Предисловие
Когда я, находясь под влиянием экстаза, за 12 дней написал первые главы этой книги, мне представлялись соотношения между гениальностью и помешательством. Я не ожидал, что созданная теория окажется настолько серьёзной и значимой в разных областях.
Документальные работы Адриани, Паоли, Фриджерио, Максима Дюкана, Рива и Верга о развитии артистических дарований у помешанных, а также громкие процессы последнего времени убедили меня в важности новой теории. Они доказали, что мания писательства – это особая форма душевной болезни, а одержимые ею субъекты могут быть опасными для общества.
Я считаю полезным вновь рассмотреть эту тему на основании новейших данных. Не скрою, я считаю это смелым шагом, учитывая ожесточённые нападки некоторых риторов науки и политики, которые с лёгкостью газетных борзописцев и в интересах той или иной партии стараются осмеять людей, доказывающих невменяемость некоторых преступников и психическое расстройство многих лиц.
На насмешки противников мы ответим лишь тем, что будем собирать новые факты и доказательства в пользу нашей теории. Что может быть убедительнее фактов? Только невежды могут их отрицать.
1. Введение в исторический обзор
В человеческом обществе существует множество мифов и иллюзий, которые служат своего рода защитной оболочкой, позволяющей людям продолжать жить, не сталкиваясь с суровой реальностью. Эта борьба между истиной и заблуждениями на протяжении веков интересовала философов и психологов. Наша обязанность – анализировать и разрушать эти иллюзии, что, безусловно, грустно, так как взамен мы зачастую можем предложить лишь холодную улыбку сострадания.
В контексте анализа человеческой природы автор утверждает, что любовь на самом деле представляет собой лишь взаимное влечение между тычинками и пестиками, а мысли – это простое движение молекул. Даже такая величественная характеристика человеческого существования, как гениальность, многие психиатры рассматривают как одну из форм психического расстройства. Видимая связь между гением и сумасшествием прослеживается еще со страниц античной философии.
Аристотель утверждал, что многие выдающиеся поэты и пророки были слегка ненормальными. Он ссылался на случаи, когда творческие личности проявляли свои таланты именно в состоянии безумия. Платон также был сторонником идеи, что бред не является болезнью, а даром, позволяющим человеку выполнять пророческие функции и создавать великое искусство.
Древние народы относились к безумным с почтением, считая их вдохновленными. Эта идея подтверждается языковой историей: множество слов, относящихся к безумию, также означают пророчество. Феликс Платер заметил, что многие талантливые люди имели признаки помешательства, а важные достижения в искусстве зачастую сопровождались эксцентричными поступками.
Переходя к более поздним эпохам, видим, что такие мыслители, как Паскаль, также подчеркивали связь между гениальностью и безумием. Примеры подлинных математиков и ученых, страдающих психическими расстройствами, находят подтверждение в работах XIX века.
Важные исследования, такие как "Стултициана" Гекарта и исследования о гениальности и безумии, проведенные другими учеными, укрепляют это мнение. Множество выдающихся личностей, таких как Свифт и Лютер, также испытали психические отклонения, что подтверждает гипотезу о том, что творческая сила зачастую пересекается с патологией.
Таким образом, на протяжении веков мыслители изучали взаимосвязь между гениальностью и безумием. Хотя наука продолжает исследовать эту тему, понимание о том, что эксцентричность и талант могут идти рука об руку, остается актуальным. Разрушая иллюзии и уничтожая заблуждения, мы лишь приближаемся к пониманию того, что делает нас людьми, но всегда продолжаем искать тот ломтик вдохновения, который может прийти из самых темных уголков нашего разума.
2. Сходство гениальных людей с помешанными в физиологическом отношении
Парадоксальное, но изучая связь между гениальностью и безумием, мы можем обнаружить ряд физиологических и психологических сходств. На первый взгляд такие параллели могут показаться нелепыми, но научное осмысление этого вопроса открывает множество интересных аспектов.
Многие великие мыслители подвержены движениям, характерным для помешанных, таким как судороги и подергивания. Например, Наполеон описывал, как страдал от дрожания плеча во время гнева, а Петр Великий испытывал подергивания мышц лица. Эти телесные реакции показывают, что гении могут быть уязвимыми под воздействием эмоциональных и психических нагрузок.
Значительное внимание уделяется и изменению химического состава мочи у людей, занимающихся интенсивной интеллектуальной деятельностью. Наблюдения показывают, что активные умственные занятия увеличивают содержание мочевины, что подтверждает связь между умственной работой и физиологическими изменениями в организме.
Подобные физиологические изменения не ограничиваются лишь гениальностью. Они также присущи тем, кто страдает помешательством. Практически идентичные реакции на внешние раздражители, такие как повышенная чувствительность и изменение состояния, связывают этих людей в единое целое. Это приводит к состоянию, когда гении становятся изолированными от общества, как и помешанные.
Среди ярких примеров можно привести Микеланджело и Гете, которые утверждали, что их творчество заменяло им близкие отношения. Такие примеры показывают, что гениальные личности, находясь в поиске вдохновения, иногда испытывают острую необходимость в одиночестве.
Интересно, что некоторые известные личности стали признанными гениями после полученных травм. Например, Вико, Гратри и другие – в результате несчастных случаев значительно повысили свои умственные способности. Это явление открывает двери для обсуждения о том, насколько состояние души может зависеть от физических повреждений.
Гениальные личности часто обладают повышенной чувствительностью к внешним раздражителям, что ведет к неравномерному распределению их эмоционального состояния. Для них мелочей не существует, каждое событие и ощущение могут вызывать сильную реакцию – как в положительном, так и в отрицательном направлении. Мизантропия и творческий кризис также являются частыми спутниками гениальных людей.
Сходство между гениальными и помешанными также проявляется в их способности создавать оригинальные идеи. Гений действует на основе инстинкта, что иногда напоминает поведение сумасшедших, которые также могут выдавать нечто совершенно оригинальное, но несоответствующее общепринятым нормам. Именно эта способность видеть мир по-другому вызывает часто непонимание со стороны общества.
Связь между гениальностью и помешательством не так проста, как может показаться на первый взгляд. Физиологические и психологические аспекты, как и личные истории выдающихся личностей, свидетельствуют о схожести в их восприятии мира и умении генерировать новые идеи. Они показывают, как тонкая грань между гениальностью и безумием может быть размыта, открывая новые горизонты для обсуждения природы человеческого разума.
Таким образом, этот сложный вопрос открывает широкий спектр для дальнейшего исследования, подчеркивая важность понимания гениальности как неотъемлемой части человеческого существования, подверженной как величию, так и страданиям.
3. Влияние атмосферных явлений на гениальных людей и на помешанных
Исследуя влияние атмосферных явлений на психическое состояние человека, можно заметить, что изменения температуры и атмосферного давления оказывают значительное воздействие как на гениальных людей, так и на помешанных. На основе многолетних наблюдений был установлен ряд закономерностей, которые подтверждают эту взаимосвязь.
На основании наблюдений в клинике автор обнаружил, что психическое состояние помешанных людей меняется в зависимости от колебаний барометра и температуры. Например, при повышении температуры до 25-32 градусов наблюдается увеличение числа маниакальных приступов. Аналогичная ситуация происходит в дни резких колебаний барометра. Этим фактом может быть объяснено, что весна и лето, являясь времени повышенной температуры, способствуют развитию умопомешательства.
Гениальные люди также замечали, что атмосферные условия влияют на их творчество и настроение. Монтень, Дидро и Альфьери отмечали, что дождливая и ветреная погода подавляет их вдохновение, в то время как яркие и теплые дни способствуют творческой активности. Наполеон, предпочитавший тепло, даже приказывал обогревать свои рабочие помещения летом.
Многие великие мыслители подчеркивали, как погода воздействует на их умственные способности. Руссо любил солнечные дни, а Гейне предпочитал писать в теплую погоду. Спалланцани и Леопарди тоже связывали свою продуктивность с климатическими условиями. Даже такой величайший поэт, как Мильтон, отмечал, что зимой его муза становится бесплодной.
Среди известных писателей, как например, Шиллер и Геты, отмечается склонность к творческой активности в определенные времена года. Шиллер упоминал о трудностях работы в ненастную погоду и наоборот, о возникновении вдохновения в более благоприятных условиях.
Система эмоционального состояния и продуктивности гениальных умов также демонстрирует свою зависимость от температуры. Анализ показывает, что большее количество изобретений и открытий происходит в теплое время года; весна и осень оказываются самыми продуктивными для творческой деятельности.
Примеры великих открытий, таких как открытия Галилея и Кеплера, также подтверждают, что в теплые месяцы сделано больше значительных открытий и произведений. Например, Галилей открыл кольцо Сатурна в апреле, а знаменитая картина Микеланджело была завершена летом.
Собранные данные показывают, что большинство художественных произведений и научных открытий связано с определенными временными рамками. Например:
Наиболее продуктивный месяц: Май
Наименее продуктивные: Февраль, Октябрь, Декабрь
Общая тенденция указывает на весенние и осенние месяцы как время высокого уровня творческой активности.
Исходя из изложенного материала, становится очевидным, что атмосферные явления оказывают значительное влияние на работоспособность как помешанных, так и гениальных людей. Эта связь не является случайной и подчеркивает важность метеорологических условий в процессе умственной и творческой деятельности. Той же логике поддаются и научные открытия, сделанные в определенные, наиболее подходящие для творчества или исследования сезоны. Тем не менее, необходимы дальнейшие исследования для более глубокого понимания этой сложной взаимосвязи и ее влияния на человечество.
4. Влияние метеорологических явлений на рождение гениальных людей
Неоспоримо, что метеорологические явления оказывают значительное влияние на творческую деятельность гениальных людей. Климат и особенности почвы, несомненно, играют важную роль в формировании гениальности, что подводит нас к мысли о том, как окружающая среда влияет на рождение выдающихся личностей.