© Виктор Васильевич Павлов, 2025
ISBN 978-5-0065-4445-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Данная работа не является руководством к правильному употреблению слов, к правильному образованию их форм, к правильному произношению, а также к правильному написанию слов в современном русском литературном языке.
Она является руководством только к правильному пониманию нравственных значений различных грехов и добродетелей, которые содержатся в словах.
Внимание!
Некоторые слова, называющие качественные и деятельные категории, в речи не употребляются.
Содержание
Часть первая.
1. Мировоззрение………………………………………………………………………….3
2. Основные понятия, из которых состоит мировоззрение человека…………………. 7
3. Три группы слов, которые составляют мировоззрение.…………………………..… 12
4. Расширенное понимание значений слов……………………………………………….15
Часть вторая.
1. Грех и добродетель……………………………………………………………………..20
2. Понятия добра и зла………………………………………….………………………… 22
3. Группы однозначных грехов и добродетелей, определения и синонимы…………..29
3.1. Понятия, относящиеся к телу – телесные………………………………………… 29
3.2. Понятия, относящиеся к чувствам и эмоциям – эмоциональные………………….39
3.3. Понятия, относящиеся к обществу – общественные……………………………..…48
Заключение……………………………………………………………….………………..58
Эпиграф.
«и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке».
Евангелие от Иоанна 2—25.
Часть первая
1. Мировоззрение
Кризис нравственной сферы человека охватил весь мир, все человечество.
Во всех государствах мира, растет число самоубийств, связанных с разочарованием жизнью, нарастают такие явления, как алкоголизм, наркомания, преступность. Эти явления получили распространение раньше всех в странах Европы и в Америке, то есть в тех странах, где материальный жизненный уровень был и остается высоким.
В последние два-три десятилетия эти явления стали широко распространяться и в России. Это говорит о том, что материальный достаток не дает решения проблемы и не устраняет кризиса нравственной сферы человека, а скорее обостряет его.
Причина кризиса лежит в утрате людьми понимания смысла своего существования. Происходит утрата человечеством нравственных ориентиров своей жизни.
В чем причина? Причина находится в разрушении внутреннего мира человека. А именно, в разрушении нравственного мировоззрения.
Причины падения, например, Римской империи, актуальны и теперь. Главные причины разрушения многих империй являются: падение нравов, деморализация общества, распад главного устоя государственности – семьи.
С падения нравов и с распада семьи начинается разрушение всякого естественного, бытового мировоззрения. А оно составляет основу целостного мировоззрения.
Целостное мировоззрение – целостная совокупность компонент о мире (о природе, о человеке, об обществе).
Компоненты, формирующие мировоззрение – знания, убеждения, идеалы, ценности, принципы, суждения, умозаключения, представления, взгляды, идеи, теории и т. д.
Из них строится картина мира, строится храм жизни.
В современном мире возникла необходимость в формировании компонент существующего нравственного мировоззрения человека и государства.
Важнейшей характеристикой мировоззрения является его целостность.
При появлении какой-то новой информации, которая не вписывается в мировоззрение, для неё придумывается объяснение, позволяющее устранить противоречие, после чего мировоззрение снова становится целостной системой.
Целостное мировоззрение можно представить как целостная и хорошо согласованная система знаний и незнаний (объясняющих теорий).
Целостное мировоззрение в процессе развития человеческих знаний стремится к абсолютному мировоззрению. Когда останется только одно знание. Это будет целостное научное мировоззрение.
Все представления, с которыми мы встречаемся в той или иной части целостного мировоззрения, строятся на основе материала, взятого из жизни; в них нет ничего, что так или иначе не может быть выведено из самой действительности, не отражает эту действительность. Это проявляется и в теориях.
Целостное мировоззрение (воззрение на мир) состоит:
1. Мировоззрение об истории мира, об истории природы. Мировоззрение о прошлом мира. Основное – это мировоззрение о возникновении мира. Материалистическое и идеалистическое. Атеизм, религия и различные смешанные варианты.
2. Мировоззрение о человеке. Основное – это нравственное мировоззрение. Любовь к людям, любовь к себе и различные смешанные варианты.
3. Мировоззрение о развитии общества, государства, человечества. Мировоззрение о будущем мира. Основное – это мировоззрение о развитии человечества. Футурологическое мировоззрение.
Целостное мировоззрение на прошлое, настоящее и будущее.
Настоящее – это реальная жизнь. База – это нравственное мировоззрение о человеке. Нравственное мировоззрение влияет непосредственно на реальную жизнь и является главным воззрением из всех мировоззрений. Первое и третье мировоззрение имеют много научных и теоретических воззрений, хотя и они оказывают сильное влияние на второе.
Мировоззрение человека – это результат понимания человеком мира. Мировоззрение человека о природе неживой и живой. В живой природе: мировоззрение человека о животном мире и человеческом. Мировоззрение человека о человеческом мире включает: мировоззрение о человеке и мировоззрение о людях, обществе, о государстве, человечестве. Мировоззрение о человеке и мировоззрение о людях формируется на основе нравственного мировоззрения. Нравственное мировоззрение оказывает влияние и на первое и третье мировоззрение.
Целостное мировоззрение оно или есть, или нет. У рожденного ребенка вообще нет мировоззрения, но уже есть незаполненный внутренний мир. Внутренний мир – это мир, включающий то, что дается при рождении (например, темперамент, наследственные признаки и т.д.) и то, что приобретается в процессе жизни (компоненты мировоззрения).
Мировоззрение вообще не является врождённой особенностью. Оно формируется и развивается в процессе социализации человека под влиянием общественного мировоззрения, господствующего в конкретном обществе.
Формирование мировоззрения начинается сразу после рождения. Буквально с первого мгновения на ребенка обрушивается огромный поток информации, поступающий через органы чувств. Информацию ребёнок начинает впитывать как губка, осваивая этот мир и адаптируясь в нём. Прежде всего, формируется детское нравственное мировоззрение. Добро связывается с удовольствием, зло связывается с неудовольствием.
Ребёнок растёт, учится, взрослеет, приобретает знания, опыт. Всё это происходит сначала в семье, в кругу родных и друзей, затем продолжается в школе, в трудовом коллективе и т. д. Человек познаёт этот мир и развивается, осваивая знания, накопленные предыдущими поколениями, а также открывает новые для себя знания, в процессе своей деятельности.
В зависимости от качества и количества приобретённых знаний, а также от окружения, в котором человек находится, у него формируется определённое представление о том, как устроен этот мир, и какое место он сам занимает в нём, т.е. формируется определённое бытовое мировоззрение.
По мере взросления человек накапливает опыт, сталкивается с тем, что некоторые его взгляды оказываются ошибочными, в том числе и взгляды, навязанные другими людьми. Его мировоззрение при этом расширяется, дополняясь научными и философскими взглядами. Значительное влияние на него оказывает образование и выбранная специальность. С возрастом у него проявляется стремление к целостному мировоззрению.
Как у человека есть потребность получения знаний, так и у человека есть и потребность целостного мировоззрения.
Чем привлекает материалистическое или религиозное целостное мировоззрение?
Например. Марксистско-ленинское мировоззрение включает: атеистическое мировоззрение, нравственное мировоззрение и оптимистическое мировоззрение.
Христианское мировоззрение включает религиозное, нравственное и оптимистическое мировоззрение.
Они включают все три составляющие целостного мировоззрения.
Прошлое, настоящее и будущее. Компоненты связаны в единое целое.
Целостное мировоззрение необходимо отличать от разрозненных, часто противоречивых, компонент (представлений, взглядов, убеждений, принципов и т.д.) о мире (о природе, о человеке, об обществе) и о месте человека, общества и человечества в нем. Целостное мировоззрение необходимо отличать от не целостного мировоззрения. Это, так называемое обыденное мировоззрение.
Многие люди, живут не задумываясь ни о каком мировоззрении. И неплохо живут. Думают о себе, о своем, о своих, не упуская своего и т. д. Опираясь только на выгодные им нравственные понятия обыденного мировоззрения.
Обыденное (житейское, бытовое) мировоззрение – совокупность разрозненных компонент человека о мире (о природе, о человеке, об обществе).
Часто эти совокупности бывают бессистемными.
Без нравственных понятий человек жить в обществе не может. Они могут быть искаженными относительно общественных понятий, но они у любого человека всегда есть.
Можно говорить как о мировоззрении отдельной личности, так и о мировоззрении социальной группы или другой общности. Несмотря на выраженный субъективный характер, мировоззрение, как правило, имеет историческую и социальную обусловленность. На мировоззрение человека оказывает большое влияние достижения науки, религия, а также существующее устройство общества. Государство (государственная машина), у которого есть целостное мировоззрение, всеми способами влияет на мировоззрение человека. Выработка мировоззрения – существенный показатель
зрелости не только личности, но и определённой социальной группы, общества. Можно говорить и о государственном мировоззрении.
Государство без мировоззрения о человеке, без мировоззрения об обществе, о человечестве – человек, идущий в темном коридоре.
Государство без воспитания общего нравственного мировоззрения – человек, копающий себе яму.
Нравственное мировоззрение – это то, единственное и общее, что присутствует во всех религиях. Оно является камнем, на котором строится храм верующих всего мира.
Антагонизм с религиями в нравственном мировоззрении является источником революций, переворотов и убийств. Психическое содержание человека, прежде всего, определяется его нравственным мировоззрением (добродетельным или порочным).
Влияя на развитие мировоззрения у отдельных людей можно оказывать влияние на развитие человеческого общества. Мировоззрение хотя формируется индивидуально, но сильно зависит от общественного мировоззрения.
Мировоззрение формируется еще в детстве родителями, существует и меняется у каждого человека до конца жизни. Изначально оно сильно подвержено влиянию эмоциональных суждений, но с годами оно становится более осознанным. В детстве, юношестве, взрослости и старости возникают новые понятия и уточняются старые, из которых строится мировоззрение по отношению к окружающему миру и самому себе.
Следует признать, что нравственное мировоззрение, которое сформировалось к старости, является более истинным по сравнению с мировоззрением, которое существует у молодого человека. На это влияет накопленный с годами опыт. Необходимо обратить внимание, что многие люди к старости становятся религиозными, верующими в Бога.
Всякое мировоззрение складывается из отдельных компонентов.
Они могут быть истинными или же, напротив, мнимыми, научными, религиозными,
обоснованными и необоснованными, прогрессивными и реакционными и т. д. Одни
основываются на фактах, другие, напротив, коренятся лишь в субъективной
уверенности.
Но если человек живет в согласии с нравственными принципами, уважает себя и других, не идет в разрез с внутренними установками, он справится с любыми трудностями и проживет свою жизнь счастливо.
А нужно ли формировать у человека целостное мировоззрение? Это вопрос интересный. А нужно ли это простому человеку для счастливой жизни?
Может проще убрать из жизни все убеждения, которые доставляют дискомфорт или не приносят никакой пользы простому человеку. Можно. Некоторые люди так и живут.
Но с нравственными убеждениями и ценностями так поступить не получится. А нравственное мировоззрение необходимо воспитывать и формировать. Выделяют два пути формирования мировоззрения – стихийный (на основе обыденного опыта, под влиянием жизненных условий) и осознанный (посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов). Пассивный или активный. Осознанный путь ведет к целостному мировоззрению.
Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Нравственное мировоззрение представляет огромный практический
жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду,
к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее.
Бывает, что под впечатлением от определённых событий или новых знаний целостная картина мира может нарушаться или вовсе разрушаться (например, если после каких-то событий человек теряет или, наоборот, обретает веру в …). Такое состояние называют мировоззренческим кризисом. Бывает, что возникает и скачкообразное изменение мировоззрения – мировоззренческий триггерный кризис. Это хорошо заметно при переходе мировоззрения человека из атеизма в религию. Можно уверенно утверждать, что мировоззрение зависит от веры. От веры во многие понятия, которые не доказываются наукой. Например, в добро и справедливость.
Рассмотрим понятие ценностей в мировоззрении.
На мировоззрение, а именно на его развитие влияет один из важных факторов и это жизненные ценности.
Кто-то стремится к материальному достатку и к карьерному росту, для других главная ценность, это семья и т. д.
Жизненные ценности, которые достигаются отдельно от нравственных ценностей, приводят человека к краху. Только симбиоз жизненных ценностей и нравственных приводит человека к счастью.
Ценности находят свое выражение в идеалах, которые придают осмысленность и целеустремленность человеческой деятельности. Идеалы являются духовными ориентирами в жизни человека, поскольку в них отражено осознание человеком цели жизни. Нравственные ценности позволяют человеку давать оценку процессам, которые происходят в материальной, духовной, культурной и других сферах.
Нравственные ценности – это некий список убеждений, идеалов, принципов и взглядов, который человек всегда соблюдает при совершении разных действий и поступков. Нравственные ценности неразрывно связаны с понятиями: грех и добродетель.
В момент принятия важного решения человеку свойственно опираться на собственные нравственные ценности, на то, что для человека важнее всего в его существовании.
Имея четкие внутренние установки, людям гораздо проще принимать правильные решения, оберегая себя от разочарований и несчастий.
Как не бывает одинаковых людей (физически и психически), так не бывает людей с одинаковым мировоззрением (с набором одинаковых компонент). Мировоззрение индивидуально и не может быть в обществе, в котором даже царит одно мировоззрение, одинакового мировоззрения у всех людей.
Но следует отметить, что нравственное мировоззрение на абсолютные добро и зло (согласно христианской религии — страсти и добродетели) у общества и у отдельного человека должно быть единым. Единое неприятие страстей (смертные грехи, пороки). Страсть – чрезмерное желание.
И чем сильнее различия у общества и у человека в отношении абсолютных добра и зла, тем сильнее потрясения, происходящие в этом обществе. Соответственно, чем меньше людей в обществе, которые подвержены смертным грехам, порокам, тем здоровее само общество. А война и мир тоже зависят от этих грехов.
Достаточно заглянуть в прошлое, в любой период истории человеческого общества, чтобы убедиться, что природа и поведение человека обременены смертными грехами и пороками. Даже достижения научно-технического прогресса не дают оснований считать, что человек смог обуздать свои глубокие пороки или хотя бы находится в процессе их искоренения.
Мы живем при надвигающейся угрозе уничтожения человечества и ясно осознаём, что в сугубо научном изучении природы и человека без учета нравственных ценностей могут таиться страшные опасности.
Основная задача книги и состоит в том, чтобы, глядя в будущее, понять, есть ли у нас надежда на то, что пороки, смертные грехи человека будет преодолены. Или же человечество обречено и дальше идти тем же страшным путем, каким оно шло на протяжении всей своей истории, включая историю XX в.?
Какие причины страстей человека и способ избавления от них с точки зрения религий (в частности, христианства). Библия говорит о природе человека честно и прямо. Она не возлагает вину за неправильное поведение человека на общество: она говорит, что сам человек греховен. Но что самое главное, это то, что это не означает, что человек – сугубо порочное существо, греховная природа которого проявляется во всех сферах его жизни. В человеке сохранились многие нравственные, врожденные черты характера, изначально данные ему Богом при Сотворении.
Так, что же такое смертные грехи, пороки?
2. Основные понятия, из которых состоится нравственное мировоззрение.
Перечень помышлений смертных грехов (характерных черт -ый) с делением по основным частям человека (тело, душа, дух). Восемь страстей смерти.
А). Грехи, относящиеся к телу – телесные (биологические, физиологические, материальные).
1. Чревоугодливый (обжорливый). Нелюбовь к здоровью.
2. Прелюбодейный (блудливый). Нелюбовь к семейной жизни.
3. Сребролюбивый (алчный, стяжательный). Нелюбовь к благотворительности.
Б). Грехи, относящиеся к чувствам – эмоциональные (к душе – «душевные»).
4. Гневливый. Нелюбовь к мирной, спокойной жизни.
5. Печальный. Нелюбовь к смирению в жизни.
6. Унылый. Нелюбовь к деятельной жизни.
В). Грехи, относящиеся к обществу – общественные (к падшему духу – «духовные». Дух сатаны).
7. Тщеславный (завистливый). Нелюбовь к ближнему.
8. Гордый (горделивый). Нелюбовь к обществу, к Богу.
Перечень помышлений бессмертных добродетелей с делением по основным частям человека (тело, душа, дух). Восемь добродетелей жизни.
А). Добродетели, относящиеся к телу – телесные.
1. Здоровый (полезный). Любовь к здоровью.
2. Семейный (целомудренный). Любовь к семейной жизни.
3. Бескорыстный. Любовь к благотворительности.
Б). Добродетели, относящиеся к чувствам – эмоциональные (к душе – «душевные»).
4. Невозмутимый. Любовь к мирной, спокойной жизни.
5. Жизнерадостный. Любовь к смирению в жизни.
6. Жизнелюбивый.Любовь к деятельной жизни.
В). Добродетели, относящиеся к обществу – общественные («духовные», Дух Бога).
7. Уважительный, скромный. Любовь к ближнему. Ближнелюбивый.
8. Мудрый. Любовь к знаниям, к Богу. Боголюбивый.
Этот перечень приводит к пониманию мировоззрения как такового.
Исходя из перечисленных помышлений смертных грехов и бессмертных добродетелей, приведём обобщённую классификацию понятий, которые непосредственно входят в мировоззрение человека (помышлений и действий).
Понятия, составляющие мировоззрение человека (основные)
и основные грехи и добродетели входящие в них.
1. Понятия, относящиеся к телу – телесные.
а). Основные грехи человека связанные с существованием тела,
с его самосохранением (чревоугодливость, обжорливость, болезненность)
Основные добродетели человека, связанные с существованием тела, с его самосохранением (здравость).
б). Основные грехи человека связанные с продолжением жизни, рода человеческого (прелюбодейность, похотливость).
Основные добродетели человека, связанные с продолжением жизни (семейность).
в). Основные грехи человека связанные с материальными благами и комфортом (сребролюбивость, алчность).
Основные добродетели человека, связанные с материальными благами и комфортом (благотворительность).
2. Понятия, относящиеся к чувствам – эмоциональные.
а). Основные грехи человека связанные с реакцией «агрессия» (гневливость).
Основные добродетели человека связанные с понятием «миролюбивость».
б). Основные грехи человека связанные с реакцией «оцепенение» (унылость).
Основные добродетели человека, связанные с понятием «оптимистичность».
в). Основные грехи человека связанные с реакцией «бегство» (печальность).
Основные добродетели человека, связанные с понятием «смелость».
3. Понятия, относящиеся к обществу – общественные.
а). Основные грехи человека, связанные со способностями и с существованием в обществе (тщеславность, завистливость).
Основные добродетели человека, связанные со способностями и с существованием в обществе (талантливость).
б). Основные грехи человека, связанные со знанием и умственными способностями (гордость, гордынность).
Основные добродетели человека, связанные со знанием и умственными способностями (интеллектуальность).
Необходимо сказать несколько слов о учении христианской религии о душе и, конкретно, о трех частях души. Учение о трех силах души нашей мы находим в творениях святых отцов Церкви почти всех веков. В душе человеческой (у святых отцов), силы называются иначе частями, членами ее. Выдержки из различных писаний святых отцов приводятся по книге «Систематический свод учения св. отцов Церкви о душе человеческой» протоиерей Стефан Кашменский.
Уже в конце первого или начале второго века св. Дионисий Ареопагит в письме к Демофилу несколько раз указывал на силы души: разумную, раздражительную и вожделевательную и он говорил: «И так сам ты назначай должное вожделевательной, раздражительной и разумной силам своим».
Святой Иоанн Златоуст замечает: «…при такой мысли о главных недостатках поврежденной природы нашей прилично было бы дать следующие названия трем силам души нашей: кичливо-словесно-разумная сила, раздражительно-чувствовательная, похотно-желательная».
Словесно-разумная сила должна управлять двумя остальными силами.
Преподобный Феодор уточнял состав сил души и называл: добродетели вожделевательной – любовию, целомудрием и воздержанием, раздражительной – мужеством и терпением, мыслящей части – благоразумием, рассудительностию и мудростию».
Части души.
Вожделевательная – любовие, целомудрие и воздержание – любовие (любовь к жизни, желание дышать, сна, пищи и вожделение плотское).
«Вожделевательной: любостяжание, необузданность, неумеренность, жадность, сластолюбие, сребролюбие, и жесточайшее из всех – самолюбие».
«Таким образом, главнейшие страсти – сластолюбие, корыстолюбие и тщеславие суть действия способности вожделевательной».
«Кто вожделевательную силу души употребил на услаждение плотскими и нечистым удовольствиями, тот гнусен и невоздержен; но кто обратил ее на любовь к Богу и желание вечных благ тот достоин подражания и блажен».
Все зависит куда направлены силы (три силы) человека ко греху или к добродетели.
Раздражительная – мужество и терпение, радость, надежда, сострадание, сорадование – дерзость, ненависть, страх, боязливость, стыд, гнев, зависть, вражда, сварливость, злословие, мстительность, скорбь, печаль, бессилие, отчаяние.
«Страсти раздражительной части суть: гнев, досада, крик, вспыльчивость, дерзость, кичливость, наглость, и проч.».
«превратные движения раздражительной силы суть: зависть, ненависть, вражда, злословие, соумышление, сварливое и мстительное расположение, на долгое время простирающееся памятозлобие»
«Таким образом, действие способности раздражительной суть: раздражение или гнев в различных обнаружениях его, страх и стыд, удовольствия душевные и телесные в различных видах, и наконец печаль, к которой относятся зависть и сострадание».
Разумная – благоразумие, рассудительность и мудрость – неразумие, невежество, лукавство. Ощущения, воображение, память.
«Страсти мыслящей силы: неверие, хула, злость, коварство, любопытство, двоедумие, злословие, клевета, осуждение, презрение, насмешка, лицемерие, ложь, сквернословие, пустословие, лесть, притворство, хвастовство, человекоугодие, превозношение, клятвопреступление, празднословие и проч.
Страсти ума суть: надмение, высокомерие, тщеславие, вражда, зависть, самоугодие, прекословие, непослушание, мечтание, вымыслы, чванство, славолюбие, гордость – первое и последнее из всех зол.
Страсти рассудка: рассеяние, легкомыслие, раболепство, помрачение, ослепление, увлечение, внушения, уступчивость, преклонность, сговорчивость, опрометчивость, и сим подобные».
Мы видим, что приведенная в книге классификация добродетелей и грехов содержащихся в душе человека соответствует взглядам святых отцов.
Эта классификация соответствует содержанию души человека. Можно сказать, что нравственное мировоззрение, включающее в себя эту классификацию, соответствует силам души человека, в христианском понимании.
Основные группы, которые раскрывают понятия входящие в классификацию.
Составляющие нравственного мировоззрения.
Грех или добродетель в мыслях (в помышлении) имеют в основном окончание (-ость).
Приведём обобщённую классификацию грехов и добродетелей человека (помышлений) с делением по условным группам.
1. Понятия, относящиеся к телу «телесные».
а). Основные грехи человека связанные с существованием тела,
с его самосохранением (чревоугодливость, обжорливость)
1. Чревоугодливость.
2. Павзависимость.
3. Неряшливость, нечистоплотность.
4. Ленивость.
в). Основные грехи человека связанные с материальными благами и комфортом (сребролюбивость, алчность).
1. Корыстолюбивость, жадность.
2. Тепличность, избалованность.
3. Лживость, бесчестность.
4. Грубость, невежливость.
5. Противозаконность.
Основные добродетели человека, связанные с понятием «смелость».
1. Жизнерадостность.
2. Терпеливость.
3. Общительность, коммуникабельность.
3. Понятия, относящиеся к обществу – общественные.
а). Основные грехи человека, связанные со способностями и с существованием в обществе (тщеславность, завистливость). Понятия, связанные с целями существования человека в обществе.
1. Тщеславность, болтливость.
2. Расточительность.
3. Своевольность, недисциплинированность.
4. Лицемерность, завистливость,
5. Нахальность, навязчивость.
Основные добродетели человека, связанные со способностями и с существованием в обществе (талантливость).
1. Скромность, немногословность.
2. Хозяйственность, бережливость.
3. Исполнительность, дисциплинированность.
4. Искренность, правдивость.
5. Уважительность, почтительность.
б). Основные грехи человека, связанные со знанием и умственными способностями (гордость, гордынность). Понятия, связанные с целями существования человека.
1. Гордость, высокомерность.
2. Упрямость, самоуверенность.
3. Властность, деспотичность.
4. Презрительность, придирчивость.
Основные добродетели человека, связанные со знанием и умственными способностями (интеллектуальность).
1. Духовность, смиренность.
2. Покладистость, уступчивость.
3. Добросердечность, послушность.
4. Сочувственность, отзывчивость.
В дальнейшем нейтральные слова и многие двузначные слова, мы не приводим из-за их большого количества.
В начале группы мы приводим однозначные слова, определившиеся по отношению к греху или добродетели. Они являются смертными грехами или бессмертными добродетелями. В группы входят различные грехи и добродетели.
Можно в дальнейшем увидеть, что одни и те же слова, которые называют грехи и добродетели могут принадлежать одновременно к разным приведенным группам внутри категорий (грех и добродетель). Но для удобства мы такие слова располагаем в группе, наиболее близкой к наиболее употребляемому значению слова.
3. Три группы слов, которые составляют мировоззрение.
Основные категории в нравственном мировоззрении – это категории: зло и благо (добро). Это категории греха и добродетели (в христианской религии). Грехи и добродетели не могут существовать вне человека. Они функционируют в душе человека. И воздействуют на тело человека.
Сердце также не может функционировать вне человека. Оно существует в теле человека. Но человек может изучать работу сердца, его строение и его функционирование. Мы также можем отделить грехи и добродетели от человека и изучать их.
Эти категории выражаются через слова. Слова составляют язык человека, а он неразрывно связан с понятиями греха и добродетели.
Чтобы понимать категории греха и добродетели необходимо выделить из всего русского языка слова, которые выражают грех или добродетель.
Если слово связано с тем, что в человеке, с моральными ценностями человека, имеет одно значение, которое вредит человеку или другим людям, ведёт к несчастьям и к смерти, то это слово грех (однозначный).
Если слово связано с тем, что в человеке и то, что связано с человеком, с моральными ценностями и имеет из всех значений (нейтральных, добродетельных или греховных), хотя бы одно значение, которое вредит человеку или другим людям, ведёт к несчастьям и к смерти (хотя бы одно значение с признаком греха), то это слово мы приводим как греховное.
Греховность и грех связаны с отвлечённым значением слова.
Это касается и добродетелей.
Так как нас интересуют общечеловеческие категории греха и добродетели, то разделим все слова русского языка (взятые из словаря русского языка) на группы в зависимости от их отношения к этим категориям.
Можно выделить три группы моральных слов: нейтральные, однозначные и двузначные.
В группу морально-нейтральных слов по отношению к греху и добродетели входят слова естества и слова, связанные с жизнью и деятельностью человека. Эта группа не связана с моральными ценностями человека. Эти слова не грех и не добродетель. Под моральными ценностями человека мы понимаем категории добра и зла.
Слова естества – это слова, отражающие природу, материальную сферу, слова, описывающие окружающий мир без деятельности человека и моральных ценностей человека. Лес, озеро, планета, атом, железо и т. д.
Слова, связанные с жизнью и деятельностью человека – это слова, которые также не связанные с моральными ценностями человека. Поезд, плотина, диван, дом, наука и т. д. Материальные ценности.
Эти нейтральные слова определяются качеством и изменением.
В группу морально-однозначных слов входят слова, связанные с жизнью и деятельностью человека, которые однозначно выражают своими названиями моральные ценности человека. Они имеют одно лексическое значение: или греха, или добродетели. В эту группу входят определившиеся слова по отношению к греху или добродетели. Это слова, выражающие грех и слова, выражающие добродетель. Грех и добродетель выражают в своих названиях черты характера (помышления) и действия человека.
Грех в характеристике – греховное помышление.
Грех в действии – греховное действие.
Сребролюбивый, убивать и т. д.
Добродетель в характеристике – добродетельное помышление.
Добродетель в действии – добродетельное действие.
Смиренный, сострадать и т. д.
Например: слова – тщеславный, гордый, лживый, скупой, развратный и т. д. Эти слова являются носителями определённого, однозначного греха.
Слова – терпеливый, скромный, мирный, заботливый и т. д. Эти слова являются носителями определённой, однозначной добродетели.
Однозначные слова грехов возглавляют страсти, пороки – смертные грехи. Они являются основой для классификации грехов. Смертные грехи, в понимании восточной и западной церкви, входят в общее понятие страстей человека. Многие духовные старцы из всех страстей выделяют главную духовную страсть – это гордость. На это указывает и Ветхий завет.
Согласно христианской религии в смертных грехах действует сатана. В общем, сатана – это противник, это страсти и грехи, которые вторгаются в жизнь человека. Они являются противниками вечной и здоровой жизни человека.
Однозначные слова добродетелей возглавляют добродетели – бессмертные добродетели. Они являются основой для классификации добродетелей. Иисус Христос (и все духовные старцы) из всех видов любви выделяет главные духовные добродетели – это любовь к Богу и любовь к ближнему. Согласно христианской религии в бессмертных добродетелях проявляется действие Бога.
В третью группу входят морально-двузначные слова, связанные с жизнью и деятельностью человека, которые не однозначно выражают своими названиями моральные ценности человека. Они имеют невыраженных, два нравственных значения: и греха, и добродетели.
Если слово связано с тем, что в человеке, с моральными ценностями человека и имеет неопределенное значение, однозначность которого зависит от сочетания с другими словами, то это двузначные слова.
В эту группу входят неопределившиеся слова по отношению к категориям греха или добродетели. Например: вера, надежда, любовь. Одно название может в разных сочетаниях с другими словами относиться к греху или к добродетели, иначе, может иметь разное нравственное значение. Для того чтобы они стали определившимися, однозначными, необходимо их сочетать с другими словами. Вера в Бога, надежда на воскресение мёртвых, любовь к ближнему. Но! Вера в себя, надежда на себя, любовь к вкусной пище. Словосочетание двузначного слова с нейтральными и однозначными словами позволяет отнести уже словосочетание к греховному или добродетельному. Нейтральные и однозначные слова в словосочетании выступают в роли зависимых.
Необходимо учитывать, что у данных слов есть и другие нейтральные значения не связанные с понятиями греха и добродетелей. Но мы выделяем двузначные слова, которые имеют хотя бы одно религиозное значение, значение греха или добродетели.
Нейтральные слова – не имеют значений греха или добродетели.
Однозначные слова – имеют четкое значение греха или добродетели.
Двузначные слова – имеют неопределённое значение греха или добродетели. Это значение определяется сочетанием с другими словами.
Грехи и добродетели зарождаются в голове человека в виде мыслей, помышлений. Они формируют характер и проявляются внешне через действия. Поэтому все слова категории делим на характерные черты и действия.
О разделении помышлений и действий учил Иисус Христос. При этом помышление первично.
Слова, называющие грехи и добродетели взяты из словарей русского языка.
Понятия грех и добродетель существуют как абстрактные понятия. Для этого используются отвлечённые значения существительного. У каждого слова отражающего действие и качество есть отвлечённое значение, которое выражает грех или добродетель.
Сребролюбие – это грех деятельности человека. Любить – действие (любие). Сребролюбивость – это грех мышления, помышление (любивость). Черта в характере – сребролюбивый.
Грехи и добродетели мы отделяем от литературного русского языка в виде отвлечённых значений существительных. Мы принимаем, что у помышлений (помысел, размышление, мысль, дума), иначе у любых мыслительных процессов, есть слова характерных черт (в основном -ость). Это грех или добродетель помышления, мышления. А у действий, поступков, деятельности и т.д., иначе у любых физических действий, есть слова деятельных черт (в основном -ние). Это грех или добродетель действия. Окончания слов -ость и -ние прибавляются к корню, основе, в свободном порядке, но с сохранением смыслового значения.
Человек лицемерный. Характеристика. Человек имеет в помышлении грех – лицемерность. Он совершает действие – лицемерит. Грех действия – лицемерие. О нем говорят, что он человек лицемерящий. Человек действующий.