;

✓ нестяжательство – отказываться от привязанностей к материальным вещам.

Ахимса – непричинение вреда всему живому.

Тиртханкара – человек, достигший освобождения путём аскезы и ставший образцом морали.

Тема 2.6. Буддизм

Буддизм

Основатель: Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (Будда)

(VI в. до н. э.)

Основные положения

1. Будда увидел больного и узнал о болезнях и связанных с ними страданиях.

2. Будда увидел старика и узнал о старости и связанных с ней страданиях.

3. Будда увидел похороны и узнал о смерти и связанных с ней страданиях.

4. Будда увидел аскета-отшельника и узнал о людях, путём аскетизма избавляющихся от власти кармы.

Колесо сансары заставляет человека постоянно рождаться в мире страданий. Однако материальный мир – иллюзия, покрывало Майя, и любые рассуждения о нём лишь сковывают человека страданиями. Освободиться от власти кармы и сансары можно путём ухода в нирвану как истинную реальность.

Нирвана – состояние абсолютной невозмутимости, вызванное освобождением от страданий.

Для достижения нирваны необходимо постичь четыре благородные истины Будды.

▶ жизнь есть страдание;

▶ причина страданий – желания;

▶ чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний;

▶ чтобы избавиться от желаний, нужно следовать восьмеричному пути спасения Будды.

1. Правильные взгляды – познание четырёх благородных истин.

2. Правильная решимость – отказ от привязанностей к миру, дурных намерений и вражды.

3. Правильная речь – отказ от лжи, клеветы, жестоких слов и фривольных разговоров.

4. Правильное поведение – отказ от уничтожения живого, воровства и полового влечения.

5. Правильный образ жизни – приобретение средств к жизни честным путём.

6. Правильное усилие – замена вредных идей полезными.

7. Правильное внимание – понимание иллюзорности и преходящности вещей, избавляющее от привязанности к вещам и от печали из-за их утраты.

8. Правильное сосредоточение – медитация.

Медитация – техника сосредоточенного созерцания.

Бодхисаттва – существо, готовое уйти в нирвану, но из-за сострадания задерживающееся в сансаре, чтобы вести других живых существ к спасению.

КОММЕНТАРИЙ. Важно отметить, что буддизм – не столько религия, сколько философия, поскольку в религии всегда есть Бог, а Будда выступает образцом нравственной жизни. Будда отрёкся от крайностей аскетизма (характерного для джайнизма) и гедонизма (свойственного чарваке-локаяте) и сформулировал так называемый срединный путь (восьмеричный путь спасения), ведущий к нирване (рис. 4).

Рис.15 Философия. От античности до современности. Ключевые понятия, проблемы и концепции в тезисах, схемах и таблицах

Рис. 4. Этические установки неортодоксальных школ

Тема 2.7. Источники, понятия и школы древнекитайской философии

Главным культурно-историческим памятником древнекитайской философии является Книга Перемен – собрание древнекитайских текстов, возникших около VII в. до н. э. Древнекитайская философия суть различные толкования Книги Перемен.

Ян – мужское активное светлое небесное начало.

Инь – женское пассивное тёмное земное начало.

Если изначально в древнекитайской философии существовало около ста школ, то позднее выделились шесть основных школ – школа Инь-Ян, школа имён, легизм, моизм, конфуцианство и даосизм, последние две из которых являются наиболее важными.

Тема 2.8. Конфуцианство

Конфуцианство

Основатель: Кун Фу-цзы (Конфуций)

(VI в. до. н. э.)

«Лунь Юй» («Беседы и суждения»)

Основные положения

Мир постоянно изменяется благодаря единству и борьбе двух противоположных начал – Ян и Инь, которые присутствуют в каждой вещи (рис. 5). Небо есть высшая сила, управляющая земной жизнью. Человек есть связующее звено между небом и землёй. Мировая гармония зависит от морального поведения человека, поэтому человек должен нравственно самосовершенствоваться и соблюдать традиции и ритуалы. Государство основано не на законах, а на добродетели.

Рис.16 Философия. От античности до современности. Ключевые понятия, проблемы и концепции в тезисах, схемах и таблицах

Рис. 5. Диаграмма Ян-Инь

1. Люди привычки – люди, живущие повседневной животной жизнью.

2. Люди грамотные – люди, живущие в соответствии с традициями.

3. Люди здравого смысла – добродетельные философы, умеющие говорить и молчать.

4. Люди прямодушные – истинно добродетельные люди.

5. Люди совершенномудрые – люди совершенной морали, способные управлять государством.

Благородный муж – образец мудрости и морали в конфуцианстве.

✓ гуманность – построение отношений между людьми на основе любви и искренности;

✓ этикет – воплощение гуманности в ритуалах;

✓ сыновняя почтительность – уважение к страшим;

✓ справедливость – исполнение долга, даже если он противоречит личным интересам;

✓ знание воли Неба – действие сообразно с велениями судьбы.

«Путь золотой середины»: нахождение компромисса между крайностями и соблюдение меры.

«Золотое правило конфуцианства»: не делай другим того, чего не пожелаешь себе.

«Исправление имён»: соответствие понятий вещей их сущности для сохранения миропорядка: господин должен быть господином, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном.

Тема 2.9. Даосизм

Даосизм.

Основатель: Лао Цзы

(VI в. до. н. э.)

«Дао-Дэ-цзин» («Книга о Дао и Дэ»)

Основные положения

Дао бесконечно и никем не создано, безымянно и бесформенно, никому не ведомо и недоступно для чувств. Дао поддерживает единство мира за счёт постоянных переходов в противоположности по принципу «то Инь – то Ян». Дао постоянно и изменчиво, деятельно и бездейственно, бесконечно и мельчайше, всё и ничто. Познать Дао можно только путём слияния с ним, то есть путём обретения трёх его свойств – свободы от желаний, недеянию и ненасильственности.

Дао – объективное первоначало и всеобщий закон космоса.

Дэ – субъективное проявление Дао как моральной силы человека.

У-вэй – недеятельное следование Дао.

Совершенномудрый человек – образец мудрости и морали в даосизме.

▶ человек – следует законам Земли;

▶ земля – следует законам Неба;

▶ небо – следует законам Дао.

▶ Дао – следует самому себе.

Рис.17 Философия. От античности до современности. Ключевые понятия, проблемы и концепции в тезисах, схемах и таблицах

Рис. 6. Четыре уровня бытия

Контрольные вопросы к Главе II

1. Сравнительная характеристика западной и восточной культуры.

2. Особенности древневосточной философии.

3. Веды как источник древнеиндийской философии. Основные понятия древнеиндийской философии. Состояния Атмана. Основные школы древнеиндийской философии.

4. Неортодоксальные школы древнеиндийской философии: чарвака-локаята. Учение о бытии. Понятия «гедонизм», «эвдемонизм».

5. Неортодоксальные школы древнеиндийской философии: джайнизм. Понятие «аскетизм». Учение о бытии и познании. «Тройная жемчужина» джайнизма. Пять обетов правильного поведения.

6. Неортодоксальные школы древнеиндийской философии: буддизм. Учение о бытии. Понятие «нирвана». Четыре благородные истины Будды. Восьмеричный путь спасения. Учение о срединном пути.

7. Сравнительная характеристика этических установок древнеиндийских неортодоксальных школ.

8. Книга Перемен как источник древнекитайской философии. Основные понятия древнекитайской философии. Основные школы древнекитайской философии.

9. Школы древнекитайской философии: конфуцианство. Пять типов людей. Пять качеств благородного мужа.

10. Школы древнекитайской философии: конфуцианство. «Путь золотой середины». «Золотое правило конфуцианства». «Исправление имён».

11. Школы китайской философии: даосизм. Учение о бытии. Понятия «Дао», «Дэ», «У-вэй». Уровни бытия.

12. Сравнительная характеристика «совершенного» человека в философских системах джайнизма, буддизма, конфуцианства и даосизма.

Скачать книгу