Макияж по вашим меркам, или новая мейкап-философия бесплатное чтение

Скачать книгу

Макияж по вашим меркам,

или новая мейкап-философия

Содержание:

Глава 1. От автора

Глава 2. Новая философия макияжа

Глава 3. Принципы гармонии

Глава 4. Идеальные пропорции

Измеряем лицо в анфас

Измеряем лицо в профиль

Глава 5. Законы цвета

Цветотип

Контрастность

Цвет глаз

Глава 6. Коррекция черт лица

Брови

Круглое лицо

Треугольное («сердцевидное») лицо

Квадратное и прямоугольное лицо

Узкое лицо

Глава 7. Контуринг

Удлиненное лицо с высоким лбом

Удлиненное лицо с длинным носом и щеками

Удлиненное лицо с выступающим подбородком

Широкое «круглое» лицо

Широкое «квадратное» лицо

Глава 8. Глаза

Идеальное положение

Стрелка

Тени

Точка интенсивности

Ресницы

Глава 9. Губы

Глава 10. Кожа

«Плоские» проблемы кожи

«Рельефные» проблемы кожи

Глава 11. Инструменты

Кисти

Современная косметичка

Глава 12. Ваш макияж

Место и свет

Порядок макияжа

Три правила аккуратного макияжа

Практическая часть

Акценты в макияже

Заключение.

Источники информации.

Глава 1. От автора

Итак, дорогой читатель, перед тобой – книга о макияже. В нее вложены знания и труд, а самое главное – любовь и забота о тех, кто будет ее читать.

Это книга особенная. Я хочу научить вас делать макияж, руководствуясь не шаблонами и готовыми схемами, а пониманием себя – собственного лица, уникальности его черт, а также максимальной осознанности в том, какого результата вы хотите достичь.

Нет, это вовсе не классический учебник, автор которого сделал миллион профессиональных пошаговых фотографий и написал: «Нанеси полоску сюда. Растушуй тут». Было бы странно в век видеокурсов на любой вкус и кошелек, выпускать подобный фотоальбом с картинками. Тем более что такой пошаговый план, кажется, не очень эффективен.

Даже имея доступ к бесплатным видеоурокам и десяткам учебников в своем смартфоне, девушки выстраиваются в очередь на уроки «Сам себе визажист», на которых предлагается промаршировать весь путь типового макияжа «от базы до помады» вместе с персональным тренером. Тогда почему же многие из нас, смывая макияж перед сном, по-прежнему чувствуют глубокую неудовлетворенность результатом?

Думаю, ответ в том, что плотный многоступенчатый грим, радикально меняющий внешность, не является вашей целью. Ощущать тяжелую маску макияжа на протяжении целого дня не захочется ни одной женщине. А ведь именно этому – сложным, утрированным алгоритмам – учат на многих курсах по визажу.

«Научусь и всегда буду красивой», – мечтают девушки, записываясь на курсы. «Ох, нет! Оставлю этот макияж для праздников. На каждый день буду делать как привыкла. Сгодится и так», – добавляют тут же, испугавшись сложного и длительного процесса. В итоге без тренировки навык макияжа пропадает, и даже на праздники вы красите лицо привычными тенями и той же кисточкой.

Поймите правильно, я не против видеоуроков и курсов. Макияж – это в первую очередь осознанные действия. На каждом этапе нужно понимать, что ты делаешь и для чего. Выбирать из сотен видеоуроков и моря косметики то, что подойдет именно тебе. Быть уверенной в своей внешности и не зависеть от постороннего мнения, даже если речь идет об очень крутом профессиональном визажисте. С интересом экспериментировать и пробовать новое. Понимать свое лицо, его сильные стороны и потребности.

Нас всегда учили доверять специалистам, скажете вы. «Визажист – фея, которая знает все. Царствуя в своей гримерке, она обладает тайными знаниями, которые творят чудеса с самой заурядной внешностью. Ее слово – закон. Ее мнение – бескомпромиссно и авторитетно. Подружись с ней, внимательно следи за волшебством, которое она творит, и раскроешь тайны макияжа мечты…» Минуточку! Вы, кажется, где-то это уже слышали? Ваши попытки научиться в процессе наблюдения за работой визажиста заканчивались провалом: вы тратили уйму денег на макияж к торжественным мероприятиям, но воспроизвести его самостоятельно все равно не удавалось.

Более того, некоторые мастера красили вас так, что родные не узнавали. Неудачного опыта оказывалось достаточно, чтобы сделать вывод: «Нет! Профессиональный аккуратный макияж – привилегия топ-моделей и звезд. Это они делают его почти каждый день, поэтому у них все получается. А я буду тушевать бежевые тени и, обратившись в следующий раз к визажисту, попрошу только стрелки». Неприятные воспоминания о «боевом раскрасе», от которого шарахались окружающие, могут надолго отвадить вас от новых экспериментов, попыток найти свой макияж, а в макияже – себя.

Возможно, вы были более настойчивы и часами смотрели видеоуроки и пытались повторить лайфхаки из соцсетей. Вы, как и я, влюбились в косметику, скупали и переводили ее килограммами в попытках добиться того самого эффектного макияжа с картинки. Купили одну или несколько книг по макияжу и даже получили почетный диплом «сам-себе-визажиста». И все-таки ваши изыскания продолжаются.

Скажу так: у макияжа мечты есть лишь одна тайна – никаких тайн нет. Нужно только знать себя и собственное лицо.

В свое время я прочла, пожалуй, все самые популярные книги о макияже и могу условно разделить их на три большие группы:

Каталоги с пошаговым объяснением техники макияжа;

Глубоко научные работы, написанные скорее для профессионалов и подробно объясняющие тот или иной аспект макияжа, например, теорию цвета;

Учебники с базовыми правилами макияжа для новичков.

Эти книги полны ценной информации, а каталоги работ очень вдохновляют. Тем временем очереди на курсы по визажу продолжают расти. Почему? Ведь, казалось бы, на этих курсах звучат одни и те же вопросы: «Как убрать синяки под глазами?», «Как нанести тон незаметно?», «Как нарисовать стрелку?». Сотни, если не тысячи блогеров все это рассказывали и показывали. Но непонятным остается главное: «Как это сделать МНЕ?»

Ответ – в этой книге.

Первое правило новой философии макияжа

забудь о правилах!

Знаете, сколько так называемых базовых правил макияжа безнадежно устарели?! Наверняка ведь слышали такое: «Начинайте макияж с тона». Полная чушь! Без тона снимаются даже модели в журналах. «Наносите тушь в последнюю очередь», – а немецкие визажисты уже давно делают наоборот. Забудь правило «красную помаду нельзя к ярким глазам»: цветные 90-е возвращаются, и теперь снова можно все!

Так на что ориентироваться? Я твердо убеждена, макияж – это продолжение вас, отражение вашего внутреннего состояния. Есть алгоритм работы, которому мы следуем, но ваш личный стиль может заключаться в нарушении правил.

Люблю повторять своим клиентам: «Все ответы – в зеркале». Как определить, что этот макияж – «твой»:

1. Этот образ должен нравиться лично тебе;

2. Перепробовав разные варианты, этот ты считаешь идеальным.

В этой книге я хочу подарить вам знания, применив которые вы выработаете собственный рецепт красоты на каждый день.

Передо мной стояла амбициозная задача: написать о макияже максимально просто и доступно, но так подробно, чтобы у вас не осталось вопросов. Моя цель – показать мыслительный процесс профессионального визажиста, свободного от шаблонов и готового отойти от правил, способного подчеркнуть вашу индивидуальность. Как если бы вы вдруг оказались в кресле Тома Пешо1 и внезапно стали слышать его мысли: как он принимает решения, почему использует те или иные продукты. Как эти легкие движения творят такую красоту? Вы бы поняли магию его рук. Хочу помочь вам взглянуть на себя по-новому, изучить особенности своего лица, а также дать прикладные рекомендации по макияжу.

Мы не будем делить все лица на общие группы, вроде «круглые» и «овальные», а шагнем дальше. В самом начале книги мы измерим все части лица детально, найдем его особенности. Научимся определять свой колорит и палитру цветов. На примерах я объясню, из чего складывается восприятие лица, с помощью каких методов и инструментов можно скрыть недостатки или, наоборот, усилить впечатление от достоинств. Это научит вас не механически повторять какую-то схему или видеоурок, а делать «макияж по своим меркам», понимая, какого эффекта вы хотите достичь.

Вы сможете подстраивать техники макияжа под свои черты так же, как портной подгоняет пиджак по фигуре. В вашем «гардеробе» будет целый арсенал, и вы всегда сможете выбрать идеальный костюм. Более того, если лицо изменится с возрастом или по иным причинам, вы будете готовы и смените макияж так же легко, как гардероб.

После этого мы разберем непосредственно визуальные эффекты. То, как работает косметика. Что именно меняет восприятие лица и как этого добиться с помощью современных косметических продуктов.

Некоторым, возможно, захочется сразу погрузиться в чудесный мир пудры, помады и кисточек, но рекомендую не пропускать этапы измерений и вычислений. Да, когда-то я тоже была уверена, что хорошо знаю свое лицо. Но честное селфи, десять минут с линейкой и ручкой дали мне больше открытий, чем годы смотрения в зеркало. Не пропускайте первые главы! Уверена, они дадут вам больше, чем может показаться на первый взгляд.

Ответив на вопрос «Как?», мы перейдем к выбору правильных инструментов: кистей и современных косметических продуктов. Я научу вас выбирать и правильно ухаживать за косметикой.

Журналы, блоги и магазины зачастую ставят повышение продаж какого-либо косметического продукта на первое место, забывая о том, что у рекламы, помимо прочего, еще одна очень важная функция – информационная, просветительская. Я ничего не пытаюсь вам навязать, не привожу конкретных марок или названий. В моих интересах, чтобы вы приобрели то, что отвечает вашим потребностям. Поэтому я не поведу вас строем по асфальтированной дорожке «бестселлеров». К тому же, косметический рынок сейчас настолько конкурентный и инновационный, что любой список устареет в ближайшие полгода. Не лучше ли зайти в магазин и, сравнив все, что имеется в наличии, выбрать продукты на свой вкус?

Предостерегу лишь от того, чтобы вы ставили себе приговор: «У меня кривые руки! У всех получается – у меня нет!» Скажу точно: ни у кого не получается сразу. Неудача должна подсказать вам, что либо надо попробовать ещё раз, либо это не «ваш» продукт, не более того.

Изюминка всей книги – «Глава 12. Ваш макияж». В ней я раскрыла секреты того, что помогло мне стать по-настоящему smart-визажистом2. Именно в этой части я провела больше всего экспериментов, наблюдений и анализа. Надеюсь, что советы из этой главы помогут вам раскрепоститься, придадут уверенности в себе и в своем выборе. Разобравшись в том, как работает макияж, вы не растеряетесь, готовясь к неожиданному или важному мероприятию. Мы ведь хотим научиться делать макияж с большой буквы «М», а не механически повторять уроки из книжки?

Вычисления и измерения, советы и руководства – все это важно и нужно, ради этого вы и приобрели эту книгу. И все-таки мне хотелось оставить место для вдохновения и развития, ведь очень важно верить в себя, понимать, что любой навык – это преимущество, даже если у вас есть возможности и средства, чтобы делегировать выполнение определенных задач профессионалам.

Как и одежда, макияж отражает стиль и отношение к себе, а потому подбирать его стоит не менее тщательно. Неуместность макияжа, возможно, меньше бросается в глаза, чем промахи с нарядом, но впечатление портит намного сильнее. Наполнить косметичку куда проще, чем гардеробную, – усредненные тушь и помада обойдутся дешевле платья или пальто. А потому неаккуратный макияж заявляет окружающим об отсутствии не средств, а вкуса и навыков ухода за собой. Макияж демонстрирует твое отношение к самой себе, то, насколько хорошо ты себя знаешь. Ты готова узнать о себе больше?

Глава 2. Новая философия макияжа

Но прежде, чем пуститься в далекое и захватывающее путешествие по миру макияжа, давай познакомимся, чтобы ты, дорогой читатель, не сомневался в своем проводнике на этом пути. Меня зовут Мила Гордеева, я профессиональный визажист, автор популярного видеоблога на YouTube и основатель «Новой Школы макияжа».

Мир косметики манил меня с самого детства. Светловолосой девочкой с почти прозрачными ресницами и бровями, я изучала себя в зеркале и видела только два ярких цвета на пухлом детском личике: синий – это мои глаза, и красный – мои вечно обветренные губы. Светлые брови и ресницы и по сей день не дают красок – такая вот особенность внешности. Я шучу, что смываю лицо вместе с макияжем, как кукла Барби.

Тогда же, еще в детстве, я заметила, что все внимание доставалось моим более ярким сверстницам. В младших классах это были девочки с темными ресницами и бровями, в старших – те, кому родители уже разрешали пользоваться косметикой. Тайком я брала у мамы тушь, красила ресницы и мечтательно рассматривала свое «новое» яркое лицо. Тушь тогда казалась решением всех моих проблем.

Когда мне было девять, я уже зачитывалась старой советской книгой по макияжу. Даже помню категоричные советы оттуда: блондинкам следует использовать коричневую тушь и оранжевые или розовые румяна. В этой книге еще учили идеально обводить губы. Я практиковалась дома, экспериментируя с малиновой и оранжевой помадами самых фантастических оттенков и очень огорчалась, когда мама требовала смыть с лица все это «творчество» прежде, чем выйти на улицу.

Когда мне наконец разрешили пользоваться косметикой, я накупила всего и сразу. Не давая окружающим фору на привыкание к моему новому облику, я начала пользоваться и тоном, и пудрой (надо же как-то скрывать эти прыщи), и тремя оттенками теней, и блеском для губ. Хорошо помню свою палетку Ruby Rose на 12 оттенков – от светлого к темному. По утрам я решала, какой цвет теней выбрать сегодня. Просматривала глянцевые журналы и с энтузиазмом пробовала все новые способы и техники макияжа, которые тогда развивались очень стремительно. Кстати, во многих современных техниках сегодня я узнаю старые-добрые приемчики, повстречавшиеся мне еще в девятом классе. Мой макияж тогда казался мне очень красивым. Ко мне даже обращались за советами подруги. Но фотографии предательски показывают, что то были всего лишь эксперименты, простительные школьнице.

Десять лет спустя я с отличием окончила школу визажистов и шагнула в дивный новый мир гримерок. Казалось, что уж теперь-то я помогу всем девушкам на свете: раскрою их природную красоту, покажу все разнообразие техник, котором обучилась, и стану «рисовать» уникальные лица.

Каково же было мое удивление, когда девять из десяти моих клиентов приносили фото одного и того же простенького макияжа в качестве примера. «Можно мне стрелки?» – просили они, добавляя: «Главное, чтобы не темно было». Сегодня и вовсе бал правит макияж в стиле нюд, а бежево-коричневые палетки и тональные кремы составляют 80% ассортимента магазина косметики.

Это стремление к «безопасным» бежевым теням и стрелкам выдает два недостатка: знаний и уверенности. Многие женщины имеют очень смутное представление о собственном лице и внешности, и отдают предпочтение универсальным приемам вместо того, чтобы найти то идеальное, что подходит именно им.

На дефицит знаний накладывается недостаток смелости и уверенности в себе. «Вдруг я буду выглядеть неуместно?» – главный страх. Женщина, воспитанная в унифицированной советской культуре, предпочитает быть незаметной, а привлечение взглядов окружающих является скорее нежелательным результатом макияжа.

Так нюдовый мейк и превратился в «джинсы XXI века». Порой листаешь ленты соцсетей и думаешь, что макияж в повседневной жизни стал не украшением лица, а частью рутины, обязанностью приличной девушки наравне с кремом для лица и маникюром.

Между тем именно соцсети зачастую только увеличивают пропасть между обычными женщинами и макияжами. Блогеры публикуют в Сети фотографии с необычными, яркими, порой безумными образами, а визажисты показывают, как превращают девушек в арт-объекты, преображая их до неузнаваемости. Работы профессионалов впечатляют и в то же время укрепляют нерешительность женщин-не-из-мира-моды. Но кто как не визажисты и блогеры могли бы лучше всех обучить ежедневному макияжу? Не как искусству, но как навыку.

Пропасть эту я остро ощутила на себе еще в бытность работы визажистом. Когда-то я была «из продвинутых»: изучала все актуальные техники (которые, к слову, появлялись каждые полгода), скупала все бьюти-новинки, стремясь адаптировать их под конкретную задачу. Прилежность в своем деле принесла и славу в профессиональной среде – меня знали как визажиста, который «умеет делать то, что нужно». Открыла студию, стала учить других мастеров более гибкому взгляду на красоту.

Но, работая винтиком в механизме бьюти-системы, я чувствовала себя белкой в колесе. Ведь невозможно всерьез соревноваться с коллегами в том, кто ровнее растушует тени. Девушкам нужно не это. Ты создаешь красивую иллюзию, которая уже вечером превратится в грязное пятно на ватном диске. Твоя клиентка, такая яркая и эффектная еще пять минут назад, взглянет на себя в зеркало и ощутит всю тяжесть комплексов, спрятанных под косметику на один торжественный вечер. Я решила, что не хочу посвящать этому свою жизнь.

В гонке за трендами невозможно одержать победу. Порой они появляются совершенно бездумно, нелогично, вносят хаос, уродуют лица и уходят раньше, чем закончится косметика, которую ты купила для этой техники.

Меня настигло страшное эмоциональное выгорание, разочарование в профессии вылилось в аллергию на косметику. Я буквально не могла смотреть, как кто-то красится, и перестала делать макияж себе. Распродала и раздарила свой кейс, и ушла в блогинг. Тогда я поставила перед собой одну главную задачу – собрать минимальную рабочую косметичку из продуктов, которые идеально мне подходят. Подобно паре хороших туфель, они должны были служить мне верой и правдой, ежедневно облегчая мою жизнь.

Это развернуло мое увлечение макияжем на 180 градусов, и я снова села за парту: погрузилась в теорию макияжа, чтобы определить базовые потребности своего лица, стала смотреть уроки блогеров, анализируя их внешность и пробуя их рецепты.

Так родилась принципиально новая философия, которой я хочу поделиться с каждой девушкой, женщиной, девочкой, чтобы изменить их представление о собственной внешности.

Глава 3. Принципы гармонии

Когда-то мне казалось, что сделать идеальный коммерческий макияж – проще пареной репы, нужно только подобрать красивую девушку. Сначала я двигалась именно этим путем: выбирала красавицу, делала ей максимально необычный макияж в самой современной технике и, к собственному удивлению, не попадала в точку. Женщины, уверенные в том, что на их лицах такого результата не достичь, за услугами не обращались, а мужчины видели только тонну косметики.

Тогда я пришла к мысли, что секрет успеха кроется в дорогих косметических средствах и минимализме, но промахнулась снова: женщины не понимали, «за что такие деньги», а мужчины с трудом видели разницу между «до» и «после». Все свелось к оценке модели, а не макияжа.

Эта неудача подтолкнула меня к тому, чтобы более широко изучить безоговорочно красивые – и с точки зрения женщин, и с точки зрения мужчин – макияжи. Обратив внимание на фотографии, на которых мужчины видят красивых женщин, несмотря на очевидный макияж, на наиболее популярные снимки макияжей из социальных сетей, а также схемы, которые меня просят повторить снова и снова, я пришла к важному выводу:

КРАСОТА

=

ГАРМОНИЯ

Красивое лицо – это гармоничное лицо, это баланс всех черт. Гармонию люди чувствуют интуитивно. Природа – это царство гармонии. Изгибы гор и холмов, барханы в пустыне, зыбь на реке – все работает по своим восхитительным законам. Мы любуемся тигром, не думая о том, что полосы этой дикой кошки – лучший пример зеркальной симметрии. Глядя на первый снег, мы не говорим: «Какая прекрасная диэдральная симметрия у этих снежинок!». И не гуглим слово «пентасимметрия», впервые увидев морскую звезду. Красота окружающего мира совершенна. Понимать законы природы совсем не обязательно, чтобы восторгаться ею, но мы находимся в поиске этой гармонии, в том числе ищем ее в окружающих нас людях.

Лица признанных красавиц гармоничны. Но, к счастью, нет одного-единственного красивого лица – их много, и они разные, как листья деревьев или снежинки.

Сформулировать закон красоты человечество пыталось не одно тысячелетие. Одним из инструментов изучения секретов природы был математический анализ, раскрывший силу пропорций.

Первыми удивительную тайну пропорциональности природы постигли египетские жрецы. Ей дали название – «золотое сечение» – и ревностно охраняли. По принципам идеальных пропорций было построено одно из Чудес света – египетские пирамиды. В их основании лежит квадрат, а боковая грань является равнобедренным треугольником с прямым углом при вершине и углами при основании 45 градусов. В пирамиде сторона основания относится к ее высоте как 1,618 – это и есть главное число золотого сечения: Божественная пропорция, или число «фи».

В 550 году до нашей эры в Египет отправился древнегреческий математик Пифагор. Ему удалось понять принципы построения египетских пирамид и узнать то самое число «фи».

Говоря проще, золотое сечение – это пропорциональное деление отрезка на две неравные части, при котором весь отрезок относится к большей части, как большая часть относится к меньшей.

Золотое сечение лежит в основе творчества итальянского живописца и скульптора Леонардо да Винчи, работы которого известны на весь мир. Да Винчи разгадал, что чем ближе пропорции фигуры и лица человека находятся к числу «фи», тем более красивыми они воспринимаются. Благодаря этому знанию художнику не требовалось разыскивать красавиц по всему свету и просить их стать его натурщицами. Он мог изобразить любую женщину, а, подогнав пропорции ее лица и фигуры под золотое сечение, получал результат, которым восхищаются и по сей день. Шедевр мировой живописи – картина «Мона Лиза» – скорректирован именно по принципу золотого сечения. Где-то в математических расчетах кроется и разгадка таинственной улыбки госпожи Лизы Джокондо.

Скажем спасибо да Винчи, ведь в наши дни золотое сечение в макияже применяется по методу, восходящему к его изобретению – так называемой золотой линейке, соотношение сторон которой равно тому самому числу «фи».

Египетские жрецы, Пифагор и да Винчи, возможно, далеки от темы макияжа, но давайте рассмотрим работу еще одного исследователя, который подошел разгадке секрета физической красоты реального человека максимально близко. Речь идет об американском пластическом хирурге Стивене Р. Марквардте. В начале 1990–х он оперировал людей, лица которых были деформированы от рождения или в результате несчастных случаев. Он стремился сделать своих пациентов более привлекательными, однако результатом не всегда оставался доволен. Это заставило его задуматься над тем, что же такое привлекательность. Опрошенные им эксперты из индустрии красоты давали абстрактные ответы на этот вопрос. Тогда Марквардт решил провести собственное исследование.

Хирург попросил участников эксперимента расположить фотографии 18 женщин на фотографиях по порядку, начиная с самой красивой. Итог оказался удивительным: 97% опрошенных людей разного возраста и из разных стран расположили эти фотографии в одинаковом порядке.

Используя полученные данные, а также опираясь на труды Пифагора, Леонардо да Винчи и немецкого профессора Цейзинга, американский хирург соединил все знания о «золотом сечении» и вывел формулу идеального лица.

Нос в профиль и анфас – это треугольник. На красивом лице стороны треугольника в 1,618 раз длиннее, чем его основание. Во время улыбки (а это самое приятное выражение лица) треугольник преобразовывается в пятиугольник.

В итоге, совместив все треугольники и пятиугольники, Марквардт учел все соотношения с числом 1,618 и в 1992 году создал «маску красоты» – универсальный тест на красоту, который могут пройти и женщины, и мужчины, вне зависимости от расы. Существует четыре типа «масок»: фас, фас с улыбкой, профиль и профиль с улыбкой. Примерить их может любой желающий – они есть в свободном доступе. Предполагается, что чем привлекательнее лицо, тем больше ему подходят эти маски. (Рис. 1)

Когда я услышала о «маске красоты» впервые, мне, разумеется, стало интересно. Я наложила ее на фотографию, и получила очень общее впечатление о пропорциональности своего лица. Маска мистера Марквардта схематична и категорична. Возможно, она полезна пластическим хирургам и косметологам, которые занимаются радикальными изменениям лиц, но не визажистам или обычным женщинам в их повседневном макияже. Она сообщает лишь о несовпадениях с «идеальными» пропорциями, напрочь игнорируя возможные особенности строения лица, например, широкую посадку глаз или асимметрию лица. В макияже пытаться следовать предложенным контурам не только сложно, но и неэффективно. Визажист – не хирург, а косметика – не скальпель. Не получится «подогнать» черты до идеала, как это делал в своих работах да Винчи, – мы живые люди, а не картины или скульптуры.

Люди, конечно же, будут продолжать этот вечный поиск «идеального» лица, и «маска красоты» – не первый и не последний инструмент, пытающийся сделать красоту объективной, а не субъективной. Но что мы можем сделать здесь и сейчас? Чем нам поможет такой древний инструмент красоты, как золотое сечение? Знание – сила. Измерив пропорции своего лица, мы поймем особенности его строения. Это позволит нам корректировать черты при помощи макияжа, приближаясь таким образом к гармоничному образу. Или, напротив, акцентировать свою неидеальность… Зачем? Об этом позже!

Глава 4. Идеальные пропорции

Часто от девушек можно услышать сетования по поводу «слишком маленького» или «слишком большого» [подставь сюда любую часть лица – носа, рта, глаз и так далее], но эти характеристики неопределенны, а порой «недостатки» могут быть вовсе надуманными.

Вариаций измерения лица – великое множество. Часть из них очень узкоспециальные. Например, эталонная форма подбородка. Другие неинформативны в плане коррекции лица макияжем. Алгоритм, который я предлагаю использовать, включает только самые нужные параметры, измерение которых позволит определить тип твоего лица. Благодаря ему мы поймем, в какую сторону нужно двигаться, делая макияж.

Для удобства и точности измерений сделай фотографию: без макияжа, убрав волосы назад при помощи повязки или собрав в низкий хвост. Позировать не нужно, мышцы должны быть расслаблены, взгляд – прямо. Представь, что делаешь снимок для паспорта. Кстати, можешь использовать и ее, если она подходит. Помести указательные пальцы так, чтобы они были направлены к ушным отверстиям. Поверни голову вверх или вниз, чтобы зрачки как бы лежали на воображаемой линии из пальцев. Это секрет для расположения лица в идеальный фас. Камеру держи строго перед лицом – не выше и не ниже, чтобы не искажать пропорции.

Работая с фотографиями клиентов, я обратила внимание, что некоторые камеры искажают внешность. Перепроверь свои выводы на лице, если сомневаешься в выводах с фотографии.

Теперь вооружись линейкой и калькулятором. Проведем кропотливую работу – один раз, а результатам сможешь пользоваться каждое утро. (Рис. 3—13)

Измеряем лицо в анфас

Шаг 1

Соотношение длины лица к ширине. Проводим две линии – вертикальную и горизонтальную. Вертикальная линия проходит через нижнюю точку подбородка до макушки. Если ты предпочитаешь объемные укладки, лучше сделать два замера: с приглаженными волосами и с обычной прической, чтобы иметь представление, насколько прическа корректирует лицо. Горизонтальная линия проходит от уха до уха в средней части.

Раздели высоту на ширину. «Эталонной» будет величина 1,61 – уже знакомое нам золотое сечение. Если число больше указанной величины, значит, твое лицо вытянутое. Если меньше – округлое. Чем ближе полученное число к 1,6, тем менее заметна «округлость» или «вытянутость» окружающим.

Шаг 2

Смотрим, где лежит горизонтальная линия из «Шага 1». Разделение должно проходить по середине. Линия глаз делит голову пополам: от макушки до точки, расположенной на переносице, и от этой же точки до нижней части подбородка.

Почти у всех людей этот параметр совпадает. Если нет, проще всего корректировать эту деталь с помощью прически.

Шаг 3

Измеряем расстояние от внешнего до внутреннего уголка глаза. В идеальном варианте ширина лица по линии глаз равна полученной величине, умноженной на пять, а расстояние между внутренними углами глаз равно одной длине глаза. Расстояние от внешнего угла глаза до виска также равно одной длине глаза. Это самый распространенный способ определить «широко посаженные» и «близко посаженные» глаза, а также понять, «маленькие» они или «большие».

Внешность нидерландской модели Дафны Груневельд настолько не подпадает под общие каноны красоты, что иногда ее называют «инопланетянкой». Что делает ее лицо таким необычным? Применяем наш третий шаг и видим: непропорционально широко посаженные светлые глаза. Вкупе с сияющей кожей они стали изюминкой, которые помогли девушке в ее звездной карьере. Груневельд, ставшая музой культовых брендов, не стесняется появляться на публике с минимумом косметики. (Рис. 14)

Шаг 4

Расстояние от верхней линии роста волос до линии бровей равно расстоянию от линии бровей до линии носа и равно расстоянию от линии носа до линии подбородка.

Эти замеры дают понимание, где есть дисбаланс. Если средняя часть меньше верха и низа, проще всего сделать нос визуально длиннее. Если верхняя часть больше средней и нижней, работаем на сокращение высоты лба. Если выделяется только низ, то корректируем длину подбородка.

Шаг очень информативен для правильного контуринга. Часто девушки путают высокий лоб с широким, и, желая скрыть, подчеркивают проблему.

Шаг 4.1

Высота подбородка от нижней губы до края лица равна длине глаза. Это дополнительный пункт анализа пропорций «по третям».

Иногда девушки с длинной нижней третью ошибочно корректируют длину подбородка, затемняя его снизу. Если самым выдающимся местом оказалась нижняя треть, нужно проверить, где именно возникает диспропорция. С возрастом верхняя губа может опуститься, и корректировать подбородок снизу, значит, усугублять эту особенность. Если длина подбородка от нижней губы в норме, значит, нужно пересмотреть макияж губ, уменьшая расс между верхней губой и носом, чтобы получить более освежающий макияж.

Шаг 5

Ширина кончика носа равна расстоянию между внутренними уголками глаз.

Шаг 6

Ширина рта равна расстоянию между радужками глаз (или, по другим источникам, между зрачками – погрешность не велика).

Часто девушки корректируют высоту губ, и почти никогда не обращают внимание на ширину рта, а это сильно влияет на восприятие лица.

Здесь нельзя не вспомнить американскую актрису Джулию Робертс, в детстве терпевшую насмешки из-за ее широкого рта и крупных зубов. Однако именно эта особенность стала ее «фишкой» в Голливуде. Широкая выразительная улыбка сделала Робертс узнаваемой, превратила ее в любимицу зрителей.

Но даже став крупнейшей звездой мировой киноиндустрии, ей порой приходится слышать нелестные комментарии по поводу своего «большого рта». Не раз высказывался на эту тему британский актер Хью Грант, снявшийся с Робертс в романтической комедии 1999 года «Ноттинг Хилл» (Notting Hill). Так, в интервью Опре Уинфри он сказал, что, когда целовал Джулию, «слышал небольшое эхо» – настолько, по его мнению, велик рот известной актрисы. Позднее он признался, что поднимал эту тему настолько часто, что Робертс, возможно, «уже ненавидит» его.

Обратная сторона медали – Линдси Виксон, лицо которой запоминается благодаря маленькому рту. По-детски милые пухлые губы, ямочка на подбородке и щербинка между зубами сделали ее одной из самых успешных и многообещающих моделей в мире. (Рис. 17)

Шаг 7

Нижняя губа в 1,6–2 раза шире верхней. Именно такое соотношение, а не 1:1, согласно исследованиям Калифорнийского университета в Ирвайне, проведенным в 2017 году, считается более приятным глазу.

Отмечу, что именно этот пункт очень зависит от моды. В современных опросах уже лидирует пропорция 1:1, и, скорее всего, когда пройдет мода на корейские лица, этот показатель снова изменится. Предлагаю тут ориентироваться на собственный вкус. Нет ничего проще, чем поменять ширину губ при помощи помады.

Шаг 8

Соединим линиями точки внешних углов глаз (без учета ресниц) и точку середины края нижней губы. Получится равносторонний треугольник.

Этот показатель поможет определить, насколько нужно визуально отдалить/сблизить глаза. Часто верхние углы треугольника – идеальные точки интенсивности макияжа глаз. Мы поговорим об этом позже.

Шаг 9

Бровь начинается на линии, проходящей вертикально через внутренний угол глаза и крыло носа, а заканчивается в точке пересечения с линией, проведенной от крыла носа через внешний угол глаза. Точка излома определяется согласно форме лица. Ширина брови в самой широкой части должна быть примерно равна ширине верхней губы.

Шаг 10

Уши расположены между линией глаз и линией носа, их размер соответствует расстоянию между этими линиями. В маскировке уровня ушей, если ты обнаружишь такую необходимость, поможет прическа.

Измеряем лицо в профиль

Для этих измерений рекомендую использовать кисть, линейку или карандаш – что-то достаточно длинное и ровное. С их помощью мы будем определять посадку глаз и пропорциональность нижней трети. (Рис. 15, 16)

Шаг 1

Приставляем карандаш вертикально к брови и щеке через центр глаза. Если глаз получается спокойно закрыть, ничего не мешает – он глубоко посажен. Если задеваем веком и все три точки находятся на одной прямой – посадка нормальная. Если глаз закрыть не удается – он выпуклый.

Шаг 2

Приставляем карандаш к кончику носа и подбородку. Губы должны касаться карандаша, но не сминаться. Если заметен пробел или, наоборот, сильное сминание, смотрим, что выступает больше: нос или подбородок. Или не хватает объема губам?

Дефицит подбородка или губ сейчас эффективно исправляют в кабинете косметолога. Из моего личного опыта: лучше начать решение этой проблемы с кабинета ортодонта. Невыраженной линия подбородка и челюсти может стать из-за неправильного прикуса, а это в свою очередь чревато целым букетом сопутствующих проблем: истирание эмали зубов, обвисание щек и образование второго подбородка, неправильная посадка головы, головные боли и прочее.

Важное решение

Итак, ты изучила основные пропорции своего лица. Именно значительное отклонение от них в ту или иную сторону определяется как «большой» или «маленький», «высокий» или «низкий» и так далее.

Теперь, когда ты знаешь особенности своего лица, нужно принять самое важное решение: какие из них корректировать? Да-да. Ты правильно меня поняла, когда смотрела на примеры звезд и даже топ моделей в некоторых шагах. Я не советую маскировать абсолютно все недостатки. Именно диспропорции отражают характер, индивидуальность, делают лицо живым и интересным.

Человеческий мозг не запрограммирован на то, чтобы оценивать части лица по отдельности. Мы воспринимаем образ в целом и лишь внимательно рассматривая и осознанно анализируя то, что видим, способны оценить только глаза, только нос или только рот. Лицо с диспропорциями лучше запоминается, люди активнее на него реагируют.

Когда-то глянец был образцом, женщины стремились выглядеть, как модели с обложки журнала. Сейчас все привыкли, что высокая мода далека от повседневности. Публику стали цеплять лица с особенностями, с отличительными чертами. Поезд под названием «Идеал» развернулся на 180 градусов и на огромной скорости понесся ровно в противоположном направлении, породив тренды «noble face» («благородное лицо») и даже «ugly face» («уродливое лицо»). Новые модельные типажи пропагандируют отход от стандартов. В конце XX века на подиуме ждали только моделей с «универсальными» лицами, подходящими под любой макияж и образ. Сейчас ищут характеры.

Направление «noble face» возникло от китайского понятия gaojilian («благородный»). Новый типаж распространился среди моделей-миллениалов. Его популярность во многом связана с развитием феминизма и борьбой против объективации женского тела. Лица женщин, относящихся к типажу noble face, отличают высокий лоб и выразительный взгляд, гармоничный нос и, главное, отсутствие хирургических вмешательств. Поклонники noble face выступают за натуральную красоту без пластических операций и «уколов красоты».

Это движение родилось и получило особую популярность в азиатских странах, где девушки массово прибегали к пластическим операциям, чтобы соответствовать «европейским» стандартам и добиться в жизни успеха. Эпидемия хирургических вмешательств стала приводить к тому, что азиатки стали терять свою индивидуальность.

Одним из наиболее ярких примеров noble face в Азии является китаянка Фэй Фэй Сун, дебютировавшая в 2010 году на Неделе высокой моды в Лондоне на показе Cristopher Kane, а в 2014 году уже стала первой азиатской моделью на обложке VOGUE USA. Ее опущенные уголки глаз запустили новый тренд в макияже с акцентом на нижнее веко. (Рис. 17)

Даже симметричность не является обязательным условием красивого лица. Визажисты часто стараются исправить несимметричные брови и глаза, но ученые все больше настаивают на необходимости асимметрии.

Так, профессор Медицинской школы Гарвардского университета Маргарет Ливингстон заметила, что мы смотрим на лицо целиком, а не на симметрию отдельных его частей. Согласно ее выводам, даже процесс «сканирования» чужого лица не симметричен: мы разглядываем лица других людей слева направо.

Интересный эксперимент, подтверждающий выводы Ливингстон, провел профессор Дэвид Ян Перретт из Сент-Эндрюсского университета (Великобритания). Он показывал испытуемым лица, созданные на компьютере из левой части мужского лица и правой части женского. «Склейку» заметили не многие. Большинство утверждало, что лицо выглядит мужественно.

Согласно выводам Перретта, мозг сначала обрабатывает информацию о левой половине лица собеседника. По мнению ученого, мозг одновременно может оценить только одну половину лица, поэтому человек часто не обращает внимания на различия между правой и левой сторонами, даже если они бросаются в глаза.

И действительно, жизнь знает не один пример, когда ассиметрия становилась привлекательной особенностью, «изюминкой» внешности, добавляющей харизмы.

Росси де Пальма (настоящее имя – Роза Элена Гарсиа Эчаве) – муза именитых режиссеров и модельеров, звезда европейского кино. Сильная и энергичная женщина, эпатажная актриса.

Она родилась 16 сентября 1964 года в испанском городе Пальма-де-Майорка, в простой рабочей семье. Из-за особенностей внешности детство было тяжелым, ежедневные насмешки и издевательства со стороны сверстников. Ей даже пришлось бросить школу. В подростковом возрасте Роза Элена почти не фотографировалась и не гуляла со сверстниками.

Разновеликие глаза и ассиметричное лицо не погасили в 20-летней Розе Элене жажду жизни. Вместе с подругами она основала панк-группу с самоироничным названием «Peor Imposible» («Хуже не бывает»). Во время одного из выступлений группы необычную певицу заметил режиссер Педро Альмодовар, он и превратил «гадкого утенка» в прекрасного лебедя.

Женщину часто сравнивают с работами художника Пабло Пикассо. Актриса не скромничает: «Недавно я ездила в Нью-Йорк, и мне там все говорили: «О да, это правда, ты ожившая картина Пикассо, ожившее искусство!» Что я могу сказать: я – произведение искусства. Мы все – произведения искусства из плоти и крови.

Кстати, «звездная ассиметрия» – это не только про Росси. Посмотри на Мэрил Стрип: с первого взгляда, ее лицо – эталон симметрии. Присмотрись и увидишь: нос слегка наклонен влево, а рот чуть смещен вправо. Для актрисы эти детали, вкупе с обаянием и сногсшибательной энергетикой, только на пользу. Будь ее лицо идеально симметричным, зрителю было бы сложнее ее запомнить.

Дафна Груневельд (широкий нос), Исса Лиш (короткий подбородок), Лаура О'Грэйди (короткий нос и оттопыренные уши), Магдалена Фраковяк (короткий нос и необычный овал лица). Вы точно видели и запомнили эти лица в рекламе ведущих брендов.

Самое удивительное мое открытие – несимметричность даже полностью «переделанных» лиц. Уверена, это не тайный заговор хирургов и косметологов, а пределы и достаточность их вмешательства. Ну и конечно, мимика, которая придает нашим лицам живость.

Маленькие несовершенства – признак уникальности. Асимметрия – норма. Уже на этом этапе отбрось желание достичь идеальной симметрии в макияже. Глаза, стрелки, брови должны быть сестрами, а не близняшками.

Говоря о «недостатках», мне хочется повторять снова и снова: «Все ответы – в зеркале». Низкие брови и круглое лицо, например, могут оказаться вовсе не недостатком. Взгляни еще раз на Машу Тельную, которую прозвали «эльфом» за огромные голубые глаза. Посмотри внимательно и увидишь, что у нее непропорционально маленький рост и узкие губы. Это подчеркивает ее главную особенность – глаза, делает их еще более выразительными.

Созданные природой особенности можно грамотно сбалансировать, получив изумительный результат. Пробуй разные виды макияжа, выбирай тот, что тебе по душе. Прими и полюби свое лицо, помня, что оно уникально. Макияж не должен становиться универсальной маской, скрывающей твои особенности. Зная правила пропорций, ты поможешь себе раскрыться.

Глава 5. Законы цвета

В предыдущей главе мы рассмотрели и измерили линии твоего лица. И если форму ты можешь выбрать любую, в зависимости от настроения, моды и представления о себе, то цвет – это закон, который нарушать нельзя.

Цвет работает безотносительно моды или представлений о прекрасном. Он объективен. Даже от любимых или невероятно популярных в этом сезоне оттенков придется отказаться, если они создают неудачный тандем с твоим колоритом.

Неправильно подобранные цвета могут акцентировать внимание на морщинах и неравномерном тоне кожи, в то время как удачная цветовая гамма подчеркнет природные достоинства и замаскирует недостатки.

О том, как правильно подбирать цвета, одним из первых задумался художник Иоганн Иттен. Он же изобрел теорию цветотипов, которую впоследствии косметические компании начали активно применять в сфере макияжа для гримирования актеров, а впоследствии – создавать наборы косметики, подходящие разным цветотипам, чтобы покупатели не терялись в многообразии средств и легко могли выбрать что-то для себя

Чтобы понять, на каких цветах строится колорит внешности, нужно ввести два понятия – цветотип и контрастность.

Цветотип

Цветотип внешности используется в индустрии моды, чтобы определить цвета одежды и макияжа, гармонирующие с оттенком кожи, глазами и волосами.

Любой цвет имеет три характеристики:

Светлота – наличие в данном цвете белого и черного: светлые/темные; (Рис. 21)

Насыщенность – количество в цвете серого тона: приглушенные/яркие; (Рис. 22)

Цветовая температура – близость цвета к желтым или, наоборот, синим оттенкам: теплые/холодные.

(Рис. 23)

Наиболее точно определить цветотип внешности может специалист по цветотипированию. Но небольшие тесты каждая девушка выполнить самостоятельно.

‼ Помни, любые тесты проводятся с чистым лицом, без макияжа, при дневном свете, в не темной однотонной одежде во избежание нежелательного рефлекса на лице.

Шаг 1

Определяем уровень «светлоты», прикладывая к лицу ткань (одежду) разных оттенков, начиная с белых, переходя к светло-серым и серым тканям и завершая черными. Какой цвет делает тебя свежее и ярче?

Шаг 2

Возьми ткани разных оттенков одного цвета, чтобы определить, насколько тебе идут «чистые» цвета. Если под рукой нет подходящей одежды или тканей, можно заменить их карточками. Что смотрится на тебе выигрышнее: яркий синий, красный и розовый – или приглушенные меланжевые, припыленные и пастельные тона?

Шаг 3

Теперь сравним холодный и теплый оттенки одного и того же цвета, например, зелено-голубой и сине-голубой. Какой цвет делает твое лицо свежее, а какой подчеркивает ненужные розовые или желтые оттенки на лице?

Если в классификации какого-либо из признаков возникают затруднения, значит, он у тебя выявлен неявно, тогда следует сосредоточиться на других пунктах. Скорее всего, ты определишь один основной и два неявных признака цвета.

Для простоты понимания я буду пользоваться пусть и устаревшей, но понятной классификацией. Такое цветотипирование еще называют сезонным цветовым анализом. Выделяют четыре большие группы, названные по временам года. Каждая из них обладает тремя цветовыми характеристиками.

Лето: светлые тона, приглушенные (мягкие), холодные;

Осень: темные, приглушенные (мягкие), теплые;

Зима: темные, чистые, холодные;

Весна: светлые, чистые, теплые.

Деление внешности на четыре сезонные категории довольно общая. Существует и более подробная классификация типов внешности, основанная на системе цвета американского художника, педагога и теоретика Элберта Манселла (1958—1918 гг.). Он оценил оттенки цвета с точки зрения трех основных характеристик – глубина (светлый-темный), насыщенность (чистый – мягкий) и цветовой тон (теплый-холодный). На основе этого деления создана система, включающая 12 типов внешности – по три на каждый «сезон» Иттена. Причем все 12 типов разделены на пары родственных, похожих, дополняющих друг друга типажей.

Эта классификация объясняет, почему кому-то подходят и теплые, и холодные цвета. Поэтому важно, как я уже говорила, определить твой самый явный признак, и не нарушать его при выборе цветов для макияжа. Например, тебе могут идти светлые приглушенные тона, а вот теплые или холодные – уже не так важно. Или только теплые, а вот темные или светлые – не имеет значения. Согласись, понимание своего колорита – хорошая помощь в магазине косметики?

Летний цветотип

У девушек с летним цветотипом светлая кожа с холодным подтоном. Волосы – от пепельного блонда до темно-русы. Глаза – светлые, голубые, серые или зеленые.

Осенний цветотип

Характеризуется теплыми оттенками: тон кожи теплый; глаза зеленого, светло-зеленого, янтарного или темно-коричневого цвета; волосы – русые с теплым подтоном, рыжие, каштановые, темно-коричневые.

Зимний цветотип

Для него характерна высокая контрастность. У девушек с зимним цветотипом бледная кожа с холодным подтоном. Яркие глаза холодных оттенков – синие, голубые, серые или темно-серые. Волосы темных оттенков.

1 Один из наиболее известных и влиятельных визажистов мира, креативный директор YSL Beauté.
2 С англ. smart – умный, находчивый.
Скачать книгу