Социальная психология
© Чакилева К.Э., текст, 2024
© ООО «Издательство АСТ», оформление 2025
Предисловие
Меня зовут Ксения, и я – ведущая подкаста «Смерть на все случаи жизни». Этот проект стал для меня своеобразным путеводителем в таинственный мир явления, о котором мы часто предпочитаем молчать.
Как изменилось наше восприятие смерти в 21 веке? Вместе с моими гостями мы обсуждаем разные практики, которые с ней связаны – как в реальной жизни, так и в виртуальном пространстве. Мы задаемся вопросами: легальны ли эти практики? Оправданы ли они с моральной точки зрения? И что будет с ними в будущем?
Я верю, что говорить о смерти – это естественно! И именно об этом мой подкаст. Я стремлюсь к осознанному подходу, ведь понимание этой неизбежной части жизни помогает нам осознанно жить. Мой интерес к теме зародился еще во время учебы в университете, когда я замышляла писать диссертацию о цифровых активах в онлайн-пространстве. Время летело, университет остался позади, а ощущение незавершенности не покидало меня. И вот я решила воссоздать свой замысел, создав этот подкаст.
Я всматриваюсь в смерть глазами науки, а не через призму личного горя или утраты. В этом замечательном пути меня вдохновили работы таких людей, как Оксана Мороз и Сергей Мохов, которые помогли мне глубже понять эту тему и исследовать ее многогранные аспекты.
Как же меняется наше отношение к смерти в современном обществе? Какие обычаи и традиции вновь обретают смысл, а какие теряют его?
Мы живем в мире, погруженном в цифровые технологии, где наши телефоны и социальные сети становятся частью нашей повседневной жизни.
Но как быть с тем, что наедине с нами в этом пространстве живут и мертвецы – как в буквальном, так и в виртуальном смысле?
Мой интерес к феномену цифровой смерти привел меня к исследованиям, где технологии, большие данные и искусственный интеллект перетасовывают традиции.
Вместе с моими собеседниками мы исследуем виртуальные кладбища, цифровые следы, селфи на могилах, горевание в соцсетях и даже компании, предлагающие клининг с помощью специального приложения. Мы обсудим все эти удивительные и порой шокирующие аспекты, но обо всем по порядку…
Глава 1
Что такое смерть в онлайн-среде?
В этой главе мы узнаем: что такое исследование цифровой смерти или Digital death studies, что оно изучает, как это влияет на нашу жизнь.
Что же такое смерть в онлайн- и цифровой среде?
Digital death studies – это исследование смерти в контексте цифрового пространства. Можно следить за изменением ритуалов траура в сети и обнаружить новые необычные практики спонтанной меморизации в формате горевания на RIP-страницах в социальных сетях или RIP-троллинга. Или задаться вопросом о том, отвечает ли виртуальная реальность нуждам скорбящих, и придумывать программные решения, которые более чувствительны к смерти. Запускать приложения-планировщики похорон, последующего прощания с умершим, его посмертного существования в виде мемориального аккаунта в социальных сетях. Можно отмечать влияние цифровых технологий на повседневность и изучать, что такое селфи на кладбище, как меняется наше отношение к местам захоронений при оснащении их QR-кодами и что происходит с похоронной индустрией с появлением новых технических возможностей рекламы услуг. Или вообще задуматься, насколько зрелищен и публичен акт умирания современного человека в условиях высокой степени представленности почти всех и каждого в коммуникативных сервисах. У нас есть возможность изучать разные способы репрезентации ухода человека в компьютерных играх, цифровых сериалах, блогах и смотреть, как вообще оформляются эти пространства способами прощания, сожаления, терапевтирования и ситуации утраты. Наконец, можно увидеть правовую проблематику решения вопросов цифрового наследства: как упорядочить цифровые активы, кто может выступать в роли распорядителя по вопросам управления режимами онлайн-смерти, сетевой скорби или нарушителя возникающих спонтанных норм? Обо всех этих спектрах я буду говорить подробно в следующих главах, а здесь попытаюсь кратко пройтись по каждому направлению.
Давно известно, что люди, которые пользуются Интернетом на постоянной основе, которые включили Интернет в свою повседневную жизнь, оставляют за собой большой след: это следы в виде цифровых вещей, или digital things.
Каждый человек, у которого есть аккаунт, владеет этими цифровыми вещами. Более того, в каком-то смысле мы как пользователи и есть эти цифровые вещи, потому что мы там не живем, наш аккаунт не равен нам офлайн. Даже если мы сложим все аккаунты от всех соцсетей и сервисов, которыми мы пользуемся, не получится та личность, которая живет в офлайн-мире. В этом смысле важно помнить одно: когда мы регистрируемся в соцсетях, заводим почтовый аккаунт, регистрируется на онлайн-мероприятии – во всех этих случаях мы получаем и заводим эти цифровые вещи и, по сути, их коллекционируем.
Чем более осознанно мы живем в повседневной жизни, тем больше мы можем контролировать эту часть следа в виде цифровых вещей. Например, лайки, которые мы ставим, переводы, которые мы осуществляем. Но когда мы начинаем задумываться о своей безопасности в онлайн-среде, и о том, что вообще станет с этими цифровыми вещами после нашего ухода, то нам будет легче их контролировать.
Другими словами, чтобы было легче жить и онлайн, и офлайн, необходимо еще при жизни заботиться о собственной кибербезопасности и цифровой грамотности. Важно также отметить, что одной из важных составляющих изучения цифровой смерти является урегулирование вопросов наследия. То есть, кому после смерти достанутся цифровые архивы, доступы? Если мы озаботимся этим вопросом еще при жизни, кому передавать свои цифровые архивные данные, то нам будет легче эту часть пост-умирания урегулировать еще при жизни. Конечно, вопрос передачи своего цифрового наследства не имеет ничего общего с желанием жить вечно. Когда у тебя есть важные вещи, после смерти хочется передать их своим близким: и не важно, книга ли это, дневник или прокаченный аккаунт в компьютерной игре.
Приведу пример из лекции Оксаны Мороз о цифровой смерти, который мне очень понравился. Она рассказывала историю про компьютерную игру, которую отец незадолго до смерти прошел с определенным результатом. Уже после смерти отца его сын нашел эту игру и в рамках терапии после смерти отца начал играть с машиной отца в этой игре, но таким образом, чтобы не завершить игру с более высоким результатом, чтобы отец в виде этой машинки продолжал жить вечно.
Даже такая, казалось бы, малозначительная вещь в виде компьютерной игры может быть важной, если вы хотите после себя оставить ваш след.
Существует несколько направлений в рамках исследования цифровой смерти.
Это может быть изучение инструментов, то есть того, каким образом в цифровой среде создаются локации, воспоминания, каким образом выражается скорбь. Есть множество публикаций о том, как люди, а точнее пользователи, переживают опыт утраты, как выглядит разговор о смерти или сама смерть для пользователя. Обсуждается, например, и то, что значит репрезентация смерти в играх? Почему возникают виртуальные кладбища или кладбища домашних животных? Как меняется политика Facebook[1] в связи с консервацией аккаунта? В этом контексте важно скорее то, что думают и делают дизайнеры, чтобы сконструировать новые пространства или сегменты цифр. С 2009 года идет активное обсуждение о переустройстве цифровой среды, создании дед-лайнеров, которыми могут воспользоваться дизайнеры, желающие так или иначе быть ответственными за чужую смерть в рамках цифрового пространства.
В этой связи стоит упомянуть Майкла Массими, дизайнера, который положил начало написанию рекомендаций веб-разработчикам по поводу репрезентации смерти в сети. Массими задумался над тем, как переустроить цифровую среду так, чтобы она включала в себя таната-сенситивные, позволяющие рефлексировать, взаимодействовать с феноменом смерти, пользовательские инструменты. Они должны были позволять людям выражать свое отношение к смерти, переживать смерть другого и одновременно программировать личное публичное отношение к собственной смерти.
Какие существуют практики смерти в соцсетях и какие существуют приложения и сервисы для репрезентации смерти?
Вообще, одна из самых продвинутых в этой области соцсетей – это Facebook. Сегодня в данной социальной сети около двух миллиардов мертвых пользователей. Социальная сеть разрешила наследникам превращать профили в мемориальные страницы, которые существуют вечно. Наследников можно назначить еще при жизни, и, когда пользователь умрет, его доверенное лицо должно будет отправить в службу поддержки специальный запрос. После его подтверждения в профиле покойного напротив имени появится специальная пометка, а наследник сможет добавить на страницу прикрепленный пост, например, некролог или информацию о дате и месте прощания с человеком. Также может ответить на новые запросы на добавление в друзья, помечать юзер-пик, однако внести изменения в прошлые записи, удалить старые фото или кого-то из друзей, а также получить доступ к личной переписке покойного не получится. Никто не сможет войти в учетную запись или обновить ее, и она останется замороженной как место для близких, которые хотят поделиться своим горем.
Настройка для памятного статуса в Facebook.
Взято из настроек Meta Platforms*.
Подобно Facebook, в Instagram[2]учетная запись умершего человека может быть либо меморализована, либо удалена ближайшим членом его семьи. Чтобы удалить учетную запись, Instagram требует доказательства смерти от документов до ссылки на некролог или новостную статью.
Памятный статус в Instagram.
Взято с платформы.
Пресс-служба «ВКонтакте» также утверждает, что всегда прислушивается к пожеланиям родственников умершего. Один из вариантов решения этого вопроса – повышение приватности страницы, когда весь контент, размещенный на ней, становится доступен только для друзей, а аккаунт сохраняется в том виде, какой он имел на момент последнего захода на сайт его владельца.
Пример памятной страницы «ВКонтакте»
Впрочем, существуют более радикальные способы продлить свою жизнь – специальные сервисы. Здесь стоит отметить, что ключевая аудитория таких сервисов – это молодые люди, для которых смерть в формате приложения скорее похожа на игру. С одной стороны, такой подход позволяет перевести обсуждение смерти в плоскость чего-то легкого и доступного: большинство таких приложений специально выдержаны в светлых и жизнерадостных цветах, с дружелюбным интерфейсом и счастливыми фотографиями родственников. С другой стороны, эти приложения рассчитаны именно на молодую аудиторию и не включают в свое пространство людей, которые в самом деле начинают задумываться о планировании своей смерти. Тем не менее, эти приложения устроены так, что позволяют последовательно ответить на все ключевые вопросы. И даже если вы молодой, здоровый, и вы как бы играете в это приложение, оно позволяет даже в такой игровой форме решить все вопросы, касающиеся вашего ухода, пока вы молоды, здоровы и не видите смерть как нечто неизбежное и страшное.
Еще одна история, которая довольно-таки хорошо продается, это цифровые двойники покойных, с которыми можно общаться, разговаривать. С одной стороны, вы сможете позвонить своему родственнику и поговорить с ним, с другой, это специальный тип терапевтирования: вы не можете его отпустить и таким образом вы решаете проблему горевания по покойному.
Таких технологий достаточно много. Для меня большим открытием стала новость о том, что в 2012 году на музыкальном фестивале удалось реанимировать Тупака и выпустить его выступать со Снуп Догом. Поклонники обсуждали, хотел бы вообще Тупак выступать со Снуп Догом, но его невозможно было спросить, ведь к тому моменту он был уже мертв. Вопрос решился юридически: правообладатели дали на согласие на это выступление.
Есть и другая сторона, когда люди задумываются о реанимации не публичных людей, а своих близких.
История цифровых двойников начинается с разработки чат-бота Ромы Мазуренко, который погиб в автокатастрофе в 2015 году. Мысль о «продлении» человека пришла в голову его близкой подруге, которая так скучала по нему, что создала на базе переписки с ним специальный чат-бот.
Кроме этой истории есть еще опыт семьи, в которой умирал пожилой мужчина: его сын решил записать часы разговора с отцом, чтобы оставить беседы с ним на память себе и потомкам. В какой-то момент, когда он накопил уже достаточно много историй о своем отце, он решил сделать на базе записанных разговоров чат-бота, который будет беседовать с ним и отвечать на вопросы. Он собрал письменное разрешение от отца, который был еще жив к тому моменту, его семьи, и создал приложение, которое не имеет коммерческого статуса и работает только в пределах семьи.
Чат-боты устроены так, что они как бы создают единый цифровой аватар, который будет воспроизводить и внешним обликом, и голосом, и совокупностью высказываний покойного человека. Причем, чем больше у вас есть данных о человеке, тем больше вероятность, что чат-бот обучится очень хорошо. То есть чем больше вы соберете информации о человеке, тем качественнее бот воспроизведет покойного человека.
Как бы я воспользовалась таким приложением? У меня был прадедушка, который умер в 1992 году. Я видела его только на фотографиях и, конечно же, никогда не разговаривала с ним. Но если бы у меня был такой чат-бот, запрограммированный быть моим прадедом, я бы с удовольствием с ним пообщалась. Например, узнала бы о Великой Отечественной войне, так как у нас осталось очень мало информации о нем в рамках этого периода.
Или, например, у меня была прабабушка, у которой была очень насыщенная и интересная жизнь. Я застала ее при жизни, но хочу, чтобы мои будущие дети тоже могли ее знать, чтобы она им рассказала интересные истории так, как только она это умела делать. И у меня есть возможность загрузить этот чат бот, чтобы прабабушка в электронном виде рассказывала эти истории моим будущим детям. С одной стороны, это может показаться немного странным, ведь как можно общаться с человеком, которого уже нет в живых? Однако, с другой стороны, если я хочу, чтобы у моих будущих детей и их детей осталось какое-то представление о предыдущих поколениях, то это может быть отличным решением.
Например, вы не знаете своих прапрабабушек и прапрадедушек, и от них ничего не осталось, кроме фотографий и мест захоронений. А вот у наших детей, возможно, будет больше информации о своих прабабушках и прадедушках. Они могут увидеть их фотографии, дневники, записи в социальных сетях, которые они делали в старости, когда уже были в интернете. А у их детей будет еще больше информации о своих бабушках и дедушках, то есть о наших родителях, потому что они уже активно пользовались интернетом, регистрировались в социальных сетях, записывали голосовые сообщения и оставляли цифровые следы на разных сервисах.
Чат-бот не претендует на то, чтобы полностью заменить человека. Его задача – создать ощущение присутствия в той или иной степени. На данный момент не существует приложений, которые могли бы полностью заменить человека, и это вызывает интерес у разработчиков, поскольку ниша практически не занята.
Поговорим о конкретных приложениях и сервисах, которые позволяют запланировать уход из жизни.
Например, есть приложение EverPlans[3], которое позволяет составить завещание, выразить свои последние пожелания и даже пожелания по поводу похорон. Есть приложение Cake[4], его можно назвать «предсмертным планировщиком». Оно не просто позволяет запланировать похороны, но и предлагает список вопросов, которые помогают программе понять о вас больше и предложить соответствующие рекомендации. Например, в нем есть вопрос о наличии домашних животных. Если вы отвечаете на него утвердительно, то приложение спрашивает, с кем останутся ваши питомцы после вашей смерти. Это важный вопрос, потому что он заставляет задуматься не только о своем будущем, но и о будущем тех, кто рядом с вами.