Кто ты на самом деле. Современное руководство по видению своей истинной природы бесплатное чтение

Скачать книгу

Richard Lang

Seeing, WHO YOU REALLY are

A Modern Guide to Your True Identity

© Richard Lang, 2003

© ООО ИД «Ганга», 2017

Благодарности

Я выражаю свою признательность Дугласу Хардингу за неустанные усилия в распространении этого драгоценного ви́дения, за его статьи и проведенные с ним интервью и за многочисленные цитаты из различных духовных традиций.

Также я благодарю Брайана Натталла за его иллюстрации, друзей, чьи статьи, электронные письма и стихи я использовал, и Рене за предоставление возможности вести онлайновый курс на www.spiritweb.org.

Вступление

Ричарда Ланга я впервые встретил в 1970 г. в буддийской летней школе в Хертфордшире. Он мгновенно увидел истинность того прозрения, которым я стремился поделиться со всеми присутствующими там. Тогда Ричарду было семнадцать, он оканчивал школу и собирался поступать в Кембридж изучать историю – идеальное время, чтобы обратиться к своей истинной природе (к сожалению, сам я не занимался этим до тридцати трех). Какой заряд для начала зрелой жизни!

Сейчас Ричарду пятьдесят лет. Я постоянно поддерживал с ним контакт с той первой встречи в летней школе, и могу подтвердить, что в течение всего времени, пока я его знаю, Ричард посвящал все свое время и силы двойной цели: практике ви́дения своей истинной божественной природы – до тех пор пока оно не стало естественным и спонтанным, и распространению этого ви́дения среди всех, кто выказывал интерес.

Делиться этим ви́дением – для Ричарда, как и для меня – ни в коем случае не интеллектуальная или концептуальная забава, но, напротив, непосредственный чувственный опыт. Поэтому его стремление поделиться своим ви́дением со всеми и каждым принимает форму экспериментов или упражнений в непосредственном восприятии того, что человек видит, вместо того, что он видит по его собственным представлениям или со слов других. И по этой причине в этой книге он настаивает, чтобы ты, его читатель, совершал описываемые им эксперименты, а не просто читал о них, что было бы вовсе нехорошо. Как и я, Ричард верит, что в один прекрасный день влиятельная, пусть и не обязательно значительная часть населения признает, что это ви́дение нашей божественной природы – признак подлинной зрелости и единственная надежда для страдающего мира.

Кроме того, мы оба уверены, что каждый человек, кто говорит: «Я ЕСТЬ это, то или что бы то ни было» – а это, как указывает Мейстер Экхарт, поистине лишь Бог может утверждать, – уникальный и весьма необходимый аспект Его бесконечного многообразия.

Шанкара, великий индуистский мудрец и философ, говорит нам: «Это бытие Сущностью всего – высочайшее состояние сознания Я, Его высшее естественное состояние. Но когда некто ощущает себя отличным от Сущности всего – пусть всего лишь на толщину волоса – это состояние заблуждения».

Д. ХардингФевраль 2003 г.

Предисловие

Зимой 1998 г. я нашел сайт, на котором можно было вести бесплатные интернет-курсы духовных дисциплин. Сайт рекламировал курс, и любой посетитель мог на него подписаться. Ведение курса предполагало рассылку электронных писем зарегистрированным ученикам, которые затем могли отвечать либо учителю, либо любому из присутствующих в чате (устроенном для этой цели).

Я запланировал девять уроков, по одному в день, и назвал курс «Ви́дение, кто ты на самом деле». Имея почти тридцатилетний опыт Ви́дения, я чувствовал себя достаточно уверенным, чтобы не готовить материал заранее, до начала курса. Я хотел писать для живой аудитории, чувствуя, как моя работа продвигается, и адаптируя свои наставления в соответствии с ответной реакцией участников. Если бы люди не понимали, кто они на самом деле, или испытывали бы какие-то проблемы на этот счет, я бы мог рассмотреть эти вопросы в ходе курса.

В первый раз, когда я вел этот курс, подписались порядка пятисот человек. Во второй, спустя восемнадцать месяцев, зарегистрировались уже девятьсот!

Писать ежедневно по уроку в течение девяти дней было непросто (в то время я еще и работал). Помню, как я, дописав поздно ночью четвертый урок и разослав его по электронной почте, понял, что мне пора приниматься за написание следующего – если я хочу, чтобы он был готов вовремя. Но на тот момент, подготовив всего четыре урока и имея впереди еще пять, я не знал, что писать. Я зашел в чат и обменялся мыслями с бывшими там друзьями, которые участвовали в моем курсе, но не вынес ничего, что бы можно было использовать. Только пожелания удачи (с чувством «лучше ты, Ричард, чем я!»). Я принял ванну – было уже сильно за полночь – и, лежа в горячей воде, я был обеспокоен. Пятьсот человек ждут следующего урока, а я понятия не имею, что написать…

Лежа в ванне, я окончательно понял – я не знаю, что делать. Тогда я выкинул это из головы и расслабился, вернувшись к тому, кто я на самом деле – к этой мудрой пустоте, этой таинственной, но ощущаемой тишине. Я понял – то, что может быть, и вскоре, сделано, зависит теперь от моей сокровенной сущности, этой пустоты, заключающей в себе изобилие всего. Курс теперь был в ее руках. Вплоть до того момента я сопротивлялся этому, пытаясь все определять сам. Теперь стало ясно, что своими силами я не справлюсь. Мне не осталось альтернатив, кроме как сдаться Единому во мне. В конце концов, это и есть то, чем является Ви́дение – пробуждение к своей сокровенной сущности и предание себя ее водительству.

Некоторое время я ощущал лишь пустоту, а затем ко мне пришла идея – написать о сопротивлении и отдаче! Так я и сделал, описав свой собственный опыт. С тех пор у меня каждый день было достаточно идей для ежедневного урока. Единый проявил себя тогда, когда это требовалось.

Восемь глав первой части, «Курс Ви́дения», – доработанные версии тех первых девяти уроков, из которых два последних объединены. Я включил отзывы участников того курса (имена некоторых из них потеряны) и статьи Дугласа Хардинга, инициатора этого пути Ви́дения. Эти статьи, как и, во многом, отзывы участников, были составной частью изначальных уроков.

Часть вторая – статьи, электронная переписка с друзьями в Ви́дении и интервью – показывает, насколько просто Видеть. Подтверждением этого служит то, что все большее число людей пробуждается к своей истинной природе. Я надеюсь, что данная книга поможет этому пробуждению распространиться еще более широко. Возможно, в не очень далеком будущем осознавать свою истинную природу будет нормой. Я надеюсь на это. Поскольку упущение ее из вида приводит к всевозможным противоречиям, страданиям и безумию. Нам срочно необходимо по-новому взглянуть на себя.

Данная книга предлагает тебе сделать это. Посредством практических упражнений на осознание она указывает на вдохновляющее и легкодоступное новое восприятие себя – ви́дение, подтверждаемое как открытиями современной науки, так и сутью учений великих мистиков мира. Если благодаря чтению этой книги (и проведению практических экспериментов) ты пробудишься и осознаешь, кто ты на самом деле, – и я не вижу причин, которые могли бы этому помешать, кроме твоего собственного нежелания, – значит, это новое ви́дение сделало очередной важный шаг к своему проявлению. И как только ты увидел, кто ты на самом деле, ты можешь поделиться этим осознанием с другими. Я надеюсь, ты это сделаешь.

И когда ты разделишь его с другими, они также получат возможность насладиться «облачением небес и короной звезд» – по прекрасному выражению великого английского мистика Томаса Трэгерна.

Читай эту книгу, экспериментируй – и ты откроешь дверь, которую никто не сможет закрыть, дверь к неизбывным богатствам. Ты войдешь через обманчиво простоватые ворота к бесконечному чуду своей истинной природы.

Что ты можешь потерять, увидев, кто ты на самом деле? Ничего, кроме иллюзии!

Что ты можешь обрести? Все.

Р. Л.

Часть первая

Курс видения

Глава первая

Обзор

Данная книга представляет собой пошаговое руководство по обнаружению сокровища твоей подлинной природы – бесконечно истинного, благого и прекрасного Я. Это руководство – все, что тебе нужно для того, чтобы Видеть это Единое. Также ты исследуешь последствия Ви́дения для твоей жизни. Этот путь Ви́дения был разработан писателем, философом и духовным учителем Дугласом Хардингом. Это современный западный путь к самореализации, сочетающий последние достижения науки и традиционный мистицизм. Дуглас Хардинг (род. в 1909 г.) впервые увидел, кто он на самом деле, в 1942 г. в Индии. Впоследствии он написал свой великий философский труд, «Иерархия Неба и Земли – новое положение человека во вселенной»[1]. Его сокращенная версия была опубликована в 1952 г. с предисловием К.С. Льюиса, который в письме к Хардингу отметил, что уже много лет он не был так опьянен книгой по философии! Полная версия «Иерархии» была опубликована в 1998 г. в издательстве The Shollond Trust. В 1961-м Хардинг продолжил своей более известной книгой «Жизнь без головы – Дзэн или переоткрытие очевидного»[2]. Начиная с конца 60-х и в течение всех 70-х Хардинг разработал множество практических упражнений на осознание, или экспериментов, как он их называет, цель которых – напрямую привести человека домой, к своей истинной природе. Эти эксперименты – основная характерная черта всех его семинаров. Хардинг, которому уже пошел девятый десяток[3], продолжает вести семинары и писать.

В 1970 году в поиске просветления я попал на семинар к Хардингу. Задав мне и остальным участникам вопрос: «Кто вы на самом деле?» – он провел нас через серию своих экспериментов.

Я был изумлен двумя вещами. Во-первых, я действительно увидел, кто я на самом деле. Моя истинная сущность стала видна с совершенной ясностью. Я увидел, что я был безграничным, безвременным, недвижимым и единым с миром. Во-вторых, я был удивлен простотой и эффективностью экспериментов. Они работали. С тех пор я не переставал видеть, кто я на самом деле. Также я оказался вовлеченным в работу (и удовольствие) по проведению семинаров.

Гипотеза

Вопрос таков: Кто ты на самом деле? Гипотеза, которую тебе предлагается проверить, такова: Ты не такой, каким выглядишь. Другими словами, на нулевом расстоянии ты не такой, как, скажем, на расстоянии трех метров. На расстоянии трех метров ты – нечто, человек. Но на нулевом расстоянии ты – ничто. Это осознание в центре твоего существа, бесформенное и безвременное, – то, что ты есть на самом деле. Смотря из этой не-вещественности, ты вмещаешь в себя все.

Эту гипотезу также можно выразить языком традиционной религиозности: в сердце твоего существа обитает Бог, Сущность, природа Будды, Дао – называй это, как тебе нравится. Источник вселенной – в самом твоем центре, он ближе к тебе, чем твои руки и ноги, ближе, чем дыхание. Это твоя истинная природа. Пробудись к этой реальности, живи в осознании этой истины – и ты обретешь покой и свободу, красоту и любовь, вдохновение и водительство свыше.

Не следует принимать эту гипотезу на веру. На протяжении этой книги ты сам будешь рассматривать ее на предмет истинности. Эксперименты Хардинга обращены к твоему непосредственному опыту себя, в противовес тому, что говорят о тебе другие. Сущностная основа данного исследования – полагаться на свой собственный опыт. Ты и только ты можешь знать, кто ты на самом деле.

Какая потрясающая возможность. Если ты отбросишь то, чем другие тебя делают (для них ты нечто, «вещь»), ты обнаружишь, что совершенно иной – ты есть безграничное осознание, вмещающее в себя все вещи. Источник мира – внутри тебя. Ты и есть источник мира. Несомненно, имеет смысл выяснить, истинно ли это. И если да, то стоит жить в свете этой истины – этой удивительной, поразительной и чудесной истины.

Центральной для этой гипотезы является идея, что тебе нет нужды менять что-либо в своей жизни, чтобы увидеть, кто ты на самом деле, здесь и сейчас. Ты уже То. Дело лишь в том, чтобы пробудиться к тому, чем ты всегда и был. Это – открытие, а не достижение. Нет необходимости быть опытным в духовных дисциплинах, умным или хорошим. Даже если ты подавлен, это нормально. Твоя личная история и обстоятельства жизни в данном случае не имеют никакого значения; все, что тебе нужно – это обратить внимание на себя непосредственно в данный момент. Смотри внутрь. Взгляни на себя свежим взглядом. Принимай свидетельства своих чувств вместо чужих мнений. Тогда ты обнаружишь сокровище в сердце своего бытия. Сокровище, которое и есть ты. Затем много чего хорошего последует за этим открытием – в надлежащее время – особых и необыкновенных даров.

Подсказки

В своем «Наборе инструментов для проверки невероятной гипотезы»[4] Дуглас Хардинг предлагает несколько подсказок для того, чтобы увидеть, кто ты на самом деле. Приблизительно они соответствуют тому, что великие мистики говорят о пробуждении к источнику.

1. Что искать: ничто[5], бескачественное, прозрачное подобно воздуху или воде, безграничное, неизменное, пустое.

2. Где искать: прямо там, где ты есть, у Смотрящего.

3. Как искать: с доверием, как у ребенка, и будто в первый раз. Опирайся на то, что сам видишь, а не на то, что ты думаешь, или что было сказано другими. Помни – только ты сам можешь увидеть, что там, где ты находишься. Ты – единственный авторитет в том, каково это быть тобой.

4. Кого искать: поистине сверхчеловеческое Существо, с соответствующими силами и полностью осознающее себя.

Видимость, реальность и относительность

Эксперименты Хардинга направляют твое внимание внутрь, к твоей реальности центра, которую только ты способен видеть. Но прежде чем исследовать это, давай для начала кратко рассмотрим, кем ты являешься для других людей.

То, чем нечто выглядит, отчасти зависит от точки зрения наблюдателя. Посмотри на что-либо вблизи тебя – например, стул. На данном расстоянии он обладает определенной формой и цветом, но если ты приблизишься к нему – при помощи мощного микроскопа, – он изменится. Он станет древесными волокнами. При дальнейшем приближении – посредством использования еще более мощных инструментов – стул станет молекулами, атомами, частицами и так далее, фактически вплоть до пустоты. Это подобно луковице, слои которой ты снимаешь один за другим по мере приближения к центру. Стул воспринимается как таковой только тогда, когда ты соблюдаешь дистанцию.

У тебя тоже есть слои. На расстоянии нескольких метров ты – человек. Но если я приближусь, ты станешь сначала одной головой, затем глазом, а после – размытым пятном. Приближаясь еще, я прохожу сквозь твои молекулярные и атомарные уровни, снимая с тебя видимости до тех пор, пока от тебя практически ничего не остается. С другой стороны, если я удаляюсь, твое тело растворяется в окружающей среде – маленьком или, быть может, большом городе, который затем замещается твоей страной и континентом. Отдаляясь еще больше, я прохожу сквозь твой планетарный, солнечный и галактический уровни. Эти уровни также являются тобой – когда ты воспринимаем с огромных расстояний – несмотря на то что обычно ты не думаешь о них как о «себе». Но ты зависишь от этих удаленных уровней настолько же, насколько от более близких. К примеру, твое солнце так же необходимо для твоей жизни, как и твое сердце.

Рис.0 Кто ты на самом деле. Современное руководство по видению своей истинной природы

Таким образом, ты тоже подобен луковице – у тебя есть слои. И воспринимаемый слой определяется расстоянием, на котором от тебя находится наблюдатель.

Что в центре, под всеми твоими слоями? Какова реальность, лежащая за всеми твоими видимостями? Чем ближе я к тебе подхожу, тем меньше обнаруживаю. На очень близкой дистанции ты представляешь собой лишь пучки энергии в пустом пространстве. И даже когда я приближаюсь к тебе максимально, я оказываюсь неспособным снять последний слой, не могу раскрыть твою сущностную природу, реальность в твоем центре. Ты остаешься для меня недосягаемой тайной.

Но есть некто, кто может увидеть эту реальность в твоем центре. Ты! Ибо ты там.

В поиске себя

Как ты можешь увидеть, кто ты в своем центре? Это проще простого. Вот первый эксперимент, цель которого – направить твое внимание назад к твоей сокровенной сущности. Помнишь подсказки? Что ты ищешь? Мистики говорят, что твоя истинная природа прозрачна, подобно воде или воздуху – пуста и бескачественна. Она безгранична, безвременна и всегда пробуждена. Где она? Непосредственно там, где ты есть. И с каким настроением лучше всего искать? Как будто в первый раз, с открытым к восприятию умом.

Эксперимент № 1. Указывая на ничто

Укажи на какой-либо предмет неподалеку и посмотри на него. Ты наблюдаешь «вещь». Другими словами, на данном расстоянии от наблюдателя она имеет форму, цвет, непрозрачность…

Рис.1 Кто ты на самом деле. Современное руководство по видению своей истинной природы

Теперь укажи на что-то еще, например на пол. Отметь, что с этой точки зрения это также «вещь».

Укажи на свой ботинок. Еще одна «вещь».

Рис.2 Кто ты на самом деле. Современное руководство по видению своей истинной природы

Укажи на свое туловище – еще одна «вещь». С этой точки зрения оно также имеет форму, цвет, плотность…

Теперь мы переходим к наиболее важной части – повороту твоего внимания на 180° и смотрению назад, на то место, из которого ты смотришь. Укажи на то место, где другие люди видят твое лицо (действительно сделай это). Ты сейчас указываешь на единственное место, которое не находится от тебя на расстоянии. Что ты видишь?

Указываешь ли ты на еще одну вещь? Опираясь на непосредственное восприятие, а не на память или воображение, скажи, есть ли здесь цвет, форма, непрозрачность или «вещественность» как таковая? Ты видишь здесь свое лицо? Ты видишь здесь глаза, щеки или подбородок? Отложи в сторону предположения и ожидания и посмотри как будто впервые.

Рис.3 Кто ты на самом деле. Современное руководство по видению своей истинной природы

Только ты в состоянии увидеть, кто ты в самом центре, поскольку лишь ты находишься там, куда указывает твой палец. Не полагайся на то, что ты думаешь о том, что там есть. Полагайся на то, что ты видишь.

Вот мой собственный опыт. Там, где другие люди видят мое лицо, я не вижу ничего. Передо мной есть мой указывающий палец и комната за ним, но здесь, в том месте, куда он указывает, ничего нет – ни лица, ни глаз, ни щек, ни зубов.

Я смотрю из пространства, ясности, прозрачности, пустоты. В действительности, я и есть это пространство, эта ясность. В этой всеобъемлющей пустоте пребывают мой палец, окружающая обстановка за ним, всевозможные щекотки и зуд, проходящие мысли и чувства.

Продолжай указывать – и смотреть – на то место, где другие видят твое лицо. Будь пытлив и внимателен. Какова природа этого места, которое ты считал плотным и имеющим форму человеческой головы? Полагайся непосредственно на свой настоящий опыт, а не на мышление. Не надо думать, что ты и так знаешь, и, следовательно, нет нужды и смотреть. Не следует принимать восприятие тебя другими людьми с расстояния нескольких метров за достоверное свидетельство о том, кто ты в своем центре. Подойди к этому вопросу непредвзято, посмотри на себя свежим взглядом.

Размышления над экспериментом № 1

Теперь ты видишь, кто ты на самом деле. «Но в моем поле зрения – ничего», – можешь ты возразить. Да, у меня тоже – ничего. Но это ничто очень особенное. Для начала, оно пробуждено – оно осознает себя как ничто. Это не бессознательное ничто, неосознающее себя, мертвое.

Это также ничто, которое осознает свое содержимое – то есть все, начиная от твоего указывающего пальца и заканчивая звездами ночного неба. В этом пустом пространстве помещается вся Вселенная. Ты есть это пространство и все, что оно объемлет. Однако может оказаться, что ви́дение собственной не-вещности не будет каким-то особым, «крутым» опытом. Это нормально. Оно не обязательно должно быть драматичным. Мы всего лишь обращаем внимание на то, что есть. Или на то, чего нет. Мы не пытаемся вызвать в себе мистические чувства или возвыситься. Подобное может произойти, а может и нет. В действительности, волнующие мистические переживания могут иногда сбивать с толку, отвлекая нас от простоты и истинности центра притягательными состояниями тела и ума.

Сейчас я процитирую нескольких великих мистиков, чтобы помочь осознать ценность и значение нашей центральной не-вещности. К этим людям стоит прислушаться, поскольку вся их жизнь вращалась вокруг пробужденности к своей сокровенной сущности. Они пробудились к своей истинной природе и жили, исходя из этой истины, этого чуда – встречая порой мощное сопротивление общества. Я надеюсь, что их слова поспособствуют тому, чтобы мы ценили простоту не-вещности, прозрачную пробужденность, которая и есть наша истинная природа.

* * *

Ты подобен миражу в пустыне, который измученный жаждой человек принимает за воду; когда же он подходит к ней, он обнаруживает, что ничего нет. Подобным же образом, если ты исследуешь себя, ты обнаружишь, что «ты» – ничто, и вместо себя найдешь Бога. Таким образом, ты обнаружишь Бога вместо себя, и от тебя ничего не останется – лишь имя, лишенное формы.

Аль-Алави

Когда все объекты внутри тебя будут сведены к ничто, ты узришь Бога.

Мейстер Экхарт

При смотрении таким образом единственное, что видится, – там нет формы.

Тайна золотого цветка

Все, что обладает формой, звучанием, цветом, может быть классифицировано как «вещь»… Но человек может достичь бесформенности и преодолеть смерть. Как могут обычные вещи сравниться с тем, что пребывает во власти вечного?

Чжуан Цзы

Великая радость – осознавать, что сущностная Природа бескачественна.

Гампопа

Тот, кто зрит собственный Лик, – его свет превыше света творения. Пусть он умрет, но его видение вечно, поскольку его взгляд – взгляд Творца.

Джалаладдин Руми

Ищу я то лицо, что было у меня

Пред тем, как мир был сотворен.

В. Б. Йитс

Освободись от тела и ума и сбрось их – и твое изначальное Лицо предстанет перед тобой в ясном свете.

Дзадзэн-ги

Ни один из тысячи семисот коанов дзэн не преследует какой-либо иной цели, кроме как заставить нас увидеть наше изначальное Лицо.

Дайто Кокуси
* * *

А вот письмо, которое я получил от своего американского друга, настоятеля дзэнского монастыря в Японии:

«Дорогой Ричард,

Кое-что интересное произошло вчера ночью. Меня посетил один малознакомый человек, и он заметил висящую у меня на стене каллиграфию иероглифа «Му» (ничто). Он спросил: "Толер-сан, вы входили когда-нибудь в мир Му?" Я ответил: "Да, много раз". Тогда он спросил: "Как вы делаете это? В какое время вы можете это делать?" Я сказал: "Ну, вы можете делать это в любое время". "Как?" – он спросил. Тогда я провел его через упражнение с указыванием. Когда я дошел до вопроса: "Теперь, что вы видите в том месте, куда указывает ваш палец?" – он ответил – «Ничто». Тогда я сказал: "Хорошо, это ведь и есть Му, не так ли?" В течение секунд десяти он обдумывал это, затем расхохотался и хлопнул в ладоши, после чего сказал: "Я годы размышлял над этим, а вы показали мне это за минуту!" – и выразил мне свою крайнюю признательность.

С наилучшими пожеланиями, Джон».

Дальнейшие размышления над ничто[6]

Эксперименты, приведенные в этой книге, фокусируют наше внимание на том, кто мы на самом деле. Очень просто мельком, на мгновение увидеть нашу пустотность/полноту – и вновь пуститься в спекуляции, игнорируя нашу ясность сознания, забывая Видеть. Важно сохранить – насколько мы способны – непрерывность внимания. Быть пробужденным, сознательно пребывать Дома – это медитация на каждое мгновение.

Если ты озадачен этим ничто, если тебе кажется, что ты «не уловил» его, попробуй еще и будь терпелив. Возможно, другой эксперимент тебе поможет. У нас достаточно времени, чтобы вместе исследовать этот важный предмет – т. е. тебя самого. Порой проблема такова: поскольку увидеть, кто мы на самом деле, чрезвычайно просто и легко, мы начинаем думать, что что-то упустили. Это кажется слишком простым. В этом ничего нет! Как это может быть настолько простым? Однако это именно так, слава Богу.

Как мы уже видели, для других людей ты – одна из вещей в этом мире. Что именно ты собой представляешь, зависит от дистанции, на которой они от тебя находятся. Со средней дистанции ты – человек. Тебе в высшей степени знаком этот средний вид тебя самого. По существу, ты настолько хорошо с ним знаком, что бо́льшую часть времени живешь так, словно это единственно возможное восприятие. Отождествляясь с ним, ты упускаешь из виду, насколько по-разному ты воспринимаешься с другого расстояния, в особенности с нулевого. Эксперимент с указыванием раскрывает, что ты собой представляешь с нулевой дистанции.

Что может измениться в твоей жизни благодаря тому, что ты увидишь то, что у тебя нет лица, – если ты примешь это всерьез и будешь продолжать уделять этому внимание?

Будучи личностью, ты отделен от других. У тебя ограниченные возможности. Ты смертен. Это – факты жизни, от которых никуда не деться. Но если подобное восприятие для тебя единственно, если именно это ты считаешь правдой о себе, тогда ты, скорее всего, будешь чувствовать себя отчужденным, одиноким, расстроенным, испуганным. С другой стороны, видение того, кто ты на самом деле, открывает совершенно иную перспективу. Поскольку будучи ничем (не-вещью), ты не отделен ни от чего, но объемлешь все. Ты богат! Постоянное осознание собственной открытости постепенно, но коренным образом изменяет твое отношение к другим, так как ты видишь, что ты объемлешь их – твой сосед есть ты. Это неописуемо глубоко. Осознание, что твоя сущность неограниченна, что она – неисчерпаемый источник, из которого проистекают все вещи, подразумевает, что внутри тебя есть нечто, чему ты можешь довериться полностью. А осознание, что ты не рождаешься и не умираешь, вне времени и при этом объемлешь время, в корне отлично от того, что ты думаешь и чувствуешь по поводу смерти.

Таково начальное рассуждение о Ви́дении. Чтобы пожать плоды, тебе необходимо ввести Ви́дение в привычку. От одного проблеска мало что изменится. Пробуждайся к своей истинной природе снова и снова – до тех пор пока не станешь пребывать в ней естественно. В следующем отрывке автор описывает свое собственное пробуждение.

Истинное Ви́дение

Дуглас Хардинг, Жизнь без головы[7]

Лучший день моей жизни – день моего, так сказать, перерождения – наступил, когда я обнаружил, что у меня нет головы. Это не литературный прием и не острота, призванная во что бы то ни стало вызвать интерес. Я утверждаю со всей серьезностью: у меня нет головы.

Я сделал это открытие восемнадцать лет назад, когда мне было тридцать три года. Несмотря на то что оно свалилось как с неба, это произошло в ответ на настойчивое вопрошание; в течение нескольких месяцев я был поглощен вопросом: «Кто я?» Тот факт, что в то время я путешествовал по Гималаям, похоже, имеет мало отношения к делу; хотя говорят, что там необычные состояния сознания приходят легче. Как бы то ни было, в один ясный и тихий день вид, открывшийся мне с горного хребта, на котором я стоял – синеватые долины, затянутые туманом, и цепь самых высоких гор в мире, среди снежных вершин которых даже Канченджанга и Эверест были неприметными, – послужил фоном для величайшего ви́дения.

Случившееся было чем-то до абсурда простым и непримечательным – я перестал думать. На меня снизошла некая особая тишина, странного рода осознанная расслабленность или недвижимость. Рассудок, воображение и вся внутренняя болтовня замерли. В то мгновение по-настоящему не было слов. Прошлое и будущее исчезли. Я забыл, кем и чем я был, свое имя, человеческую природу, животную природу, забыл все, что могло быть названо моим. Я будто заново родился в тот миг, свободный от ума и всех воспоминаний. Существовало только Сейчас, тот настоящий момент и то, что с очевидностью было в нем. Было достаточно просто смотреть. И вот что я увидел: штанины цвета хаки, оканчивающиеся внизу парой коричневых ботинок, рукава цвета хаки, оканчивающиеся парой розовых ладоней, и перед рубашки цвета хаки, оканчивающийся вверху – совершенно ничем! Определенно не головой.

Я сразу же отметил, что это ничто, эта дыра, на месте которой должна была быть голова, была не обычным пустым местом, не просто ничем. Напротив, она была крайне наполнена. Это была обширная пустота, наполненная до краев, ничто, в котором было место для всего – травы, деревьев, тенистых холмов вдали и снежных пиков, простирающихся намного выше их, подобных веренице угловатых облаков на фоне синего неба. Я потерял голову и обрел целый мир.

От этого всего буквально перехватывало дыхание. Казалось, я вообще перестал дышать, поглощенный Данностью. Этот бесподобный вид был прямо здесь, ярко сияющий в чистом воздухе, ничем не дополненный и не поддерживаемый, чудесным образом висящий в пустоте, и – что было поистине удивительным чудом и восторгом – совершенно свободный от «меня», незапятнанный никаким наблюдателем. Его тотальное присутствие было тотальным отсутствием меня, тела и души. Легче воздуха, прозрачнее стекла, полностью освобожденный от себя, я не находился нигде.

И все же, несмотря на магический и сверхъестественный характер этого ви́дения, оно не было ни продуктом воображения, ни эзотерическим откровением. Скорее наоборот: оно ощущалось как внезапное пробуждение ото сна обыденной жизни, положившее конец сновидениям. Это была самосияющая реальность, вмиг очищенная от затуманивающего ее ума. Это было явленным в конце концов откровением того, что совершенно очевидно. Это был момент ясности в запутанной истории жизни. Я перестал игнорировать нечто, что я всегда – по крайней мере, с раннего детства – упускал, поскольку был слишком занят или слишком умен, чтобы увидеть это. Это было открытое и некритичное внимание к тому, что всегда смотрело мне прямо в лицо, – моей абсолютной безликости. Короче говоря, это было совершенно просто, очевидно и прямо, вне суждений, мыслей и слов. Не возникало ни вопросов, ни ассоциаций помимо непосредственного опыта – лишь покой и тихая радость и ощущение, что с меня спало невыносимое бремя.

* * *

Теперь мы продолжим еще двумя экспериментами. Как мы уже начали видеть, эти эксперименты направляют нас домой к нашей истинной природе. Они поворачивают наш взгляд, простой и прямой, на то место, откуда мы смотрим. Думание о том, кто ты, как бы важно оно ни было, – не то же самое, что и Ви́дение того, кто ты. Основной момент – и практика – это Ви́дение (но также и слышание, и, как мы выясним, остальные чувства). В любом случае, раз уж есть возможность видеть непосредственно, зачем довольствоваться меньшим? Отложи в сторону свои предубеждения относительно себя и будь открытым, чтобы найти в своем центре нечто отличное от собственного внешнего вида.

Бесспорно, это также и желание нашего сердца – наткнуться внутри нас на нечто чудесное, на сияющее сокровище, нечто волшебное и изумительное, нечто столь свежее и бесконечное, что оно будет вдохновлять и восстанавливать нас вновь и вновь. Вот оно – как раз такое сокровище. Но будь бдителен: его совершенная простота, его незамысловатость и легкодоступность обманчивы. Несмотря на эти качества – по сути, благодаря им – это сокровище обладает крайней ценностью и практической полезностью для жизни. Когда оно тобой обладает – или когда оно в твоем распоряжении – у тебя есть инструмент, который работает в любой ситуации и помогает в любой проблеме. Оно идеально подходит для любой работы. Конечно, тебе необходимо проверить это. Если ты этого не сделаешь, ты так никогда и не узнаешь, как оно изумительно.

Эксперимент № 2. Безголовое тело

Посмотри на свое тело. Ты видишь стопы, ноги, руки, туловище, плечи. Ты можешь увидеть свой нос – большой, неотчетливый и полупрозрачный объект с левого или правого края вашего поля зрения. Но как насчет твоей головы?

Разве твое тело не безголово?

Мое – да! Когда я смотрю вверх от своих плеч, я вижу пространство, вмещающее мир. Моя голова нигде не обнаруживается.

Рис.4 Кто ты на самом деле. Современное руководство по видению своей истинной природы

В действительности, мое тело перевернуто. Вверху моего поля зрения – стопы, а под ними ноги и талия. Грудь же в самом низу.

Посмотри на свое собственное тело. Оно также перевернуто?

Проведи пальцем вниз от своей груди, туда, где твое тело исчезает, где оно постепенно переходит в ничто. Вот он, край света! Пересеки эту линию, и ты исчезнешь в таинственной пустоте. Удивительно, что мы обычно не замечаем это место. И даже если замечаем, чаще всего мы не признаем его за то, чем оно является.

Итак, как мы видим, удивительное сокровище нашей истинной природы ближе к нам, чем мы думаем. Пожалуй, единственное, чего нам не хватало в наших поисках этого сокровища, – это ясных указаний.

* * *

Драгоценный меч Ваджры – прямо здесь, и предназначен он для того, чтобы отсечь голову.

Дайхуй

Как чудесен путь любви, когда в ней нет головы.

Хафиз

Эта шляпа странника может казаться маленькой, но когда я ее надеваю, она покрывает Вселенную.

Хуанбо

Та голова из глины произошла от земли, а эта чистая Голова – от Небес.

Руми

Эксперимент № 3. Единственное око

Через сколько глаз ты смотришь? Конечно, другие люди, смотря на тебя, видят два глаза, и ты видишь два, смотрясь в зеркало. Но сколько глаз ты видишь со своей собственной точки зрения? В ходе настоящего эксперимента я предлагаю тебе еще раз взглянуть на себя совершенно по-новому. Возможно, ты упускал нечто одновременно очевидное и удивительное.

Согласно моему опыту, я смотрю через одно око. В действительности, это даже и не око – это лишенное краев, неразделенное пространство, открытое окно без рамы. В данный момент я вижу из этого чистого окна свой стол и компьютер, а за ними – свой сад. Вид из этого не имеющего краев окна для каждого человека, конечно, уникален и постоянно меняется. Но как может изменяться или быть отличным вид внутри – внутрь этого окна без рамы? Здесь нет ничего, что можно было бы воспринимать по-разному, ничего, что могло бы изменяться.

Для того чтобы обратить свое внимание на это чистое окно, это единственное око, сделай следующее. Держи свои руки перед собой так, будто это очки, которые ты собираешься надеть. Если ты носишь очки, можешь снять их и держать перед собой вместо рук.

Рис.5 Кто ты на самом деле. Современное руководство по видению своей истинной природы

Сейчас перед тобой два отверстия.

Затем медленно поднеси их к себе и «надень».

Рис.6 Кто ты на самом деле. Современное руководство по видению своей истинной природы

Что происходит с разделяющей эти два отверстия линией, когда ты надеваешь «очки»? Разве она не исчезает, оставляя одно неразделенное и бескрайнее пространство – из которого ты смотришь?

Рассмотри «край» твоего поля зрения. Ты отметишь, что не способен смотреть на него непосредственно. Есть ли там ясная граница, четкая линия, или она расплывается? Во что она переходит? В пустоту? В твое единственное, лишенное краев око?

Это око вечно движется во всех направлениях. Все вещи находятся внутри него.

Ты можешь обнаружить свое единственное око в любом месте и в любое время. Открой для себя, насколько бытие бескрайним расслабляет. В этой всеобъемлющей ясности нет никакого напряжения. Какую же поразительную возможность мы упускали все это время!

* * *

Он стал одноглазым.

Аттар

Когда у тебя будет одно око, все твое тело исполнится света, и не останется в нем больше тьмы.

Иисус

Татхагата стал Оком вселенной.

Паринирвана-сутра

Истинное видение не нуждается в глазах.

Анандамайи Ма

Я смотрю и слушаю, не используя глаз и ушей.

Ле Цзы

Если бы не было глаза, что тогда? Если бы не было уха, что тогда? Если бы не было рта, что тогда? Если бы не было ума, что тогда? Если некто оказывается в такой ситуации и знает, как действовать, он находится в обществе древних патриархов и будд. Любой в их обществе будет удовлетворен.

Записи голубой горы

Я становлюсь прозрачным глазным яблоком; я – ничто; я вижу все.

Ральф Уолдо Эмерсон

И что?

Мы начали наше исследование. Возможно, у тебя есть сомнения: «Но я же могу видеть свое лицо в зеркале! Я могу коснуться своей головы! Все это слишком сильно зависит от зрения – что происходит, когда я закрываю глаза? Как можно поделиться этим со слепым человеком? Как насчет моего ума – где находятся мои мысли, если не в голове?» Другими словами, ты задаешься вопросом, действительно ли высказанная в этой книге гипотеза истинна – при всестороннем рассмотрении. По этой причине в последующих главах мы продолжим ее проверять.

По мере того как мы исследуем этот важный вопрос касаемо нашей природы, у нас, несомненно, будут продолжать возникать вопросы: «Какой в этом смысл?», «Что в моей жизни изменится оттого, что я увижу, что я – ничто?», «Да, я не обнаруживаю здесь какой-либо видимости, ну и что?»

Лучшими ответами на эти вопросы будут те, что возникнут в результате наших собственных исследований. Это непосредственный опыт, который по-настоящему учит. Будучи в компании друзей, мы, вероятно, обнаружим, что Ви́дение позволяет нам чувствовать себя менее неловкими и застенчивыми – или вообще избавляет от застенчивости. Это ценное открытие. Также в стрессовой ситуации мы можем обнаружить, что всеобъемлемость нашей истинной природы есть нерушимый покой. Какой шанс! Пожалуй, когда мы исчерпали возможности нашего разума, мы можем в конце концов довериться этому таинственному источнику. С благодарностью мы увидим, что он заботится о нас – пусть и не так, как мы хотим или ожидаем. Подобные переживания подчеркивают ценность и смысл Ви́дения.

Также остается вопрос, намереваемся ли мы вести свою жизнь в свете этой истины или нет. Если мы обнаружим, что наша подлинная сущность есть в самом деле Он, будем ли мы жить в соответствии с этой истиной?

Как я уже сказал, подлинные ответы на вопросы об истине и смысле не в спекуляциях или доказательствах, но в смотрении и жизни. Кто ты? Посмотри сам. Что произойдет, когда ты увидишь, кто ты, и будешь жить сообразно этой истине? Лучший способ узнать это – осуществить на практике.

Домашнее задание

• Сделай Ви́дение своей привычкой, жизнь в собственной безликости, твоей истинной природе. Чем больше ты пробуждаешься к этому, тем легче это становится.

• Несколько раз за день указывай на свою безликость и обращай внимание на то, что есть (или чего нет).

Уделяй внимание тому, что ты – пространство, вмещающее мир.

• Отметь, что ты смотришь через единственное око.

Продолжай замечать это всякий раз, когда бы ты об этом ни вспомнил.

• Сиди в течение пяти минут с открытыми глазами, с единственной целью – Видеть.

Глава вторая

Обзор

Кто ты? То, чем ты являешься, определяется твоим положением относительно наблюдателя. Со среднего расстояния ты – человек; с близкого – клетки, молекулы и частицы; а издалека – планета, солнечная система и галактика. Ты подобен луковице с множеством слоев. Но что ты собой представляешь в центре? Лишь ты в состоянии это сказать, поскольку только ты там находишься. Эксперименты направляют твое внимание назад к твоему центру, к месту, из которого ты смотришь. Есть ли там какой-либо образ – или пространство для мира? Вещь ли ты среди вещей или же вместилище для них? Ты должен посмотреть сам. Я обнаружил, что я – пространство, вмещающее вещи! Конечно, для других – в зависимости от расстояния, на котором они от меня находятся, – я представляю собой целый набор вещей, от кварков до галактик. Но для себя я не вещь. Я то, что вмещает вещи: свое безголовое тело, других людей, здания, деревья, звезды…

1 The Hierarchy of Heaven and Earth – A New Diagram of Man in the Universe. – Готовится к изданию в нашем издательстве.
2 On Having No Head – Zen and the Rediscovery of the Obvious.
3 Сейчас Хардингу уже 97 лет. – Прим. ред.
4 The Toolkit for Testing the Incredible Hypothesis.
5 В английском тексте использовано написание no-thing: букв. «не-вещь», то, что не является объектом. – Прим. перев.
6 Здесь использовано слово no-thingness – букв. «не-вещность», т. е. не вещь, не объект, не что-то отдельное. – Прим. перев.
7 Английский оригинал в этой книге несколько отличается от аналогичного описания в «On Having No Head». – Прим. ред.
Скачать книгу